Лидия литвяк и алексей соломатин. Лидия Литвяк. Небесная Белая Лилия. Победы и потери

Во все времена война считалась уделом мужчин. А уж что касается боевых действий в небе - тем более. И в наши дни на военных истребителях можно встретить исключительно представителей сильной половины человечества. Перегрузки здесь для человека буквально запредельные. И реакция у этих профессионалов должна быть практически молниеносной, ведь время, отведенное на принятие решения, порой отмеряется долями секунд. К тому же пилот должен досконально изучить все технические характеристики своей машины, чтобы знать, на что она способна в критических ситуациях.

Именно поэтому представить себе, что за штурвалом скоростного истребителя сидит милая, хрупкая белокурая девушка, довольно сложно. Но тем не менее, учитывая опыт ведения боев в Великой Отечественной войне, это возможно. В период той суровой поры не удивительными были любые исключения. Одно из них - летчик-истребитель Лидия Литвяк. О ней и пойдет речь в этой статье.

Героическая девушка

Рассматривая черно-белые снимки военных лет с Лидией Литвяк, мы видим на них миниатюрную светловолосую красавицу. Девушке с такой внешностью несложно было бы стать популярной актрисой. И тогда ее судьба сложилась бы совершенно по-другому. Ее бы ждали светские рауты, бокалы с холодным шампанским, хрустящие корзинки с икрой и фотографы, которым она позировала бы в меховых боа и увешанная бриллиантами. И это было бы вполне возможно, ведь Лидия Литвяк внешне походила на Валентину Серову, которую считали «третьей великой блондинкой» советского государства после Любови Орловой и Марины Ладыниной.

Однако судьба нашей героини сложилась совершенно иначе. У нее был свой список побед, но только не на театральных подмостках или на киноэкране. Лидия Владимировна Литвяк в течение 8 месяцев своей героической службы в советской авиации совершила 168 боевых вылетов. При этом она 89 раз сражалась с вражескими истребителями, сбила 11 немецких самолетов и один аэростат-корректировщик. Вот таким внушительным является список побед самой обаятельной и женственной летчицы СССР, которая защищала страну в период Великой Отечественной войны. И это тогда, когда многие мужчины, находясь за штурвалом своих истребителей, за все время боевых испытаний не смогли сбить ни одного вражеского самолета или в лучшем случае всего один или два.

Летчица-асс из СССР Лида Литвяк добилась нескольких групповых и дюжины личных побед. Юная девушка, которая с виду казалась хрупкой студенткой, обладала эффектным и агрессивным стилем ведения воздушного боя. Это и позволило ей войти в списки элиты боевой авиации, находящейся в составе антигитлеровской коалиции.

Биография

Лидия Владимировна Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 г. Впоследствии она невероятно гордилась тем, что день ее рождения совпадает с Всесоюзным днем авиации. Почему-то ее имя девушке не нравилось. Именно поэтому все домашние, а также близкие друзья называли ее Лилей или Лилией. Под этим именем она впоследствии и вошла в историю.

Лидия (Лилия) Литвяк была безумно влюблена в самолеты и в небо. Однако в те годы это ни у кого не вызывало удивления. Напротив, то, что простая советская девушка мечтала не о карьере кинозвезды, а об ОСОАВИАХИМЕ, было вполне естественным. Ведь привлекать молодежь в авиацию стремились партия и правительство СССР.

Лидия Литвяк шла в ногу со своей эпохой. Она с легкостью и совершенно сознательно променяла игру в куклы на летный кружок, а платья и туфли на каблуках - на летный шлем и комбинезон. Девушка не только увлекалась небом. Она стремилась освоить Именно поэтому в свои 14 лет она стала членом Центрального аэроклуба им. Чкалова. Поначалу родители ничего не знали об этом. Но скрывать бурную заинтересованность столь необычной для женщины профессией в течение долгого времени было невозможно. Спустя год в свои 15 лет девушка впервые самостоятельно поднялась в небо.

Окончив школу, Лидия Литвяк поступила на курсы геологов, после которых ее направили на Крайний Север, а затем на юг. Здесь она вернулась к полетам.

Лидия (Лилия) Литвяк стала курсантом Херсонского летного училища. Это учебное заведение она окончила успешно. После этого стала летчиком-инструктором и в период до начала войны с фашистами успела подготовить 45 курсантов. Сослуживцы говорили, что она обладала умением видеть воздух.

Семья

Откуда родом родители Лидии Литвяк, так до конца и неизвестно. После гражданской войны они переехали из деревни в Москву. Мать девушки звали Анной Васильевной, но о том, кем и где она работала, история также умалчивает. Известно только, что женщина была то ли портнихой, то ли трудилась в магазине. Об отце летчицы Лидии Литвяк кратко говорится во всех источниках, как и о матери. Есть только данные, что звали его Владимиром Леонтьевичем, а местом его работы была железная дорога. В 1937 г. отца Лидии Литвяк по ложному доносу арестовали, а после расстреляли. Разумеется, об этом девушка никому не говорила. В те годы статус дочери врага народа мог коренным образом изменить ее судьбу. А этого вовсе не хотелось 15-летней девчонке, буквально бредившей авиацией.

Судьбоносное решение

Биография летчицы Лидии Литвяк сложилась так, что ей пришлось принимать участие в боевых действиях. Ведь на ее Родину напал враг. Однако на фронт она попала не сразу. Советские власти не желали допускать молодых девушек-комсомолок в ряды регулярных войск. Там они могли находиться только в качестве медсестер. Однако жизнь внесла свои коррективы.

Многие девушки мечтали попасть на передовую. Для этого необходимо было решение самого Главнокомандующего. Его и добилась Эта летчица была одной из первых трех женщин, награжденных званием Героя Советского Союза. Раскова совершала полеты в экстремальных условиях и ставила рекорды в небе. Квалификация, опыт и энергия принесли ей авторитет в военно-воздушных силах. Благодаря этому знаменитая летчица смогла лично попросить у Сталина разрешение сформировать женские боевые части. Сопротивляться отважным девушкам было бесполезно. К тому же советская армия несла огромные потери не только на земле, но и в воздухе. Именно поэтому в октябре 1941 г. началось формирование сразу трех женских авиаполков. Уже с первых дней войны летчица Лидия Литвяк (фото ее размещено ниже) пыталась попасть на фронт.

После того как ей стало известно, что Марина Раскова начала формировать женские авиаполки, она сразу же добилась своего. Однако при этом девушке пришлось схитрить. К своему летному времени она приписала 100 часов, благодаря чему и была зачислена в истребительный полк под номером 586, который возглавила сама Марина Раскова.

Боевой характер

В советской авиации появился инициативный и энергичный летчик. Лидия Литвяк при этом отличалась несколько своенравным характером. Впервые ее склонность идти на риск была замечена во время обучения, когда женский авиаполк базировался недалеко от г. Энгельса. Здесь один из самолетов потерпел аварию. Для того чтобы подняться в воздух, ему был необходим запасной винт. Однако доставить эту деталь было невозможно. В это время полеты были запрещены из-за разгулявшейся метели. Но Лидию это не остановило. Она самовольно, не получив на то разрешения, полетела к месту аварии. За это получила выговор от руководителя авиашколы. А вот Раскова заявила, что гордится тем, что у нее такая отважная ученица. Скорее всего, опытная летчица увидела в Литвяк черты собственного характера.

Но проблемы с дисциплиной у Лиды проявлялись порой и совершенно в другой сфере. Так, однажды она сделала к своему комбинезону модный воротничок. Для этого ей пришлось срезать мех с унтов. В этом случае снисхождения Расковой она не дождалась. Лидии пришлось перешить мех обратно.

Тем не менее любовь к различным аксессуарам девушка не растеряла даже на фронте. Она кроила шарфики, используя парашютный шелк, и перешивала подшлемники, которые в ее умелых руках становились более изящными и удобными. Даже находясь под огнем, Лида была не только отличным истребителем, но и смогла оставаться привлекательной девушкой.

А вот что касается уровня пилотажа, то никаких претензий к Литвяк не было. Вместе с остальными девушками она прекрасно выдерживала ускоренный темп обучения, включавший в себя ежедневные двенадцатичасовые тренировки. Жесткость подготовки объяснялась довольно просто. Летчицы вскоре должны были вступать в бой с противником, который был умен и не прощал ошибок. По окончании обучения Лидия Литвяк на отлично сдала пилотирование «ястребка» (самолет Як), что и позволило ей попасть на войну.

Начало боевой биографии

Находясь в составе 586-го авиаполка, Лидия Литвяк (фото представлено ниже) впервые поднялась в небо весной 1942 г. В это время советские войска вели бои в Саратове. В задачу нашей авиации входила защита Волги от немецких бомбардировщиков.

В 1942 г. летчик Лидия Литвяк в период с 15 апреля по 10 сентября совершила 35 вылетов, во время которых производила патрулирование и сопровождала транспортные самолеты, перевозящие важные грузы.

Сталинградская битва

Авиационный полк, в составе которого находилась летчик-истребитель Лидия Литвяк, 10 сентября 1942 г. был переброшен под Сталинград. За короткий промежуток времени отважная девушка 10 раз поднялась в небо. Во время своего второго боевого полета, который состоялся 13 сентября, она смогла открыть личный боевой счет. Вначале ею был сбит бомбардировщик Ju-88. После этого девушка бросилась на выручку своей подруге Рае Беляевой, у которой закончились боеприпасы. Лидия Литвяк заняла ее место в бою и в результате упорного поединка уничтожила Me-109. Летчиком в этом самолете был немецкий барон. К тому времени он уже одержал 30 побед в небе и являлся кавалером Рыцарского креста. Будучи плененным и находясь на допросе, он пожелал увидеть того, кто победил его в небе. На встречу пришла голубоглазая, хрупкая, нежная белокурая девушка. Немец посчитал, что русские издеваются над ним. Но после того как Лидия с помощью жестов показала детали боя, известные только им двоим, барон снял со своей руки золотые часы и протянул их девушке, свергнувшей его с небес.

27 сентября отважная летчица, находясь всего в тридцати метрах от Ю-88, смогла поразить вражескую машину.

И даже участвуя в боевых операциях, летчица позволяла себе хулиганить. Совершив успешный боевой вылет, при наличии топлива в баке она, прежде чем приземлиться на родной аэродром, крутила над ним фигуры высшего пилотажа. Подобные шутки являлись одной из ее визитных карточек. За подобные развлечения командир полка ее не наказывал, ведь девушка успешно выполняла боевые задачи, показывая хороший напор, цепкость ума и прекрасное тактическое мышление. После Сталинградских боев она стала опытным пилотом-истребителем, получив закалку огнем. Помимо этого, 22 декабря 1942 г. девушка была награждена правительственной наградой. Ею стала медаль «За оборону Сталинграда».

Белая лилия

Биография Лидии Литвяк описана во многих книгах. В этих же источниках можно найти и интересные рассказы об отважной летчице. Так, согласно некоторым утверждениям, после того как она победила немецкого аса, на ее капоте была нарисована большая белая лилия. Говорят и о том, что некоторые вражеские летчики, завидев этот цветок, уклонялись от боя. Рассказывают также, что Лидия Литвяк после каждого боя, в котором ей удавалось сбить вражескую машину, рисовала на фюзеляже своего «Яка» по одной белой лилии. Название любимого ею цветка стало позывным летчицы. Помимо этого, многие называли Лидию Владимировну Литвяк Белой лилией Сталинграда.

Чудесное спасение

Впервые самолет Лидии Литвяк немцам удалось подбить вскоре после окончания Сталинградской битвы. Девушка чуть не погибла, совершив вынужденную посадку. К ней тут же устремились вражеские солдаты. Лидия выскочила из кабины и начала отстреливаться от немцев. Однако расстояние между ней и врагами неуклонно сокращалось. У Литвяк в стволе оставался последний патрон, когда над ней пронеслись советские штурмовики, с которыми она была на задании. «Илы» прижали немцев своим огнем, а один из них спланировал недалеко от девушки и, выпустив шасси, приземлился. Лидия быстро влезла в кабину к пилоту, и они благополучно ушли от погони.

Новое назначение

Летчик-истребитель Лидия Литвяк - Белая лилия Сталинграда - в конце сентября 1942 г. была переведена в 437-й авиационный истребительный полк. Однако женское звено, входящее в его состав, просуществовало совсем недолго. Его командира, старшего лейтенанта Р. Беляеву, вскоре сбили немцы, и ей пришлось долго лечиться после прыжка с парашютом. После этого в связи с болезнью из строя выбыла М. Кузнецова. В полку оставалось только две летчицы. Это Л. Литвяк, а также Е. Буданова. Они и смогли достичь высших результатов в проведенных боях. И уже вскоре Белая лилия Сталинграда Лидия Литвяк сбила очередной вражеский самолет. Им оказался «Юнкерс».

Начиная с 10 октября летчицы перешли в оперативное подчинение 9-го Гвардейского полка истребительной авиации. На счету у Лидии Литвяк уже было три уничтоженных самолета противника. Один из них был сбит лично ею с того периода, когда она поступила в полк советских летчиков-асов.

В этот период девушкам необходимо было прикрывать стратегически важный прифронтовой центр - город Житвур, а также сопровождать транспортные самолеты. При выполнении этой задачи Лидия совершила 58 боевых вылетов. За смелость и отличное выполнение приказов командования девушку зачислили в группу «свободных охотников», которые следили за самолетами врага. Находясь на передовом аэродроме, Литвяк пять раз поднималась в небо и провела столько же воздушных боев. В 9-м Гвардейском ИАП девушки значительно повысили свое мастерство.

Новые победы

8 января 1943 г. девушка была переведена в 296-й авиационный истребительный полк. Уже в этом же месяце Лидия 16 раз сопровождала наши штурмовики и прикрывала наземные войска Советской армии. 5 февраля 1943 г. сержанта Л. В. Литвяк командование представило к ордену Красной Звезды.

Новая победа ждала Лидию 11 февраля. В этот день подполковник Н. Баранов повел в бой четверку истребителей. Литвяк отличилась тем, что лично сбила бомбардировщика Ju-88, а затем в составе группы ей удалось выйти победителем в сражении с истребителем FW-190.

Ранение

Весна 1943 г. была отмечена затишьем практически на всей линии фронта. Однако летчики продолжали совершать боевые вылеты, перехватывая немецкие самолеты и прикрывая советские бомбардировщики и штурмовики.

В апреле 1943 г. Лидия была серьезно ранена. Произошло это во время ведения довольно трудного боя. 22 апреля отважная летчица, находясь в составе группы советских самолетов, проводила перехват 12 вражеских Ju-88, один из которых ей удалось сбить. Здесь, в небе над Ростовом, она была атакована немцами. Врагам удалось повредить самолет девушки и ранить ее в ногу. После боя Лидия с трудом долетела до родного аэродрома, где отрапортовала об успешно выполненном задании. После этого девушка потеряла сознание, упав от кровопотери и боли.

Однако в госпитале Лидия находилась недолго. Немного оправившись после ранения, она написала расписку, что поедет домой в Москву, где и будет продолжать лечиться. Однако родные так и не дождались девушку. Уже спустя неделю Лидия вновь прибыла в свой полк.

5 мая, до конца не успев оправиться после ранения, Литвяк совершила очередной боевой вылет. В ее задачу входило сопровождение бомбардировщиков, направлявшихся в район Сталино. Наши самолеты были замечены истребителями противника и атакованы ими. Завязался бой, в котором Лидия смогла сбить истребитель Ме-109.

Единственная любовь

Весной 1943 г. в биографии летчицы Лидии Литвяк была написана новая страница. В этот период судьба свела девушку с Алексеем Соломатиным. Он также был великолепным летчиком-истребителем. На войне нередко завязывались романы. Знакомства были быстрыми, а чувства бурными. Однако большинство таких романов по понятным причинам были недолгими и имели несчастливый конец.

Весной 1943 г. в боевых действиях наступил небольшой перерыв. Это было затишье перед схваткой под Курском. И в эти несколько недель покоя к Лидии и пришло обычное человеческое счастье. Соломатин и Литвяк прекрасно сошлись характерами. Однополчане отмечали, что они были прекрасной парой. Старший лейтенант Соломатин вначале был наставником девушки, а после стал ее супругом. Однако счастье молодых оказалось недолгим. 21 мая 1943 г. Алексей погиб. Он, будучи смертельно раненным в бою, не сумел посадить свой самолет и погиб на глазах у любимой и всех, кто находился на аэродроме. На похоронах мужа Лидия дала клятву отомстить за его смерть.

Вскоре погибла и лучшая подруга Литвяк - Екатерина Буданова. У девушки, потерявшей всего за несколько недель двух своих самых близких людей, остались лишь навыки ведения боя, самолет и желание мстить.

Продолжение военных действий

После некоторого затишья бои были возобновлены. И девушка-ас, которой был всего 21 год, продолжала активно участвовать в них.

В конце мая на том участке фронта, где действовал ее полк, немцами весьма эффективно использовался аэростат-корректировщик. Эта «колбаса» прикрывалась истребителями и зенитным огнем, которые отражали все попытки уничтожить ее. Лидии удалось решить эту задачу. Девушка поднялась в воздух 31 мая и, пройдя вдоль линии фронта, углубилась на территорию, занятую противником. Аэростат она атаковала с тыла врага, зайдя на него со стороны солнца. Атака Литвяк длилась менее минуты. Блестящая победа летчицы была отмечена благодарностью Командующего 44-й армией.

Летние бои

16 июля 1943 г. Лидия Литвяк была на очередном боевом задании. В небе находилась шестерка советских «Яков». Они ввязались в бой с 30 «Юнкерсами» и 6 «Мессершмиттами», которые пытались нанести удар по расположению наших войск. Но советские летчики-истребители сорвали замысел врага. В этом бою Лидия Литвяк сбила Ju-88. Ею также был подбит истребитель Ме-109. Однако немцы подбили и «Як» Лидии. Бесстрашная девушка, преследуемая врагом, сумела посадить самолет на землю. Оторваться от немецких летчиков ей помогли советские пехотинцы, наблюдавшие за боем. Лидия была легко ранена в плечо и в ногу, но от госпитализации отказалась категорически.

20 июля 1943 г. командование представило младшего лейтенанта Л. В. Литвяк к очередной награде. Героическая девушка получила орден Красного Знамени. К этому моменту в ее послужном списке было указано о 140 боевых вылетах и 9 сбитых самолетах, 5 из которых она уничтожила лично, а 4 - в составе группы. Тут же был упомянут и аэростат наблюдения.

Последний бой

Летом 1943 г. советские войска пытались прорвать оборону врага, закрепившегося на берегах реки Миус. Это было необходимо для освобождения Донбасса. Особенно тяжелые бои велись в период с конца июля по начало августа. В них были задействованы как наземные, так и воздушные войска.

1 августа Лидия Литвяк 4 раза поднималась в небо. В ходе этих боевых вылетов она сбила 3 самолета противника, причем два лично, а один - находясь в составе группы. Три раза она возвращалась на родной аэродром. Из четвертого своего боевого вылета девушка не вернулась.

Вполне возможно, что свою лепту в случившееся внесло эмоциональное напряжение тяжелого дня или физическая усталость. А может, просто отказало оружие? Но как бы там ни было, летчики уже возвращались на свой родной аэродром, когда на них напала восьмерка немецких истребителей. Завязался бой, в ходе которого наши летчики потеряли друг друга из виду, оказавшись в облаках. Как потом вспоминал один из них, все произошло внезапно. Из белой пелены облака вынырнул «Мессер» и дал очередь по нашему «Яку» с бортовым номером «22». Самолет тут же словно бы провалился. Судя по всему, у самой земли Лидия попыталась выровнять его.

Никаких вспышек ни в небе, ни на земле наши истребители не видели. Именно это и родило у них надежду, что девушка осталась жива.

В этот же день пропал без вести и немецкий летчик-истребитель Ханс-Йорг Меркле. При этом не было никаких сведений о том, кто сбил этого аса. Существует вероятность того, что его смерть была прощальным ударом Лидии Литвяк.

Оба самолета пропали под Шахтерском, недалеко от деревни Дмитровка. Существует версия о том, что Лидия пошла в атаку целенаправленно, горя желанием отомстить за смерть мужа и подруги. Как все было на самом деле, доподлинно неизвестно. Однако подобный поступок вполне был в духе этой девушки.

Спустя две недели Лидии Литвяк исполнилось бы 22 года. После родные говорили о том, что в одном из своих писем она поведала им о сне, в котором ее звал муж, стоявший на противоположном берегу быстрой реки. Это говорило о том, что девушка предвидела свою гибель.

Но однополчане, не терявшие надежды увидеть летчицу живой, сразу же организовали ее поиск. Однако найти Лидию они так и не смогли. А после того как в одном из боев был убит сержант Евдокимов, единственный, кто знал сектор падения ее «Яка», официальный поиск был прекращен. Тогда-то командование полка посмертно представило к званию Героя Советского Союза летчика-истребителя Лидию Литвяк. Однако посмертного награждения не случилось. Дело в том, что вскоре с территории, занятой вражескими войсками, вернулся ранее сбитый летчик. По его утверждениям, местные жители рассказали ему, что видели, как недалеко от села Мариновка сел советский истребитель. Из него вышла небольшого роста белокурая девушка и села в подъехавшую к самолету машину с немецкими офицерами. Однако авиаторы такому рассказу не поверили, продолжая выяснять судьбу Лидии. Тем не менее слухи об измене девушки достигли вышестоящего штаба. И здесь командование проявило осторожность. Оно не стало утверждать представление Литвяк к высшему званию страны, а ограничилось орденом Отечественной войны 1-й степени.

Однако Лидию продолжали искать. Летом 1946 г. Иван Запрягаев, будучи командиром 73-го ИАП, послал несколько человек к селу Мариновка. Однако однополчанам девушки так и не удалось ничего узнать о ее судьбе.

В 1971 г. поиск отважной летчицы возобновили юные следопыты из г. Красный Луч. И только в 1979 г. они наконец нашли следы Лидии Литвяк. Жители хутора Кожевня рассказали ребятам о том, что летом 1943 г. недалеко от него упал наш истребитель. Пилот, которым была женщина, был убит выстрелом в голову. Ее похоронили в братской могиле. Этим пилотом и оказалась Лидия Литвяк. Это было подтверждено в ходе дальнейшего расследования. Могила Лидии Литвяк находится в Шахтерском районе, в селе Дмитровка. Здесь отважная летчица захоронена вместе с другими неизвестными бойцами.

В 1988 г. в этом месте был установлен памятник Лидии Литвяк. Ветераны полка, в котором служила отважная летчица, обратились с просьбой возобновить ходатайство о присвоении ей посмертно звания Героя Советского Союза. Спустя годы справедливость восторжествовала. В мае 1990 г. Президент СССР подписал Указ, согласно которому стала Лидия Литвяк Героем Советского Союза.

Память

Имя Лидии Литвяк можно встретить в Книге рекордов Гиннеса. Сюда она была занесена как женщина-пилот, которая одержала самое большое количество побед в проведенных ею воздушных боях. Помимо этого в центральном сквере города Красный Луч был установлен памятник отважной летчице. Находится он напротив гимназии № 1, носящей ее имя.

Можно встретить фамилию Лидии Литвяк в «Штурмовых ведьмах». Это аниме, рассказывающее зрителю о борьбе с машинами-роботами, которые пытаются захватить нашу планету. Такого противника уничтожить довольно сложно. Ведь против роботов бессильно любое смертельное оружие, быстрые ракеты и даже инновационные технологии. Это и позволяет бесчувственным и коварным машинам одерживать победу за победой. Сражаться с ними могут только девушки, наделенные волшебными способностями и использующие транспортное средство, которое является неким гибридом боевого самолета и ведьминой ступы. Одной из таких девушек выступает Сани Литвяк.

Тому, кто желает ознакомиться с биографией героической летчицы, рекомендуется просмотреть о ней документальный фильм. Он называется «Дорогами памяти» и снят режиссером Е. Андриканисом. Помимо этого отважной летчице посвящен фильм «Лиля». Он явился первым в документальной серии «Прекрасный полк». Снял его в 2014 г. режиссер А. Капков.

В 2013 г. зрителям был представлен сериал «Истребители». Это работа режиссера А. Мурадова. Одной из героинь фильма является Лидия Литовченко. Образ, который представлен актрисой Е. Вилковой, является собирательным. Примером для него послужила Лидия Литвяк. Фильм получился просто замечательным.

Чем хорош интернет так это замечательной возможностью поиска информации и просвещения. Сегодня дети больше играют в танчики, а не узнают историю Великой Отечественной, хотя именно в этой истории скрыты огромные кладези воспитательной и житейской мудрости. как знать, если бы о Великой Отечественной войне больше бы рассказывалось молодёжи Украины, то не было бы там тех событий, которые могли присниться солдатам Победы только в страшном сне...

Лидия Литвяк

Лидия Владимировна Литвяк стала в годы войны леген-дой. Она сбила больше вражеских самолетов, чем какая- либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.

За свой недолгий боевой путь она сделала 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, совершила две вынужденные по-садки на территории противника и смогла вернуться в свой полк, была трижды ранена, теряла близких людей, но продолжала бороться. Лидия летала на истре-бителе Як-1 и погибла, имея на своем боевом счету 12 личных подтвер-жденных воздушных побед; 4 самолёта врага она сбила в группе.

Руководить формированием этих полков было поручено Герою Советского Союза летчице Марине Расковой. В начале 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. И уже в июне совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.

В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу над Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых летчиц (в их числе была Лидия Литвяк с по-другой Катей Будановой) напра-вили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребитель-ный авиационный полк для про-хождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5.

13 сентября во время своего второго боевого вылета Лилия Литвяк сбила два самолета Вf109 и Ju 88. Спустя две недели она одержала свою третью побе-ду, сбив еще один Ju 88. Затем в паре с летчицей Р. Беляевой сбила Bf109. Вскоре Лидия была переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии, а оттуда в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истре-бительный авиационный полк. 23 февраля 1943 года Лидии Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее счету зна-чилось уже 8 воздушных побед.

Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

В марте обстановка в воздухе стала гораздо сложнее. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвует в перехвате группы Ju 88. Во время долгого и трудно-го боя ей удалось сбить один из вражеских бомбардировщиков. Но на помощь «юнкерсам» по-дошла шестерка Bf 109 и сходу пошла в атаку. Более 15 минут продолжался бой, в котором лет-чица была ранена и с большим трудом смогла привести иска-леченный истребитель домой.

Именно после этого боя она была признана асом. После лечения в госпитале летчица вернулась в полк. И уже 5 мая, еще не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздуш-ный бой, и Лидия сбила истреби-тель противника. А через два дня сбила еще один Bf109. В конце мая на участке фрон-та, где действовал полк, появил-ся аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неод-нократные попытки сбить его ни к чему не привели. Литвяк смогла справиться с этой зада-чей. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта, затем углубилась в тыл противника и зашла на аэростат с захваченной врагом территории, со стороны солнца. Атака длилась менее минуты! За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени. О подвигах летчицы написали в газетах, ее имя стало известно всей стране.

Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пеш-ком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на враже-ской территории и взявший Ли-дию на борт своего самолета.

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".

21 мая 1943 года в тяжелом бою погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии ка-питан Алексей Фролович Соломатин .

Алексей Фролович Соломатин

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (позднее 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) 268-й истребительной авиационной дивизии, 8-я воздушная армия, Южный фронт - старший лейтенант Соломатин к февралю 1943 года совершил 266 боевых вылетов, в 108 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника. В начале 1943 года в полк пришла служить Лидия Литвяк и была назначена ведомой к Соломатину.

Капитан Соломатин погиб 21 мая 1943 года в учебном воздушном бою над хутором Павловка Красногвардейского (ныне Красносулинского) района Ростовской области. Самолет разбился на глазах своих боевых товарищей и любимой. Похороны Соломатина состоялись на площади х. Павловка. Всего на его боевом счету было 17 самолётов противника сбитых лично и 22 - в группе.

19 июля летчица пережила еще одну трагедию - погибла ее лучшая подруга Катя Буданова, которая считалась самой удачли-вой из советских летчиц-асов, на ее счету было 11 уничтоженных вражеских крылатых машин (у Лидии тогда их было десять плюс три, сбитых в группе).

Екатерина Буданова

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила свой послед-ний боевой вылет. В составе звена Як-1 она сопровождала идущие на задание штурмовики Ил-2. В воздухе их самолеты встретились с большой группой немецких истребителей. Расска-зывают, что к Яку с белой лили-ей на борту устремились сразу несколько «мессершмитов». Это был четвертый вылет за день. В свой последний день жизни Лидия сбила еще два самолета противника. Самолет легендарной летчицы упал возле деревни Дмитриевка. Через две недели ей исполнилось бы 22 года. Были срочно органи-зованы поиски. Однако ни само-лета, ни летчицы найти не уда-лось. Именно поэтому ей тогда так и не присвоили звание Героя Советского Союза, полагавшееся за десять воздушных побед.

За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух..

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Было установлено, что извест-ная летчица Лидия Владимиров-на Литвяк похоронена в брат-ской могиле в селе Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». И ветераны полка, в котором она воевала, возобно-вили ходатайство о присвоении летчице звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

Спасибо alex_serdyuk за материал использованный в посте, который им был подготовлен ранее.


Война – прерогатива мужчин. Военная авиация – тем более. Но, как показывает опыт Второй мировой войны, и здесь были свои исключения из правил. Этот рассказ об одной из самых выдающихся женщин-пилотов – Лидии Литвяк.

Имя этой отважной летчицы, Героя Советского Союза, занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Лидия Литвяк – самая результативная советская женщина-летчик Второй мировой войны. Она сбила 14 самолетов и аэростат-корректировщик. При этом воевала Лидия Литвяк всего восемь месяцев. За это время она совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боев. В неполные 22 года она погибла в бою

Девушка и небо

Лидия Литвяк родилась в 1921 году в Москве, 18 августа – во Всесоюзный день авиации. Увлеченная с детства самолетами, девушка невероятно гордилась этим фактом. В 14 лет она записалась в Центральный аэроклуб имени Чкалова, а уже через год совершила первый самостоятельный полет. Затем она окончила Херсонское летное училище, стала летчиком-инструктором и до начала войны сумела поставить на крыло 45 курсантов.

А в 1937 году отец Лидии был арестован как «враг народа» и расстрелян.

Летчик-истребитель

С началом Великой Отечественной войны 19-летняя, влюбленная в небо Лидия записалась в летчики-добровольцы. Но только спустя год, в сентябре 1942 года, девушка совершила свой первый боевой вылет в составе 586-го истребительного авиационного полка. Это был один из трех женских авиационных полков под руководством летчицы Марины Расковой, которые были сформированы по приказу Сталина из-за больших потерь кадровых летчиков.

Летчицы 586-го истребительного авиаполка.

Уже меньше чем через год, 23 февраля 1943 года, Лидия Литвяк получила одну из первых своих боевых наград – орден Красной Звезды. К тому моменту фюзеляж ее верного Як-1 украшали восемь ярко-красных звезд (символ восьми воздушных побед) и белоснежная лилия – особый знак летчика, которому разрешена «свободная охота» – особый вид боевых действий, в рамках которых истребитель не выполняет конкретное задание по прикрытию бомбардировщиков, а летает, выслеживая вражеские самолеты и «охотясь» на них.

Воздушный ас

В одном из первых боевых вылетов над Сталинградом Лидии удалось сбить два вражеских самолета – бомбардировщик Ju-88 и истребитель Bf-109. Летчиком Bf-109 оказался немецкий барон, кавалер Рыцарского креста, одержавший 30 воздушных побед. Немец был опытным летчиком и бился до последнего. Но в конце концов его машина вспыхнула от пущенного Лидией снаряда и стала стремительно падать. Летчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. На допросе он попросил показать ему того, кто его сбил. Увидев двадцатилетнюю девушку, немецкий ас пришел в ярость: «Вы смеетесь надо мной? Я летчик, сбивший более тридцати самолетов. Я кавалер Рыцарского креста! Не может быть, чтобы меня сбила эта девчонка! Тот летчик дрался мастерски». Тогда Лидия жестами показала известные только им двоим детали боя, он изменился в лице, снял с руки золотые часы и протянул их ей, пилоту, который его победил…

Именно там Лидия Литвяк получила прозвище «Белая Лилия Сталинграда», и «Лилия» стала ее радиопозывным.

«Разные люди»

Сослуживцы говорили, что небо буквально преображало Литвяк: штурвал в руках изменял ее до неузнаваемости и будто бы делил на двух совершенно разных людей.

«Земная» Лидия была молчаливой, скромной красавицей с белокурыми волосами, косичками и голубыми глазами. Она любила читать книги и изящно одеваться: носила необычные вещи – белый подшлемник, вывернутую пухом наружу безрукавку, хромовые сапоги, воротник для летной формы из меха, срезанного с унтов, – и ходила особой походкой, вызывая у окружающих тихий восторг. При этом белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан, и, что особенно импонировало летчикам, она никому не отдавала предпочтения.

«Небесная» же Лидия отличалась решительностью, хладнокровием и выносливостью: она «умела видеть воздух», как говорил ее командир. Ее особый почерк в пилотировании сравнивали с чкаловским, восхищались мастерством и поражались ее отчаянной смелости.

Пилот 73-го гвардейского истребительного авиаполка младший лейтенант Лидия Литвяк (1921-1943) после боевого вылета на крыле своего истребителя Як-1Б.

22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолет. И тут Лидия заметила в небе летящие мессершмитты. Увидев шестерку Bf-109, девушка вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить поставленную перед ними задачу. В ходе боя Лидия была тяжело ранена в ногу, но сумела привести поврежденный самолет на аэродром. Доложив об успешном выполнении задания и двух сбитых вражеских воздушных суднах, девушка потеряла сознание. По словам сослуживцев, ее самолет напоминал дуршлаг.

Летчице приписывали необычайное везение. Однажды в ходе боя самолет Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять девушку в плен, один из летчиков-штурмовиков пришел к ней на помощь: огнем из пулеметов он заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

Любовь и дружба

В начале 1943 года Лидия Литвяк была переведена в 296-й истребительный авиационный полк и назначена ведомой к командиру эскадрильи Алексею Соломатину (ведущий летчик должен идти в атаку, а ведомый – прикрывать его). Спустя несколько месяцев совместных полетов, в апреле того же года, буквально в перерыве между сражениями пара расписалась.

Все это время девушка дружила и воевала с летчицей Катей Будановой, с которой судьба свела ее еще в начале боевого пути – в женском авиаполку Расковой – и уже не разлучала. С тех пор они всегда служили вместе и были лучшими подругами.

Роковой год

21 мая 1943 года в авиакатастрофе, произошедшей прямо на глазах у товарищей и у самой Лидии, погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин.

А меньше чем через месяц получила множество ранений и скончалась, не приходя в сознание, лучшая подруга Лидии Катя Буданова. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

Этот роковой год стал последним и для самой Белой Лилии. 1 августа 1943 года Литвяк совершила свой последний полет. В конце июля шли страшные бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, который закрывал дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. Лидия Литвяк совершила четыре боевых вылета, в ходе которых лично сбила два самолета противника и еще один в группе. Из четвертого вылета она не вернулась. Шестерка «Яков» вступила в бой с группой из 30 бомбардировщиков Ju-88 и 12 истребителей Bf-109, завязалась смертельная круговерть. Самолет Лидии был подбит немецким истребителем… Через две недели Лидии Литвяк должно было исполниться 22 года.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни летчицы, ни ее самолета найти не удалось. Лидия Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года написала о ней как о бесстрашном соколе, летчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Злая шутка судьбы

Однако вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее пилотов. Он доложил, что слышал, как местные жители говорили, будто однажды на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Летчиком оказалась белокурая девушка. К самолету подъехала автомашина с немецкими солдатами, и девушка уехала с ними.

Большинство авиаторов слуху не поверили, но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Все что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет ее честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Бороться, искать, найти и не сдаваться

Но Лидию искали, искали долго и упорно. Неравнодушные поклонники организовывали собственные расследования. В 1967 году в городе Красный Луч Луганской области школьная учительница Валентина Ивановна Ващенко основала поисковый отряд РВС (разведчиков военной славы). Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненным в голову, была девушка. Ее похоронили в селе Дмитриевка Шахтерского района в братской могиле. Изучение останков позволило выяснить, что погибшая была смертельно ранена в лобную часть головы. Дальнейшее расследование установило, что это могла быть только Лидия Литвяк. Девушку опознали по двум белым косичкам.

Так через 45 лет после гибели летчицы, в 1988 году, в личном деле Лидии Литвяк появилась запись: «Погибла при выполнении боевого задания». А в 1990 году Лидии было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Немецкий ас не мог поверить, что его сбила женщина

На фоне всей войны, с ее многими героями, подвиг летчиц-истребителей стоит особо. Несмотря на кажущуюся простоту и даже схожесть биографий, в их судьбах заключены вечные вопросы: что питало их высокие принципы, какие идеалы унесли с собой эти слабые сильные женщины?

В начале сентября 1942 года на аэродроме города Энгельса Саратовской области происходили скорые сборы, которые, как и многое на войне, были окутаны тайной. Восемь отважных девушек, подготовленных как летчики-истребители, готовились вылететь в самое пекло войны - на Сталинградский фронт.

Сотни добровольцев осаждали здание, в котором заседала комиссия. С каждой из девушек был отдельный разговор. В Энгельсе известная уже тогда летчица, Герой Советского Союза Мария Раскова формировала три летных полка. Один из них – полк истребительной авиации. Среди зачисленных были Раиса Беляева, Екатерина Буданова, Клавдия Блинова, Антонина Лебедева, Лилия Литвяк, Мария Кузнецова, Клавдия Нечаева и Ольга Шахова, которые еще осенью 1941-го вступили в женскую авиационную часть М. Расковой в Москве. Девушки, которые не только окончили школы пилотов, но и сами стали уже инструкторами по летной подготовке. Фотографии некоторых из них появлялись на страницах газет и обложках журналов – они участвовали в знаменитых воздушных парадах.

Они были детьми великой эпохи – трагической и героической. Увлечение авиацией стало одним из ярких явлений тех лет.

В 30-е годы в стране была создана широкая сеть аэроклубов. И после трудовой смены молодежь устремлялась на аэродромы. О романтике воздушных полетов написал летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери: «Самое главное? Это, пожалуй, не высокие радости ремесла и не опасности, но та точка зрения, до которой они поднимают человека». Для многих курсантов аэроклубов интерес к авиации был связан, как бы это сегодня ни звучало пафосно, с искренней потребностью – служить Отечеству.

Мария Кузнецова рассказывала мне о том, как проходило их обучение в Энгельсе: «Начали с того, что сами вырыли землянки, в которых разместились. До войны мы летали на тихоходных самолетах У-2. Теперь нам предстояло освоить истребители Як-1. Мы занимались по 12-14 часов в день. На земле изучали самолет до последнего винтика. У нас были опытные инструкторы. Одна за другой – стали выполнять полеты на истребителях. Вели учебные воздушные «бои», испытывая большие перегрузки. Когда выходили из пике, тело будто наливалось свинцом. Но старались овладеть как можно лучше техникой высшего пилотажа, отчетливо понимая, что именно с этим связано мастерство летчика-истребителя».

«Нам на учебу было отведено всего несколько месяцев, - вспоминала Клавдия Блинова-Кудленко. – Сводки Совинформбюро приносили тяжелые сообщения. Наши войска отступали. Мы знали, что летчиков на фронте не хватает, и рвались воевать. Не поверите - тревога за судьбу Отечества была тогда для нас важнее собственной жизни. Летом 1942 года мы уже начали совершать и боевые полеты: в небе над Саратовом стали появляться немецкие самолеты. На «Яках» мы несли охрану жилых кварталов, оборонных заводов, моста через Волгу».

Лилия Литвяк (на фото) была москвичкой. Вместе с матерью и младшим братом жила на Новослободской улице. С юных лет она увлекалась авиацией. Прошла курс обучения в аэроклубе и окончила Херсонскую школу пилотов. В мае 1941 года журнал «Самолет» назвал ее среди лучших инструкторов московских аэроклубов. Все, кто знал Лилию Литвяк, помнят ее увлечение поэзией, как она аккуратно переписывала понравившиеся стихи в толстые тетрадки. Она пела в воздухе, хотя голоса и не было слышно за шумом мотора. Но зато были радость жить и радость летать.

Лирическая задушевность и упорство до изнеможения в работе – естественным образом сочетались в ее характере.

Инна Паспортникова-Плешивцева, бывший техник-механик, мне рассказывала: «При первом взгляде на Лилю трудно было представить, что в воздухе она станет отважным бойцом. Эта красивая девушка выглядела хрупкой, нежной, женственной. Следила за своей внешностью. Ее белокурые волосы всегда были подкручены. Помню, нам выдали меховые унты, ночью Лиля отрезала обшивку на них и, смастерив из нее модный воротничок, пришила на летную куртку. Утром на построении Мария Раскова сделала ей строгое замечание. Но знала она и другое – у этой девушки волевой характер.

Надо было видеть – с каким упорством она овладевала новой техникой! С какой легкостью относилась к выматывающим перегрузкам, с которыми были связаны полеты на истребителе!

В ее письме к родным - ни следа усталости или сомнений. Она пишет матери и младшему брату: «Можете меня поздравить – вылетела самостоятельно на Яке с оценкой «отлично». Исполнилась моя давняя мечта. Можете считать меня «натуральным» истребителем. Очень довольна…»

Екатерина Буданова родилась и выросла в деревне Коноплянка Смоленской области. Семья рано лишилась отца. С раннего возраста Катя бралась за любую работу, чтобы помочь родным – нанималась в няньки, трудилась на чужих огородах. Приехав в Москву, обучилась профессии слесаря, работала на авиационном заводе. Пришла в аэроклуб. Вчерашнюю батрачку буквально захватила романтика авиации. Катю Буданову, по ее просьбе, направили в Херсонскую школу пилотов. Так летное дело стало ее профессией. Работала инструктором в Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова. Незадолго до войны писала матери: «Летаю с утра до ночи. В это лето думаю подготовить 16 летчиков для Красной Армии».
В 1941 году при формировании женской авиационной части Мария Раскова сказала о ней: «У нас уже есть такие замечательные летчицы, как Катя Буданова».

Та же Инна Паспортникова-Плешивцева рассказывала: «Катя Буданова внешне старалась походить на парнишку. Высокая, крепкая, с твердой походкой, широкими, размашистыми жестами. Из-под фуражки виднелся чубчик. В шутку ее называли Володькой. По вечерам, в часы отдыха она говорила: «Споем, девчата!» У нее был красивый, сильный голос. Катя знала множество народных песен, частушек. Была - веселая, азартная».

Из Энгельса Катя написала матери: «Мама, милая мама! Не обижайся на меня за то, то что без твоего разрешения улетаю на фронт. Мой долг и совесть моя обязывают быть там, где решается судьба Родины. Крепко целую, передавай привет сестренке Оле. Катюша».

10 сентября 1942 года восемь летчиц-истребителей на своих Яках-1 вылетели в сторону Сталинграда. Еще издали они увидели поднимавшиеся в небо клубы дыма горевшего города. Они приземлились на полевом аэродроме, который располагался на левом берегу Волги. До линии фронта – всего несколько минут лета.

Клавдия Блинова-Кудленко вспоминала как на аэродроме им пришлось услышать скептические замечания: «Ждали пополнения, а нам девчат прислали. Здесь фронт, а не клуб». «Мы не обижались. Верили в себя. В воздухе покажем: не напрасно нам доверили Яки».

Это было жестокое время. Бои в Сталинграде шли на земле и в воздухе.

Воздушный бой – серьезное испытание даже для закаленного бойца. Не каждый даже мужчина-авиатор способен стать летчиком-истребителем.

«В кабине истребителя – ты один в трех лицах, - говорила мне Клава Блинова-Кудленко. – Пилот ведет самолет, и в то же время он и штурман, и стрелок. Бой в небе идет стремительно. Реакция летчика должна быть мгновенной. Ты крутишь головой на 360 градусов. Все, что умеешь, надо вложить в эти секунды»…

В первые же дни всех удивила Лилия Литвяк. На ее счету сразу появились сбитые немецкие самолеты. Осталось описание боя, в котором она участвовала в сентябре 1942 г. Бывший штурман звена Б.А. Губин вспоминал:

«Командир полка майор Михаил Хвостиков, вылетевший в паре с сержантом Лилией Литвяк, вместе с другими истребителями атаковали строй бомбардировщиков, направлявшихся бомбить Сталинградский тракторный завод. Самолет майора был подбит и ушел в сторону. Лилия Литвяк, продолжая атаку, приблизилась к бомбардировщику и с 30-ти метров подбила самолет. Затем вместе с летчицей Беляевой они вступили в бой с подошедшими истребителями противника. Беляева и Литвяк зашли одному вражескому самолету в хвост, обстреляли его и зажгли».

Ветераны вспоминали такую историю. Однажды Лилию Литвяк вызвал командир полка. Она увидела в помещении пленного немецкого летчика. На его груди было три Железных креста. Когда командир полка через переводчика сказал пленному, что его самолет сбила девушка-пилот, он отказывался в это поверить.

Лилия Литвяк руками изобразила виражи в небе, которые совершала, чтобы поразить его машину. Немецкий летчик опустил голову. Он вынужден был признать – именно так все и было.

22 марта 1943 года Лилия Литвяк была ранена в воздушном бою. С трудом летчица привела изрешеченный осколками самолет на аэродром: боль пронизывала ногу. Литвяк отправили в госпиталь. После лечения ей дали отпуск на месяц. Она встретилась с матерью и братом. Но уже через неделю уехала на фронт и снова поднялась в небо.

Впоследствии Герой Советского Союза Б.Н. Еремин напишет о ней: «Лилия Литвяк была прирожденной летчицей. Она была смелой и решительной, изобретательной и осторожной. Умела видеть воздух».

В это же время и Екатерина Буданова открыла счет сбитым самолетам. В ее блокноте появилась запись: «6 октября 1942 г. Атаковали группу из 8 самолетов. 1 подожгла, упал правее Владимировки».

В тот день немецкие бомбардировщики появились вблизи единственной оставшейся на левом берегу Волги железной дороги, по которой в Сталинград доставлялись войска и боеприпасы. Бросившись с высоты, Яки нарушили строй немецких самолетов. Одни были сбиты, другие бросили бомбы в степи, не долетев до цели.

7 октября 1942 года – еще одна победа: Екатерина Буданова в паре с Раисой Беляевой атаковали группу немецких бомбардировщиков, сбили один из них.

В те дни Екатерина Буданова написала с фронта сестре:

«Олечка, миленькая моя! Теперь вся моя жизнь отдана борьбе с ненавистным врагом. Хочу тебе сказать, что смерти я не боюсь, но не хочу ее, а если придется погибнуть, то просто свою жизнь не отдам. Мой крылатый Як – хорошая машина и умирать с ним будем только героями. Будь здорова, дорогая. Целую. Катя».

Смертельный риск и выматывающая усталость, напряжение боя и естественное желиние выжить – такими были фронтовые будни, которые Катя Буданова, как и другие летчики, приняла с молчаливым терпением.

Бывший командир эскадрильи И. Домнин вспоминал:

«Мне приходилось часто летать с Катей в группе. Она болезненно переживала, если ей приходилось оставаться на дежурстве на земле. Стремилась воевать. Когда вылетал с ней в паре, то был уверен, что она надежно прикрывает меня, не отстанет при любом маневре в сложной обстановке. Дважды в боевых вылетах она спасала мне жизнь».

Ее фронтовая биография запечатлена в коротких строчках боевых донесений, в которых описания боев, счет сбитых самолетов: «В ноябре 1942 г. Буданова в составе группы уничтожила два «Мессершмитта-109» и лично сбила «Юнкерс-88». 8 января Буданова в паре с командиром полка Барановым вела бой с четверкой «Фоккеров». Один из вражеских самолетов был сбит. От близкого взрыва Як-1, которым управляла Буданова, подбросило в воздухе… В воздушном бою был изрешечен осколками самолет Лавриненкова. Буданова прикрывала его самолет до возвращения на аэродром».

Мария Кузнецова говорила: «Когда я вспоминаю Катю, то будто слышу ее голос. Она любила песню, в которой были такие слова:

Пропеллер, громче песню пой,

Неся распластанные крылья.

За вечный мир, в последний бой

Летит стальная эскадрилья!

Екатерину Буданову назначили в группу летчиков-асов, которые вылетали на «свободную охоту». Ее почерк в небе называли «чкаловским», настолько рискованными и уверенными были фигуры высшего пилотажа, которые она совершала в воздухе, добиваясь победы.

Самолеты, на которых воевали летчицы-истребители, обслуживали девушки-«технари». Они также прилетели из Энгельса, где прошли подготовку.

«От нашей работы зависела жизнь летчика, - говорила Инна Паспортникова-Плешицева. – Готовили самолеты в основном по ночам. Все – вручную. На фронтовом аэродроме не было никаких приспособлений. Работали в любую погоду – под дождем, пронизывающим ветром. Ведь не будешь ждать, пока под самолетом высохнет лужа. Зимой пальцы прилипали к холодному металлу. Нам выдали теплые перчатки. Но мы не стали их надевать – руки теряли ловкость, работа шла медленнее. Однажды в распутицу даже примерзла к земле. Но мы не унывали – подбадривали друг друга».

После боевых полетов душа летчика требовала разрядки. «Кажется, невозможно в это поверить, но мы умели радоваться жизни, даже в такой тревожной обстановке, - рассказывала Мария Кузнецова. – Молодость брала свое. Летчики часто собирались, чтобы попеть любимые песни, заводили патефон, и по степи, изрытой воронками, неслись звуки фокстротов и танго, звучали модные тогда «Брызги шампанского», «Рио-Рита». Кто-нибудь брал баян и отплясывали «цыганочку». Но всегда была на сердце тяжесть: кто-то завтра не вернется из полета? Для кого-то этот вечер станет последним в жизни?»

А еще, несмотря на постоянный риск, с которым были связаны боевые полеты, молодым хотелось любить и быть любимыми. Лилия Литвяк в письме матери и брату написала о своих переживаниях:

«Что ждет в новом году? Так много интересного впереди, так много неожиданностей, случайностей. Или что-то очень большое, великое или все может рухнуть…»

Предчувствия ее не обманули. Лилию Литвяк ожидала великая любовь, которая обернется трагедией. В боевых донесениях два имени стали появляться рядом: Лилия Литвяк и Алексей Соломатин. Они часто вылетали парой. Алексей давал команду в воздухе: «Прикрой! Атакую!» Когда летчики приземлялись, Алексей, сорвав пучок степных цветов, бежал к самолету Литвяк: «Лиля! Ты – чудо!»

Алексей Соломатин воевал с 1941 года. Он был одним из лучших летчиков в небе Сталинграда. В летной среде его имя было связано с живой легендой. Под Сталинградом семеро летчиков под командованием капитана Бориса Еремина атаковали группу из двадцати пяти немецких бомбардировщиков, которых прикрывали истребители. В этом неравном бою наши летчики вышли победителями, не потеряв ни одного своего самолета! Одни вражеские машины были сбиты, другие – рассеяны. Подробности этого боя, в котором участвовал и Алексей Соломатин, в те дни изучали в авиационных полках.

«Оба они – Алексей и Лиля были удивительно красивыми, - вспоминала И. Паспортникова-Плешивцева. – Когда они шли рядом, люди улыбались, глядя на них. В их глазах светилась такая нежность. Они не скрывали, что любят друг друга».

Впрочем, по словам ветеранов, нашлись бдительные командиры, которые решили разлучить их – развести по разным полкам. Кто-то посчитал, что любовные отношения могут помешать в бою. Узнав о предстоящей разлуке, Лиля и Алексей отправились к командиру авиационной части. Говорят, Лиля расплакалась, убеждая оставить их вместе. И это распоряжение было отменено.

Но вместо нежных свиданий их ожидало грозное небо войны, где каждую секунду могла оборваться жизнь. Они воевали с тревогой друг за друга.

Это случилось в мае 1943 года, когда после победы в Сталинграде начались бои за освобождение Донбасса. В газетах тогда был опубликован Указ о присвоении Алексею Соломатину звания Героя Советского Союза: на его счету было 17 сбитых немецких самолетов. В полку поздравляли отважного летчика с высокой наградой. К тому времени Алексей и Лиля стали мужем и женой. Но им было отпущено недолгое счастье. 21 мая Алексей Соломатин разбился на глазах у Лили.

«В тот день вместе с Лилией Литвяк мы находились на аэродроме, - вспоминала Инна Паспортникова-Плешивцева. -Сидели рядом на плоскости самолета. Наблюдали за учебным воздушным «боем», который Алексей Соломатин вел с молодым летчиком, недавно прибывшим в часть. Над нашими головами выполнялись сложные фигуры. Вдруг один из самолетов вошел в отвесное пике и с каждой секундой стал приближаться к земле. Взрыв! Все бросились к месту падения самолета. Мы с Лилей тут же сели в полуторку, которая мчалась в ту сторону. Были уверены, что разбился молодой летчик. Но оказалось, погиб Алексей Соломатин. Трудно передать, в каком отчаянии находилась Лиля… Командование предлагало ей отпуск, но она отказалась. «Буду воевать!» - повторяла Лиля… После гибели Алексея с еще большим ожесточением стала вылетать на боевые задания».

Лилия пережила еще одно потрясение. 19 июля 1943 года погибла ее близкая подруга Катя Буданова. Прикрывая группу бомбардировщиков, она вступила в бой с немецкими «мессершмиттами». Один из вражеских самолетов она сбила, но и ее самолет прошили пулеметные очереди. Она была тяжело ранена. Ее Як-1 приземлился в поле, недалеко от села Ново-Красновка. Пробежав по изрытой воронками земле, самолет перевернулся. В комбинезоне погибшей летчицы крестьяне нашли залитые кровью документы и передали их командованию.

Короткой была их дорога от романтики до страшной реальности. Одна за другой гибли летчицы-истребители из группы «первого призыва», прилетевшие воевать в Сталинградском небе.

Раиса Беляева была смертельно ранена 19 июля 1943 года в воздушном бою над Воронежем. Антонина Лебедева, сражавшаяся на Курской дуге, погибла 17 июля 1943 года (ее останки орловские следопыты нашли лишь в 1982 году). Драматической оказалась судьба летчицы Клавдии Блиновой: ее сбили над территорией противника. Летчица приземлилась на парашюте, попала в плен. Вместе с другими военнопленными ей удалось на ходу выпрыгнуть из железнодорожного вагона. Две недели она блуждала в лесах, прежде чем перешла линию фронта. Добралась в свою авиационную часть.

1 августа 1943 года не вернулась из боя Лилия Литвяк. Это произошло вблизи города Антрацит Луганской области. Герой Советского Союза И.И. Борисенко вспоминал:

«Мы вылетели в составе восьми Як-1. Над территорией противника увидели группу бомбардировщиков, которые следовали к линии фронта. Атаковали их с хода. Но во время боя «мессершмитты» бросились к паре наших истребителей. Бой шел за облаками. Один из Яков, задымив, пошел к земле. Приземлившись на аэродроме, мы узнали, что с задания не вернулась Литвяк. Все особенно тяжело переживали эту утрату. Человеком и летчиком она была прекрасным! После освобождения этого района мы пытались найти место ее гибели, но так и не нашли».

Летчица Лилия Литвяк долгое время считалась пропавшей без вести. Прошли годы, пока в городе Красный Луч Луганской области учительница В.И. Ващенко вместе со школьниками не стала собирать материалы о воинах, освобождавших эти места, в том числе и о погибших летчиках. В хуторе Кожевня жители привели следопытов к глубокой балке и рассказали такую историю. Здесь в начале августа 1943 года упал советский самолет. Погибшего летчика сначала похоронили на откосе балки. А когда его останки стали переносить в братскую могилу соседнего села, то в одном из протоколов появилась запись: сбитым самолетом, очевидно, управляла женщина. Об этом свидетельствовали останки летчика, а также полуистлевшие предметы женского туалета. Педагог В.И. Ващенко подняла документы. Нашла ветеранов. К следопытам приехала И.В. Паспортникова-Плешивцева. По обгорелым обломкам деталей самолета, которые следопыты нашли при раскопках, она определила: здесь упал Як-1. Не было другой женщины-летчика, погибшей в этом районе в начале августа 1943 года. Специальная комиссия сделала заключение: здесь похоронена Лилия Литвяк.

В городе Красный Луч перед зданием школы № 1 был установлен памятник отважной летчице.

Лилия Литвяк совершила 168 боевых вылетов. Она была трижды ранена. По числу одержанных побед ее называют самой результативной среди женщин-летчиц, воевавших на истребителях.

Лилия Литвяк сбила 12 немецких самолетов и 4 в группе. В 1990 году ей было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

На счету Екатерины Будановой 266 боевых вылетов. Она сбила 11 немецких самолетов. В 1993 году ей было присвоено звание Героя России.

Однако в наше время появились статьи, в которых называют другие, более скромные результаты воздушных побед, которые одержали летчицы-истребители. Однако никакие погрешности таких подсчетов не умаляют подвиг этих отважных девушек.

Спустя десятилетия после Победы, нам необходима не только статистика войны. Потомкам остались страницы истории, запечатлевшие особенности нравственного мира фронтового поколения. А это – настоящая духовная Вселенная, за давностью лет во многом – непознанная.

Во время войны французские летчики полка «Нормандия-Неман», увидев на фронте девушек-летчиц, написали:

«Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».

На фото (слева направо): Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова

Специально для Столетия