Пособие по истории отечества. Пособие по истории отечества Что характерно для советской культуры 1930 годов


Почему в истории советской культуры период х годов носит название «Культурной революции»? Задание на урок.


Экономические преобразования в СССР поставили задачу повышения образовательного уровня насе- ления.Педагогические эксперименты 20-х г.были непригодны для этого.В 1930 г.начался переход ко всеобщему начальному образованию,в 1937 г.-к се- милетке.В школу возвратились уроки,твердое рас- писание,отметки и т.д.Были созданы новые прог- раммы и учебники.В 1934 г. Было восстановлено преподавание истории и географии,а затем и дру- гие дисциплины. 1.Развитие образования. Школа в колхозе им.К.Маркса. Кабардино- Балкария.


В стране было открыто 20 тыс новых школ.В к. 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн учащихся.По пе- реписи 1939 г.грамотность составила 87,4%.Быст- рыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование.По числу учащихся и студен- тов СССР вышел на 1-е место в мире.Тираж книг в 1937 г.составил 700млн экземпляров.Они выходи- ли на 110 языках народов СССР. 1.Развитие образования. Сельская школа для взрослых.


Развитие науки в СССР шло под мощным идеологи- ческим прессом.Несогласные с таким подходом подвергались травле и репрессиям.В биологичес- кой науке группа во главе с Т.Лысенко подвергла травле советских генетиков-Н.Вавилова,Н.Коль- цова,А.Серебровского.Свои действия Лысенко объ- яснял защитой дарвинизма и мичуринской теории от «буржуазной науки».Впоследствии многие гене- тики были репрессированы, а сама генетика-зап- рещена. 2.Наука под идеологическим прессом. Д.Налбандян. Сессия Академии наук СССР.


Огромное внимание Ста- лин уделял историчес- кой науке.История ста- ла трактоваться,как ис- тория классовой борь- бы. В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП(б),отредактирован ный лично Сталиным. Он возвеличивал Ста- лина и фактически стал официальной трактов- кой основ-марксизма- ленинизма и вопросов истории ВКП(б).На его основе были разгром- лены неофициальные школы в исторической науке,ей был нанесен непоправимый ущерб. 2.Наука под идеологическим прессом. С.Вавилов, Н.Кольцов, А.Серебровский


Несмотря на идеологичес кое давление предста- вители естественных наук смогли добиться выдающихся успехов. С.Вавилов(оптика), А. Иоффе(физика кристал лов),П.Капица(микроф изика),И.Курчатов(ядер ная физика) и др. обо- гатили мировую науку. Химики Н.Зелинский, А.Бах,С,Лебедев сдела- ли фунда-ментальные открытия в области по лучения искусствен- ных веществ и органи- ческих пищевых про- дуктов. 3.Успехи советской науки. А.Иоффе и П.Капица


Мирового признания добились советские биологи-Н. Вавилов,В.Пустовой,В.Вильямс и др.Значитель- ных успехов достигли математика, астрономия, ме- ханика,физиология.Огромное развитие в этот пери од приобрели геология и география.Это было связа но с началом промышленного развития Сибири и Дальнего Востока.Были открыты новые залежи по лезных ископаемых:нефти в поволжье,угля в Под- московье и Кузбассе,железа –на Урале и др. 3.Успехи советской науки. В.С.Пустовойт


В 30-е гг. была завершена ликвидация разномыс- лия в художественной культуре.Отныне иску- сство должно следовать одному направлению-со циалистическому реа- лизму и показывать жизнь такой, какой она должна быть в предс- тавлении партийных вождей.Искусство стало насаждать мифы и соз- давать иллюзию, что счастливое время уже наступило.Используя его власти умело мани- пулировали обществен- ным мнением и направ ляли его в нужное рус- ло. 4.Социалистический реализм. П.Белов. Песочные часы.


Огромный вклад в формирование нового сознания внес кинематограф.Документальная хроника осве- щала в нужном свете текущие события.Во многом своему успеху она была обязана выдающимся ре- жиссерам-Д.Вертову,Э.Тиссэ,Э.Шубу.В 1931 г. в СССР был поставлен 1-й звуковой фильм- «Путев- ка в жизнь».В й цветной фильм-«Груня Кор накова»Особой популярностью пользовались исто- рические ленты-»Чапаев,«Мы из Кронштадта», трилогия о Максиме. 5.Советский кинематограф. Кадр из фильма «Чапаев»


5.Советский кинематограф. И.Ильинский и Л.Орлова в фильме «Волга-Волга». Особой популярностью у зрителей пользовались му- зыкальные ленты-»Волга-Волга», «Веселые ребя- та», «Свинарка и пастух» и др.Начал складывать- ся детский кинематограф- «Тимур и его команда», «Золотой Ключик», «Белеет парус одинокий».На- кануне войны появилась целая серия патриотичес- ких лент-»Александр Невский, «Петр I», «Минин и Пожарский».Наиболее известнвми режиссерами были-С.Эйзенштейн,Н.Экк,Г.Алесандров,И.Пырь- ев, В.Пудовкин.


Развитие музыки было связано с именами С.Прокофь ева,Д.Шостаковича,Т.Хренникова,И.Дунаевского. Появились музыкальные коллкктивы-Большой симфонический оркестр,квартет им.Бетховена и т. д.При оценке творчества композиторов огромную роль играли вкусы вождей,поэтому жесткой кри- тики подвергся Д.Шестакович.Своего расцвета дос тигло песенное творчество.Произведения И.Дуна- евского, Б.Мокроусова, М.Блантера, братьев Пок- расс знала вся страна. 6.Музыка и живопись. И.Дунаевский и В.Лебедев-Кумач.


6.Музыка и живопись. Б.Иогансон. Допрос коммунистов. В изобразительном искусстве главным считалось не мастерство художника,а идейная направленность сюжета,соответствие принципам социалистическо- го реализма.Его классиком стал Б.Иогансон,чья картина «Допрос коммунистов» была отмечена все возможными наградами.В этом стили работали А. Дейнека,Ю.Пименов,М.Нестеров.В жанре пейзажа смогли утвердиться М.Сарьян, П.Кончаловский,А. Лентулов.


7.Театр.Литература. М.И.Калинин среди награжденных писателей. Строгая цензура наложила отпечаток на качество ли- тературы.Из печати выходило много произведений -однодневок. Тем не менее в этот период творили многие талантливые писатели. М.Горький пишет «Жизнь Клима Самги-на», «Егор Булычев и дру- гие».А.Толстой за-канчивант «Хождение по мукам « и начинает работу над романом «Петр I».Огром- ный вклад в историю литературы внесли М.Шоло- хов,М.Булгаков,В.Каверин,А.Платонов и др.


В к. 20-х гг. на сценах со- ветских театров начи- нают утверждаться пье- сы советских драматур- гов. «Человек с ружь- ем»Н.Погодина, «Опти- мистическая трагедия» В.Вишневского, «Таня» А.Арбузова – составили «золотой фонд» репер- туара многих театров. По всей стране с успехом шли пьесы М.Горько- го.Приобщение советс- ких людей к культуре шло благодаря быстро- му росту числа,театров, музеев, филармоний, би блиотек.По всей стране проводились смотры талантов. 7.Театр.Литература. Б.Щукин в роли Ленина В спектакле «Человек с ружьем»

В образовании в эти годы бы­ли выполнены важнейшие задачи - ликвидирована неграмот­ность населения и введено всеобщее начальное обучение. По дан­ным переписи 1939 г., доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. началось введение все­общего начального (4-классного) образования. Строилось боль­шое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образовани­ем выросла с 233 тыс. в 1928 г. до более 900 тыс. в 1940 г. В сред­ней школе было восстановлено преподавание гражданской исто­рии. Открылись исторические факультеты в Московском и Ле­нинградском университетах. В то же время подверглась разгрому педология - наука о возрастных особенностях ребен­ка.

Существенные структурные изменения в 1930-е гг. произош­ли в научной сфере . Научные исследования осуществлялись ака­демическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими на­учными силами. Академия наук СССР являлась центром фунда­ментальной науки. Характерной особенностью деятельности академии стало проведение выездных научных сессий для помо­щи в решении конкретных задач модернизации экономики. В то же время механический перенос в науку форм и методов органи­зации промышленности и сельского хозяйства наносил фунда­ментальным исследованиям ущерб, так как ученые обязаны бы­ли, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «догнать и перегнать науку капиталистических стран» (в 1939 г. отменен как ошибочный). Несмотря на это, со­ветские ученые в 1930-е гг. добились ряда выдающихся резуль­татов. Под руководством академика С. В. Лебедева в 1932 г. впер­вые в мире был получен в промышленном масштабе синтетиче­ский каучук. В 1933 г. прошли испытания первой советской ракеты, и тогда же был создан Реактивный научно-исследова­тельский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в об­ласти ядерной физики (научная школа академика А. Ф. Иоффе) и в других отраслях фундаментальной науки. Так, ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленин­граде в 1936 г., стал самым крупным в Европе.

Но в 1930-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства советского руковод­ства. Начался поход против генетики (наука о законах наследст­венности), который возглавил агробиолог Т. Д. Лысенко, пользо­вавшийся покровительством Сталина. В результате глава совет­ских генетиков, всемирно известный ученый академик Н. И. Ва­вилов был репрессирован и уничтожен. Подверглась осуждению гелиобиология - наука о взаимосвязи солнечных явлений и жи­вых существ, а ее основатель А. Л. Чижевский был предан забве­нию. Были репрессированы физик-теоретик Л. Д. Ландау, авиа­конструктор А. Н. Туполев, конструктор ракет С. П. Королев и многие другие ученые. В обществоведении поддерживались ис­следования, ведущиеся только в рамках теории марксизма-лени­низма и партийных установок. В исторической науке была раз­громлена научная школа академика М. Н. Покровского. Главным историческим трудом была признана изданная в 1938 г. «История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс», в написании которого непосредственное участие прини­мал Сталин. «Краткий курс» стал своеобразным катехизисом сталинского правления.



В 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» . Результатом этой «перестройки» стали ликвидация всех литературных объе­динений и группировок и создание единого Союза советских пи­сателей (первый съезд состоялся в 1934 г.). Впоследствии были созданы аналогичные союзы композиторов, архитекторов и дру­гих деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусст­во оказались под жестким партийно-государственным контро­лем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объ­являлся социалистический реализм , который обязывал писателей, художников, композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание уделялось производственным темам - индустриали­зации и коллективизации. К их отображению привлекались из­вестные авторы: М. Шолохов опубликовал «Поднятую целину», М. Шагинян - «Гидроцентраль», В. Катаев - «Время вперед!» и т. д.



Многие выдающиеся деятели литературы и искусства выну­ждены были работать без надежды на прижизненную публика­цию или общественную оценку своих произведений. Таковой судьбой отмечены роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» А. Платонова, «Рекви­ем» А. Ахматовой и др. Травля и грубая критика, напоминавшая брань, стали уделом многих талантливых представителей совет­ской культуры. Музыкальные произведения Дм. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда - формализмом, картины А. Лентулова - пачкотней и т. д. В результате репрессий погибли писатели И. Бабель и Б. Пильняк, поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, режиссер В. Мейерхольд и многие другие выдающиеся деятели культуры.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропаган­дировались художники-передвижники XIX в. Другие направле­ния или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича, других ярких представителей рус­ского авангарда в живописи. На многих полотнах художников в 1930-е гг. изображался Сталин, что свидетельствовало о благона­дежности живописца (А. Герасимов «Сталин и Ворошилов в Кремле»). Из числа известных советских художников того периода надо отметить: К. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. Дейнека («Оборона Петрограда», «Будущие летчики»), Б. Иогансон («Допрос коммунистов»), Ю. Пименов («Новая Москва»). Символом того времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

В архитектуре 30-е годы отмечены серьезными изменениями. Если в 20-е годы господствовал стиль конструктивизма , отличающийся подчеркнутой простотой и утилитарностью архитектурных форм, что четко видно в творчестве братьев Весниных (Краснопресненский универмаг), К. Мельникова (клуб завода «Каучук»), то в 30-е годы все эксперименты в архитектуре оказываются под запретом. Торжествуют идеи монументальности и неоклассицизма, формируется так называемый «большой стиль», или сталинский классицизм. В этом стиле были построены Дом Совета Труда и обороны (арх. А.Я. Лагман), здание Библиотеки им. Ленина (арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх), жилые дома на Тверской улице в Москве, первые станции Московского метрополитена.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Первым советским звуковым фильмом стала картина «Путевка в жизнь». Создавались фильмы о событиях революции и Гражданской войны, шедеврами киноискусства на все времена стали ленты «Чапаев» (режиссеры С. Д. и Г. Н. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (режиссер Е. Дзиган), трилогия о Максиме (ре­жиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг). Большим успехом пользо­вались музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Цирк» (ре­жиссер Г. Александров). Популярными были фильмы на историческую тематику: «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. Петрова.

Послеоктябрьской трагедией стал раскол отечественной культуры . Творческая жизнь русской эмиграции, несмотря на оторванность от Родины, была интенсивной. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались вы­ставки. В 1933 г. писателю Ивану Бунину была присуждена Но­белевская премия по литературе. Он стал первым русским писа­телем, удостоенным столь высокого признания. Ряд эмигрантов, среди которых были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и Г. В. Вернадский, осмысливая исторический путь России, разработа­ли учение о евразийстве. Они доказывали, что Россия принадле­жит к двум мирам - Европе и Азии, что у России особое место в истории - быть связующим звеном между этими двумя конти­нентами и двумя типами цивилизаций. Инженер и изобретатель В. К. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп - первую пе­редающую телевизионную трубку. Авиаконструктор И. И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертоле­ты, получившие международную известность.

Общественно-политическая жизнь страны в условиях тота­литарного режима.

Тоталитаризм - режим политической власти, стремящийся к осуществлению полного контроля над всеми областями государственной и общественной жизни. Сталинский режим, как считает ряд исследователей, был разновидностью то­талитаризма и характеризовался следующими чертами: личной диктатурой вождя; особой ролью правящей коммунистической партии, которая своими структурами пронизала все государст­венные и общественные организации, полностью контролируя их деятельность; господством единственной идеологии (мар­ксизм-ленинизм в сталинском варианте); преследованием любо­го инакомыслия; массовыми репрессиями против собственного населения; атмосферой страха, подозрительности и насилия. Все ошибки и провалы в осуществлении модернизации страны, во внутренней и внешней политике объяснялись происками много­численных «врагов народа», «вредителей» и «саботажников», над которыми проводились открытые и закрытые судебные про­цессы. Для оправдания репрессий Сталин выдвинул положение об обострении классовой борьбы в стране по мере строительства социализма.

В мае - июле 1928 г. был проведен «Шахтинский процесс» . Обвинялись в техническом вредительстве 53 инженерно-техни­ческих работника Донбасса. Вынесено пять смертных пригово­ров, остальные получили различные сроки заключения. В нояб­ре - декабре 1930 г. состоялся процесс над так называемой Про­мышленной партией , обвиненной во вредительстве и подготовке иностранной военной интервенции против СССР. Восемь высоко­квалифицированных специалистов во главе с директором Тепло­технического института Л. К. Рамзиным, проходившие по делу о Промпартии, получили различные тюремные сроки. Было объ­явлено также о разоблачении «Трудовой крестьянской партии» во главе с профессорами Н. Д. Кондратьевым и А. В. Чаяновым, которые якобы саботировали курс на коллективизацию. Они бы­ли расстреляны. В 1931 г. состоялся процесс над 14 экономиста­ми, якобы создавшими «Союзное бюро меньшевиков» . В 1932 г. группа партработников-большевиков во главе с М. Н. Рютиным распространила документ с требованием вернуться к ленинским принципам партийной жизни и отстранить от руководства Стали­на. Все участники группы подверглись аресту, а Рютин в 1937 г. был расстрелян.

Политические репрессии осуществлялись пре­емником ВЧК - Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ), влившимся в 1934 г. в Народный ко­миссариат внутренних дел (НКВД) и реорганизованным под ру­ководством Г. Г. Ягоды. Органы ОГПУ-НКВД находились под личным контролем Сталина и фактически подчинялись только ему. Впоследствии во главе НКВД стал Н.И. Ежов , разделяющий со Сталиным ответственность за террор второй половины 30х годов.

Новый виток массовых репрессий начался после загадочного убийства в Смольном 1 декабря 1934 г. руководителя ленинград­ских большевиков и секретаря ЦК ВКП(б) С.М. Кирова . Сталину это убийство дало повод для расправы со всеми, кто подозревался в политической оппозиции. Был принят указ, на основании ко­торого все дела о политическом терроризме рассматривались ус­коренно и смертные приговоры немедленно приводились в ис­полнение. С 1935 г. уголовная ответственность распространи­лась на детей старше 12 лет, которых можно было приговаривать к смертной казни.

Летом 1936 г. в Москве был проведен 1-й от­крытый процесс против 16 видных деятелей коммунистической партии и Советского государства (на скамье подсудимых находи­лись Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и др.). Они обвинялись в со­участии в убийстве Кирова, в создании «троцкистско-зиновьевского террористического центра». Все 16 бывших сподвижников Ленина и Сталина были расстреляны.

В январе 1937 г. состоялся 2-й открытый московский процесс («процесс 17»). На скамье об­виняемых теперь находились Г. Л. Пятаков, Г. Я. Сокольников и др.: 13 человек были приговорены к смертной казни, осталь­ные - к длительным тюремным срокам. В июне 1937 г. газеты сообщили о закрытом процессе и расстреле ряда видных воена­чальников , среди которых были М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич и др. Началась полоса преследований в Красной Армии, в результате которых было «вычищено» по различным причинам около 40 тыс. командиров и политработников. Рас­стреляны были три маршала из пяти, 14 командармов из 16, ре­прессированы все командующие военными округами и команди­ры корпусов, почти все командиры бригад и около половины ко­мандиров полков, около трети комиссаров полков, многие преподаватели военных учебных заведений. Таких потерь ко­мандного состава (именно высшего уровня) наша армия не имела даже в годы Великой Отечественной войны.

В марте 1938 г. состоялся 3-й открытый московский процесс («процесс 21»), по которому проходили Н. И. Бухарин, А. И. Рыков , бывший глава НКВД Г.Г. Ягода и др.: 18 человек было рас­стреляно, трое приговорены к длительным срокам тюремного за­ключения. Это был последний крупный процесс, необходимости в дальнейшем разворачивании политики террора Сталин больше не видел. Основные цели были достигнуты: власть вождя стала беспредельной, общество было запугано. Поэтому в 1938 г. Ежов был объявлен «врагом народа», а на его место был назначении Л.П. Берия .

Итогом «большого террора» 1937-1938 гг. стала ликвида­ция значительной части так называемой ленинской партийной гвардии, которая в разные годы находилась в открытой или скрытой оппозиции к Сталину. В 1937 г. были приговорены к расстрелу 353 074 осужденных, в 1938 г. - 328 618 осужденных. При этом жертвами «большого террора» оказались не только ру­ководящие деятели большевистской партии и Советского государства, но и рядовые члены партии, а также беспартийные. Ма­ховик репрессий затронул миллионы людей. В системе ГУЛАГа в конце 1930-х гг. имелось 50 лагерей, свыше 420 исправитель­ных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. По офици­альным данным, только в 1937 г. число заключенных насчиты­вало около 1 млн. человек.

«Сталинская конституция».

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвы­чайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР . Фор­мально она выглядела очень привлекательно и демократично. Советский Союз провозглашался социалистическим государст­вом, которое строилось на основе союза рабочего класса, колхоз­ного крестьянства и народной интеллигенции. Частная собствен­ность, как основа эксплуатации человека человеком, провозгла­шалась уничтоженной. Экономическую основу СССР составили две формы собственности - государственная (земля, ее недра, заводы, фабрики и т. п.) и колхозно-кооперативная.

Таким образом, Конституция зафиксировала полную ликви­дацию в СССР эксплуататорских классов и причин, порождаю­щих эксплуатацию. Государственной основой СССР были Советы депутатов трудящихся. Высшим органом законодательной вла­сти становился Верховный Совет СССР, состоявший из двух рав­ноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Верховным Советом утверждалось правительство СССР. Для из­брания депутатов в Советы всех уровней от сельского до Верхов­ного вводилось всеобщее, равное, прямое избирательное право с тайной подачей голосов. Следовательно, не допускалось лише­ние избирательных прав по социально-политическим критери­ям, как в предыдущих советских конституциях. Конституция 1936 г. провозглашала широкие права и свободы для всех граждан СССР: право на труд, образование, отдых, материальное обеспечение в старости; политические свободы, свободу совести.

Но, как показала реальная жизнь, Конституция 1936 г., сра­зу же названная сталинской, была формально-декларативным документом. За ее красивым фасадом скрывалось тоталитарное государство с неограниченной властью Сталина, мощным ре­прессивным аппаратом, огромной армией партийно-государст­венных чиновников, неподотчетных и неподконтрольных трудя­щимся. Выборы в таком государстве превращались в пустую формальность, так как на одно место всегда претендовал один-единственный кандидат, заранее подобранный партий­но-государственными органами. Любая оппозиция, любое ина­комыслие в СССР жестоко подавлялись.

Несмотря на тоталитарный контроль государства на все сферы культурного развития общества, искусство СССР в 30 х годах 20 века не отставало от мировых тенденций того времени. Внедрение технологического прогресса, а также новые веяния из запада способствовали расцвету литературы, музыки, театра и кино.

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

Свою литературную силу показала и русская проза: творчество И. Бунина, В. Набокова, М. Булгакова, А. Куприна, И. Ильфа и Е. Петрова прочно вошли в гильдию мировых литературных достояний. Литература в этот период отражала всю полноту реалий государственной и общественной жизни.

В произведениях освещались те вопросы, которые волновали общественность в то непредсказуемое время. Многие русские литераторы вынуждены были бежать от тоталитарных преследований власти в другие государства, однако и заграницей они не прерывали свою писательскую деятельность.

В 30-х годах советский театр переживал период своего упадка. В первую очередь театр рассматривался как основной инструмент идеологической пропаганды. Бессмертные постановки Чехова со временем сменялись псевдореалистическими спектаклями, прославляющие вождя и коммунистическую партию.

Выдающиеся актеры, которые всячески пытались сохранить самобытность русского театра, был подданы суровым репрессиям отцом советского народа, среди них В. Качалов, Н. Черкасов, И. Москвин, М. Ермолова. Такая же участь постигла талантливейшего режиссера В. Мейерхольда, создавшего свою театральную школу, которая была достойной конкуренцией прогрессивного запада.

С развитием радио, в СССР начался век зарождения эстрадной музыки. Песни, которые транслировались по радио и записывались на пластинках, стали доступными для широкой аудитории слушателей. Массовая песня в Советском союзе была представлена творчеством Д. Шостаковича, И. Дунаевского, И. Юрьева, В. Козина.

Советская власть полностью отрицала джазовое направление, которое было популярным в Европе и США (так в СССР игнорировалось творчество Л. Утесова первого русского джаз- исполнителя). Вместо этого приветствовались музыкальные произведения, которые прославляли социалистический строй и вдохновляли нацию на труд и подвиги во имя великой революции.

Киноискусство в СССР

Мастера советского кинематографа этого периода смогли достигнуть значительных высот в становлении этого вида искусства. Огромный вклад в развитие кино внесли Д. Ветров, Г. Александров, А. Довженко. Символом советского кинематографа стали непревзойденные актрисы - Любовь Орлова, Рина Зеленая, Фаина Раневская.

Многие фильмы, также как и другие произведения искусства служили пропагандистским целям большевиков. Но все же, благодаря мастерству актерской игры, внедрению звука, качественных декораций советские фильмы и в наше время вызывают подлинное восхищение современников. Такие ленты как «Веселые ребята», «Весна», «Подкидыш» и «Земля» - стали настоящем достоянием советского кинематографа.


После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни. Объективно требовалось повысить грамотность населения; принять меры к развитию новых приоритетных направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством, использование ее результатов для нужд индустриализации. Вместе с тем власти было необходимо утвердить свое идеологическое влияние в обществе. Для решения этой задачи предполагалось активно использовать возможности литературы, искусства, гуманитарных наук.

Уже в годы гражданской войны началась работа по ликвидации неграмотности населения страны. Было создано общество «Долой неграмотность», в руководство которого входили глава законодательной власти М. И. Калинин, лидер партии и председатель правительства В. И. Ленин, нарком просвещения А. В. Луначарский и др. По всей стране были открыты тысячи новых школ, в которых как детей, так и взрослых обучали навыкам элементарной грамотности (чтению, счету, письму). Деятельность в этом направлении дала внушительный результат - к началу Великой Отечественной войны более 80% населения страны владели грамотой.

К середине 1930-х гг. в целом оформилась советская система образования, включавшая начальную, общую среднюю, среднюю специальную и высшую школу. В довоенные годы был завершен переход к обязательному всеобщему семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городских центрах и семилетнему - в сельской местности и национальных районах. Сеть вузов в стране выросла более чем в 8 раз и составила 817 университетов и институтов. В результате число специалистов в СССР возросло с 1,5 млн. человек в 1917 г. до 20 млн. в 1941 году.

Вместе с тем идеологический контроль над деятельностью и умонастроениями представителей интеллигенции был достаточно жестким. В конце 20-х - начале 30-х гг. состоялись показательные судебные процессы: Шахтинское дело, «дело академиков», дело Трудовой крестьянской партии и др. В начале 30-х гг. началось создание массовых общественных организаций, объединяющих интеллигенцию и ставящих ее под контроль партии: Союз писателей, Союз композиторов, Союз архитекторов, Союз художников, Всесоюзное общество изобретателей и др.

В то же время государство выделяло огромные средства на развитие научных исследований, прежде всего в фундаментальных областях знания. В результате были сделаны важные открытия в исследовании атомного ядра (А. Ф. Иоффе), разработке теории космических полетов (К. Э. Циолковский), теории реактивного движения (Ф. А. Цандер). Большое значение придавалось освоению Северного морского пути и изучению Арктики (О. Ю. Шмидт, И. Д. Папанин). Во всем мире получили признание труды И. П. Павлова в области физиологии. Крупнейшим в мире специалистом-генетиком был признан Н. И. Вавилов. Ученый-энциклопедист В. И. Вернадский создал фундаментальные труды по теории биосферы. Значительный прорыв был сделан советскими специалистами в области авиастроения (А. Н. Туполев) и ракетостроения (С. П. Королев). Большой популярностью в стране пользовались летчики (В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков, М. М. Громов, В. С. Гризодубова, М. И. Раскова, П. А. Осипенко, В. К. Коккинаки), испытывавшие в предвоенные годы новые модели авиационной техники и совершившие беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс, в Америку.

Однако многие ученые были вынуждены выехать из страны в годы гражданской войны и после ее окончания, так как не желали мириться с новым политическим режимом. Сама советская власть инициировала высылку крупнейших представителей интеллигентов-гуманитариев, представлявших дореволюционную научную школу - П. А. Сорокина, Н. А. Бердяева и др. Многие из оставшихся ученых (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский и др.) были подвергнуты репрессиям по политическим соображениям.

С середины 30-х гг. начинается новый этап в развитии художественной культуры. Официальным и единственно приемлемым становится метод социалистического реализма. Он подразумевал создание произведений, раскрывающих вопросы социалистического строительства и рассматривающих сквозь эту призму окружающую действительность.

В литературе 30-х гг. наряду с именами А. М. Горького (вернувшегося в страну после эмиграции), А. Н. Толстого, других писателей с дореволюционной известностью появились новые имена - М. А. Шолохов («Тихий Дон»), М. С. Шагинян («Гидроцентраль»), В. П. Катаев («Время, вперед!»), И. Ильф и Е. Петров («Двенадцать стульев», «Золотой теленок»). Сформировалась советская детская литература, представленная произведениями С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. П. Гайдара, Б. С. Житкова и др.

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции и гражданской войны, строительства социализма. Признанными мастерами этого направления были С. В. Герасимов («Колхозный праздник»), К. С. Петров-Водкин («Смерть комиссара»), А. А. Дейнека («Оборона Петрограда»), М. М. Греков («Трубачи Первой Конной армии»), Б. В. Иогансон («Допрос коммунистов»).

Музыкальная жизнь страны была неразрывно связана с именами крупнейших композиторов С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, И. О. Дунаевского и др.

В кинематографе произошла техническая революция - появилась отечественная кинопленка и киноаппаратура, открылась серия крупных киностудий. Первым советским звуковым фильмом стала картина Н. В. Экка «Путевка в жизнь». Главной темой кино была жизнь советских людей, их участие в событиях революции («Депутат Балтики» И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи; «Октябрь» С. М. Эйзенштейна; «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» М. И. Ромма), гражданской войны («Мы из Кронштадта» Е. Л. Дзигана; трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и Л. 3. Трауберга; «Чапаев» С. и Г. Васильевых), индустриализации и коллективизации, освоении отдаленных районов страны («Семеро смелых», «Комсомольск» С. А. Герасимова). Вышли в свет первые музыкальные комедии «Веселые ребята» и «Волга-Волга» (Г. В. Александров), исторические ленты «Петр Первый» (В. М. Петров), «Александр Невский» (С. М. Эйзенштейн).

Таким образом, в 1920-30-е гг. страна добилась значительных успехов в развитии науки, образования, культуры. Была ликвидирована неграмотность основной части населения. Оформилась единая система отечественного образования. Сформировалась новая инженерно-техническая и творческая интеллигенции. Были сделаны крупнейшие открытия в фундаментальных областях науки, развитие, получила техническая мысль. Вместе с тем культура, наука и образование были поставлены под контроль государства. Идеологическое влияние на их деятельность значительно возросло. Многие представители науки, культуры и искусства были репрессированы, а некоторые яркие художественные произведения так и не дошли до читателя и зрителя (романы М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. П. Платонова «Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»; картины П. Н. Филонова, К. С. Малевича и др.).



Арендный блок

I съезд советских писателей - съезд уроков

17 августа - 1 сентября 1924 года в Колонном зале Дома Союзов в Москве состоялся I съезд советских писателей - событие сколь значительное, столь и таинственное...

В стране выстраивалась линия национальной, внутренней опоры. Большая часть наших руководителей начинала понимать, что мы в предстоящей схватке с мiром фашизма и капитала не можем рассчитывать на помощь мiрового пролетариата, должны опираться на свой народ, свою экономику, историю, культуру.

А в это время Наркомпрос, где пыталась верховодить Н.К.Крупская, «изгонял» из школьных библиотек Александра Сергеевича Пушкина и других «непролетарских» писателей. Но патриотическая группа руководителей страны дала сигнал издания классиков отечественной литературы миллионными тиражами, создания библиотек для школьников, крестьян, комсомольцев, красноармейцев из произведений Н. Гоголя, Л.Толстого, А.Пушкина, Н.Некрасова, М.Лермонтова, И.Крылова.

Книги произведений Пушкина заполонили страну в 1937 году.

Возрождались исторические традиции, выковывавшие характер русского народа-победителя над иноземными захватчиками.

Революционеры всех эпох потеснились, уступая место св. Александру Невскому, Суворову, Кутузову, Петру Первому. В письме руководителей страны - Сталина, Жданова, Кирова - говорилось о том, что надо уважать историю страны и её героев: военных, учёных, деятелей культуры.

I съезд советских писателей стал полем идейной схватки многих сил, и не только внутри страны. Немалая часть русских писателей, не принимая действия советской власти в водовороте исторических событий, покинула Россию. Русская литература в изгнании многие годы сохраняла дух, стиль, образ отечественной классики. Среди них - великие И.Бунин, И.Шмелев, И.Ильин.

Кто-то возвращался на Родину (А. Толстой, И. Куприн, М. Горький). На территории же советской России, как казалось многим, литература никогда не возродится. Лидеры тех, кто объявил себя «пролетарскими» писателями, не принимали никакой преемственности и провозглашали: «Во имя нашего Завтра - сожжём Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы...» Беспощадные «пролетарские» писатели, подлинные «неистовые ревнители» только себе присвоили право считаться представителями литературы. Все эти Авербахи, Лелевичи, Безыменские, Либединские, Уткины, Ермиловы распинали любые попытки национально мыслить, глубинно всматриваться в жизнь, сделать её предметом художественного осмысления, поиска истины. Всё в литературе было подчинено идее мiровой революции, уничтожения «до основания» старого мiра и броска в грядущее. Не замечали выдающихся рассказов М.Шолохова, сквозь зубы говорили о таланте Л.Леонова, В.Шишкова, с презрением называя их «попутчиками».

Магистральная дорога литературы оказалась в руках РАППа, ВОАППа, МАППа - так называемых пролетарских организаций писателей. Они захватили почти все литературные и общественно-политические издания, размахивая дубинкой критики, избивали всех непокорных, нестандартных, пытающихся создавать национальную литературу.

Общество было тогда неоднородно, немало было людей, являвших собой основу дореволюционного строя. И хотя к 1936 году было объявлено в Конституции о равенстве всех людей, на деле этого не было.

Первым предупреждением «неистовым ревнителям» стало в 1932-м году партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», по которому было принято решение ликвидировать ассоциацию пролетарских литераторов и объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти, в единый Союз советских писателей. М. Горький, которого считают инициатором этого решения, выступал всё-таки в поддержку РАППа, в который, по его словам, «объединены наиболее грамотные и культурные литераторы-партийцы».

Съезд открыл 17 августа 1934 года своим докладом А.М.Горький. Он к этому времени возвратился окончательно в Советский Союз. Конечно, можно скептически и критически отнестись к I съезду писателей, но он всё-таки развернул панораму действующей, прорастающей, многообразной литературы страны. Назвал ли он все достойные имена? Да нет, естественно. Рапповщина не сдала свои позиции, троцкистско-бухаринская оппозиция дала свой «бой» на съезде.

Можно приписывать «перегибы» Сталину, но не надо забывать, что с основными докладами, кроме А. Горького, выступали Н. Бухарин (о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества), К.Радек (о мiровой литературе и задачах пролетарского искусства). А ведь именно Н.Бухарин ещё в 1927 году опубликовал знаменитые «Злые заметки» о Сергее Есенине. После этого почти на 30 лет Есенин исчез из издательских планов, школьных учебников и хрестоматий. Бухарин был беспощаден и к Маяковскому. Столь же жесток был к русским поэтам К.Радек.

Они хотели сформировать свой ряд признанных поэтов и руководителей, близких им по духу. М.Горького использовали, чтобы давить на Сталина и Жданова. Но разговор о литературе, художественном творчестве, народных истоках, русской истории, таланте и языке всё-таки состоялся, несмотря на громкую пролетарскую риторику рапповцев. М.Горький сказал: «Начало искусства слова - в фольклоре. Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его... Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творчества нашего настоящего».

Союз писателей в немалой степени был подчинён государству и партийному руководству, но условия для творчества, материальная опора писателям была дана.

Вариант 2.

Первый съезд советских писателей состоялся с 17 по 30 августа 1934 года. Этому поистине знаменательному событию предшествовало Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», из которого следовало, что многочисленные писательские организации должны были объединиться в одну, состоящую из писателей полностью «поддерживающих платформу Советской власти». Власть хотела объединить совершенно разных по мировоззрению, творческим методам и эстетическим склонностям людей. Местом проведения Первого всесоюзного съезда писателей стал Колонный зал дома Союзов. Для столько торжественного мероприятия нужно было украсить помещение, после малочисленных дебатов было решено развесить в зале портреты классиков литературы. Что тут же стало поводом для иронии злоязыких писателей:Хватало места всем вполнеКто на трибуне, кто в партере,А кто и просто на стене!Так, например, всех огороша,Нам факт явился как во сне –На кафедре Толстой Алеша,Толстой же Лева – на стене. Одна из делегатов Первого съезда союза писателей СССР А. Караваева вспоминала о дне открытия форума: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов – совсем как в театре – слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат!… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!».По мандатным данным, среди делегатов Первого съезда писателей СССР преобладали мужчины - 96,3%. Средний возраст участников - 36 лет. Средний литературный стаж - 13,2 года. По происхождению на первом месте выходцы из крестьян - 42,6%, из рабочих - 27,3%, трудовой интеллигенции 12,9%. Из дворян только 2,4%, служителей культа - 1,4%. Половина делегатов - члены ВКП(б), 3,7% кандидатов в члены ВКП(б) и 7,6% комсомольцев. Число прозаиков среди участников съезда - 32,9%, поэтов - 19,2%, драматургов - 4,7%, критиков - 12,7. Детских писателей - 1,3% и журналистов - 1,8 %.Любопытен и национальный состав съезда. Русских - 201 человек; евреев - 113; грузин - 28; украинцев - 25; армян - 19; татар - 19; белорусов - 17; узбеков -12. Представители еще 43 национальностей были представлены от 10 до одного делегатами. Были даже китайцы, итальянцы, греки и персы.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»