Сценарий воспитательного мероприятия " Весёлое путешествие". Дорогие друзья! Сценарий игры-путешествия для летнего лагеря

ВОКРУГ СВЕТА

ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

По станциям путешествуют команды от 3 до 10-12 человек. Количество команд должно равняться количеству станций. На каждой станции стоит ведущий (педагог-организатор). Командам на старте выдается маршрутный лист с указанием всех станций и маршрута движения. Команда с выбранным капитаном строго следует по маршруту, выполняя задания на станциях.
На каждой станции ее ведущий дает команде жетоны или отмечает в маршрутном листе выполнение заданий. После того, как команды обежали все станции, производится подсчет жетонов или баллов и награждается команда-победительница.

  • Игровые программы по станциям рассчитаны на детей из лагерей дневного пребывания и обычно проводятся в парках.

Станция № 1

«Кругосветка»

Конкурсные игровые задания:

«Части света»

Вспомнить и назвать части света (Америка, Африка, Азия, Европа, Австралия, Антарктида).
Перед вами два полушария земного шара. Выбрав карточку, назовите то, что на ней изображено, и поместите ее в ту или иную часть света (разложите на карте полушарий).

«Столица»

Столица - это главный город государства, город, в котором находится правительство.
Команда распределяет карточки с буквами алфавита между всеми участниками. На каждой карточке одна буква алфавита.
Ведущий задает вопрос: «Столица России?».
Дети пишут ответ, выстраиваясь по буквам:

М
О
С
К
В
А

Франция - Париж

Китай - Пекин

Испания - Мадрид

Белоруссия - Минск

Афганистан - Кабул

Мексика - Мехико

Вьетнам - Ханой

Австралия - Сидней

Турция - Стамбул

Болгария - София

Венгрия - Будапешт

Сербия - Белград

Станция № 2

«Госпожа валюта»

Конкурсные игровые задания

  • Предлагаются 2 конверта с карточками. В одном конверте список из названий валют, в другом - названия стран мира. Разложить на соответствие.
Великобритания Фунт стерлингов
Италия Евро (лира)
Германия Евро (марка)
США Доллар
Франция Евро (франк)
Израиль Шекель
Австралия Австралийский доллар
Украина Гривна
Япония Йена
Венгрия Евро (форинт)
Испания Евро (песета)
Болгария Евро (лев)
Швеция Крона
Бразилия Реал
Аргентина Песо
Португалия Эскудо
Нидерланды Гульден
Китай Юань
Индия Рупия
Монголия Тугрик
Азербайджан Манат
Венесуэла Боливар
Тунис Динар
Корея Бона
Перу Соль
Эфиопия Бырр
Таиланд Бат
Замбия Квача
Молдавия Лей
Узбекистан Сум
Гана Седи
Бангладеш Така
  • Нарисуйте эскиз валюты мелом, как вы себе ее представляете. Оценивается оригинальность, юмор, композиционное расположение деталей, разнообразие, наличие символа. Предлагаются такие валюты: бырр - Эфиопия, квача - Замбия, вон - Корея, така - Бангладеш.

Станция № 3

«Почтальон»

Нарисованы 2 плаката - табло с окончаниями названий городов. Дети, пришедшие на станцию, делятся на 2 команды. Капитаны команд получают сумки с табличками с начальными слогами названий городов. По очереди (эстафета) дети бегут, беря одну карточку - «Письмо» из сумки, и кладут на табло, чтобы совпало название города, возвращаются и передают сумку дальше по команде. Кто правильно и быстро?

Когда команды справятся с заданием, пусть попробуют назвать страну, в которой расположен тот или иной город.

  • Тула (Россия);
  • Рига (Латвия);
  • Лима (Перу);
  • Кито (Эквадор);
  • Сана (Йемен);
  • Каир (Египет);
  • Сочи (Россия);
  • Дели (Индия);
  • Киев (Украина);
  • Баку (Азербайджан);
  • Осло (Норвегия);
  • Вена (Австрия);
  • Сеул (Корея);
  • Чита (Россия).

Станция № 4

«Игры народов мира»

1. «По кругу» (Норвежская игра)

Играющие берутся за руки и становятся спиной к центру, затем опускают руки. Двум из них, стоящим на противоположных сторонах круга, дают по маленькому кубику, которые они по сигналу передают соседу в одну сторону. Они стремятся как можно быстрее их передавать, но наступает момент, когда один кубик догоняет другой. Тот, у кого в руках оказались 2 кубика, считается проигравшим и выбывает из игры. После этого игра возобновляется.
Передавать предметы можно, стоя лицом к центру или попеременно: одному - лицом к центру, другому - спиной.

2. «Джакып» (Турецкая игра)

Группа детей пытается сложить друг на друга 4 предмета (кубики), ведущий должен останавливать, осалив игроков мячом. Когда предметы сложены, игра завершена.

3. «Круговой обстрел» (Самарская лапта)

Игра проводится на травяной лужайке. Все участники стоят по кругу и передают волейбольным пасом (сверху или снизу) друг другу волейбольный мяч. Тот, кто совершил ошибку при приеме мяча или неточно послал мяч, садится в центр круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, время от времени сильным ударом посылают его в сидящих. Если мяч не пойман и отскочил от сидящего, он снова вводится в игру. Если же игрок не попал мячом в сидящих, он сам занимает место рядом с ними.
Круговой «обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч с воздуха в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, пробивший мяч партнеру в руки.

4. «Поймай палки!» (Тувинская забава)

Поставьте перед собой на пол вертикально две палки одинаковой длины, опираясь на них ладонями. Отпустите палки и, повернувшись кругом, попробуйте схватить их. прежде чем они упадут на землю.

Станция № 5

«Флора и фауна мира»

Задания

  1. Деревья нашей полосы. Какой лист принадлежит какому дереву?
  2. Угадай, о каком растении идет речь.
  3. Узнай и назови на открытках растения.
  4. Узнай и назови на открытках животных.
  5. Вопросы о животных моря.

Морские животные

  1. Кораллы - это животные или растения? (Животные)
  2. Что такое коралловые рифы? (Это скелеты животных.)
  3. Какое животное в море самое умное? (Дельфин)
  4. Какое животное самое большое? (Синий кит)
  5. Чем питается кит? (Планктоном - взвесью простейших растений и животных.)
  6. Какие рыбы в своих названиях сравниваются с инструментами и оружием? (Рыбы - меч, пила, молот, игла, сабля.)
  7. Какого головоногого моллюска люди употребляют в пищу? (Кальмар)
  8. Как мы называем растение ламинарию, в котором много йода (мы его употребляем в пищу в виде консервов)? (Морская капуста)

р. п. Майна

Информационная карта программы

Полное название программы

Комплексная, краткосрочная программа

детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ »

Цель и задачи программы

Создание единого образовательно-воспитательного и социокультурного пространства, обеспечивающего физическое и психическое здоровье растущей личности, активизацию ее творческого потенциала и самовыражения в творческой деятельности, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия, формирование у детей социально-нравственной устойчивости, толерантного сознания, подготовленности к жизнедеятельности в детском коллективе.

· раскрыть творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;

· создать систему интересного, разнообразного, активного и познавательного отдыха и оздоровления детей летний период;

· создать атмосферу психологического комфорта для каждого ребенка;

· укрепить физическое здоровье.

ПРОГРАММА


летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

МАОУ ДОД «Центр детского творчества»

«ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ »

(комплексная, краткосрочная)

Майна -2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий. Это период свободного общения детей. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 18 ДНЕЙ» предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях временного детского коллектива.

Разработка данной программы по организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала обучающихся и педагогов в реализации цели и задач программы.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Данная программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях временного детского коллектива.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 смены (июнь). Оптимальное количество участников - 20 обучающихся.
Основной состав участников смены – это дети в возрасте 6-15 лет.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Это период, когда дети могут «сделать» свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться «красиво» проигрывать и побеждать.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Лагерь дает ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

ПРОГРАММА «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 21 ДЕНЬ»

детского оздоровительного лагеря «Радуга»

на базе СОШ п.Лыхма

(срок реализации программы 21 день)

2016 год

Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

    духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

    формирование здорового и безопасного образа жизни.

Основной состав лагеря - это обучающиеся ОУ в возрасте 7-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей и из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 16 человек. Количество участников смены – 33 человек.

Цель :

Реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

Организовать систему оздоровительных мероприятий;

Способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

Раскрыть творческий потенциал детей;

Развить различные формы общения в разновозрастных группах;

Расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

Воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Принципы реализуемой программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов :

    нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;

    социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

    индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;

    интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;

    социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора .

Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

    неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

    факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

    чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

    активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

    особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

    Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

    Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

    Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы;

    Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты

Программа летнего школьного оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка , а именно:

    умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

    владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

    обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

    любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

    владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

    любящий свой край и свою Родину;

    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Этапы реализации программы

    Подготовительный этап

Первый этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

    подготовка методического материала для работников лагеря;

    подбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей;

    разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.п.).

    Организационный этап смены

Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

    встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    запуск программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;

    формирование органов самоуправления;

    знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

    проведение инструктажей.

    Основной этап смены

Основной деятельностью третьего этапа является:

    реализация основной идеи смены;

    вовлечение детей в различные виды коллективно-творческих дел;

    работа творческих мастерских.

    Заключительный этап смены

Основной идеей четвертого этапа является:

    подведение итогов смены;

    анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря;

    выработка перспектив деятельности на следующий год.

Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

    Закон «Об образовании РФ».

    Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.

    Устав СОШ п. Лыхма .

    Положение о лагере дневного пребывания.

    Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

    Инструкции по технике безопасности.

    Инструкции по организации и проведению экскурсий.

    Должностные инструкции работников.

    Санитарные книжки с отметкой о прохождении медицинского осмотра.

    Заявления от родителей.

    Акт приемки лагеря.

    Программа.

Материально-технические условия предусматривают:

    финансирование за счет средств местного бюджета;

    большой спортивный зал;

    школьная библиотека;

    столовая;

    игровая площадка;

    спортивная площадка;

    кабинеты;

    ТСО;

    художественные средства, игры настольные и др.;

    хозяйственный инвентарь;

    аудиотека, фонограммы;

    канцелярские принадлежности;

    компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, телевизор.

Кадровые условия:

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

    начальник летнего лагеря;

Кураторы отрядов:

    воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

    вожатые (из числа обучающихся).

Психолого-педагогическое сопровождение смены:

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

    консультационный

    прогностический

    практический.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:

    Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;

    Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.

    Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

    Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

    1. Организационный модуль

Формы работы:

    планирование;

    подготовка к лагерной смене;

    оформление лагеря;

    подготовка материальной базы;

    распределение обязанностей;

    подготовка к сдаче приемной комиссии;

    организация питания в школьном оздоровительном лагере.

    1. Физкультурно - оздоровительный модуль

Формы работы:

    утренняя зарядка;

    встречи с медицинским работником;

    влажная уборка, проветривание;

    беседы о вредных привычках;

    организация питания воспитанников;

    спортивные праздники;

    конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни;

    экскурсии в спортивно-оздоровительный комплекс «Здоровье»;

    цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам поведения на водоемах в летний период.

3. Творческий модуль

Формы работы:

    коллективно-творческая деятельность;

    участие в районных мероприятиях;

    участие в общелагерных мероприятиях;

    работа кружка «Творческая мастерская»;

    конкурсы;

    викторины.

4. Патриотический модуль

Формы работы:

    Нравственно-экологический модуль

Формы работы:

    экскурсии в природу;

    экологический КВН;

    библиотечные часы;

    викторины, конкурсы;

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

«День знакомств»

    Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;

    Открытие лагерной смены «Здравствуй, друг!»;

    Инструктаж по технике безопасности;

    Подвижные игры;

    Тренинг «Знакомство», «Об именах»

2.07

«День Древней Греции»

    Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;

    Спортивное мероприятие «Спорт любить – сильным и здоровым быть»;

    Беседа и презентация «Родина Олимпийских игр»

    Подвижные игры на свежем воздухе;

    Конкурс «Спортивная пантомима»;

4.07

«День Мастеров»

    Мастер – класс «Умелые руки не знают скуки», творческая мастерская;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

    «Завтра была война», книги о ВОВ (библиотека)

5.07

«День Детства»

    Конкурс рисунков на асфальте «Мы дети Земли»

    Подвижные игры на свежем воздухе

    Познавательное мероприятие «Веселая карусель»

6.07

«День Швейцарии»

    Экологическая тропа (беседа, экскурсия)

    Беседа и презентация «Самая чистая страна в мире»

    Викторина «Зеленые страницы»

    Познавательно – профилактическое занятие «Огонь - друг, огонь – враг. Берегись беды, когда ты у воды»

7.07

«День Японии»

    Беседа и презентация «Самая здоровая страна в мире»;

    Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»

    «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;

    Дискуссия «Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет»!»

    Инструктаж по технике безопасности, оказание первой помощи.

8.07

«День ХМАО»

    Экскурсия в Казым;

    Конкурс рисунков «Моя малая родина»;

11.07

«День Сказки»

    Путешествие в страну сказок;

    «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:

Рабочий костюм Бабы-яги;

Парадно-выходной костюм Иванушки – дурачка;

Спортивный костюм Кощея Бессмертного;

Зимний костюм Водяного;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

12.07

«День России»

    Конкурсная программа «Русская кудесница»;

    Конкурс рисунков «Народы России»

    Беседа и конкурс рисунков «Олимпиада – 2014 года в Сочи».

13.07

«День России»

    Беседа и презентация «Великие ученые нашей страны»;

    Познавательный турнир «Умники и умницы»;

    Игра «В стране интеллектуалов»;

    Круглый стол «Остров знаний»

14.07

«День Германии»

    Беседа и презентация «Родина современного автомобиля»;

    «Безопасное колесо» познавательный турнир;

    Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГИБДД и нарисуйте новый дорожный знак;

    Подвижные игры на свежем воздухе;

15.07

«День Украины»

    Беседа и презентация «Самая веселая страна»;

    Развлекательная игра «Крокодил»

    Конкурс карикатур

    Беседа «Чудесный мир птиц».

18.07

«День Италии»

    Беседа и презентация «Самая музыкальная страна»;

    Музыкально – познавательная игра «Цветы в песнях»;

    Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -

В прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты;

Составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);

    Подвижные игры на свежем воздухе;

Домашнее задание: «Съедобный зоопарк», изготовить из разных овощей:

Огуречного крокодила;

Картофельного медведя;

Морковную лису и т.д.;

19.07

«День Франции»

    Беседа и презентация «Страна-лакомка»;

    Игра «Гигиена питания»;

    Выставка «Съедобный зоопарк»;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

20.07

«День Хорватии»

    Беседа и презентация «Самая солнечная страна»;

    Конкурсная программа «Мистер и Миссис Лето»;

    Конкурс частушек;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

21.07

«День Норвегии»

    Беседа и презентация «Самая грибная страна»;

    Экологический конкурс «Грибной марафон»;

    «Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:

    «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;

    «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»;

    Подвижные игры на свежем воздухе.

22.07

«День России»

    Торжественная линейка «Подвигу народа – жить в веках»;

    Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне, беседа;

    Конкурс рисунков «Мой дедушка – герой!»;

    военно-патриотическая игра «Зарничка».

25.07

«День Китая и Индии»

    Беседа и презентация «Страны-художники»;

    Экскурсия в выставочный зал;

    Конкурс рисунков «Дети любят рисовать».

26.07

«День Бразилии»

    Беседа и презентация «Самая дружелюбная страна»;

    «Солнечный круг» развлекательно – игровая программа;

    Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:

    «Кошка – ложка – окошко – немножко»;

    «Лето – зной – веселье – вой»;

    «Стакан – банан – карман – обман».

    «Писатели и поэты о дружбе» (библиотека)

27.07

«День Карибского моря»

    Беседа и презентация «Море пиратов»;

    Игра «В поисках сокровищ капитана Флинта»

    Подвижные игры на свежем воздухе.

28.07

«День Расставания»

    Торжественная линейка, посвященная закрытию смены;

    «Сцена прощания» концертная программа.

    Подведение итогов.

Список используемой литературы

    «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.

    Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.

    Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001

    Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003

    Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

    Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

    И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973

    Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

    Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

    Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Усть-Ивановская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы /Печенкин В.В./

« » 2016 г.

Программа

оздоровительного лагеря

«Искатель»

«Вокруг света за

18 дней»

Программу разработала: Макаренко Вера Геннадьевна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– возможностью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов для благоустройства территории школы, села.

Актуальность

Тема эколого-географического образования школьников актуальна и привлекательна, трудна и необходима. Недостаточная грамотность в данном направлении, отсутствие практических навыков занятий и работ на природе говорят о неполноценности интеллектуального развития личности. С развитием современных технологий новое поколение людей должно научиться жить в гармонии с природой – это сохранит не только природу, но и человека, который является частью природы.

Сегодня видна необходимость использования комплексного подхода к решению проблем всестороннего воспитания. А именно, следует не только вооружать учащихся научно-техническими знаниями о мире, природной среде и законах его развития, но и формировать бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам. Лишь такое сочетание знаний научных основ географии и экологии с практическими мероприятиями позволит воспитать всесторонне грамотного человека.

Генетически человека тянет на природу, он стремиться к общению с ней на любом уровне, от загородных прогулок до полного отказа от проживания в городской среде. Безусловно, природа прекрасна во всех своих проявлениях, но постоянно требует к себе бережного отношения. Именно в школьные годы экологическая культура проявляется в ответственном личном подходе к природе, активном участии в труде по защите и улучшению природного сооружения, экологических исследованиях, пропаганде экологических идей, культуре профессионального труда.

Цели и задачи программы

Цель - создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

    Создание условий для организованного отдыха детей.

    Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

    Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

    Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.

    Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

6.Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

    создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

    взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

    активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

    необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

    оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

    вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

    сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

    постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

    грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

    грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

    грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

    грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

    грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

    добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

    доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

    в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления деятельности, оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. .

Работа в детском оздоровительном лагере будет организована по следующим направлениям:

      Социальное

      Духовно - нравственное

      Общекультурное

      Культурно-интелектуальное

      Спортивно-оздоровительное

      Трудовое

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 7-15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

Принцип практической направленности, предусматривающий возможность применять полученные знания в практической деятельности; умение работать с разными источниками информации; умение работать в сотрудничестве и самостоятельно.

В содержании программы большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость проводимых мероприятий. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой. Особое внимание программы уделяется культуре труда, правилам безопасности работы и личной гигиене.

Для успешной реализации программы следует сочетать исследовательскую деятельность с литературным наследием.

Специфика программы состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, литературные, исторические обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить детей с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самой программы, а также реализация метапредметных связей с литературным чтением, окружающим миром обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Механизм реализации программы

I. Подготовительный этап включает:

– подбор кадров, эффективную расстановку сил;

– комплектование отрядов, разработку проектной документации.

II. Организационный этап включает:

– знакомство с правилами внутреннего распорядка лагеря;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы, где дети:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

– помогают в благоустройстве школьной территории и села;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Приобретают умения и навыки самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с пропагандой здорового образа жизни, тематикой экологического воспитания, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

Структура управления лагерем .

В основе организации жизни лагеря лежит сюжетно-ролевая игра, основанная на легенде лагеря «Морское путешествие».

Легенда.

Романтика морских приключений… Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата.
Вы, участники смены, сможете осуществить эту мечту.

Известный Капитан Врунгель набирает флотилию для экспедиции, поставившей себе цель: открыть все тайны мира.

Что ожидает юных путешественников в открытом море?

Вас ожидает морское путешествие «Вокруг света за 18 дней». Главная цель нашего путешествия –обогнуть земной шар за 18 дней, тем самым повторить подвиги великих путешественников, и главного литературного героя повести Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Вы услышите захватывающие истории о морских путешествиях, настоящей любви и несметных пиратских сокровищах. Вы переживете кораблекрушение и отыщете потерянные вещи капитана Врунгеля: морские карты, подзорные трубы, старинные пушки и многое другое. Но прежде нужно будет проплыть «Музыкальный залив», переплыть «Мыс морских забав», исследовать «Необитаемый остров» и побывать в роли морских следопытов, отыскивая припрятанный клад капитана Флинта. Поможет вам в этом твердая вера в себя, счастливая звезда и главный адмирал с целым экипажем неунывающих боцманов.

В ходе смены вас ждёт увлекательные игры, праздники.

Но это еще не все! Вам также предстоит пережить невероятные приключения, оказываясь то на Гребне Волны, то уходя в Морские Пучины к морским чудовищам, живущим на дне океана, в окружении водорослей и давно затонувших кораблей. Ваши силы будут направлены на то, чтобы решить всевозможные головоломки, паззлы. Вы сразитесь в Морских Боях с пиратскими флотилиями, которые посягнут на ваш фрегат.

Ребята, Вам интересно отправиться с нами в увлекательное путешествие? Тогда приглашаем вас стать членами большого экипажа и совершить с нами увлекательное морское путешествие!

Отдать швартовые, ПОЛНЫЙ ВПЕРЁД!

Все учащиеся делятся на отряды (экипажи). Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана.

Начальник лагеря – адмирал.

Лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала, в который заносятся успехи и достижения членов экипажей - капитан .

Дети – юнги.

Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка.

Место проведения линейки – капитанский мостик.

Экипажные комнаты – кубрики и каюты.

Воспитатели – боцманы.

Вожатые отрядов – штурманы

Столовая – камбуз.

Информационный стенд – дневник путешествия.

В оформлении, одежде, ритуалах также элементы морской тематики: якоря, компасы, карта, глобус, рында (морской колокол), штурвал, капитанская фуражка, спасательные круги, бескозырки и т.п.

Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий ».

Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать материки и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех островов.

Система стимулирования. После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:
- «Самый дружный»,

- «Самый творческий»,

- «Самый интеллектуальный»,

- «СУПЕРЭКИПАЖ» и другие номинации.

Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях отрядной жизни, игровых отрядных условностях, в особых приветствиях, прощаниях, пожеланиях успеха, оформлении отрядного уголка.
Девиз нашего лагеря: « Друг за друга мы горой, вот обычай наш морской ».

Каждый член экипажа лагеря должен соблюдать Законы лагеря.

    Крепи дружбу морским узлом

    Получил задание -выполни

    Сам утопай, а товарища спасай

    Скуку - за борт

    Улыбка - флаг корабля

    Здоровый смех - успех экипажа

    Не суйся в воду, не зная броду

    Много не ешь - корабль может затонуть

    Только смелым покоряются моря

    Капитан всегда прав.

Выполнение всех Законов предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.


Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

    Укрепление и оздоровление детского организма:

Формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены)

Развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости)

    Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

    Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

    Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

    Приобретение новых знаний и умений в результате занятий (разучивание песен, игр, составление проектов)

    Расширение кругозора детей.

    Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

    Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.

    Личностный рост участников смены.

Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

    Временный характер детского объединения.

    Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

    Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

    Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

    Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.

    Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Реализация программы:

Мероприятие

Форма проведения

«Отплывая от родных берегов…»

Открытие лагерной смены. Организационный период.

«Северная Америка»

Совместная работа педагогов и детей.

«Великобритания. Англия»

Совместная работа педагогов и детей.

«Бухта моряка и морячки»

Совместная работа педагогов и детей.

«Южная Америка»

Совместная работа педагогов и детей.

«Музыкальный залив»

Совместная работа педагогов и детей.

«Антарктида»

Совместная работа педагогов и детей.

«Мыс морских забав»

Совместная работа педагогов и детей.

«Африка»

Совместная работа педагогов и детей.

Совместная работа педагогов и детей.

«День рыбака»

Совместная работа педагогов и детей.

«Австралия»

Совместная работа педагогов и детей.

«Необитаемый остров. Ромбинзонада»

Совместная работа педагогов и детей.

«Наш сосед –Китай»

Совместная работа педагогов и детей.

«Япония-страна восходящего солнца»

Совместная работа педагогов и детей.

«Остров «Минута молчания»

Совместная работа педагогов и детей.

«Здравствуй, Родная земля!»

Совместная работа педагогов и детей.

«Бросаем якорь»

Совместная работа педагогов и детей.

План-сетка мероприятий

Мероприятия

«Отплывая от родных беоегов»

Регистрация детей, комплектование экипажей - помощников капитана Врунгеля; утренняя линейка «Свистать всех наверх» (сбор-инструктаж,

знакомство с заповедями, законами, атрибутикой, гимном моряка). Музыкальный бодрячок.

Операция «Уют» - обустройство и оформление отрядного уголка.

Праздник открытия смены «Друг за друга мы горой, таков обычай наш морской».

Презентация экипажей: название экипажа, символика, девиз, законы, средство передвижения;

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем форму одежды и знаки различия моряков).

«Северная Америка»

«Ацтекская тропа»(День индейца)

«Посещение Голливуда»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаеи историю русского флота).

«Великобритания. Англия»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Рыцарский турнир»

Игра «Великие сыщики»

«Королевский театр»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем быстроходные корабли);

«Бухта моряка и морячки»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

Конкурс за звание «лучшего моряка» и «лучшей морячки».

«наскальные рисунки»

На Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем «Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях»).

«Южная Америка»

«Спортивно-развлекательная игра «Зов джунглей»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (знакомство с путешественником Кусто).

«Музыкальный залив»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Музыкальный залив» (танцевально-развлекательная программа «Ты - морячка, я - моряк!».)

«Просмотр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем легендарные песни о море);

«Антарктида»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

Викторина «Есть ли жизнь в Антарктиде»

Спортивно-развлекательная программа «Сахарно-морожено на блюдечки положено»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем морские узлы)

«Мыс морских забав»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Морские забавы»(эстафета с водой)

«Книга рекордов Гиннеса флотилии капитана Врунгеля» Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем тайну Бермудского треугольника);

«Африка»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок;

Отрядное мероприятие: написание послания в бутылке будущим поколениям. (акция «Капсулы времени»).

«Поле чудес» -интеллектуальная игра.

Зажигательные танцы Африки(конкурс на лучший танец)

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем отечественных мореплавателей и их вклад в развитие морского дела);

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок;

«Фестиваль индийских фильмов»

«Состязание йогов»

Конкурс индийского танца.

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем подводный мир Индийского океана)

«День рыбака»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

Праздник пересечения экватора(«День Нептуна»)-

спортивно-развлекательное мероприятие.

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (традиции у моряков при пересечения экватора)

«Австралия»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок

Спортивное-развлекательное мероприятие «Тропой аборигенов»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем блюда из рыб);

День 13. «Необитаемый остров»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Ромбинзонада»-спортивно-развлекательное мероприятие.

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем, что такое остров, их виды. Изучаем тайну острова Пасхи).

«Наш сосед-Китай»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Праздник боевых искусств»-спортивно-развлекательное мероприятие.

Китайские народные танцы.

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем морских разбойников, их виды и способы ведения боя)..

«Япония-стана восходящего солнца»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

«Чаепитие у императора»-конкурсно-развлекательное мероприятие.

«Путешествие в мир научно-технического прогресса»(изготовление фантастических проектов и их защита)

День 16. «Остров Минута молчания»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

Митинг. Возложение цветов.

Концерт с патриотическими стихотворениями, песнями о Великой Отечественной войне: «И помнит мир спасенный…»

«Здравствуй, родная земля!»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок.

КТД «День России»

Морская Академия открытий капитана Врунгеля (изучаем русских флотоводцев).

«Бросаем якорь»

Утренняя линейка «Свистать всех наверх»; музыкальный бодрячок;

Гала-концерт: «На всех парусах».

Награждение от капитана Врунгеля.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

Финансирование программы:

1. Привлечение средств, материальных и трудовых ресурсов спонсоров.

2. Привлечение родителей в помощь реализации программы.

Основные принципы:

    Добровольность.

    Думай, предлагай, доказывай, действуй

    Показывай пример трудолюбия на деле

    Помогай товарищу.

    Сей вечное доброе

Реализация программы требует коллективной деятельности: у каждого учащегося свои возможности и способности. Предлагаемые нами принципы отвечают целям и задачам программы.

Риски:

Погодно – климатические условия: повлияет на сроки выполнения этапов программы.

Устранение рисков:

Перенос сроков выполнения программы в зависимости от погодных условий.

Приложение 1

Методика изучения удовлетворенности подростков жизнью в детском лагере

Анкета №1

1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в подобной смене?

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

2. Насколько интересно был организован твой отдых?

3. Что для тебя было самым интересным в данной смене?

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

Поисковые

Спортивные

Организаторские

Затрудняюсь ответить

5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.

Анкета №2

1.​ Понравилось ли тебе в оздоровительном лагере?

2.​ Ты посещал(а) лагерь по желанию или по настоянию родителей?

3.​ Жалеешь ли ты об этом?

4.​ Чего, с твоей точки зрения, в этой смене в жизни лагеря было больше:

o​ положительного

o​ отрицательного

5.​ Можно ли сказать, что вожатые и воспитатели работали хорошо?

6.​ Чего, по твоему мнению, в жизни отряда в этой смене было больше:

o​ положительного

o​ отрицательного

7.​ Если бы тебе сейчас предложили перейти в другой отряд, сделал бы ты это?

8.​ Считаешь ли ты, что воспитатель твоего отряда самый лучший?

9.​ Если да, то почему?

а) потому что закрывает глаза на поведение;
б) личная симпатия;
в) умеет зажечь, руководить, рассказывать и т.д.

10.​ Хотел бы ты начать смену сначала в том же составе?

11.​ В каком году в лагере было лучше?



Приложение 2

Устав лагеря «Искатель»

Приложение 3

Законы и правила лагеря «Искатель»

Закон хозяина.

«Искатель» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Приложение 4

8
.00 Приход детей

8.30 Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

8.45 Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

9.00 Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

9.30-12.30 Отрядные, лагерные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

12.30 Обед

Н
о у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

13.00-14.00 Отрядные, лагерные дела (подготовка к сл. дню)

14.00 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем!

Использованная литература:

    Тивикова С.К. «Организация внеурочной деятельности младших школьников.» Москва «Русское слово» 2013.

    Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002

    Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. – Липецк, 1995

    Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998

    Название: «Вокруг света за 21 день»

    Вид лагеря : летний оздоровительный лагерь

    Место проведения : отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних БУ ЧР «Урмарский КЦСОН» Минздравсоцразвития Чувашии

    Сроки проведения:

    Срок реализации: смена лагеря - 21 день.

    Рассчитана на детей 7 - 15 лет.

    Пояснительная записка

    Значимость летнего лагеря для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно. Поэтому летний оздоровительный лагерь на базе отделения диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних БУ ЧР «Урмарский КЦСОН» будет открыт под девизом: «Лагерь - территория здоровья».

    Целью деятельности нашего отделения является социальное обслуживание граждан в трудной жизненной ситуации, реализации их прав и интересов, содействии стабильности семьи как социального института.

    Одним из основополагающих видов деятельности учреждения является социальная реабилитация и профилактика социального сиротства несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Его осуществляет стационарное отделение нашего центра. В летний период перед специалистами отделения главной задачей становится поиск новых форм и методов организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних, являющихся клиентами учреждения, формирование у них социальных навыков.

    Актуальность программы

    В последнее время проблема толерантности в современном обществе стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном, региональном и местном уровне. Это связано с уменьшением уровня терпимости к людям, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая аспекты жизни других людей, что привело к увеличению роста насилия, агрессивности, расширению зон конфликтов и конфликтных ситуаций в межличностных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

    Особое внимание государственных структур обращено на негативную тенденцию роста недоброжелательности, озлобленности, взаимной нетерпимости и культурного эгоизма в детской и подростковой среде. Поэтому актуальной задачей всех социальных институтов на сегодняшний день является необходимость поиска эффективных способов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

    Наиболее социально уязвимыми остаются несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, так как нарушены функции социального взаимодействия с окружающими его людьми (сверстниками, взрослыми). Учреждения социального обслуживания семьи и детей имеют большие возможности для формирования основ толерантности у детей данной категории, которые могут быть реализованы в процессе реабилитационной деятельности.

    На наш взгляд, решить проблему социализации и адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также толерантного отношения к окружающей действительности позволяет организация летнего отдыха «Вокруг света за 21 день» продиктовано вышеизложенной необходимостью.

    Мы считаем, что в результате реализации данной программы у детей появится возможность освоить более продуктивные способы общения и взаимодействия с окружающими посредством участия в разносторонней социально-творческой деятельности. Это позволит развить коммуникативные умения, самоуважения, терпимость по отношению к другим людям, сформировать активную жизненную позицию и другие качества толерантной личности, необходимые для усвоения адекватных моделей поведения и эффективного функционирования в современном обществе.

    Цели и задачи программы

    Цель - воспитание у детей и подростков из социально уязвимых семей основ толерантного отношения к окружающему миру через организацию активного летнего отдыха и оздоровления.

    Задачи:

    1. Формирование социально активной жизненной позиции и социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнический и социальных общностей.

    2. Воспитание уважения к культуре другого народа через расширение общих представлений об обычаях и традициях народов мира.

    3. Формирование толерантного отношения к членам своей семьи и семьям своих сверстников.

    4. Развитие навыков общения путем организации сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

    5. Выявление и развитие творческих способностей детей посредством их вовлечения в различные виды досуговой деятельности.

    6. Формирование потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.

    Легенда лагеря: «Давным-давно, на самой заре зарождения человечества, на планете Земля люди жили счастливо и мирно. Не было различий между людьми по богатству и бедности, по национальности и по вероисповеданию. Люди чувствовали себя частью одной большой и дружной семьи. Младшие уважали старших, заботились о слабых и между ними никогда не возникало ссор и обид. Но со временем многие люди стали плохо относится друг к другу, стали злыми и жестокими.

    С тех пор прошло много времени, и люди поняли, что, только снова объединившись, и начав понимать, и слушать друг друга, можно восстановить мир и согласие на планете Земля. Для этого нам всем вместе нужно отправиться в интересное путешествие, для того чтобы познакомиться с традициями разных стран мира, понять и принять культуру и обычаи других народов, живущих на нашей планете».

    Содержание проекта строиться на основе легенды. Логика развития смены определяется путешествием на «Волшебном поезде» по разным странам и континентам мира. Поэтому каждый день является тематическим и посвящен ознакомлению с обычаями и традициями определенной страны или континента. Блоки программы строятся на основе видов традиций, с которыми знакомятся участники в процессе «посещения страны».

    Необходимые требования для организации ежедневных мероприятий: наличие флага страны, записей национальной музыки страны, меню блюд в столовой с учетом специфики национальной кухни, например: Россия - щи, Япония - рис с рыбой по -японски, Италия - пицца, Греция - салат с греческими маслинами и т.д. В начале смены все дети получают «Амулет достижений», на который за каждое удачное мероприятие, выполненное задание или победу в соревнованиях, конкурсах участники программы прикрепляют по бусине. Таким образом, в течение программы каждый участник видит свои достижения, а к концу смены все получают дипломы участника смены и подарки.

    Название блока

    Направления мероприятий блока

    Формы и методы реализации

    Культурно- исторические традиции

    Формирование позитивного отношения к культурам других стран. Знакомство с традициями и обычаями других стран мира.

    Игровые программы, творческие конкурсы, игры-импровизации, презентация культурно-исторической традиции той или иной страны.

    Спортивно - оздоровительные традиции

    Формирование физической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ.

    Спортивные игры и соревнования, спортивно-развлекательные игры по этапами, дискотеки, танцевальные соревнования, приглашение медицинского работника, конкурс плакатов, обучение традиционным видам спорта той или иной страны и др.

    Семейные традиции

    Восстановление семейных традиций, воспитание ценностного отношения к семейным традициям. Формирование уважительного отношения к членам

    Развлекательные игровые программы, беседы, КТД, инсценировки, ролевые игры. Создание творческого проекта на тему «Терпимость в семье», конкурс поздравительных открыток на день семьи и др.

    Традиции ремесленного дела

    Формирование навыков и творческого труда. Демонстрация способов толерантного взаимодействия в творческой деятельности с целью взаимообогащения.

    Организация работ творческих мастерских, мастер-классы, КТД. Приготовление национальных блюд.

    Механизм реализации программы

    Программа реализовывалась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

    1. Подготовительный этап (май) включает следующие мероприятия:

    * Детальную проработку всей программы «Вокруг света за 21 день», разработку календарного плана-сетки, сценариев всех мероприятий, соревнований, конкурсов. Подбор кадров для работы в летнем лагере, распределение обязанностей.

    * Подготовка материально-технической базы.

    * Комплектование отрядов (анкетирование детей и составление списков). Оформление необходимых документов. Проведение необходимых первичных диагностик.

    2. Основной этап (июнь-август) включает следующие мероприятия по вовлечению участников в активную деятельность:

    * Формирование законов и условий совместной работы, подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

    * Организация и проведение досуговых и оздоровительных мероприятий смены. Проведение тематических и итоговых праздников.

    * Взаимодействие со средствами массовой информации по информированию о деятельности участников площадки.

    * Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).

    3. Заключительный этап (сентябрь) - подведение итогов реализации программы «Вокруг света за 21 день»:

    * Анализ результативности реализованной программы и проведение совещания по подведению итогов работы летней площадки, освещение в СМИ.

    Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

    Ожидаемые результаты

    Критерии оценки

    Организована система летнего досуга и отдыха несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    Доля охвата подростков от общего количества детей Учреждения, охваченных мероприятиями по отдыху и оздоровлению детей.

    Количество публикаций в СМИ.

    Реализация запланированных мероприятий (на 100%).

    Соответствие форм, методов работы возрастным особенностям детей согласно программы.

    Отсутствие зарегистрированных случаев травматизма детей и работников за летний период.

    Наличие положительных отзывов воспитанников.

    Сформированность социально активной жизненной позиции и социально-нравственных мотивов поведения личности

    Количество организованных мероприятий, способствующих развитию социальной активности детей (акции, конкурсы). Доля воспитанников, включенных в мероприятия, от общего количества детей смены.

    Проявление новых инициатив в социально значимой деятельности, выражающихся в мероприятиях по развитию культуры межличностной и социальной толерантности.

    Сформированность положительно устойчивой позиции к культуре, обычаям и традициям другого народа

    Эмоциональная стабильность личности.

    Доброжелательность, вежливость, терпение во взаимоотношениях с представителями другой нации или социальной общности.

    Наличие социальной ответственности и самостоятельности в своем выборе действия и поступков.

    Повышение уровня духовно-нравственных качеств личности несовершеннолетних.

    Наличие сформированных навыков общения путем организации сотрудничества и конструктивного взаимодействия.

    Наличие готовности к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях.

    Отсутствие конфликтных ситуаций между участниками проекта с представителями другой нации или социальной общности.

    Высокий уровень сплоченности коллектива детей.

    Сформированность потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье.

    Количество мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни.

    Отсутствие незафиксированных случаев негативных проявлений (вредные привычки) со стороны во время дискотек и мероприятий.

    Наличие творческих способностей детей.

    Количество организованных мероприятий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей детей.

    Положительные результаты психологической и социально-педагогических диагностик несовершеннолетних.

    Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх.

    Наличие достижений по результатам проведенных мероприятий (положительные отзывы, грамоты, дипломы и т.д.)

    Наличие сформированного толерантного отношения к членам своей семьи и семьям своих сверстников

    Положительные результаты психологической и социально-педагогической диагностик несовершеннолетних.

    Количество организованных мероприятий, способствующих формированию толерантного отношения к членам своей семьи и сверстника.

    Организация взаимодействия оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием детей «Вокруг света за 21 день» с социумом

    Координационно - педагогический компонент

    в работе по программе.

    План - сетка по дням

    1 день

    1. Формирование отрядов по 5-10 человек.

    2.Выбор название отряда, эмблемы, девиза, атрибута.

    3.Официальное открытие смены: Вертушка «Вокруг света»

    4. Дискотека «Эх, молодежь!»

    2 день

    1. Работа в творческой мастерской: изготовление талисмана отряда из соленого теста.

    2.Спортивное мероприятие

    3. Поход выходного дня «Цветочная долина»

    3 день

    Россия

    1. Традиции русской кухни (приготовление русских блюд).

    2.Фольклерный праздник «Веселая ярмарка).

    3.Спортивная игра «Будьте друзьями друг другу»

    4 день

    Франция

    1.Конкурс «Подиум д Арт»

    2. «Любовь с первого взгляда»

    3.Конкурс цветочных букетов. Выезд на природу.

    5 день

    Северная Америка

    1.Конкурс стенгазет «Семейные традиции американцев».

    2.Игра по этапам «Индийская тропа»

    3.Конкурс рисунков «Природы нашей красоты»

    6 день

    Италия

    1. КВН между персоналом и детьми

    2.Традиции итальянской кухни «Праздничная пицца»

    3. Летний кросс «Друзья познаются в спорте».

    7 день

    Египет

    1.Работа в творческой мастерской.

    2 Командная игра «Сокровища Востока»

    3.Сбор лекарственных трав «Зеленая страна»

    8 день

    Греция

    1. Спортивно-оздоровительная программа «Олимпийские игры».

    2. Уроки по безопасности жизни - беседа «Ядовитые растения, насекомые».

    9 день

    Греция

    1. Вечер мифов и легенд, инсценировки, сюжетно-ролевые игры.

    2. «Ловись рыбка большая и маленькая» - состязание рыбаков.

    3.Путешествие по карте мира ко Всемирному дню океанов «Вокруг света за 1 час».

    10 день

    Необитаемый остров

    1. День наоборот.

    Комический футбол.

    2.Коллективный поход «Топ-топ-топает турист».

    3. Интеллектуальная викторина

    11 день

    Индия

    1. Шахматно-шашечный турнир.

    2.Стартинейджер «Танцор диско».

    12 день

    Япония

    1.Работа в творческой мастерской: изготовление японских сувениров (оригами, икебана, сад камней).

    2 Конкурс японских искусств.

    13 день

    Дания

    1. Конкурс «Сказки дядюшки Андерсена».

    14 день

    Бразилия

    1. Лесной забег «Бразильские джунгли». Карнавал в Рио-де-Жанейро.

    15 день

    Англия

    1. Выборы парламента и президента Земного шара

    16 день

    Океания

    1. День Нептуна

    17 день

    Африка

    1.Работа в творческой мастерской: изготовление подарков.

    2 Экспедиция «Встреча с аборигенами».

    18 день

    Швеция

    1. Сюжетно-ролевая игра «Свадебный обряд».

    19 день

    Антарктида

    1. Летний Новый год

    2. Пингвинья эстафета.

    20 день

    Россия

    1. Прощальный костер «Дружба народов».

    2. Создание символа толерантности.

    21 день

    1. Закрытие смены, запуск воздушных шаров.