Гумилева. «Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева Мир образов николая гумилева кратко

Слайд 1

Мир образов Николая Гумилева (1886-1921)

Слайд 2

Hиколай Степанович Гумилев pодился 3 (15) апpеля 1886 года в Кpонштадте, в семье коpабельного вpача. И хотя уже чеpез несколько лет отец вышел в отставку и увез семью в Цаpское Село, впечатления pаннего детства, связанные с моpем, коpаблями, капитанами, мечты о плаваниях в дальние стpаны, заpодившиеся тогда, остались с поэтом и пеpедались его геpоям.

Слайд 3

Юный Николай на пароходе «Тамбов»

Слайд 4

В 1903 г. Гумилев поступил в седьмой класс Hиколаевской мужской гимназии.

Слайд 5

Учился Гумилев неважно и окончил гимназию в двадцать лет, в 1906 году. Годом pаньше у гимназиста вышла пеpвая книжка стихов - "Путь конквистадоpов".

Слайд 6

Когда, диpектоp гимназии в которой учился Н. Гумилев, кpупный поэт pусского символизма - Иннокентий Федоpович Анненский. умер, Гумилев посвятил ему стихотвоpение "Семиpамида", вошедшее в книгу "Жемчуга" (1910). Ко втоpой годовщине смеpти Анненского он написал еще одно стихотвоpение, напечатанное в жуpнале "Аполлон". В этом же жуpнале стали pегуляpно появляться его "Письма о pусской поэзии".

Слайд 7

Дpугим - заочным - наставником Гумилева был Валеpий Яковлевич Бpюсов. Он встpетил pецензией (не слишком похвальной) пеpвый, ученический сбоpник стихов поэта и не оставил вниманием последующие его книги. Завязалась пеpеписка.

Слайд 8

В год окончания гимназии Гумилев бился над дpамой "Шут коpоля Батиньоля", котоpая так и не была окончена. Однако литеpатуpно-истоpические стилизации, обpазчиком котоpой являлось это пpоизведение, пpодолжали жить в стихах поэта. Гумилев тяготел к необычному, много путешествовал, тpижды посетил Афpику. (Афpиканские вещи, пpивезенные из экспедиций, пеpедал в Музей этногpафии Академии наук, куда потом часто наведывался "на свидание" с ними.)

Слайд 9

«ЖИРАФ», 1907

Слайд 10

В 1908 году он пpивез из Паpижа книжку стихов "Романтические цветы", изданную за свой счет. Его новые стихи появлялись в Петеpбуpжских и московских газетах, жуpналах и сбоpниках.

Слайд 11

Однообразные мелькают Всё с той же болью дни мои, Как будто розы опадают И умирают соловьи. Но и она печальна тоже, Мне приказавшая любовь, И под ее атласной кожей Бежит отравленная кровь.
И если я живу на свете, То лишь из-за одной мечты: Мы оба, как слепые дети, Пойдем на горные хребты, Туда, где бродят только козы, В мир самых белых облаков, Искать увянувшие розы И слушать мертвых соловьев.

Слайд 12

Первые сборники «Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908; «Жемчуга», 1910. Черты поэтического мира Гумилева: подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декора- тивным краскам, напряженный и звучный стих.

Слайд 13

Вместе с Городецким он стал основателем акмеизма, провозгласившего «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства. Но творчество самого Гумилева часто вступало в противоречие с постулатами акмеизма: в его стихах отсутствовала обыденная реальность, зато присутствовала реальность экзотическая - природа и искусство Африки, реалии Первой мировой войны. Мажорному пафосу акмеизма противоречили печальные, а порой трагические настроения поэзии Гумилева.

Слайд 14

Hа фpонт пеpвой миpовой войны поэт пошел вольноопpеделяющимся. За хpабpость в боях был нагpажден Геоpгиевскими кpестами четвеpтой и тpетьей степеней, пpоизведен в офицеpы.

Слайд 15

В августе 1921 года Гумилев был pасстpелян как участник контppеволюционного заговоpа.
Мемориальная доска в Калининграде

Слайд 16

Анализ стихотворения
Заблудившийся трамвай Шел я по улице незнакомой И вдруг услышал вороний грай, И звоны лютни, и дальние громы, Передо мною летел трамвай. Как я вскочил на его подножку, Было загадкою для меня, В воздухе огненную дорожку Он оставлял и при свете дня. Мчался он бурей темной, крылатой, Он заблудился в бездне времен… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон. Поздно. Уж мы обогнули стену, Мы проскочили сквозь рощу пальм, Через Неву, через Нил и Сену Мы прогремели по трем мостам. И, промелькнув у оконной рамы, Бросил нам вслед пытливый взгляд Нищий старик, - конечно тот самый, Что умер в Бейруте год назад. Где я? Так томно и так тревожно Сердце мое стучит в ответ: Видишь вокзал, на котором можно В Индию Духа купить билет?
И сразу ветер знакомый и сладкий, И за мостом летит на меня Всадника длань в железной перчатке И два копыта его коня. Верной твердынею православья Врезан Исакий в вышине, Там отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне. И всё ж навеки сердце угрюмо, И трудно дышать, и больно жить… Машенька, я никогда не думал, Что можно так любить и грустить.
Вывеска… кровью налитые буквы Гласят - зеленная, - знаю, тут Вместо капусты и вместо брюквы Мертвые головы продают. В красной рубашке, с лицом, как вымя, Голову срезал палач и мне, Она лежала вместе с другими Здесь, в ящике скользком, на самом дне. А в переулке забор дощатый, Дом в три окна и серый газон… Остановите, вагоновожатый, Остановите сейчас вагон! Машенька, ты здесь жила и пела, Мне, жениху, ковер ткала, Где же теперь твой голос и тело, Может ли быть, что ты умерла! Как ты стонала в своей светлице, Я же с напудренною косой Шел представляться Императрице И не увиделся вновь с тобой. Понял теперь я: наша свобода Только оттуда бьющий свет, Люди и тени стоят у входа В зоологический сад планет.

Сочинение

Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта траги­чески: в 1921 г. Гумилев был расстрелян.

Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников - «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, - начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.

В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гим­назиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»:
Я в лес бежал из городов,
В пустыню от людей бежал…
Теперь молиться я готов,
Рыдать, как прежде не рыдал.

Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных горо­дов». Романтический «лес» Гумилева - это особая условная страна, стра­на только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Кон­квистадор - это человек, открывающий новый, необычный, романтиче­ский мир:
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.

Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не про­сто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми ка­меньями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»:
Но вы не люди, вы живете,
Стрелой мечты вонзаясь в твердь.

Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времен,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещен.

Но Николай Гумилев - истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921):
О Русь, волшебница суровая,
Повсюду ты свое возьмешь.
Бежать? Но разве любишь новое
Иль без тебя да проживешь?

Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце Рос­сии мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творче­стве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев».

О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В по­ру рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную карти­ну бытия и осмыслить связь времен и пространств.

В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»:
Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.

Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.

Мир образов Николая Гумилева


Акмеизм Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Akme – (греческое) острие, вершина. Молодые поэты были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания. В октябре 1911 года организовали свое объединение «Цех поэтов», его руководителями стали Н.Гумилев и С.Городецкий. Из декларации: «Борьба между акмеизмом и символизмом есть прежде всего борьба за этот мир во всей совокупности красот и безобразий».


1) Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе? 2) Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова. 3) Приведите примеры звукописи. 4) Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики. 5) Как выражается художественное пространство? 6) Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? 7) Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка - одна из самых завораживающих в тексте?






Восторженное воспевание опасности, борьбы, края бездны стало неизменным свойством поэзии Гумилева. Первые сборники 1905 г. - «Путь конквистадоров», 1908 – «Романтические цветы», 1910 – «Жемчуга». Подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, яркие декоративные краски и звучный стих



Урок 1. Акмеизм

Цели урока : дать понятие об акмеизме; выделить основные черты его поэтики; дать краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов.

Методические приемы : лекция учителя, комментированное чтение.

Ход урока.

I. Лекция учителя

Задание классу: законспектировать лекцию учителя .
Литературная школа (течение) и творческая индивидуальность - две ключевые категории литературного процесса начала ХХ века. Складываясь в рамках определенного течения, вырабатывая свою эстетику, творческая личность в то же время стремилась преодолеть не только традиции поэтов-предшественников, но и границы направления, к которому тяготела первоначально. «Свита делает короля» - литературное окружение делало наиболее яркие поэтические дарования своими лидерами. Показательна в этом отношении судьба акмеизма. Два крупнейших поэта этого течения А. Ахматова и О. Мандельштам уже к середине 1910-х годов вышли за пределы, очерченные акмеистической школой, а их последователи Г. Иванов и Г. Адамович наиболее полно отвечали требованиям акмеизма.

Акмеизм - модернистское течение (от греч. akme - острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира , возврат слову его изначального, не символического смысла .

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали «ивановские среды» - литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова , получившей название «башня». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». Название это относило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников «цеха» к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилев и С. Городецкий . Они же в январе 1913 года в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). В него вошли также А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев критиковал символизм за мистицизм, за увлечение «областью неведомого». В статье провозглашалась «самоценность каждого явления». (Возможно сообщение ученика по основным положениям статьи Гумилева.)

Новому течению было дано еще одно истолкование - адамизм, подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Этот взгляд проясняется в стихотворении С. Городецкого «Адам» :

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы
И праздных тайн, и ветхой мглы -
Вот первый подвиг. Подвиг новый -
Живой земле пропеть хвалы.

С. Городецкий в своей декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...»; «мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». В стихотворении 1913 года, посвященном О. Э. Мандельштаму, Городецкий выделяет то, за что ценит Мандельштама как акмеиста:

Он верит в вес, он чтит пространство,
Он нежно любит матерьял,
Он вещества не укорял
За медленность и постоянство.

Строфы послушную квадригу
Он любит - буйно разогнав -
Остановить. И в том он прав,
Что в вечности покорен мигу.

Акмеистов интересует реальный , а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции . В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто акмеистами и заиграло яркими красками реального мира.

Герой возглавлявшего «Цех поэтов Гумилева - «Адам» по яркости и свежести мировосприятия, по силе страсти, желаний. Это путешественник, конквистадор, человек сильной воли. В стихотворениях Гумилева - романтические мотивы, географическая и историческая экзотика. Экзотическая деталь порой играет чисто живописную роль, например, в стихотворении 1907 года «Жираф» :

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Почему это стихотворение стало символом творческого поиска всего Серебряного века?
(Стихотворение можно считать программным, в нем в сжатой, выразительной, энергичной форме отразились настроения современников Гумилева, надежды на прорыв человека в неизведанное. Лирическое «мы» объединяет людей в этих надеждах. Привычные ценности - «влюбленное вино», «добрый хлеб», женщина - прекрасны. Но есть то, что нельзя «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать», что нельзя удержать и ощутить до конца: «розовая заря над холодеющими небесами», «бессмертные стихи». Для этого нужен какой-то другой орган, какое-то «шестое чувство». И если не природа, то искусство призвано дать изнемогающей плоти человека, его духу возможность, пусть пройдя через муки, почувствовать запредельное:

Так век за веком - скоро ли, Господь? -
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.)

IV. Реализация домашнего задания

V. Лекция учителя

Революционные события в России застали Н. Гумилева во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Оттуда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что русские писатели уже преодолели период риторической поэзии и ныне настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.

Возвратившись в 1918 году через Скандинавию в Петроград, Гумилев энергично включается в тогдашнюю бурную литературную жизнь, от которой уже длительное время был оторван войной. Остроты сложившейся послереволюционной ситуации он не ощущал, открыто говорил о своих монархических пристрастиях и словно не замечал разительных перемен в стране. Он тяжело пережил распад первой семьи, но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану. В условиях тяжелого холода и голода он умел забывать о трудностях быта и был переполнен художественными замыслами. Поэт печатает новую поэму - «Мик» - на африканскую тему, повторно издает ранние сборники стихов, увлеченно работает в издательстве «Всемирная литература», куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом; сам организовывает несколько издательств, воссоздает «Цех поэтов», руководит его филиалом - «Звучащей раковиной»; создает петроградское отделение «Союза Поэтов», став его председателем; ведет семинар по поэзии при студии дома искусств, преподает в Институте живого слова.

Три этих года (1918-1921) были необычайно плодотворны в творческом отношении. Гумилев много переводит (народные баллады о Робин Гуде, «Поэму о старом моряке» С. Колриджа, французские народные песни, сочинения Вольтера, Гейне, Байрона, Рембо, Роллана); выступает на вечерах с чтением своих стихов, теоретически осмысляет практику акмеизма; издает в Севастополе сборник «Шатер», вновь посвященный африканской теме (это была последняя книга, напечатанная при жизни автора); создает «Поэму Начала» (1919-1921), в которой обращается к философско-космогонической теме, основывая ее на ассирийском, вавилонском и славянском эпосе.

Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов - «Огненный столп», отпечатанный в августе 1921 года, уже после смерти автора. В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера («Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.). Название сборника, посвященного второй жене Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт, восходит к библейской образности, ветхозаветной «Книге Неемии».

Среди лучших стихотворений новой книги - «Заблудившийся трамвай» - самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение.

МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Учитель: Привезенцева Елена Николаевна

Урок в 11 классе

  • Раскройте смысл понятия «акмеизм».
  • На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?
  • В чем вы видите отличие акмеизма и символизма? Что у них общего?

Поэзия «серебряного века» немыслима без имени Николая Степановича Гумилева

(1886-1921). Создатель литературного течения акмеизм,

он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.

М. В. Фармаковский. Портрет Н.С.Гумилева. 1908г.

Сын военного врача, Н.С.Гумилев окончил Царскосельскую гимназию, директором и преподавателем которой был известный поэт И.Ф.Анненский, воспитавший в своем ученике любовь к литературе.

Современники описывали «белобрысого самоуверенного юношу, внешне крайне неблагообразного, с косящим взглядом и шепелявой речью».

Н. С. Гумилев – гимназист старших классов

И.Ф. Анненский – директор и преподаватель Царскосельской гимназии

Царскосельская Николаевская гимназия.

Однако такое несколько ироничное отношение вскоре сменилось уважением и всеобщим признанием.

Молодой поэт твердо поставил перед собой цель – стать героем, смельчаком, выбирающим трудные и опасные пути, бросающим вызов всему миру. От природы робкий, физически слабый, он приказал себе стать сильным и решительным.

Пришлось ломать свой характер, отказывать себе в житейских радостях, отправляться в длинные рискованные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии, экзотическим лесам Мадагаскара, охотиться на львов и носорогов, пойти добровольцем на фронт в первую мировую войну, где за храбрость он был удостоен двумя Георгиевскими крестами.

Н. С. Гумилев. Фотография. 1914г.

Первую книгу стихов, «Путь конквистадоров», изданную на средства родителей, Гумилев опубликовал еще гимназистом в 1905 году. Уже в этой первой книге проявился постоянный лирический герой Гумилева – завоеватель, странник, мудрец, солдат, который доверчиво и радостно познает мир. Этот герой противостоит и современности с ее будничностью и герою декадентских стихов.

Окончив гимназию (тройки по всем точным наукам, четверки по гуманитарным, пятерка только по логике), Гумилев уехал в Париж.

В Париже Гумилев слушал лекции в Сорбонне, много писал, изучал стихотворную технику, стараясь выработать собственную манеру.

Требования молодого Гумилева к стиху – энергия, четкость и ясность выражения, возвращение первоначального смысла и блеска таким понятиям, как честь, долг, героизм.

Сборник, изданный в Париже в 1908 году, Гумилев назвал «Романтические цветы».

В свой первый приезд в Париж Гумилев посылал стихи в Москву, в главный журнал символистов «Вехи».

Тогда же он начал издавать собственный журнал «Сириус», пропагандирующий «новые ценности для изысканного миропонимания и старые ценности в новом аспекте».

Обложка журнала «Сириус», 1907 г., №3

Н.Гумилев в Париже. 1908г.

Еще гимназистом Гумилев впервые увидел Анну Ахматову, тогда - Аню Горенко. Ахматова вспоминала: «Говорили, что будущий вождь акмеистов влюбился в молодую поэтессу… На самом деле гимназист седьмого класса влюбился в гимназистку четвертого».

Из Парижа влюбленный поэт шлет Анне предложения руки и сердца и неизменно получает отказ за отказом.

К 1909 году относится роман Гумилева с поэтессой Е. Дмитриевой, приведший в итоге к дуэли Гумилева с М. Волошиным.

А в ноябре 1909 г. Он наконец получил согласие на брак с Анной Ахматовой. В апреле 1910 г. Они венчались. По воспоминаниям Ахматовой, свадьба была не началом, а концом отношений – или, вернее, началом конца. И даже рождение сына (1912 г.) не могло предотвратить их разрыва.

А.А.Ахматова

А.Ахматова и Н.Гумилев с сыном Львом.

В 1911 году Гумилев, совместно с Сергеем Городецким, создает новую литературную группу - «Цех поэтов».

В феврале 1912 г. В редакции «Апполона» Гумилев заявил о рождении нового литературного течения, которому присвоили имя «акмеизм».

Николай Гумилев и Сергей Городецкий. 1915 г.

Сборники стихов

Николая Гумилева

  • Путь конквистадоров
  • Романтические цветы
  • Жемчуга
  • Чужое небо
  • Колчан
  • Костер
  • Фарфоровый павильон
  • Огненный столп
  • Шатер

Путешествовал по Африке, Ближнему Востоку, Италии. Добровольцем пошел на Первую мировую войну, служил в Русском экспедиционном корпусе в Париже. Вернувшись в 1918 году в Россию, вместе с Горьким возглавил издательство "Всемирная литература", стал председателем Всероссийского союза поэтов после Блока.

Картины абиссинских художников, привезенные Гумилевым из Африки.

Гумилев в экспедиции в Африке.

В мае 1917 года Гумилева отправляют в командировку на Салоникский фронт, однако туда он не попадает, оставленный в Париже. Там Гумилев влюбился в юную красавицу, полурусскую-полуфранцуженку, Елену Карловну Дюбуше, которой поэт посвятил цикл стихотворений, вошедший в посмертный сборник «К Синей звезде», вышедший в 1923 году. В январе 1918 года, после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон и оттуда в апреле 1918-го вернулся в Россию.

Гумилев, предсказавший свою смерть в стихотворении "Рабочий", был расстрелян за участие за участие в так называемом «Таганцевском заговоре». Говорят, что перед расстрелом он запел "Боже, царя храни", хотя никогда не был монархистом. (По свидетельству отца Александра Туринцева, однажды Гумилев остался сядеть и выплеснул шампанское через плечо, когда все вокруг верноподданно вскочили при тосте за Государя Императора.) Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик,- гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Как можно судить по воспоминаниям Одоевцевой, его, видимо, подвела склонность к разговорчивой таинственности, которой он по-мальчишески щеголял.

Место предполагаемого расстрела Н.С.Гумилева. Фотография С.П.Лухницкого.

Необычной, романтичной, экзотичной была и поэзия Н.С. Гумилева. Он блистательно владел стихотворным мастерством, его лирика отличается гармонией формы, стройностью и завершенностью, изысканностью рифм, благозвучием стиха. Герои его произведений - капитаны, флибустьеры, открыватели новых земель, охотники, рыцари, мореплаватели. Даже названия стихотворений Гумилева поражают географическим размахом его впечатлений: «Озеро Чад», «Сахара», «Абиссинские песни», «Африканская ночь», «Замбези», «Нигер» и др. Много в стихах экзотических животных (гиена, ягуар, кенгуру, попугай, жираф, носорог), не только описанных с глубоким знанием их повадок, но и наделенных внутренним миром.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

  • Какова тема этого стихотворения?
  • Если оно о любви, то почему называется “Жираф”?
  • Чтобы ответить на этот вопрос,
  • давайте понаблюдаем над текстом.

    Каково настроение стихотворения?

  • Можно ли пересказать его сюжет?
  • Где происходит действие? Как оно происходит?
  • Когда происходит действие?
  • Кто ведет повествование?
  • Каким вы представляете его себе?
  • Помогла сказка?
  • Какова композиция стихотворения, сколько в нем
  • строф, сколько предложений в каждой строфе?

  • Определите виды рифм, назовите рифмующиеся
  • Приведите примеры звукописи.
  • Приведите примеры эмоционально
  • окрашенной лексики.

  • Как выражается художественное
  • Найдите ошибку в употреблении деепричастного
  • Почему эта стихотворная строчка- одна из самых
  • завораживающих в тексте?

Чтение и анализ стихотворений «Капитаны», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай».

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева”