Советский букварь 7 е издание 1987. Азбука и букварь в ссср. Букварь на службе ликбеза

Разбирал старые книжки и наткнулся на свой старый школьный букварь 1984 года выпуска. Пролистал бегло и, честно говоря, обалдел. Эта детская книжка, по которой ребятишкам нужно весело и с удовольствием учиться читать, оказалась настолько густо пропитана коммунистической пропагандой, что даже удивительно, как нам, рождённым в СССР, удалось избежать окончательного и бесповоротного зомбирования.

Трэш начинается с первой же страницы. Цитирую: "Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну — Страну знаний. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин"

Дальше — больше. Ленин, партия, Великий Октябрь, СССР — лучшая в мире страна, ветераны, ВОВ, и — довольно настойчивое втюхивание идеи стать космонавтом. Создаётся ощущение, что СССР планировал масштабную космическую экспансию.

Так что не удивляйтесь количеству ваты в мозгах соотечественников. Скорее, удивляться нужно тому, что даже при таких грандиозных и систематических усилиях госпропаганды нормальные люди остались.

Рождённые и выросшие в СССР, как вы думаете: сколько из того, что вы считаете своими убеждениями и ценностями, действительно ваше , а что просто было вбито в голову в детстве и стало частью вас помимо вашей воли? Что вам действительно дорого, а что вас просто выдрессировали любить? Почему вы гордились одними вещами и стыдились других? Как вы определяли что хорошо, а что плохо?

Не спешите отвечать. Давайте вместе пролистаем букварь 1984 года выпуска, по которому меня (и вас, вероятно) когда-то учили.

Букварь — это книга, которую дети открывали первой, без сомнений и критики впитывая всё, что было в ней написано или читалось между строк. Каждое его слово ложилось в фундамент их будущего мировоззрения как истина в последней инстанции. На то, чтобы переосмыслить и пересмотреть убеждения, сформировавшиеся в раннем детстве, нужны годы, гибкий и пытливый ум, привычка к здоровой рефлексии и благоприятная среда. Многим так и не удаётся избавиться от навязанных в детстве клише, да они и не считают это нужным.

С какого же урока начинался букварь? Что было написано на его первой странице?

Мама, Родина, Ленин. Вот они — слова, которые должны были стать для нас самыми близкими и дорогими. Никого не забыли? А папа где? Что, даже не вошёл в тройку лидеров? Зато Ленина не забыли — вот они, чётко расставленные приоритеты.

Интересно, что будут писать в букварях после 2017 года, когда Путина и, возможно, значительно расширят его полномочия? Мама, Крымнаш, Путин? Или маму выбросят за ненадобностью, заменив на что-нибудь более полезное — на «православие», например?

Ехидная физиономия Ленина во всю страницу (больше таких крупных картинок в книге нет вообще) — первое, что видел ребёнок после слова «букварь». Позже ребёнку сообщалось, что Ленину «горячо хотелось», чтобы ребята вырастали стойкими коммунистами. Грамотными и трудолюбивыми гражданами. Толковыми и неприхотливыми винтиками, одним словом. Чтоб хоть санкции, хоть камни с неба — всё нипочём. Стоит ли после этого удивляться, что мумия Ленина всё ещё лежит на Красной площади, а население терпеливо сносит любые эксперименты правительства над многострадальной отечественной экономикой?

Родина — второе из самых важных слов в букваре это СССР — единый, могучий, великий, красивый и вообще самый лучший. Герб, флаг, изображение на карте — всё для того, чтобы показать, насколько это важная вещь — государство. Не зря же для многих развал СССР — это личная трагедия , фактическая утрата Родины. Сейчас ностальгия по СССР успешно подпитывает агрессию против ближайших соседей России под маской объединения «русского мира». Ну и что, что гибнут люди? Это же за Родину!

А вот тут есть забавное упражнение: «пилот — пилит; плотник — плавает; капитан — летает». Нужно правильно расставить слова, чтобы они соответствовали друг другу. Не помню, о чём я задумывался при виде этого упражнения много лет назад, но сейчас мне почему-то тут же пришло в голову, что летает у нас Шувалов (на своём Бомбардье), плавает на самой большой в мире яхте Усманов, а пилят.. все пилят, кто может добраться до бюджетных денег. Увы, время такое.

Судьба советского школьника была предопределена с самого рождения: октябрёнок — пионер — комсомолец — коммунист. Не случайно всё начиналось с октября, точнее — с Великого Октября. Дата банального переворота стала точкой отсчёта, сакральным событием и даже своеобразной «вещью в себе». Разве можно сказать: «слава сентябрю» или «слава Новому Году»? Глупо звучит. А «слава Октябрю», оказывается, можно.

А здесь вообще весь разворот посвящён символам коммунистической идеологии: Ленинград, Аврора, пионеры и демонстрация, которая не демонстрирует ничего, кроме управляемости добровольно-принудительно вышедшего на неё стада.

Складывается ощущение, что СССР целенаправленно готовился к масштабной космической экспансии — иначе зачем вкладывать в детей желание стать космонавтами? Более экзотическую профессию ещё нужно поискать: на 300 миллионов жителей СССР приходится менее 120 космонавтов, включая 33 уже умерших. Меньше одного космонавта на 2 миллиона человек — стоило ли ради этого вести такую долгосрочную рекламную кампанию?

Причём тема космонавтики поднимается неоднократно, несмотря на то, что к 1984 году лидерство в космосе уже давно было утрачено, а советская космическая программа отличалась особой к своим участникам. с его мечтой о колонизации Марса стоит взять идею на заметку — пригодится для воспитания будущих марсиан.

Милитаризм и тоже, разумеется, не был обойдён стороной. Те добровольцы, что воюют сейчас в ДНР/ЛНР, тоже воспитывались в духе уважения к славным советским воинам.

Дети учились чтить ветеранов и, как должное, принимали идею, что за мир можно (и нужно) воевать, как бы абсурдно и лицемерно это не звучало.

Просмотрев букварь, я понял, откуда у меня в голове взялась целая куча других, безобидных штампов: собака — друг человека; Пушкин — великий русский писатель (почему, кстати, не поэт?); Толстой — гениальный русский писатель; Маяковский — великий советский поэт; Маршак, Михалков, Барто — замечательные советские писатели.

На всём в букваре висят уже готовые ярлычки. Вместо того, чтобы просто подписать то или другое произведение и дать возможность детишкам составить своё о нём мнение, им назойливо сообщают, что именно эти авторы — великие и гениальные. Умение оценивать и критически мыслить всегда было излишним навыком для тех, кому было предназначено встать в строй и повиноваться мудрым указаниям партии и правительства.

В итоге, если посмотреть на россиян в возрасте от 30 до 50, то выяснится, что у большинства из них голова забита установками и клише, цена которым даже не грош, а 45 копеек — именно столько стоил советский букварь, до отказа напичканный коммунистической идеологией.

Разумеется, он был хоть и первым, но не единственным звеном в цепочке. За ним в дело вступали другие книги, фильмы, газеты, телепередачи, постановки, массовые мероприятия и ещё черт знает что. У всего этого была одна цель — воспитать человека будущего, строителя коммунизма.

Не знаю, кому первому в голову пришла идея о том, что детьми позволительно манипулировать, исподволь впихивая им в голову «правильные» идеи и ценности, но результат этого мы видим сейчас во всей красе: инфантильное население с густо запудренными мозгами, тщетно пытающееся найти точки соприкосновения между объективной реальностью и заложенной в детстве программой, ностальгирующее по великой и прекрасной стране, которой на самом деле никогда и не существовало.

Букварь — начало начал. Букварь — это первая книга первоклашки. Почти каждый советский мальчишка и девчонка начинали нелегкий путь познаний именно с этой книги. Букварь — это книга, которая первая давала советским детям образование, любовь к Родине, близким. Может быть поэтому, чтобы не забыть свой первый учебник нас, первоклашек, фотографировали именно с букварем на парте или в руках. У многих наверное есть такие фото. И спустя много лет, мне случайно попалась в руки эта книга. Полистав букварь, я прослезилась от нахлынувшей ностальгии. Видя, запомнившиеся с детства иллюстрации в учебнике, в памяти всплывают ассоциации с которыми они связаны. Вот на этой странице я по слогам читала всему классу стишок про рукавички, а глядя на картинку веселых детей, катающихся с горки, мне хотелось чтобы скорее закончились занятия и бежать на застывший льдом пруд кататься с огромной горки. Можете и у вас, после просмотра букваря, всплывут какие-то воспоминания о детстве и школьных годах.

В Стране Советов образование было на очень высоком уровне и при этом (сейчас трудно в это поверить) бесплатным. Каждый советский школьник знал, что делая упор только на собственные знания, можно поступить в высшее учебное заведение без взятки или «волосатой» руки. Поэтому многие ребята стремились окончить школу с «красным» дипломом. А с чего же начиналось образование школьника? Конечно же, с него – с «Букваря »!

Сейчас практически всех детей отдают в школу с шести лет. При этом учителя требуют, что б ребенок уже умел бегло читать и владел счетом. Сейчас малышат просто вынуждают рано повзрослеть и не потому, что их детство лишено воздушных шаров и игрушек, а потому, что детская безмятежная беззаботность заканчивается ровно в пять лет, когда начинается «беспросветная» учеба на подготовительных курсах… А ведь в Союзе такого не было: и уроков задавали меньше и на спорт и дворовые игры времени хватало. Помню, мы шли в первый класс с семи-восьми лет, при этом, не умея читать и считать. И уроков нам задавали меньше, чем сейчас. Например, мой первоклашка, отсидев в школе семь! уроков, приносит домой «горы» домашнего задания по письму, математике, природоведению, английскому, труду…

Вот я все ворчу, наверное, это от того, что даже мед в детстве казался слаще. До сих пор с радостным чувством вспоминаю свой первый звонок, первую учительницу Лидию Ивановну, как она, стоя у классной доски, держала в руках «Букварь» и торжественно произносила: «это самая главная книга в вашей жизни, с нее вы начнете свое путешествие в мир знаний…». Размышляя так, я расчищала книжные полки для новых книг своего первоклашки и в самом углу нашла, не поверите, «Букварь»! Здравствуй, старый друг! Открываю первую страницу… ай да Лидия Ивановна… свою речь она позаимствовала оттуда, только забыла добавить, что «благодаря «Букварю» ты научишься писать свои первые слова «мама», «Родина» и «Ленин»!». А еще где-то из глубин памяти всплывает воспоминание о том, что была такая традиция: всех первоклашек усаживали за парту с «Букварем» в руках для фото. Наверное, у каждого советского школьника была такая фотография, которая потом с гордостью подписывалась на обратной стороне «1 сентября 1969 год. Ваня». А помните шутку: «мама мыла раму, а рама мыла маму»? Так вот, оказывается, предложение «мама мыла раму» было только в «Букваре» 1959-го года. И, возвращаясь к моему сыну-школьнику, у него в современном «Букваре» Жуковой есть фраза «Вова моет раму». Понятно, откуда ноги растут?

Вообще мне стало интересно, а сколько же «Букварей» вышло в Союзе, кто был автором? Давай-ка, старый друг моего краснознаменного детства, поведай мне свои секреты. Официально в Стране Советов «Букварь» «появился на свет» в 1937 году, под авторством заслуженного учителя Николая Головина. Народ сразу же «пошутил» на его счет: детей учила вся страна по «Букварю» Головина. Затем, это издание перерабатывалось и дополнялось новыми примерами, прописями, картинками из народных сказок про «Колобка», «Курочку рябу», «Репку» и так далее. Причем, давались только картинки, для того, что б развивать устную речь ребенка (он должен был, глядя в учебник, рассказать наизусть заданную сказку). Помню, как мы рассказывали сказу «О золотой рыбке» всем классом, по цепочке, каждый по одному предложению. Рассказ выходил немного забавный и не всегда правдоподобный. Причем, деткам было довольно просто ориентироваться в «Букваре»: гласные обозначались красным прямоугольником, согласные – зеленым. Также были социально-полезные изображения: вот девочка поливает цветы, а вот – переводит бабушку через дорогу. Обязательно была страница с портретом Ленина и описанием того, как он заботится о детях (сколько не просматривала первых учебников, портрет Сталина так и не нашла). Всегда был раздел «о Родине»: картинка с картой Союза и изображениями детей в национальных костюмах.

Итак, «Букварь» издавался в Москве, в издательстве «Просвещение». Редколлегия очень ответственно относилась к иллюстрациям книги. Экспертная комиссия детально просматривала рисунки «Букваря»: они не должны были быть излишне перегружены деталями. Должны нести положительно-воспитательный и ярко-выразительный характер, ведь, считалось, что психика ребенка очень уязвима и имеет образное, а не логическое мышление. Поэтому не удивительно, что к росписи «Букваря» привлекались опытные, даже известные художники, например Ежкова В., Богданов В., Никулина Т. «Букварь» издавался в 1943, 1945, 1950, 1951, 1952, 1959, 1962,1963, 1967, 1970, 1983, 1987. Как правило, каждый выпуск учебника создавался коллективом авторов. Однако наиболее известными в этой области были: Головин Н. («Букварь» 1937-44 года), Воскресенская А. («Букварь» 1952 год, 9-е издание и «Букварь» 1959 год 16-е издание), Архангельская Н. (1967 и 1970 год 5-е издание), Свадковский И. (1962 год 10-е издание), Горбушина А. (1983 год 23-е издание), Горецкий В. 1987 (7-е издание). Так и хочется с любовью сказать «спасибо!» за эту первую в жизни книгу и за пожелтевшее от времени фото той кудрявой первоклассницы 1970-го года, которая так гордо улыбается в обнимку со своим «Букварем». И мы все, знаем с чего начинается Родина!

Скачать «Букварь»

Букварь 1937 год.

Автор: Головин Н. М.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1937
Формат: PDF
Размер: 171,6 Мб
Кол-во страниц: 72
« »

Букварь 1946 год.

Автор: Редозубов С. П.
Издательство: Учпедгиз
Год: 1946
Формат: DjVu + программа для просмотра.djvu файлов
Язык: Русский (дореформенный)
Количество страниц: 98
Размер: 2,72 МБ

Публикации раздела Литература

Букварь на службе ликбеза

10 октября 1918 года был подписан декрет «О введении новой орфографии», который исключил из алфавита буквы Ѣ, Ѳ, I, отменил написание Ъ в конце слов - и в целом привел русскую орфографию к тому виду, в котором мы знаем ее сегодня. «Культура.РФ» рассказывает о главных послереволюционных букварях разных лет.

«Азбука» Владимира Конашевича, 1918

Азбука Владимира Конашевича (обложка). Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Азбука Владимира Конашевича. Петербург, издательство Товарищества Р. Голике и А. Вильборг. 1918

Иллюстрированная «Азбука» советского художника Владимира Конашевича стала одним из первых пособий новой орфографии (без буквы «ять»). Идея книги родилась во время переписки художника с его семьей, застрявшей на отрезанном армией Колчака от Советской республики Урале. «Папа писал маме письма, а мне посылал картинки на каждую букву алфавита , - вспоминала дочь Конашевича Ольга Чайко. - Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы» . Позже Конашевич по совету знакомых решил издать эти рисунки - и в 1918 году в свет вышла «Азбука». Она включала в себя 36 картинок, раскрашенных акварелью. Предметы и явления в «Азбуке» были самыми разными, от животных и растений до транспортных средств и игрушек. Изображались они просто, без перспективных искажений, поскольку Владимир Конашевич считал, что «ребенок с первого взгляда должен понимать картинку».

Владимир Маяковский. Советская азбука (обложка). Москва, 1919

Владимир Маяковский. Советская азбука. Москва, 1919

«Интеллигент не любит риска. / И красен в меру, как редиска» - и так от «А» до «Я». Эта злободневная азбука вышла впервые в 1919 году, причем Владимир Маяковский был автором не только ее эпиграмм, но и карикатурных иллюстраций к каждой из букв алфавита.

Основной аудиторией этого букваря были красноармейцы, которых Маяковский хотел с помощью такого сатирического издания приучить к поэтическому языку. «Там были такие остроты, которые для салона не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо» , - вспоминал он. Маяковский лично раскрасил около пяти тысяч экземпляров азбуки, напечатанных в пустующей Строгановской типографии, когда Центропечать отказала поэту в издании книги. Позднее многие двустишия из «Советской азбуки» Маяковский перенес на культовые «Окна РОСТА».

«Долой неграмотность», 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Дора Элькина. Долой неграмотность! (Букварь для взрослых). Москва, Внешкольный подотдел МОНО, 1920

Под таким названием в 1919–1920 годах вышли первые издания советского букваря для взрослых, разработанные Дорой Элькиной и коллективом соавторов. Эти пособия обучали азам чтения и письма на основе политических лозунгов: например, учащимся нужно было прочесть по слогам фразы «Советы набат народа», «Мы несем миру свободу» и известный палиндром «Мы не рабы, рабы - не мы». Иллюстрациями первых советских азбук служили яркие агитплакаты, сцены из жизни пролетариата.

Через несколько лет было создано общество «Долой неграмотность», целью которого была ликвидация массовой безграмотности. Его работу курировали крупные государственные деятели: Михаил Калинин, Надежда Крупская, Анатолий Луначарский. Под началом общества выходили не только учебные пособия, но и культурно-просветительские журналы, такие как «Культпоход» и «Повысим грамотность». По оценкам историков, за 13 лет своего существования общество «Долой неграмотность» обучило около 5 миллионов советских граждан.

Букварь «Пионер», 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь (обложка и титульный лист). Ленинград, ГИЗ, 1925

Иван Сверчков. Пионер. Детский букварь. Ленинград, ГИЗ, 1925

Целью этого пособия было обучить школьников не только азам грамотности, но и устройству окружающего их мира и советского быта. «Пионер» рассказывал маленьким читателям о жизни в городах и селах, о разных пролетарских профессиях, о домашних и диких животных, об измерениях длины, веса и времени с помощью иллюстраций в гравюрном стиле. Конечно, сильна была в книге и идейная составляющая. Одними из главных образов букваря были Октябрьская революция и Владимир Ленин: им были посвящены многие стихотворения букваря.

А само детство в молодой советской стране «Пионер» неразрывно связывал с понятием «наше»: общими изображались сады, школы, лагеря и даже революция.

«Букварь» Николая Головина, 1937

Николай Головин. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1937

Николай Головин. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1937

«Детей учила вся страна / По букварю Головина» , - говорили в Советском Союзе, и не без преувеличения. Пожалуй, не было школы в конце 1930-х - начале 1940-х годов, где не читали этот учебник, составленный заслуженным учителем РСФСР Николаем Головиным. Материал в книге располагался от простого к сложному: от чтения по слогам до прописей, от коротких рассказов об обычных детских занятиях до стихотворений, посвященных Ленину и Сталину, с явным политическим подтекстом.

Отличительной чертой «Букваря» были иллюстрации, к которым редколлегия предъявляла особые требования. Изображения были яркими, позитивными и простыми, не перегруженными деталями, а также имели предельно ясный назидательный и воспитательный тон, демонстрируя читателям шаблоны правильного поведения.

«Букварь» Александры Воскресенской, 1944

Александра Воскресенская. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Александра Воскресенская. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1956

«Букварь» за авторством методиста и педагога по русскому языку Александры Воскресенской был одним из самых успешных пособий для младшей школы: он переиздавался двадцать раз. Секретом успеха букваря было удачное сочетание заданий на развитие памяти, воображения и тренировку навыков письма и чтения. Материал в пособии усложнялся плавно и постепенно: от сочетания звуков к слогам, от них - к коротким словам, небольшим фразам, и так далее. Основным мотивом иллюстраций в книге была размеренная и счастливая деревенская жизнь (изначально по «Букварю» Воскресенской учились в сельских школах).

Александра Воскресенская также уделяла особое внимание подготовке к обучению дошкольников и создала знаменитую «азбуку с аистом» для обучения детей в семье.

«Букварь» Сергея Редозубова, 1945

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1946

Сергей Редозубов. Букварь (обложка). Москва, Учпедгиз, 1956

Сергей Редозубов. Букварь. Москва, Учпедгиз, 1950

Послевоенный букварь иллюстрировали сценками мирного труда и отдыха: юные пионеры изображались за внеклассным чтением, играми, спортом и уборкой. Описывая эти картинки и опираясь на вспомогательные, школьники учились придумывать короткие истории к каждому уроку. Ближе к концу «Букваря» находились стихи и рассказы для чтения, в том числе переработанные русские народные сказки. Правда, пособие было трудным для детей: в нем не всегда соблюдалось постепенное усложнение фраз и текстов для разбора, а также каждая его страница была перегружена столбиками слов с одинаковыми или похожими слогами.

Всеслав Горецкий. Букварь. Москва, издательство «Просвещение», 1993

Доктор педагогических наук Всеслав Горецкий построил свой букварь не согласно алфавиту, а по частоте употребления букв в речи и на письме: открывали книгу «а» и «о», а закрывали «ь» и «ъ». Также это был первый букварь, который выпустили вместе с прописями и дидактическим материалом.

Особенностью «Букваря» была его игровая форма. Путешествие в «страну знаний» вместе с учениками разделили популярные герои: Буратино, Незнайка и Мурзилка, - а заданиями часто были веселые загадки и ребусы. Также книга содержала множество простых для запоминания стихов, в том числе за авторством Александра Пушкина , Владимира Маяковского, Корнея Чуковского и Самуила Маршака .

«Букварь» Горецкого оказался настолько популярным и любимым у детей, что его продолжали издавать и переиздавать целых 30 лет, даже после распада Советского Союза.

Скачать Советский учебник

Учиться! Учиться! И еще раз Учиться!

В.И.Ленин

Утверждён Министерством просвещения РСФСР

© " П росвещение" Москва 1987

Формат: PDF, Размер файла: 5.35 MB

Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну - Страну знаний! Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама. Родина, .

Школа поможет тебе стать грамотным и трудолюбивым гражданином нашей великой Родины - Союза Советских Социалистических Республик.

Поздравляем тебя с началом учёбы и дарим первую школьную книгу - Букварь. Береги его! Он откроет тебе дверь в мир новых, интересных книг. Из него ты узнаешь, как велика и прекрасна наша Родина, как много делают советские люди, чтобы на всей Земле всегда был мир!..

Будь старательным и трудолюбивым.

В добрый путь, дорогой друг!

Скачать учебник СССР - Букварь 1987 года

См. Отрывок из учебника...

Лётчикам в полёте - Тем, кто в небе На работе!

Тем, кто у печей,- Нет работы горячей!

Трактористу -

Слава в поле,

А твоя работа В школе.

Труд твой Тоже на виду.

Честному труду!

Козлята и волк.

Жила-была коза. У неё было семеро детей. Сделала она себе избушку в лесу. Каждый день уходила коза за кормом в лес. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не открывать...

Когда собака подойдёт к болоту, то чибис слетает с гнезда и заманивает за собой собаку. Он бегает перед самой собакой. Собака бросается за ним, хочет поймать. А чибис отводит собаку от своего гнезда.