Большой белый флот. Рождение американской дубинки. Имперская кругосветка Речные и озёрные флотилии

Большой (великий) белый флот.

USS Коннектикут. Флагман Великого белого флота.

Великий белый флот (англ. Great White Fleet ) — популярное название военно-морской группировки США, совершившей кругосветное плавание в период с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Группировка состояла из четырех эскадр, каждая из которых включала броненосец и корабли сопровождения. Плавание было совершено по приказу президента США Теодора Рузвельта и было призвано продемонстрировать военно-морскую мощь США — в частности, наличие у них флота открытого моря.

На закате своего правления президент Рузвельт отправил 16 ЭБР атлантического флота в кругосветное плавание, продолжавшееся с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Корпуса кораблей были окрашены в привычный для мирного времени цвет — белый, за что позже они стали известны как «Великий белый флот».

Кругосветное плавание преследовало несколько целей. США заявляли о себе как о крупной морской державе, получали возможность проверить мореходность флота, а также продемонстрировать свою доброжелательность, посетив многочисленные страны и порты. Дополнительно, оно демонстрировало Японии, которая получила статус крупной морской державы после разгрома российского флота в Цусимском сражении в 1905 году, что американский флот, несмотря на то что он базируется в Атлантическом океане, может быть развёрнут в любой точке мира и сможет защитить американские интересы на Филиппинах и в Тихом океане . После того как американский флот пересёк Тихий океан, японские политики осознали, что баланс сил на востоке изменился. Этому поспособствовало принятие соглашения Рута-Такахиры, определившее важные сферы интересов США и Японии.

Так как строительство Панамского канала ещё не было завершено, путь следования был проложен через Магелланов пролив. Масштаб операции был беспрецедентным в истории США: прибыв к месту встречи с разных сторон, флот продолжил путь согласно тщательно продуманному плану. В организацию были вовлечены практически все ресурсы ВМФ США. Во время плавания было установлено несколько мировых рекордов, одним из которых было рекордное количество кораблей, одновременно совершивших кругосветное плавание.

Тысячи людей собирались в портах, чтобы увидеть и поприветствовать флот. С 1 по 4 мая 1908 года флот посетил г. Монтерей, штат Калифорния. Для моряков был организован роскошный бал в ближайшем отеле Дель Монте (Hotel Del Monte), г. Дель Монте. В 1942 г. Этот городок был передан ВМС США для организации школы подготовки пилотов, а после второй мировой войны сюда перевели военно-морскую аспирантуру.

В Австралии прибытие флота 20 августа 1908 года использовали, чтобы обеспечить поддержку создания собственного военно-морского флота. Японцы пошли на беспрецедентные меры, желая проявить своё мирное отношение к США: тысячи японских школьников размахивали американскими флагами, когда моряки сходили на берег в порту г. Йокохама. На Сицилии экипаж корабля принял участие в восстановительных работах после землетрясения в городе Мессина.

В феврале 1909 года на военно-морской базе Хэмптон Роудз, штат Виргиния, президент Рузвельт наблюдал триумфальное возвращение флота, тем самым показывая, что для него это подходящее завершение своего президентства. Обращаясь к офицерам и матросам он сказал: «Другие страны тоже могут совершить кругосветное путешествие, но вы были первыми». Благодаря этому продуманному поступку Рузвельта, США удалось заслужить ещё большее уважение, а также укрепить свои позиции на международной арене.

Военно-морские формирования Белого движения в Гражданскую войну 1917-22 гг. в России, включавшие в себя флоты, флотилии, отряды и другие соединения кораблей и вспомогательных судов. В Белый флот входили как боевые корабли специальной постройки, так и мобилизованные и реквизированные суда.

Личный состав представляли морские офицеры и матросы российского военного и торгового флота, а также офицеры сухопутных армий.

Военно-морские соединения Белого флота подчинялись руководству Белых армий.

В правительстве адмирала А. В. Колчака в бытность его Верховным Правителем России имелось Морское министерство, возглавляемое контр-адмиралом М. И. Смирновым, пытавшимся управлять всем Белым флотом. Однако, реальное управление было существенно ограничено обстановкой.

Черноморский флот

Белый Черноморский флот был создан в январе 1919 года в Новороссийске в составе Добровольческой армии. В июле 1919 года база Черноморского флота была переведена в Севастополь.

Черноморский флот подчинялся последовательно командованию Добровольческой армии, Вооружённым силам Юга России (ВСЮР) и Русской Армии генерала барона П. Н. Врангеля.

Командовали флотом в разное время вице-адмирал В. А. Канин; контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. П. Саблин; вице-адмирал Д. В. Ненюков; вице-адмирал А. М. Герасимов, контр-адмирал, а позже вице-адмирал М. А. Кедров, контр-адмирал М. А. Беренс.

В состав флота первыми были включены реквизированный ледокол «Полезный», подводная лодка «Тюлень» и канонерская лодка «К-15». В апреле 1919 года к ним присоединился крейсер «Кагул». К лету 1919 года флот уже имел более 10-ти военных кораблей и судов иного назначения. Особенно многочисленным флот стал в 1920 году: в его составе было более 120 судов, в число которых входили линейный корабль «Генерал Алексеев», 1 крейсер, 3 вспомогательных крейсера, 8 эсминцев и 9 канонерских лодок.

В состав Черноморского флота входил подчинённый ему морской отряд обороны Азовского моря, включающий в себя 8 канонерских лодок. С мая 1919 года этот отряд действовал на Азовском море, в июле 1919 года в связи с изменившейся обстановкой был перебазирован на реку Днепр. С декабря 1919 года на Азовском море появился второй отряд кораблей Черноморского флота, включавший в себя броненосец «Ростислав», 12 канонерских лодок и ряд других судов. Этот отряд в зависимости от обстановки периодически усиливался двумя-тремя эсминцами из Севастополя.

Корабли Черноморского флота участвовали в десантных операциях Русской армии барона Врангеля, перевозили войска, оказывали огневую поддержку сухопутным войскам, ставили минные заграждения, вели бои с кораблями Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), после поражения армии Врангеля корабли флота эвакуировали войска и беженцев из Крыма.

В ноябре 1920 года белый Черноморский флот был преобразован в Русскую эскадру и до 1924 года базировался в порту Бизерта в Тунисе. В 1924 году Русская эскадра была расформирована, а её корабли были переданы СССР. Однако, переданные СССР корабли остались в Бизерте, а позднее они были проданы во Францию на металлолом.

Сибирская военная флотилия

Сибирская военная флотилия перешла на сторону Белого движения после выступления Чехословацкого корпуса в июле 1918 года, в ходе которого были захвачены суда флотилии: вспомогательный крейсер, канонерская лодка, пять эсминцев, девять миноносцев, 13 транспортов, вспомогательных и прочих судов.

Командовали флотилией в разное время контр-адмирал С. Н. Тимирёв, контр-адмирал М. И. Федорович, контр-адмирал М. А. Беренс, контр-адмирал Г. К. Старк.

После образования Дальневосточной республики в 1920-21 флотилия вошла в состав её Народно-революционного флота, но после переворота во Владивостоке 26.05.1921 года вновь перешла в состав Белого флота. В ходе боевых действий провела ряд десантных операций.

В октябре 1922 года после поражения «белых» один отряд кораблей флотилии эвакуировал из Владивостока 10 тысяч беженцев. Этот отряд взял курс на Филиппины и прибыли туда лишь в январе 1923 года. По пути часть кораблей затонула. Прибывшие на Филиппины корабли затем были проданы. Остальные корабли остались во Владивостоке и в конечном счёте перешли в состав РККФ.

Флотилия Северного Ледовитого океана

После захвата войсками Антанты в августе 1918 года флотилия Северного Ледовитого океана была включена в состав вооружённых сил Верховного управления Северной области, а затем Временного правительства Северной области.

К началу 1920 года в состав флотилии входили броненосец «Чесма», четыре эсминца, одна подводная лодка, четыре тральщика, семь гидрографических и ряд других вспомогательных судов.

Флотилии Северного Ледовитого океана подчинялись гидрографические экспедиции Белого моря и Северного Ледовитого океана, а также ряд речных и озёрных флотилий (Печорская, Северо-Двинская, Онежская), а также порты Архангельска и Мурманска.

Флотилия Северного Ледовитого океана в основном занималась проводкой судов с грузами для армий Колчака и гидрографическим обеспечением флотилии.

Командовали флотилией контр-адмирал Н. Э. Викорст, а затем контр-адмирал Л. Л. Иванов; гидрографическим обеспечением руководил контр-адмирал Б. А. Вилькицкий.

После взятия Красной армией 21 февраля 1920 Архангельска и 7 марта 1920 года Мурманска корабли флотилии были включены в состав РККФ.

Каспийская флотилия

Весной 1919 года была сформирована Каспийская флотилия, имевшая к началу 1920 года в своём составе 9 вспомогательных крейсеров, 7 канонерских лодок и военно-морскую авиацию, включавшую 10 гидросамолётов на двух авиатранспортах, а также ряд вспомогательных судов.

Флотилия входила в состав ВСЮР, командовали флотилией капитан первого ранга, а затем контр-адмирал А. И. Сергеев, затем капитан первого ранга Б. М. Бушен.

Каспийская флотилия вела активные боевые действия против «красных»: сражалась с кораблями Волжско-Каспийской флотилии РККФ в районе дельты реки Волга, вокруг Астрахани поставлиа минное заграждение из двухсот мин, обеспечив тем самым морскую блокаду города, оказывала существенную поддержку войскам «белых» на приморском фланге.

В связи с успешным наступлением Красной армии, захватившей основные пункты базирования Каспийской флотилии в Гурьеве и Красноводске, вынуждена была в апреле 1920 года перебазироваться в Баку, а из Баку в находившийся под контролем союзной Великобритании иранский порт Энзели. При этом вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой» покинули флотилию и перешли на сторону большевиков.

В Энзели флотилия была фактически интернирована англичанами. 17-18 мая 1920 года после успешной для красных Энзелийской операции 23 корабля флотилии и 4 гидросамолёта были отбиты у англичан, возвращены в Советскую Россию и включены в состав РККФ.

Речные и озёрные флотилии

  • Речной боевой флот Поволжской народной армии - имел в своём составе более сорока вооружённых пароходов, вспомогательных судов и катеров. Действовал в течение лета и осени 1918 года, 1 августа 1918 года участвовал во взятии Казани.
  • Северо-Двинская речная флотилия была сформирована в Архангельске зимой 1918/1919 гг. Сначала действовала в составе британской флотилии, затем отделилась от неё и действовала самостоятельно. Флотилия располагала двумя канонерскими лодками, тремя вооружёнными пароходами, пятью плавбатареями и некотороми другими вспомогательными судами. К 1920 году в ней остались 7 плавбатарей, канонерская лодка и некоторые другие суда. В марте 1920 года флотилия была расформирована, а её корабли вошли в состав РККФ.
  • Чудская озёрная флотилия просуществовала с октября по ноябрь 1918 года, после чего корабли флотилии были захвачены Эстонией.
  • Онежская озёрная флотилия действовала в период с лета 1919 года до зимы 1920 года.
  • Речная боевая флотилия на реке Кама , существовала с марта по июнь 1919 года, в составе имела 15 вооружённых пароходов, две плавбатареи, одну баржу с гидросамолётами и вспомогательные суда. Начальник штаба - Д.Н. Федотов-Уайт.
  • Печорская флотилия действовала в 1919 году, имея в своём составе 11 пароходов и вспомогательные суда.
  • Донская флотилия была создана в марте 1918 года и просуществовала до августа 1919 года.
  • Волжская военная флотилия действовала в течение июня-декабря 1919 года, имея в своём составе четыре бронекатера и ряд вспомогательных судов.
  • Среднеднепровская флотилия служила белым в течение мая-декабря 1919 года. Имела в своём составе четыре канонерские лодки, восемь бронекатеров и ряд вспомогательных судов. В сентябре 1919 года провела удачный рейд к Чернигову по реке Десна и захватила там 9 пароходов.
  • Нижнеднепровская флотилия из шести канонерских лодок и ряда вспомогательных судов действовала с мая 1919 г. по январь 1920 г.
  • Байкальская флотилия создана в августе 1918 года.
  • Енисейская речная боевая флотилия действовала в марте-декабре 1919 года, имея в своём составе три вооружённых парохода и вспомогательные суда.
  • Обь-Иртышская речная боевая флотилия имела 15 вооружённых пароходов, два бронекатера и ряд вспомогательных судов. Действовала с августа по октябрь 1919 года, пока корабли флотилии не были захвачены красными.

Указанные флотилии белых вели боевые действия на перечисленных реках и озёрах против аналогичных флотилий красных, участвовали в высадке десантов и в поддержке действий сухопутных войск.


Великий белый флот проходит Магелланов пролив.

Наверно разговора о Цусиме все же не избежать:). Думаю в жизни каждого человека есть события, о которых хочется вспоминать как можно реже. Что то подобное можно сказать и о жизни целых народов. Если это так, то для нации Цусима именно такое событие. Но забыть нам о нем не дадут. Цусимой, в том числе и мне на страницах этого блога, пеняют постоянно. Что же. За нашими плечами прекрасная страна, с великой и удивительной историей. Потупить глаза и отвести взгляд в сторону? Не для русских! Цусима, так Цусима.

Как Вы думаете, если флот одной, весьма авторитетной в морском деле страны терпит сокрушительное поражение от флота другой страны, то о чем будут свидетельствовать уроки, извлеченные из этого сражения? Даже не так. У кого будут учиться державы, готовясь к следующим войнам, чьи действия будут пытаться повторить? Ясно, что победителя.

Однако применительно к Цусиме это не совсем не так. Я бы даже сказал совсем не так. Путь, которым пошло кораблестроение после Цусимы это во многом не продолжение того пути, которым пришел к ней японский флот, а это был флот, построенный в ведущих кораблестроительных державах – Англии(подавляющее большинство кораблей), Германии, Франции. И это был флот, где значительную роль играли советники из флота «владычицы морей». А это в значительной степени был путь, которым пришел к своей трагедии проигравший, что поистине удивительно. Казалось бы, ну какие положительные уроки можно извлечь из столь страшного разгрома? Сегодня об одном из них.

Когда «отец» теории о «морской мощи» государства адмирал Мэхэн в своей знаменитой книге «Влияние морской силы на историю» перечисляет факторы, объективно влияющие на морскую мощь государства, то первым из них идет географическое положение. А уж после все остальные. Недобросовестные критики флота Российской империи, применительно к его действиям в русско-японской войне, преднамеренно начисто игнорируют этот наиболее важный фактор. При том, что его огромное влияние на исход этой войны просто бросается в глаза.

В частности, если разговор идет о Цусиме, невозможно обойти вниманием эпический переход русского флота с Балтики к собственно Цусимскому проливу, причем в условиях военного времени. Естественно, что событие, которое игнорировали ангажированные отечественные историки, не ускользнуло от внимания заинтересованных сторон – современников этого, не побоюсь такой квалификации, грандиозного свершения. В данном случае речь идет об американцах.

Политическая ситуация после Русско-японской войны складывалась таким образом, что Россия была временно вычеркнута из числа тихоокеанских морских держав. Таким образом в регионе осталась лишь одна доминирующая на море сила – союз Англии и Японии, никакого достойного упоминания противовеса которой не осталось. А на кону стоял такой куш, как Китай. В отношении которого консорциум европейских держав, при всех их локальных противоречиях, придерживался политики его раздела, то есть явного размежевания зон влияния. Тогда как США стояли за политику открытых дверей, не без основания рассчитывая распространить свое влияние на весь Китай чисто экономическими методами, и таким образом полностью прибрать к рукам важнейший китайский рынок.

Однако для придания веса своей позиции американцам необходимо было что-то противопоставить мощным тихоокеанским флотам Японии и Англии. В то время как их флот, ориентируясь на Европу, как единственный тогда центр силы, в основном базировался на атлантическое побережье, а Панамский канал еще не был закончен.

Однако беспримерный переход русского флота подсказал американцам выход. Флот, не отдельными кораблями, а как боевая тактическая единица, может быть переброшен с атлантического побережья на тихоокеанское и обратно. Таким образом, США сохранили бы свое влияние и на европейские дела, и приобрели бы дополнительный вес в Китае.

Сказано – сделано. 16 декабря 1907 года с Хэмптноского рейда, того самого места, где произошел бой «Монитора» с «Мерримаком», вышел флот из 12 броненосцев. 6 мая 1908 года, пройдя путь в 26,958 километров, «Великий белый флот» прибыл в Сан-Франциско.

Торжественный смотр Великого белого флота в Сан-Франциско.

У нас распространено мнение, что неизбежность войны с США в Японии осознали после переговоров, предшествовавших заключению Портсмутского мира. Якобы США обманули Японию, пообещав надавить на Россию, если она будет упорствовать в своем нежелании принять японские условия. Действительно, ситуация на переговорах сложилась таким образом, что США, а на кону для них стояла репутация президента Теодора Рузвельта, вынуждены были давить на Японию, чтобы она приняла условия России, иначе переговоры бы сорвались, и США были бы отброшены в своей внешней политике на несколько десятков лет назад. Но преувеличивать значение этого момента не стоит. Японцы находились в отчаянном положении. Они всеми силами пытались его скрыть. То есть обмануть мировую общественность, и получить лучшие условия, чем те, на которые они реально наработали. Обман не прошел.

Кстати переломным моментом в переговорах, вернее в отношении к ним США, стала фраза, сказанная Николаем II американскому послу. Тут вот многие считают, что Николай ничего не контролировал, а заслуга в успешном окончании переговоров целиком принадлежит Витте. Рузвельт считал иначе. Он очень боялся срыва переговоров, эти дни оказались одними из самых тяжелых в его жизни. Поэтому Рузвельт считал необходимым лично держать Николая II в курсе всех ньюансов через своего посла в России. В начале переговоров Рузвельт считал, что Россия проиграла, и должна это признать, приняв японские условия в их основной части. В этом духе он настойчиво инструктировал своего посла. А посол посильно пытался доводить эту мысль до Николая II. Николай Александрович долго терпел и кивал, но на одном из приемов с металлом в голосе сказал, что Россия не находится в положении Франции после Седана, чтобы считать себя побежденной. Рузвельт понял, что от Николая он ничего не добьется, и альтернативы у него две. Или переговоры сорвутся, и тогда позор и открытое злорадство англичан. Или надо убедить Японию принять условия России. Естественно он выбрал второй вариант. С Японией обошлись не очень хорошо. Так как основным расхождением оставался вопрос о контрибуции, американские, а вслед за ними и мировые газеты, в начале переговоров расположенные к стране восходящего солнца, стали писать, что Япония хочет продолжать войну ради денег. Что оставалось бедным японцам?

Гм, большое однако получилось отступление. Поэтому краткий итог сказанному. Японцы имели повод считать себя обманутыми Рузвельтом. Но они и сами хотели обмануть Рузвельта, выдав за победу в общем ничейную кампанию, которую они гораздо в меньшей степени были готовы продолжать, нежели их оппонент – Россия. Поэтому большой обиды на американцев у них не было. Николай действительно готов был воевать дальше, а японцы действительно не готовы. Поэтому результат переговоров был справедлив.

Неизбежность войны японцы осознали только после прибытия в Сан-Франциско Великого белого флота. Именно тогда они убедились, что их планам по силовому разделу Китая США готовы противопоставить свою силу. И эта сила реальна. Так в итоге и получилось.

Начало политики «большой дубинки». На фото дубинка ver 1.0 – Великий белый флот.

Ну а Рузвельт, вслед за одной своей победой, заключением Портсмутского мира, которое вывело США в ранг ведущих держав в области политики, одержал другую, не менее масштабную победу. Теперь США вышли в разряд ведущих военно-морских держав. Именно так оценивали поход Белого флота современники, именно так его оценивают и сейчас. И даже выше. Этот поход , - пишет наиболее авторитетный на пару с Jane’s морской справочник Conways, - окончательно утвердил США, как перворанговую Великую державу. . Не больше и не меньше.

Впрочем, в Сан-Франциско поход не закончился. Несколько кораблей было заменено и 7 июля 1908 года флот вышел в обратный переход. Разделившись и посетив с визитом ряд крупных портов, пройдя еще в общей сложности 53,231 километр ВБФ вернулся 22 февраля 1909 года в Хэмптон Роудс.

Дядюшка Сэм, Джордж Вашингтон и Теодор Рузвельт приветствуют возвращение Великого белого флота. Присутствие одного из «отцов-основателей» подчеркивает масштаб события. Однако то, что для американского флота явилось триумфальным завершением великого похода, для русского стало только началом испытания.

Как мы видим, лишь сам по себе переход флота с атлантического побережья на тихоокеанское и обратно явился выдающимся достижением. И хотя по длине пройденного пути переход 2-й(33 тысячи километров) и 3-й Тихоокеанских эскадр уступал маршруту, пройденному американцами, достижение русских моряков было не меньшим. А даже большим. Потому, что совершалось в военное время.

Поясню значение этого фактора. Согласно законам войны, корабли воюющих сторон не имеют права нарушать нейтралитет невоюющих государств. В частности входить в их территориальные воды, тем более порты. Во время своего первого перехода – вокруг Южной Америки Великий белый флот посетил много портов. Например, в Рио-де-Жанейро стояли неделю. В Байя Магдалена – месяц. За это время можно было отпустить моряков в увольнительную, спокойно исправить повреждения, нанять портовых рабочих, чтобы погрузить уголь. Да и просто переждать непогоду.

Русские моряки грузили уголь сами. Нормальный запас угля броненосца класса «Бородино» составлял 800 тонн. Но его грузили гораздо больше – две, две с половиной тысячи тонн. Экипаж корабля 867 человек. По нескольку тонн на брата. Грузили в море, с угольщика. Иногда не было возможности даже зайти на защищенный от волн рейд – все побережье кому-то да принадлежит. Союзница России – Франция как правило сквозь пальцы смотрела на нарушение своего нейтралитета, но ее владения есть далеко не везде. Уголь надо было распихать по мешкам, с помощью талей поднять на борт броненосца, ссыпать в узкие люки, погрузить на тачки и развезти по любым пригодным(и не очень) для хранения угля помещениям. Все это силами команды. Поскольку корабли были перегружены(при проектном водоизмещении 13,513 тонн «Бородино» грузили до 17,000 тонн), они расходовали при переходах больше угля, и грузить его надо было довольно часто.

Надо ли говорить о том, что команды не то, что не могли сойти на берег, а корабли укрыться от шторма в каком-либо порту. А ведь в эскадре были миноносцы водоизмещением по 300 тонн. Наконец, не будем забывать - шла война. Вахты надо было нести по боевому расписанию. Гулльский инцидент не дал бы об этом забыть.

Не забудем и то, что американская эскадра состояла из 12 броненосцев, самый старый из которых – «Кирсардж», вошел в строй 20 февраля 1900 года. То есть ему было семь с небольшим лет от роду. Кроме того было шесть миноносцев и несколько транспортов и судов обеспечения.

Русская эскадра была не только гораздо многочисленнее, но некоторые ее корабли и гораздо старше. Например «Дмитрию Донскому»(пароходу а не человеку), исполнилось к моменту похода 18 лет. А всего в эскадре было 29 боевых кораблей, не считая вспомогательных крейсеров, и 8 кораблей обеспечения.

Надеюсь сказанного достаточно, чтобы показать насколько переход 2-й Тихоокеанской эскадры был тяжелее похода «Великого белого флота». Однако в одном случае это считается величайшим триумфом, поставившим США в ряд великих держав, а в другом неумелой судорогой прогнившего царизма, лишний раз явившего миру свою гнилость. Отсталость своего флота, неготовность своих моряков, и некомпетентность командиров.

Разница же состояла всего лишь в том, что американцев, после великого перехода их великого флота ждал заслуженный отдых, повышение в чинах и благодарность соотечественников, а русских ждал превосходящий по силе противник.

О"кей. Но в таком случае можно ли рассуждать о Цусиме в таком ключе, как рассуждают об обычных морских сражениях? Мерить килограммы бортового залпа, проценты попаданий, миллиметры брони? Делать это абсолютно бессмысленно. Потому, что противники находились в заведомо неравных условиях. Хотите сравнить боеспособность русского и японского флотов? На здоровье. Делайте это на примере боевых действий Первой тихоокеанской эскадры. Которая тоже, конечно, не была в равных условиях с противником. Но добилась в боях на море лучшего, чем противник результата. Хотите обличить пороки царизма? Ну тогда Цусима это ваша тема. Только не ждите при этом нашего, русских, понимания.

Автор настоящего очерка, капитан 2-го ранга Борис Владимирович Карпов (1887-1953) окончил Морской корпус в 1908 г. В Первую мировую войну он служил на Черном море, участвовал в минных постановках у Босфора, был контужен. В Гражланскую войну служил во ВСЮР и в Русской армии. С весны 1920 г. Б.В. Карпов возглавлял оперативную часть штаба 2-го (Азовского) отряда судов Черноморского флота, руководил большинством десантных операций отряда. Награжден орденом Св. Николая Чудотворца. После эвакуации Крыма жил в Югославии, участвовал в деятельности Общества моряков военного и коммерческого флота.

Н.Р.

Прошло одиннадцать лет, как отгремели последние громы гражданской войны на юге России, но кто знает, не загремит ли снова война угнетенного и ограбленного русского народа с его злейшим врагом – III Интернационалом? Поэтому нам необходимо готовиться принять участие в этой не прекращающейся пока партизанской войне, как только она развернется шире и дать себе отчет в уроках прошлого.

До сих пор рассматривались только сухопутные действия и почти совершенно не касались морских, а, между тем, море и флот сыграли и будут играть громадную роль в гражданской войне. Поэтому, я постараюсь напомнить, хотя бы вкратце, что дал белый флот армии на юге в 1918-1920 г. Зима 1918 г. На Дону рождается Доброволческая армия и 25 февраля из Ростова выступает три тысячи русских русских рыцарей – защитников чести России, с генералом Корниловым и Алексеевым во главе. В их рядах идет частица флота – "морская рота", под командой кап. 1-го ранга Потемкина.

Весна 1918 г. На Дону казаки подымают восстание и морские офицеры, оказавшиеся там, организуют Донскую речную флотилию, под командой контр-адмирала Фабрицкого. Она подымается вверх по Дону до Калача, очищает от большевиков придонские станицы, наводя панику на красных своим быстрым появлением и губительным артиллерийским огнем по их флангам и тылам.

На Кубани в то время развивается успех Доброволческой армии, но там моряки сражаются на сухопутьи, на морских бронепоездах, из которых особенно известен "Адмирал Непенини" со своим командиром лейтенантом Анатолием Макаровым, бесстрашным и прекрасным артиллеристом. Он погибает позже осенью 1918 г. смертью храбрых, под Ставрополем.

На Дону капитаны 1-го ранга Подгорный и Кононов вооружают тяжелыми 5-ти дюймовыми пушками морские бронепоезда, с успехом действующие в Донской армии, а затем и в Добровольческой. Бывший командир морской роты кап. 1-го ранга Потемкин командует бронепоездом "Князь Пожарский", особенно отличающимся впоследствии при взятии Харькова в 1919 г.

Осень 1918 г. Добровольческая армия на Кубани достигает больших успехов – почти вся Кубань очищена от большевиков. Армия значительно возросла, но она истекает кровью – у нее нет снарядов, нет патронов. Добровольцы ходят в атаки только в штыки, а потому несут огромные потери.

Но вот взят Новороссийск. Добровольческая армия подошла к морю и тотчас моряки, под командой лейтенанта Н. Машукова, снаряжают экспедицию на захваченных судах, на поиски снарядов. Они находят их на острове Березан, там склады бывшего Юго-Западного фронта. Моряки захватывают эти склады и грузят под огнем большевиков боевые запасы и доставляют их в Новороссийск. По тогдашним временам, это было таким важным и радостным событием, что ген. Деникин отдал особый благодарственный Машукову и всем морякам приказ.

Выход Добровольческой армии к морю открывал новый этап в белой борьбе – она получила отныне возможность снабжаться в неограниченном количестве морем. Теперь надо найти только поставщиков. Ими явились тогда союзники – английский и французский флоты.

Но это не свой флот. При первом натиске большевиков Одесса панически эвакуируется французами, а затем также эвакуируется 3 апреля 1919 г. и Севастополь. Наши моряки успевают все же вывести из Севатополя наиболее исправные военные корабли и пароходы в Новороссийск. От всего Крыма в руках добровольцев остается Керченский полуостров. Его обороне на Акманайских позициях сильно помогает со стороны Черного моря английский флот, а со стороны Азовского наша, наскоро вооруженная флотилия пароходов, под командой кап. 1-го ранга Дмитриева.

Начало июня 1919 г На Азовском море, в помощь нашей армии, наступающей от Мариуполя на Крым, уже действует отряд судов Азовского моря под командой кап. 1-го ранга Собецкого. 9 июня этот отряд с помощью английских судов высаживает два десанта – один в Геническе, под командой капитана 2-го Медведева и севернее его, у деревни Юшунь, под командой ген.-майора Залесского. Задача северного десанта выполнена, но прикрывавший его десант славного кап. 2-го ранга С.И. Медведева, всего из 87 человек, ворвавшийся в занятый большевиками Геническ, по исполнении своего задания, гибнет на транспорте "Перикл", не будучи достаточно поддержан английскими судами, стоящими тут же в 5 милях. Храбрый кап. 2-го ранга С.И. Медведев и мичман Цепковский, тяжело раненные, исполняют вой долг и погибают. Поддержка чужого флота опять оказалась ненадежной.

Июль 1919 г. Черноморский флот уже частично возрожден, как только Севастоподь был надежно занят Добровольческой армией. Она уже блокирует Одессу, Николаев и Херсон.

Миноносец "Жаркий"

А августе "Генерал Корнилов" ("Кагул"), "Живой" и несколько вспомогательных судов под командой адм. Остелецкого в Сухом Лимане высаживают десант в 300 человек, при помощи которых местные офицеры захватывают Одессу. Одновременно особый "Кинбурнский отряд" ("Терец", "Поспешный", "Жаркий" и несколько вооруженных пароходов и барж, под командой кап. 2-го ранга Бубнова, после месячных упорных боев способствует армии переправиться через Днепр, Буг и Ингул и захватить Херсон, Николаев и Очаков. Таким образом, Белое движение питается и ширится на востоке и на западе морскими путями. Теперь уже белый флот может самостоятельно, без союзников, держать все морские и речные пути в своих руках. Его действия надежны и не повторится случаев, подобных эвакуации французами Одессы или слабой поддержки в Геничевске. Это обстоятельство – появление в руках белых собственного достаточно сильного флота, имеет огромное политическое и военное значение. С этих пор сообщение белой армии с заграницей, питающей ее боевым снабжением, находится твердо в собственных руках. Теперь иностранцы не могут уже так давить на волю нашего командования одной лишь угрозой увести свой флот.

Белая армия, под уларами превосходных красных сил, под давленем своего преступного политиканствующего тыла, терпит страшное поражение и отходит к Новороссийску. На Одессу отходят войска ген. Шиллинга. На Крым отсутпают немногочисленные силы ген. Слащева. Это все, что может защитить Крым и базу флота – Севастополь. Необходимо во что бы то ни стало укрепить Крым, куда может спастись белая армия, конечно с помощью флота.

Канонерская лодка "Терец"

Флот дает всё, что он может дать армии. Он выделяет Азовский отряд судов под командованием кап. 2-го ранга Машукова и посылает его в Азовское море 27 дек. 1919 г. на поддержку правого фланга наших войск, к Геническу, ибо здесь, по Арабатской стрелке, очень слабо защищенной истощенным тифом, но геройским Сводно-стрелковым полком, проходит путь из Геническа в обход всем перекопским позициям, на Акманай – Феодосию. Каноньерские лодки "Терец", "Грозный" и ледокол "Гайдамак" проходят туда, становятся на фланге сухопутных позиций, вмерзают во льдах и вместе с войсками удерживают красных. Особенно хорошо действует "Терец", с командиром 2-го ранга Шраменко. Это дает возможность ген. Слащеву стянуть все силы на Перекоп, где он ловкими маневрами всегда успешно отражает все натиски многочисленных красных. Крым удержан в значительной мере с помощью флота.

12-13 марта 1920 г., в Новороссийске, наш флот вместе с английским спасает остатки потерявшей дух белой армии. Затем эвакурует Туапсе и Адлер.

В Крыму, под твердой рукой нового вождя, ген. Врангеля, на территории, защищаемой еще стойкими войсками, славный дух быстро возвращается в белой армии, но союзники уже думают покинуть ее. Англия отказывается в поддержке своим флотом и Ллойд Джордж требует заключения мира. Тут то и сказалось наличие собственного флота. Пусть все корабли уходят, пусть мы будем оставлены ими, но мы будем продолжать борьбу, ибо море – пути заграницу в наших собственных руках. Война Польши с большевиками помогает нам и французы теперь заменяют англичан. Нам не нужно их живой силы – нужно лишь снабжение в кредит.

Благодаря флоту мы смогли выиграть эту трудную политическую игру. Несомненно, если бы нашего флота не было бы, то Франция не смогла бы поддержать нас, т.к. от ее флота потребовалась бы настоящая боевая работа, на что по состоянию духа экипажей и общественного мнения Франции она не была способна. Это показали Одесса и Севастополь. В Крыму значение флота для белой армии возросло до громадной величины.

Если в предыдущие периоды значение флота заключалось главным образом в обеспечении снабжения белой армии и перебросках ее на отдельные театры, то теперь к этим заданиям флота прибавилось:

1) Обеспечение берегов Крыма от десантов неприятеля, отражать которые у малочисленной армии не было резервов.

2) Активная, совместная с армией, деятельность флота для выхода армии из Крыма, где она не может долго оставаться, так как там не было средств ни для пополнения армии, ни даже для ее прокормления, ни, наконец, не было в ее сидении в Крыму политического смысла.

Выйти из Крыма белая армия самостоятельно не могла, так как пути через узкие Перекоп и Чингар были слишком сильно укреплены красными и прорыв здесь стоил бы непосильных жертв. Выход был возможен лишь при обходе фланга морем, то есть при десанте. Поэтому флоту ставилось задачей – владея Азовским морем, помочь армии десантом в правый фланг большевиков.

Первые, как бы пробные операции малыми силами были произведены как в Азовском море – высадка десанта в 450 чел. у Кирилловки 31 марта, так и в Каркинийском заливе, в Хорлах, Дроздовской дивизии.

25 мая (ст.ст.) Азовский отряд по плану, разработанному флотом по приказанию главнокомандующего, высаживает десант – 2-й армейский корпус около 10 000 чел., с ген. Слащевым, у Кирилловки, под руководством кап. 1-го ранга Машукова. Генерал Слащев наносит при минимальных потерях (40 чел. убитых и раненных), вследствие полной неожиданности и быстроты действий, сокрушительный удар по главному тылу красных. Одновременно, наши войска атакуют красных с фронта и этот блестящий маневр буквально уничтожает 13-ю советскую армию, запиравшую нам выход из Крыма.

На левом фланге нашей армии действовал третий отряд Черноморского флота под командой кап. 1-го ранга Собецкого, также немало содействоваший армии. Там же устья Буга – Очаков блокировали суда Черноморского флота. Керчь, лежавшая всего в полутора – двух милях от неприятельского берега – Тамани, охранялась исключительно флотом, также как и всё, совершенно открытое для десантов, побережие Азовского моря.

Азовское море, при развитии успеха нашей армии явилось путем вывоза хлеба из занятой нами Таврии. Хлеб шел и на пропитание войск и населения Крыма и на расплату с Францией за поставку оружия. Г-н Мильеран [глава французского правительства], на вопрос в Палате депутатов об израсходовании сумм на поддержку армии ген. Врангеля в Крыму, отвечал, что из 11 миллиардов франков, истраченных на это дело, 10 миллиардов уплачено хлебом! Эта возможность вывоза была обеспечена также отрядом судов Азовского моря, путем тесной блокады большевистского флота превосходной (к осени) силы в Мариуполе.

24 июня 1920 г. Азовский отряд высаживает, пройдя сквозь минные поля, глубоко в тылу базы красного флота Мариуполя в 25-30 милях к востоку от него у станицы Кривая Коса, отряд донских казаков (900 чел.) под командою славного полковника Назарова, который приходит на Дон и поднимает восстание. Всё же, к сожалению, благодаря отсутствию связи с другими повстанцами, оканчивается неудачно.

1-го августа 1920 г. Азовский отряд высаживает в станице Ахтырской корпус ген. Улагая (до 7 000 чел.), назначение которого поднять общее восстание на Кубани, взять Екатеринодар и дать возможность нашей армии перекинуть свои действия на Кубань. Высадка произведена удачно. Красные части разбиты, но после упорных боев десант, окруженный с трех сторон громадными силами противника, терпит бедствие, и не поддержанный населением, вынужден вместе с присоединившемися к нему кубанцами (до 20 000 чел.), под прикрытием флота грузиться на транспорты и возвращаться в Керчь.

Сентябрь 1920. По Азовскому морю идет усиленный вывоз хлеба. Он охраняется Азовским отрядом. Большевики, улучшив минуту, когда охрана коммерческих судов наполовину ослабела вследствие ремонта наших старых судов, дерзают выйти и напасть на наши пути, но, встретясь с вдвое слабейшими нашими силами, уходят, потерявши один корабль сильно поврежденным, в Мариуполь. Только недостаток снарядов на белом отряде делает этот бой 2 сентября нершительным. Коммерческие суда, однако, спасены и движение по морю обеспечено.

Адмирал М.А. Беренс


Адмирал М.А. Кедров

25 сентября 1920 г. Азовскаий отряд под командой контр-адимрала М. Беренса, совместно с армией занимает красную базу флота Мариуполь и загоняет красный флот в Таганрог.

Октябрь 1920 г. Польша заключила мир с красными и их несметные полчища обрушиваются на Крым. Азовский отряд задерживает своим огнем продвижение красных по Арабатской стрелке, которую не удержали сухопутные войска, и не дает большевикам выйти в тыл нашим позициям, но это уже поздно.

Наконец, последняя эвакуация армии и населения Крыма – 120 кораблей русского флота под командой вице-адмирала Кедрова в чрезвычайно трудных условиях спасают 135 тыс. человек войска и населения. Эта небывалая эвакуация такого огромного количества людей при слабых и ненадежных порою (материальных) средствах совершается так, что ни один человек желающий сесть на корабль не остался на береге.

Мне кажется, что и этого краткого перечня главнейших действий флота на юге России достаточно, чтобы вполне уяснить себе каково значение флота в гражданской войне – оно не менее такового сухопутной силы.

Кап. 2-го ранга Б. Карпов

"Часовой" № 68, 1931, стр. 10- 12.

Эвакуация из Крыма