Локация южный предел. Джефф Вандермеер: "Зона Икс" (роман-трилогия). Это фантастика или что-то другое

Занятное, хотя во многом и очень нудное чтиво. Кто ищет развлечения в духе так популярной нынче боевой фантастики, может не утруждаться - это не для вас. Кто устал от бездумных приключений и не прочь напрячь мозги, - добро пожаловать!

Да, это настоящая НФ. За постановку серьезных вопросов трилогия, вернее, ее первая часть премию Небьюла и получила.

Что за вопросы? Встреча братьев по разуму, реакция современного общества на неведомое, тренды мирового развития - собственно, все. Но и этого достаточно, чтобы съехала крыша.

Вот, кто сказал, что братья по разуму действительно братья? Не в смысле родства и дружбы, а с точки зрения критериев той разумности? Кто назначил эти критерии? Иной разум - иной мир. Что произойдет при контакте и в какой форме этот контакт возможен? Готовы ли к тому контакту и мы, и они.

Благолепие «Сердца Змеи» И. Ефремова и «Малыша» братьев Стругацких и опасения «Войны миров» Г. Уэллса и «Андромеды» Ф. Хойла и Дж. Эллиота остались в прошлом. Это слишком просто, хотя при должном умении и весьма увлекательно. Реальность будет, скорее, ближе к «Пикнику на обочине» тех же Стругацких, где иной разум просто насвинячил на нашей территории и пошел себе дальше, не заметив родственников.

Впрочем, разум - это жизнь, а жизнь склонна к экспансии. Такое у нее имманентное свойство. И тут для непредвзятого взгляда получается натуральный хоррор.

Где-то в южных краях произошло нечто. Несколько тысяч человек пропало без вести, а по сути, погибло. Что-то оказалось разрушено. Стали твориться престранные вещи. Потом возникла граница - некоторая территория выпала из нашего мира. Но в границе нашлись проходы. И зону взялись изучать.

Но все это в прошлом. Сейчас Зоной занимается специальный институт - Южный Предел.

Первая часть, «Аннигиляция», - поход в Зону очередной экспедиции. Нечто среднее между «Пикником на обочине» и «Улиткой на склоне» Стругацких. Не так захватывающе, как у Стругацких, но вполне читабельно.

«Аннигиляция» - это кодовое слово, запускающее вложенную под гипнозом установку на самоуничтожение. Ввиду некоторых особенностей перехода сквозь границу и реакции Зоны на посетителей участники экспедиции подвергаются гипнотической обработке. Но, как всегда, что-то идет не так.

Вторая часть, «Консолидация», - попытка реанимации Южного Предела после многолетнего топтания на месте в попытке добиться от Зоны хоть какой-то воспроизводимой реакции. Ну, прямо как в «Улитке на склоне» Стругацких или «Солярисе» С. Лема. Вряд ли за нее дадут еще одного Небьюла - рассуждения героя в большинстве своем трансформируются в неконтролируемый тягостный поток сознания, хотя эта часть самая интересная в интеллектуальном плане.

«Консолидация власти» - еще одна кодовая фраза гипнотизируемых посетителей Зоны. Она запускает установку безапелляционного подчинения начальнику экспедиции. Ну, а для Южного Предела определиться, кто же им рулит на самом деле и утвердить единоначалие, - первейшая задача. А что если сама Зона? Вот это будет номер!

Третья часть, «Ассимиляция», - где все объясняется. Впрочем, на самом деле, все это только предположения, одни из многих, а финал остается открытым.

Почему «Ассимиляция»? Зона таки начинает экспансию. Теперь вопрос кто кого переварит: зона - наш мир или наш мир - зону? Или получится некий симбиоз? И главное, что там в конце тоннеля?

Будни преапокалипсического мира…

Да, дело происходит в Америке. Об этом прямо не говорится, но по косвенным признакам - да. Даже, не столько в США, сколько в Северной Америке вообще. Но это не США, в том смысле, что государство и общество Соединенных Штатов сильно трансформировались.

Теперь всем заправляет Центр. Центр - это и суперспецслужба, и научная организация, и государство как институт. Шпионы, заговорщики, повстанцы, террористы и нарушители экологического законодательства - точек для приложения сил много. А жизнь простых людей продолжает идти своим чередом, от правительства никак не завися. Пока не пересечется с его интересами.

Адептам ЛГБТ должно понравиться: гомосеки превалируют. Две из трех главных героинь - лесбиянки, один из двух главных героев - гей. И ни одной нормальной счастливой семьи - ни в текущем действии, ни в ретроспективе. Обусловлено сюжетом? Нисколько! Прогиб под либеральные принципы? Возможно. С другой стороны, если посмотреть шире - с точки зрения преапокалипсического мира, его тотального разложения, то отчего бы и нет? Эдакий авторский утонченный троллинг.

И что в итоге?

Мы ищем братьев по разуму, просматривая вселенную в узких диапазонах водорода и гидроксила. Смотрим в телескопы. Готовим красную дорожку перед парадной дверью. А те братья вполне могут зайти с черного хода - через мир духов, например. Это для нас он ненаучная ересь. Но откуда следует, что наш взгляд верен? Пара магических пассов в нужном месте - и пожалуйста: встречайте марсиан! Забавно…

Впрочем, могут явиться не братья - может явиться их экосистема. А может, и не их - может, просто чужая. Это будет еще забавнее.

Консолидация

Джефф Вандермеер Научная фантастика Misterium

В таинственной Зоне Икс не бродят мутанты и охотники за наживой, оттуда не приносят удивительных артефактов. Там просто исчезают навсегда – или возвращаются, но странно и жутко изменившись. В очередной бесплодной экспедиции сгинула директор Южного предела – тайной правительственной организации, изучающей Зону.

Теперь новому директору предстоит разобраться в наследии пропавшей. Проблема в том, что для постороннего эта организация оказывается загадкой не менее запутанной, чем сама Зона. Где результаты исследований? Почему так странно ведет себя персонал? Чем здесь занимаются на самом деле? Проникая в тайны Южного предела, новый директор приближается к ужасающему открытию…

Валентино Бонтемпи Кулинария Повар и поваренок

Каждая область Италии славится своими фирменными блюдами, но какой бы ни был регион – северная Эмилья-Романья или южная Апулия, – основным блюдом была и будет паста. Разнообразию блюд из пасты нет предела. Но для того чтобы попробовать настоящую итальянскую пасту, не обязательно ждать отпуска, можно приготовить дома пингвине с артишоками, камбалой, спагетти карбона, «петушиные гребешки » с цитрусовыми и овощами, рисовые фузилли с креветками и многое другое.

Что для этого нужно? Да всего ничего: качественные ингредиенты, солнечное настроение и рецепты от Валентино Бонтемпи – гуру итальянской кухни .

Исландская карта

Александр Громов Историческая фантастика Исландская карта

Новый остросюжетный роман популярного фантаста Александра Громова написан в жанре альтернативной истории и «альтернативной географии». К началу двадцать первого века императорская Россия, процветающее патриархальное государство, занимает одно из ведущих мест в мировой политике, споря за глобальное влияние с Великобританией, Францией, Германией и другими развитыми европейскими державами.

А Америки просто нет – ни Северной, ни Южной: от западных до восточных пределов Евразии простирается один огромный океан… Граф Николай Николаевич Лопухин, тайный агент Третьего отделения, получает личный приказ императора – сопровождать наследника престола, направляющегося с официальным визитом в Японию.

В ходе плавания Лопухину удается раскрыть международный заговор с целью устранения наследника. Теперь осталось только расстроить планы злоумышленников – в открытом море, без поддержки русского флота, под дулами корабельных орудий исландских пиратов, у которых появился новейший неуязвимый суперлинкор…

Альманах «Российский колкол» №1 2017

Альманах Поэзия Литературный альманах «Российский колокол» 2017

Каждый выпуск альманаха «Российский колокол» я готовлю с огромным удовольствием. Всегда радуюсь, когда постоянные авторы публикуют на его страницах свои произведения из номера в номер. Но наибольший интерес у меня вызывают новые талантливые участники.

Их некая «проба пера» на страницах альманаха делает выпуск бодрым и решительным, как все новое! В тандеме с более опытными литераторами, мастерски владеющими словом, рифмой, мыслью, каждый выпуск получается солидным и сильным! А какая география талантов в альманахе «Российский колокол»! От Дальнего Востока до Калининграда, от северных берегов страны до ее южных границ.

Да что там границы России. Каждый номер мы стираем их и выходим за пределы: отправляемся в творческое путешествие и находим русскоязычных авторов зарубежом. И нам приятно, что наше издание всех авторов сплачивает и вдохновляет.

Новейшая всеобщая география. Ч. 2

Уильям Гутри Документальная литература Отсутствует

Полный вариант заголовка: «Новейшая всеобщая география. или Описание всех частей света Европы, Азии, Африки, Америки и Южной Индии; с историею народов и всех государств от начала оных до наших времен, с новым прибавлением Российской географии в нынешнем ея состоянии, с описанием Белостокской области и Финляндии, с российскою историею от начала происхождения россиан, до дней ныне царствующаго императора Александра I: Часть I, II и III.

Содержит в себе: обстоятельное описание каждой земли как то: правление, государственные доходы, пределы, древнее и новое название, разделение, климат, качество земли, горы, леса, реки, острова, заливы, каналы, озера, минеральныя воды, металлы и минераллы, произрастения, животных, число жителей, нравы, обычаи и народные увеселения, одежду, веру, язык, ученых, литтераторов и художников университеты и академии, древности, мануфактуры, торговлю, колонии, сухопутные и морские силы, топографию, монеты кавалерския ордена, герб, историю государств и проч.

Раздел Антарктиды: готовы ли мы?

Алексей Наст Публицистика

F-22 "Раптор". Хищник боится влаги. Кис-кис…".

Клин. Часть первая (из трёх рассказов)

Роман Кинев Историческая фантастика Отсутствует Нет данных

Это повествование берёт начало в 80-м году прошлого века. В южный город Теплогорск переезжает с семьёй 12-летний подросток Гриша Чантурия. Здесь он знакомится со своим сверстником Эриком Клином. Мальчишки становятся близкими друзьями. Отныне все неудачи или успехи они делят на двоих.

Судьба ребят складывается благополучно, до некоего рокового предела, который перечеркнёт их жизнь. (Но об этом речь пойдёт во второй части, работу над которой я заканчиваю). Присутствуют элементы мистики.

Хищник. Официальная новеллизация

Марк Моррис Космическая фантастика Чужой против Хищника

На протяжении веков воинственные инопланетяне посещают Землю и охотятся на лучших воителей человечества. Их цели остаются неизвестными. Выследив и убив свою жертву, эти смертоносные охотники исчезают так же незаметно, как и прибывают, не оставляя ни одного следа за исключением мертвых тел.

Во взрывном перезапуске франшизы от Шейна Блэка охота возвращается из отдаленных пределов космоса обратно на Землю, в лесную глушь южной Джорджии. Теперь самые беспощадные охотники Вселенной сильнее, умнее и смертоноснее, чем когда-либо прежде. И только разношерстная команда из бывших солдат и профессора эволюционной биологии может предотвратить конец человеческой расы…

Если не получается живым – тогда предъявить частями, подходящими под опознание. Добытые в ходе последнего рейда сведения выводят бывалого наемника на след кровного врага. И без того сложная задача грозит стать вовсе невыполнимой. Чтобы добиться нужного результата, придется одолеть сотни километров песчаных равнин Южного Казахстана… Содержит нецензурную брань.

Можете не верить, но на меня совершенно не действуют книги и фильмы в стиле «хоррор». Наверное потому, что получается при желании выключить свою фантазию напрочь. И после, например, просмотра какой-то жуткой чертовщины я могу спокойно прошлепать ночью из комнаты в туалет, а потом неторопливо попить водичку на кухне. Не включая свет. и не опасаясь, что из-за угла, из-за шторки ванной, из темного окна на меня выпрыгнет нечто .

Но признаюсь: во время чтения книжек трилогии Южного предела (The Southern Reach ) волосы на голове время от времени натурально шевелились от ужаса.

Действие разворачивается примерно в наше время. На одном забытом побережье вдруг появляется некая Зона Икс, окруженная невидимым барьером. Любые объекты, которые с ним сталкиваются, исчезают (то ли переходят через границу, то ли вообще телепортируются непонятно куда). Военные, разумеется, бьют тревогу и берут Зону Икс в кольцо.

В новостях, конечно же, сообщают, что ничего страшного не произошло. Локальная экологическая катастрофа. Армия помогает ликвидировать последствия. Все нормально. Послушайте лучше прогноз погоды на завтра.

Тем временем в невидимой границе неожиданно обнаруживается «дверь» - проход через барьер. Организация «Южный предел», изучающая Зону Икс, начинает посылать экспедиции внутрь аномалии. Получаемые сведения недостаточны и противоречивы. Известна примерная карта местности. Говорят, что там очень тихо и спокойно. Но часть экспедиций при этом гибнет необъяснимым образом. Полевая киносъемка показывает неясные гигантские силуэты и застывшые в ужасе лица.

Научный отдел The Southern Reach не спит ночами, проверяя теории, но упирается в стену. Прогресса в понимании Зоны Икс нет. А она, между тем, медленно расширяется, захватывая все новые территории.

Если подвести самые общие впечатления, то можно сказать, что «Южный предел» - это такая смесь из «Под куполом» Кинга и «Пикника на обочине» Стругацких.

Но лучше не вешать ярлыки, а сформулировать так: «Южный предел» - это пугающая история столкновения с неизвестным, которая отлично играет на недосказанности. В рецензиях трилогии нередко мелькает упоминание сериала «Остаться в живых«- так проще понять о чем речь.

Главная героиня первой книги - биолог, одна из участниц очередной экспедиции - впервые попадает в Зону Икс . Мы исследуем аномалию вместе с ней. Биолог видит много непонятного и пугающего. Нам неизвестны ни причины возникновения Зоны Икс , ни цель ее существования.

А причины и цель явно есть.

Вандермеер быстро раскручивает мифологию Зоны Икс , которая полностью будет объяснена лишь в финале трилогии. Интрига выстроена здорово. От книги к книге меняются герои и время действия, неторопливо толкая вас к развязке и показывая историю возникновения аномалии с неожиданных сторон.

Если вы возьметесь за чтение, то наверняка доберетесь до конца. Даже не смотря на то, что второй томик получился несколько скучноватым. Герои Вандермеера в нем слишком увлеклись самокопанием, хотя без этого в серьезной фантастике, наверное, никак.

«…Там, где покоится зловонный плод, что грешник преподнес на длани своей, произведу я семена мертвецов и разделю его с червями…»

«Аннигиляция» уже в хороших руках. Фильм по книге собирается снимать бывший писатель Алекс Гарленд , чей режиссерский дебют «Из машины » так и не добрался до России, но являет собой великолепный образчик в жанре фантастики. Гарленд заинтересован «Аннигиляцией» и позвал на главную роль Натали Портман . Узнав это, я купила обе имевшиеся на русском книги и прочла их залпом за три дня. Несмотря на чудовищные обложки.


Честно говоря, я бы ни за что не взяла эти книги в руки, не попадись на глаза история про Гарленда и Портман. Название второй книги «Консолидация » меня насторожило - Authority в оригинале это все-таки ну никак не «Консолидация», а, скорее, «Власть ». Учитывая, что издатель решил не соблюдать заданную автором концепцию - название каждой книги трилогии начинается на «А» - то тем более непонятен выбор слова. Но об особенностях нейминга книг мы еще напишем отдельно.

Так вот, в «Аннигиляции» в экспедицию в Зону Икс направляются четыре женщины. У них нет имен, есть только их функции. Главная - психолог , владеющая гипнозом. Топограф и антрополог не главные героини этого романа, а повествование ведется от лица биолога . Она довольно странная девушка. Пока она путешествует с коллегами по Зоне Икс, Вандермеер дает нам возможность заглянуть в ее прошлое. Флэшбэки о ее детстве, любви к биологии, отношениях с мужем - они важны, чтобы лучше прочувствовать героиню.

Потому что скоро она спустится в Башню , и то, что она там обнаружит, изменит ее навсегда.

Экспедиция, за которой мы наблюдаем - двенадцатая по счету. Но не все так просто. Наша интроверт-биолог умудряется найти общий язык с Зоной Икс и не собирается покидать ее. Дело в том, что у девушки есть личные мотивы находиться в этом жутком месте, где по ночам воют непонятные животные, из земли прорастают людские силуэты, а стоящий в отдалении маяк изнутри выглядит так, будто там разразилась натуральная бойня.

«Власть», то бишь «Консолидация » показалась мне очень интересным продолжением. Вместо того, чтобы отправить в Зону Икс очередную экспедицию (как сделал бы это другой автор), Вандермеер рассказывает о буднях нового директора «Южного предела». У него есть имя, но он предпочитает, чтоб его называли Контролем .

Контроль - молодой человек, получивший пост благодаря связям матери. Однако ему придется в переносном смысле сразиться с духом прошлой директрисы, пропавшей в Зоне Икс. Сотрудники не будут помогать молодому выскочке, а сам Контроль ежедневно отчитывается о том, что видит, таинственному Голосу.

«Южный предел» на поверку оказывается захолустной организацией, совершенно не такой могущественной, как казалось в «Аннигиляции ». Тут крыша подтекает, в столовой кормят плохо, сотрудники разбегаются. Заместительница директрисы вставляет палки в колеса и не собирается взаимодейсвовать с новым начальником, потому что предана бывшей директрисе.

Но постепенно Контроль находит подход к Зоне Икс (посмотрев обязательное видео с кроликами и запись, оставшуюся от первой экспедиции), благодаря разговорам с тем, кто оттуда вернулся. Да, есть вернувшиеся. Но это спойлер.

И уж совсем спойлер пересказывать третью книгу, которую на русском еще не выпустили, но я пробежала ее глазами на Киндле.

Вообще мне ужасно понравились обе книги, но только издательству ЭКСМО нужно отказаться от переводов А.В. Филонова - фамилия человека оказалась говорящей. Переводчик филонит, как может - то калька, то откровенно нечитаемые предложения, а порой и просто ошибки (причем элементарные). Виноват, конечно, редактор, допустивший книгу в таком виде к печати (если вообще был редактор) - но об особеностях переводов книг в России мы еще напишем отдельно.

А Вандермеера почитайте обязательно.

На первый взгляд Зона Икс похожа на огромный запущенный заповедник. Леса, поля, болота, взморье, зверушки бегают, дельфины резвятся… Но почему за тридцать лет ни одна из исследовательских экспедиций не смогла добыть об этом уединённом безлюдном уголке никакой достоверной информации?

Jeff VanderMeer
Annihilation
Роман
Жанр: символизм, научная фантастика
Выход оригинала: 2014
Переводчик: М. Молчанов
Издательство: « Э», 2018
256 стр., 5000 экз.
Серия: «Кинопремьера мирового масштаба»
«Южный Предел», часть 1
Похоже на:
Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне»
Андрей Белый «Петербург»

Джефф Вандермеер - возмутитель спокойствия, автор, который в конце 1990-х вместе с Чайной Мьевилем придумал движение «новых странных» (New Weird) и в очередной раз растревожил «фантастическое гетто». Правда, такого шума, как в случае с киберпанками, не случилось: во-первых, слишком мало времени прошло с предыдущей «жанровой» революции, во-вторых, новая эпоха уже не располагала к таким резким поворотам. «Перемен требуют наши сердца!» - вся эта революционная романтика осталась в прошлом. Зато в локальных прорывах «новые странные» участвовали нередко. «Аннигиляция», роман Вандермеера, открывающий «Трилогию Южного предела» (The Southern Reach Trilogy), вышел на Западе в 2014 году, без жанровых меток, и неожиданно сорвал банк. Книга не только собрала отличную прессу, но и продалась тиражом свыше ста пятидесяти тысяч экземпляров - не «Пятьдесят оттенков серого», конечно, но тоже неплохо. Российские издатели, похоже, решили придерживаться той же «нефантастической» стратегии - и выпустили «Аннигиляцию» в серии Misterium, заточенной под детективы и триллеры. Мягко говоря, не совсем то же самое, что подать роман как произведение «основного потока», ну да ладно. «Странным» авторам - странные маркетинговые решения: как вы яхту назовёте, так она и поплывёт.

Если бы Вандермеер жил в конце XIX века, после «Аннигиляции» он мог бы смело претендовать на место в рядах символистов

Если бы Джефф Вандермеер жил в конце XIX - начале XX века, после «Аннигиляции» он мог бы смело претендовать на место в рядах писателей-символистов. Причём на место заслуженное и почётное. Роман от первой до последней строчки построен на переплетении символов, на тонком взаимодействии метафор. Исследовательская экспедиция, состоящая из четырёх женщин-учёных, отправляется в Зону Икс, которая тридцать лет назад стала средоточием странных, загадочных, необъяснимых явлений и событий. Разумеется, при слове «Зона» отечественный читатель немедленно вспоминает «Пикник на обочине», а следом и «Улитку на склоне» братьев Стругацких, но Вандермеер ещё менее АБС склонен разъяснять свои пышные метафоры - даже в виде гипотез. Он предпочитает наблюдать и кропотливо фиксировать события. Перевёрнутая башня из плоти уходит глубоко под землю, а по её стенам тянутся живые письмена на незнакомом, но интуитивно понятном героям языке. Загадочные чудовища выходят из моря и раз за разом штурмуют заброшенный маяк, одна из комнат которого под завязку набита старыми экспедиционными журналами. По полям бродят двойники участников предыдущих экспедиций, кто-то стонет и причитает по ночам в густом подлеске, а животные Зоны Икс, как показывают анализы, являются носителями человеческого ДНК. Да и с самими исследовательницами не всё так просто. Почему для экспедиции отобрали только женщин? Как они преодолели границу между Зоной Икс и повседневным миром? Отчего им запрещено называть друг друга по имени? Что утаивает от своих подчинённых начальница экспедиции? Сколько раз люди проникали в Зону на самом деле - и удалось ли хоть кому-то вернуться из этого психоделического путешествия? Наконец, что за изменения происходят с главной героиней, биологом-интровертом, и её спутницами? Увы, «никому ещё не удалось проникнуть в суть замысла Зоны и уж тем более помешать его осуществлению».

Как писал поэт Рене Гиль, один из основоположников направления, «воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образам, - вот формула символизма». Что ж, Джеффу Вандермееру можно предъявить ровно те же претензии, что и символистам начала прошлого века с их «голубыми розами» и «прекрасными дамами». Слишком много символов, означающих что угодно, кроме самих себя. Мир тает, истончается до невесомости сновидения, теряет цвет и запах, плоть и кровь. Чтобы добраться до финала и узнать, наконец, что «Аннигиляция» - роман о любви, об обособленности и о понимании близкого человека, которое приходит слишком поздно, нам придётся нарезать немало кругов по запутанным лабиринтам чудовищно искажённого «внутреннего космоса». Слишком уж большая здесь свобода для интерпретаций. Трактуй хоть по Джозефу Кэмпбеллу, хоть по старику Фрейду: неспроста персонажи мечутся между двумя реперными точками, между маяком и подземной башней! Тем любопытнее наблюдать, как главная героиня выискивает в происходящем близкие ей смыслы - или, может быть, просто вчитывает их.

Итог : самую точную характеристику этой книге даёт её главная героиня: «Искать скрытый смысл в этих бумагах - всё равно что искать его в окружающем мире: даже если он есть, то для каждого свой». Умри, лучше не скажешь!

Номинант «Небьюлы»

Несмотря на всю свою неформатность, в 2015 году «Аннигиляция» попала в шорт-лист «Небьюлы», одной из самых авторитетных жанровых премий мира. Конкуренцию Вандермееру составили Сара Моннет, Чарльз Гэннона, Энн Леки, Джек Макдевит и китайский фантаст Лю Цысинь.

Зона Икс возникла 30 лет назад после некого так и не объяснённого «Явления», в результате которого этот клочок дикой природы рядом с военной базой оказался отрезанным от внешнего мира и подвергся всевозможным необъяснимым изменениям. <…> Появление Зоны вызвало оторопь и смятение. Надо отметить, что и по сей день немногим известно о её существовании. По официальной версии правительства, произошла локальная природная катастрофа, вызванная военными экспериментами. Эту историю в течение нескольких месяцев по частям скармливали СМИ - настолько плавно, что для населения она стала частью общей шумихи по поводу проблем экологии. Спустя всего два года о Зоне Икс вспоминали только любители теорий заговоров и прочие маргинальные элементы.

Жанр : вирд, мистика

Издательство : Эксмо

Серия : Misterium

Год издания: 2016 (в оригинале — 2014)

Перевод : Наталья Рейн

Похожие книги:

  • Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине» (повесть)
  • Межавторский цикл «S.T.A.L.K.E.R.»

Эта книга не для вас.

Мы живем в эпоху глутамата натрия. Редкое успешное произведение не обходится сейчас без пресловутых вкусовых добавок. Если не окунуть героя в приключения, читателю будет скучно. Если не создать интригу с обязательным «вотэтоповоротом» в конце, читатель разгадает авторский замысел и, опять же, потеряет интерес. Только экшен, только хардкор — все для того, чтобы книгу купили, добрались до финала и поставили «лайк».

Все вышесказанное относится и к вирду — жанру для России пока незнакомому и малопонятному. «Новые странные» у нас представлены, в основном, Чайной Мьевилем, романы которого (кроме «Посольского города») полны динамики: персонажи спасаются, ищут, борются. Не гнушается именитый британец и яркими красками: тот случай, когда интереснее читать, КАК написано, нежели О ЧЕМ.

Совсем в другой манере пишет Джефф Вандермеер — еще один идеолог «странной литературы», составитель антологий «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», «The New Weird», «Steampunk» и многих других. У нас он известен по сборнику «Город святых и безумцев» — остроумной литературной мистификации, получившей высокие оценки читателей, а также по роману «Подземный Венисс». Оба произведения — чистый вирд, с его экспериментами над формой, психоделичностью и абсолютной неформатностью. «Трилогия Южного Предела», изданная «Эксмо», получила премию имени Ширли Джексон, а все три книги стали бестселлерами по версии «New York Times».

В первой книге, «Аннигиляции», рассказывается о четырех женщинах — антропологе, психологе, топографе и биологе. Они отправляются в «Зону Икс», некое место в Северной Флориде, где творятся странности. Нет, это не Хармонт, хотя Вандермеер и признает, что вдохновлялся «Пикником» Стругацких. Зона Икс — природная аномалия, которую исследуют, чтобы понять, представляет ли она опасность, и если да, то как с ней справиться.

Первые экспедиции заканчиваются плачевно: одни участники сходят с ума и умирают в перестрелках, другие бесследно пропадают, третьи возвращаются обратно и через несколько месяцев сгорают от рака. Биолог, рассказчица, участвует в двенадцатом походе в Зону. Необъяснимые события начинаются сразу же: женщины натыкаются на топографическую аномалию — подземелье, в глубь которого уходит винтовая лестница, а на стенах начертаны странные послания, напоминающие выдержки из Библии. Дальнейшие странности заставляют биолога усомниться, вернутся ли они обратно.

«Консолидация» не спешит возвращать читателя к событиям предыдущей книги. Вандермеер переносит действие в Южный Предел — организацию, расположившуюся неподалеку от Зоны. Главным героем становится Джон Родригес по прозвищу «Контроль». Джон — потомственный управленец, чьи мать и дед тоже как-то были связаны с деятельностью Южного Предела. Контроль занимает место предыдущей директрисы, которая необъяснимо пропала (как оказывается позже, она приняла участие в той самой двенадцатой экспедиции). Для Родригеса странности начинаются вместе с возвращением биолога. Вскоре он понимает, что не в состоянии контролировать Южный Предел, потому как Зона пустила ростки и здесь…

…и вот начинается «Ассимиляция». Предупреждаем о спойлерах.

На сей раз у книги несколько героев. Один из них — Саул Эванс, смотритель маяка, чья сюжетная линия связана с событиями тридцатилетней давности, когда не существовало еще ни Зоны, ни Южного предела. Саул целыми днями ремонтирует маяк, разговаривает с соседской девочкой Глорией, наблюдает за природой, спит с любовником по имени Чарли. Время от времени к смотрителю приходят Сьюзен и Генри — исследователи из «Бригады Познания и Прозрения». Зачем-то им сдался маяк Эванса, а точнее, нечто, находящееся на его верху. Визиты парочки становятся чаще и назойливей, но Саула беспокоит не только это. Его организм начинает меняться…

О более близком прошлом рассказывает директриса, причем от второго лица («Обычный день в Зоне Икс, день твоей смерти, — и ты сидишь, привалившись спиной к куче песка »). Синтия, которую некогда звали другим именем, поведает о закулисье Южного Предела. А с Контролем и Кукушкой, оставшимися в Зоне после событий «Консолидации», связаны события после «Консолидации».

Четыре персонажа, три временных плана, одна большая книга, завершающая трилогию. Цифры, достаточные для того, чтобы сорвать занавес тайны и ответить на все вопросы, возникшие в первых двух частях. Читатели уже довольно потирают руки. Однако, хитрец-автор, развесив множество ружей, не дает выстрелить почти ни одному из них.

Не сказать, что ответов нет совсем. Мы узнаем о судьбе биолога из двенадцатой экспедиции, о предках Контроля, о детстве директрисы. Но Зона Икс так и остается загадкой. Что она из себя представляет? Как возникла? Каковы ее цели? Что будет с персонажами? Ответы можно придумать самому, потому что сама Зона Икс — «загадка, обернутая в тайну». В ней водится живность со всего света, на разных ее территориях время течет в разном темпе, а некоторые люди, побывавшие там, необратимо меняются. Но почему? Автор говорит прямо: Зона не любит ответов.

Еще одной причиной невзлюбить этот цикл является неторопливость повествования. Не стоит сравнивать трилогию Южного Предела с серией «S.T.A.L.K.E.R.» или даже со знаменитым «Пикником». «Аннигиляция» и ее продолжения больше всего похожи на «Улитку на склоне» тех же Стругацких. Здесь есть свои Кандид и Перец, представляющие дикое природное начало и цивилизацию. Но, в отличие от знаменитых фантастов, Вандермеер не торопит события, для него главное — поведать о своих ощущениях от Зоны, сравнить их с воспоминаниями детства и сделать выводы. На фоне сюжетной фантастики трилогия Вандермеера выглядит белой вороной. Значит ли это, что книги плохи? Отнюдь. Просто «Ассимиляция» лишена вкусовых добавок, характерных для современной литературы — закрученного сюжета, ярких событий и персонажей. Это медитативный вирд, который не обязан отвечать на единственный вопрос: «Что же такое, черт возьми, здесь происходит?»