Тема урока йотированные гласные. Тема: Гласные звуки и йотированные гласные. план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему Конспект занятия йотированные гласные

Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда.

Познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

Учить делать выводы, слушать и понимать других;

Развивать память, внимание и мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Воспитатель:

Дата проведения:

Тема: Йотированные гласные в начале слова (Е, Ё, Ю, Я)

Цель: закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова.

Организационный момент:

Основная часть.

Воспитатель:-Однажды братья-звуки Й пошли в лес. Бродили-бродили и заблудились.

Один вышел на полянку и встретила звук А, он тоже заблудился. Взялись они за руки и пошли вместе искать дорогу домой.

Й+А…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Я) /выставляется картинка/

По дороге к дому они собирали ягоды.

Другой братец Й вышел к речке и встретила там звук Э, который рыбачил. Он согласился проводить Й до дома. И они пошли вместе

Й+Э…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Е) /выставляется картинка/

Домой они взяли наловленных ершей.

Третий брат в чаще леса повстречала звук О, который собирал грибы.

Вместе они пошли по тропинке, встретили ёжика и он показал им дорогу к дому.

Й+О…./дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы можем обозначить эти два звука? (Ё) /выставляется картинка/

А еще один Й вышел к ручью, где набирал воду звук У. Он с радостью согласился вывести Й из леса.

Й+У…/дети произносят хором слитно звуки/.

Какой буквой мы обозначаем эти два звука? (Ю) /выставляется картинка/

Повстречали они юрких мышек и белку, которая крутилась как юла.

Все братья-звуки удачно добрались до дома и были очень рады встрече. Познакомили они друг друга и с новыми звуками-друзьями. Рассказали, что видели по дороге.

Мы собирали ягоды.

Мы наловили ершей.

Мы встретили ёжика.

Мы видели юрких мышей.

Давайте повторим какие два звук могут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я.

Е Ё Ю Я

[й] [э] [й] [о] [й] [у] [й] [а]

А теперь вспомним, когда наши буквы обозначаются двумя звуками.

В начале слова (приведите примеры слов)

После гласной буквы (приведите примеры слов)

После Ь и Ъ знаков (приведите примеры слов)

Потренируемся.

Найдите в предложениях наших братцев слова, в которых их друзья гласные будут обозначать два звука.

Ягоды, ершей, ёжика, юрких.

  1. Дети по цепочке придумывают слова, которые начинаются на Е, Ё, Ю, Я. Записывают и раскладывают буквы на звуки.
    Например: яблоко, якорь, ядро, ясень, Егор, енот, ель, ёж, ёлка, ёмкость, юла, юность, Юпитер, юнга…
  1. Разбор гласных на звуки.

Яна и Юля пошли за ягодами.

Егор ест яблоки и абрикосы.

Яша наряжает ёлку.

Елисей едет на автобусе.

Ящерица очень юркая.

Елене купили яркую юбку.

3) Выкладывание слов из разрезных букв.

Й У

4) Разделить слова на два столбика: 1 – где наши гласные будут обозначать один звук, 2 – обозначают два звука. Слова могут быть даны на карточках, записаны на доске или продиктованы.

Например: яма, лето, Егор, юнга, лютик, лёд, ёжик, пряжа…

III. Подведение итогов
- О каких буквах говорили?
- В каких случаях они образуют два звука?


Марина Владимировна Чеканова
Конспект логопедического занятия «Йотированные гласные буквы»

Чеканова М. В., учитель – логопед

г. Нефтеюганск

Подготовительная группа

Тема : «Йотированные гласные »

Цель : систематизировать знания детей о йотированных гласных буквах ЕЁЮЯ в начале слова в сильной позиции.

Задачи :

Образовательная :

Умение определять звуки в начале слова в сильной позиции, обозначая сочетание звуков буквами .

Коррекционно-развивающая :

Развивать фонематический слух через дифференциацию йотированных гласных ;

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику пальцев рук с помощью гимнастики с биоэнергопластикой.

Воспитательная :

Воспитывать умение отвечать полным ответом, слушать ответы товарищей.

Методы :

Словесные – беседа, объяснение.

Наглядные – мультимедийная презентация, камни-звуки, слогов , элементы букв , модели домов с буквами Е ,Ё,Ю,Я

Практические – выполнение артик. упражнений, заданий на определение последовательности звуков, слогов ; построение букв .

Технологии :

Здоровьесберегающие (артикуляционная, дыхательная гимнастика, физминутка)

Компьютерные технологии (слайдовая презентация)

Игровые (дидактические игры, словесные)

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводная часть.

К нам пришли гости, поздороваемся с ними.

Как ещё можно поприветствовать?

Добрый день, здравствуйте, привет, рад встречи

А йоги, например, здороваются в таком положении. (слайд)

А кто такие йоги?

Поработаем как йоги, только не ногами, а руками и своими языками.

Артикуляционная гимнастика

Основная часть.

1. Составьте предложение о йогах. (СХЕМА)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов)

Как слова отделяются друг от друга? (Паузами. Сколько пауз, столько слов)

2. Назовите слово, в котором есть звук Й.

Назовите первый звук в слове ЙОГИ.

Какой он, вспомним.

Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков ?

Физминутка.

Разделитесь на две команды : Команда И-краткая, команда гласных .

Перед вами два дерева – с красными яблоками (модели артикуляции гласных ) и с зелеными. Чья команда быстрее сорвет яблоки.

Команды стоят напротив друг друга, в руках держат «звуки-яблоки»

Сможем ли мы объединить И –краткий звук с гласными ? (ответы детей)

Выясним

Посмотрите на экран. Назовите первый звук в слове ЯБЛОКИ, второй.

Звуки ЙА.

Выйдите те ребята, у которых в руках эти «звуки -яблоки» .

Аналогично с другими йотированными буквами

ЁЖИК, звук ЙО.

Юбка, звук ЙУ.

Ель, звук ЙЭ.

Вывод : Объединился ли и-краткий с гласными звуками в начале слова?

Что происходит, когда произносим два звука? (Сначала небольшое препятствие, запинка, а потом звук тянется)

Игра «Запинки»

В каких случаях мы услышали 2 звука в словах?

3. Игра «Заселим звуки в дом» .

У каждого дома своё название.

Какие звуки заселим в дом с буквой Я ? (ЙА, Ё (ЁО, Ю (ЙУ)

Вывод : С какими буквами «дружат» звуки ЙА буквой Я )

4. Игра «Назови слова»

Назовите слова, которые начинаются на звуки ЙА (яблоко, яхта, Яна, Яша)

ЙО (ёжик, ёж, ёлка, ёрш)

ЙЭ (ель, енот, еда, Емеля)

ЙУ (Юля, юла, Юра, юмор, юный)

Заключительная часть.

Какие буквы обозначаются двумя звуками в начале слова? (Е,Ё,Ю,Я)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Обучающие сказки для детей

В стране Звуков


Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

«Как звуки научились превращаться в буквы»

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все – таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить - , и никак…
Кашлянули:
-Кх!
Чихнули:
Пчх!
Зачем то позвали кошку:
-Кс, кс, кс!
И заскучали….
Вдруг:
-Тсс!
Показалось им, что кто –то где-то рыдает… Прислушались.
-А-а-а-а! О-о-о!- кричали гласные.
Они плакали, как малые дети:
-Уа! Уа!
Аукали:
-Ау! Ау!
И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание):
-БДМ ВСГД ВМСТ!
И услышали радостное, но тоже невнятное:
-У-Е-Е-А-Е-Е!
Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались.

Парад букв

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел свое жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.
Как – то раз Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.
Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место, по номеру жилища. Вот в каком порядке стояли там буквы: А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.
Королеве Азбуке очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы – АЗБУКА.
Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Ударение

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет УДАРЕНИЕ. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило и закричало:
-Что вы без меня знаете? Если захочу, возьму и изменю значения у вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел замОк и сказал:
-Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким – то УДАРЕНИЕМ. Ведь Ударение – это же просто черточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез замОк, и возник зАмок.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Вот уж вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель-капЕль, вместо дорОга-дорогА.
Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почетное место на свое собрании и с тех пор к Ударению с большим уважением относятся.

Конспект логопедического занятия

Тема: Йотированные гласные.

Цели: 1. Дать понятие об образовании йотированных гласных.

2. Дать понятие о смягчении согласных посредством гласных второго ряда.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Совершенствование умения составлять предложения с данными словами для получения

связного текста.

Оборудование:

карточки гласных букв;

картинка с изображением папы-медведя и сына Мишутки;

индивидуальные картинки с изображениями этих зверей;

текст стихов с иллюстрацией гласных звуков («девочки» Аля, Оля, Уля, Эля, Ира) и звука [ й ];

фотографии с изображением артикуляции гласных и звука [ й ];

материал к рассказу «Котенок».

    Организационный момент

    • Какое сегодня число?

      Какой идет месяц?

      А какой день недели?

      Кто готов сегодня на занятие внимательно слушать и хорошо работать?

    Игра «Угадайка»

Перед детьми на партах лежат гласные буквы: А И Ы Э У О. По артикуляции логопеда узнать звук, показать соответствующую букву и назвать ее вслух. В результате этой игры должен получиться ряд гласных – А О У Э Ы. Сравнение с рядом гласных на доске: А О У Э Ы.

Кто справился с заданием?

Кто умеет хорошо узнавать звуки по положению губ и языка?

3. - Что вы знаете об этих буквах?

Для чего они служат?

Кому помогают эти гласные: папе-медведю или Мишутке?

Кто прочитает эти гласные за папу-медведя его голосом?

4. – Какая буква осталась на парте? (И)

Что вы о ней знаете?

По внешнему виду, на какую букву она похожа? (на Й)

А что вы о ней знаете?

Стихи с иллюстрацией

ИЙ

И глядит украдкой

На сестрицу краткою:

Ей понравился берет,

У нее такого нет…

5. О том, какая история приключилась со всеми этими буквами и что из этого получилось, мы узнаем сегодня на занятие.

Жили – были две сестрички: И и Й. Они были очень похожи. Одна из них решила купить себе берет. Она купила красивый беретик, переоделась и стала очень гордой. Звала она себя теперь кратко: [ Й] и не хотела ни с кем дружить. Но так жить ей стало скучно и плохо, решила она подружиться с кем – нибудь. Вышла гулять, смотрит, стоит красивая девочка и поет [А].

Как тебя зовут?

Аля. А тебя?

- [ Й]. Давай дружить и петь вместе. Я буду первой, а ты за мной:

[ Й] [А]

Логопед соединяет карточки со звуковыми изображениями: [ Й] [А].

Что получилось?

Хором: «Я!».

Записывает на доске ниже первого ряда

А О У Э Ы

В результате рассказа логопеда на доске будет запись:

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е

Бука И испугалась, что ей не будет места, быстро встала в пару с Ы.

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

Так и получилось два ряда гласных букв. Они очень дружат между собой и не любят, если ученики их путают.

    Интересная история о буквах?

    Понравилась вам?

    О чем эта история?

    Кто догадался, почему эти четыре буквы называются самыми хитрыми в русском языке?

6. Пусть сказочные герои отдохнут и понаблюдают, как мы с вами за партами получим второй ряд.

Логопед при помощи фотографий с изображениями артикуляции гласных звука [Й] демонстрирует слияние звуков:

[Й] [А]; [Й] [О]; [Й] [У]; [Й] [Э].

Дети выполняют слияние звуков перед зеркалами.

В итоге работы на партах получается два ряда гласных:

А О У Э Ы

Я Ё Ю Е И

    Как получилась буква Я? Ё? Ю? Е?

7. Вот мы и узнали, как появились четыре такие интересные и хитрые буквы.

Теперь мы узнаем, какую работу они выполняют. Сегодня на занятие мы начнем об этом говорить, а продолжим на следующих. У нас получился второй ряд букв.

Что вы можете о них сказать?

Чьи это звуки? (Мишуткины)

Чтение гласных I ряда голосом папы-медведя.

Как хорошо получается у папы-медведя и Мишутки. У нас сейчас также хорошо получится чтение слогов:

А О У Э Ы МА-МЯ

Я Ё Ю Е И МО-МЁ

    Как звучит согласный в словах папы-медведя?

    Как звучит согласный в слогах Мишутки?

    Квадратом, какого цвета они обозначаются?

8. Чтение детьми по очереди пар слогов. Вместо буквы М берется первая согласная из имени читающего ребенка.

9. Развитие фонематического слуха (дети карточками с изображением медведя и медвежонка показывают твердость и мягкость согласного в словах).

СА СЕ ЛЁ МУ МИ ЗЯ

ФА ДО РЁ ГЛЮ ДРЯ СВА

10. Физминутка

Игра с мячом

А сейчас попробуем построить имена детей. Я предлагаю слог за папу – медведя, а вы – за Мишутку, в итоге должно получиться имя мальчика или девочки:

Ва-ня То-ля Ко-ля

Га-ля Та-ня Ва-ся

11. Работа над составлением связного текста

Мишутка шел в гости к своему другу, нес подарок, но дул ветер и несколько шаров улетело. Надо вернуть их на место.

КОТ_НОК Л_БИТ

БАРС_К М_У

ИГРА_М

Каждый ученик ставит шарик – букву на место, читает полученное слово.

    Составьте предложение с каждым словом так, чтобы получился маленький рассказ о котенке, который у нас появился (картинка котенка на доске).

В нашем классе появился котенок. Его назвали Барсик. Котенок любит лакать молоко. Он говорит: «Мяу!» мы играем с котенком.

    Как можно назвать наш рассказ?

Пересказ составленного рассказа с опорой на слова.

12. Подведение итогов занятия

    Котенок тоже хочет узнать, с какими хитрыми буквами мы познакомились сегодня на занятии. Скажите ему, ребята. (Я Ё Ю Е)

    Котенок приготовил для вас интересное задание. Он дает вам карточки с шарами, на которых изображены эти хитрые буквы. Попробуйте их красиво заштриховать в группе продленного дня.

Что понравилось вам на занятие?

Кто доволен своей работой на занятии?