Царь алексей михайлович романов. Царь алексей михайлович тишайший 1645 1676 кто правил

Из биографии. На трон Алексей Михайлович взошёл в 16 лет, как и его отец. К царствованию его готовили, он получил хорошее образование, знал иностранные языки, разбирался в философии. Много читал. Он был первым русским царём, который сам подписывал документы и указы. Это был добрый, благожелательный, спокойный человек. Не случайно его прозвали Тишайшим. Однако в случае необходимости проявлялась его сила, решимость и порой даже жестокость. Царь был набожным человеком, привечал к себе богомольцев и нищих, в первые годы царствования поддерживал кружок « Ревнителей благочестия» . Период правления Алексея Михайловича называют « бунташным веком» , потому что было много восстаний народа. Большое влияние на формирование характера царя сыграл его дядька-воспитатель Борис Морозов, который позже станет фактическим главой правительства. У царя было два брака. Жёны - Мария Милославская и Наталья Нарышкина. Много детей. На троне побывали: Фёдор, Софья и Иван от первого брака и Пётр 1 - от второго.

Внутренняя политика Алексея Михайловича. Укрепление власти царя, установление абсолютизма в России Юридическое оформление крепостного права Дальнейшее совершенствование системы государственного управления. Проведение военной реформы. Борьба с народными выступлениями. Дальнейшее развитие экономики страны, протекционистская политика в торговле. Политика в отношении церкви - поддержка прогрессивных реформ Никона и борьба со старообрядцами. Поддержка географических экспедиций. Развитие и укрепление экономических и культурных связей с западом.

Укрепление власти царя, установление абсолютизма в России Прекратил деятельность Земских соборов (последний Земский собор созван в 1653 г) Сам лично контролировал деятельность органов государственной власти

Юридическое оформление крепостного права 1649 г -Соборное уложение ввело бессрочный сыск беглых крестьян, навсегда прикрепив их к владельцам Т. е. окончательное закрепощение крестьян.

Дальнейшее совершенствование системы государственного управления. 1646 - постепенно отстраняет от дел Боярскую Думу. Вместо неё создана Ближняя дума Совершенствуется приказная система. 1654 г. - учреждение Приказа тайных дел – сыск, полиция.

Проведение военной реформы Продолжил политику отца по формированию полков иноземного строя. 1648 -1654 проводит военную реформу, полки нового строя становятся массовыми, активно привлекает иностранных специалистов.

Борьба с народными выступлениями. Период правления- « бунташный век» . 1648 г- Соляной бунт 1662 -Медный бунт 1666 - восстание казаков под предводительством Василия Уса. 1670 -1671 - крестьянская война под руководством Степана Разина. Все восстания были подавлены царскими войсками.

Соляной бунт 1648. Причины Соляного бунта главным толчком к бунту были изменения в налоговой системе России. Недостаток средств в казне было решено восполнять с помощью новых прямых налогов. Спустя некоторое время из-за недовольства населения они частично были отменены. Затем появились косвенные налоги на товары широкого потребления (в том числе и на соль, это было в 1646 году). На следующий год налог на соль отменили, и правительство решило взимать недоимки с жителей черных слобод (ремесленники и торговцы, которые были лично независимы, но платили налоги государству). Это и подтолкнуло народ на восстание. Но есть и другая причина. Горожане были недовольны произволом чиновников и ростом уровня коррупции. Так, например, люди могли не получать во время зарплату (а иногда получали не полностью), вводились также монополии, которые выдавались за щедрые подарки Борису Морозову и ограничивали право других торговцев на продажу товаров. Участники Соляного бунта В Соляном бунте участвовали: население посада (конкретно жители черных слобод: ремесленники, мелкие торговцы, люди, занимающиеся промыслом) крестьяне стрельцы

Соляной бунт 1648 Ход событий Соляного бунта 1 июня 1648 года толпа остановила повозку царя и подала ему челобитную с просьбами. Увидев это, Борис Морозов приказал стрельцам разогнать народ, но те только еще больше разозлились. 2 июня народ повторил подачу челобитной царю, но бумага с просьбами опять не дошла до царя, ее разорвали бояре. Это еще больше вывело из себя народ. Люди стали убивать ненавистных им бояр, громить их дома, поджигать Белый город и Китай-город (районы Москвы). В тот же день был убит дьяк Чистой (инициатор налога на соль), к восставшим присоединилась часть стрельцов. 4 июня был выдан на расправу Плещеев (руководитель полицейскими делами Москвы). Позже казнили Петра Траханиотова, которого народ считал виновником введения одной из пошлин. Главный же виновник изменений в налоговой политике, Борис Морозов, отделался ссылкой. 10 июня дворяне потребовали у царя созвать Земский собор. Требования восставших Соляного бунта Народ требовал, прежде всего, созыва Земского собора и создания новых законов. Также люди хотели, чтобы наиболее ненавистные им бояре, а в частности Борис Морозов (приближенный царя, злоупотреблявший властью), Петр Траханиотов (виновник установления одной из пошлин), Леонтий Плещеев (руководитель полицейских дел в городе) и дьяк Чистой (инициатор введения налога на соль)были наказаны. Итоги и результаты Соляного бунта Алексей Михайлович пошел на уступки народу, главные требования восставших были выполнены. Был созван Земский собор (1649) и внесены изменения в законодательство. Были также наказаны бояре, которых народ винил в повышении налогов. А что касается нововведенных налогов, вызывавшие недовольство населения – они были отменены.

Медный бунт 1662. Медный бунт: причины и историческая ситуация Московское государство вело длительную войну за Украину против Речи Посполитой, для чего было потрачено огромное количество денежных ресурсов. Возник дефицит денег. Собственных месторождений драгоценных металлов, из которых чеканили деньги, на тот момент у России еще не было, поэтому их ввозили из заграницы. Ситуация пришла к тому, что боярин Ордин-Нащокин предложил весьма спорный выход: чеканить медные деньги по номинальной стоимости серебряных. При этом налоги по-прежнему собирались серебром, а вот жалованье выдавалось уже новыми медными монетами. Начиная с 1654 года медные деньги официально были введены в обращение вместо серебряных. Поначалу все шло так, как задумало правительство: новые деньги принималась по цене прежних серебряных денег. Но вскоре их стали выпускать невероятное количество, ведь проблем с медью не было. Чеканные дворы в Москве, Пскове, Новгороде работали на полную мощность. Поток ничем не обеспеченной денежной массы захлестнул Россию, поэтому очень скоро спрос на серебро начал стремительно расти, а покупательная способность медных денег упала.

Медный бунт 1662 Началась сначала медленная, а потом и обвальная инфляция. Правительство отказалось принимать медные деньги в качестве налогов, поэтому старые серебряные монеты резко подскочили в цене: за один прежний серебряный рубль давали от 15 до 20 новых медных. Купцы ехали на рынок и везли медные деньги буквально возами, при этом медь обесценивалась каждый день. Горожане впадали в панику: за медные монеты ничего нельзя было купить, а серебро было негде взять. Проблема была в том, что изготавливать монеты из меди мог практически любой, кто умел хоть немного обращаться с металлом. «Котельники и оловянники» в то время массово разбогатели, смогли построить себе каменные дома, покупали дорогие товары. Ведь у каждого был собственный небольшой монетный дворик. Фальшивых медных монет в одной Москве ходило больше, чем на полмиллиона.

Медный бунт 1662 Цены на хлеб быстро подскачили, несмотря на имеющиеся запасы и довольно хорошие урожаи в те годы. Летом 1662 г. посадские люди подняли бунт и разгромили в Москве некоторые боярские и купеческие дворы. Огромная толпа возмущенных простых людей пошла из города в подмосковное село Коломенское, где жил в это время царь Алексей. Люди требовали уменьшения налогов и отмены медных денег. «Тишайший царь» обещал расследовать дело о медных деньгах, но тотчас же вероломно нарушил свое обещание. Подоспевшие на помощь царю вой ска учинили жестокую расправу с восставшими. Бо лее 100 человек утонуло в Москва реке во время бегства. Всего убитых, раненых, либо посаженных в тюрьму было больше 7 тыс. Опираясь на войска, царские чиновники приступили к выявлению зачинщиков бунта, которые были подвергнуты жесточай шим наказаниям и пыткам. Последствия Царь сдержал свое обещание и разобрался с проблемой медных денег. В 1663 году чеканные заводы в Новгороде и Пскове были закрыты, а медные деньги полностью изъяты из оборота. Возобновилась чеканка денег из серебра. А из медных монет было велено выплавить котлы или сдать их в казну. Обменивались медные наличные на новые серебряные монеты по прежнему инфляционному курсу двадцать к одному, то есть государство официально признало, что старые медные рубли были ничем не обеспечены. Жалованье вскоре опять стали выплачивать серебром.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Причинами войны стало усиление крепостного гнета и общее ухудшение жизни народа. Основными участниками движения были крестьяне, беднейшее казачество, городская беднота. На втором этапе движения к нему примкнули народы Поволжья. Восстание Разина можно разделить на два периода. 1 -й период начался с разбойного похода казаков на Каспий в 1667 г. Разинцы захватили Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2 -тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнявших их ряды. Зимой 1668 г. казаки разгромили посланный против них персидский флот. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и изменило отношение правительства к казакам. Затем Разин подошел к Астрахани. Местный воевода предпочел мирно впустить его в Астрахань при условии уступки части добычи и оружия. В сентябре 1669 г. отряды Разина поплыли вверх по Волге и заняли Царицын, после чего отбыли на Дон. Окрыленный удачей, Разин занялся подготовкой нового похода, на этот раз "за

Крестьянская война. 2 -й период. Второй поход Разина с Дона на Волгу начался в апреле 1670 г. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья - мордвы, татар, чувашей, социальная направленность движения резко изменилась. В мае 1670 г. 7 -тысячный отряд Разина вновь овладел Царицыном. В это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Астрахани казачье управление, повстанцы направились вверх по Волге. Без боя сдались Самара и Саратов. На протяжении всего второго периода Разин рассылал "прелестные письма", в которых звал народ на борьбу. Крестьянская война достигла наивысшего предела и охватила огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманами М. Осиповым, М. Харитоновым, В. Федоровым, монахиней Аленой и др. Восставшие громили монастыри и имения. В сентябре войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию дворянства - в августе 1670 г. 60 -тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю. Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к симбирскому гарнизону под началом воеводы И. Милославского. Разин, раненный, с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 6 июня 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве. В ноябре 1671 г. пала Астрахань последний оплот восставших. Участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Причины поражения восстания. стихийный характер; отсутствие четкого плана действий; слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев; отсутствие четкой политической программы; противоречия между различными социальными группами в лагере восставших. Как и все крестьянские волнения, восстание Разина потерпело поражение. Но это было одно из крупнейших антифеодальных выступлений в истории России.

Дальнейшее развитие экономики страны, протекционистская политика в торговле. 1653 -Тогровый устав(ведена единая пошлина – 5 % стоимости товаров) 1667 -Новоторговй устав (о внутренней и внешней торговле, введена единая пошлина. Иностранцы платили двойную пошлину и могли торговать только оптом). 1667 -1668 - строительство первого русского корабля « Орёл» . 1654 -денежная реформа - обесценивание медных денег.

Политика в отношении церкви - поддержка прогрессивных реформ Никона и борьба со старообрядцами. 1653 - начало церковного раскола. Противники - Никон и Аввакум. Никон стремится к унификации церкви по греческому образцу, Аввакум- сторонник древнерусского образца церковных обрядов. 1654 - церковный собор, по поводу нововведений Никона. 1668 -1676 - протест старообрядцев в Соловецком монастыре, жестокая расправа с ними царя.

«Боярыня Морозова»

Развитие и укрепление экономических и культурных связей с западом Царь лично ездил за границу, в Европу. Стремился вводить элементы быта европейцев, мечтал о развитии высшего образования в России. Его мечты осуществит сын – Пётр 1.

Внешняя политика Алексея Михайловича. Продолжение освоения Сибири. Дальнейшее расширение территории. Возвращение исконно - русских земель. Стремление вернуть земли Ливонии, добиться выхода к Балтийскому морю Предотвращение набегов крымского хана Крымчака, обеспечение безопасности южных границ.

Расширение территорий. Присоединение Левобережной Украины. воссоединение Украины с Россией произошло 8 января 1654 года на Переяславской раде. Рада – собрание представителей казачества, на котором утверждались судьбоносные решения, касающиеся всех казаков. Была присоединена только Левобережная Украина. Причинами присоединения земель послужило, что казаки, во главе с Богданом Хмельницким изгнали поляков с территории Левобережной Украины и признали ее независимой. Чтобы поляки снова не подчинили себе эти территории Хмельницкому требовался военный союзник – Московское государство. После чего Россия ввязалась в войну с Речью Посполитой, за эти территории.

Возвращение исконно - русских земель 1654 -1667 - русско-польская война за территорию Левобережной Украины. По. Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой к России присоединены Смоленские и Черниговские земли.

Стремление вернуть земли Ливонии, добиться выхода к Балтийскому морю. 1656 -1658 - русско – шведская война. По Кардисскому миру 1661 г. Россия вернула завоёванные территории Ливонии, но не добилась выхода к Балтийскому морю.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Установление абсолютизма в России, укрепление власти царя. Юридическое оформление крепостного права в России. Дальнейшее совершенствование системы государственного управления, личный контроль со стороны царя. Падает значение Земских соборов и боярской думы, растёт роль приказной бюрократии. Значительное усиление военной мощи и боеспособности русской армии в результате военной реформы. Ухудшение жизни народа, жестокое подавление всех видов возмущения. Дальнейшее развитие экономики страны, политика протекционизма в торговле, развитие экономических и культурных связей с Европой. Использование церкви, религии для укрепления царской власти, поддержка реформ Никона и отстранение его от власти с появлением угрозы усиления власти церкви. Борьба со старообрядцами. Дальнейшее расширение территории в связи с освоением Сибири, удачными результатами войн с Польшей и Швецией. Не смог добиться выхода к Балтийскому морю и окончательно предотвратить набеги крымского хана. В целом правление Алексея Михайловича Романова было успешным, создало почву для последующих реформ Петра 1.

Вторым царем из династии Романовых на российском престоле стал сын Михаила Федоровича и его второй жены Евдокии Стрешневой – Алексей Михайлович, отец одного из крупнейших в истории России реформаторов Петра Великого. Более чем тридцатилетнее правление Алексея Михайловича было наполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением Сибири, восстанием Степана Разина и расколом в Русской Православной Церкви.

Вторая половина XVII века, на которую пришлось правление Алексея Михайловича, интересна историкам, прежде всего, как т.н. «допетровская» эпоха, подготовительная к крупным политико-экономическим преобразованиям, социокультурным нововведениями заимствованиям с Запада.

Это было время сосуществования двух культурных течений в жизни российского государства, принадлежавшее как «стародумам» – таким, как первые расколоучители, так и новаторам «западникам» – сторонникам просвещения, иностранных заимствований, торговых и дипломатических сношений с Европой. Целое поколение предшественников Петра выросло и прожило среди борьбы старых понятий с новыми веяниями, и вопрос об образовании и заимствованиях с Запада, по общему убеждению историков, определенно родился еще при отце Петра I. В этой связи сама личность царя Алексея Михайловича, его психологический портрет и жизненный уклад неоднократно становились предметом исследований многих известных ученых.

Выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал, что Алексей Михайлович «вырос вместе с поколением, которое нужда впервые заставила заботливо и тревожно посматривать на еретический Запад в чаянии найти там средства для выхода из домашних затруднений, не отрекаясь от понятий, привычек и верований благочестивой старины».

Царевич Алексей родился 19 (29) марта 1629 года и до пятилетнего возраста рос в тереме московского дворца, окруженный многочисленными «мамками». На шестом году он был передан на попечение «дядьки» – боярина Бориса Ивановича Морозова, под надзором которого прошел полный курс древнерусского обучения: вначале учился по букварю, специально составленному для него патриаршим дьяком по заказу дедушки, Патриарха Филарета; затем перешел к чтению часовника, псалтыри, изучал Деяния апостолов, в семь лет научился писать, а на девятом году с регентом дворцового хора начал разучивать «Октоих» – нотную богослужебную книгу, от которой перешел к изучению «страшного пения», т.е. церковных песнопений страстной седмицы, особенно трудных по своему напеву.

Царевич не был лишен и забав: среди игрушек будущего царя были конь «немецкого дела», детские латы, музыкальные инструменты, санки и салазки, любопытная для того времени новинка – «немецкие печатные листы», т.е. выгравированные в Германии картинки, которые использовались в качестве наглядного учебного материала Борисом Морозовым – одним из первых русских бояр, начавших проявлять интерес к западному просвещению. Вероятно, последний ввел и более смелое новшество в московский государев дворец: одел царевича Алексея и его брата Ивана в немецкое платье.

К 12 годам у царевича уже образовалась собственная маленькая библиотека из 13 томов – преимущественно подарков дедушки, дядек и учителей. Большей частью это были книги Священного Писания и богослужебные, но были среди них и изданные в Литве «Лексикон» и «Грамматика», а также «Космография». В целом образование Алексея Михайловича носило традиционный характер. Однако по окончании обучения он не утратил интереса к книгам и в дальнейшем уже по собственному желанию занимался самообразованием, много и постоянно читал, так что вскоре вошел в ряды тогдашних немногочисленных московских интеллектуалов.

К десяти годам царевич мог бойко прочесть в церкви Часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам стихиры и каноны; при этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения, в чем мог поспорить с любым монастырским и даже соборным уставщиком.

На 14-м году жизни царевича торжественно «объявили» народу и боярам. Обряд «объявления» означал, что наследник престола, до того тщательно оберегаемый от чужих взоров и злых умыслов, представал перед придворными и народом как человек, достигший совершеннолетия и получивший право публичного участия в церемониях и государственных делах; это служило и гарантией от самозванства в любых его проявлениях. А в 16 лет, после смерти отца Михаила Федоровича, Алексей Михайлович взошел на российский престол. Едва молодому царю была принесена присяга, за которой должно было последовать венчание на царство, на Алексея обрушился новый удар: немногим пережив своего супруга, скончалась благоверная царица Евдокия Лукьяновна.

Григорий Седов. Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем

В начале своего правления осиротевший юный царь находился под сильным влиянием своего бывшего наставника боярина Морозова, который, по сути дела, руководил всей работой государственного аппарата. Впоследствии, когда царь возмужал и из мальчика превратился в человека с определенным и даже оригинальным мировоззрением и сложившимися политическими взглядами, его царствование, по словам современников и общему мнению историков, характеризовалось еще более самодержавным правлением, чем у его отца.

Однако осознание самодержавности своей власти смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя. «Лучше слезами, усердием и низостью перед Богом промысел чинить, чем силой и славой», – писал он одному из своих воевод. В письме князю Никите Одоевскому в 1652 г. он сообщал: «А мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди его световы управить вправду всем ровно».

Свое нахождение на престоле России Алексей Михайлович понимал, прежде всего, как ответственность за судьбу царства перед Богом, царское служение для него было сродни суровому святительскому служению.

Стремление укрепить царство и защитить веру, утишить «многи скорби праведных», по его словам, объяснялось не поиском неувядающей славы земного правителя, а необходимым условием для собственного спасения, «широким бо путем вводится душа грешных во врата лютого ада и узким душа праведных во врата в Царство Небесное». «Добиваюсь… чтобы быть не солнцем великим, а хотя бы малым светилом, малою звездою там, а не здесь», – писал царь.

Вскоре после восшествия на престол 17-летний Алексей Михайлович объявил о своем намерении жениться. По обычаю были собраны лучшие невесты, из которых царь выбрал Евфимию Федоровну Всеволожскую, дочь касимовского помещика, по словам современников, красавицу необыкновенную. Однако, когда ее впервые наряжали в царские одежды, то слишком туго затянули волосы, и она упала перед царем в обморок. За то, что «скрыли» болезнь, невесту и ее семью сослали в далекую Тюмень. Царь был крайне опечален, и, спустя некоторое время, не забыв о своей первой невесте, вернул ее из ссылки.

Народная молва объясняла случившееся кознями боярина Морозова, якобы нарочно опорочившего невесту перед государем из боязни, что новая царская родня оттеснит его от власти. Во всяком случае, боярин вскоре устроил женитьбу царя, сумев при этом еще более упрочить свое положение. У его помощника, Ильи Милославского, человека малородовитого, но не лишенного бойкости и способностей, были две красивые дочери. Морозов расхвалил их перед царем и устроил так, чтобы Алексей Михайлович смог их увидеть. 16 января 1648 года царь женился на приглянувшейся ему Марии Ильиничне Милославской. Сам же Морозов, человек по тогдашним понятиям старый, поскольку ему шел 58-й год, взял в жены годившуюся ему во внучки младшую сестру, Анну Милославскую, став, таким образом, царским свояком.

Заключенный по любви брак царя оказался счастливым. За 21 год замужества Мария Милославская родила Алексею Михайловичу 13 детей: пять царевичей и восемь царевен. Правда, царевичи рождались слабенькими и скоро сходили в могилу: первенец Дмитрий не прожил и года; Алексей, с которым были связаны большие надежды, умер, не достигнув 16 лет; Симеон – в 5 лет; ставшие царями Федор и Иван прожили дольше – Федор почти до 22 лет, Иван – до 29. Последний, Иван Алексеевич, соправитель Петра I, кроме телесной слабости, вероятно, страдал и умственной расслабленностью.

В.А. Лейбен. Царская невеста

Дочери Алексея Михайловича, напротив, отличались крепким здоровьем и относительным долголетием, правда, ни одна из них не вышла замуж. Что касается четы Морозовых, то у них, по едкому замечанию придворного врача, англичанина Самюэля Коллинза, бывшего в курсе многих дворцовых сплетен, вместо детей родилась ревность, которая «произвела на свет ременную плеть в палец толщиной».

Если об Алексее Михайловиче в его молодые годы имеются весьма скудные сведения, то о зрелом царе и московском дворе в более поздний период его правления современники оставили многочисленные свидетельства и многословные описания, из которых наибольший интерес для историков, как правило, представляют донесения и воспоминания иностранцев – австрийского посла Августина Мейерберга («Донесение Мейерберга», 1663 г. и «Путешествие в Московию», 1663 г.), секретаря германского императорского посольства Адольфа Лизека («Донесение о посольстве», 1670 г.), английского врача при царском дворе Самюэля Коллинза («О нынешнем состоянии России, 1671г.), курляндского путешественника Якова Рейтенфельса («Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии», 1676 г.). Также обширный материал дает сочинение перебежавшего в Швецию чиновника русского Посольского приказа Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича».

Кроме воспоминаний очевидцев до нас дошла значительная часть литературных сочинений самого царя Алексея – он очень любил писать, его одинаково занимала и польская война, и болезнь придворного, и хозяйство умершего патриарха, и вопрос о том, как петь многолетие в церкви, и садоводство, и мелкие ссоры в его любимом монастыре. Помимо большого числа писем как делового, так и личного характера, он сочинял стихи, составил подробный наказ своим сокольникам «Уложение сокольничья пути», пробовал писать мемуары и, по выражению историка С. Ф. Платонова, «имел даже привычку своеручно поправлять текст и делать прибавки в официальных грамотах, причем не всегда попадал в тон приказного изложения».

Современники описывают царя как человека весьма приятной наружности, пышущего здоровьем, добродушного, веселого нрава и даже склонного к озорству. Внешность государя сразу располагала к себе: в его голубых глазах светилась редкая доброта, взгляд этих глаз никого не пугал, но ободрял и обнадеживал.

Лицо государя, полное и румяное, окаймленное русой бородой, было добродушно, приветливо и в то же время серьезно и важно, а полная фигура всегда сохраняла чинную осанку, которую царю придавало осознание значимости и святости своего сана.

Царь отличался благочестием, ревностно соблюдал все религиозные запреты и предписания, не был склонен к питию, слыл примерным семьянином. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в живописном селе Коломенском. Алексей Михайлович ценил красоту в ее старомосковском понимании: постоянно строил и перестраивал свой деревянный дворец в Коломенском, стараясь придать ему совершенный вид, любил торжественную обрядность царских выходов, обедов, богомолья.

Валдайский монастырь. Москва. Конец XVII века

На протяжении всей своей жизни царь Алексей представлял образец набожности и благочестия: с любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься. По сообщению С. Коллинза, в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз вдень, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод – все без масла; по понедельникам, средами пятницам во все посты он не ели не пил ничего.

В церкви он стоял иногда «часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи». Даже болезнь не всегда могла нарушить строгий порядок.

Ежедневные молитвенные упражнения, суровое постничество, горячее покаяние и неустанный душевный труд составляли значительную часть жизни царя. По мнению В. О.Ключевского, «это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный с напряжением религиозного чувства».

Большинство современников отмечали кротость и милостивость царя, мягкость характера, уважение к человеческому достоинству в подданных. Так, австрийский посол Августин Мейерберг с удивлением писал о том, что этот царь при беспредельной власти своей над народом не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь. Иногда даже считают, что именно личные качества заслужили Алексею Михайловичу прозвание «Тишайшего», хотя в действительности «тишайший»(лат. clementissimus) – это почетный титул латиноязычного происхождения, впоследствии замененный в дипломатии французским«всемилостивейший» (фр. tresgracieux).

Но доброта, веселость и легкость характера и в самом деле отличали второго представителя Романовых на российском престоле. Алексей Михайлович первым начал ослаблять строгость заведенного при московском дворе чопорного этикета, делавшего столь тяжелыми и натянутыми придворные отношения. Он снисходил до шутки с придворными, ездил к ним запросто в гости, приглашал их к себе на вечерние трапезы, интересовался их домашними делами. Умение входить в положение других, понимать и принимать к сердцу их горе и радость было одной из лучших черт в характере царя. В пример этому часто приводятся его утешительные письма к князю Н.И. Одоевскому по случаю смерти сына и к А. Л. Ордину-Нащокину по поводу побега сына за границу.

Сын князя Одоевского, служивший воеводой в Казани, умер от горячки в 1652 году почти на глазах у царя. Царь сообщил об этом в письме старику отцу, подробно рассказывая о неожиданной смерти. Наряду с многочисленными словами утешений, он писал: «И тебе бы, боярину нашему, черезмеру не скорбеть, а нельзя, чтобы не поскорбеть и не поплакать, и поплакать надобно, только в меру, чтобы Бога не прогневить». Письмо завершалось припиской: «Князь Никита Иванович! Не горюй, а уповай на Бога и на нас будь надежен».

В 1660 г. сын видного дипломата и государственного деятеля Афанасия Ордина-Нащокина совершил тяжкое преступление – бежал из России в Польшу, а затем во Францию, прихватив с собой важные государственные документы и деньги. Отец беглеца был страшно сконфужен и убит горем, сам уведомил царя о своем несчастии и просил отставки. В такой ситуации он мог ожидать опалы и даже казни, но Алексей Михайлович прислал ему сочувственное письмо, утешая в постигшем горе: «Просишь ты, чтобы дать тебе отставку; с чего ты взял просить об этом? думаю, что от безмерной печали. И что удивительного в том, что надурил твой сын? от малоумия так поступил. Человек он молодой, захотелось посмотреть на мир Божий и его дела; как птица полетает туда и сюда и, налетавшись, прилетает в свое гнездо, так и сын ваш припомнит свое гнездо и свою духовную привязанность и скоро к вам воротится». Как ни странно, слова царя оказались вещими: «блудный сын» вернулся и покаялся. В 1665 году он получил в Риге царскую грамоту, в которой Алексей Михайлович уведомлял его о разрешении вернуться и о прощении: «Челобитье твое приняв милостиво, прощаем и обнадеживаем целу и без навету быти. Родитель же твой, зря нашу милость, близ нас пребывают». По мнению ряда исследователей, именно эти события вдохновили Симеона Полоцкого на создание одного из памятников древнерусской литературы – «школьную драму» для зарождавшегося театра под названием «Комедия притчи о Блудном сыне», пользовавшуюся особенным успехом.

При всей отзывчивости характера и природного благодушия Алексей Михайлович, тем не менее, отличался также вспыльчивостью, легко терял самообладание, часто давал излишний простор языку и рукам. На всех портретах царя присутствует некая суровость: сведенные брови, взгляд исподлобья. С. Коллинз, сообщая о взыскательности и требовательности государя, пишет, что царь порой гневен и недобр, потому что его окружают доносчики и бояре, «которые направляют ко злу его добрые намерения» и препятствуют ему стать «наряду с добрейшими государями».

В своем гневе Алексей Михайлович был легко отходчив, быстро и искренне переходя от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. Так, на одном из заседаний Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина Ивана Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от этого не испортились: оба легко забыли происшедшее.

В другой раз царь вспылил, когда один из придворных, Родион Стрешнев, отказался по старости «отворить» себе кровь вместе с царем (государь, почувствовав облегчение от кровопускания, предложил придворным последовать его примеру). Отказ показался Алексею Михайловичу проявлением высокоумия и гордости, за что он, вспылив, ударил старика: «Твоя кровь дороже, что ли, моей? или ты считаешь себя лучше всех?». После же он не знал, как задобрить и утешить почтенного придворного, просил мира и слал ему богатые подарки.

Двор при Алексее Михайловиче обрел невиданное прежде величие. Жизнь царя была подчинена исполнению тщательно продуманной, глубоко символичной обрядовости.

Вставал он рано – в четыре часа утра, молился, с особым тщанием поклоняясь иконе того святого, чья память отмечалась в этот день. Затем шел на церемониальное свидание с царицей. После заутрени занимался государственными делами: «сидел» с боярами. В определенный час вместе с ними шествовал к обедне.

Если на этот день приходился церковный праздник, царская одежда менялась – Алексей Михайлович надевал золóтное платье вместо бархатного. После обедни царь выслушивал доклады бояр и приказных людей. Пополудни дела оставлялись – начинался царский обед, как правило, довольно продолжительный. Отобедав, царь, как всякий русский человек, должен был поспать до вечерни. После ужина он проводил время в кругу семьи и друзей, за игрой в шахматы или слушая рассказы бывалых людей о старине и неведомых странах. Иноземцы также сообщают о склонности царя работать по ночам: «Царь по ночам осматривает протоколы своих дьяков. Он проверяет, какие решения состоялись и на какие челобитные не дано ответа».

Выезд на богомолье

Алексей Михайлович находился в постоянном движении. Многие недели его жизни заполняли бесчисленные перемещения, переезды, походы – чаще всего, не особенно далекие, в подмосковные дворцовые села и охотничьи угодья Коломенское, Хорошево, Остров, Чертаново, Воробьево, Преображенское, Покровское, Измайлово; реже – более отдаленные богомольные походы в монастыри, куда добираться надо было несколько дней. Выезды царя обставлялись с необычайной торжественностью: даже если государь покидал Кремль на несколько часов, чтобы посмотреть на кулачные бои на Москве-реке, составлялся специальный указ, кому на время его отсутствия «государство ведать».

Правление Алексея Михайловича стало временем расцвета придворного и церковного церемониала Московского царства, который приобрел особую монументальность и знаковость. По мнению одного из биографов, Алексей Михайлович, будучи человеком долга и живой веры, смотрел на свое участие в церковных и придворных церемониях как на нечто, предначертанное ему свыше, как на прямое царское служение, не менее важное, чем охрана границ или справедливый суд. Непременный участник главнейших светских и церковных церемоний и праздников, царь придавал им особый блеск и торжественность, вмешивался в их ход, составлял речи, распределял роли и даже занимался их «оформлением». «Обыкновенные» царские выходы к обедне и богомольные выходы в праздничные дни Алексей Михайлович чаще всего совершал пешком. Иногда, в непогоду или зимой, ему подавали карету, сани, на которых он мог вернуться во дворец по окончании церемонии или добраться до места праздника, если тот происходил далеко от дворца. Само облачение царя и число смен платья свидетельствовали о «ранге события». В большинстве случаев именно по описанию светских торжеств и церковных служб с участием Алексея Михайловича историки могут воссоздать церемониал московского двора и предположить,каким он был в ранние времена.

По большим церковным праздникам, в канун царских именин и в поминальные дни случались царские выходы «с государевым жалованьем» к нищим, в богадельни и тюрьмы. Алексей Михайлович собственноручно раздавал деньги узникам и колодникам, а некоторых тут же отпускал на свободу.

Раздача обыкновенно начиналась очень рано: царь подымался за два-три часа до рассвета и в сопровождении нескольких лиц отправлялся с милостыней. Суммы затраченных средств и число «пожалованных милостью» людей при этом достигали очень внушительных цифр. Особенно крупными были раздачи в Великий пост, прежде всего, в Страстную неделю, а также на Пасху, когда отворялись двери острогов и тюрем и сидельцам объявляли: «Христос воскрес и для вас». От царского имени всех одаривали пасхальными яйцами, одеждой и милостынею для разговенья.

Вообще, для Алексея Михайловича, как и для всякого жителя средневековой Руси, Воскресение Христово являлось самым светлым праздником. В навечерие Светлого праздника царя, по воспоминаниям современников, не покидало приподнятое настроение, он был светел, добр и весел. По традиции Алексей Михайлович отправлялся слушать полунощницу в Престольную комнату Теремного дворца. Праздничная пасхальная заутреня завершалась христосованием, царь первым подходил к Патриарху поздравлять и христосоваться. Затем Алексей Михайлович христосовался с архиереями и жаловал к руке священнослужителей низшего ранга, при этом одаривая каждого пасхальными яйцами. Далее к царю строго почину подходили придворные.

Церемонию открывали ближние бояре и заканчивали московские дворяне, все одетые в золотные кафтаны. Алексей Михайлович, сообразуясь со знатностью, чином и личным отношением к каждому, давал куриные, гусиные или даже точеные деревянные яйца в разных количествах. По окончании церемонии царь шел в Архангельский собор и «христосовался с родителями», т.е. кланялся гробам предков и возлагал на гробницы пасхальные яйца. Затем он отправлялся в обход кремлевских соборов и монастырей, прикладывался к иконам и иным святыням, одаривая яйцами и тамошнее духовенство. По возвращении во дворец Алексей Михайлович христосовался с родными.

На Светлой неделе, чаще всего в среду, Алексей Михайлович принимал в Золотой палате Патриарха с властями, которые приходили к нему с приношением. Патриарх благословлял царя образом и золотым крестом, подносил кубки, дорогие материи, соболиные меха. Подарки получали и все члены царского семейства. Те из церковных иерархов, которые не могли участвовать в церемонии, и все крупные монастыри обязательно направляли из своих областей дары – образа святых, пасхальные яйца и т.н. принос – «великоденский мех меда» (мех – это сосуд, типа кожаного мешка. В мехах в старину хранили разные жидкие продукты – прим. автора) и золотые. В эти дни крестным ходом к царю приходило московское белое духовенство и монастырские власти с приносом – хлебом и квасами. С символической данью царю золотыми монетами у Алексея Михайловича появлялись также гости и торговые люди. Вообще, в продолжение пасхальных дней государя посещали сотни людей из разных сословий и чинов. В большинстве случаев они, торопливо кланяясь, прикладывались к руке и получали пасхальный подарок. По подсчетам исследователей, на Пасху одних только крашеных яиц для раздачи царю требовалось до 37 тысяч.

Важным праздником для русских подданных были царские именины. В этот день все работы были запрещены, торговые ряды замкнуты, а в церквях не играли свадеб и не отпевали покойников.

Современники оставили несколько описаний именин Алексея Михайловича. В день царских именин отмечался и праздник св. прав. Алексия, поэтому утро царя начиналось с поездки в Алексеевский девичий монастырь, где он с придворными и высшим духовенством присутствовал на праздничной Литургии. Выезд отличался богатством нарядов и многочисленностью участников. Алексей Михайлович ехал в высокой черной лисьей шапке и в кафтане, украшенном драгоценными камнями.

Просители в великом множестве протягивали царю челобитные, которые, «если он прикажет», принимали придворные. По возвращении во дворец царь угощал близких именинным пирогом. Поскольку это были дни Великого поста, именинный стол устраивался довольно редко. В знак особого уважения Алексей Михайлович иногда отправлялся с именинным пирогом к Патриарху. Боярам, придворными иностранным гостям именинные пироги раздавались в столовой или в передней Теремного дворца.

Частью придворного церемониала являлись и выезды царя на охоту – красочное и завораживающее действие. Алексей Михайлович был заядлым охотником, особенно любил соколиную охоту, на которую готов был отправляться на любое время. Царь овладел охотничьим ремеслом до тонкостей, с одного взгляда угадывал качество птицы, хорошо знал своих кречетников, сокольников и ястребников. Царский соколиный двор в селе Семеновском производил впечатление даже на иностранцев: одних сокольников насчитывалось около ста человек, число птиц превышало три тысячи. Здесь были соколы, кречеты, челиги, копчики, ястребы и, по всей видимости, даже орлы. В кречатне имелись экзотические красные и белые ястребы. Кроме хищных птиц, на дворе жили лебеди, гуси, журавли, цапли. В Семеновском же Алексей Михайлович расположил самый большой из своих зверинцев. Здесь было много медведей и прирученных, и диких, которых держали для боев, травли и иных увеселений.

Еще одним сильным увлечением царя было занятие хозяйством. Местом для его хозяйственных опытов служило подмосковное владение в селе Измайлово, где Алексей Михайлович завел образцовые поля и сады и выращивал виноград, арбузы и даже тутовые деревья. Кроме полеводства и садоводства царь завел в Измайлове обширное огородничество, скотные, птичьи, пасечные дворы. В хозяйственный комплекс входили разнообразные постройки, каменные риги для хранения урожая, семь мукомольных мельниц. Для постоянного напора воды была создана система из 37прудов. В довершение ко всему работали льняной и стеклянный заводы, а продукция последнего шла даже на продажу.

Увлечения Алексея Михайловича не исчерпывались охотой и интересом к хозяйствованию. Царь равно получал удовольствие и от чтения, и от шахмат, и даже от грубоватой и незамысловатой придворной потехи. Он очень любил слушать церковные песнопения, сам писал тексты распевов. Общая численность царского хора, куда было чрезвычайно трудно попасть, достигала 180 человек. При дворе звучал и орган.

В 1671 году овдовевший Алексей Михайлович женился во второй раз – на 19-летней Наталье Кирилловне Нарышкиной, воспитывавшейся в доме царского приближенного боярина Артамона Матвеева, где, как считается, ее и увидел царь. От этого брака родились две дочери и сын, в живых остались двое: будущий царь Петр I и дочь Наталья. Под влиянием своей второй жены и боярина Матвеева царь разрешил завести при дворе новинку – «комедийную хоромину». Так произошло рождение русского театра. Выстроенная театральная сцена представляла собой полукружие с декорациями, занавесом и оркестром, состоявшим из органа, труб, барабана, флейт, скрипки и литавр. Представление шло обычно несколько часов. Царь сидел на возвышении, его место было обито красным сукном. В духе азиатских обычаев молодая царица Наталья Кирилловна смотрела спектакль сквозь решетку закрытой от посторонних глаз галереи.

Таким образом, несмотря на доминирование в жизни второго царя из Дома Романовых старорусских традиций и векового церемониала, он все же жил в такое время, когда российское общество неотступно сближалось с европейской культурой. Вопрос о том, что, как и в какой мере следует заимствовать на Западе, и надо ли заимствовать вообще, приобретал характер общенациональной проблемы.

При таких обстоятельствах нежелание Алексея Михайловича делать однозначный выбор между стариной и новшествами, резко порвать с первой или категорически отказаться от последних, ставилось ему в вину последующими поколениями историков и вызывало обвинения в пассивности характера, недостатке таланта государственного деятеля, неспособности встать во главе реформаторского движения.

С другой стороны, неоспоримым является тот факт, что царь Алексей существенно способствовал успеху преобразовательного движения, дав возможность первым реформаторам почувствовать себя свободно, проявить свои силы, и открыл просторную дорогу для их деятельности.

По выражению В. О. Ключевского, Алексей Михайлович своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать «приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны» и создал преобразовательное настроение.

Литература

Андреев И. Л. Алексей Михайлович. М., 2003.
Витсен Н. Путешествие в Московию 1664–1665. Дневник. СПб., 1996.
Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т. I. Ч. II. М., 2000.
Забелин И. Е. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856.
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII века. М., 1937.
Иловайский Д. И. История России. Сочинения. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники. М., 1905. Т. 5.
Ключевский В. О. Сочинение в девяти томах. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1988.
Коллинс С. Нынешнее состояние России // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996.
Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.
Мейерберг А. Путешествие в Московию // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 1997.
Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. СПб., 1898.
Платонов С. Ф. Царь Алексей Михайлович (Опыт характеристики) // Исторический вестник, 1886. Т. 24. № 5.
Преображенский А. А. Алексей Михайлович // Преображенский А. А., Морозова Л. Е., Демидова Н. Ф. Первые Романовы на Российском престоле. М., 2000.
Пресняков А. Е. Царь Алексей Михайлович // Российские самодержцы. М., 1990.
Рейтенфельс, Яков. Сказания герцогу Тосканскому о Московии // Утверждение династии. История России и дома Романовых в мемуарах современников
XVII–XX вв. М., 1997.
Сказание Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 году. СПб., 1837.
Соловьев С. М. Сочинения. М., 1991. Кн. VI.
Талина Г. В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, государственный деятель. М., 1996.
Царь Алексей Михайлович. Сочинения // Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XX вв. М., 2000.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676)

Алексей Михайлович получил прозвище «Тишайший». В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов , князь Н.И. Одоевский , патриарх Никон , А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев , в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский .

Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и «подвижен на гнев», но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота. Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты «Урядник сокольничья пути», высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

В царствование Алексея Михайловича прекращаются собираться Земский собор (последний раз Собор собирался в 1653 году по вопросу о присоединении Малороссии), снижается значение боярской Думы (из Думы, в которой заседало более 100 человек, Алексей Михайлович выделяет ближнюю Думу из особо доверенных лиц, а решения принимает самостоятельно), более разветвлённой становится система приказов. В промышленности появляются мануфактуры, основанные на разделении труда, применении машин и наемного труда (в основном из крепостных и черносошенных государственных крестьян). Однако доля мануфактур в экономике России была ничтожно малой. В городах постепенно отменяется местное самоуправление и вводится воеводское управление.

В начальные годы царствования Алексея Михайловича активизировалась культурно-религиозная жизнь России. В кон. 40-х гг. при его дворе сложился «Кружок ревнителей благочестия» («боголюбцев») под руководством царского духовника Стефана Внифантьева . Расширилась деятельность Московского Печатного двора, среди изданий которого особо выделяются книги учебного характера. В 1649 г. здесь же были напечатаны и многократно переиздавались «Соборное Уложение», «Уложение судных дел». В 1653 г. издана «Кормчая» - свод церковных правил и постановлений. В 1647 г. опубликовано переводное сочинение - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» Иоганна Якоби фон Вальхаузена. Членам кружка Внифантьева принадлежит заслуга распространения грамотности и учреждения училищ в России. Алексей Михайлович издал ряд указов с осуждением тех, кто устраивал или участвовал в «бесовских игрищах»: гаданиях, святочных маскарадах, приглашал скоморохов и т.п.

Со второй половины XVII века особо заметна основная тенденция развития России: это попытки власти провести модернизацию страны. Под модернизацией понимают изменения в социально-экономической, политической и духовной сфере жизни общества. Особенностью российской модернизации стало усиление абсолютной монархии и усиление крепостничества. Целью модернизации было военно-техническое и налоговое развитие страны.

В годы правления Алексея Михайловича в России предпринимались попытки строительства первых военных кораблей, началось формирование постоянной армии «нового строя», состоявшей из добровольцев и заложившей основу будущей системы рекрутских наборов.

5) Престол получил по наследству в неполные 16 лет, был красив лицом, полным, мягким по характеру, отходчивым, но вспыльчивым. Любил церковное пение и соколиную охоту. Тянулся к знаниям и нововведениям. Во многом повторил личную жизнь отца. От первой жены – мари Милославской было 13 детей, но мальчики или умом или телом слабы; от второй жены- Натальи Нарышкиной 3-ое, старший ребенок – сын –Петр 1.

6) Во внутренней политике:

7) Пошло укрепление абсолютной монархии: снижается роль Боярской думы, появляется Тайная (ближняя) дума; укрепляется положение богоизбранности царя; реже созываются Земские соборы.

8) Появляется множество 80 новых Приказов =» рост чиновников =» затраты казны + волокита и взятничество =» рост недовольства.

9) Сначала в погранрайонах, а потом и повсеместно должности воевод – «маленькие царьки» =»злоупотребления =»недовольство

10) 1649г. Принят новый свод законов Соборное Уложение: писали 5 человек во главе с Одоевским; 25 глав, 967 статей. Главное: бессрочный сыск беглых.

11) Во внешней политике:

12) 1648г. Национально-освободительное восстание в Малороссии во главе Богдан Хмельницкий против поляков. Просят подданства у России. В 1651г. В Москве Земский собор дает согласие. В октябре 1653г. Вынес официальное решение и объявили войну Польше. В январе 1654г. Переяславская Рада решила о переходе Украины в подданство России.

13) Русско-польская война (1654-1667гг)

14) Шла с переменным успехом, пока гетманом был Б.Хмельницкий побеждали, но он погиб в 1657г. И в грязной борьбе победил Иван Выгоский – ставленник поляков, тут же подписавший подданство Польше, но народ против. Избирают нового гетмана – сына Богдана Юрия Хмельницкого, молодого, неопытного. И когда в 1660г. Они терпят поражение, он пошел на подписание договора с Польшей. Война будет идти еще 7 лет и закончится подписанием Андрусовского перемирия: Смоленские и Чернигово-Северские земли, Левобережная Украина + Киев отданы России; Польше осталась правобережная Украина; Запорожье под властью 2 государств.

&32 Священство и царство.

1. Церковная реформа:

А) причины: - описки, искажения, изменения

Неразбериха с обрядами

Б) Пути: - старые древнерусские образцы

Греческие оригиналы

В) «Кружок ревнителей древнего благочестия»: Стефан Вонифатьев –протопоп Благовещенского Собора в Кремле; Ф.М.Ртищев- окольничей; Никон- архимандрит Новоспасского монастыря; Иван Неронов- протопоп Казанского собора; Аввакум-протопоп церкви г.Юрьевец; Даниил - протопоп церкви в Костроме; Лазарь протопоп церкви г.Романов…

Умер патриарх и царь предложил место Никону и тот согласился.


2. Никон и Аввакум:

1653г. Никон вводит: замену земных поклонов поясными; вместо двоеперстия троеперстие; новые книги по древнегреческим.

Но сильное противостояние: во главе ревнители с Аввакумом.

Формы: голодовки, восстания, «гарь». За 20 лет реформы сгорело 20 тыс человек!

Участники: ВСЕ сословия около 1/3 населения.

Весной 1654г. Церковный собор ввел:

Произнесение слова «аллилуйя» 3 раза;

Двигаться крестным ходом навстречу солнцу;

Внесли изменения в одежду священников и монахов;

1656г. Церковный Собор ОТЛУЧИЛ от церкви всех старообрядцев =» раскольники.

3. Падение Никона.

Пример Филарета и Михаила, богатство и власть церкви толкнули Никона на то, чтобы править вместе с Алексеем. Царь игнорирует Никона, тот устно отказывается от патриаршества и отбыл в Новоиерусалимский монастырь, надеясь, что царь будет просить вернуться, но…тот объявил о поиске нового патриарха. Вернулся, а его не допускают до дел. В 1666г. Церковным Собором его сняли с должности и отправили в Ферапонтов монастырь, потом в Кирилло-Белозерскую обитель, где в 1681г он умер. В тот же год Аввакума сожгли на костре.

Церковный Собор 1666-1667гг проклял всех противников реформы.

4. Соловецкое восстание 1667-1676гг.: 1500 монахов отказались подчиняться реформе =» царь направил войска: 8 лет осады, а взять монастырь не могли, только предательство 1 монаха (тайный ход показал). В живых осталось 64 человека.

&34 «Бунташный век».

1. Соляной бунт – лето 1648г.

Причины: -бедственное положение народа; - повышение цены на соль.

Ход: 1.06.1648г. народ потребовал выдать начальника Земского приказа Плещеева, а царь проигнорировал.

2.06 -Начался разбой, царь выдал Плещеева, которого тут же убили;

2-4.06 - на куски разрублен Начальник Посольского приказа Траханиотов…

5.06- к восставшим + верхи посада» челобитную царю. Созван Земский Собор, будет принято Соборное Уложение 1649г. Цена а соль восстановлена.

2. Медный бунт- лето 1662г.

Причины: бедственное положение народа; + взимание недоимок за прошлые годы; + введение параллельно с серебряными деньгами медных. Начались злоупотребления купцов и ростовщиков.

Ход: около 3-5тыс восставших пошли в Коломенское, царь обещает разобраться, а в Москве погромы, после чего тоже пошли к царю =» встретились и все вместе вернулись. Царь приказал стрелять: 3тыс пострадало, 1 тыс. убита, но медные деньги из оборота царь изъял.

3. Крестьянская война Степана Разина.

Причины: -бедственное положение народа;- полное закрепощение крестьян по Соборному уложению; - последствия воин; - много беглых и голод на Дону.

Июнь 1666г – поход Василия Уса (700 казаков) дошли до Тулы, вернулись с огромным числом беглых =»пошли на судоходную Волгу».

Май 1667г – грабят корабли, ведут «Правые суды»…

Март 1668г.- август 1669г. - Каспийская эпопея Разина, разбит флот Персии, но возвращается к Астрахани, а его не пускаю. Отдает все, вернулся на Дон, а там новый атаман Корнил Яковлев =»двоевластие, но популярность Разина выше, к нему уходят многие казаки.

Май 1770г.- идут к Царицыну =»Черному Яру=» Астрахани

Август 1770г.- вверх по Волге: Саратов, Самара без боя, а под Симбирском начались тяжелые бои с правительственными войсками. Разин ранен, вывезли в Кагальник, 14 апреля 1671г. где он был схвачен Яковлевым и выдан царю.

Судом приговорен к четвертованию. Но сопротивление продолжалось до декабря 1671г.

Причины поражения: стихийность действий; недостаток оружия, опыта, дисциплины; несогласованность действий; наивная вера в доброго царя.

№ 37, 40 Правление Федора Алексеевича и Софьи. Начало славных дел Петра.

1. Царь ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1676-1682гг)

1) Личность: родился 30 мая 1661г., слаб здоровьем-водянка, но получил очень хорошее образование (философ Симеон Полоцкий). Владел польским и славянским языками, слагал стихи. В 1680 женился на Агафье Грушецкой, через год родился сын Илья, но через 3 дня умерла жена, и еще через 5-сын. Через год новый брак – Марфа Апраксина, но через 2 месяца умер сам царь, не оставив наследника.

2) Внутренняя политика: вначале огромную роль играл боярин А. Матвеев, а потом укрепление абсолютной монархии: реже Земские соборы, падает роль Боярской думы. В 1676-78 гг провел реформы госуправления: ликвидировал земские и губные избы; ввел новые налоги не с земли, а с дворов; провел перепись населения; ВВ Голицын –военные реформы: полки нового строя: пешие солдатские, конные рейторские, тяжелая кавалерия драгуны. В 1682 году решением Земского собора ликвидировано «вражнотворное местничество».

3) Внешняя политика: Чигиринские походы из-за претензии Турции на Украинские земли. Первый поход 1677г. на Чигирин для турок был неудачным, летом 1678г- новый, удвоив армию, в тяжелых боях взяли Чигирин, но дальше сил не было =» подписали Бахчисарайскийдоговор: перемирие на 20 лет; отдаем правобережную Киевщину, Брацлавщину и Подолию; Крым и сам Киев- наши.

Борьба за власть после смерти Федора: умер 27 апреля 1682г в возрасте 20 лет; претендентов минимум 2: родной брат Федра Иван 5-16 лет, но слаб умом; сводный брат- Петр, здоров, умен, но 10 лет; еще есть сестра- Софья- умна, образована, но женщина. Бояре решили объявить царем маленького Петра, а его мать – регентшей. Но госспособностями она не обладала + 30 апреля восстание стрельцов (жалобы на бесчинства командиров), Софья пустила слух, что Нарышкины убили Ивана, начался настоящий бунт =» стрельцы требуют на престол 2-х царей: первым Ивана, вторым – Петра, а Софью регентшей! Так и произошло, но установилась «хованщина», пока Софья не расправилась с отцом и сыном Хованскими.

2. ПРАВЛЕНИЕ СОФЬИ АЛЕКСЕЕВНЫ (регентство 1678-89гг)

1) Личность: родилась 17 сентября 1657г умная, энергичная, честолюбивая, желавшая власти. Знала польский язык, писала прозу, была хорошей актрисой. Замуж не вышла, но и одинокой никогда не была. Жизнь свою после ареста провела в Новодевичьем монастыре, сначала послушницей, а потом насильно провели постриг- Сусанна. В монастыре 14 лет и 3 июля 1704г. в возрасте 47 лет умерла.

2) Внутренняя политика: Вас.Вас. Голицын – фаворит и вице-канцлер России. Поддержка распространения знаний; 1687г-первый ВУЗ Славяно-Греко-латинская академия; межевание земель в пользу дворянства; рост привилегий и льгот для них; преследовала раскольников; прощение долгов населения. Петра с матерью отправила в село Преображенское, брата Ивана женила.

3) Внешняя политика: 1686г-подписали Вечный мир с Польшей (роль Австрии); вступили а Антитурецкую лигу (Австрия, Польша, Венеция); =» 1687-первый Крымский поход: неудача (жара, жажда, пожары), 1689- второй поход: дошли до Перекопа, но на полуостров не вошли; 1689- Нерчинский договор с Китаем о торговых, дипломатических отношениях и о границе.

3. МУЖАНИЕ ПЕТРА 1. «Потехи»- в Преображенском и Семеновском создал потешные полки по 300 чел, играли в войну, штурмовали крепости (Пресбург),; создал «свою кумпанию», куда вошли многие из Немецкой слободы, где Петр получил многие знания. В политику не лез, увлекался кораблестроением, фортификацией… Мать решила женить 16 летнего Петра и он не против-17 января 1689г. женился на 19-летней Евдокии Лопухиной, но она оказалась скучной для Петра и он снова уехал в Преображенское к потешным. Женитьба Петра отбирала у Софьи регентство, а она не хотела отдавать власть, поэтому готовит новый стрелецкий бунт: в ночь с 7 на 8 августа 1689г. стрельцы во главе с Ф. Шакловитым собирались идти на Преображенское, но Петра предупредили, он бежал в Троице-Сергиескую Лавру, куда и потребовал на расправу участников бунта. Софью отправил в монастырь. Но еще 5 лет Петр сам не управлял страной, передав власть братьям матери и др. родственникам, что вылилось в казнокрадство и разорение государства.

Первым серьезным делом Петра стали АЗОВСКИЕ походы: первый 1695г- сушей и морем подошли к Азову, но не штурмом, не осадой взять не смогли: не перекрыт выход в море; нет единого командующего; боеприпасов не хватало =» проиграли, но Петр не сдается: в Воронеже строит верфь, в Голландии заказывает корабль; увеличивает войско =» второй поход 1696г учел все ошибки, возвел огромный вал и расстрелял крепость, Азов стал опорным пунктом на юге России.

ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1697-98гг: 250 человек разных возрастов и сословий, разных профессий поехали в Европу перенимать опыт, сам Петр инкогнито под именем Петра Михайлова в составе 35 волонтеров. Тайной задачей было найти союзников в войне с Турцией, неожиданно для себя Петр нашел союзников в войне со Швецией. Петр интересовался всем, но более всего кораблестроением. Но ни в Англии, ни в Голландии ему не помогли, надежда на Венецию, но пришло сообщение о новом стрелецком бунте, и Петр возвращается назад. Бунтовщиков уже наказали, но Петр проводит дополнительное расследование и еще 1700 повешены (Суриков «Утро стрелецкой казни») к концу правления Петра стрелецких войск в России уже не будет.

ПЕРВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА:

· Указ о стрижении бород, вызвавший массу восстаний, в том числе Астраханское;

· Ввел ассамблеи

· Европейскую одежду

· Открываются профессиональные школы, ВУЗы

· Новое летоисчисление (с рождества Христова)

· Проводит Городскую реформу, создает Ратушу в Москве и Земские избы в городах

· В 1700 г. умер патриарх Адриан и Петр ввел должность местоблюстителя патриаршего престола, имущество церквей поступило в Монастырский приказ.

Правление Алексея Михайловича (1645-1676)

Царь Алексей Михайлович получил прозвище Тишайший. Оно рождено демонстративным христианским смирением в его поведении, добродушным, «тихим» нравом, умением слушать своих приближенных. А с другой стороны, годы правления Алексея Михайловича названы «бунташным веком». Действия и решения царя были таковы, что они нередко приводили к бунтам и восстаниям, которые жестоко подавлялись.

При Алексее Михайловиче начался процесс сближения русской и западно-европейской культур. По его распоряжению был организован перевод на русский язык иностранной литературы, трактатов, исторических и научных трудов.

Главный итог правления Алексея Михайловича - превращение сословно-представительной монархии в абсолютную и законодательное утверждение крепостничества как основы хозяйственной и общественной жизни России.

1632-1634: Смоленская война. Россия вступила в войну с Речью Посполитой, которая со времен Смуты удерживала смоленские земли, не признавала прав Михаила Романова на престол и считала, что законным царем России является королевич Владислав.

1634: Заключен мир с Речью Посполитой. России возвращены все занятые в ходе войны земли, а Владислав, ставший королем, отказался от претензий на московский престол. Смоленские земли вернуть не удалось.

1645: «Соляной бунт» начался в Москве и прокатился по всей стране. Причина возмущения - установление высокой пошлины на соль. После бунта пошлина была отменена.

1649: Принято царем Соборное Уложение - новые основы законодательства России. Произошло окончательное государственное закрепощение крестьян. Законодательно утверждена абсолютная, единоличная власть царя.

1653-1655 : Патриарх Никон провел церковные реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. Но Никон действовал жестко и без дипломатического такта, в результате спровоцировав церковный раскол.

1654: Украина вошла в состав России.

1654 : Объявлена война Польше. Она была начата из-за земель, захваченных Польшей во время Смуты в 1609-1611 гг, и несогласия Речи Посполитой с воссоединением Украины с Россией. Война длилась почти 15 лет.

1656 : Опасаясь усиления Швеции, Россия объявила ей войну. После ряда успешных походов русским войскам все же пришлось отступить. В это время на Украине умер Богдан Хмельницкий, там началась новая смута, которая потребовала новой войны с Польшей. Пришлось заключить со Швецией невыгодный мир в Кардиссе.

1659 : Основан город Иркутск.

1662: «Медный бунт» в Москве. Народ возмутился против выпуска медных монет. Бунт был подавлен, но медные деньги отменены.

1666-1667: Проходил Церковный Собор для суда над Никоном. Патриарх считал, что церковная власть выше царской, и по существу предложил царю разделить с ним власть. Сложилась конфликтная ситуация в отношениях царя и патриарха. Алексей Михайлович инициировал церковный суд на Никоном. Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в монастырь на вечное заточение. Одновременно Собор поддержал церковную реформу, углубив раскол в Русской православной церкви.

1667: Заключено Андрусовское перемирие с Речью Посполитой. Договор устанавливал перемирие на 13,5 лет, в течение которых стороны обязались подготовить условия для «Вечного мира» между странами. России передавались не только Смоленские и Северские земли, но и признавалась ее власть над Левобережной Украиной и Киевом.

1670-1671: Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина. Главная причина восстания - усиление крепостного гнета.