Мир детства и его научное познание презентация. Урок-аукцион "Научное познание" презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему. Принципы определения научности гипотезы

Задачи и этапы научной деятельностиЗадачи:
получение нового
знания
сообщение нового
знания
Этапы:
совершение
открытия
оформление
открытия

Виды научной деятельности

научные исследования
апробация результатов
подготовка научных работников
аттестация научных работников

Цели науки:

описание
объяснение
прогноз

Система науки

естественные
общественные (социальные,
гуманитарные)
технические
фундаментальные
прикладные

Принципы науки:

гносеологические
методологические
аксиологические

Структура научного знания

Научная
парадигма
Научная картина мира
Тип научной рациональности

Парадигма -

Парадигма (греч. – пример, образец) –
теория или модель
постановки проблем,
принятая в качестве
образца решения
исследовательской задачи
«дисциплинарная
матрица» (Т. Кун)
теоретические
стандарты
методологические
стандарты
ценностные критерии
мировоззренческие
установки

Научная картина мира

Целостный образ
объекта научного
исследования
Теория
Допущения
Частные
теоретические
модели

Теория - форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях объекта

Теория форма научного знания, дающая
целостное представление о
закономерностях и существенных
связях объекта
эмпирическая основа
теоретическая основа
логика
совокупность утверждений с их
доказательствами

Концепция -

Концепция способ понимания, трактовки
предмета, явления, основная
точка зрения на предмет,
руководящая идея

Модель – идеализированный объект (их совокупность и взаимосвязь), соотносящийся с суждениями теории или концепции

Доктрина – устойчивая система взглядов, идей, принципов, для которой характерен единый подход к изучаемым явлениям

методология
содержание
программные положения

Типы научной рациональности

Объект научного познания
Познавательные способности
субъекта
Познавательное отношение субъекта к
объекту
Научный метод
Результат научного знания

Исторические типы научной рациональности

классическая
постклассическая
1) неклассическая
Аграрное общество
(традиционное)
Индустриальное
общество (модерн)
Постиндустриальное
общество (постмодерн)
2)
постнеклассическая

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Классический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Неклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Постнеклассический тип научной рациональности

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ

Модели развития научного знания

кумулятивная модель
критический рационализм (Карл Поппер)
теория научных революций (Томас Кун)
методологический фальсификационизм
(Имре Лакатос)
эпистемологический анархизм
(Пол Фейерабенд)
социальный (социологический) реализм
(Рэндалл Коллинз)

Критический рационализм

Карл Поппер (1902-1994)
«Логика и рост научного
знания» (1934 г.)

Опровержение научного знания

Научное знание всегда предположительно
Рост знания происходит рационально, на
основе опровержения (фальсификации)
существующих теорий:

Теория научных революций (парадигмальная модель)

Томас Кун (1922-1996)
«Структура научных
революций» (1963 г.)

Смена парадигм (по Т. Куну)

Научная
революция
Нормальная
наука
Экстраординарная
наука

Методологический фальсификационизм

Имре Лакатос (1922-1974)
«Фальсификация и
методология научноисследовательских
программ» (1970 г.)

Структура научно-исследовательской программы

Жёсткое ядро
Защитный пояс
Положительная
(позитивная)
эвристика
Негативная
эвристика

Эпистемологический анархизм

Пол Фейерабенд
(1924-1994)
«Против метода:
очерк анархистской
теории познания»
(1974 г.)

Принципы эпистемологического анархизма

Принцип пролиферации (размножения)
теорий
Принцип несоизмеримости теорий
Методологический плюрализм

Социальный (социологический) реализм

Рэндалл Коллинз (р. 1941)
«Социология философий:
глобальная теория
интеллектуального
изменения» (1998 г.)

Теория интеллектуальных сетей

Горизонтальные и вертикальные
интеллектуальные сети
Организационные основы и интерактивные
ритуалы
Обмен культурным капиталом и
эмоциональной энергией
Соперничество за пространство внимания и
интеллектуальную репутацию
Наука развивается посредством
реорганизации интеллектуальных сетей

Результаты научной деятельности

новые знания
экспериментальные
образцы
конечные
промежуточные
побочные

Принципы определения научности гипотезы

логический
критический
позитивизм
рационализм
(верифицируемость) (фальсифицируемость)
Рудольф Карнап
(1891-1970)
Карл Поппер
(1902-1994)

Способы и методы оценки научной деятельности

экспертная оценка
(рецензируемость, peer-reviewed)
индекс цитирования
(citation index, CI, ИЦ;
индекс Хирша, h-индекс)
импакт-фактор журнала
(impact- factor, IF, ИФ)

Базы данных ИЦ и ИФ

Science Citation Index (SCI)
Social Sciences Citation Index (SSCI, социальные
науки)
Arts and Humanities Citation Index (AHCI, искусство и
гуманитарные науки)
Scopus (проект компании Elsevier)
Euro-Factor (ЕС)
Google Scholar
Web of Science (проект компании Thomson Scientific)
Российский индекс научного цитирования (РИНЦ,
проект Российской научной электронной библиотеки
http://elibrary.ru)

1) Субъектом научного познания может стать не каждый человек, а тот кто прошел особую специализированную подготовку необходимую для исследовательской деятельности.

2) Научное познание специально ориентировано на открытие законов и явления, неизвестных до сих пор. Полученные при этом знания – обоснованы, системно-организованы, выражены при помощи искусственного языка.

3) В научном познании используется специализированный язык - по сравнению с языком повседневного общения для него характерны более высокая степень однозначности слов и выражений, большая компактность, точность и системность правил.

Специфика научного познания

4) Научное познание предполагает использование специализированного инструментария: специальные материальные средства (реактивы, экспериментальные установки, контрольные приборы и т.д.), средства обработки информации и связи, транспортные средства, энергетические установки и т.д.

5) Научное познание регламентируется определенной совокупностью методов и других видов нормативного знания (принципов, идеалов, норм и т.д.).

6) Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является – объективная истина.

7) Научное познание направленно на предсказание будущих событий, состояний и свойств исследуемых объектов. Наука стремится к тому, чтобы создать задел знаний для будущих форм практического освоения мира.

Структура научного познания

Три основных уровня:

Эмпирический

Теоретический Метатеоретический

Специфика эмпирического познания

Эмпирическое исследование направлено в своей основе на изучение явлений и связей между ними.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. К средствам эмпирического исследования относятся средства наблюдения, измерения и эксперимента (приборы, экспериментальные установки, специальное оборудование и помещения и т.д.).

Специфика теоретического познания

На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей объекта в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект.

непосредственное практическое взаимодействие с объектами; объект изучается опосредованно. Это достигается путем представления предмета исследования в виде системы абстрактных идеальных объектов , в которых интересующие исследователя явления и процессы представлены в чистом виде путем исключения реальных условий их существования (например, материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике, почти все математические объекты).

Специфика метатеоретического познания

Все многообразие знаний объединено в целостность. Это обеспечивается не только взаимосвязью между метатеоретических оснований науки (научная картина мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки). Метатеоретические основания науки выступают системообразующим блоком научного познания.

Функции метатеоретических оснований науки:

Определение стратегии научного поиска в определенную историческую эпоху с учетом господствующего типа научной рациональности;

Систематизация имеющихся научных знаний;

Обеспечение включения научных знаний в культуру соответствующей исторической эпохи.

Формы эмпирического знания

Данные наблюдения - отражают само наличие исследуемых объектов, их свойства, типы отношений с другими объектами в

предусматривающая констатацию достоверной, объективной информации. Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие операции:

Нахождение в данных наблюдения устойчивого содержания;

Необходимость истолкования выявляемого в наблюдениях устойчивого содержания.

Формы теоретического знания

Проблема – форма теоретического знания, содержанием которой является противоречивая ситуация в сфере научного познания, требующая решения.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая научное предположение о существенных характеристиках и глубинных необходимых связях изучаемых явлений и процессов.

Теория – форма научного знания, содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и законов, которые воспроизводят объект в виде определенным образом структурированной совокупности идеализированных объектов и их отношений.

Формы метатеоретического знания

Научная картина мира – форма научного знания, выражающая особенности системной организации исследуемой реальности. Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях развития науки.

Идеалы и нормы научного исследования. Выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип знания должен быть получен в результате, каким способом получить это знание.

Философские основания науки. Включают в себя философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру. Это прежде всего представления

о всеобщих предпосылках и общей направленности

познавательных процессов.

Понятие метода научного познания

Метод – это совокупность разнообразных приемов, операций и средств практического и теоретического освоения действительности.

Научному методу свойственны следующие признаки:

1) ясность или общедоступность;

2) отсутствие стихийности в применении;

4) плодотворность или способность достигать не только намеченные, но и не менее значимые побочные результаты;

5) надежность или способность с высокой степенью достоверности обеспечивать желаемый результат;

6) экономичность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОЗНАНИЕ

ПРАВИЛА Создайте «Акционерное общество». Выберите президента АО, банкира АО. Выберите лот (ему соответствует цена). Выкупаете лот, внося средства в Гос. Банк. За правильный ответ сумма удваивается, за неправильный сумма остается в банке. «Банкроты» могут взять сумму в Гос.Банке под 50%. За некорректное поведение на бирже, взимается штраф 100 у.е.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗА УРОК 4 1 00 тыс. у.е. – «3» 6 1 00 тыс. у.е. – «4» 8 1 00 тыс. у.е. – «5»

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ У вас на столах лежат тексты. Прочитайте текст и выполните задания к нему. Каждый правильный ответ принесет АО по 200 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е.

Обыденное Мифологическое Филосовское Религиозное Научное Художественно- образное Определите формы познания мира. Каждый правильный ответ 100 у.е. Каждый неправильный ответ штраф – 50 у.е. Можно выкупить ответ у своего соперника за 200 у.е.

Получив стартовый капитал приготовьтесь к аукциону. Если АО сомневается в правильности своего ответа, другое АО имеет право выкупить ответ дав за него на 50 у.е. больше.

«Супер»- Задания 500 500 500 5 00 500 1 500 400 300 200 2 00 2 500 400 300 200 2 00 3 500 400 300 200 2 00 Погашение «Штрафа»

Назовите любые две функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

Приведите два примера влияния современной науки на развитие общества

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания

А15. Рациональное - это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A1. И чувственное, и рациональное познание 1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в п околение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером: обыденного знания мифологического знания эмпирического знания научного знания

А34. И религиозное, и научное знание: 1) имеет объективный характер 2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания. 1) наблюдение за явлением; 2) распространение мнения; 3) художественный вымысел; 4) мысленное моделирование; 5) проведение эксперимента; 6) описание объекта.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания. 1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) классификация; 6) измерение

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Запишите эти слова (словосочетания). наблюдение; ощущение; суждение; выдвижение гипотезы; проведение эксперимента; эмпирическое описание.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) теории 3) легенды 4) мифы 5) гипотезы

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) чувственное познание 2) познавательная деятельность 3) субъект познания 4) объект познания 5) рациональное познание

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание 2) системность знания 3) опора на эксперименты 4) рационалистические доводы 5) объективность

В24. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями. 1) ощущение А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности 2) восприятие Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов 3) представ - ление В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира 4) воображе - ние Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей 5) интуиция Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств 6) мышление Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

1) анализ А) установление сходства или различия предметов 2) синтез Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части 3) сравнение В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо 4) понятие Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение 5) суждение Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках 6) умозаклю - чение Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите любой метод научного познания, используемый Магелланом.

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ ВИД ИСТИНЫ 1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей А. Объективная истина 2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире Б. Относительная истина 3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности В. Абсолютная истина 4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент 5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Назовите метод научного познания, используемы й Брантом.

В9. Вставьте пропущенное слово: «Познание - это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека». В10 . Закончите фразу: «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...». В11 . Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется...». В12 . Закончите фразу, вставив словосочетание: Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...». В13. Вставьте пропущенное слово: «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

«Супер»- Задания 1 АО тест 2 АО тест 3 АО тест


Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина


  • Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

  • В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • описание;
  • измерение.

  • Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.

  • Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.

  • Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).

  • Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.

  • Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.
  • Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

  • формализация;
  • аксиоматизация;
  • гипотетико-дедуктивный метод.

  • Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

  • Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.

  • Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.

  • Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый интерес представляют всеобщие методы.

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация.

  • Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.

  • Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).

  • Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.

  • Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.

  • Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.

  • Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.

  • Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.

  • В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.


Литература: Бахтин М. Понимание и текст// Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб и доп. / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М: Гардарика, С Вебер М. Наука как призвание и профессия.Наука как призвание и профессия. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия. М.: Логос, с. Карнап Р., Ханс Х., Нейрат О. Научное миропонимание.Научное миропонимание. Кун Т. Структура научных революций. Мошкова Г.Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование.Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирование. Садовничий В.А. Мудрость и знание в глобализирующемся мире.Мудрость и знание в глобализирующемся мире. Шульга Е.Н. Научное открытие: герменевтический подход.Научное открытие: герменевтический подход.


Наука - особая область социально-исторической деятельности человека, направленной на производство, систематизацию, хранению наиболее точных знаний о мире, обществе и человеке Основные этапы развития науки: I этап - зачатки науки появились в древности (Вавилонии, Шумерах), в античном мире VI-IV вв. д.н.э. II этап - появлению в XVI-XVIIвв. классической науки, способствовали ньютоновская механика, картезианские принципы и др. III этап - постклассическая наука XIX-нач.XX вв. основывалась на квантовой механике, теория относительности и др. IV этап - возникновение постнеклассической науки во II-ой пол. ХХ в. связано с процессами глобализации, учением о нелинейных системах и др.


Томас Кун в работе «Структура научных революций» выявил общие черты, характеризующие научные открытия. На их основе сформулировал принцип научного творчества: не всякая новая идея – новая, не всякое новое творение – новое, а только то, которое реализует и утверждает новую парадигму.


Казимир Малевич написал «Черный квадрат», начав тем самым новую парадигму в живописи. Огромная масса черных и красных квадратов, параллелепипедов и прочих фигур, появившихся после Малевича, представляют всего лишь умножение открытой им парадигмальной схемы.




Каждый этап развития науки имеет свою парадигму: Классическая наука связана с парадигмой механики, Лапласовского детерминизма. Неклассическая наука связана с парадигмой относительности, дискретности, квантования, вероятности и дополнительности. Постнеклассическая наука связана с парадигмой самоорганизации и становления.


Специфика научного познания: Систематичность, выводимость одних положений из других; объектом научно-теоретического анализа выступает не сама реальная действительность, а их мыслительные аналоги - идеализированные объекты; осознанным контролем над самой процедурой познания; наличие четких понятий, фиксация смысла и выработка специального научного языка; строгость и объективность открываемых истин.








Эмпирические методы: Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений в их естественном виде, в непосредственной действительности. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Измерение – сравнение объектов по каким-то сходным свойствам или сторонам. Эксперимент – научный опыт, при котором объект ставится в специально создаваемые, контролируемые условия. Сравнение – одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств и признаков.


Теоретические методы: Формализация – построение абстрактно- математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется. Гипотетико-дедуктивный – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.