Методика работы над отдельными качествами навыка чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность). Методика работы над правильностью и беглостью чтения Работа над правильностью чтения

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся. Подготовила: Кузина Мария Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

План: 1. Приёмы отработки компонентов навыка чтения: сознательность как основной компонент навыка чтения. Методика работы над пониманием произведения. 2. Характеристика средств выразительности чтения, методические приёмы, обеспечивающие овладение выразительным чтением. 3. Методика работы над правильностью чтения, типичные ошибки в чтении учащихся. 4. Приёмы отработки беглости чтения с учётом программных требований и возрастных особенностей. 5. Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. 6. Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя.

3 слайд

Описание слайда:

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

4 слайд

Описание слайда:

Сознательность чтения трактуется как понимание фактического содержания читаемого текста, его идейной направленности, системы образов и художественных средств, осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Показатели сформированности: а) владение процессом перекодировки, т.е. умением переводить печатные знаки (буквы) и их комплексы в смысловые единицы (звуки); б) правильные ответы по содержанию; в) верный пересказ; г) понимание лексического значения слов и выражений; д) выразительное чтение. Сознательность чтения обеспечивается следующими приёмами: словарная работа перед чтением текста и по ходу чтения; беседа, настраивающая на эмоциональное восприятие текста; работа над заголовком; постановка проблемных вопросов перед чтением; выборочное чтение; пересказ прочитанного; постановка вопросов самими учащимися к тексту; работа с пословицами, близкими к содержанию текста; выполнение творческих работ. Сознательность

5 слайд

Описание слайда:

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать – значит использовать при чтении интонацию, соответствующую содержанию произведения. Показателями ее сформированности является наличие следующих компонентов в речи (средств речевой выразительности): правильное речевое дыхание, соблюдение орфоэпических норм, наличие силы голоса (выражается в ударении), направление движения голоса (мелодика речи), темп и ритм речи, тембр (эмоциональная окраска голоса), выражение собственного отношения к прочитанному. Выразительность

6 слайд

Описание слайда:

Под выразительностью чтения следует понимать умение использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания. Читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность требую от детей при чтении любого текста, знакомого и незнакомого. Три этапа подготовки к выразительному чтению: осмысливание идейно-тематической основы произведения; разметка текста, проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удаётся голосом передать, отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам.

7 слайд

Описание слайда:

Работа над выразительностью Задания для развития интонации: Прочитай текст, передавая (радость, гордость, печаль и т. д.). Работа в парах. Предложи товарищу прочитать предложение с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение), дай оценку происходящему. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (радость, гордость, вырази удивление, восторг, восхищение, и т. д.) Прочитай и дай оценку читающему (три предложения с разной интонацией и несколько предложений с разными интонационными оттенками).

8 слайд

Описание слайда:

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Показатели сформированности: а) чтение без пропусков, замены, перестановок букв в словах, слов в предложении; б) правильная передача слого-буквенного состава слова и его грамматических форм. В целях обучения правильному чтению используются следующие методические приемы: орфографическое чтение с переходом на орфоэпическое, работа над лексическим значением слова, предварительное чтение «про себя», методически верное исправление ошибок (ошибки в окончании слова исправляются после прочтения; ошибка, искажающая смысл слова или предложения – немедленным перечитыванием), приемы по системе Федоренко-Пальченко («за диктором», многократное чтение, чтение в паре), прием запрограммированной ошибки по Ш.А.Амонашвили, создание на уроке обстановки внимательного чтения, техническая подготовка перед чтением текста.

9 слайд

Описание слайда:

Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость характеризуется количеством слов, произносимых в минуту при чтении. Тренировка беглости чтения осуществляется с помощью приемов: а) динамического чтения (чтение с подсчетом слов, чтение-«спринт», чтение-«разведка»); б) системы Федоренко-Пальченко (чтение с отрывом взгляда от текста, пересказ с опорой на текст, многократное чтение, чтение в паре и др.); в) системы В.Н.Зайцева («жужжащее чтение», ежеурочные пятиминутки чтения, чтение перед сном, режим щадящего чтения, стимулирования желания читать).

10 слайд

Описание слайда:

Осуществление проверки навыка чтения учащихся начальных классов. Критерии оценки навыка чтения. Для проверки навыков чтения используют таблицу № Ф. И. учащегося Способ чтения Правильность чтения Темп чтения Выра зит. чтения оценка По буквам По словам По слогам и целым словам Целыми словами Без ошибок Пропуск букв Замена букв Повторы слогов Ударение в словах Окончания слов Ниже нормы норма Выше нормы Логические паузы интонация 1 + + 2 + 3

11 слайд

Описание слайда:

Приём стимулирования учащихся посредством самозамера скорости чтения Учащиеся в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают слова, результаты записывают в таблицу. Применяется оригинальный приём контроля и самоконтроля учащихся. Готовятся несколько текстов. Ученик каждый день получает новый лист, чтобы не было запоминания. Каждый учащийся просчитывает количество слов в тексте. Несколько раз он читает один и тот же текст, каждый раз в течение одной минуты и записывает количество слов, прочитанных за первую минуту, вторую минуту и так до 5 минут, в таблицу отчёта, которую ученик сдаёт по мере заполнения через 7-10 дней от начала работы учителю. Учитель в свою очередь проводит контрольный замер техники чтения, он сравнивается с результатом учащихся.

12 слайд

Описание слайда:

Проверка и оценка навыков чтения Оценка «5» - ставится ученику, если он: читает правильно, понимает содержание прочитанного. правильно став ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения; умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного и иллюстрации к тексту; твёрдо знает текст стихотворения для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать. Оценка «4» - ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного; правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении наизусть перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - ставится ученику, если он: разбирается в прочитанном тексте только с помощью учителя; пересказывает текст, нарушая его последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» - ставится ученику, если он: слабо разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя; не воспроизводит содержания текста с помощью вопросов учителя; при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

13 слайд

Описание слайда:

Психологическая характеристика процессов чтения вслух и про себя. Вид чтения - чтение «про себя», является социально наиболее значимым для школьника, поскольку 90-95% получаемой учебной информации осваивается с его помощью, изучается параллельно с чтением вслух тоже дважды в учебном году. Так как чтение про себя осуществляется в более быстром темпе, чем вслух, из-за отсутствия громкого проговаривания и более быстрого движения глаз по строке в процессе чтения, то для проверки его сформированности выбраны тексты большей длины.Описание слайда:

При чтении «про себя» экспериментатором фиксируется ступень (способ) чтения и скорость чтения. Всего существует 5 ступеней молчаливого чтения, выделение которых, из-за его протекания в невиди­мом режиме, опирается на данные определения скорости чтения. Первая, самая низшая ступень - чтение громким шёпотом (жужжащее чтение). На этой ступени учащиеся в полной мере используют работу артикуляционного и слухового анализаторов, а также голосовой системы. Скорость такого чтения невысокая и часто соответствует скорости чтения вслух. Вторая ступень - чтение тихим шёпотом. В процессе этого чтения учащиеся активно используют речедвигательный и слуховой анализаторы, однако работа голосовой системы значительно ослаблена. Скорость тихого шёпотного чтения обычно самая медленная. Третья ступень - чтение, сопровождающееся беззвучной артикуляцией. На этой ступени наблюдается незначительная активность речедвигательного анализатора, однако полностью исключены слуховое восприятие читаемого текста и работа голосовой системы. Скорость такого чтения несколько быстрее шёпотного чтения. Четвёртая ступень - молчаливое чтение. В процессе такого чте­ния работа речедвигательного анализатора полностью переходит в невидимый (скрытый) режим. Скорость молчаливого чтения быстрее скорости чтения на предыдущих ступенях становления навыка. Пятая наивысшая ступень - автоматизированное чтение «про себя». Это чтение отличается от молчаливого чтения очень высокой скоростью протекания процесса. Следует отметить, что только на этой ступени чтение «про себя» превышает скорость громкого чтения в несколько раз.

16 слайд

Описание слайда:

Процедура проведения. Школьникам предлагается молча прочи­тать текст с начала до конца без заголовка. Инструкция: «Громко назови свою фамилию, имя, класс. Пожалуйста, начинай читать текст по моей команде, но без названия. Название прочитаю я. Читай внимательно, так как потом тебе нужно будет его пересказать. Обязательно скажи, когда ты закончишь читать». Экспериментатор включает диктофон на запись сразу, как только ребенок сел за стол. Когда ребенок начинает читать текст, включается секундомер. Особо тщательно следует следить за тем, чтобы ребенок не начал читать до включения секундомера. Скорость чтения может быть определена и при повторном прослушивании записи с диктофона. Дополнительно фиксируются случаи прослеживания по тексту пальцем.

17 слайд

Описание слайда:

Методика работы над совершенствованием навыков чтения

Работа над правильностью чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

1. Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения;

Замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

В настоящее время выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся:

    звукобуквенный анализ слов;

    чтение таблиц с трудными словами;

    предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

    чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске;

    хоровое чтение трудной части рассказа;

    распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого;

    чтение по догадке;

    тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).

Существует две группы упражнений для формирования правильности чтения:

Первая группа - упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1. Назови картинки - 5 предметов (далее больше). Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

6. Придумай названия продуктов на данный звук, из которых можно приготовить обед.

Вторая группа - упражнения со словами.

1. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

4. Чтение “перевертышей”.

5. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).

6. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.

7. Восполнение пропусков букв в словах.

8. Восполнение пропусков слов в предложении.

9. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых букв.

Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Практикам хорошо известно, что даже при систематической работе над этим качеством чтения дети допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.

Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Работа над ошибками может проходить следующим образом:

    учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;

    ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

    ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.

Иногда к исправлению ошибки ученика привлекают других учеников.

Работа над беглостью чтения.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.

В последние годы появилось убеждение, что для успешного обучения в школе, для хорошей успеваемости большую роль играет техника чтения. Существуют три точки зрения на необходимую скорость чтения учащихся в конце начального обучения.

Первая точка зрения принадлежит Министерству Российской Федерации. В программе для начальных классов определено, что скорость чтения к концу 4 класса должна составлять не менее 100 слов в минуту.

Вторая точка зрения принадлежит Н.А. Лошкаревой «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников», доценту МПГУ. Она считает, что к концу 4 класса ученики должны читать 120 слов в минуту. Третья точка зрения принадлежит педагогу В.А. Сухомлинскому. В книге “Разговор с молодым директором школы” он пишет, что беглое чтение – это чтение в темпе 150 слов в минуту (вслух) , 300 слов – при чтении про себя.

Но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

И, как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Начинать работу по формированию навыков чтения нужно с детского сада. На данном этапе задача учителя состоит в том, чтобы помочь воспитателям и родителям методически правильно организовать знакомство малышей с алфавитом (учим звуки, а не буквы), со слогами (СССААА) и словами (когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не по буквам).

Когда ребенок освоил чтение словами, можно использовать приемы работы по формированию беглости чтения. Выделяются группы упражнений, направленные на развитие речевого аппарата, внимания и памяти, расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки на различных этапах.

На аналитическом этапе

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

    Артикуляция гласных, согласных, их сочетаний. Пропевание гласных.

    Чтение чистоговорок.

    Чтение и четкое проговаривание скороговорок.

    Чтение скороговорок в темпе. (Скороговорки читаются четко в высоком темпе.)

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей:

    Фонетические зарядки.

    Игра “Кто больше?” (придумывание слов с определенным звуком),

    Игра “Кто внимательный?” (узнай звук),

    Игра “Звук заблудился”.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти:

    Игра «Что пропало?»

На стол выкладывается ряд картинок или выставляется ряд игрушек. Учащиеся запоминают их, после чего одна картинка (игрушка) убирается. Дети называют, что пропало.

    Прием фотографирования карточек с речевым материалом. Начинаем работу с запоминания четырех букв: В, Л, О, Н. Для запоминания одной буквы дается 1,5 секунды.

В конце работы количество букв увеличиваем, а время запоминания одной буквы уменьшаем до 0,5 секунды. Таким образом, на запоминание 6 букв даем 3 секунды. Затем переходим к запоминанию слогов.

Мо-ро-ли-со; ту-не му-ду. Здесь на запоминание одной буквы даем одну секунду. Итого на 8 букв – 8 секунд.

    Игра «Видишь или нет?».

Просим ребенка смотреть перед собой в данную точку на стене. Сбоку от него (справа или слева) показываем карточку определенного цвета. Задача ребенка: боковым зрением определить цвет.

На синтетическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие дикции: чтение шепотом и медленно, чтение тихо и умеренно, чтение громко и уверенно, чтение слова четко и быстро.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации :

    Карточки «Допиши в словах окончания»,

    Доскажи строчку.

    Допиши букву, чтобы получилось новое слово,

Упражнения, направленные на устранение регрессии:

1. Постепенное наращивание слова,

2. Чтение слов разновеликим шрифтом,

3. Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Так же приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:

    ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);

    неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;

    предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н. Грибачев. «Рыжие листья»);

    чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.

    использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.

    использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания

Можно использовать тексты, изучаемые в предыдущие годы. Желательно, чтобы тексты сопровождались красочными иллюстрациями.

Так же полезны упражнения для развития техники чтения:

3. Выбирать из текста слова, в которых 4-5 слогов, научиться их проговаривать.

4. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?

5. Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

6. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

7. Чтение за взрослым (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).

8. За 1 минуту найти в тексте слова на какую–либо букву.

Нашёл широкое применение в начальной школе способ «жужжащего» чтения (методика Зайцева). Нужно начинать урок с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения. На начальном этапе необходим индивидуальный подход: одни дети читают художественные книги, другие – книги из серии «Учимся читать», где слова разделены на слоги, третьи – слоговые таблицы.

Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами), но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

Работа над сознательностью чтения.

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);

2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.

Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения.

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:

    осмысление значения каждой языковой единицы текста;

    понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

    осознание себя как читателя.

Помогает в этом словарная работа. Для объяснения значений слов и выражений используются различные приемы. В одних случаях для правильного соотнесения с предметом, признаком или действием, для формирования более яркого, образного представления можно показать конкретный предмет, чучело или макет; обратить внимание учащихся на существенные признаки и продемонстрировать нужное движение или заменить их показом изображения на рисунке. В других случаях используются синоним, а иногда и антонимы, знакомые детям. Иногда возможно толкование слова через значение его корня.

Для понимания содержания прочитанного большое значение имеет анализ содержания текстов. Анализ осуществляется с помощью вопросов о значении отдельных слов и выражений, о смысле целых предложений и связи между ними. Взрослый ставит вопросы непосредственно по тексту в соответствии с последовательностью предложений. В ходе анализа целесообразно включать вопросы для установления причинно-следственных отношений в прочитанном. Вопросы взрослого должны быть конкретными, помочь ребенку выделить и обдумать смысловые единицы текста.

Для привлечения внимания школьников непосредственно к самому произведению используют выборочное чтение. К выборочному чтению обращаются и при первоначальном анализе текста, проверке домашнего задания. Необходимость умения осознанного выборочного чтения дети особенно остро начинают чувствовать на уроках математики при чтении текстов задач, когда пристальное внимание уделяется точности чтения, соблюдению интонации. Формирование навыка выборочного чтения осуществляется и в ходе поиска ответа на вопрос педагога, при разборе условия задачи.

Психологами установлено, что развитие навыка осознанного чтения тесно взаимосвязано с развитием памяти, воображения учащихся.

С этой целью используются следующие упражнения: пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения, игры “Синонимы” (“Антонимы”) , “Буду поэтом”, «Кто играет в прятки» (абракадабра) и т.п.

Чем раньше вводить данные упражнения в урок, то легче и быстрее пойдет процесс формирования навыков беглого и осознанного чтения.

Необходимо больше уделять внимание домашнему чтению детей. Большая роль в правильном руководстве детским внеклассным чтением принадлежит семье. Правильно организованное семейное чтение – важнейшее условие умственного развития ребёнка.

Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:

    подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);

    установка на целенаправленное восприятие текста;

    первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;

    беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);

    словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);

    работа над планом (словесное рисование - иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем - деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);

    пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);

    разбор жизненных ситуаций;

    заключительная, обобщающая беседа.

Упражнения для развития осознанного чтения делятся на две группы:

Первая группа - логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

2. Назови одним словом.

3. Какое слово лишнее и почему?

4. Чем похожи следующие слова?

5. Путем перестановки букв составь слово.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Вторая группа - игры со словами.

1. Найди слово в слове.

2. Подбери пару.

3. Закончи предложение.

4. Шарады.

5. Ребусы.

6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

7. Найди животное среди строк.

8. К выделенному слов подбери нужные по смыслу слова.

Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».

Таким образом, заканчивая начальную школу, дети при чтении доступных им художественных текстов должны овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:

    прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

    самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

    формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

    составлять простой и сложный планы;

    пересказывать текст по плану.

Работа над выразительностью чтения.

Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения - это соединение нескольких направлений:

    технического, включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата.

    интонационного, предполагающего специальную работу над компонентами интонации, так как под словами «выразительно прочитать» подразумевается - выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев. Именно поэтому выразительность требует хорошей техники чтения;

    смыслового, реализующего всю систему работы по осмыслению произведения. Формирование выразительности тесно связано с сознательностью чтения: только то, что хорошо понято, может быть прочитано выразительно;

    тренировочного, цель которого - упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.

Несмотря на то, что работу над выразительным чтением предполагается проводить, как правило, на завершающих этапах изучения произведения, учитель не должен забывать об этом на всех этапах работы над текстом: при подготовке к восприятию прочитанного, при первичном знакомстве с произведением, при работе над идеей произведения.

Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.

Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя. Учитель объясняет, как различать интонации повествовательного, вопросительного предложений, в дальнейшем - восклицательного. В основном работа над выразительностью чтения активно ведется в начальной и средней школе. Учитель на речевой разминке (пятиминутке) дает ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяются скороговорки и чистоговорки, выполняется артикуляционная гимнастика, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п. Учителю необходимо подбирать для речевой разминки задания, адекватные возрасту и индивидуальным способностям школьников. При правильном подборе заданий, направленных на развитие навыка выразительного чтения, речевая разминка будет являться необходимой частью урока чтения не только на начальном этапе обучения, но и в старших классах.

Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Материал может быть взят из художественного произведения, читаемого непосредственно на данном уроке, из произведения, прочитанного и разобранного ранее, может быть придуман самим учителем и учениками.

Существуют приемы, направленные на отработку правильности и беглости чтения, имеющие два направления: а ) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания; б) применение при чтении худож-ных произведений принципа многочтения , состоящего в том, что при ана­лизе текста ребенок постоянно обращается учителем к перечитыванию произведения или его от­рывков, важных в смысловом отношении, и тем самым обеспечивается проникновение в смысл отдельных слов или словосочетаний, а затем -в идею произведения, а также учитель добивается правильного (а со второй половины 2-го класса - беглого) чтения.

Так как правильность чтения – это чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого, то учитель обязан знать типы возможных ошибок при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава : пропуски букв, слогов и даже строчек; перестановка при чтении букв, слогов, слов; замена од­них единиц чтения другими(н-р,удивленно – удивительно).Большей частью причинами подоб­ных ошибок являются несовершенство зрительного восприятия, или неразвитость артикуляци­онного аппарата, или «чтение по догадке». Наличие повторов , заключающееся в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложе­ний. Причиной этого является желание неопытного читателя удержать в памяти прочитанное. При начальном становлении навыка чтения повторы неизбежны и иногда даже положительны. Поэтому учителю не стоит торопиться пресекать их, чтобы не помешать ребенку спокойно и естественно перейти с аналитического навыка чтения на синтетический..

2. Нарушение норм литературного произношения . Здесь имеют место следующие ошибки: а) собственно орфоэпические (н-р, неправильное ударение); б) орфографическое чтение вместо ор­фоэпического; в) интонационные ошибки (неправильное логическое ударение или неуместные в смысловом отношении паузы.

К подобным ошибкам ведут следующие факторы: а) несовершенство зрительного восприятия; б) нехватка дыхания; в) незнание лексического значения слова; г) «чтение по догадке». Поэтому сис­тема упражнения должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия используется или предварительное чтение слов с графическими пометами (по/д/с/не/ж/ни/к), или чтение слов, в которых минимальные еди­ницы чтения напечатаны разными шрифтами (поТруДИлиСЬ).

Возможна и система упражнений, которые тренируют зрительное восприятие, предложенная методистом Климановой и Горецким. Н-р, а) пары слов отличаются одной буквой: козы – косы, ветер – вечер; б) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух – глух, вьют – вьюн – вьюга; в) слова, в кото­рых согласные, парные по твердости/ мягкости выполняют смыслоразличительную функцию: ест – есть, галка – галька; г) чтение цепочек родственных слов: труд – трудовой – трудился – трудящийся; д) чтение слогов с сочетанием нескольких согласных (стро – стру – стра), а затем чтение слов с данными сочетаниями (стройка, струна, страна и т.п.); е) для расширения поля чтения учитель может использовать специальные картоночки с вырезанными в них в разных местах дырками для чтения определенных слогов (дырок может быть 1-3). Ребенок водит по строчке этой табличкой и с ее помощью схватывает не одну букву, а целый слог или группу букв.

Для тренировки артикуляционного аппарата дети работают со скороговорками и чистоговорками, произнося их вначале в очень медленном темпе, затем – в разговорном, потом – в очень быстром, скороговорочном.

В тренировке дыхания помогают такие занятия: а) на одном выдохе произнести четверостишие, б) считать на одном дыхании как можно дольше: один, два, три, в) надуть воображаемый шарик; г) игра «Задуй свечу»: выдохи от слабого до сильного и т. п.

Такие упражнения могут проводиться и в виде физминуток, Но подбираться материал для них должен с учетом того текста, который будет изучаться на уроке.

Если дети не знают нормы произношения или лексических значений определенных слов в читаемом тексте, то следует до его чтения детьми познакомить их с произношением и лексиче­ским значением, Н-р, в рассказе Б. Житкова «Как слон спас хозяина» (2-й класс) необходимо дать лексическое значение слова «индус» и обратить внимание на ударение в словах «по днял», «на спину», «о тдал», которое ста­вится в данном случае на предлоге и приставках.

Так предупреждается ошибочное чтение. Для исправления ошибок учитель может пре­рвать ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же вполголоса исправ­ляется учителем во время чтения и ученик перечитывает это слово ) и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (ученик должен перечитать это слово). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения такими приемами: а) постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; б) составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова; в) чтение с доски цепочки слов, среди кото­рых есть ошибочно прочитанное; г) печатание ошибочно прочитанного слова на доске; д) перечи­тывание отрывка для ответа на вопрос с употреблением такого слова и т.п. Следует помнить, что любое исправление учителя должно быть тактичным и доброжелательным.

БЕГЛОСТЬ – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное вос­приятие читаемого. Нормы беглости указаны в Программе чтения по годам обучения. Оптимальная беглость – 120-130 слов в минуту. Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который чтец охватывает взглядом за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой остановки и происходит осознание прочитанного, то есть закрепление прочитанного и его осмысление. Опытный чтец делает 3-5 остановок на строке. Чем меньше опыта чтения (мало развит навык чтения ), тем больше остановок и повторов. Отсюда ясно, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает и над правильностью, и над бегло­стью чтения. Здесь помогут следующие приемы:

Совместные групповые чтения небольших отрывков текста, (чтение за звуковым сигналом или ведущим) когда темп задает учитель или хо­рошо читающий ученик(учитель читает чуть громче, а дети стараются читать вслед за ним в его темпе) ;

Чтение небольших отрывков текста в разном темпе: медленном, разговорном, скором;

Ежеурочное пятиминутное чтение («базарчиком»);

Чтение на время и т.п.(после чтения на время обязательна проверка понимания прочитанного;

Для увеличения поля чтения , а значит, и беглости, как уже предлагалось выше, учитель может использовать специальные картоночки с вырезанными в них в разных местах дырками для чтения определенных слогов (дырок может быть 1-3). Ребенок водит по строчке этой табличкой и с ее помощью схватывает не одну букву, а целый слог.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ чтения в общем виде может быть определена как понимание прочитанного . Во-первых, это понимание большей часть слов в прямом и переносном значении, понимание отдельных предложений и смысловой связи между ними, понимание отдельных частей текста и их взаимообусловленность и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Во-вторых, это уяснение идейной направленности произведения, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому. Важно с первых шагов обучения чтению формировать у детей тип правильной читательской деятельности, т.е. учить ду­мать над произведением ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ чтения. Здесь полезны такие приемы: беседа, рассказ учителя, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстрации, работа с названием произведения , вычленение из текста ориентирующих слов .

В беседе следует опираться на читательский опыт детей и их личный жизненный опыт. Н-р, пе­ред чтением рассказа Л.Н.Толстого «Котенок» уместно попросить детей рассказать о своем до­машнем животном, как дети ухаживают за ним и относятся к нему.

Рассказ учителя целесообразен, когда предстоящая тема чтения незнакома детям (н-р, исторические темы). Возможно сочетание беседы и рассказа , н-р, при знакомстве с новым фольклорным жанром – былиной. Сначала дети вспоминают, что знают об устном народном твор­честве и его жанрах, а потом учитель рассказывает о былине как об особом фольклорном жанре.

Словарная работа – обязательный вид деятельности на уроке чтения. Она может проводиться или на подготовительном этапе (перед чтением), или на этапе анализа произведения (после чтения). Некоторые методисты считают, что смысл непонятных слов можно выяснять прямо во время чтения (н-р, слова в сносках в самом низу страницы). На подготовительный этап отби­раются трудночитаемые слова (длинные или со стечением согласных – но это только на началь­ном этапе становления навыка чтения); слова с неизвестным лексическим значением, могущие по­влиять на понимание читаемого.

Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения о теме пред­стоящего чтения. Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в учебнике: разделен ли он на части, снабжен ли заголовками, есть ли к нему вопросы.

Беседа по содержанию прочитанного (сюжетная канва) и аналитические задания по выявлению и осознанию общей темы и идеи произведения.

Прием антиципации (угадывания сюжета или последующих действий по названию произведе­ния, по началу или отдельному абзацу, по вопросам в конце произведения.

Пересказ текста или его отдельных частей.

Озаглавливание отдельных частей текста или составление плана.

Чтение по ролям – при работе с текстами, насыщенными диалогами, также сказок и басен.

Последний вид работы – чтение по ролям – предполагает также работу над ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ чтения, то есть способностью средствами устной речи передать слуша­телям свае отношение к идее произведения и отдельным его героям . Это показывает теснейшую связь выразительности чтения с сознательностью. Выразительное чтение – это прежде всего чтение с определенными интонациями и паузами, повышением и понижением тона . Есть и дополнительные средства выразительности, которым тоже нужно учить. Это мимика, жест, мизансцена .

Следует знать условия работы над выразительностью чтения:

1. Обязательно демонстрируется образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителя или актерское чтение в записи.

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать анализ произведения, а это означает, чтовыразительное чтение проводится на заключительном этапе работы с текстом.

3. Работа над языком произведения (изобразительно-выразительные средства).

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение учащихся, то есть на их умение представить картину жизни по словесному описанию. Воссоздающее воображение можно тренировать графическим и словесным иллюстрированием, со­ставлением диафильмов, написанием киносценариев, чтением по ролям, драматизацией.

В выразительное чтение входят такие элементы чтения, как интонация, логические паузы, по­нижение и повышение тона, расстановка логических ударений в строке (стихотворение) и в за­конченной фразе (повествовательные тексты).

5.Обязательным условием работы над выразительным чтениемявляется также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение или часть его, а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении

6. Очень хорош прием разночтения : учитель просит детей прочитать вслух одно и то же произведение (или отрывок) с разными чувствами: грустно, весело, со скукой и т. п.

Совокупность всех пяти навыков чтения: способа чтения , правильности, беглости, выразительности , осознанности – является качествами полноценного чтения, чего учитель должен добиваться все годы обучения детей.

Этапы становления навыка чтения .

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными,

2) отбор текстов должен производиться с учетом психологических особенностей детей и особенностей самого текста,

3) должна вестись работа по предупреждению ошибок в чтении,

4) система исправления ошибок при чтении должна быть целесообразной и не обижающей ребенка,

5) навык чтения должен формироваться по ступеням: чтение шепотом – беззвучное чтение с артикулированием губами – тихое чтение – чтение про себя.

Работа над правильностью и беглостью чтения : (назовите приемы )

Одним из наиболее успешных приемов в формировании навыка чтения является прием многочтения . То есть дети читают один и тот же текст несколько раз за урок с разными целями. Вначале это ознакомительное чтение, то есть первичное восприятие произведения. Дети могут читать по цепочке, по отрывкам с называнием фамилии чтеца учителем, комбинированным чтением (учитель – ученики).

При анализе произведения учитель должен так составить систему вопросов и заданий, чтобы дети постоянно возвращались к тексту: назовите непонятные слова; найдите и зачитайте портрет героя; почему герой сказал такие слова? Найдите их в тексте; в каком предложении автор высказал главную мысль? какими словами автор рисует состояние героя? и т.п. Должны перечитываться фрагменты важные для осознания идеи произведения. И в то же время это перечитывание помогает добиваться правильного и беглого чтения. (Почему это происходит?)

Правильность чтения – это (развернуть ответ ).

Типы ошибок при первичном этапе обучения чтению :

1) искажение звуко-буквенного состава;

2) наличие повторов;

3) нарушение норм литературного произношения (орфоэпические ошибки).

Учителю необходимо знать причины ошибок в чтении и правильно применять методику исправления таких ошибок. (назовите причины ): 1) несовершенство зрительного восприятия; 2) неразвитость артикуляционного аппарата; 3) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм; 5) незнание лексического значения слова; 6) чтение по догадке. (Работа по составлению приемов исправления подобных ошибок ). Ведущим учительским правилом должно быть минимальное вмешательство учителя в процесс чтения ученика. Прервать ученика можно только в двух случаях: а) для устранения орфоэпической ошибки (перечитывается сразу же правильно), б) для исправления ошибки, ведущей к искажению смысла читаемого (просит перечитать слово или задает вопрос, который заставляет перечитать слово)

Приемы исправления ошибок : 1)постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания; 2) составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова (1-й класс), 3) чтение цепочки слов с доски, где есть и нужное слово, 4) перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос, поставленный к ошибочно прочитанному слову и т.п..

Приемы работы над формированием навыка беглого чтения .

Беглость – это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие текста. Беглость зависит от поля чтения, т.е. такого отрезка текста, который взгляд чтеца охватывает за один раз, после чего следует остановка (фиксация). Тренировки в расширении зрительного восприятия увеличивают поле чтения. Приемы формирования беглого чтения :

1) Совместные групповые чтения за ведущим;

2) чтение небольших отрывков в разных темпах (методика работы со скороговоркой );

3) чтение отрывков на время (сколько прочитал за это время ), но обязательно проверяется вопросами осознание этого текста;

4) практические разминки в чтении: чистоговорки, чтение слогов с изменением гласных или согласных,

5) чтение небольших отрывков в разных темпах (от медленного до быстрого);

6) чтение слогов с увеличением их буквенного состава;

7) чтение многосложных слов с этими слогами; 8) чтение диалогов; 9) чтение цепочек однокоренных слов;

10) чтение через решетку (догадывание остальной части);

11) чтение со звуковыми помехами; 12) таблицы Федоренко, «быстро найди слово» и т.п.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного теста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения или выработку собственного отношения к читаемому. Такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до началом чтения, в процессе чтения и после завершения чтения (Н.Н. Светловская). Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

  • 1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
  • 2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

  • 1. Искажение звукобуквенного состава:
    • - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
    • - перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
    • - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация - способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. догадка появляется у чтеца с приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.

2. Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение “повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на синтетический этап чтения.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:

  • 1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение - самый распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
  • 2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:

единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” - обязательный период становления навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие, произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа, помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению “орфографического чтения”;

3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

  • 1) несовершенство зрительного восприятия;
  • 2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
  • 3) нехватка дыхания;
  • 4) незнание орфоэпических норм;
  • 5) незнание лексического значения слова;
  • 6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Интересная система упражнений, тренирующих зрительное восприятие, предложена Л.Ф. Климановой. Вот некоторые из них:

  • 1) пары слов отличаются одной буквой: козы-косы, ветер-вечер, трава-травы;
  • 2) цепочки слов, близких по графическому облику: вслух-глух-слух; вьют-вьюн-вьюга;
  • 3) слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: есть-ест; угол-уголь; полька-полка;
  • 4) чтение цепочек родственных слов: труд- трудился-трудящийся; бег- бегать- бегство;

Для тренировки артикуляционного аппарата можно использовать скороговорки и чистоговорки, при этом детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в разговорном, потом - в скороговорочном: Саша шёл по шоссе и сосал сушку.

В тренировке дыхания могут помочь такие задания:

  • - в одном темпе произнести четверостишие;
  • - считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4,5 …
  • - упражнение «Задуйте свечу»: Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
  • - упражнение «Обрызгайте белье водой» : (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

Упражнение «В цветочном магазине»:

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, сто уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Для разогрева голосовых связок предлагают так называемые распевные упражнения (в 3 четверти на уроках изучения особенностей построения русских народных сказок заменяли эти упражнения русской народной хоровой песней, например: «Во поле береза стояла»).

Такие упражнения могут проводиться на уроке на уроке в виде физкультминуток.

Таким образом, в предварительную работу по подготовке детей к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика. Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки и для исправления ошибки ведущей к искажению общего смысла читаемого.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.

Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) - это такой отрезок текста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием, равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца: если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что, тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над беглостью чтения.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

  • - увеличение объема слухового и зрительного восприятия;
  • - развитие периферического зрения;
  • - развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;
  • - формирование устойчивого внимания;
  • - предупреждение повторов при чтении;
  • - пополнение словарного запаса ученика;
  • - развитие артикуляционного аппарата.

Вообще, все упражнения, направленные на отработку правильности чтения, в то же время совершенствуют и беглость.

М.И. Оморокова предлагает следующие упражнения:

  • - совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;
  • 1) на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;
  • 2) Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

и, а, э, у, ы

и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и

а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о - у.;

  • 3) чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, тра, три;
  • 4) Упражнения в чтении букв парами: э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;

А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;

О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;

У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

  • 5) Упражнения, в чтении согласных:
    • Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш

Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи

Щ - плащи, клещи вещи, щенок

С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье

Ц - цапля палец, царапина, мельница.

6) Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.

7) после этого - чтение слов и предложений:

портфель, подосиновик; В лесу зацвел подснежник.

8) Чтение диалога.

В последнее время в методику работы над беглостью чтения стали проникать приемы скорочтения. Например:

  • - «чтение с помехами» (например, чтение под счёт);
  • - «быстро найди слово» (ученик в тексте должен обнаружить заданное учителем слово или словосочетание);
  • - «Чтение через решётку» (на текст накладывается «решётка», так, что часть его оказывается закрыта, чтение протекает с учётом антиципации).

чтение небольших отрывков текстов в разных темпах (в медленном, в среднем, в скороговорочном);

  • - чтение отрывков «на время»
  • - чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание прочитанного.

В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» учителю рекомендуется проводить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

На каждом последующем этапе обучения акцент переносится с технической стороны учебного действия на содержательную. Так, в 3 - 4 классах у учащихся расширяются читательские возможности, вырабатываются навыки беглого чтения. В процессе чтения вслух школьники учатся правильному произношению слов, интонированию и выразительному чтению отдельных предложений и текста в целом.

Параллельно с развитием навыков беглого чтения формируются умения восприятия и постижения смысла прочитанного. Понимание содержания прочитанного складывается из осмысления того, о чем сказано в тексте и как об этом сказано (эмоциональный отклик на произведение с учетом художественной формы). При этом важно учитывать, что расширение круга представлений младшего школьника о действительности должно идти от самого ребенка, его ближайшей среды обитания и окружения к более отдаленным явлениям.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение - один из основных способов приобретения информации и во вне учебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Таким образом, все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Правильность чтения - по безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов.

Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении:

1. Искажение звуко-буквенного состава слова, пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).

2. Повторы единиц чтения или регрессия Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент: рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).

3. Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпическое чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит»), собственно орфоэпические ошибки связанные с незнанием нормы, интонационные ошибки. Причины непонимания лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различим между орфографическим и орфоэпическим чтением.

Для выработай правильности чтения используются следующие упражнения:

а) упражнения., направленные на развитие четкости произношения, скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки.

б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога); слов, различающихся только одной буквой; слов с разными корнями но одинаковыми окончаниями.

в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают.

г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов.

д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома).

е) чтение с использованием решеток, решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до б мм При чтении решетки накладываются на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).

При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.

Беглость - это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух» к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.


Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условия:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципе продуктивного многочтения.

2) Использование специальных тренировочных упражнении на совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания) и длительности остановок (фиксаций), в процессе чтения. Поле чтения - это такой отрезов текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в кот. И происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки. У ребенка кол-во фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы.

Приемы выработки беглости чтения:

а) упражнении на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра «Фотоглаз»: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время, игра «Угадай» на доске напечатано к.р.д.р. В нашей квартире узкий к..

б) зрительные диктанты по текстам И Т Федоренко. тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложении. От набора к набору постепенно, по 1-2 буквы, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв а первом до 46 букв в последнем предложении).

в) прием многократного чтения в течение 1 минуты все» дети читают один и тот же текст и замечают до какого слова дочитали, затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше(читать не больше 3-х раз)

г) ежеурочные пятиминутки чтение: урок по любому предмету начинается с того что дети 5 минут читают свои книги.

д) «жужжащее пение» когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью.

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение тексте с разным целевыми установками.

з) игра «Догоняшки» вверху над текстом кладется листе бумаги, который передвигается в низ по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Требование понимания прочитанного не всегда существовало в практике начальной школы. Как правило, на ранних этапах обучения чтению от детей не требовали понимания каждого слова, но одобрительно оценивали умение дословно воспроизвести прочитанное («когда- нибудь поймешь!»)

В современной методике обучения чтению термин «сознательность» («осознанность») чтение употребляется в нескольких значениях. Во-первых, это понимание значений отдельных слов, предложений, частей текста и общего смысла всего текста. Во-вторых, это понимание не только фактического содержания, но и идейной направленности или так называемого подтекста, при этом ребенок осознает и собственное отношение к прочитанному. В-третьих, это осознанность индивидом своих читательских интересов, определение круга чтения с ориентацией на свои возможности (осознание себе как читателя).

Сознательность чтения зависит от многих факторов: жизненного опыта и кругозора; понимания лексического значения отдельных слов, от продуктивности способа чтения (побуквенное и послоговое чтение затрудняют понимание прочитанного), от правильности чтения (неправильно прочитывает, поэтому не понимает), от включения в чтение разных психологических процессов (памяти, мышления, воображения). О сознательности чтения учитель судит по правильности ответов на вопросы к тексту, по тому, насколько глубокого ребенок размышляет о прочитанном, по выразительности чтение, по глубине и точности формулируемых ребенком вопросов к тексту.

Данное качество формируется на всех этапах работы с текстом: до чтение актуальны такие приемы как вступительная беседе (рассказ), актуализирующая личный и читательский опыт детей, лексическая работа, прогнозирование, чтение вступительной статьи. Во время чтения важно организовать индуктивный путь познания от целостного восприятия к анализу-перечитыванию, от частного к общему, от фактического содержания к подтексту.

Работа с содержательной стороной текста предполагает ответы на фактуальные вопросы, нахождение (noдчеркивание) ключевых слов, работу с иллюстрациями в учебнике, составление характеристик героев, анализ изобразительных средств, работу с заголовком, необходимые комментарии учителя. Выполнение письменных заданий в рабочей тетради. Можно сказать, что все приемы анализа текста являются приемами выработки сознательности чтения. Работе после чтение (о6общение) может включать в себя следующие приемы: самопостановка вопросов к тексту, пересказы, драматизация, формулирование главной мысли, написание отзыва, выполнение творческих заданий, итоговое выразительное чтение.

Выразительность - это одно из качеств полноценного чтения, которое формируется а процессе анализа художественного произведения. Выразительно прочитать текст - это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом автора передать идеи и чувства, заложенные в произведении Таким средством является интонация.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшими из которых являются следующие:

3) Скорость (темп и ритм. ч/з длит-ть пауз).

4) тембр - оттенок (эмоциональную окраску. ч/з длит-ть пауз).

Из ряда умений, связанных с анализом текста выделяются:

Умение разбираться в эмоциональном настрое произведения. - умение представить в своем воображении картины, события. героев; - умение постигать смысл описанного события, создавать о них собственные суждения и выражать свое отношение. - умение определить задачу своего чтения (она тесно связана с пониманием подтекста). Задача чтения - это осознанное читающим желание вызвать у слушателей определенное отношение к тексту.

Осн.практич.умения по выразит-ти чтения:

1) соблюдение знаков препинания,

2) соблюдение логич.ударений.

3) Соблюдение пауз.

4) соблюдение ритма и темпа чтения.

5) Эмоционально-смысловая окраска речи.

Приемы, обеспечивающие овладение выразительностью речи:

1. Орфоэпическая работа.

2. Образец чтения.

3. Составление разметки текста, т.е. графического плана.

4. Упражнения в чтении.

5. Сравнительный анализ нескольких вариантов чтения с целью выбора правильного варианта.

Анализ разных УМК по литературному чтению в начальной школе: а) чтение в УМК Л.В. Занкова; б) чтение в УМК «Школа 2100»; в) чтение в УМК «Начальная школа 21 века» и др. (на выбор).

а) чтение в УМК Л.В. Занкова;

Учебник «Живое слово» (автор Романовская З.И.). Соответствуя главной установке дидактической системе на общее развитие детей, уроки чтения нацелены как на общее, так и на специальное развитие, предполагающее формирование культуры чтения детей, приобщение детей к литературе, как искусству слова, представления широкой картины миры на основе литературы и науки. В «Живом слове» 2 раздела: художественный и научно познавательный, что соответствует делению учебного предмета на 2 вида чтения: эстетическое и логическое. Исходя из принципа природосообразности, авторы включают в учебник много текстов близких детскому опыту.

В художественном разделе нет группировки по тематическому принципу: весь материал делится на 4 раздела (4 учеб.четверти) и имеет 3 главных тематических материала: жизнь нашей Родины, семья и дети, человек и природа. Произведения одних и тех же авторов выстраиваются с постепенным нарастанием трудности постижения их идейно-художественного смысла с учетом принципа приближения восприятия их к опыту детей. На основе развития интереса к чтению формируется техника чтения: 1 кл.- не ниже 40 сл./мин., 2 кл. - не ниже 70сл., 3 кл. - не ниже 100сл.(эти нормы несколько выше, чем в др.программах).

«Моя любимая азбука», «Букварь» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) УМК школа 2100

Данный учебник является составной частью серии «Свободный ум», выпущен в 1996 году как пробный,

Особенности:

Главная особенность - ориентация на разный уровень разви-тия у первоклассников умения читать. Левая страница каждого разворота предназначена для тех, кто учится читать (она напо-минает обычную букварную страницу), правая страница - это авторский текст для читающих детей (рассказ, сказка, стихот-ворение), в котором выделены такие слова, которые уже могут прочитать и те, кто только учится читать;

Методика работы с таким текстом строится с учетом формиро-вания у детей типа правильной читательской деятельности;

В учебнике два раздела: 1) «Говорим, рассказываем» (добуквенный этап) и 2) «Учим буквы - учимся читать» (букварный этап); это учебник-тетрадь, в котором ребенок

Самостоятельно работа-ет (печатает, рисует и т.д.);

Последовательность введения букв определяется не только принципом частности, но и особенностями начертания букв.