Завершилась Х Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры. Школьный тур олимпиады по опк Олимпиада по основам православной культуры

12 апреля в Православном Свято-Тихоновском Богословском Университете проходит федеральный тур второй всероссийской Олимпиады школьников по основам православной культуры.

Вот некоторые из вопросов и заданий Олимпиады:

  1. Этот праздник возник в России еще в XVII в., но стал торжественно отмечаться только с ХХ в. Поместный собор 1917-1918 гг. постановил праздновать его ровно через неделю после дня всех святых (т.е. во 2-ое воскресенье по Пятидесятнице). В 1941 г. с этим праздником совпало начало Великой отечественной войны.
  2. В каком году в СССР была введена в эксплуатацию первая ветка метрополитена, а также разрешена новогодняя елка?
  3. Псалтирь, книга, написанная царем и пророком Давидом, начинается словами «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых …». А какими словами она заканчивается?
  4. Эта благочестивая девушка вышла замуж за Византийского императора Феофила, бывшего убежденным иконоборцем. После смерти супруга ей пришлось управлять целой империей, пока не подрос ее сын Михаил. В период ее правления был одержан ряд военных побед, пополнена государственная казна, а главное – собран церковный собор, восстановивший иконопочитание в империи. В память этого события был установлен особый праздник.
  5. Кто эта святая и как называется праздник?
  6. Что общего у слова метаморфоза с названием одного из двунадесятых праздников?
  7. В романе Ф.М.Достоевского Семен Мармеладов при встрече с Родионом Раскольниковым восклицает: “Се человек!” Откуда взята эта фраза и кому она принадлежит?
  8. В скобках укажите православный праздник, в день празднования которого произошли события, относящихся к Великой Отечественной войне (нужно указать только цифру, под которой записан праздник).

9. Перед Вами фрагмент «Слова на 1000-летие Крещения Руси», составленного великим подвижником благочестия ХХ века архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). 11 апреля, исполнилось 100 лет со дня его рождения. О каких новопрославленных святых идет речь?

«Ныне, в юбилейный год, даровал Господь России новых ходатаев, исполненных Божией благодати. В разное время они жили и разными дорогами шли по пути Божию в Царство Небесное, но так ярко горели их сердца любовью к Богу, что свет этот не угас во времени, но достиг и нас и нам светит теперь на нашем пути к Богу…

Ныне на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном юбилею 1000-летия Крещения Руси… возгласил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: «Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих:

Благоверного великого князя Московского ________________________________(1350-1389), показавшего подвиг праведной и благочестивой жизни… отдавшего душу свою за други своя (Ин. 15,13). Он защищал веру Христову, основывал многие монастыри, строил храмы и благотворительствовал бедным.

Преподобного ___________________________________(1360-1-я пол. Х V в.), постника и аскета, известного иконописца, богослова, совершенно выразившего догмат о Триедином Боге в своей иконе _______________________.

Преподобного _________________________________(1470-1556), местночтимого радонежского святого, чудотворца, монаха-аскета и учителя иноческого жития. Он как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

Митрополита Московского и всея Руси ____________________________(1482-1563), показавшего подвиг добродетельной и постнической жизни, за которую он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Его церковная деятельность отмечена борьбой с ересями, а также собиранием духовных сокровищ Русской Церкви.

Схиархимандрита ___________________(__________________________) (1722-1794). Он возродил на Руси школу старчества.

Блаженную _________________________________________________(Х VIII – нач. XIX в.) Подвиги любви к ближним она пронесла через всю свою многострадальную жизнь, получила любовь Божию в даре прозорливости и чудотворения и любовь человеческую, которая не угасает уже второе столетие.

Епископа _________________________(_________________________) (1807-1867), подвижника благочестия, учителя христианской жизни и писателя духовного.

Иеросхимонаха _____________________________________(1812-1891) – старца, пастыря и проповедника, делателя любви к Богу через людей.

Епископа ________________________________________________(1815-1894). Он явил высоту и святость жизни, в плодотворном служении Церкви сохраняя православную чистоту и богопросвещенность»

Будем просить у Господа благословения, а у всех русских святых – молитв на вступление во второе тысячелетие, чтобы их молитвами не оскудела на Руси православная вера во всей чистоте, чтобы не забыли ни мы, ни наши потомки Божиих заповедей и заветов. И еще будем благодарить Господа за ушедшее в вечность тысячелетие.

Боже наш, слава Тебе за все и за вся во веки веков! Аминь».

10. Опишите первую фотографию: что на ней запечатлено, в какой временной интервал она могла быть сделана? Что связывает эти два снимка?

24 апреля 2018 года в в Москве состоялась торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Белоруссии, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга.

Накануне, 23 апреля, в главном здании ПСТГУ прошел суперфинал олимпиады, на который собрались победители и призеры региональных туров олимпиады — 190 учащихся 4-11 классов из 33 субъектов РФ. Школьники решали комплекс заданий. В этом году его составили эссе на тему «"Радость человеку — благотворительность его" (Притч. 19:22)», образовательный квест «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательская работа, посвященная новомученикам.

Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева. По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.

На официальной церемонии закрытия Общероссийской олимпиады, состоявшейся в Соборной палате Московского епархиального дома — главного зданич ПСТГУ, с приветственным словом выступил ректор университета протоиерей Владимир Воробьев. «Все меняется вокруг, а олимпиада наша, по милости Божией, действует. В этой внутренней ее устойчивости есть свидетельство ее доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», — отметил отец Владимир.

По итогам юбилейной олимпиады абсолютным победителем стал Валентин Мекрюков. Ученик 9 класса СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов из города Сосновый Бор Ленинградской области набрал 149 баллов из 150 возможных. Самому младшему участнику олимпиады Николаю Романову из гимназии № 1 города Брянска удалось заработать 134 балла. Он стал победителем среди 4 классов.

На олимпиаде каждое задание проверяется по ключам и имеет определенное количество баллов, пояснила председатель центральной методической комиссии олимпиады Антонина Агеева. «Ребенок может выполнить задание, но при этом ответить не на все вопросы, а значит ему зачисляется только часть баллов. Те дети, которые знают тему лучше или читают задание внимательнее, соответственно отвечают на большее количество вопросов. Кроме того, ребята выполняют разные виды работ: отвечают на вопросы, пишут эссе, участвуют в интеллектуальных играх и проектах. В итоге все эти баллы суммируются, и таким образом формируется личный рейтинг участника», — сообщила А. Агеева.

По мнению заместителя руководителя отдела образования Пермской епархии Елены Марининой, такую олимпиадную форму легче воспринимают учителя светских школ. «Это для них близко и знакомо, поэтому они откликаются на эту форму. И получается, что тот, кто включился в это движение, из него уже никуда не выходит. Они из года в год участвуют и привлекают друг друга», — подчеркнула она.

«Для нас олимпиада очень важна, потому что Пермский край — особенный регион. У нас всегда было сложно с преподаванием Основ православной культуры в силу разных причин, в том числе и исторических, — отметила Е. Маринина. — Сейчас у нас 14% школьников в светских школах выбирают предмет "Основы православной культуры". Прошло всего два года, как мы работаем на этом поприще».

В этом учебном году более 4 тысяч школьников стали победителями и призерами олимпиады. Помимо призов и грамот они получат существенные льготы при поступлении в российские вузы по профильному предмету или направлению высшего образования.

Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился со студентами Первого казачьего университета

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий встретился с руководителями петербургских вузов

Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в праздновании Дня знаний в Первом казачьем университете

Магистратура ОЦАД. Теологическое образование в современном контексте [Статья]

Состоялось очередное заседание Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации

Делегация Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета посетила святыни Казахстана

ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Примерные темы на ближайшие пять лет (2016–2021)

Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.

2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)

2017/2018 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.

2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.

2019/2020 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.

II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.

2020/2021 учебный год

ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.

ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).


24 апреля 2018 года в ПСТГУ прошла торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (ОПК). В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Беларуси, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга.


Накануне, 23 апреля, в Главном здании Свято-Тихоновского университета прошел суперфинал олимпиады, на который приехали победители и призеры региональных туров олимпиады - 190 учащихся 4-11 классов из 33 российских субъектов РФ. Школьники выполняли комплекс заданий. В этом году он состоял из эссе на тему «Радость человеку - благотворительность его» (Притч. 19, 22), образовательного квеста «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательской работы, содержавшей задания на внимательность: ребята отвечали на вопросы из истории Епархиального дома и жизни новомучеников и исповедников Российский.

Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела кандидат педагогических наук, председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева.

По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет.


На официальной церемонии закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», состоявшейся в Соборной палате, с приветственным словом выступил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв. «Всё меняется вокруг, а Олимпиада наша по милости Божьей действует. В этой внутренней устойчивости есть свидетельство её доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», - отметил протоиерей Владимир.

По итогам юбилейной олимпиады школьников «Основы православной культуры» абсолютным победителем стал Валентин Мекрюков. Ученик 9 класса СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов из города Сосновый Бор Ленинградской области набрал 149 баллов из 150 возможных.

Валентин участвует в олимпиаде уже в четвертый раз. В прошлом году был вторым, теперь победил. «Нужно очень много читать, решать задачи, которые интересны тебе самому. Причем книги могут быть совершенно разными. Это расширяет кругозор, эрудицию и очень сильно помогает», - поделился рецептом успеха Валентин Мекрюков.

Самому младшему участнику олимпиады - Николаю Романову из гимназии № 1 города Брянска, удалось заработать 134 балла. Он первенствовал среди 4 классов. Николай ходит в воскресную школу и считает, что это и помогло ему победить.


На олимпиаде каждое задание проверяется по ключам и дает определенное количество баллов, пояснила председатель центральной методической комиссии олимпиады Антонина Агеева.

«Ребенок может выполнить задание, но при этом ответить не на все вопросы, а значит, ему зачисляется только часть баллов. Те дети, которые знают тему лучше или читают задание внимательнее, соответственно отвечают на большее количество вопросов. Кроме того, ребята выполняют разные виды работ: отвечают на вопросы, пишут эссе, участвуют в интеллектуальных играх и проектах. В итоге все эти баллы суммируются, и таким образом формируется личный рейтинг участника», - говорит она.

По мнению заместителя руководителя Отдела образования Пермской епархии Елены Марининой, такую олимпиадную форму легче воспринимают учителя светских школ. «Это для них близко и знакомо, поэтому они откликаются на эту форму. И получается, что тот, кто включился в это движение, из него уже никуда не выходит. Они из года в год участвуют и привлекают друг друга», - подчеркнула она.

«Для нас олимпиада очень важна, потому что Пермский край - особенный регион. У нас всегда было сложно с преподаванием основ православной культуры в силу разных причин, в том числе и исторических, - отметила Елена Маринина. - Сейчас у нас 14% школьников в светских школах выбирают предмет «Основы православной культуры». Прошло всего два года, как мы работаем на этом поприще».

В этом учебном году более 4 тысяч школьников стали победителями и призерами олимпиады. Помимо призов и грамот они получат существенные льготы при поступлении в российские вузы по профильному предмету или направлению высшего образования («История» или «Теология»).

Как рассказала руководитель оргкомитета олимпиады, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Владимировна Склярова, вот уже более 25 лет педагогический факультет разрабатывает образовательные программы, основанные на лучших стандартах мировой академической науки и нравственных религиозных ценностях, придавая особое внимание формированию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для преподавания курса «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

По словам Татьяны Скляровой, педагогическим коллективом в рамках работы над олимпиадой была создана уникальная методическая база, включающая более четырех тысяч тестовых заданий, издано 17 учебно-методических пособий, было проведено порядка 100 проектных работ и 200 очных мероприятий. «В 2017-18 учебном году, благодаря поддержке Фонда президентских грантов, реализована разработка Концепции и Программы предмета «Православная культура» на уровне общего образования с 5 по 9 класс», - добавила она.

За 10 лет олимпиада стала самым масштабным просветительским проектом Русской Православной Церкви. Она охватила 82 российских региона, страны ближнего и дальнего зарубежья, в проекте приняли участие 2 711 397 школьников с 4 по 11 класс. С Олимпиадой сотрудничает каждая пятая школа России, 700 управлений образования страны, 60 региональных организаторов от имени Департаментов и Министерств образования, более 12 000 педагогов-волонтёров проводят на местах отборочные туры. Олимпиада входит в список предметных олимпиад школьников по профилю «Теология» и «История», имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников.