«Чекист должен быть вежливым, скромным, находчивым. Публикации Образование особой роли не играло

Преступление без наказания: Документальные повести (fb2) | Либрусек

В Государственном архиве Пермской области сохранилось свидетельство - удивительно, что уцелело такое! - о том, как проходило здесь … вставанием годовщину смерти красного святого - три года назад поэт Леонид Каннегисер застрелил главу Петроградской ЧК Моисея Урицкого.

«Евреи… разные бывают…»

Случайно ли жертвой этого выстрела стал еврей? А окажись на месте Урицкого - латыш, грузин, русский? Или в поступке убийцы была некая сверхзадача: смыть кровь, которой евреи-большевики запятнали свой народ и историю России, кровью одного из них?

Если расчёт на такую реакцию - частично он оправдался. Вот несколько откликов на теракт. Литератор Амфитеатров-Кадашев записал в дневнике: «В Петербурге молодой человек убил Урицкого. Огромная радость… Такие евреи, как Каннегисер, лучше всех воплей о правах человека доказывают неправоту антисемитизма и возможность дружественного соединения России с еврейством, - если даже при старом угнетении среди евреев могли появляться настоящие патриоты, значит, дело небезнадёжно». Алданов был уверен, что Каннегисера
вдохновляла не только горячая любовь к родине, но и «чувство еврея, желавшего перед русским народом, перед историей противопоставить своё имя именам Урицких и Зиновьевых». Были, конечно, и другие мнения. «Два праведника не искупают Содома», - высказался популярный писатель Арцыбашев, имея в виду под «праведниками» Каннегисера и Фанни Каплан, а под Содомом - непропорционально большой процент евреев в рядах революционеров и большевиков. Разноголосица мнений протянулась до наших дней.

Зинаида Шаховская напомнила об убийце Урицкого уже во времена горбачёвской перестройки: «Противопоставим же имена евреев, любивших Россию, именам евреев, которые её ненавидят». А кто-то мог бы прокомментировать наш сюжет и так: поэт и чекист, или как два еврея Россию не поделили…

Шенталинский Виталий Александрович
Преступление без наказания: Документальные повести

Чекисты требовали его отставки

Урицкий Моисей Соломонович (1873-30.8.1918). Член партии с 1917 г. Родился в г.Черкассы. Окончил юридический факультет Киевского университета в 1897 г. В революционном движении принимал участие с начала 90-х гг. После II съезда РСДРП - меньшевик. Арестован и направлен в ссылку в 1906 г. В 1914 г. эмигрировал за границу. После Февральской революции 1917 г. возвратился в Россию. На VI съезде РСДРП(б) вместе с «межрайонцами» принят в партию и избран членом ЦК, на VII съезде - кандидатом в члены ЦК. В октябре 1917 г. -член Военно-революционного комитета, временный комиссар в МИД. Комиссар СНК по выборам в Учредительное собрание. В январе 1918 г. во время отпуска Дзержинского исполнял обязанности председателя ВЧК.

С февраля 1918 г. - член Комитета революционной обороны Петрограда. 10 марта назначен председателем Петроградской ЧК.

Одновременно комиссар иностранных и внутренних дел Союза коммун Северной области, с июля 1918 г., после левоэсеровского мятежа - председатель Военно-революционного комитета Петрограда. По всем вопросам вынесения смертных приговоров в ПЧК Урицкий голосовал «против» или воздерживался, в связи с чем делегаты 1-й Всероссийской конференции ЧК в июне 1918 г. требовали его отставки.

Использованы материалы кн.: В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005.

В марте 1918 г. Урицкий стал председателем Петроградской ЧК (с апреля совмещая этот пост с должностью комиссара внутренних дел Северной области). Здесь он проявил себя как одна из самых зловещих фигур первых лет правления большевиков. По отзыву Луначарского, Урицкий был «железной рукой, которая реально держала горло контрреволюции в своих пальцах». На деле террор, развёрнутый Урицким в Петрограде, был направлен на физическое уничтожение не только «контрреволюции» (то есть сознательных противников советской власти), но и всех, кто хотя бы потенциально мог не поддержать большевиков. По распоряжению Урицкого были расстреляны демонстрации рабочих, возмущённых действиями новой власти; подвергнуты пыткам, а затем убиты офицеры Балтийского флота и члены их семей. Несколько барж с арестованными офицерами были потоплены в Финском заливе. Петроградская ЧК обрела репутацию поистине дьявольского застенка, а имя её главы наводило ужас.

За творимые в ЧК зверства Урицкий был застрелен молодым поэтом Леонидом Каннегисером, принадлежавшим к партии эсеров. В отместку за Урицкого чекисты расстреляли по всей стране заложников из представителей «непролетарских классов» (в одном только Петрограде - несколько сот человек).

Похоронен этот палач в центре Петербурга, на Марсовом поле, где проходили когда-то парады уничтоженной большевиками русской армии.

Его именем названы поселки в Якутии, Псковской и Орловской областях России, в Кустанайской области Казахстана, улицы в Смоленске, Липецке, Краснодаре, Бобруйске и других городах.

Чёрная книга имён, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

Сообщников у Каннегисера, по-видимому, не было. Большевистскому следствию не удалось их обнаружить, несмотря на чрезвычайное желание властей. В официальном документе об этом сказано: "При допросе Леонид Каннегисер заявил, что он убил Урицкого не по постановлению партии или какой-либо организации, а по собственному побуждению, желая отомстить за аресты офицеров и за расстрел своего друга Перельцвейга, с которым он был знаком около 10 лет. Из опроса арестованных и свидетелей по этому делу выяснилось, что расстрел Перельцвейга сильно подействовал на Леонида Каннегисера. После опубликования этого расстрела он уехал из дому на несколько дней " место его пребывания за эти дни установить не удалось".

Алданов Марк. Убийство Урицкого

Перестройка в нашем государстве миллионам советских людей на многое открыла глаза. Народ твёрдо усвоил, что говорить правду вовсе не означает "раскачивать советскую власть". Наоборот, только правда поможет очистить наш дом от завалов лжи, которые старательно на протяжении десятилетий возводили различные демагоги.
Как это ни прискорбно, но "славный боец" Моисей Урицкий далеко не был "светлым гением революции". Его руки тоже замараны кровью безвинных людей. И надо ли, продолжая не лучшие традиции давно минувших лет, сохранять названия сотен улиц, площадей, заводов и фабрик, даже спортивных клубов (!), носящих вовсе не ангельское имя М. С. Урицкого"

Завалы надо расчищать...
Валентин ЛАВРОВ.

Задача данной статьи - рассмотреть, как заложено убийство МОИСЕЯ УРИЦКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

20 37 47 70 81 91 101 114 129 139 157 163 173 191 206 218 233 246 261 275 290 293 303 327
У Р И Ц К И Й М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч
327 307 290 280 257 246 236 226 213 198 188 170 169 154 136 121 109 94 81 66 52 37 34 24

13 28 38 56 62 72 90 105 117 132 145 160 174 189 192 202 226 246 263 273 296 307 317 327
М О И С Е Й С О Л О М О Н О В И Ч У Р И Ц К И Й
327 314 299 289 271 265 255 237 222 210 195 182 167 153 138 135 125 101 81 64 54 31 20 10

327 = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

Проведём прочтение отдельных слов и предложений:

УРИЦКИЙ = 101 = УДАР ПУЛИ, УБЬЮТ.

МОИСЕЙ СОЛОМОНОВИЧ = 226 = ПРОБИТАЯ ПУЛЕЙ ГОЛОВА.

226 - 101 = 125 = ПОГИБАЮЩИЙ, МОЗГОВАЯ РАНА.

УРИЦКИЙ МОИСЕЙ = 173 = ПРИСТРЕЛИТЬ, УДАР ПУЛИ В ГОЛОВУ.

СОЛОМОНОВИЧ = 154 = ЗАСТРЕЛЕННЫЙ.

173 - 154 = 19 = ОГ \ нестрельное \.

СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 255 = РАССТАЛСЯ С ЖИЗНЬЮ.

МОИСЕЙ = 72 = В ГОЛОВУ, УБИВШЕЕ, ТРУП, ПРОБИЛ.

255 - 72 = 183 = ПОВРЕЖДЕНИЕ ГОЛОВЫ, ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ.

Таким образом мы получили три цифры, из которых попробуем составить соответствующие предложения:

327 = 125-ПОГИБАЮЩИЙ, МОЗГОВАЯ РАНА + 19-ОГ \ нестрельное \ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 144-\ 125 + 19 \ ВНЕЗАПНОСТЬ, ЗАСТРЕЛИВАТЬ + 183-ЖИЗНЬ ОБОРВАЛАСЬ = 202-\ 183 + 19 \-ГИБЕЛЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА + 125-ПОГИБАЮЩИЙ.

Цифры 202 и 125 мы видим во второй таблице.

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 30.08.1918. Это = 30 + 08 + 19 + 18 = 75 = ПРОБОЙ, КРОВЬ, СУДЬБА.

327 = 75 + 252 = 75-ПРОБОЙ + 252 \ 70-ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ \ = 145-ПРОБОЙ ЧЕРЕПА + 182-УБИТ ВЫСТРЕЛОМ.

Цифры 145 и 182 мы видим во второй таблице.

Код ПОЛНОЙ ДАТЫ ГИБЕЛИ = 181-ТРИДЦАТОЕ АВГУСТА + 37-\ код ГОДА ГИБЕЛИ = 19 + 18 \ = 218 = ПУЛЕВОЕ РАНЕНИЕ В ГОЛОВУ.

327 = 218 + 109-КРУШЕНИЕ, ЗЛОДЕЯНИЕ, УМИРАТЬ, ОТМЩЕНИЕ = ОТМЩЕНИЕ-109 Х 3.

Код ПОЛНЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 96- ПЯТЬ = 172 = СМЕРТЕЛЬНЫЙ, КОНЧИВШИЙСЯ = 80-ПУЛЯ + 92-ПОГИБШИЙ.

327 = 172-СОРОК ПЯТЬ + 155-СМЕРТЕЛЬНОЕ, НЕОТВРАТИМЫЙ, ГИБЕЛЬ ОТ ПУЛИ.

327 = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ.

Цифры 132 = УХОД ИЗ ЖИЗНИ и 195 = \ 89-УБИТЫЙ + 106-ИЗ "КОЛЬТА" \ мы видим во второй таблице кода ИМЕНИ.

Проверим эту запись:

20 42 57 62 72 81 89 99 108 122 132 152 154 164 183 211 221 231 240 251 266 278 307 326 327
У Х О Д И З Ж И З Н И + У Б И Т Ы Й И З К О Л Ь Т А
327 307 285 270 265 255 246 238 228 219 205 195 175 173 163 144 116 106 96 87 76 61 49 20 1

В этой таблице мы видим фактически всё вышеизложенное:

327 = 72-МОИСЕЙ + 255-СОЛОМОНОВИЧ УРИЦКИЙ = 173-УРИЦКИЙ МОИСЕЙ + 154-СОЛОМОНОВИЧ = 163-ЛЕОНИД КАННЕГИСЕР, ОБРЕЧЁН НА ГИБЕЛЬ + 164-УБЬЁТ ЕГО НАПОВАЛ, ЗАСТРЕЛЕН НАПОВАЛ.

К 95-летию создания в городе службы госбезопасности «НВ» рассказывает о малоизвестных фактах из жизни Петроградской ЧК и её сотрудников

Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отмечает 95-ю годовщину создания своей службы. За эти годы органы госбезопасности не раз переименовывались. И хотя своё первое имя - Всероссийская чрезвычайная комиссия - ведомство носило меньше пяти лет, даже его нынешние сотрудники гордо называют себя «чекистами». «НВ» выяснило несколько малоизвестных фактов из жизни Петроградской ЧК.

Как Гороховая стала Комиссаровской

Знаменитое здание на Гороховой сначала занимала царская охранка, а потом - ее противники

Петроградская ЧК была создана 10 марта 1918 года. Размещалась комиссия в здании бывшей царской охранки на Гороховой, 2, которое в декабре 1917-го занял аппарат ВЧК под руководством Феликса Дзержинского, переехавший в Москву вместе с советским правительством 9 марта 1918 года. Жили петроградские комиссары в зданиях по соседству. Так что неудивительно, что в том же 1918 году улицу переименовали в Комиссаровскую. Спустя несколько лет стало очевидно, что комиссии, изначально мыслившейся как временный орган до предполагавшейся очень скорой победы большевиков над контрреволюцией, придётся существовать ещё долго и прочно войти в историю страны. Поэтому в 1925 году после переименования ВЧК в ГПУ Феликс Дзержинский распорядился открыть на Гороховой, 2, первый ведомственный музей. Правом его посещения обладали все члены ВКП(б). Часть его экспонатов входит в современную экспозицию располагающегося ныне на Гороховой, 2, отдела Музея политической истории России. Ну а питерские чекисты в конце 1932 года переехали в специально построенное здание на Литейном, 4, получившее в народе название «Большой дом».

Расстрелять нельзя, освободить

До разгара «красного террора» с внутренним врагом обходились в основном воспитательными мерами

Первыми задачами, которые стояли перед чекистами, были борьба с контрреволюцией и спекуляцией. Однако с первых же дней существования ПЧК на Гороховую, 2, доставляли задержанных за самые различные преступления. В зале истории УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сохранился регистрационный журнал 1918 года, в который петроградские чекисты заносили информацию о задержанных и их правонарушениях, а также фиксировали данные комиссаров, которым было поручено то или иное дело.

Первым доставленным на Гороховую, 2, стал некий Иосиф Донатович Мокрецкий, приехавший в Петроград из Ямбурга. Взяли его 14 марта 1918 года за контрреволюционную агитацию. Однако уже 19 марта освободили - в первые месяцы существования ЧК расстрельные приговоры практически не выносились. В тот же день на Гороховой побывал и некий матрос Балтфлота Николай Владимиров, которого задержали за нападение на прохожего на Невском проспекте. Он также был отпущен на свободу после разъяснительной беседы и ночёвки в камере.

Постепенно круг задач перед чекистами расширялся. Вскоре им поручили бороться со спекуляцией, затем - с «преступлениями по должности и посредством печати». В структуре ПЧК появились железнодорожный, иногородний, военный отделы, а с января 1921 года чекистов бросили на борьбу с детской беспризорностью.

Образование особой роли не играло

Незаконченное среднее образование не помешало Георгию Сыроежкину стать выдающимся чекистом, участником известных операций «Трест» и «Синдикат»

В первые месяцы своего существования штат ПЧК насчитывал лишь около полусотни сотрудников. Кандидатов на ответственную службу направляли райсоветы, которым исполком Петросовета поручил выделить самых энергичных людей, преданных делу революции. Большим преимуществом было членство в ВКП(б), но и сочувствующим находилось место, если они доказывали делом свою верность идеалам большевизма. Со временем критерии отбора на службу становились всё строже, учитывались не только политические убеждения, но и происхождение.

Многие из тех, кто пришёл в ЧК, прошли большевистское подполье и царские суды, то есть хорошо знали сыскную работу царской полиции и прежде всего охранного отделения, которое внедряло свою агентуру в революционные организации, - поясняет директор зала истории УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владимир Груздев. - Большевики, прошедшие через горнило таких испытаний, были, как правило, руководителями подразделений и уже обучали своих подчинённых.

Образование особой роли в те годы не играло. Например, в 1920 году из всего числа сотрудников ЧК имели высшее образование 1,3 процента, среднее - 19,1, начальное - 69,6, домашнее - 8,4 процента. 1,6 процента чекистов были неграмотными.

У ЧК - женское лицо

Первым председателем Петроградской ЧК стал революционный деятель Моисей Урицкий. Хотя позже противники большевиков называли его «петроградским Робеспьером», методы первого начальника Петроградской ЧК были куда умереннее тех, что практиковал глава ВЧК Феликс Дзержинский в Москве. В частности, во многом благодаря позиции Урицкого в Петрограде обошлось без серьёзных репрессий после убийства Володарского. Однако стремление перевести жизнь в городе в мирное русло без лишнего кровопролития не спасло самого Моисея Урицкого - 30 августа 1918 года его застрелил сын богатого промышленника, студент Леонид Каннегисер, входивший в подпольную антибольшевистскую группу.

Новым председателем ПЧК был назначен бывший заместитель Урицкого Глеб Бокий. Период его руководства совпал с разгаром известного «красного террора». Уже в середине ноября Бокий был откомандирован в Особый отдел Восточного фронта.

А во главе питерских чекистов встала Варвара Яковлева - единственная в отечественной истории женщина, занимавшая столь высокий пост в органах госбезопасности. Дочь купца, она окончила Высшие женские курсы по специальности «математика». Во время учёбы она участвовала в студенческом движении, в 1904 году вступила в РСДРП, примкнув к большевикам. За участие в революционном движении не раз подвергалась арестам и ссылкам. В 1937 году была арестована и расстреляна. Такая же печальная участь в годы сталинских репрессий постигла многих чекистов - от простых следователей до начальников управлений.

Чекиста узнаю по «шифровке»

Модную после революции кожанку в 20-е годы чекисты сменили на форму, а в 1943-м на плечи защитников страны вернулись погоны

Поначалу чекисты по своему внешнему виду мало чем отличались от сотрудников других комиссий и советов. Униформы как таковой не было на протяжении многих лет. Принятые на работу в ЧК ходили в той одежде, которая у них имелась. В чести были кожанки и маузеры в кобуре на поясе. Позже стало принято носить одежду военных образцов. Первый приказ, утвердивший в 1922 году форму одежды «для особых органов», предписывал красноармейскую форму кавалеристского образца.

До возвращения погон знаки различия размещались на рукавах. На род службы указывал цвет петлиц на воротниках рубах, френчей и шинелей. На петлицах размещались цифры и буквы, изготавливаемые из металла, называвшиеся «шифровками». Они указывали на принадлежность носителя формы к тому или иному учреждению ОГПУ. Например, Петроградское управление обозначалось на петлицах как ПГПУ. Ну а известная многим по фильмам форма с фуражками с синим верхом появилась лишь в 1930-е годы.

Сначала подумай, потом говори

Не только разведывательной и агентурной работе учились приходящие на службу в ЧК, но и правилам поведения и своего рода кодексу чести, положившим начало традициям питерских чекистов, которые живы и по сей день. Сохранилась памятка «Что должен помнить каждый комиссар, следователь, разведчик, работая по розыску», изданная в июле 1918 года.

«Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым, - наставлял документ каждого чекиста. - Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твёрдость. Прежде чем говорить, нужно подумать. На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастья, быть вежливым, точным до пунктуальности. Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допускать его нарушения. Если он сам это делает, то он никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов комиссии».

Как говорится, актуально на все времена!

Анна Кострова. Фото Александра Гальперина

Гуманный палач Моисей Урицкий

29.07.2018

Гуманный палач Моисей Урицкий

Share

30 августа 1918 года в бывшей столице Российской империи был убит председатель Петроградской ЧК Моисей Урицкий. Его убийца – эсер (в прошлом – «народный социалист») и студент, поэт и приятель Сергея Есенина Леонид Канегиссер после покушения пытался неискусно скрыться, был схвачен и расстрелян в октябре того же года.

Гибель Урицкого и ранение В. Ленина в Москве послужили отправной точкой развертывания большого «Красного террора». Из самых разных сословий брались заложники и их быстро лишали жизни. Счет пошел на сотни погубленных душ. По заявлениям самих большевиков так развернулась борьба с контрреволюцией.

Однако, Леонид Канегиссер и Фанни Каплан, стрелявшая в «вождя мирового пролетариата», не были монархистами или даже либералами. Они так же принадлежали к революционному лагерю, только лишь к другому политическому закутку его.

Тот же Канегиссер встретил свержение законной власти в России в феврале 1917 г. с восторгом. И даже писал вполне революционные стихи:

«Тогда у блаженного входа,

В предсмертном и радостном сне

Я вспомню – Россия. Свобода.

Керенский на белом коне.»

Но никто не знает сейчас, вспоминал ли осенью 1918 года Леонид Канегиссер перед казнью Александра Федоровича Керенского на белом коне…

Памяти председателя Петроградской ЧК нарком просвещения А. В. Луначарский посвятил следующие строки: «Разразилось февральское наступление немцев. Вынужденный уехать, Совет народных комиссаров возложил на остающихся ответственность за находившийся в почти отчаянном положении Петроград. «Вам будет очень трудно, – говорил Ленин остающимся, – но остается Урицкий», – и это успокаивало.

С тех пор началась искусная и героическая борьба Моисея Соломоновича с контрреволюцией и спекуляцией в Петрограде.

Сколько проклятий, сколько обвинений сыпалось на его голову за это время! Да, он был грозен, он приводил в отчаяние не только своей неумолимостью, но и своей зоркостью. Соединив в своих руках и чрезвычайную комиссию, и Комиссариат внутренних дел, и во многом руководящую роль в иностранных делах, он был самым страшным в Петрограде врагом воров и разбойников империализма всех мастей и всех разновидностей.

Они знали, какого могучего врага имели в нем. Ненавидели его и обыватели, для которых он был воплощением большевистского террора.

Но мы-то, стоявшие рядом с ним вплотную, мы знаем, сколько в нем было великодушия и как умел он необходимую жестокость и силу сочетать с подлинной добротой. Конечно, в нем не было ни капли сентиментальности, но доброты в нем было много. Мы знаем, что труд его был не только тяжек и неблагодарен, но и мучителен.»

По Луначарскому Урицкий представляется революционным руководителем, склонным к гуманизму. Что весьма необычно для руководителя карательного органа.

В отличие от своего убийцы Моисей Соломонович Урицкий не кажется столь колоритной фигурой. Да и биография его должна быть признана рядовой для революционного деятеля.

Родился он в 1873 г. в г. Черкассы Киевской губернии. Иудейская купеческая семья была вполне обеспеченной и, хотя отца мальчик потерял в три года, это особенно не сказалось на материальном положении. В детские годы Урицкий получал религиозное образование, изучал Талмуд и вероятно готовился к карьере раввина. Нечто подобное мы можем наблюдать в биографиях и других революционеров и террористов: Иосиф Сталин учился в православных учебных заведениях, а Феликс Дзержинский мечтал стать ксендзом (католическим священником). Однако, раввинат из Моисея Урицкого не вышло. Он ушел на чисто светскую стезю, сперва закончив гимназию, а потом и Киевский университет в 1897 г. Теперь уже Урицкому казалась привлекательной юридическая нива. Но, именно, в университете студент Урицкий связывается с революционными террористами и социалистами, а в 1898 г. вступает в ряды российских социал-демократов.

В 1899 г. за свою деятельность арестовывается и ссылается в Якутию, где и знакомится с Феликсом Дзержинским.

Интересно, что, находясь в тюрьмах, ссылках или на этапе, Урицкий пользуется поддержкой уголовников. Из воспоминаний удается узнать, что этого, мол «политический» заключенный достигал из-за высокого морального духа и знания законов Империи. Но истина оказывается более банальной – у Урицкого всегда водились деньги. И он имел возможность с помощью их воздействовать и на уголовников, и на тюремную администрацию.

Из истории известно, что будущих революционеров тянет неудержимо, именно, к юридическому образованию. И, если посмотреть и проверить списки мятежных верхов во время революции 1789 года во Франции и Февраля-Октября в России 1917 года, то обнаружится, что лица отлично знавшие национальные законы составляли не менее 70 процентов застрельщиков революций. Так что М. С. Урицкий и здесь особо не выделялся на общем фоне.

В 1905 году он принимал участие в революционных выступлениях. В Санкт-Петербурге возглавлял группу боевиков, занимавшуюся грабежами.

Однако, более значимой была революционная «работа» Урицкого в Красноярске, где он побывал проездом в сентябре-октябре, возвращаясь в Центральную Россию из якутской ссылки. Здесь он организовывал стачки, митинги и вооруженные выступления революционеров. Причем основу бунтовщиков составили студенты, чиновники и рабочие-железнодорожники, а также солдаты 2-го железнодорожного батальона. А против людей, отказывавшихся принять требования революционеров применялись методы морального и физического террора. Восставшие старались блокировать передвижение поездов через Красноярск и прилегающие станции.

В ноябре-декабре, когда в Красноярске произошли основные революционные события и столкновения Урицкого, впрочем, уже не было и к созданию «Красноярской республики» он отношения уже не имел, уехав из-за опасения «черносотенных погромов».

В октябре 1917 года М. С. Урицкий являлся членом Военно-революционного партийного центра и Петроградского ВРК. После переворота его назначили в коллегию народного комиссариата иностранных дел, а чуть позже комиссаром Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. Так что разгон Учредительного собрания и кровавая расправа над манифестацией сторонников его, результатом чего стала гибель около 100 человек (хотя точно никто и не считал, вероятно жертв было больше) на счету и товарища Урицкого, Он ведь входил на ряду с В. Лениным, Я. Свердловым, Н. Подвойским и В. Бонч-Бруевичем в специально созданный орган по подавлению народных выступлений.

На совести Моисея Урицкого и высылка в Пермь великого князя Михаила Александровича в марте 1918 года.

После бегства большевистского правительства из Петрограда в Москву Урицкий постепенно сосредоточил в своих руках огромную власть, возглавив не только ЧК, но и став комиссаром внутренних дел Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны, а затем еще и комиссаром внутренних дел Совета комиссаров Союза коммун Северной области.

На этих постах Урицкий «прославился» как организатор террора населения, борец с антисемитизмом и «классовыми врагами».

В XXI веке появился ряд исторических работ, где М. С. Урицкого пытаются реабилитировать. Например, в них говорится, что он был категорическим противником расстрелов без суда и следствия. То бишь отличался неким революционным гуманизмом.

В мемуарной литературе приводится следующий эпизод – Урицкого обвиняют в «мягкотелости», на что последний отвечает: «Ничуть я не мягкотелый. Если не будет другого выхода, я собственной рукой перестреляю всех контрреволюционеров и буду совершенно спокоен. Я против расстрелов потому, что считаю их нецелесообразными. Это вызовет лишь озлобление и не даст положительных результатов.» Хорош гуманист – ничего не скажешь! Но как бы там ни было, Моисей Урицкий спокойно подписывал и распоряжения об арестах среди мирного населения и расстрельные списки.

Но вернемся к покушению на самого Урицкого. Существуют две основных гипотезы: Леонид Канегиссер состоял в эсеровской боевой организации и исполнял приказ на ликвидацию советского руководителя карательных органов или же Канегиссер мстил лично Урицкому за расстрел своего друга Владимира Перельцвейгера.

Первая, вообще, не выдерживает никакой критики, настолько было глупо и непрофессионально организовано убийство. Вторая же, кажется вполне вероятной. Но возникает шквал вопросов. М. С. Урицкий являлся очень осторожным человеком, а Канегиссер без проблем проникает в охраняемое здание. Перед покушением Леонид звонит и разговаривает с Урицким (свидетельство М. Алданова).

И еще. Следствие официально установило следующее: «Установить точно, когда было решено убить товарища Урицкого, Чрезвычайной комиссии не удалось, но о том, что на него готовится покушение, знал сам товарищ Урицкий. Его неоднократно предупреждали и определенно указывали на Каннегиссера, но товарищ Урицкий слишком скептически относился к этому. О Каннегиссере он знал хорошо, по той разведке, которая находилась в его распоряжении».

Почему указывали на Канегиссера? И почему проявился скептицизм у Урицкого? Ответ может быть только один – Урицкий хорошо знал своего потенциального убийцу и не верил в способность Леонида навредить ему.

Писатель-эмигрант Григорий Петрович Климов (1918–2007) выдвинул предположение, что Моисей Урицкий и Леонид Канегиссер являлись половыми партнерами. И второй убил первого из ревности.

О личной жизни Урицкого из открытых источников, практически, ничего не известно. Все сведения скудны и невразумительны. А вот о Канегиссере сохранились следующие сведения: «Лева любил эпатировать добропорядочных буржуа, ошарашивать презрением к их морали, не скрывал, например, что он – гомосексуалист…

Лева мог преспокойно произнести пошловатую фразу: «Такой-то слишком нормален и здоров, чтобы быть интересным». Поза, рисовка, кокетство? Допускаю. Но по тому, кого человек из себя изображает, кем он хочет казаться, тоже можно судить о его сути. Монологи Левы о сути плоти, о свободной морали, о праве на «святую греховность» иногда мне напоминали такую дешевку, как «Ключи счастья» Вербицкой.» (Из воспоминаний Н. Г. Блюменфельд).

Впрочем, имеется и четвертая гипотеза. М. С. Урицкий был положен на алтарь внутрипартийной схватки среди самих большевиков.

Нельзя не заметить слов того же Луначарского: «Моисей Соломонович Урицкий относился к Троцкому с великим уважением. Говорил… что как ни умен Ленин, а начинает тускнеть рядом с гением Троцкого.» Вряд Ульянов-Ленин не знал взглядов Урицкого. Так что и начальником ПЧК Моисея Соломоновича оставили в Питере не случайно, ведь думалось, что немцы войдут в северную столицу и убийство организовали по принципу «кого не жалко», лишь бы возник повод для развязывания террора во всероссийском масштабе. Партийная борьба шла баш на баш: одни подталкивают Канегиссера к нападению на Урицкого, другие – Каплан к покушению на Ильича.

Подлинная история революции 1917 года еще не написана и далеко не все архивы раскрыты. Так что смерть Урицкого продолжает оставаться загадкой. Только дела его лежат одним из черных пятен на российской истории. И на улицах наших городов до сих пор висят таблички с фамилией М. С. Урицкого. Гуманного палача оказывается и ныне ценят больше, чем людей, реально служивших Отечеству и погибших за него. Попробуйте подсчитать, сколько в вашем городе или поселке имеется улиц или площадей, названных в память героев II Отечественной войны (1914–1918) и в честь революционеров-террористов. Сами цифры скажут за себя…

Почему в годы Гражданской войны петербуржцы боялись носить хорошую одежду, но часто употребляли кокаин, как жил город после революции 1917 года и почему большевики смогли удержать власть?

Старший преподаватель СПбГУ, историк Николай Богомазов рассказывает о причинах Гражданской войны, боях за Петроград и жизни обычных горожан на фоне революции.

Арест переодетых городовых в Петрограде, 1917 год. На переднем плане группа студентов Технологического института, участники гражданской милиции.

- Как вы считаете, Гражданская война была неизбежна после Революции?

Конечно. Когда в феврале 1917 пала монархия и к власти пришло Временное правительство, оно имело некую легитимность в общественном понимании. Отчасти благодаря Государственной Думе - органу старой власти, принявшему непосредственное участие в образовании новой. Отчасти из-за отречения царя, а потом и его брата Михаила Александровича, который призвал подчиниться Временному правительству.

А вот когда большевики взяли власть в октябре, то у них никакой легитимности уже не было. Им приходилось завоевывать ее силой, поскольку многие стали оспаривать их власть. В том числе и прежний лидер - [председатель Временного правительства Александр] Керенский. Меньшевик Николай Суханов, один из лучших летописцев событий 1917 года, в своих «Записках о революции», на мой взгляд, справедливо отмечал, что раз глава старого правительства не сложил полномочий, то формально страна могла делать выбор, кого считать законной властью, а кого - мятежником.

Можно ли выделить еще какие-то главные причины войны? Или это была именно борьба большевиков за абсолютную власть?

Сложный вопрос. Как мне кажется, нельзя говорить, что один человек махнул рукой и люди пошли друг друга убивать. Причины Гражданской войны лежат не только в действиях партии большевиков. Это большой комплексный вопрос, затрагивающий все сферы жизни общества: бытовую, национальную, социальную, экономическую и так далее. Например, причина, которая часто выпускается из виду, - Первая мировая война как социально-психологическое явление и ее роль в последующих трагических событиях в нашей стране.

Представьте: порядка 15 миллионов человек было призвано в ряды нашей армии и прошло через горнило войны. Они почти ежедневно видели смерть, видели, как погибают их товарищи. Ценность человеческой жизни в глазах этих людей сильно упала. А ведь это была молодежь - почти 50 % молодые люди до 30 лет и еще 30 % мужчины от 30 до 39 лет. Самая пассионарная часть общества! Смерть стала для них нормальным повседневным явлением и уже не воспринималась как что-то из ряда вон выходящее - мораль упала, нравы огрубели. Поэтому в 1917 году общество так легко перешло к насильственному пути решения политических проблем.

Раньше у нас говорили, что в развязывании Гражданской войны виноваты свергнутые классы, помещики и буржуазия, которые пытались силой вернуть себе власть. А потом стали говорить, что виноваты большевики и Ленин. Как бы тривиально это ни звучало, но правда действительно лежит где-то посредине. Не секрет, что Ленин еще в годы Первой мировой войны призывал превратить империалистическую войну в гражданскую. Это вытекало из его понимания марксизма.

Однако как бы сильно он ни хотел, он не мог единолично развязать гражданскую войну ни в 1914, ни в 1915, ни 1916 году. Она разразилась в тот момент, когда множество причин сложилось воедино. При этом стоит признать, что Октябрьская революция послужила триггером - после 25 октября решение политических противоречий окончательно перешло в военную плоскость. Сам Ленин говорил на VII съезде партии в марте 1918 года, что Гражданская война стала фактом сразу же - 25 октября 1917 года.

- Как изменилась жизнь Петрограда и его населения после прихода большевиков к власти?

Обыватель не всегда воспринимал октябрьские события так, как мы видим их сейчас. Он не понимал масштаба, не понимал того, что это резкий слом всего старого. Кто-то даже узнавал о Революции только спустя несколько дней. Для многих она прошла незамеченной. Люди ходили на работу точно так же, как и раньше.

Но постепенно жизнь Петрограда стала достаточно резко меняться. Смена власти проходила в самом городе вовсе не так безболезненно, как принято считать. Керенский, в отличие от Николая II и его брата Михаила Александровича, не собирался сдаваться без боя. Он поехал в Псков - в штаб Северного фронта - искать поддержки у армии. Вместе с частями 3-го конного корпуса и их командиром, генералом Красновым, они подошли к самому городу, к Пулковском высотам, где и были остановлены: бой состоялся в районе между Александровской и обсерваторией.

И в самом городе было неспокойно. 29 октября произошло юнкерское восстание, масштаб которого тоже часто недооценивается. Юнкерам, например, удалось арестовать одного из членов правительства - Антонова-Овсеенко. Шли городские бои, артиллерия била прямой наводкой по Владимирскому юнкерскому училищу на Петроградской стороне.

- А обычные жители как-то участвовали в этих событиях?

Бои шли в разных точках города: в тех районах люди, конечно, старались не высовываться. В остальном горожане в основной своей массе жили обычной жизнью: так же ходили на работу или еще куда-нибудь, куда им было нужно. Но даже если раньше революция не особенно влияла на их быт, то сейчас чисто визуально они уже стали сталкиваться с ее последствиями хотя бы в виде вот этих боев. Согласитесь, трудно не заметить стреляющие артиллерийские орудия в черте города.

Еще стоит отметить, что практически сразу революция коснулась тех, кого называют «бывшими», - представителей элиты, знати, состоятельных людей, бывших чиновников. Они первыми почувствовали бытовой дискомфорт из-за новой власти.

- То есть истории о повальном грабеже и мародерстве со стороны большевиков - это правда?

Нужно учесть, что уже к 1917 году в Петрограде сложилась очень тяжелая продовольственная ситуация. Зачастую продовольствия не хватало, и люди выживали кто как мог. Порой пытаясь забрать «лишнее» там, где, как им казалось, оно было.

Вообще, 1918–1919 годы - не самое приятное время с точки зрения городской истории. На улице могло попасть тем, кто ходил, например, в пенсне - это считалось чем-то вроде имиджевого аксессуара буржуя. На улице могли ограбить, могли убить, могли отнять одежду. С одеждой в городе было особенно тяжело, и на прогулке запросто можно было лишиться шубы или пальто. Поэтому горожане пытались не выделяться среди прохожих своим внешним видом. Все пытались маскироваться под среднего жителя Петрограда, желательно - под рабочего. Это было безопаснее всего.

- Этот образ среднего жителя сильно изменился после Революции?

Конечно. Это вытекает из общего социально-экономического положения в городе. Все мемуаристы тех лет отмечали, что люди в городе выглядят ужасно. Одежда и обувь сильно износились. В годы Гражданской войны облик горожан был очень неприглядным.

- Такая ситуация продолжалась всю войну?

Трудно было в 1918 и 1919 годах, чуть получше стало в 1920. Главной проблемой тех лет была продовольственная ситуация из-за войны и постоянной смены власти в регионах. Если попытаться составить печальный рейтинг худших периодов в истории нашего города, то на первом месте будет блокада, а на втором - годы Гражданской войны. Люди не умирали от дистрофии, как в ужасные блокадные дни, но еды не хватало. Люди получали 30–50 % от ежедневной нормы и умирали от болезней, от которых они бы выздоровели при нормальных условиях.

Помимо этого, не работала канализация, потому что зимой трубы замерзали и лопались. Город перешел на печное отопление. Печка «буржуйка» - как раз изобретение того времени. Чтобы топить печки, люди разбирали деревянные дома и мостовые.

Было много других проблем. В городе почти не было электричества. Многие предприятия остановились, трамваи почти не ходили. Почти ничего нельзя было купить из одежды. Плюс в то время была очень высокая инфляция, а в обращении было много видов денег - и керенки, и царские рубли, и прочее. Поэтому даже если у тебя были деньги, купить что-то на них не всегда удавалось. В жизнь широко вошел натуральный обмен.

Можно ли выделить какие-то сценки, описанные в мемуарах, которые ярче всего показывают жизнь города в те годы?

Есть яркая сценка, показывающая то, что после Революции город стали очень плохо убирать. Городские службы тогда почти не работали, некому было убирать снег. Один мемуарист вспоминал, что снега было так много, что можно было залезть на сугроб и прикурить от газового фонаря. Кроме того, тогда были очень загрязнены реки и каналы. Было столько мусора, что суда могли ходить только по основному руслу Невы.

Деталь из области проблемы с продовольствием - людям, как и позднее в блокаду, приходилось изобретать новые способы себя прокормить. Хлеб делали с различными примесями, опилками - ржаная мука порой составляла лишь 15 %. Люди пекли лепешки из кофейной гущи и картофельных шкурок, рыбу ели с головой и костями, перемалывая их. Никакие испортившиеся продукты не выкидывались. При всём этом большевистская бюрократия находилась в совсем ином положении - продовольствием она снабжалась гораздо лучше.

Злоупотребления со стороны новой власти начались почти сразу же. Городская бюрократия начала активно пользоваться своими привилегиями: питались нормально, когда город жил впроголодь, разъезжали в театры на автомобилях, хотя это было запрещено из-за дефицита бензина.

Или взять ситуацию с алкоголем. С началом Первой мировой войны, в 1914 году, был введен сухой закон, который советская власть продлевала вплоть до 1923 года. Нельзя было производить и продавать алкоголь - городские власти активно с этим боролись в годы Гражданской войны. Но однажды был пойман пьяным комендант города Шатов. Подобных ситуаций было много.

- Введение сухого закона вообще сильно изменило жизнь города?

Люди искали алкоголь по всему городу. Многие аптеки были закрыты из-за запрета на частную торговлю, и некоторые препараты оттуда поступили на черный рынок. Их активно скупали. Очень было распространено самогоноварение. Запрет алкоголя привел еще и к тому, что люди искали других способов одурманить себя - в городе подскочило употребление кокаина и морфия. Особенно широкое распространение в Петрограде имел кокаин. Морфий был в большей степени уделом медиков.

- На фоне таких проблем люди не задумывались о том, что при царе было лучше?

Понимаете, на фоне таких экстремальных событий, как Революция и Гражданская война, люди мыслят немного другими категориями. К тому же было не только плохое. Например, те же рабочие получили больше возможностей - жилье, 8-часовой рабочий день, участие в выборах, возможность получать образование, ходить в театр. В городе в те годы была карточная система, и рабочие получали паек по первому классу.

Еще один важный момент: концепция построения будущего справедливого общества владела умами. Людям говорили, что сейчас, конечно, плохо, но наступит мировая революция, мы всех победим и заживем. Нужно только чуть-чуть потерпеть. Плюс пропаганда играла на том, что мы - первое государство рабочих и крестьян. Раньше нас все эксплуатировали, а теперь мы сами принимаем решения.

- Но те, кто до Революции жил хорошо, так явно не думали. Как они выживали в в таких условиях?

Кто-то всё распродавал и уезжал из Петрограда, кто-то начинал сотрудничать с властью. Но в целом им, конечно, приходилось трудно. Их часто ужимали в жилье или даже выгоняли из собственных домов. Им давали самые плохие пайки и единственным выходом оставался черный рынок. Но покупать на черном рынке тоже было опасно - можно было попасть под облаву. Да и деньги ведь не бесконечные, сколько бы ты ни скопил.

- Эти же люди до Революции владели доходными домами. Как у них отнимали жилье?

В марте 1918 года было принято знаменитое постановление о максимуме жилплощади - одна комната на одного человека или двух детей. В домах были домовые комитеты, которые смотрели, кто сколько занимает, кто как живет, и передавали эти сведения наверх. В итоге у кого-то жилье отнимали, а кому-то, наоборот, давали.

Петербург 100 лет назад: как сдавали и снимали жилье до революции

Где и как искали комнаты внаем, где было модно жить, кто населял дом с подвала до чердака и что значило «хорошая квартира для среднего класса» в начале XX века.

Но вообще в Петрограде отъем жилья не приобрел такого масштаба, как, например, в Москве. Прежде всего, потому что в городе очень сильно сократилось количество населения. Если в 1914 году было чуть больше 2 миллионов, а в годы Первой мировой войны оно выросло почти до 2,5 миллионов, то с началом революции начинается резкий спад - в годы Гражданской войны в городе жило 600–700 тысяч человек. Люди просто уезжали на фоне всех событий, и оставалось много свободной жилплощади.

В большинстве случаев расширение жилплощади требовалось рабочим, которые до этого жили в казармах (общежитиях) или снимали углы. Они проживали недалеко от фабрик и заводов, на которых работали, то есть, как правило, на окраинах города. При этом «буржуйская» жилплощадь, изымаемая или пустующая, наоборот, практически всегда располагалась в центре города, куда рабочие совсем не горели желанием перебираться - уж очень далеко ехать до работы. К тому же, транспорт в те годы нормально фактически не работал.

- В Петрограде сохранялась какая-то культурная жизнь?

Петроград после Революции - это очень нестандартный город. Не было почти ничего из того, к чему мы сейчас привыкли. Практически не было транспорта, отопления и электричества, но при этом в городе велась культурная жизнь. Театры, музеи, концерты. Выступал Шаляпин. Хотя большое число театров пришлось закрыть из-за нехватки топлива, но Мариинский и Александринский работали. Особенно власть старалась приобщить в культуре рабочих.

Отдельно нужно сказать об образовании. Несмотря на все сложности, многие образовательные учреждения продолжали работать. Конечно, численность студентов существенно снизилась, но те, кто хотел, учились. Но ученые и педагоги оказались в годы Гражданской войны в ужасном положении. Они не были классическими «буржуями», у них не было больших денег, но при этом визуально они выглядели так же: ходили в галстуках, кто-то - в пенсне, в целом одевались «по-буржуйски». Им приходилось очень тяжело. В Петрограде сразу несколько видных ученых и педагогов погибли в годы Гражданской войны. Кто-то выжил, но подвергался арестам и всему, что с этим связано. Было очень тяжело, но они старались работать. Учитывая условия, это был настоящий подвиг.

Вы уже несколько раз сказали, что людей грабили и убивали на улицах. Как это происходило? По улицам в открытую ходили банды?

Конечно, был разгул преступности. Это всегда происходит, когда ослабляется центральная власть - наружу вылезает всё то, что до этого не могло вылезти. Кроме того, мы уже говорили об общем падении уровня морали. Криминогенная обстановка в городе была тяжелая. Она множилась на тяжелое продовольственное положение и неспособность молодой власти навести порядок. Всё это приводило к тому, что на улицах было небезопасно. В темное время лучше было оставаться дома.

Ярким примером происходящего может быть случай с Урицким - будущим главой Петроградского ЧК. В марте 1918 года на него напали на улице и ограбили. Если такое могло произойти с одним из виднейших большевистских функционеров, то каково приходилось обычным людям? С другой стороны, на разгул уличной преступности в Петрограде общество отвечало нередкими в эти годы случаями самосуда. Толпа могла просто сама поймать какого-то преступника и растерзать на месте, без суда и следствия.

- Многие ли жители Петрограда поддерживали белых на фоне всего происходящего на улицах?

Какая-то поддержка, безусловно, была. Правда, многие из тех, кто сочувствовал белым, пытались выбраться из города, бежать в Финляндию или Псков, который в то время был под немецкой оккупацией. Конечно, нелояльным к советской власти приходилось непросто, особенно если у большевиков были какие-то подозрения, - к ним, что называется, могли приехать.

Чем дальше от октября 1917 года, тем опаснее было высказывать оппозиционные взгляды. Понятно, что Максим Горький мог говорить всё, что думает. Хотя и его газету «Новая жизнь» вскоре закрыли. Но обычные люди в большинстве своем всё же пытались скрывать несогласие, если оно было.

Горожане старались лишний раз не привлекать к себе внимание власти, потому что по сути были бесправны и могли столкнуться с ситуацией, когда произвол даже самого низового начальника мог поставить их в очень трудную жизненную ситуацию. Чтобы навлечь неприятности, достаточно было просто не понравиться какому-нибудь местному командиру или начальнику.

Была и другая тенденция: после Революции численность РКП(б) стала стремительно расти, в том числе и в Петрограде. Люди, почувствовав серьезность намерений большевиков, пошли в партии - кто идейно, а кто-то и руководствуясь бытовыми мотивами.

- Могли ли люди сохранять нейтралитет после Революции? Или нужно было обязательно занять какую-то сторону?

Я думаю, что это было частым явлением. Лично у меня ощущение, что большинство бывших подданных Российской империи как раз не занимало активной позиции. Многие пытались самоустраниться от всех ужасов, пытались выжить сами и спасти своих близких в трудных условиях. Активную борьбу вело меньшинство населения. Это не значит, что таких людей было мало - просто меньше, чем тех, кто был политически пассивен.

Как тогда быть с темой красного террора в годы Гражданской войны? Известно ли, насколько он был распространен в Петрограде?

Террор в Петрограде имел и общенациональную плоскость, связанную с введением красного террора и покушением на Ленина, и региональную, связанную с местными событиями. Например, убийством председателя Петроградского ЧК Моисея Урицкого или сложностью военно-политической обстановки на северо-западе.

Во второй половине 1918 года политика террора активно проводилась в Петрограде. Кого-то арестовывали, кого-то расстреливали. Точных достоверных цифр у нас, по моему мнению, нет. Часть расстрелов освещалась ежедневными городскими газетами, но далеко не все. Известно, что Глеб Бокий, заместитель председателя Петроградской ЧК Урицкого и председатель после его убийства, в октябре 1918 года называл цифру в шесть с лишним тысяч арестованных и около 800 убитых. Представляется, что эта цифра далеко не полная.

Юнкера на Дворцовой площади, 1917 год

- Верна ли точка зрения, что белых поддерживали верхние слои общества?

Это очень сильное упрощение. Мнение о том, что вся бывшая элита была белой, не совсем верно. Широко известный факт - бывших офицеров в Красной армии было больше, чем во всех белых армиях вместе взятых. Кроме того, если брать, например, интеллигенцию, то она ведь традиционно в значительной части придерживается левых взглядов. Не коммунистических, конечно, но левых. Часто интеллигенту были ближе большевики, которых он, может, и не любил, чем условный Колчак. Зачастую, особенно на начальном этапе Гражданской войны, интеллигент скорее выбирал политически пассивную жизнь при большевиках, нежели активную борьбу с ними, даже если он внутренне был с ними не согласен.

С другой стороны, точно так же нельзя утверждать, что все рабочие Петрограда поголовно были большевиками. Думаю, будет справедливо сказать, что значительная часть классического пролетариата все-таки не сочувствовала белым. Но при этом рабочий мог быть эсером, мог быть меньшевиком. Ему мог не нравиться стиль большевистского руководства, какие-то конкретные шаги или плохое продовольственное положение. Рабочие - не монолитный класс. В том же Петрограде были высококвалифицированные рабочие, которые получали до Революции большие деньги и могли снимать не «углы», а целые дома. Сложно представить, чтобы такой рабочий выступал за уравниловку.

- Были ли у сторонников белых другие варианты, кроме как бежать из Петрограда?

Можно было остаться. В Петрограде в первое время было много антибольшевистских подпольных организаций. Правда, про большую часть из них трудно сказать, вели ли они какую-то реальную деятельность. Но некоторые, например, принимали непосредственное участие в организации белой армии в Пскове.

Еще можно было идти в советские органы и вести подрывную работу. Например, был целый полк по охране Петрограда, командиры которого, как мы сейчас знаем, с самого начала были противниками советской власти и соответствующим образом набирали в полк людей. Долгое время им удавалось скрывать от власти откровенно антибольшевистское настроение значительной части личного состава. В итоге, когда этот полк в 1919 году выступил на фронт против белых, он фактически в полном составе с оркестром перешел на их сторону.

Кто-то пытался установить связи с разведками наших бывших союзников, в первую очередь - Великобритании, и действовать при их помощи. А эсеры продолжали делать то, что умели лучше всего, - осуществлять акты политического терроризма против действующей власти.

- В целом Петроград в годы Гражданской войны в большей степени стал «городом рабочих», чем раньше?

Из города уехали многие, кто составлял нерабочее население города. Уезжали представители элит, частично уехала интеллигенция. Уезжали и крестьяне, которые еще не до конца переплавились в пролетариев и не потеряли связь с деревней. Поэтому с течением времени количество рабочего населения по отношению к остальному повышалось. Город стал в большей степени рабочим, чем был до революции. В целом общее социальное поведение в городе усреднилось. Горожане часто мимикрировали под рабочих, даже если в реальности ими не были: кто-то так скрывал свое происхождение, кто-то шел за модой. На улицах можно было чаще услышать рабочий сленг, а интересы рабочих во многом стали общегородскими.

- Как на жизнь Петрограда повлиял перенос столицы в Москву в 1918 году?

В первую очередь это, естественно, отъезд центральных органов власти. Вообще интересно, что после Революции в городе изменился центр власти, то есть место средоточия властных структур. Если раньше он располагался в районе Зимнего дворца, то теперь переместился в Смольный. Когда столицу перенесли в Москву, Смольный перестал быть общероссийским центром, но остался городским. И это сохраняется до сих пор.

Что касается городского быта, переезд столицы вынес наш город в некоторой степени на политическую периферию: восстание левых эсеров, покушения на Ленина - одним словом, важные в государственном масштабе события теперь происходили в Москве.

- Город не стал беднеть из-за этого?

Город беднел из-за военно-политической ситуации вокруг него, а не из-за переноса столицы. Это вовсе не было главной причиной городских проблем.

Сжигание царских символов, фото: Карл Булла

В годы Гражданской войны было много сепаратистских движений. В Петрограде не было утопических проектов отделения от России?

В смысле сепаратизма нет. Но в первые годы после Революции был силен регионализм в рамках Советской России как федерации. В РСФСР Петроград некоторое время был столицей регионального объединения нескольких губерний (Архангельской, Петроградской, Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Псковской и нескольких других) - Союза коммун Северной области. В определенной степени это была попытка городского руководства сохранить за Петроградом хоть какой-то столичный статус. Не хотелось становиться обычным губернским центром.

Если говорить о национальном сепаратизме, то была проблема с ингерманландскими финнами. Одна их часть в 1919 году собралась в Ингерманландский полк и пыталась бороться за создание Ингерманландской республики, сражаясь против большевиков на южном берегу Финского залива, вместе с белыми и Эстонской армией. Они воевали как будто на стороне белых, однако при этом не особенно им доверяли и опасались их не меньше, чем красных. Закончилось всё тем, что в летом 1919 года, во время так называемого весенне-летнего наступления белых на Петроград, в дни антибольшевистского восстания на форте Красная Горка между белыми и интерманландцами возник достаточно острый конфликт, в результате чего белые не смогли вовремя оказать помощь восставшему форту и восстание провалилось. Это, пожалуй, единственный эпизод, когда ингерманландцы смогли выйти на авансцену борьбы белых и красных за Петроград.

Ингерманландцы по другую часть Финского залива, на границе с Финляндией, достигли большего и смогли даже провозгласить создание собственного государства - Республики Северная Ингрия, однако это государственное образование было достаточно быстро ликвидировано.

«На нас поставили клеймо сепаратистов»: почему ингерманландские финны и регионалисты из «Свободной Ингрии» - это не одни и те же люди

Как возникло противоречие между финнами и регионалистами и почему активисты, выступающие за автономию Петербурга, выходят на акции именно под флагом Ингерманландии

- Можно ли выделить в Гражданской войне ключевые события, из-за которых всё закончилось победой большевиков?

Если говорить о нашем городе, то я думаю, что это 1919 год, когда белые были очень близки к взятию Петрограда. Они были на самых подступах. Но были ли у них реальные шансы - дискуссионный вопрос. Они могли взять Петроград, но вот удержать его было бы тяжело. Петроград - большой город с большим числом рабочего населения, которое мало сочувствовало белым. А у Северо-Западной армии на пике ее могущества было в строю всего лишь около 20 тысяч штыков. С такой армией сложно оборонять город. А еще надо охранять порядок в нем - даже советской власти приходилось иметь не менее 6–7 тысяч милиционеров. Но взять город белые при удачном стечении обстоятельств могли.

В мемуарах белогвардейцев есть символ, который кочует из одной книги в другую, - купол Исаакиевского собора. Белые были настолько близко к городу, что могли разглядеть в свои бинокли блеск купола в лучах солнца. Лучше всего это описал Куприн в своем рассказе «Купол святого Исаакия Далматского». У них было ощущение, что Петроград вот-вот будет взят. Они даже успели заранее подумать о том, как будут кормить население бывшей столицы: у американской компании были заказаны большие грузы продовольствия. Но не сложилось.

Важную роль сыграл тот факт, что белые не сумели перерезать железнодорожную линию Петроград - Москва в районе Тосно, и к красным постоянно поступало подкрепление. Думаю, что, с военной точки зрения, это был переломный момент на фронте. Утратив наступательную инициативу и остановившись, они с каждым днем оказывались всё в более тяжелом положении, поскольку численный перевес красных войск постоянно рос.

- Если взять Петроград была реальная возможность, то могли ли белые победить в целом в войне?

Мне кажется, шанс на это мог бы появиться только при условии, если бы на всех фронтах белые наступали одновременно. В реальности наступления случились в разное время, и красные, занимая центральный регион, успевали перекинуть войска на тот фронт, где ситуация становилась угрожающей. Сначала был реализован лозунг «Все на борьбу с Колчаком!», потом - «Все на борьбу с Деникиным!».

- Какую роль в том, что война проходила и закончилась именно так, сыграло иностранное вмешательство?

Нужно сказать, что степень иностранного вмешательства в советское время сильно преувеличивалась. Не было прямо такого огромного числа иностранных солдат, которые бы несли на своих штыках белую власть. Практически всегда это был очень ограниченный контингент.

Но, с другой стороны, во многих местах без иностранного вмешательства белые армии могли бы так и не сорганизоваться. Например, около того же Петрограда белая армия формировалось в Пскове, занятом немецкими войсками, при этом немцы дали белым деньги, вооружение и снаряжение. В создании очага Гражданской войны на севере большую роль сыграли англичане. Чехо-словацкий мятеж послужил спичкой, зажегшей противоборство на востоке страны. Но не может быть никаких сомнений в том, что исход Гражданской войны решался в противоборстве русских людей между собой.

- Когда Петроград начал возвращаться к обычной жизни после войны?

В 1918 и 1919 годы Петроград - это прифронтовой город. Он постоянно находится в непосредственной близости от боевых действий. То немцы наступают, то в Финляндии неспокойно, то белогвардейцы нападают. В 1920 году город оказался вдали от основных фронтов, но в начале 1921 года новое испытание - Кронштадский мятеж. То есть почти всё время город был рядом с фронтом. Традиционно считается, что позитивные перемены в жизни Петрограда начались после введения НЭП в 1921 году. Ситуация начала потихоньку улучшаться. К середине 1920-х годов город ожил и начал выходить на дореволюционные показатели.

Если не брать именно историческое значение, многое ли осталось в нашей современной жизни от времен Гражданской войны?

Если говорить о том, что на поверхности, то это изменения в русском языке, революционный новояз. Все сокращения и аббревиатуры, и термины того времени в целом, которые вошли в наш язык. Кроме того, конечно, осталось искусство во всем его многообразии. Те же агитационные плакаты до сих пор считаются очень сильными произведениями. Я постоянно встречаю шрифты, явно срисованные с них, особенно в рекламе. Литература, конечно: «Собачье сердце», наверное, лучший портрет эпохи, пускай и не Петроград на нем изображен.

Если перейти конкретно к Петербургу, то это перемещение центра городской власти в Смольный. Марсово поле, служившее при царе местом для военных парадов, стало революционным некрополем. Подозреваю, что молодые супружеские пары, приезжающие сейчас туда на фотосессию в день свадьбы, не всегда отдают себе отчет в том, что это, по сути, кладбище.

Похороны погибших в ходе Февральской революции на Марсовом поле

В топонимике у нас много названий того времени. Не только в городе, но и в области: например, поселок Толмачево. Есть и странные примеры топонимических решений: например, поселок Струги Белые, который назывался так еще до Революции, когда никаких белогвардейцев не существовало. После Революции его переименовали в Струги Красные только потому, что он был занят на некоторое время белыми войсками. Он и теперь так называется.

От тех лет осталось многое, чем мы до сих пор пользуемся, не задумываясь. Железнодорожная ветка до Великого Новгорода, проходящая через Новолисино. Сейчас по ней ходят электрички и ездят дачники, а построили ее в самом конце царского времени и отчасти уже в революционную эпоху. В годы Первой мировой войны для снабжения столицы и фронта собирались построить железную дорогу Петроград – Орел, в обход Москвы. Но успели построить только участок до Великого Новгорода.

Из архитектуры от периода Гражданской войны в городе ничего особого не осталось. Какого-то капитального строительства в городе не велось, не было стройматериалов даже для ремонта. Наоборот, часть застройки перестала существовать - особенно деревянной, которая разбиралась на дрова. Что еще осталось? Крейсер «Аврора», конечно. Правда, это по сути новодел, но стоит в том месте, где действительно стояла [«Аврора»].

- Как вы думаете, почему про Революцию выходит масса книг и работ, а про Гражданскую войну говорят куда меньше?

Потому что Гражданская война - это вещь, которая расколола общество, и в определенной мере этот раскол до сих пор не преодолен. Хотя я бы не сказал, что про гражданскую войну выходит так уж мало работ. Мало выходит по нашему региону, по северо-западу, а по югу и востоку очень много литературы. Много научпопа - к сожалению, не всегда качественного. Если интересна эпоха, но нет охоты читать сухие научные талмуды, то призываю всех обратиться к мемуарной литературе. Уверяю вас, что Деникин и Троцкий дадут фору любому современному публицисту.

02 января 1873 - 30 августа 1918

российский революционный и политический деятель, известный прежде всего своей деятельностью на должности председателя Петроградского ЧК

Биография

Родился в еврейской купеческой семье, в трёхлетнем возрасте остался без отца. Получил традиционное религиозное образование, учился в гимназии в Черкассах (первая государственная городская гимназия) и Белой Церкви . В 1897 году окончил юридический факультет Киевского университета.

В революционном движении с начала 90-х гг. Член РСДРП с 1898 года. В 1899 арестован, сослан в Якутскую губернию. После 2-го съезда РСДРП (1903) меньшевик. Участник Революции 1905 года в Петербурге, Красноярске . В 1906 арестован, сослан в Вологду , затем в Архангельскую губернию. В августе 1912 года - участник социал-демократической конференции в Вене, на VI съезде РСДРП(б) вошёл в ЦК как один из лидеров социал-демократической фракции «межрайонцев», которую возглавлял Троцкий.

В 1914 эмигрировал за границу. В 1916 жил в Стокгольме. Был корреспондентом парижской пораженческой газеты «Наше слово», редактировавшейся Троцким. Работал в «Институте изучения социальных последствий войны», созданном Израилем Гельфандом (Парвусом) .

После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград, вошёл в группу «межрайонцев», вместе с которыми был принят в большевистскую партию на 6-м съезде РСДРП (б); на съезде избран членом ЦК РСДРП (б). В августе 1917 года введён большевиками в комиссию по выборам в Учредительное Собрание, стал гласным Петроградской Думы. В это же время работал в газете «Правда», журнале «Вперёд» и других партийных изданиях.

В октябрьские дни 1917 член Военно-революционного партийного центра по руководству вооружённым восстанием, член Петроградского ВРК. После победы революции комиссар министерства иностранных дел, затем комиссар Всероссийской комиссии по делам созыва Учредительного собрания. Организовал роспуск Всероссийского учредительного собрания.

В феврале 1918 член Комитета революционной обороны Петрограда. В вопросе о заключении Брестского мира 1918 примыкал к «левым коммунистам». На 7-м съезде РКП(б) избран кандидатом в члены ЦК. С 10 марта 1918 председатель Петроградской ЧК. С апреля 1918 совмещал этот пост с должностью комиссара внутренних дел Северной области.

В марте 1918 Урицкий стал председателем Петроградской ЧК (с апреля совмещая этот пост с должностью комиссара внутренних дел Северной области). Здесь он проявил себя как одна из самых зловещих фигур первых лет правления большевиков. По отзыву Луначарского, Урицкий был «железной рукой, которая реально держала горло контрреволюции в своих пальцах». На деле террор, развернутый Урицким в Петрограде, был направлен на физическое уничтожение не только «контрреволюции» (то есть сознательных противников советской власти), но и всех, кто хотя бы потенциально мог не поддержать большевиков. По распоряжению Урицкого были расстреляны демонстрации рабочих, возмущенных действиями новой власти; подвергнуты пыткам, а затем убиты офицеры Балтийского флота и члены их семей. Несколько барж с арестованными офицерами были потоплены в Финском заливе. Петроградская ЧК обрела репутацию поистине дьявольского застенка, а имя ее главы наводило ужас.

Утром 30 августа 1918 года убит в вестибюле Народного Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны (на Дворцовой площади) Леонидом Каннегисером, который заявил сразу же после ареста, что сделал это, чтобы искупить вину своей нации за содеянное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он - отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев.». Сам Каннегисер принадлежал к небольшой партии народных социалистов, лидер которой, Николай Чайковский , только что возглавил социалистическое правительство в