Основные художественные приемы. Художественные приемы в стихотворении. Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создает чередование длинных и коротких Какие художественные приемы п

Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).

«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».

Для чего нужны художественные приёмы?

Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту

  • различные экспрессивные качества,
  • своеобразие,
  • выявить отношение автора к написанному,
  • а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.

При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.

Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:

  • тропы,
  • фигуры.

Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить

  • антитеза (противопоставление),
  • внутренняя рифма,
  • изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).

Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как

  • сравнение,
  • гипербола,
  • литота и др.

Литературные приёмы и появление литературы

Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

  • религиозных представлений,
  • примет,
  • суеверий.

Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

  • наименование предмета,
  • животного,
  • произнесение имени человека.

Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

  • метонимия,
  • синекдоха

(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

  • правил,
  • законов,
  • научных определений.

До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

  • риторические вопросы,
  • риторические восклицания,
  • риторические обращения.

”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

Пояснение.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.

Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» - создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» - передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.

Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Повтором стоки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Мы убедились, что поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.

План
Введение
В.В. Маяковский - один из самых необычных поэтов начала двадцатого века.
Основная часть
Художественные приёмы, используемые в стихотворении:
- неологизмы;
- эпитеты;
- образные метафоры и сравнения;
- гротеск;
- сарказм;
- обращение.
Заключение
Чтобы создать настоящее художественное произведение, необходимо переработать «тысяч тонн словесной руды».
В.В. Маяковский - один из самых необычных поэтов начала двадцатого века. Его поэзию можно по праву называть новаторской. В своей лирике В. Маяковский использует различные художественные приёмы в разных сочетаниях. В тексте одного и того же стихотворения могут быть использованы неологизмы и яркие образные метафоры и сравнения, гротеск, сарказм и эпитеты.
Обращение - основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель. В стихотворении «Послушайте!» поэт обращается к незримому читателю:
Ведь если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В стихотворении «Прозаседавшиеся» дан образ раздвоившегося человека:
Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.
Здесь поэтом используется приём гротеска - происходит смешение реального и фантастического. В стихотворении «Подлиза» используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез...».
В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» раскрываются пороки современного общества через использование особого лирического сюжета: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, нет жалости, милосердия. Фраза из данного стихотворения: «...все мы немножко лошади» стала афоризмом. В данном стихотворении В.В. Маяковский использует различные фонетические приемы: звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», - стук лошадиных копыт:
Били копыта. / Пели будто:
Гриб. / Грабь.
Гроб. / Груб.
В.В. Маяковский повышенное внимание уделял слову. В его лирических произведениях используются авторские не- ологизмы. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоем». Поэт играет со словами и рифмами, используя омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!», синонимы: «солнце», «златолобо», «светило».
Поэтический прием олицетворения несет огромную смысловую нагрузку в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», когда воспоминания о человеке Теодоре Нетте адресуются пароходу, названному в его честь. Стихотворение начинается с метафоры и сравнения: «порт, горящий, как расплавленное лето». Используемый в начале стихотворения приём звукописи создаёт атмосферу чего-то фантастического, призрачного:
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор...
Напряженность при описании парохода сменяется ироничной интонацией при воспоминаниях о дипломатическом курьере Теодоре Нетте, который «пивал чаи» в «дип-купе», спорил о поэзии, охранял важные документы.
В стихотворении «Юбилейное» объяснена роль поэзии в обществе, а все поэты условно разделены на тех, кто «в жизни был мастак» и «балалаечников». Ключевой фразой стихотворения являются слова: «Я люблю вас, но живого, а не мумию», в которой выражено истинное отношение поэта к А.С. Пушкину.
Чтобы создать настоящее художественное произведение, необходимо переработать «тысяч тонн словесной руды», найти то единственное слово, тот единственный художественный приём, который будет понятен и близок как самому поэту, так и читателю.

Для чего нужны художественные приемы? Прежде всего для того, чтобы произведение соответствовало некоторому стилю, подразумевающему определенную образность, выразительность и красоту. Кроме того, писатель - это мастер ассоциаций, художник слова и великий созерцатель. Художественные приемы в стихотворении и прозе делают текст глубже. Следовательно, как прозаику, так и поэту мало одного лишь языкового пласта, они не ограничиваются применением лишь поверхностного, основного значения слова. Для того чтобы суметь проникнуть в глубину мысли, в суть образа, требуется использовать различные художественные средства.

Кроме того, читателя нужно заманивать и привлекать. Для этого используются различные приемы, придающие особый интерес повествованию и некоторую тайну, которую требуется разгадать. Художественные средства называют по-другому тропами. Это не только неотъемлемые элементы общей картины мира, но и авторская оценка, фон и общий тон произведения, а также многое другое, о чем мы, читая очередное творение, порой даже не задумываемся.

Основные художественные приемы - это метафора, эпитет и сравнение. Хотя эпитет зачастую рассматривается как разновидность метафоры, но мы не будем вдаваться в дебри науки "литературоведение" и традиционно выделим его в качестве отдельного средства.

Эпитет

Эпитет - это король описания. Ни один пейзаж, портрет, интерьер не обходится без него. Порой единственный верно подобранный эпитет гораздо важнее целого абзаца, созданного специально для уточнения. Чаще всего, говоря о нем, имеются в виду причастия или прилагательные, наделяющие тот или иной художественный образ дополнительными свойствами и характеристиками. Не следует путать эпитет с простым определением.

Так, например, для описания глаз можно предложить следующие слова: живые, карие, бездонные, большие, накрашенные, лукавые. Попробуем разделить эти прилагательные на две группы, а именно: объективные (естественные) свойства и субъективная (дополнительная) характеристика. Мы увидим, что такие слова, как "большие", "карие" и "накрашенные" передают своим значением лишь то, что способен увидеть любой, поскольку оно лежит на поверхности. Для того чтобы мы могли себе представить внешность того или иного героя, подобные определения очень важны. Однако о его внутренней сущности, характере лучше всего нам расскажут именно "бездонные", "живые", "лукавые" глаза. Мы начинаем догадываться, что перед нами находится необычный человек, склонный к различным выдумкам, имеющий живую, подвижную душу. Именно в этом и заключается основное свойство эпитетов: указывать на те черты, которые скрыты от нас при первичном осмотре.

Метафора

Перейдем к другому не менее важному тропу - метафоре. сравнение, выражающееся именем существительным. Авторская задача здесь - сравнить явления и объекты, но очень аккуратно и тактично, чтобы читатель не смог догадаться, что мы ему этот объект навязываем. Именно так, вкрадчиво и непринужденно, нужно использовать любые художественные приемы. "слезы росы", "пожар рассвета" и др. Здесь роса сравнивается со слезами, а рассвет - с пожаром.

Сравнение

Последний важнейший художественный прием - это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как "словно", "как", "будто", "точно", "как будто". Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради "красного словца". В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы - это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Антитеза

Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести "Капитанская дочка" сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе "Обломов" также включают и этот троп.

Гипербола

Гипербола - излюбленный прием таких литературных жанров, как былина, сказка и баллада. Но она встречается не только в них. Например, гипербола "он мог бы кабана съесть" может использоваться в любом романе, рассказе и другом произведении реалистической традиции.

Инверсия

Продолжим описывать художественные приемы в произведениях. Инверсия, как нетрудно догадаться, служит для придания произведению дополнительной эмоциональности. Ее чаще всего можно наблюдать в поэзии, однако нередко данный троп использует и проза. Можно сказать: "Эта девушка была красивее других". А можно выкрикнуть: "Девушка эта красивее других была!" Сразу же возникает и задор, и экспрессия, и много другого, что можно заметить при сопоставлении двух высказываний.

Ирония

Следующий троп, ирония, по-другому - скрытая авторская насмешка, используется также довольно часто в художественной литературе. Конечно, серьезное произведение должно быть серьезным, но скрытый в иронии подтекст порой не только демонстрирует остроумие писателя, но и заставляет читателя перевести на время дух и подготовиться к следующей, более напряженной сцене. В юмористическом произведении ирония незаменима. Великие мастера этого - Зощенко и Чехов, использующие данный троп в своих рассказах.

Сарказм

С этим приемом тесно связан и другой - уже не просто добрый смех, он выявляет недостатки и пороки, порой сгущает краски, тогда как ирония обычно создает светлую атмосферу. Для того чтобы иметь более полное представление о данном тропе, можно прочесть несколько сказок Салтыкова-Щедрина.

Олицетворение

Следующий прием - олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение - перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй - подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно - одиночество и скуку.

Оксюморон

Оксюморон - еще один интересный прием, представляющий собой сочетание несочетаемого. Это и праведная ложь, и и православный черт. Подобные, подобранные совершенно неожиданно слова могут использоваться как фантастами, так и любителями философских трактатов. Порой лишь одного оксюморона бывает достаточно для того, чтобы построить целое произведение, имеющее и дуализм бытия, и неразрешимый конфликт, и тонкий ироничный подтекст.

Другие художественные приемы

Интересно, что использованные в предыдущем предложении "и, и, и" - это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние... А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить...

Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.

Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: "Кто виноват?" и "Что делать?".

Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.

Цели урока: пробудить интерес к лирике А.Фета,дать возможность "открыть себя" в работе со словом,испытать радость самовыражения в слове. Оборудование: портрет Фета, реподукции русских художников-пейзажистов, иллюстрации учащихся. Присутствует введение в проблему, актуализация знаний, аналитическая работа над текстом стихотворения "Ель рукавом мне тропинку завесила", творческая работа по стихотворению "Вечер", рефлексия учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Художественный мир лирики А.А.Фета

(урок-мастерская)

Цели урока:

  1. - обучить первичному анализу поэтического текста;

Дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове;

Пробудить интерес к лирике А.Фета, помочь понять настроение, чувства поэта;

Обородование урока: портрет А.А.Фета, репродукции картин русских художников-пейзажистов, иллюстрации к стихам русских поэтов учащихся.

Словарная работа:

Колизей -амфитеатр в РИМЕ, служил для гладиаторских боёв, вмещал ок. 50 тыс.зрителей.

Глашатай - в старину лицо, объявлявшее народу официальные известия. Выступление глашатая сопровождалось звуком рога.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение целей урока, формы урока, запись темы.

  1. Введение в проблему. Актуализация знаний учащихся.

1) Чтение отрывка из воспоминаний А.Фета.

«Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в тёмном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстей на звёздное небо. Крупные звёзды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и, по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звёзды выступали передо мною и глядели на меня так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине ещё тончайшие блёстки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные тёмными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте».

  1. Какую картину вы представляете, слушая эти строки?
  1. Каким словом можно передать самое главное ощущение от увиденного?

(красота)

  1. Каким вам представляется человек, так воспринимающий мир, природу?

(поэт, художник)

2) Обращение к репродукциям картин русских художников-пейзажистов и к иллюстрациям учащихся.

  1. Как увидели вы прочитанные дома стихи?
  2. Что значит понимать поэта?

(ответы учащихся)

Сл. уч. : Мы часто говорим:этого поэта я не понимаю, это стихотворение понимаю. Мы употребляем слово»понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение задачи. А между тем понимание задачи и стихотворения -совершенно разные вещи.

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта- это значит войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

И сегодня на уроке мы с вами и попробуем увидеть и понять то, что видит А.Фет.

  1. Аналитическая работа над стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила» (1891 г.)

1) Выразительное чтение стихотворения (индивидуальное дом. Задание)

Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения?

(страх, непонимание, удивление)

Как меняется настроение путника в лесу?

(чувство страха сменяется чувством радости, надежды)

Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?

(олицетворение, ряд наречий)

Ещё какие средства выразительности использует автор?

2) Повторное чтение стихотворения.

Запишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.

(надежда или одиночество и т.д.)

Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу, настроению.

(желающие зачитывают свои ответы)

Используя имеющиеся слова, запишите фразу, которой вы хотели бы передать своё ощущение о стихотворении.

Радость Звук охотничьего

(надежда охотничий рожок рожка несёт надежду

Спасение и спасение.)

Вывод по тексту стихотворения: Неуютность и безлюдность леса оживляется звуком «тонко взывающего рога». Этот звук несёт надежду и спасение. И «странник бедный» оживает душой и укрепляется духом.Так, за природными образами фетовского стихотворения можно увидеть глубокий сиысл: из дикой природыпо тёмному мрачному лесу (подразумеваются трудности человеческой жизни) путник возвращается к жизни. Т.е. из любой трудной ситуации есть выход, нельзя терять надежду.

  1. Творческая мастерская.

1) Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удалось так точно передать свои мысли и чувства.

Задание: Самостоятельно «вместо поэта»- подобрать наиболее соответствующие слова из предложенных, найти синонимы.

Стихотворение «Вечер»

(листочки с заданиями) (Приложение 1)

  1. Чтение полученных текстов.
  2. Сравнение с авторским вариантом.

Понравилось ли вам быть поэтом?

Легко ли быть им?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что общего в стихотворениях Фета и в картинах русских художников?

Итог: Основные темы поэзии Фета природа и любовь, слитые воедино. Именно в них сосредоточена вся красота мира, вся радость бытия. Глаз художника и поэта замечает в природе тончайшие переходы из одного состояния в другое. (обращение к репродукциям картин)

Д/ з. 1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.

  1. 2. Написать о нем отзыв по плану.

Спасибо за урок.

Если урок вам понравился, то уходя прикрепите на доске магнитик с улыбкой.

Если вы не очень довольны уроком, то магнитик без улыбки.