Почему стали возможны изменения с доктором старцевым. Почему доктор Старцев стал Ионычем? Жанр, композиция, направление

Другие сочинения:

  1. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни. В конце 90-х годов Чехов создает так называемую “маленькую Read More ......
  2. Берегите в себе человека. А. Чехов В рассказе “Ионыч” Чехов нарисовал драму крушения человеческой личности, ярко показал убийственную опас­ность примирения с существующим строем, подчинения господствующим нравам и принятой морали. Знакомство с жизнью города С., где происходят собы­тия, Чехов начинает с Read More ......
  3. Тему пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема Read More ......
  4. В коротких рассказах А. П. Чехова зачастую вмещаются целые человеческие судьбы. Всего несколько страничек текста, а читателю кажется, что он прочитал целый роман,- столько он получил впечатлений и столько перед ним встало вопросов, требующих глубоких размышлений. Таков рассказ Чехова “Ионыч”. Read More ......
  5. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг, прежде всего, к себе. Всем известно его высказывание: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и Read More ......
  6. В рассказе “Ионыч” А. П. Чехов показывает постепенную деградацию человека, превращающегося под влиянием среды из молодого энергичного врача в жирного, апатичного обывателя. В город С. приезжает Дмитрий Ионович Старцев – молодой земский врач, одержимый работой, стремлением помочь людям, совершить что-то Read More ......
  7. Рассказ “Ионыч” А. П. Чехова построен на сопоставлении двух миров – Старцева и Туркиных. В начале рассказа Туркины – это духовно примитивная среда провинциального города, это символ пошлости и шаблонного мышления. Здесь литера – тура сведена до уровня домашнего времяпрепровождения, Read More ......
  8. ИОНЫЧ – герой рассказа А. П. Чехова “Ионыч” (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история – постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается параллельно с историей самой в городе С. “образованной и талантливой” семьи Read More ......
ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ?

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.
В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта - стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!" Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого" В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?" Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".
Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.
Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий
Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.
Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.
В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

В рассказе о докторе Старцеве Чехов размышляет о влиянии среды на личность. Автор доносит до читателя мнение, что не в среде, а в самом человеке кроется причина деградации. Обывательщина и пошлость способны засосать любого, кто не хочет им противодействовать.

Каждая новая глава - это очередной этап духовного разложения героя. Поначалу этот молодой земский врач был наивен и доброжелателен. Соскучившись в глуши, он знакомится в городе с самой передовой и одаренной семьей. Проведенное с ними время Старцеву представляется праздником и все выглядит прекрасным и новым.

Но городская жизнь оказалась однообразна и сера. Обнаружилось, что новые знакомые скучны, бездарны, недалеки. Доктор много работает, полный желания быть нужным обществу. Но у общества мало интересов. Эти люди живут бесцельно и поверхностно: играют в карты, едят. С ними нет возможности поспорить о политике или науке – не поймут или оскорбятся.

Постепенно болото обывательской жизни затягивает и доктора. Он уже потерял вдохновение от работы. Приобретя большую практику, поспешно и кое-как ведет прием пациентов. В итоге его практика делается огромной, что позволяет ему обзаводиться имуществом и домами.

Медленно исчезает грань, отделяющая Старцева от остальных обывателей. Он превращается для них в своего и за ним закрепляется примитивное неуважительное прозвище - Ионыч. Окружающие снисходительно воспринимают его потребности и капризы, а тот проводит вечера, играя в карты и о политике с наукой больше не вспоминает. У Ионыча имеется другое увлечение – пересчитывать помятые купюры, принятые от пациентов.

Доктор потерял способность откликаться на чувства, он сделался раздражительным брюзгой. Все живое и страстное в его душе погибло, теперь он безучастен ко всему. Новому Ионычу всегда предстоит убивать вечера за картами, а потом одиноко ужинать. Его сердце окаменело.

Автор показывает трагедию духовного обнищания человека, который позволил себе поддаться убийственному влиянию общественных нравов. Весь ужас в том, что сам человек не понимает, какая драма в нем разыграна. В погоне за покоем и сытостью он растерял надежды, убил мечты. Грустно, что уже невозможно пробудить в Ионыче прежнего доктора.

Сочинение Как Старцев стновится Ионычем

Чехов является поистине настоящим писателем и талантливым человеком. В своих произведениях он рассказывает все, что происходит в мире. Многие его произведения небольшие и короткие. При помощи этих произведений он мог критиковать не только самого себя, но и других людей. А теперь давайте перейдем к нашему главному вопросу: почему доктор Старцев стал Ионычем?

Для начала нужно решить, кем является Дмитрий Старцев на самом деле. Больше всего на свете он хочет иметь не только большую и дружную семью, но еще и карьеру. А тут как раз в земскую больницу требовался врач. Вот так он знакомиться с замечательными людьми по фамилии Туркины.

До конца он еще не был знаком с этой семьей, но ему очень даже хотелось быть на них похожими. У каждого из членов семьи есть талант, которым они не только гордятся, но и стараются его развивать. А когда он увидел их дочь Катю, то практически сразу же в нее влюбился.

Но все очень быстро поменялось. И все оказалось совсем не так, как было сначала. Он каждый день стал приходить в их дом и теперь уже не восхищался ими, а просто тихо их ненавидел. Каждый его день был очень сильно похож на предыдущий. Кроме этого весь негатив семьи перемещался на Дмитрия, и он от этого очень даже сильно страдал.

Дальше можно сказать о том, что он просто заелся и теперь такие отношения ему уже были не нужны. Он пал не только духовно, но еще и физически в глазах каждого жителя. И для них он был не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем. Если раньше он жил для того чтобы достигать цели и стремиться к мечте, то теперь ее просто не существовало. А с каждым днем накапливается все больше и больше проблем, которые не уходят, а все нагружают и нагружают его плечи все сильнее и сильнее. И от них уже никуда нельзя деться. А все так хорошо начиналось. Немного погодя Катя встретилась с ним, когда приехала домой отдохнуть, от всего что с ней произошло в Москве. Она очень много рассказала ему, а потом рассказала о том, что с тех самых пор его не забыла и постоянно думала о нем. А ведь за это время человек практически полностью поменялся. У него появилась хорошая работа, где очень даже хорошо платят. А это значит, что и денег у него очень много. Больше всего на свете ему нравилось считать деньги, которые он зарабатывает.

Из всего этого можно сделать вывод, что таким он стал только потому, что его изменило положение, в котором он оказался. Он сам поселился в таком месте, где люди никогда и ничему не радуются, а все что их интересует это деньги.

Несколько интересных сочинений

  • Рассказ о жизни и творчестве Одоевского 4 класс кратко

    В. Ф. Одоевский родился в 1803 году, и прожил 66 лет. Князь писал, занимался философией, музыкой, был одним из самых умных и грамотных людей того времени. Учился в благородном пансионе города Москвы.

  • Сочинение по картине Григорьева Вратарь от лица болельщика, зрителя (описание)

    «Эх! Летом так хотелось в школу, а сейчас только и думаешь о том, когда прозвенит звонок с последнего урока», - думал я, сидя на сосновых досках. Было начало октября, а это значило, что учится нужно было еще как минимум 8 месяцев.

  • Герои Волшебника Изумрудного города Волкова

    Элли. Главная героиня сказки, девочка из штата Канзас. Элли – дочь фермеров.

  • Образ Чудакова в пьесе Баня Маяковского

    Чудаков является одним из основных персонажей Владимира Владимировича Маяковского в его сатирическом произведении – пьесе «Баня». Чудаков в этой сатирической пьесе является автором идеи машины времени

  • Критика о творчестве Горького и отзывы современников

    По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом

пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, живущих в своем

футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной те-

мой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую

трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжов-

ник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой,

темой неприятия футляра, какой бы он ни был. В первом рассказе Чехов

показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя гречес-

кого языка Беликова. Эта фигура зловещая, она наводит страх на окружа-

ющих, и только смерть примиряет его с окружающей действительностью.

Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый, наконец-то он

обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у ко-

торого была одна- единственная мечта в жизни - стать владельцем имения

и есть свой собственный крыжовник. В третьем - помещик Алехин повест-

вует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились

пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это- проявления

футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как

произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продол-

жить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намере-

ния своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу

относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен

врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С.

Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С.

он знакомится с

семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван

Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы,

острил, Вера Иосифна писала романы и повести для себя и читала их гос-

тям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в

семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Турки-

ных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство

оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и...

последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но ког-

да Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из

города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспо-

миная же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало зна-

ют те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколь-

ко хлопот, однако!"

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он переста-

ет ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и

моральное "ожирение". Прежде он выгодно отличался и горячими движения-

ми души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздра-

жали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом".

Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и

говорить только о самых обычных вещах.

А если заговорить, например, "о

политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит та-

кую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отой-

ти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А

если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил проз-

вище "поляка надутого". В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер

проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в

разговор:

Это вы про что? А? Кого?

Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности,

то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой че-

ловек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком

обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только

думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незамет-

но, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а по-

том, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназна-

ченные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяс-

нить, зачем ему одному столько денег, если даже театров и концертов он

лишает себя.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни

желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут

теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожи-

ревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь одно-

образна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но

мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все

лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное

существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей

из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи,

Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник"

о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар."

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!
Н.В. Гоголь
У каждого писателя свои связи с современностью, с прошлым, с будущим. Чем он крупнее, тем яснее улавливается традиционное и новаторское, общечеловеческое в его наследии. Прямыми выразителями своего времени, его духа, стремлений были Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Сложнее выглядят связи со временем, идейные искания Гоголя, Достоевского, Толстого.
Чехов не был баловнем успеха. Рассказы и сценки, которые в первые годы своего писательства он помещал в юмористических журналах, далеко не сразу были замечены читателями и критиками. Для этого понадобилось время. Но вскоре стало ясно, что чеховские рассказы, как будто беззаботные и невинные каждый в отдельности, взятые вместе, складываются в такую картину жизни, которая вызывает недоумение своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой. Небольшие, но очень емкие рассказы А.П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить, что одной из характерных черт чеховской художественной манеры является наличие подтекста, «подводного течения», если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, «горячее желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова ко всякого рода убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности. Естественно, Чехов хотел видеть людей очищенными от любой злобы, ненависти и зависти, он хотел видеть их добрыми, отзывчивыми, честными людьми. Но, к сожалению, в мире много несовершенного: почти все человечество зависимо от материального благосостояния, и из-за этого в людях много зла, зависти, ненависти к ближним. Но надо верить, что когда-то, когда для человека деньги будут значить совсем мало и человек исправит все свои ошибки и недостатки, земля будет выглядеть светлой, чистой и доброй.
Хотя что плохого, кажется, в том, что человек хочет зарабатывать больше денег, как доктор Старцев, который проделал путь, приведший его к нравственной смерти. Что особенного, если он хотел одновременно служить в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу, а желание спокойно и бесхлопотно жить сделает его физически и морально неполноценным.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это молодой человек с идеалами и желанием чего-то высокого. Давайте задумаемся, что же такое молодость? Наверное, это пора открытий нравственных и душевных; пора приобретения любви, дружбы, знаний... В пору молодости человек остро задумывается о своей будущей жизни, ставит перед собой цели, задачи. Что же приобретает в конце концов Старцев?
Какими путями идет? К чему приходит? В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, устраивал приемы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч Старцев посетил Туркиных впервые, то был очарован.
Старцев находился после вечера в чудесном настроении и, «пройдя девять верст, не чувствовал ни малейшей усталости». Он влюбился в Екатерину Ивановну. Это чувство оказалось за время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорит: «Сколько хлопот, однако!» Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное «ожирение». Прежде он выгодно отличался горячими движениями души и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, «о политике или науке», то обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище «поляка надутого». Но в конце повествования мы видим любимые занятия Старцева: «...в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».
«Было у него еще одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, это - по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой, и, случалось, бумажек - желтых и зеленых, от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном, и ворванью, - было понапихано во все карманы рублей на семьдесят...» Я думаю, эта лаконичная сцена дает представление и о расширившейся частной практике Старцева, и о его равнодушии к тому, откуда именно стекаются деньги в его карманы, и о невнимательности Ионыча как врача, торопливости, с которой он объезжает своих пациентов. Порой кажется, что Ионыч не замечает ни движения времени, ни изменений, происшедших в нем самом. Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод, бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств, для восприятия вечных поэтических ценностей. Для Ионыча меркнут все впечатления бытия. Невосприимчив он ни к красоте природы, ни к страданиям людей: покупая дом, проходит без церемонии через все комнаты, «не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом...». Но, может быть, ничто так ясно не говорит о деградации его личности, как его отчужденность от людей, забвение им одной из страниц биографии, страницы самой светлой, опошление чистого и прекрасного чувства любви. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы нести ответственность за кого-то. А если подумать?! Между прочим, если бы Екатерина Ивановна в свое время не была так поглощена мечтаниями о славе, об успехах, стремлением к «блестящим целям», то, может быть, ее жизнь да и жизнь доктора Старцева сложилась бы совсем иначе.
Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши стал ожиревшим, жадным и крикливым Ионычем? Ведь мы знаем, что у него были внутренние возможности для жизни, достойной человека, но обывательская тина засосала его, сделала заурядным, и лучшие свойства его души умерли.
Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.
В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена...
М. Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно - одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой». И именно это заставляет читателя думать и отвергать скуку и лень, неосмысленность и пустоту жизни.