Твардовский хронологическая таблица жизни и творчества кратко. Основные даты жизни и творчества а. т. твардовского. В годы войны

А. Твардовский стал летописцем 30—60-х годов XX столетия, биографом времени суровых испытаний, перемен, экспериментов. Он не побоялся в сложных условиях высказаться убедительно обо всем, что тревожило советских людей, начать углубленный разговор о «суде памяти» над ошибками периода коллективизации, сталинщины, о совести и ответственности живых перед мертвыми.

В рамках социалистического реализма, коммунистической идеологии писатель смог создать произведения о жизни советских людей, полной обычных и необычных забот, радостей и печалей, раскрыть их психологию, показать начавшийся в период оттепели процесс перестройки общества, человечность, веру в будущее.

Сестра поэта А. Матвеева в 1980 году писала, что дед по линии отца Гордей Васильевич Твардовский «был родом из Белоруссии, рос на берегах Березины».В «Автобиографии» поэт отмечает, что отец был грамотным человеком. Соседи звали его паном Твардовским, уважая «западные корни». Старался дать детям приличное образование. Мать была натурой впечатлительной и чуткой, ее «до слез трогал звук пастушьей трубы».

Учеба будущего поэта началась с репетиторства: для детей привезли из Смоленска гимназиста 8 класса Н. Арефьева. В 1918 году А. Твардовский учился в Смоленске в 1-ой Советской школе (бывшей гимназии), а осенью 1920 года — в Ляховской школе, но вскоре ее закрыли. Пришлось продолжить учебу в Егорьевской школе. В 1923 году А. Твардовский стал учиться за 8 километров от дома, в Белохолмской школе. В 1924 году учеба для А. Твардовского закончилась.

Любовь к литературе возрастала на почве увлечения произведениями А Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, М. Лермонтова. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» среди других материалов о новом крестьянском быте было помещено первое стихотворение комсомольского корреспондента А Твардовского «Новая изба», в котором ниспровергались старые и славились новые боги, вместо икон вешались портреты Маркса и Ленина.

В 1928 году произошел разрыв активиста-комсомольца с отцом. А. Твардовский переезжает в Смоленск, знакомится ближе с М. Исаковским — сотрудником газеты «Рабочий путь», который поддержал молодого автора.

Окрыленный поэт едет в Москву, где М. Светлов печатает его стихи в журнале «Октябрь», а зимой 1930 года вновь возвращается в Смоленск. В 1931 году А. Твардовский женился на Марии Гореловой. В том же году отца писателя раскулачили и выслали с семьей в Зауралье, на Север, заставили строить бараки посреди тайги. Отец и 13-летний брат Павел бежали из ссылки, попросили за них заступиться, на что преданный советской власти поэт ответил: «Помочь вам могу только тем, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были» (из воспоминаний младшего брата Ивана). Свою вину он будет замаливать, как в раннем (стихотворение «Братья», 1933), так и позднем (поэма «По праву памяти», триптих о матери) творчестве. В апреле 1936 года А. Твардовский посетил родных в высылке, а в июне этого же года помог им переселиться на Смоленщину.

1930-е годы стали временем становления поэта. Он пишет эпические, сюжетные стихотворения — картинки с натуры, сценки, пейзажные и бытовые зарисовки и поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933). Однако более удачными получались у А. Твардовского стихотворения, сцепки с натуры, пейзажные зарисовки. Среди них выделяется напевное стихотворение под названием «Кружились белые березки...» (1936). Автор совмещает два плана повествования: конкретный, частный случай — на берегу реки справляется хоровод, поют «девочки-подростки», играет с перебором гармонь, и общий — ведется речь о празднике, который отмечался «по всей реке, по всей стране».

Картина праздника воссоздана яркая, карнавальная: мелькают «платки, гармонь и огоньки», «поют девочки-подростки», ходит «по кругу хоровод». Самыми удачными и светлыми точками в этой карнавальной картине являются две — метафора «Кружились белые березки» и сравнение «А по реке в огнях, как город, / Бежал красавец пароход». Мастерство писателя проявляется и в удачном подборе своеобразных, новаторских рифм: «березки — подростки», «не дома — по иному», «перебором — город», «разнообразный — праздник».

Правдивыми получились стихотворения поэта о детстве, о родных местах. «На хуторе Загорье» можно назвать небольшой лиро-эпической поэмой о детстве, о жизни. Автор поднимает общеизвестное на уровень поэтического:

На белой горке солнце
Вставало поутру.

Идя путем отказа от риторики, репортажности, в 1935 году поэт написал стихотворение «Утро» — светло-прозрачное, полное белизны снега, от которого «в комнате светло». Снег, снежинки, «пушок летучий» — центральные образы произведения. Они движутся, перемещаются в просторе, словно живые существа.
Обратим внимание на олицетворение, осложненное эпитетами: снежинка не просто кружится, а кружится «легко и неумело», первая снежинка, еще робкое существо. Снег охарактеризован двумя эпитетами — густой и белый. Погода, видно, стоит довольно морозная, безветренная, а поэтому снег не утрачивает своей густоты и белизны.

В 1932 году А. Твардовский по рекомендации Смоленского Союза писателей без экзаменов поступает (как активный автор, комсомолец) в Смоленский пединститут, а осенью 1936 года переводится на 3-й курс ИФЛИ — Московского Института истории, философии и литературы. Издает в это время книги «Дорога» (1938), «Про деда Данилу» (1939), поэму «Страна Муравия» (1936), за которую получил орден Ленина.

В годы войны

А. Твардовский участвовал в войне с Финляндией в 1939—1940 годах как военный корреспондент. К лету 1939 года он закончил ИФЛИ, а уже осенью принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Навсегда запомнились ему страшные картины зимы 1940 года в Финляндии. В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом газеты «Красная Армия», прошел от Москвы до Кенигсберга. Энциклопедией о войне стала поэма «Василий Теркин». Также были написаны цикл стихотворений «Фронтовая хроника», книга очерков и воспоминаний «Родина и чужбина», поэма «Дом у дороги».

Батальные сражения в поэме «Василий Теркин» носят локальный характер, как в главе «Поединок», где Василий Теркин побеждает сильного противника. Слог поэмы — разговорный: идет откровенная, дружеская беседа о том, что происходило на войне.

Поэма «Дом у дороги» (1942—1946) названа автором «лирической хроникой». Это исповедь поэта о покинутом, не докошенном луге у дома возле дороги, об оставленной солдатом семье, своеобразный «плач о Родине», «песнь / Ее судьбы суровой». В поэме нет развернутого сюжета, она построена на лирических переживаниях событий: уход Сивцова на войну; горе жены Анюты, встречающей пленных и пытающейся увидеть среди них своего Андрея; прощание с мужем, пробирающимся из окружения к своим, а затем плен вместе с детьми в Германии.

Гуманистическая позиция А. Твардовского особенно выразительно раскрылась в его элегиях — раздумьях 1941— 1945 годов о жизни и смерти, бессмысленной жестокости войны, которая никогда не щадит. В стихотворении «Две строчки» речь идет о бесславной Финской войне 1939— 1940 годов, когда на снегу остались лежать тысячи молодых солдат и офицеров. Такими же трагедийными по содержанию являются стихотворения «Война — жесточе нету слова», «Перед войной», «Как будто в знак беды... ».

В послевоенные годы

После войны литература развивалась в условиях идеологического диктата. Критиковалось «безыдейное» творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Журналы «Звезда» и «Ленинград» попали под специальное постановление о допущенных «идеологических ошибках». Круг явлений, дозволенных для художественного изображения, сужался, господствовала «теория бесконфликтности». А. Твардовский старался избежать упрощенного изображения действительности.

С 1958 года и до конца своих дней писатель был главным редактором ведущего журнала страны — «Новый мир», отстаивающего принципы правдивого искусства, открывая читателям имена новых авторов: Ф. Абрамова, А. Солженицына, В. Быкова, Г. Бакланова, Е. Винокурова и др.

В это время писатель работает над произведениями о пережитом в довоенный период, о культе личности Сталина, о бюрократизме, создает поэмы «За далью — даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Лирика поэта конца 1950—1960-х годов становится монологической, исповедальной, из нее исчезают элементы описательпости.

Произведения А. Твардовского соответствуют принципам коммунистической партийности и народности, идеологически выдержаны. В них славятся ленинские идеалы, строители коммунизма, но в духе «шестидесятничества» отстаивается «социализм с человеческим лицом». Обращается поэт и к вечной проблематике («Жестокая память», «Московское утро», «О сущем», «Не хожен путь» и др.).

Стихотворение «Жестокая память » (1951), написанное в годы преобладания публицистической поэзии, и сегодня трогает наши сердца искренностью чувства, откровенностью автора, глубоким драматизмом его переживаний. Философская идея стихотворения выражается заключительными строками:

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна.
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Этот вывод возникает в стихотворении не сразу, а после талантливого, подробного описания автором природы, запомнившейся ему с детства, ее красок и звуков. Жар соснового леса, сонная речушка, лето и солнце, «пекущее в спину», «оводов звон», росистый луг — это реалии мирной жизни, наполнявшие детские годы поэта. Картина выдержана в светлых тонах. Природа звонкая, чистая... Вторая картина — трагическая: вместо прежних чистых красок и запахов появляются иные — мрачные, военные: трава пахнет «маскировкой окопной», запах воздуха тонкий, однако перемешан «с дымом горячих воронок». Столкнув картины мирной и военной жизни, поэт сообщает читателям о том, что теперь уже природа для него — источник не радости, как в детстве, а жестокой памяти о войне.

«Московское утро » (1957—1958) — эпическое сюжетное стихотворение о том, как лирический герой встал пораньше, чтобы купить газету, в которой, по словам главного редактора, будет опубликовано его стихотворение. Но когда газета была просмотрена, стихотворения там не оказалось — сняла его цензура из-за неприемлемой концовки. Последние строки стихотворения — это вывод о том, что главный редактор в искусстве — «великое время», которое поэт призывает учить «мудрым уроком — упреком». Благодаря такому редактору лирическому герою становится «все по плечу», он может «горы своротить».

Более глубокий разговор на тему поэта и поэзии, поэта и времени, поэта и правды, совести А. Твардовский ведет в стихотворениях конца 1950-х — 1960-х годов. «Слово о словах» (1962), «Вся суть в одном — единственном завете... » (1958), «О сущем» (1958), «Нехожен путь... » (1959), «Я сам дознаюсь, доищусь... » (1966), «На дне моей жизни... » (1967), «Допустим, ты свое уже оттопал... » (1968) и др.

«Вся суть в одном — единственном завете... » (1958) — философское размышление об индивидуальном, не зависящем от обстоятельств, неповторимом характере художественного творчества. В духе времени переоценки ценностей (хрущевская «оттепель») — это смелый вывод. И преподносит его автор лаконично, доказательно, нанизывая тезис на тезис, развивая, повторяя исходную мысль, придает характер доказательности высказыванию с помощью средств поэтического синтаксиса: повторов — «в одном — единственном завете»; «Сказать хочу. / И так, как я хочу», но в первую очередь — переносов: вторая строфа состоит из них полностью. Проводится в стихотворении параллель: Лев Толстой — автор. Поэт не может передоверить свое слово даже гению — Льву Толстому.

Стихотворение «О сущем » (1957—1958) написано в ином стилевом ключе, чем предыдущее: в нем больше эмоциональных образов — кирпичиков, которые составляют одно целое — жизнь. Отказываясь от славы и власти в первых строках («Мне славы тлен — без интереса/И власти мелочная страсть...»), в следующих поэт утверждает свою причастность к полноправной жизни природы, общества, доказывает по существу реалистическую, правдивую миссию художественного творчества. Он хочет иметь часть утреннего леса, «уходящей в детство стежки», «березовой сережки», «моря, моющего с пеной / Каменья теплых берегов», песни юности, беды и победы людской. Это все нужно ему для того, чтобы «видеть все, и все изведать, / Всему не издали учась ». В этой части стихотворения эмоциональное воздействие достигается и тропами (эпитеты — пахучая конопля, теплые берега), и повторами — единоначатиями (четырежды предложения начинаются предлогом «от»). Энергичность высказывания достигается приемом бессоюзного соединения фраз. К названным в начале произведения желаниям истинного художника слова автор добавляет в конце произведения еще одно — стремление быть честным.

В стихотворении «Не хожен путь... » (1959) продолжается разговор о поэте, его миссии. Автор считает первейшей обязанностью художника слова — успевать за временем, быть впереди, даже если путь не изведан. Эта идея высказана уже в первой строфе динамического, написанного в форме призыва, обращения к «большому или малому», любому творцу. Эффект действия создается использованием глаголов и глагольных форм, разбивкой длинных строк на более короткие доли, повторами («за ним, за ним»), обращениями, вопросами, восклицаниями («А страшно все же? »; «Еще бы нет! »), дополнительными паузами, не предусмотренными правилами («Да — сладко! »). Создается ощущение возбужденности и высокой эмоциональной настроенности автора.

В стихотворение вводятся элементы драмы как рода литературы: монолог-обращение в первых двух строках перерастает в диалог, происходящий между автором и его воображаемым собеседником. В стихотворении употребляются просторечия («сробел», «без остатка», «крышка»). Последнее слово выражает активное содержание, а потому выступает как отдельная строка. Большую идейную нагрузку несет образ «огневой вал», «вал огня» — это отзвук военной памяти, символ передовой линии обороны, фронта. С его помощью «закрепляется» идея: поэт должен быть впереди, на линии огня.

В системе произведений о сущности творчества, роли поэта и поэзии значительное место занимает стихотворение «Слово о словах » (1962). Философская мысль, заключенная в нем, — многогранная, разветвленная. Слово — первоэлемент литературы, ее строительный материал. Без точного, значительного, удачного слова, без его изобразительного, образного значения не было бы «изящной словесности», как называли литературу еще в пушкинское время. Поэт отстаивает значимость такого творчества, в котором слово имеет огромное значение, активно выступает против «краснословья» (пустословия). Его позиция — позиция мыслителя, мастера. Стихотворение представляет собой раздумье об истинных и ложных ценностях, гражданственности, честности и приспособленчестве. Поэт делит слова на две категории: слово и словеса. Слова всегда точны, пламенны, «скупо применяются» авторами.

В стихотворении «На дне моей жизни... » (1967) звучит мотив осеннего прощания-расставания с жизнью. Поэт осмысливает прожитую жизнь, задумываясь над вопросом, не был ли бренным его путь в этом мире, и отвечает на него отрицательно.

В 1946 году, в период осмысления героической победы, обострившей патриотические чувства поэта, заставившей его взглянуть по-новому на мир в целом и на свою малую родину, написано стихотворение «О родине ». Оно построено по принципу отрицания (пять первых строф) и утверждения (остальные десять). В первой части стихотворения поэт как бы предполагает, что было бы, если бы он родился «у теплого моря в Крыму», на побережье Кавказа, на Волге «в сердце Урала», в Сибири, на Дальнем Востоке. И далее это предположение последовательно, с помощью ряда доводов отвергается, потому что в таком случае автор «не смог бы родиться в родимой... стороне». Все дальнейшее описание сводится к характеристике Родины как самой дорогой, самой любимой. Поэт подбирает «ласковые» эпитеты («не такая знаменитая», «негромкая» сторона; нет в ней величавой полноты рек, горных хребтов; она незавидная). Но это сторона — труженица, обжитая отцами и дедами, с которой поэт «таинством речи родимой», счастьем правды обручен. Потому край этот незнаменитый дорог лирическому герою, что он — его составная часть. Три последние строфы подводят к философскому вы воду-обобщению: именно с горизонтов малой родины видны масштабы Родины великой.

Цикл стихотворений о матери

Тема Родины почти у каждого поэта неотделима от темы матери, женщины. Матери Марии Митрофановне поэт посвятил стихотворения «Я помню осиновый хутор... » (1927), «Песня» (1936), «Не стареет твоя красота... » (1937) и др. Но самым ярким получился цикл из четырех стихотворений под общим названием «Памяти матери » (1965), написанный после ее ухода из жизни. Этот цикл автобиографичен. Первое стихотворение — об авторе, поэте, который вспоминает свой уход из дому в другую жизнь, о том, как эта разлука кончается вызовом к матери на последнюю встречу-разлуку. Это грустная элегия о неумении (и даже нежелании) любить своих матерей, покаяние перед собой и матерью.

Второе стихотворение цикла — «В краю, куда их вывезли гуртом... » — описание трагической страницы жизни семьи Твардовских в ссылке, в Зауралье. Образ матери предстает уже во внутреннем, духовном состоянии: она любит свой край, не мыслит себя без него. Для нее даже родное кладбище — символ Родины. Мать не могла равнодушно смотреть на чужое таежное кладбище. Его образ — противоположный веками созданному образу белорусского кладбища, которое всегда выделялось своими «воздушными» чертами.

Третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют.. .» переводит рассказ в философский план: сравнивая неспешный труд садовников, засыпающих корневища яблонь в яме грунтом так, «Как будто птицам корм из рук, / Крошат его для яблони», по горсточке его отмеривают, и труд могильщиков — поспешный, «рывками, без передышки», ибо он оправдан чувством вины живых перед мертвыми, суровостью и магией подобного ритуала. Так сцена погребения матери перерастает в монолог автора о жизни и смерти, их взаимозависимости, о благородстве любого труда, о вечности и мгновении. Это философская элегия, раздумье о вечных истинах.

Завершается цикл о матери стихотворением «Ты откуда эту песню... », в котором звучит мелодия с повторяющимся эпиграфом (одновременно и рефреном, несколько видоизмененным в конце) из народной песни:

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону домой...

Когда-то пела ее в юности мать А. Твардовского. Вспоминала она ее, переезжая в сибирский край, где «леса темнее», «зимы дольше и лютей».

Мелодия грустная далее переходит в трагическую. Песня матери, высказавшей боль разлуки и с родными в юности, и с родителями в зрелом возрасте, и с жизнью, завершается за две строфы до окончания стихотворения рефреном-эпиграфом. В двух последних строфах песня продолжает звучать в исполнении автора. Это поэт пишет свой реквием, молитвенно повторяя песню матери.

Стихотворением-реквиемом А. Твардовского можно назвать отклик на смерть первого космонавта Земли — «Памяти Гагарина » (1968). До этого поэт написал стихотворение «Космонавт» (1961), в котором восхитился подвигом своего земляка, совершенном «во имя наших и грядущих дней». Но то была торжественная ода, гимн. Второе стихотворение дополняет содержание первого. Поэт пишет о подвиге, благодаря которому мир «стал добрее», потрясенный этой победой. Морально-этическое значение подвига Гагарина доводится до мировых масштабов, а сын смоленского края показывается сыном всей планеты, космоса. Еще одна идея утверждается в стихотворении: первый космонавт — посланец мира, ибо после его полета Земля кажется такой маленькой, беспомощной, что возникает вопрос: «...маленькой Земле — зачем же войны, / Зачем же все, что терпит род людской?». Третья идея стихотворения — автор утверждает, что великий подвиг совершил обычный юноша, «хлеботочец», затем — сам кормилец, не чета древнему княжескому роду. И последняя мысль произведения — констатация бессмертия подвига, славы, скорбь о том, что ушел из жизни не только герой, но и человек, «свойский парень, озорной и милый, / Лихой и дельный, с сердцем не скупым».

Поэтический эпос А. Твардовского. Поэма «По праву памяти»

В начале своего творческого пути А. Твардовский заявлял, что его влечет эпическое повествование. Его поэтический эпос конца 1950—1960-х годов становится более лирическим, публицистическим, по-философски углубленным, с элементами фантастики («Теркин на том свете»).

Тематически поэмы А. Твардовского многообразны: героика труда, энтузиазм созидателей «строек коммунизма», воспоминания о прошлом и мечты о будущем («За далью — даль»), критика пороков социалистического строя — бюрократизма, подхалимства, невежества чиновников («Теркин на том свете»), суд памяти, совести, ответственности за прошлое, антитоталитаризм («По праву памяти»).

Поэма «За далью — даль » писалась с 1950 по 1960 год на основе наблюдений от послевоенных поездок по стране — в Сибирь, Якутию, на Урал, на Дальний Восток. Написана она в форме дорожного дневника, созданного в поезде, следующем из Москвы во Владивосток. В главе «Так это было» поэт выносит приговор сталинщине, диктатору, огражденному еще при жизни кремлевской стеной от народа.

Идейный пафос поэмы «Теркин на том свете » сам автор определил так: «Пафос этой работы... — в победительном, жизнеутверждающем осмеянии всяческой мертвечины, уродливостей бюрократизма, формализма, казенщины и рутины...». Пороки советской бюрократической системы, подчинявшей своей воле и чиновников всех рангов, и народ в целом, приведшие к отрыву руководителей от масс и процветанию угодничества, блата, взяточничества, кумовства, в открытой, публицистической форме поэт не мог показать по цензурным соображениям. Поэтому он написал поэму-сказку, поэму-фантазию, пришлось прибегнуть к вымышленному сюжету: герой прежней поэмы оживает, попадает на тот свет, где его принимают за мертвеца. «Тот свет» спроецирован на советскую государственную систему. Все черты (то (укрупненные, шаржированные) повторяют черты бюрократического государства сталинского типа.

Поэма «По праву памяти » готовилась к печати в «Новом мире» в 1970 году, однако из-за бескомпромиссной правды, заключенной в ней, вышла в свет только в 1987 году. Поэт оценивает трагические события, произошедшие с его другом, с выселенной в тайгу семьей, выносит приговор сталинщине, тоталитаризму, превращающим людей в бесправные существа, калечащим их духовно и физически. Одновременно в ней выносится приговор и себе — частично виноватому в том, что трагически сложилась судьба его близких. С болью, «по праву памяти», рассказывает поэт страшную правду о тиране, прозванном отцом народов:

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.

Эти строки измученного, исстрадавшегося сердца взяты из второй, центральной главы поэмы. Они отодвигают на второй план фигуру железного вождя — отца всех народов, расшифровывают брошенную им фразу, вынесенную в название главы — «Сын за отца не отвечает». Отвечает! Да еще как! Потому и страдает поэт, который в юности пережил трагедию отречения от отца, а затем получил реабилитацию из уст вождя «Сын за отца не отвечает». А как же не отвечать? Как забыть руки отца «в узлах из жил и сухожилий», которые не могли сразу ухватить маленький черенок ложки, поскольку на них была сплошная мозоль («один мозолистый кулак»)? Как забыть его, горбевшего «годами над землей» и названного кулаком? Поэт, отвергая сталинский лозунг, воссоздает образ своего отца-труженика Трифона Гордеевича, проникает в психологию человека, который уже в вагоне, отъезжая в Сибирь, «держался гордо, отчужденно / От тех, чью долю разделял».

Третья глава — «О памяти» призывает человечество помнить трагедию народа. ГУЛАГи, тюрьмы, репрессии — об этом нужно писать, так как молодое поколение должно помнить «отметки» и «рубцы» трагической истории. Поэты должны домолвить «все былые недомолвки», поскольку каждый оказался в ответе за «всеобщего отца».

А. Твардовский заявляет, что сокрытие правды приведет к трагедии — общество окажется не в ладу с будущим, «неправда будет нам в убыток». Причиной прежнего молчания поэт считает страх, который вынуждал людей «хранить безмолвье / Перед разгулом недобра».

Глава «Перед отлетом», открывающая поэму, — лирическое воспоминание о юности, о светлых мечтах, о новых далях, столичной жизни, мире науки и знаний.

«По праву памяти» — итоговое произведение прозревшего и призвавшего к прозрению других писателя, верившего в социалистические идеалы, в коммунизм и боровшегося за их «чистоту». Служа утопическим идеалам, поэт служил одновременно народу, надеялся на лучшую участь для Отечества.

А. Твардовский — классик русской литературы советского периода. Заслуга его как летописца своего сложного времени велика. Именно ему удалось показать не только героические, но и трагические события, происходившие в стране, приоткрыть правду сталинской эпохи, бросить вызов забвению гуманистических принципов жизнестроения, наступившему в конце 1960-х — в 1970-е годы. Поэт раскрыл дополнительные возможности социалистического реализма, достиг большей правдивости образного отражения действительности, расширил тематические горизонты словесного искусства.

Данный цикл уроков по лирике А. Т. Твардовского включает в себя 3 конспекта:

1. «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (урок в курсе "Литература Смоленщины" 9 класс).

2. А. Т. Твардовский. Стихи последних лет (урок в 11 классе в курсе истории русской литературы)

3. Война в творчестве Твардовского (2 урока в 9 классе в курсе истории русской литературы)

Используются следующие формы уроков: изучение нового материала, урок-лекция, урок-мастерская.

К каждому уроку прилагается презентация.

Для 9 класса имеется раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе в курсе «Литература Смоленщины»

Тема: «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с лирикой послевоенного периода; рассмотреть системы образов и тем; сопоставить с лирикой довоенного периода, выделить общее и различное; воспитывать патриотические чувства.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: исследовательский; творческого чтения.

Виды деятельности учащихся: ответы на вопросы; выразительное чтение; сообщение об определенном периоде творчества поэта.

Приемы: выразительное чтение; постановка вопросов; лекция.

Оборудование: портрет Твардовского; книга лирики; презентация.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.);
  2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода (36 мин.):
  • Общая характеристика послевоенного периода творчества поэта;
  • Сообщения учащихся;
  • Чтение и анализ стихотворений, прослушивание аудиозаписи;
  • Сопоставление с лирикой довоенного периода.
  1. Итог урока (3 мин.);
  2. Домашнее задание (3 мин.).

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. В прошлом годы, когда мы с вами знакомились с довоенной лирикой Твардовского, я обмолвилась, что в следующем году мы будем изучать послевоенную лирику. Этот день наступил. Записывайте в тетрадях число. И тему нашего урока – «Вздохните, люди, переступив войны порог…». Послевоенная лирика А. Т. Твардовского (Слайд 1).

2. Знакомство с лирикой Твардовского послевоенного периода.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы рассмотрим лирику послевоенных лет, рассмотрим систему образов, изменилось ли что в ней. И в конце урока сопоставим довоенную и послевоенную лирику. Начнем все по порядку.

Чтобы приступить к изучению лирики, необходимо знать основные моменты жизненного и творческого пути в этот период. Я просила подготовить краткое сообщение о жизни Твардовского после войны. Пожалуйста.

За годы Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы, Твардовский создает ряд произведений, принесших ему подлинную славу и поистине народную любовь. Прежде всего это относится к его поэме "Василий Теркин (Книга про бойца)"(Слайд 2), рассказывающей о жизни простого солдата, написанной ярким языком, ставшей воплощением русского характера. Герой поэмы, Василий Теркин (Слайд 3), стал поистине народным героем.
Об ужасах войны, о ее бессмысленности и жестокости, рассказано Твардовским в стихотворениях "Две строчки", "Я убит подо Ржевом", в поэме "Дом у дороги".
С 1950 года и почти до самой своей смерти - до 1970 года (с перерывом с 1955 по 1957 годы) Твардовский занимал пост главного редактора журнала "Новый мир", также продолжая и литературную деятельность (Слайд 4).
С 1961 по 1966 годы Александр Твардовский является кандидатом в члены ЦК КПСС. Из-под пера поэта в 60-х годах выходят такие замечательные произведения, как поэмы "За далью даль", "По праву памяти".
Твардовским написано и множество прекрасных лирических стихотворений - "Спасибо за утро такое", "Чуть зацветет иван-чай" и других, наполненных любовью к родной земле. Это чувство не покидало Александра Трифоновича до последних дней своей жизни.
18 декабря 1971 года в поселке Красная Пахра, что в Московской области, Александр Твардовский скончался.

Учитель: Спасибо. Все коротко и ясно. Из этого сообщения мы уже услышали, какие темы будут превалировать в этот период. Прежде всего – это военная тема. Не только Твардовский, но и многие другие поэты и писателя, пережившие войну, надолго задержатся на этой теме, чтобы показать все ужасы кровопролитной войны. Рассмотрим же некоторые произведения, которые уже упоминал докладчик: «Две строчки», «Я убит подо Ржевом» и другие.

Обратимся сначала к стихотворению «Две строчки» .

(выразительное чтение)

Какая картина предстает перед глазами? Перечитаем еще раз строчки, которые ее рисуют (Слайд 5).

Убитый мальчик лежит на льду озера. Убит в Финляндскую войну. Автор настолько сильно сочувствуют мальчику, что ему кажется, будто он сам лежит на месте мальчика. Этим стихотворением Твардовский подчеркивает жестокость и бессмысленность войны. Убит мальчик, которому бы еще жить и жить.

Учитель: Да, вы правы. Война жестока и бессмысленна. И погибают на войне самые дорогие и близкие люди. Твардовский здесь изображает мальчика – бойца. Не мужчину, а всего лишь мальчика. Но и тот уже встал на защиту своей Родины. Мотив долга имеет место быть. Все стихотворение пронизывает образ льда и холода. Твардовский применяет олицетворение: «шинель ко льду мороз прижал», «лед за полу придержал». Мы можем допустить, что так автор передает свое личное чувство войны. Для него это неведомая неукротимая стихия, перед которой жизнь оцепеневает, останавливается. Она все замораживает. Образ льда – это черствость людей к существованию и судьбам друг друга, их безучастие . Таким образом, Твардовский, обрисовав гибель одного человека, передал всю бессмысленность и глупость войны, эти никому ненужные жертвы, оставленных людей, забытых всеми.

Рассмотрим другое стихотворение – «Я убит подо Ржевом». Вспомним, что послужило поводом для написания.

Стихотворение основано на реальных событиях. Его герой - Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко.

Учитель: Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем. Несомненно, поэт выслушал и записал рассказ бойца. Вскоре появилось и само стихотворение. Рассмотрим информацию на слайде (Слайд 6).

А сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения «Я убит подо Ржевом» в исполнении Александра Соловьева, поэта и диктора.

(прослушивание аудиозаписи; Слайд 7)

Проанализируйте это стихотворение. Что перед нами? Кто перед нами? Чего хотят? Даю 3 минуты на обдумывание (текст перед глазами).

По форме стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом» представляет собой диалог – нравственное завещание убитого в боях подо Ржевом солдата своим соотечественникам и единомышленникам – тем, кто остался сражаться с фашизмом.

Основная идея этого завещания звучит в финальных строках произведения: «Я вам жить завещаю - Что я больше могу?» Но жить, заклинает герой, всегда помня о своей стране и о тех, кто погиб во имя нее.
Стихотворение сюжетно: лирический герой рассказывает «собеседникам» свою личную историю: «Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте…», которая перерастает в историю миллионов людей, историю целой страны. Понять это помогает, в том числе, и перечисление важнейших этапов войны, которые стали для всех русских людей вехами их личной жизни.
Самое страшное для героя не то, что «во всем этом мире ….ни петлички, ни лычки с гимнастерки моей», не то, что «для меня - ни известий, ни сводок после этого дня». Больше всего солдат переживает о том, что не сможет больше воевать - помогать наступлению столь важной для всех победы. Его смерть, как и смерти миллионов убитых, как и жизнь тех, кто остался сражаться, может оправдать лишь одно – победа.

Учитель: Спасибо. Очень подробный и глубокий анализ. Стихотворение воспринимается как завещание всех павших, не доживших до Святой Победы, тем, кто дошел, выполнил, добил фашизм в его «логове». Это и предупреждение всем последующим поколениям, чтоб не допустили повторения кровавой бойни, ибо приостановить войну сложнее, чем не допустить её. Из собственного «далека» поэт говорит с потомками, чтоб помнили тех, кто заплатил за победу безмерную цену - свою жизнь.

А теперь рассмотрите образы, которые присутствуют в стихах этого периода.

В первые годы после войны основные образы – это боец, возвращающийся домой после войны, чтобы восстанавливать разрушенное хозяйство. Другой образ – мать, не дождавшаяся сына с фронта, поседевшая раньше времени. После 50-х годов Твардовский пишет в основном о восстановлении разрушенных хозяйств, о дружбе, о долге, воспевает героические города (Москву). Мотив памяти проходит через весь цикл. Люди должны помнить, какой ценой завоевана победа.

Учитель: Теперь, когда мы познакомились с тематикой послевоенного периода, давайте сопоставим его с тематикой довоенного периода. Как поменялась система образов?

Если для довоенной лирики характерны образы мирных жителей, земляков, невест, матерей, то для послевоенного периода характерны образы бойца, возвращающегося домой, матери, ждущей домой своих детей. Акцент на мирных жителях не делается – во время войны практически все ушли на фронт. Даже дети – и те принимали участие в боях.

Учитель: Верно. А какие темы можно выделить для этих двух периодов?

Для довоенного периода – тема крестьянского быта и уклада, а для послевоенного – тема восстановления страны (Слайд 8).

3. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с послевоенной лирикой Твардовского. Сравнили ее в довоенным периодов и выявили существенные различия. Как видим, война коренным образом изменила все содержание творчества Твардовского. Да и не только одного Твардовского. Все писатели и поэты ХХ века подверглись такому изменению.

4. Домашнее задание .

Литература:

  1. Меркин Г. С. Литература Смоленщины. Том 2. – Смоленск, 2003.
  2. Твардовский А. Книга лирики. – Москва: Советский писатель, 1983.
  3. http://www.litra.ru/biography/get/biid/00206071211285684497/
  4. http://prochtu.ru/uslishu.php?avtor=1145&kniga=1
  5. http://psj.ru/blog/poisk-pobeda/444.php

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Вздохните, люди, переступив войны порог…» Послевоенная лирика А. Т. Твардовского

Василий Теркин

«Две строчки» … Лежало как-то неумело По-детски маленькое тело. Шинель ко льду мороз прижал, Далеко шапка отлетела. Казалось, мальчик не лежал, А все еще бегом бежал Да лед за полу придержал...

Фамилия: Бросалов Имя: Владимир Отчество: Петрович Дата рождения: __.__.1924 Место рождения: Калининская обл., г. Калинин Дата и место призыва: Калининский РВК,Калининская обл.,Калининский рн Последнее место службы: 133 сд Воинское звание: красноармеец Причина выбытия: убит Дата выбытия: 25.09.1942

Образы земляков, мирных жителей; Темы крестьянского быта и уклада. Образы бойца и матери, ждущей домой своих детей; Темы войны, восстановления страны. Довоенная лирика Послевоенная лирика

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы

Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.

Тип урока: урок-лекция.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2 . Получение новых знаний (35 мин.):

3. Подведение итога урока (5 мин.);

4 . Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока

I Организационный момент

II Получение новых знаний

Учитель: Сегодня на уроке-лекции мы познакомимся со стихами последних лет. Это понятие объединяет лирические циклы, опубликованные в журнале «Новый мир» 1965-1969 годов под заголовками «Из лирики этих лет», «Стихи из записной книжки», «Из записной книжки» (слайд 2). К печати эти подборки стихов готовил сам автор.
Стихи эти имеют особую эстетическую значимость. Константин Симонов по этому поводу говорил: «Казалось, в своей поэме «За далью - даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина - его лирика последних лет» (Слайд 3). «Стихи неслыханной искренности и откровенности» - так воспринял Федор Абрамов позднюю лирику Александра Твардовского. «Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике», - писал С. Я. Маршак в своей книге «Воспитание словом» (Слайд 4).
В статье об А. А. Ахматовой А. Т. Твардовский высказал самую дорогую для себя мысль: «Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом - это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (Слайд 5). Эти слова были определены эстетической близостью двух художников слова, стремившихся выйти за пределы узкой композиционной формы краткого лирического стихотворения. Их привлекало создание лирических циклов как своеобразной новой структурной формы большого масштаба. У Твардовского работа над такими циклами проходила в течение многих лет.

«Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» (Слайд 6).

Эти слова С. Я. Маршака относятся к таким «проникновенным стихам» А. Твардовского, как «Я убит подо Ржевом» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война» (1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949- 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966) (Слайд 7). Они составили стихотворный цикл, отличающийся тематическим и эмоциональным единством и свойственной художественному мышлению А. Твардовского повышенной ретроспективностью. Нельзя не заметить, как часто в его стихах сталкивается прошлое и настоящее, повторяются слова «память», «памятный». Они выносятся в заглавия стихотворений, становятся ключевыми в развитии темы. С них нередко начинаются лирические признания поэта, его размышления:

Нам памятна каждая пядь

Земли, где пришлось отступать

И каждая наша примета

В пыли сорок первого лета.

(«У славной могилы», 1943)

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

(«Зачем рассказывать о том», 1943)

(Слайд 8)
Обращение к прошлому, к памяти позволяет постичь высшие моменты бытия. Память питает лиризм поэта, восстанавливает то, что было подлинным счастьем и радостью. Жизнью. Миром. Представление о нем создают те «подвижные картины», с которых начинается стихотворение «Жестокая память». Обращает на себя внимание лиризм воспоминаний, переданный в мягком, неторопливом, певучем звучании стиха. Но «Жестокая память» - это и стихи, впитавшие в себя напряжение и драму истории, иные подробности и приметы времени: «окопная маскировка», «дым горячих воронок», «угарная пыль похода», «соль солдатской спины», «сражений грохочущий вал». Все это вбирает в себя метафорический образ потрясающей силы:

Июль сорок первого года,
Кипящее лето войны.

«У каждого настоящего поэта обязательно есть стихи, выделяющиеся из прочих, возвышающиеся над остальными. Они становятся достоянием различных антологий, хрестоматий. В этом ряду, - считает К. Ваншенкин, - безусловно, и «Я убит подо Ржевом». В своей заметке «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» поэт рассказывает об истории его создания, о поездке под Ржев осенью 1942 года:
«Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле».
Трагизм хода истории был для Твардовского очевиден. И он сумел рассказать об этом по-своему. Названия стихотворений «Я убит подо Ржевом» и «Лежат они, глухие и немые» возвращают нас в памятную, тяжелейшую пору, которую переживала страна.

Слова эти написаны с полной достоверностью - и чисто внешней, и психологической. Это ощущение человека, который был сам участником событий, когда «было все на кону», когда «решалась судьба Отечества». «Форма первого лица» и обнажает, и затушевывает авторское присутствие в стихе. В другом стихотворении - «Лежат они, глухие и немые» оно проявляется в элегическом звучании стихотворной фразы, щемяще-грустной интонации, в выборе слова:

Лежат они, глухие и немые,
Под грузом плотной от годов земли -
И юноши, и люди пожилые,
Что на войну вслед за детьми пошли,
И женщины, и девушки-девчонки,
Подружки, сестры наши, медсестренки,
Что шли на смерть и повстречались с ней.


(Слайд 9)

Поставленные рядом, два эти стихотворения образуют смысловое и эмоционально- лирическое единство. Это своего рода поэтическая дилогия, в которой постигается судьба фронтового поколения, воссоздается его духовный, нравственный портрет. Поэт словно бы предвосхищает судьбы павших.
История создания стихотворения «В тот день, когда окончилась война» по-своему замечательна. Повторив первую строку стихотворения, вынеся ее в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента - кончилась война! В стихотворении ситуация драматизирована: происходящее не описывается, а развертывается перед нами. Исторические воспоминания о «том дне» пережиты Твардовским глубоко лично. Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность. По мере развития темы усиливается эмоциональное напряжение стиха. В эпически мерном движении строк мы чувствуем элегическую печаль, которая имеет действенную силу катарсиса:

Лирика отражает процессы внутренней жизни автора. В стихах Твардовского с годами стала явственнее проступать искренность личных признаний, а в поэтической манере - исповедальность тона. В справедливости сказанного убеждает стихотворение, завершающее реквием, - «Я знаю - никакой моей вины»:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…

(Слайд 10)

Об этом стихотворении много писали:

«Удивительное стихотворение. Ведь всего-навсего одна и та незаконченная, как бы затихающая в глубоком, уже бессловесном раздумье фраза. И слова - все до одного обычные, ни одного по видимости поэтичного. А возникло из этих обиходных слов чудо поэзии» (А. Кондратович).
«Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безумия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: «но все же, все же, все же» (Б. Можаев).
Григорий Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил: «Это «все же» не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать».
У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи обрываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную выразительную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя.
Твардовский представляет собой явление исключительной цельности. Это Мастер, мысль которого обращена к тем нравственным и эстетическим заветам, которым должен следовать художник слова и которые связаны с его духовными исканиями. Традиционная в русской литературе тема «О поэте и поэзии» получила в лирике Твардовского неординарное решение. Следует прежде всего отметить ее исповедальный характер. В стихах на эту тему чаще всего обозначается ситуация: «поэт наедине с самим собой». Она неоднозначна, что сказывается на интонации, выборе слов, на характере авторской исповеди. В стихотворении «Изведав жар такой работы» поэт показан в минуты вдохновения («жар работы» - сказано автором). Две короткие строфы, убыстренный ритм стиха, слова в один-два слога словно бы «подгоняют» друг друга; поэт в волнении торопится записать их - все это помогает понять состояние лирического героя.


Радость переживаемой минуты поэт приглушает ироническим обращением к самому себе: «От сладких слез, что наготове, / По крайней мере удержись».
В стихотворении «Стой, говорю: всему помеха» поэт показан в ином состоянии. Он резок, категоричен, бескомпромиссен по отношению к себе. Он вершит бесстрашный суд над собой.

Стой, говорю: всему помеха -
То, что, к перу садясь за стол,
Ты страсти мелочной успеха
На этот раз не поборол.
Ты не свободен был. И даже
Стремился славу подкрепить.
Прочь этот прах, расчет порочный.

(Слайд 11)

И здесь сюжет лирического стихотворения приобретает не фабульную, а психологическую остроту. Причем началом стихотворения служит сама кульминация чувств, непосредственно вводящая в мир волнующих поэта мыслей: «мелочные страсти», «успех», «слава», «расчет порочный» - все это мнимые ценности, «прах», они делают поэта несвободным. Такая открытость в выражении поэтического чувства не может не найти отклик в душе читателя. Он почувствует эмоциональный контраст, на котором строится это стихотворение. Резкие фразы первой строфы («Стой», «Прочь») сменяются плавными строчками второй части стихотворения, в которой высказаны заветные желания:

А только б сладить со строкой.
А только б некий луч словесный
Узреть, не зримый никому,
Извлечь его из тьмы словесной
И удивиться самому.

(Слайд 12)
Счастлив бывает поэт в те минуты, когда ему это удается. Такой мотив получил свое развитие в стихотворении «Не хожен путь», которое завершается словами:

Доверительность признаний поэта, разговорная интонация, диалогическая форма поэтического текста, своеобразие синтаксиса с его выразительным тире - все направлено на раскрытие высокой темы: «Поэт и его призвание». И здесь очень сильным оказывается не столько логический смысл, сколько смысл эмоциональный, созданный лирической композ цией. Ход лирических размышлений Твардовского подчинен поискам ответа на вопрос: «Что нужно, чтобы жить с умом?» Именно с него начинается одно из стихотворений 1969 года. Ответ содержится в заветах, которые оставил поэт:


Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, -

Он всех основ основа, -

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

Эстетическая программа поэта, его нравственное кредо выражены в стихотворениях «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете», «Час мой утренний, час контрольный», «Собратьям по перу», «Не много надобно труда», «Слово о словах», «Моим критикам». Эти стихи полны духовного смысла. Они - «мера личности» поэта. В них утверждается высокое, общезначимое:

А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

Мне нужно, дорого до слез
В итоге - твердое сознанье,
Что честно я тянул мой воз.

Верно, горшки обжигают не боги,
Но обжигают их - мастера!

(Слайд 13)

Заметим: эти и другие подобные признания, которым сообщена сила афоризма, Твардовский ставит в конец стихотворения. Тем самым концовку он делает ударной, лирическое напряжение идет не на спад, а, напротив, к своему усилению. Перед нами предстает личность незаурядная, по-человечески неординарная. Каждое сказанное здесь слово - о высоком назначении человека, о смысле и цели его жизни, долге, совести, ответственности. Твардовский жил и писал в соответствии с дорогими ему нравственными заветами. Незадолго до кончины он подготовил к печати сборник стихотворений и поэм. Он вышел в 1971 году. Раздел лирики завершился стихотворением «К обидам горьким собственной персоны». Оно было написано в 1968 году. «Более мрачного периода, чем 68-й, я не знаю», - писал А. Кондратович, ведущий сотрудник журнала «Новый мир». «Вряд ли у «Нового мира» был такой отчаянный период», - говорит А. Твардовский. Психологическая ситуация, в которой оказался поэт в ту пору, раскрывается в словах: «обиды горькие» («ожог обиды» - подтвердит М. И. Твардовская). Первая строфа говорит и о кризисе душевного состояния автора, и о его преодолении:

К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живешь, своей страдой бессонной, -
Взялся за гуж - не говори: не дюж.

(Слайд 14)

Хорошо известная пословица не выглядит здесь литературной цитатой. Она, как и слова высокого стиля («душа», «судьба», «тропа», «жить», «живешь», «соступая»), направлена на передачу того, что стало убеждением Твардовского. Ключевая мысль стихотворения выражена в чеканных формулировках:


«Мера личности» поэта обнаружила себя в каждой строке этого стихотворения, наполняя глубоким смыслом девиз: «Быть самим собой!» Какой смысл заложен в эти слова, проясняет дневниковая запись Твардовского, сделанная 4 марта 1959 года: «В литературном деле самая трудная и решающая форма ответственности, как это ни парадоксально на первый взгляд, это форма личной ответственности за себя как литератора, т. е. твоя работа то, что пишешь ты, беллетрист, очеркист, критик…Труднее всего писателю отвечать за себя, а не за литературу в целом - это как раз легко. Отвечать - это суметь быть самим собою, быть личностью. Талант - это личность» (Знамя. - 1989. - № 9. - С. 144).

По-своему комментирует слова Твардовского «Быть самим собой!» Сергей Залыгин. Заканчивая свою статью о Твардовском (Новый мир. - 1990. - № 6), он написал: «Поэт, а значит, и артист: он жизнь не играл, он ею жил. Как мог, как умел и как не умел».

III Подведение итога урока.

IV Домашнее задание

Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.

  1. Ильин В. В. «Скольким душам был я нужен…» А. Т. Твардовский: очерки психологии творчества. – Смоленск: Маджента, 2009.
  2. Македонов А. В. Творческий путь Твардовского. – Москва: Художественная литература, 1981.
  3. Станкевич В. А. «Вам – из другого поколения…» Из опыта работы по изучению жизни и творчества А. Т. Твардовского в школе. – Смоленск: Маджента, 2011.
  4. Чалмаев В. А., Зинин С. А. Русская литература ХХ века. 11 класс. Ч.2. – Москва: Русское слово, 2003.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Лирические циклы последних лет: «Из лирики этих лет» «Стихи из записной книжки» «Из записной книжки»

«Казалось, в своей поэме «За далью - даль» Твардовский поднялся на такую вершину поэзии, что выше подняться невозможно. А он сумел. И эта последняя, высочайшая его вершина - его лирика последних лет» К. Симонов

«Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, - чувствам, мыслям, природе, быту, политике». С. Я. Маршак.«Воспитание словом»

«Поэзия Ахматовой - это прежде всего подлинность, невыдуманность чувств, поэзия, отмеченная необычайной сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала. В целом - это лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» А. Т. Твардовский

«Это - настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» С. Я. Маршак

«Я убит подо Ржевом» (1945-1946), «В тот день, когда окончилась война»(1948), «Сыну погибшего воина» (1949-1950), «Их памяти» (1949- 1951), «22 июня 1941 года» (1950), «Жестокая память» (1951), «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю, никакой моей вины» (1966)

Нам памятна каждая пядь Земли, где пришлось отступать И каждая наша примета В пыли сорок первого лета. («У славной могилы», 1943) И чем бездомней на земле Солдата тяжкий быт, Тем крепче память о семье И доме он хранит. («Зачем рассказывать о том», 1943)

Лежат они, глухие и немые, Под грузом плотной от годов земли - И юноши, и люди пожилые, Что на войну вслед за детьми пошли, И женщины, и девушки-девчонки, Подружки, сестры наши, медсестренки, Что шли на смерть и повстречались с ней.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, - Речь не о том, но все же, все же, все же…

Стой, говорю: всему помеха - То, что, к перу садясь за стол, Ты страсти мелочной успеха На этот раз не поборол. Ты не свободен был. И даже Стремился славу подкрепить. Прочь этот прах, расчет порочный.

А только б сладить со строкой. А только б некий луч словесный Узреть, не зримый никому, Извлечь его из тьмы словесной И удивиться самому.

А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. - Мне нужно, дорого до слез В итоге - твердое сознанье, Что честно я тянул мой воз. Верно, горшки обжигают не боги, Но обжигают их - мастера!

К обидам горьким собственной персоны Не призывать участье добрых душ. Жить, как живешь, своей страдой бессонной, - Взялся за гуж - не говори: не дюж.

Домашнее задание: Анализ любого стихотворения из лирики последних лет, чтение наизусть; прочитать статью в учебнике на с. 238 – 239, ответить на вопросы после статьи.

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе в курсе истории русской литературы

Тема : Война в творчестве Твардовского.

Цели: познакомить учащихся с лирикой военного периода; рассмотреть системы образов и тем, выделить ключевые моменты; показать, как отразилась война в лирике других поэтов; воспитать патриотические чувства.

Тип урока : урок-мастерская.

Методы : эвристический, исследовательский, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь, ответы на вопросы, выразительное чтение, создание мини-сочинений, сообщения учащихся.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского, раздаточный материал.

Урок 1.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (5 мин.);

3 . Получение новых знаний (32 мин.):

  • Анализ слова «война»;
  • Сообщение «Войны в истории»;
  • Анализ стихотворений о войне других поэтов;
  • Создание мини-сочинений.

4. Подведение итога урока (3 мин.);

5 . Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока-мастерской

I Организационный момент (слайд 1)

III Получение новых знаний

1-й этап : распределение на 2 группы. Запись в тетради слова «война». Разделение листа на 2 колонки. Подбор синонимов и антонимов. Обмен между группами. Можно дописать недостающие слова (слайд 2).

Толкование слова «война» по словарям (на примере словаря Даля – сообщение 1 учащегося).

(Война - [ жен. род ] (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда встречают это войско, для защиты своего. Война междусобная, усобица, когда один и тот же народ, раздвоившись в смутах, враждует между собою оружием. Война сухопутная, морская, битва на материке, на море. Война подземная, подкопы разных родов, при осаде, с той и с другой стороны. Малая война, аванпостная служба, занятия и обязанности сторожевой части войска. Партизанская война, действия отдельных, мелких частей войска, с крыльев и с тыла неприятеля, для отрезки ему средств сообщены и подвоза. Народная война, в которой весь народ принимает, по сочувствию к поводу раздора, живое участие. Чернильная война, перебранка на письме. Легко про войну слушать, да тяжело (страшно) ее видеть. Хорошо про войну слышать, да не дай Бог ее видеть.

Воинами, в отечественную войну нашу, назывались особое ополчение, набранное из одних удельных имений Великой Княгини Екатерины Павловны. Воеватель, воитель м. -ница ж. воевник, -ница, ратный воин на деле, сражавшийся особ. предводитель; правитель охочий до брани, воинственный, возбуждающий войну. Военщина, собрание офицеров и вообще служащих в военной службе. На балу почти все военщина была (Наумов). Воинство, войско [ср. род ] военная сила, армия, рать, ополчение, в целом состав или в частях. Войско регулярное, строевое, стройное; нерегулярное боевое нестройное, напр. казачье. Нестроевым называют у нас небоевую часть войска, обозную. Казачьи войска нестройное, но строевое войско (боевое). Казачьи сословия наши образуют, каждое по себе, особое войско: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Башкирское и пр. Войско морское сухопутное; войско пешее, конное. Войско, на Урале называют весь наличный комплекты казаков, которые осенью, зимой и весной рыбачат (Шейн)).

Войны в истории. Вспомнить войны, в которых участвовала Россия (желательно с годами – сообщение 1 учащегося).

(Первая Мировая война 1914 – 1918; Вторая Мировая война 1939 – 1945; Великая Отечественная война 1941 – 1945)

2-й этап : анализ стихотворений о войне других поэтов (раздаточный материал).

  • В. Высоцкий «Братские могилы»
  • К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»
  • К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»
  • Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» (слайд 3 + раздаточный)

3-й этап : создание мини-сочинений на тему: «Что такое война в мое понимании». Объем сочинений – 5 – 10 предложений. Запись – в рабочей тетради. По окончанию работы желающие могут зачитать. Прослушать 3-4 сочинения (слайд 4).

IV Подведение итога урока

V Домашнее задание

Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (нарисовать эпизод); подготовить сообщение «Твардовский на войне» (1 учащийся). (слайд 5)

Больше всего подошли бы стихотворения «Рассказ танкиста», «Баллада о товарище».

Урок 2.

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (8 мин.);

3. Получение новых знаний (28 мин.):

  • Анализ стихотворений о войне;
  • Написание сочинений на тему «Война в лирике Твардовского»;
  • Обмен мнениями

4. Подведение итога урока (4 мин.);

5. Домашнее задание (3 мин.) .

Ход урока-мастерской

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Повесить перед уроком на стене класса рисунки. Обсудить изображенное. Указать, какой эпизод из какого стихотворения изображен (каждый учащийся может представить по желанию)

III Получение новых знаний

Вспомнить, о чем говорили на прошлом уроке. Сообщение «Твардовский на войне».

4-й этап : знакомство со стихотворениями о войне Твардовского:

  • «Я убит подо Ржевом»;
  • «Лежат они, глухие и немые…»;
  • «Я знаю, никакой моей вины…»;
  • «Война – жесточе нету слова…» (слайд 6)

Как видел войну Твардовский? Выделить ключевые слова и записать в тетрадь.

5-й этап : написание сочинения (10 – 15 предложений) на тему: «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского (слайд 7).

6-й этап : рефлексия. Обмен мнениями.

IV Итог урока

V Домашнее задание

Закончить сочинение. Выучить стихотворение о войне Твардовского.

Список использованной литературы:

  1. Слайд 2

    ВОЙНА Синонимы Антонимы

    Проанализируйте: В. Высоцкий «Братские могилы» К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» Б. Окуджава «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

    Создайте небольшое сочинение (5 – 10 предложений) на тему: «Что такое война в моем понимании»

    Домашнее задание: Проиллюстрировать любое стихотворение о войне Твардовского (один эпизод); Подготовить сообщение «Твардовский на войне».

    Проанализируйте: « Я убит подо Ржевом»; «Лежат они, глухие и немые…»; «Я знаю, никакой моей вины…»; «Война – жесточе нету слова…»

    Напишите небольшое сочинение (10 – 15 предложений) на тему «Война в лирике Твардовского». В качестве названия могут быть приведены строчки из стихотворений Твардовского.

    Предварительный просмотр:

    В. Высоцкий

    «Братские могилы»


    И вдовы на них не рыдают,
    К ним кто-то приносит букеты цветов,
    И Вечный огонь зажигают.

    Здесь раньше вставала земля на дыбы,
    А нынче - гранитные плиты.
    Здесь нет ни одной персональной судьбы -
    Все судьбы в единую слиты.

    А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,
    Горящие русские хаты,
    Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
    Горящее сердце солдата.

    У братских могил нет заплаканных вдов -
    Сюда ходят люди покрепче.
    На братских могилах не ставят крестов,
    Но разве от этого легче?..

    К. Симонов

    «Майор привез мальчишку на лафете…»

    Майор привез мальчишку на лафете.
    Погибла мать. Сын не простился с ней.
    За десять лет на том и этом свете
    Ему зачтутся эти десять дней.

    Его везли из крепости, из Бреста.
    Был исцарапан пулями лафет.
    Отцу казалось, что надежней места
    Отныне в мире для ребенка нет.

    Отец был ранен, и разбита пушка.
    Привязанный к щиту, чтоб не упал,
    Прижав к груди заснувшую игрушку,
    Седой мальчишка на лафете спал.

    Мы шли ему навстречу из России.
    Проснувшись, он махал войскам рукой...
    Ты говоришь, что есть еще другие,
    Что я там был и мне пора домой...

    Ты это горе знаешь понаслышке,
    А нам оно оборвало сердца.
    Кто раз увидел этого мальчишку,
    Домой прийти не сможет до конца.

    Я должен видеть теми же глазами,
    Которыми я плакал там, в пыли,
    Как тот мальчишка возвратится с нами
    И поцелует горсть своей земли.

    За все, чем мы с тобою дорожили,
    Призвал нас к бою воинский закон.
    Теперь мой дом не там, где прежде жили,
    А там, где отнят у мальчишки он.

    К. Симонов

    «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

    Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
    Как шли бесконечные, злые дожди,
    Как кринки несли нам усталые женщины,
    Прижав, как детей, от дождя их к груди,

    Как слёзы они вытирали украдкою,
    Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
    И снова себя называли солдатками,
    Как встарь повелось на великой Руси.

    Слезами измеренный чаще, чем верстами,
    Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
    Деревни, деревни, деревни с погостами,
    Как будто на них вся Россия сошлась,

    Как будто за каждою русской околицей,
    Крестом своих рук ограждая живых,
    Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
    За в бога не верящих внуков своих.

    Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
    Не дом городской, где я празднично жил,
    А эти проселки, что дедами пройдены,
    С простыми крестами их русских могил.

    Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
    Дорожной тоской от села до села,
    Со вдовьей слезою и с песнею женскою
    Впервые война на проселках свела.

    Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
    По мертвому плачущий девичий крик,
    Седая старуха в салопчике плисовом,
    Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

    Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
    Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
    Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
    Покуда идите, мы вас подождем.

    "Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
    "Мы вас подождем!"- говорили леса.
    Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
    Что следом за мной их идут голоса.

    По русским обычаям, только пожарища
    На русской земле раскидав позади,
    На наших глазах умирали товарищи,
    По-русски рубаху рванув на груди.

    Нас пули с тобою пока еще милуют.
    Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
    Я все-таки горд был за самую милую,
    За горькую землю, где я родился,

    За то, что на ней умереть мне завещано,
    Что русская мать нас на свет родила,
    Что, в бой провожая нас, русская женщина
    По-русски три раза меня обняла.

    Б. Окуджава

    «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

    Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
    стали тихими наши дворы,
    наши мальчики головы подняли,
    повзрослели они до поры,
    на пороге едва помаячили
    и ушли за солдатом солдат...

    До свидания, мальчики! Мальчики,
    постарайтесь вернуться назад.

    Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
    не жалейте ни пуль, ни гранат
    и себя не щадите вы... И все-таки
    постарайтесь вернуться назад.

    Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
    Вместо свадеб - разлуки и дым!
    Наши девочки платьица белые
    Раздарили сестренкам своим.
    Сапоги... Ну куда от них денешься?
    Да зеленые крылья погон...

    Вы наплюйте на сплетников, девочки!
    Мы сведем с ними счеты потом.
    Пусть болтают, что верить вам не во что,
    Что идете войной наугад...

    До свидания, девочки! Девочки,
    Постарайтесь вернуться назад!


    хронологическая таблица жизни и творчества (хронология) советского писателя и поета изложена в этой статье.

    Хронологическая таблица Твардовского

    1910 г. , 8 (21 н. ст.) июня — Родился на хуторе пустоши Столпово (деревня Загорье) Смоленской губернии в семье кузнеца

    1919–1924 — Учится в Ляховской сельской школе и в девятилетней школе в Белом Холме; школу не окончил.

    1925 — Первая публикация: стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня» .

    1928 — Переезжает в Смоленск.

    1931 — Женится на М. И. Гореловой. Опубликована первая поэма «Путь к социализму»

    1932 — Поступает в Смоленский педагогический институт.

    1935 — Публикация «Сборника стихов. 1930–1935».

    1936–1938 — Переезжает в Москву; поступает в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ) , который оканчивает в 1939 г. Написана поэма «Страна Муравия» (1936; Государственная премия 1941 г.) .

    1939 — Публикация поэтического сборника «Сельская хроника» . Получение диплома Московского института философии, литературы и истории. Призван в армию: в качестве военного корреспондента принимает участие в финской кампании.

    1941 — Выходит сборник «Загорье»

    1941–1945 — Работа во фронтовых газетах; создание поэмы «Василий Тёркин» (Государственная премия 1946 г.) .

    1946 — поэма «Дом у дороги» .

    1947 — Публикация книги очерков и рассказов «Родина и чужбина». Присуждение Сталинской премии за поэму «Дом у дороги» .

    1910 , 8 (21) июня – родился на хуторе Загорье, ныне Починковский район Смоленской области в семье сельского кузнеца.

    1920–1924 – годы учебы в сельской школе, ранний интерес к поэзии. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).

    1924 – становится корреспондентом местных газет, печатает стихи, очерки.

    1925 , 19 июля – в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».

    1926 – участвует в работе съезда селькоров.

    1927 – первая поездка в Москву со стихами.

    1930–1931 – подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.

    1931 – первая публикация: поэма "Путь к социализму" (благодаря поддержке Э. Багрицкого).

    1932 – поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».

    1935 – выходит "Сборник стихотворений 1930-1935", высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».

    1936 – поэма "Страна Муравия" (Государственная премия СССР, 1941).

    1938 – сборник "Дорога", цикл "Про деда Данилу".

    1939 – закончил Московский институт истории, философии и литературы. Выходит сборник "Сельская хроника". Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы».

    1939 – в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской кампании (1939–1940). Ей посвящен цикл стихов "В снегах Финляндии" (1939-40), прозаические записи "С Карельского перешейка" (опубликованы 1969).

    1941 – сборник “Загорье”.

    1941–1945 – работает во фронтовых газетах. В них публикуются созданные за годы войны стихи, объединенные во "Фронтовую хронику", очерки, корреспонденции. В эти годы написана поэма "Василий Тёркин (Книга про бойца)" (Государственная премия СССР, 1946).

    1946 – поэма "Дом у дороги".

    1947 – получает за поэму "Дом у дороги" Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950-е годы.

    1950–1960 – работает над поэмой "За далью даль".

    1953 – публикуются первые главы книги «За далью - даль». «Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.

    1950–1954 (и 1958-1970) – главный редактор журнала "Новый мир".

    1954 – Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.

    1956 – в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью - даль», в том числе - «Друг детства».

    1960 – напечатаны заключительные главы книги «За далью - даль» благодаря поддержке Хрущева.

    1961 – книга «За далью - даль» получает Ленинскую премию.

    1962 – Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.

    1963 – выходит сатирическая поэма "Тёркин на том свете" (напечатана благодаря поддержке Н.С.Хрущева).

    1965 – на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.

    1966 – Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому (1925–1997) и Ю. Даниэлю (1925–1988), обвиненным в антисоветской деятельности.

    1967 – "Из лирики этих лет. 1959-1967" (Государственная премия СССР, 1971).

    1968 – Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. (). Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).

    1969 – цикл "Из новых стихотворений".

    1970 , февраль – после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.
    Июнь – вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева (1925, Тифлис – 2018, Лондон), насильно помещенного в психиатрическую больницу.

    1971 , 18 января – Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    Жизнь А. Т. Твардовского в датах и фактах

    1910, 8 июня — рождение поэта на хуторе Загорье Смоленской губернии в семье сельского кузнеца.

    1918- 1924 — годы учебы в сельской школе, ранний интерес к поэзии.

    1924 — работа селькором смоленских газет, где в 1925 году были напечатаны его стихи.

    1925- 1936 — поэмы о коллективизации: «Путь к социализму», «Вступление», «Страна Муравия». Повесть «Дневник председателя колхоза». Выход сборника стихов, в который вошли произведения 1930- 1935 г.

    1939 — окончание Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Выпуск поэтического сборника «Сельская хроника».

    1939-1940 — участие в советско-финляндской войне в качестве военного корреспондента. Цикл стихов «В снегах Финляндии». На-граждение орденом Ленина, присуждение Сталинской премии 2-ой степени за книгу «Страна Муравия».

    1941-1945 — работа в военных газетах, публикация многочис-ленных корреспонденций, очерков и стихов. Создание поэмы «Ва-силий Теркин. Книга про бойца». (Государственная премия СССР, 1946)

    1946 — Поэма «Дом у дороги» (Гос. премия СССР, 1947). Публи-кация стихотворений о войне: «Я убит подо Ржевом» и др.

    1950-1954 — Работа главным редактором журнала «Новый мир». Публикация поэмы «За далью даль» (Ленинская премия, 1961). Первая редакция поэмы «Теркин на том свете».

    1961 — Публикация поэтического сборника «Стихи из записной книжки», книги литературной критики «Статьи и заметки о лите-ратуре».

    1963 — Публикация окончательной редакции сатирической по-эмы «Теркин на том свете». Материал с сайта

    1963-1968 — Работа на посту вице-президента Европейского со-общества писателей. Лирика последних лет: «Из лирики этих лет» (1967), цикл «Памяти матери» (1965), цикл стихов «Из записной книжки». Активная государственная деятельность.

    1971 — смерть Александра Трифоновича Твардовского в дачном поселке близ Красной Пахры Московской области.