Количественные и качественные изменения психики. Возрастные изменения в психике: революционные, ситуационные, эволюционные. Виды развития психики

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (англ. development of mind) - последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. - путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.
В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности, т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. Антропогенез). Особенности психики человека, его сознание - продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. Усвоение).
Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. Задатки способностей, Формирование способностей), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см. Ведущая деятельность, Обучение и развитие). Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием.
В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), интеграция - к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.
Р. п. человеческого индивида - обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это - внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков.
Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.
Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (младенчество, раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты...) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: самообразование, профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.

греч. psychikos - душевный] - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей. Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он крити чески оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными. А.В.Петровский, Л.А.Радзиховский, А.В.Толстых

А составляющая таких разнонаправленных усилий вообще может быть равна нулю.

Да. Существует множество частей личности, каждая из которых пытается потреблять жизненную энергию, управлять аппаратом тело-ум и достигать своих целей. Они могут объединиться и создать монстра, которого мы называем ложной личностью. Она будет подавлять остальные части, желая достичь только своих целей.

Во внутреннем мире личности происходит постоянная борьба между ее различными частями. На эту борьбу расходуется очень много энергии. При этом каждая из таких частей или их группы отождествлена со своими целями и с объектами вовне, которые являются воплощением ее целей. Таким образом, личность, управляющая своим телом-умом, отождествлена с внешним окружением, а ее Сознание продолжает спать.

Для человека со спящим Сознанием возможны только количественные, а не качественные изменения. Количественные изменения происходят в жизни человека как изменения в линейном времени. Что такое линейное время? Это количественное изменение. Если мы что-то оставим, например, на два года, а потом придем и посмотрим, то увидим, что оно, по крайней мере, изменило свою форму, а может быть, разрушилось или сломалось. Со временем всё материальное изнашивается и разрушается.

Качественные изменения - это уже не линейное, а многомерное время. Для того чтобы отличать их от количественных изменений, назовем их трансформацией. Трансформация происходит, когда Сознание начинает просыпаться.

Хочу предложить свое образное представление того, о чём вы сказали. Представьте, что человек - это дом. Изначально в него было заложено всё, что нужно: отопление, чистота, порядок - всё, что тебе нужно. Но человек настолько редко бывает в своем доме, что он забыл о нём. И батареи, которые должны отапливать комнаты, стали отапливать улицу. И когда человек приходит домой, то там холодно и темно. Вот так уходит энергия.

Важно, чтобы вы правильно понимали то, о чём мы говорим. Для этого вы должны использовать соответствующие психические центры. Уровни развития ваших центров пока могут быть недостаточно высокие для ясного понимания. При этом у вас возникают различные ассоциации, с помощью которых вы стараетесь уяснить то, что мы сейчас обсуждаем. Иногда они помогают вам, иногда уводят от понимания. Тем не менее, именно через эти аналогии происходит сейчас ваше восприятие идей работы, и я не могу их просто игнорировать, даже если они, как кажется, уводят разговор в сторону от основной темы.

Итак, мы говорили о том, как распределяется жизненная энергия. Трансформация и просыпание Сознания возможны только при возвращении Душе хотя бы части энергии личности, отождествленной с внешним миром. Каким образом это может происходить? Только через разотождествление.

Почему так часто я говорю об отпускании? Когда нечто привычное отпускается, энергия, которая шла на обслуживание и поддерживание этого привычного, высвобождается. Дальше она может быть использована по-разному. И может быть опять направлена на очередное отождествление либо возращена как осознание. Второе возможно только для человека, желающего пробуждения. Опять напоминаю, почему наша работа необходима. Потому что она направлена на пробуждение Сознания.

Понятие развития

Определение 1

Развитием называют процесс перехода состояний из одного в другое, от одного личностного качества к другому, от низших показателей к высшим.

Развитие психики характеризуется закономерным изменением психических процессов за определенный промежуток времени, выраженный в количественном, качественном и структурном преобразовании.

Развитие осуществляется в трех сферах жизни: физической, когнитивной, психосоциальной.

  • Физическая сфера жизни включает в себя биологические характеристики организма, размер и форму тела, деятельность мозга, двигательную способность.
  • Когнитивная сфера жизни подразумевает таланты и способности, а также психические характеристики, включающие конкретные способы мышления. Сюда относятся процессы, связанные с восприятием, рассуждением, памятью, решением задач, речью, мышлением и воображением.
  • Психосоциальная сфера включает себя уникальные личностные свойства характера и социальные навыки. Сюда входит индивидуальность в стиле поведения и эмоциональном реагировании. Показывает восприятие социальной действительности и реакцию человека знания. Процессы развития человеческой личности данных областях жизни осуществляются одновременно и взаимно дополняют друг друга.

Особенности развития

Существует несколько важных особенностей процесса развития в психологии:

  • стремление к качественным переменам и переходу к совершенным уровням функционирования;
  • необратимость процессов развития;
  • сочетание в себе элементов прогрессивного и регрессивного развития;
  • неравномерные этапы развития, резкие скачки могут сменяться постепенным переходом количественные изменения;
  • зигзагообразное свойство развития, при этом происходит формирование новых структур, работающих в первое время хуже чем предыдущие показатели;
  • стадии развития переходят в новые уровни, при этом более совершенная стадия сохраняется как один из этапов иерархической системы;
  • стремление к устойчивости, способствует успешному развитию при постоянстве.

Виды развития психики

Существует несколько видов развития психики:

  • Филогенетическое развитие показывает формирование структуры психики в процессе эволюции вида или исторических социальных перемен в человечестве.
  • Онтогенетическое развитие определяет формирование психической структуры личности во время жизни конкретного человека. В процессе изучения закономерностей, определяющих развитие психики в процессе онтогенеза, имеет место вопрос, связанный с наследственностью и влиянием внешней среды.
  • Функциональное развитие показывает формирование личности в процессе решения интеллектуальных и логических задач, овладение новыми мыслительными категориями и понятиями. Данный вид развития является составной частью онтогенетического развития психики в человеке.

В современной психологии выделяют также следующие виды психического развития:

Нормативное развитие соответствует общим переменам, присущим возрастным изменениям в характере людей. Норма подразумевает идеальный и наивысший уровень из возможных состояний в процессе психического развития личности.

Индивидуальное развитие показывает вариативность нормы с учетом уникальных характеристик личности и разнообразием некоторых способностей человека.

Замечание 2

Важным аспектом, связанным с видами развития психики является качественные и количественные параметры этих процессов, а также проведение анализа возникновения революционного или эволюционного пути развития.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до нескольких лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых "постоянно действующих" факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка. ее места в системе человеческих социальных отношений. достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития. Возрастные изменения психологии и поведения этого типа называются эволюционными, поскольку они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями.

Важными аспектами в изучении развития психики были соотношение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления психического.

Говоря о развитии человеческой психики, прежде всего следует указать на непрерывность этого процесса. Непрерывно увеличиваются одни и уменьшаются другие признаки человеческого существа (физические, физиологические, психические и т.д.).

Кроме того, постоянно происходят "перерыва непрерывности", то есть качественные изменения, появление одних и исчезновение других качеств (признаков, свойств), обусловленные количественными изменениями. Скажем, физически растет организм человека, изменяются размеры отдельных органов, вес тела, сила мышц, быстрота движений (количественные изменения), однако преобразования зародышевой клетки на человеческое существо или процесс созревания организма уже относится к качественным изменениям.

Качественные изменения происходят и в функционировании нервной системы, выражаясь, в частности, в переходе от безусловно-рефлекторного осуществления ее регуляционных функций к регулированию на основе условных рефлексов, языка, в изменении соотношений первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека и тому подобное.

Непрерывно происходят количественные изменения в психическом развитии. Это, в частности, увеличение (уменьшение) с возрастом создаваемых ассоциаций, выработанных навыков, представлений о мире, пассивного и активного словарного запаса, объема внимания, восприятия, памяти, скорости реакций и тому подобное.

Следует иметь в виду, что развитие психических функций проходит неравномерно: "волнами" развиваются психомоторика, речи, интеллектуальные умения (А. Гезелл) ускорение развития одних функций сопровождается замедлением развития других и наоборот (Б.Г. Ананьев).

В то же время на всех этапах развития человеческой психики происходят и качественные изменения. Остановимся в этой связи следующее. Вследствие взаимодействия младенца с окружающим социальной и природной средой диффузная активность превращается в действия, которые регулируются образами объектов, что, в свою очередь, ведет к обогащению чувственного познания мира. Позже действий ребенка состоят разные виды ее предметной деятельности (игра, учения и т.д.), и детерминируют дальнейшее развитие психических процессов.

Развитие произвольности запоминания и воспроизведения постепенно делает эти процессы особыми действиями (мнемоническими, репродуктивными), вызывая появление способности не только воспроизводить образы ранее воспринятых объектов, но и превращать их, формировать представление о ситуации, которых не было в непосредственном опыте. Впоследствии этот процесс приобретает относительную самостоятельность, способствуя проектированию целей и хода деятельности.

Зарождающееся (через восприятие и манипулирования предметами) в конце стадии раннего детства наглядно-действенное мышление с помощью речи становится наглядно-образным. превращается в умственное действие, осуществляемую сначала вслух, а затем и «про себя». Далее происходят переходы к конкретно-понятийного мышления и к его абстрактной формы и др.

Врожденные элементарные безусловно-рефлекторные эмоции (удовольствие, неудовольствие, гнев и т.д.), связанные с органическими потребностями человека, дополняются условно-рефлекторными эмоциями, которые возникли в результате становления вторичных, специфически человеческих потребностей.