Свойства и функции элементов нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Строение нервной системы

" ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ НЕРВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Рвздражимость. Нейроны, как и все живые клетки, обладают раз-дражчмостыо - способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды (так назыв. раздражителей) переходить из состоя¬ния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем ней¬рона, вызывающим его деятельность, является нервный импульс, по¬ступающий или из других нейронов, или из рецепторов - клеток, спе¬циализированных для восприятия физических, физико-химических и химических сигналов внешней и внутренней среды.
Возбудимость. Важнейшим свойством нервных клеток, так же как и мышечных, является вогбудимость - способность быстро ответить " на действие раздражителя возбуждением. Мерой возбудимости являет¬ся порог возбуждения - та минимальная сила раздражителя, которая вызывает возбуждение. Возбуждение характеризуется комплексом функциональных, химических, физико-химических явлений. Оно спо¬собно перемешаться из одного места в клетке в другое, от одной клет¬ки я другой. Обязательным признаком возбуждения является измене¬ние электрического состояния поверхностной клеточной мембраны. Именно электрические явления обеспечивают проведение возбуждения в возбудимых тканях.
Возникновение и распространение возбуждения связано с измене¬нием электрического заряда живой ткани, с так наз. биоэлектриче¬скими явлениями. Если возбудимую клетку подвергнуть действию чрезвычайно сильного раздражителя, то возникает быстрое колебание мембранного потенциала (разность потенциалов, регистрируемая по обе стороны мембраны), называемая потенциалом действия. Причина возникновения потенциала действия - изменение ионной проницаемо¬сти мембраны.
Проведение возбуждения. Возникшее возбуждение распространяет¬ся по нервному волокну, переходит на другие клетки или на другие участк-п той же клетки за счет местных токов, возникающих между воз¬бужденным и покоящимся участков волокна. Проведение возбужде¬ния обусловлено тем, что потенциал действия, возникший в одной клетке или в одном из ее участков, становится раздражителем, вызы¬вающим возбуждение соседних участков.
Передача возбуждения в синапсах. Возбуждение от одной нервной клетки к другой передается только в одном направлении: с аксона од¬ного нейрона на тело клетки и дендриты другого нейрона.
Аксоны большинства нейронов, подходя к другим нервным клет¬кам, ветвятся и образуют многочисленные окончания на телах этих к л СУТОК и их дендритах. Такие места контактов называются синапсами.
Количество синапсов на теле одного нейрона достигает сто и более, а на д-.мгр ттах одного нейрона - насколько тысяч. Одно нервное во¬локно мсккет образовать до 10 тысяч синапсов на многих нервных.клетках.
Синапс имеет сложное строение. Он образован двумя мембрана-
13
ми - пресинаптической и постсинаптической, между ними расположе¬на синаптическая щель. Пресинаптическая часть синапса находится на нервном окончании. Нервные окончания в центральной нервной сис¬теме имеют вид пуговок, колечек или бляшек. Каждая синаптическая пуговка покрыта пресинаптической мембраной. Постсинаптическая мембрана находится на теле или на дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс. В пресинаптической области обычно на¬блюдаются большие скопления митохондрий.
Возбуждение через синапсы передается химическим путем с по¬мощью химического вещества - посредника, или медиатора, находя¬щегося в синаптических пузырьках, расположенных в синаптической бляшке. В разных синапсах вырабатываются разные медиаторы. Ча¬ще всего это ацетилхолин, адреналин или норадреналин.
В центральной нервной системе, наряду с возбудительными, су¬ществуют тормозные синапсы, из синаптических бляшек которых осво¬бождается тормозной медиатор - гамма-аминомасляная кислота и глицин.
На каждой нервной клетке расположено множество возбуждаю¬щих и тормозных синапсов, что создает условия для их взаимодейст¬вия и в конечном счете для различного характера ответа на пришед¬ший сигнал.
Синаптическчй аппарат в ЦНС, особенно в ее высших отделах, формируется в течение длительного периода постнатального развития. Его формирование в большой мере определяется притоком внешней информации. На разных этапах развития первыми созревают возбу¬дительные синапсы, тормозные синапсы формируются позже. С их: созреванием связано усложнение процессов переработки информации.
ч\ СТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Каждый орган или система в организме человека играют свою роль. При этом все они взаимосвязаны. Значение трудно переоценить. Она отвечает за корреляцию между всеми органами и их системами и за функционирование организма в целом. В школе рано начинают ознакомление с таким многогранным понятием, как нервная система. 4 класс - это еще маленькие дети, которые не могут глубоко разобраться во многих сложных научных понятиях.

Структурные единицы

Главные структурные и функциональные единицы нервной системы (НС) - нейроны. Они представляют собой сложные возбудимые секретирующие клетки с отростками и воспринимают нервное возбуждение, перерабатывают его и передают другим клеткам. Нейроны также могут оказывать на клетки-мишени модулирующее или тормозное воздействие. Они являются составной частью био- и хеморегуляции организма. С функциональной точки зрения нейроны являются одной из основ организации нервной системы. Они объединяют несколько других уровней (молекулярный, субклеточный, синаптический, надклеточный).

Нейроны состоят из тела (сома), длинного отростка (аксона) и небольших ветвящихся отростков (дендритов). В разных отделах нервной системы они имеют различную форму и величину. В некоторых из них длина аксона может достигать 1,5 м. От одного нейрона отходит до 1000 дендритов. По ним возбуждение распространяется от рецепторов к телу клетки. По аксону импульсы передаются эффекторным клеткам или другим нейронам.

В науке существует понятие «синапс». Аксоны нейронов, подходя к другим клеткам, начинают ветвиться и образуют многочисленные окончания на них. Такие места и называют синапсами. Аксоны образуют их не только на нервных клетках. Синапсы есть на мышечных волокнах. Эти органы нервной системы присутствуют даже на клетках желез внутренней секреции и кровеносных капиллярах. представляют собой покрытые глиальными оболочками отростки нейронов. Они выполняют проводящую функцию.

Нервные окончания

Это специализированные образования, расположенные на кончиках отростков нервных волокон. Они обеспечивают в виде импульса. Нервные окончания участвуют в формировании передающих и воспринимающих концевых аппаратов разной структурной организации. По функциональному назначению выделяют:

Синапсы, которые передают нервный импульс между нервными клетками;

Рецепторы (афферентные окончания), направляющие информацию от места действия фактора внутренней или внешней среды;

Эффекторы, передающие импульс от нервных клеток к другим тканям.

Деятельность нервной системы

Нервная система (НС) - целостная совокупность нескольких взаимосвязанных между собой структур. Она способствует слаженной регуляции деятельности всех органов и обеспечивает реакцию на изменения условий. Нервная система человека, фото которой представлено в статье, связывает воедино двигательную активность, чувствительность и работу иных регуляторных систем (иммунной, эндокринной). Деятельность НС связана с:

Анатомическим проникновением во все органы и ткани;

Установлением и оптимизацией взаимосвязи между организмом и окружающей внешней средой (экологической, социальной);

Координированием всех обменных процессов;

Управлением системами органов.

Структура

Анатомия нервной системы очень сложна. В ней находится много структур, различных по строению и назначению. Нервная система, фото которой свидетельствуют о ее проникновении во все органы и ткани организма, играет важную роль как приемник внутренних и внешних раздражителей. Для этого предназначены особые сенсорные структуры, которые находятся в так называемых анализаторах. Они включают специальные нервные устройства, которые способны воспринимать поступающую информацию. К ним относятся следующие:

Проприорецепторы, собирающие информацию, касающуюся состояния мышц, фасций, суставов, костей;

Экстерорецепторы, располагающиеся в кожных покровах, слизистых оболочках и органах чувств, способные воспринимать полученные из внешней среды раздражающие факторы;

Интерорецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях и ответственные за принятие биохимических изменений.

Основное значение нервной системы

Работа НС тесно связана как с окружающим миром, так и с функционированием самого организма. С ее помощью происходит восприятие информации и ее анализ. Благодаря ей происходит распознавание раздражителей внутренних органов и поступающих извне сигналов. Нервная система отвечает за реакции организма на полученную информацию. Именно благодаря ее взаимодействию с гуморальными механизмами регуляции обеспечивается приспособляемость человека к окружающему миру.

Значение нервной системы состоит в обеспечении координации отдельных частей организма и поддержании его гомеостаза (равновесного состояния). Благодаря ее работе происходит приспособление организма к любым изменениям, называемое адаптивным поведением (состоянием).

Базовые функции НС

Функции нервной системы довольно многочисленны. К основным из них относятся следующие:

Регуляция жизнедеятельности тканей, органов и их систем в нормальном режиме;

Объединение (интеграция) организма;

Сохранение взаимосвязи человека с окружающей средой;

Контроль над состоянием отдельных органов и организма в целом;

Обеспечение активации и поддержания тонуса (рабочего состояния);

Определение деятельности людей и их психического здоровья, являющихся основой социальной жизни.

Нервная система человека, фото которой представлено выше, обеспечивает такие мыслительные процессы:

Восприятие, усвоение и переработку информации;

Анализ и синтез;

Формирование мотивации;

Сравнение с имеющимся опытом;

Постановку цели и планирование;

Коррекцию действия (исправление ошибок);

Оценивание результатов деятельности;

Формирование суждений, выводов и заключений, общих (абстрактных) понятий.

Нервная система помимо сигнальной выполняет еще и Благодаря ей выделяемые организмом биологически активные вещества обеспечивают жизнедеятельность иннервируемых органов. Органы, которые лишены такой подпитки, со временем атрофируются и отмирают. Функции нервной системы очень важны для человека. При изменениях существующих условий окружающей среды с их помощью происходит приспособление организма к новым обстоятельствам.

Процессы, происходящие в НС

Нервная система человека, схема которой довольно проста и понятна, отвечает за взаимодействие организма и окружающей среды. Для его обеспечения осуществляются такие процессы:

Трансдукция, представляющая собой превращение раздражения в нервное возбуждение;

Трансформация, в ходе которой происходит преобразование входящего возбуждения с одними характеристиками в выходящий поток с другими свойствами;

Распределение возбуждения по разным направлениям;

Моделирование, представляющее собой построение образа раздражения, заменяющего сам его источник;

Модуляция, изменяющая нервную систему или ее деятельность.

Значение нервной системы человека также состоит во взаимодействии организма с внешней средой. При этом возникают различные ответные реакции на любые виды раздражителей. Основные виды модуляции:

Возбуждение (активация), заключающаяся в повышении активности нервной структуры (это состояние является доминантным);

Торможение, угнетение (ингибиция), состоящее в снижении активности нервной структуры;

Временная нервная связь, представляющая собой создание новых путей передачи возбуждения;

Пластическая перестройка, которая представлена сенситизацией (улучшением передачи возбуждения) и габитуацией (ухудшением передачи);

Активация органа, обеспечивающего рефлекторную реакцию организма человека.

Задачи НС

Основные задачи нервной системы:

Рецепция - улавливание изменений во внутренней или внешней среде. Она осуществляется сенсорными системами при помощи рецепторов и представляет собой восприятие механических, термических, химических, электромагнитных и других видов раздражителей.

Трансдукция - преобразование (кодирование) поступившего сигнала в нервное возбуждение, представляющее собой поток импульсов с характеристиками, свойственными раздражению.

Осуществление проведения, заключающееся в доставке возбуждения по нервным путям в необходимые участки НС и к эффекторам (исполнительным органам).

Перцепция - создание нервной модели раздражения (построение его сенсорного образа). Этот процесс формирует субъективную картину мира.

Трансформация - преобразование возбуждения из сенсорного в эффекторное. Его целью является осуществление ответной реакции организма на произошедшее изменение среды. При этом происходит передача нисходящего возбуждения из высших отделов ЦНС к нижерасположенным или в ПНС (рабочим органам, тканям).

Оценка результата деятельности НС при помощи обратных связей и афферентации (передачи сенсорной информации).

Строение НС

Нервная система человека, схема которой представлена выше, подразделяется в структурном и функциональном отношении. Работу НС невозможно понять в полной мере, не разобравшись в функциях ее основных видов. Только изучив их назначение, можно осознать сложность всего механизма. Нервная система подразделяется на:

Центральную (ЦНС), которая осуществляет реакции различного уровня сложности, называемые рефлексами. Она воспринимает раздражители, получаемые из внешней среды и от органов. К ней относят головной и спинной мозг.

Периферическую (ПНС), соединяющую ЦНС с органами и конечностями. Ее нейроны находятся далеко от головного и спинного мозга. Она не защищена костями, поэтому подвержена механическим повреждениям. Только благодаря нормальному функционированию ПНС возможна человека. Эта система ответственна за реагирование организма на опасность и стрессовые ситуации. Благодаря ей в подобных ситуациях учащается пульс и повышается уровень адреналина. Заболевания сказываются на работе ЦНС.

ПНС состоит из пучков нервных волокон. Они выходят далеко за пределы спинного и головного мозга и направляются к разным органам. Их называют нервами. К ПНС относятся Они являются скоплением нервных клеток.

Заболевания периферической нервной системы разделяются по таким принципам: топографическо-анатомическому, этиологическому, патогенезу, патоморфологии. К ним относятся:

Радикулиты;

Плекситы;

Фуникулиты;

Моно-, поли- и мультиневриты.

По этиологии заболеваний они делятся на инфекционные (микробные, вирусные), токсические, аллергические, дисциркуляторные, дисметаболические, травматические, наследственные, идиопатические, компрессийно-ишемические, вертеброгенные. Заболевания ПНС могут быть первичными (проказа, лептоспироз, сифилис) и вторичными (после детских инфекций, мононуклеоза, при узелковом периартериите). По патоморфологии и патогенезу они делятся на невропатии (радикулопатии), невриты (радикулиты) и невралгии.

Рефлекторная деятельность в значительной степени определяется которые представляют собой совокупность структур ЦНС. Их скоординированная деятельность обеспечивает регуляцию различных функций организма или рефлекторные акты. Нервные центры имеют несколько общих свойств, определяемых структурой и функцией синаптических образований (контакт между нейронами и другими тканями):

Односторонность процесса возбуждения. Он распространяется по в одном направлении.

Иррадиация возбуждения, заключающаяся в том, что при значительном увеличении силы раздражителя происходит расширение области вовлекаемых в этот процесс нейронов.

Суммация возбуждения. Этот процесс облегчается наличием огромного множества синаптических контактов.

Высокая утомляемость. При длительном повторном раздражении происходит ослабление рефлекторной реакции.

Синаптическая задержка. Время рефлекторной реакции полностью зависит от скорости движения и времени распространения возбуждения через синапс. У человека одна такая задержка составляет около 1 мс.

Тонус, который представляет собой наличие фоновой активности.

Пластичность, являющаяся функциональной возможностью существенно модифицировать общую картину рефлекторных реакций.

Конвергенция нервных сигналов, определяющая физиологический механизм пути прохождения афферентной информации (постоянного потока нервных импульсов).

Интеграция функций клеток в нервных центрах.

Свойство доминантного нервного очага, характеризующегося повышенной возбудимостью, способностью к возбуждению и суммированию.

Цефализация нервной системы, заключающаяся в перемещении, координации деятельности организма в главных отделах ЦНС и сосредоточении в них функции регуляции.

Нейрон – высокоспециализированная клетка, приспособленная для приема, обработки, интеграции, хранения и передачи информации. Нейрон состоит из тела и отростков двух типов: коротких ветвящихся дендритов и длинного отростка – аксона.

Имея принципиально общее строение, нейроны сильно различаются размерами, формой, числом, ветвлением, расположением дендритов, длиной и разветвленностью аксона. Выделяют два основных вида нейронов:

1. пирамидные – крупные нейроны разного размера, на которых сходятся импульсы от разных источников. Делятся на два типа:

а) афферентные;

б) эфферентные.

2. вставочные (интернейроны) – меньше по размерам, разнообразны по пространственному расположению отростков:

а) веретенообразные;

б) звездчатые;

в) корзинчатые.


Сигналы (нервные импульсы ) от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств, поступают по нервам в спинной и головной мозг. Там происходят сложные процессы обработки поступившей информации. В результате, из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в мышечной и секреторной деятельности.


Рис. 12. Функционирование нервной системы

В нервной системе нервные клетки, образуя контакты(синапсы )с другими нервными клетками, складываются в цепи нейронов . По ним нервные импульсы проводятся от органов и тканей, где эти импульсы возникают в нервных окончаниях, в центры нервной системы – в мозг. Из мозга к рабочим органам (мышцам, железам и др.) нервные импульсы также следуют по цепям нейронов.

Рефлекс – (от лат. reflexus – отражение, ответная реакция) – ответная реакция организма на воздействия внешней среды или изменения его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, состоящий из цепей нейронов, по которому нервный импульс проходит от чувствительных нервных клеток до рабочего органа.

Вся деятельность нервной системы строится на основе рефлекторных дуг, которые могут быть:

1. простыми – состоит из трех нейронов;

2. сложными – состоят из многих нейронов (несколько вставочных).

У каждой рефлекторной дуги можно выделить:

1. первый нейрон – чувствительный или приносящий – воспринимает воздействия, образует нервный импульс и приносит его в мозг (центральную нервную систему);

2. последний нейрон – эфферентный или эффекторный – выносит нервный импульс из мозга к рабочему органу, включает этот орган в работу, вызывает эффект действия;

3. промежуточный нейрон (один или несколько) – вставочный или проводниковый – проводят нервные импульсы от приносящего, чувствительного нейрона к последнему, выносящему, эфферентному нейрону.



Нервная система контролирует деятельность всех систем и органов и обеспечивает связь организма с внешней средой.

Строение нервной системы

Структурной единицей нервной системы является нейрон – нервная клетка с отростками. В целом, строение нервной системы представляет собой совокупность нейронов, постоянно контактирующих друг с другом при помощи специальных механизмов – синапсов. По функциям и структуре различаются следующие виды нейронов:

  • Чувствительные или рецепторные;
  • Эффекторные – двигательные нейроны, которые направляют импульс к исполнительным органам (эффекторам);
  • Замыкательные или вставочные (кондукторные).

Условно строение нервной системы можно разделить на два больших отдела – соматический (или анимальный) и вегетативный (или автономный). Соматическая система преимущественно отвечает за связь организма с внешней средой, обеспечивая движение, чувствительность и сокращение скелетной мускулатуры. Вегетативная система влияет на процессы роста (дыхание, обмен веществ, выделение и др.). Обе системы имеют очень тесную взаимосвязь, только вегетативная нервная система более самостоятельна и от воли человека не зависит. Именно поэтому ее еще называют автономной. Делится автономная система на симпатическую и парасимпатическую.

Вся нервная система состоит из центральной и периферической. К центральной части относится спинной и головной мозг, а периферическая система представляет собой отходящие нервные волокна от головного и спинного мозга. Если посмотреть на мозг в разрезе, видно, что состоит он из белого и серого вещества.

Серое вещество - это скопление нервных клеток (с начальными отделами отростков, отходящих от их тел). Отдельные группы серого вещества называют еще ядрами.

Белое вещество состоит из нервных волокон, покрытых миелиновой оболочкой (отростки нервных клеток, из которых образуется серое вещество). В спинном и головном мозге нервные волокна образуют проводящие пути.

Периферические нервы делятся на двигательные, чувствительные и смешанные, в зависимости от того, из каких волокон они состоят (двигательных или чувствительных). Тела нейронов, чьи отростки состоят из чувствительных нервов, находятся в нервных узлах вне мозга. Тела двигательных нейронов находятся в двигательных ядрах головного мозга и передних рогах спинного мозга.

Функции нервной системы

Нервная система оказывает различное воздействие на органы. Три главных функции нервной системы – это:

  • Пусковая, вызывающая либо останавливающая функцию органа (секреция железы, сокращение мышцы и т.д.);
  • Сосудодвигательная, позволяющая менять ширину просвета сосудов, регулируя тем самым приток крови к органу;
  • Трофическая, понижающая или повышающая обмен веществ, а, следовательно, потребление кислорода и питательных веществ. Это позволяет постоянно согласовать функциональное состояние органа и его потребность в кислороде и питательных веществах. Когда по двигательным волокнам к работающей скелетной мышце направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно поступают и импульсы, усиливающие обмен веществ и расширяющие сосуды, что позволяет обеспечить энергетическую возможность выполнения мышечной работы.

Заболевания нервной системы

Вместе с эндокринными железами нервная система играет решающую роль в функционировании организма. Она ответственна за слаженную работу всех систем и органов человеческого организма и объединяет спинной, головной мозг и периферическую систему. Двигательная активность и чувствительность тела поддерживается благодаря нервным окончаниям. А благодаря вегетативной системе инвертируется сердечнососудистая система и другие органы.

Поэтому нарушение функций нервной системы влияет на работу всех систем и органов.

Все заболевания нервной системы можно разделить на инфекционные, наследственные, сосудистые, травматические и хронически прогрессирующие.

Наследственные болезни бывают геномными и хромосомными. Самым известным и распространенным хромосомным заболеванием является болезнь Дауна. Этой болезни характерны следующие признаки: нарушение со стороны опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы, нехватка умственных способностей.

Травматические поражения нервной системы возникают вследствие ушибов и травм, либо при сдавливании головного или спинного мозга. Такие заболевания, как правило, сопровождаются рвотой, тошнотой, потерей памяти, расстройствами сознания, потерей чувствительности.

Сосудистые заболевания преимущественно развиваются на фоне атеросклероза или гипертонической болезни. К данной категории можно отнести хроническую сосудисто-мозговую недостаточность, нарушение мозгового кровообращения. Характеризуются следующими симптомами: приступы рвоты и тошноты, головная боль, нарушение двигательной активности, уменьшение чувствительности.

Хронически прогрессирующие болезни, как правило, развиваются вследствие нарушения обменных процессов, воздействия инфекции, интоксикации организма, либо по причине аномалий строения нервной системы. К таким заболеваниям можно отнести склероз, миастению и др. Эти заболевания обычно постепенно прогрессируют, снижая работоспособность некоторых систем и органов.

Причины возникновения заболеваний нервной системы:

Возможен также плацентарный путь передачи болезней нервной системы в период беременности (цитомегаловирус, краснуха), а также по периферической системе (полиомиелит, бешенство, герпес, менингоэнцефалит).

Помимо этого, на нервную систему негативно влияет эндокринные, сердечные, почечные заболевания, неполноценное питание, химические и лекарственные препараты, тяжелые металлы.

  • §3. Рефлекс как основная форма нервной деятельности
  • §4. Возбуждение и торможение в цнс
  • §5. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы
  • §6. Вегетативная нервная система
  • Глава III Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности
  • §1. Условные и безусловные рефлексы
  • §2. Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
  • §3. Типы высшей нервной деятельности
  • §4. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций
  • §5. Интегративные процессы в цнс как основа психических функций
  • Глава IV Возрастная физиология и гигиена анализаторов
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем§2. Зрительный анализатор§3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков§4. Слуховой анализатор
  • §1. Общая характеристика сенсорных систем
  • §2. Зрительный анализатор
  • §3. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков
  • §4. Слуховой анализатор
  • Глава V Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе и пту
  • §1. Работоспособность детей и подростков
  • §2. Изменение работоспособности у учащихся в процессе учебной деятельности
  • §3. Гигиена письма и чтения
  • §4. Совершенствование условий обучения и воспитания учащихся пту
  • Глава VI Режим дня детей и подростков
  • §1. Гигиенические требования к режиму дня школьников
  • §2. Гигиена сна
  • §3. Режим групп (классов) и школ с продленным днем
  • §4. Режим дня воспитанников школ-интернатов
  • §5. Особенности организации режима дня в учреждениях санаторного типа
  • §6. Режим дня учащихся пту
  • §7. Режим дня в пионерском лагере
  • Глава VII Возрастная эндокринология. Общие закономерности деятельности эндокринной системы
  • §1. Эндокринная система§2. Половое созревание
  • §1. Эндокринная система
  • §2. Половое созревание
  • Глава VIII Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ и пту
  • §1. Общие сведения об опорно-двигательной системе
  • §2. Части скелета и их развитие
  • §3. Мышечная система
  • §4. Особенности реакций организма на физическую нагрузку в различные возрастные периоды
  • §5. Развитие двигательных навыков, совершенствование координации движений с возрастом
  • §6. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и подростков
  • §7. Школьная мебель и ее использование
  • §8. Гигиенические требования к организации труда учащихся
  • Глава IX Возрастные особенности органов пищеварения. Обмен веществ и энергии. Гигиена питания
  • §1. Строение и функции органов пищеварения§2. Обмен веществ и энергии§3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • §1. Строение и функции органов пищеварения
  • §2. Обмен веществ и энергии
  • §3. Питание учащихся и гигиенические требования к его организации
  • Глава X Возрастные особенности крови и кровообращения
  • §1. Кровь и ее значение
  • §2. Система кровообращения
  • §3. Движение крови по сосудам
  • §4. Регуляция кровообращения и ее возрастные особенности
  • §5. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку
  • Глава XI Возрастные особенности органов дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности§2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • §1. Строение и функция органов дыхания и их возрастные особенности
  • §2. Регуляция дыхания и ее возрастные особенности
  • Глава XII Возрастные особенности органов выделения. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви
  • §1. Строение и функция почек§2. Строение и функция кожи§3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви§4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • §1. Строение и функция почек
  • §2. Строение и функция кожи
  • §3. Гигиенические требования к детской одежде и обуви
  • §4. Отморожения, ожоги. Профилактика и первая помощь
  • Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков
  • §1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции
  • §1. Понятие о здоровье
  • §2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии
  • §3. Инфекционные заболевания
  • §4. Защита организма от инфекции
  • Глава XIV Гигиена физического воспитания
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания§2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания§3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • §1. Задачи, формы и средства физического воспитания
  • §2. Естественные факторы природы в системе физического воспитания
  • §3. Гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом
  • Глава XV Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся
  • §1. Организация трудовой деятельности учащихся§2. Профессиональная ориентация учащихся
  • рецепторов - клеток, специализированных для восприятия физических, физико-химических и химических сигналов внешней и внутренней среды. Возбудимость. Важнейшим свойством нервных клеток, так же как и мышечных, является возбудимость - способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением. Мерой возбудимости является порог раздражения - та минимальная сила раздражителя, которая вызывает возбуждение. Возбуждение характеризуется комплексом функциональных, химических, физико-химических явлений. Оно способно перемещаться из одного места клетки в другое, от одной клетки к другой. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния поверхностной клеточной мембраны. Именно электрические явления обеспечивают проведение возбуждения в возбудимых тканях. Возникновение и распространение возбуждения связано с изменением электрического заряда живой ткани, с так называемыми биоэлектрическими явлениями. Если возбудимую клетку подвергнуть действию достаточно сильного раздражителя, то возникает быстрое колебание мембранного потенциала (разность потенциалов, регистрируемая по обе стороны мембраны), называемое потенциалом действия. Причина возникновения потенциала действия- изменение ионной проницаемости мембраны. Проведение возбуждения. Возникшее возбуждение распространяется по нервному волокну, переходит на другие клетки или на другие участки той же клетки за счет местных токов, возникающих между возбужденным и покоящимся участком волокна. Проведение возбуждения обусловлено тем, что потенциал действия, возникший в одной клетке или в одном из ее участков, становится раздражителем, вызывающим возбуждение соседних участков. Передача возбуждения в синапсах. Возбуждение от одной нервной клетки к другой передается только в одном направлении: с аксона одного нейрона на тело клетки и дендриты другого нейрона.

    Аксоны большинства нейронов, подходя к другим нервным клеткам, ветвятся и образуют многочисленные окончания на телах этих клеток и их дендритах (рис. 4). Такие места контактов называют синапсами. Аксоны образуют окончания и на мышечных волокнах, и на клетках желез. Количество синапсов на теле одного нейрона достигает 100 и больше, а на дендритах одного нейрона - несколько тысяч. Одно нервное волокно может образовать до 10 тыс. синапсов на многих нервных клетках.

    Синапс имеет сложное строение (рис. 5). Он образован двумя мембранами - пресинаптической и постсинаптической, между ними синоптическая щель. Пресинаптическая часть синапса находится на нервном окончании. Нервные окончания в центральной нервной системе имеют вид пуговок, колечек или бляшек. Каждая синаптическая пуговка покрыта пресинаптической мембраной. Постсинаптическая мембрана находится на теле или на дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс. В пресинаптической области обычно наблюдаются большие скопления митохондрий. Возбуждение через синапсы передается химическим путем с помощью особого вещества - посредника, или медиатора, находящегося в синаптических пузырьках, расположенных в синапти-ческой бляшке. В разных синапсах вырабатываются разные медиаторы. Чаще всего это ацетилхолин, адреналин и норадреналин. В центральной нервной системе наряду с возбудительными существуют тормозные синапсы, из синаптических бляшек которых освобождается тормозный медиатор. В настоящее время в ЦНС обнаружено два таких медиатора - гамма-аминомасляная кислота и глицин. На каждой нервной клетке расположено множество возбуждающих и тормозных синапсов, что создает условия для их взаимодействия и в конечном счете для различного характера ответа на пришедший сигнал. Синаптический аппарат в ЦНС, особенно в ее высших отделах, формируется в течение длительного периода постнатального развития. Его формирование в большей мере определяется притоком внешней информации. На ранних этапах развития первыми созревают возбудительные синапсы, тормозные синапсы формируются позже. С их созреванием связано усложнение процессов переработки информации.