Как составить план публичного выступления. Примерный план публичного выступления. Функциональные стили русского литературного языка. Разговорная речь. Примеры

2. Способ повода. Во введении вы можете сразу обозначить реальный повод вашего выступления или найти другой подходящий повод своей речи. Повод должен отчетливо и убедительно показывать важность проблематики вашего предстоящего выступления и быть напрямую связан с содержанием речи. Это может быть небольшое происшествие, важная дата, личное переживание, анекдот, актуальное в данной ситуации сравнение и многое другое.

Например: Сегодня исполняется ровно сто лет со дня рождения одного великого оратора, именно в связи с этим событием сегодня мы намерены в очередной раз затронуть тему важности риторики .

3. Способ побуждения к размышлению. Выгодным началом выступления также может стать прием, позволяющий оратору сразу придать импульс мыслительной активности слушателей, задав им интересную задачку для размышления. Это максимально эффективно, если аудитория заинтересована и активна. Кроме того, подобное вступление уместно в том случае, если в своей речи вы планируете делать нетривиальные выводы.

Например: Как вы думаете, сколько человек ежедневно интересуются проблемами риторики , прибегая к запросам в поисковых системах?

4. Прямой способ. И наконец, во введении можно сразу перейти к сути дела, безо всяких ухищрений. Эта техника подходит для тех случаев, когда нужно быстро произнести речь, когда слушатели ждут самой сути. Такой метод является наиболее прямолинейным, он характерен для коротких деловых сообщений.

Например: Сегодня я планирую вам рассказать про сайт , который представляет собой один из самых эффективных способов научиться ораторскому искусству в интернете. Итак…

Главная часть

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

  1. Каково существующее положение дел (status quo)?
  2. В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?
  3. Как можно изменить существующее положение?

Кроме того, обратите внимание на следующие материалы, которые помогут вам в поиске интересных концепций построения содержания выступления:

  1. — поможет правильно преподносить ваши мысли без искажений
  2. - сделает вашу речь логичной и последовательной
  3. - урок в писательском мастерстве.
  4. : тема, цель, задачи, стиль в мастерстве писателя.
  5. - как коротко изложить свои бизнес-идеи.
  6. - расскажет вам о том, как вести беседу в форме диалога, наталкивая слушателей делать выводы как бы самостоятельно.
  7. - если вам попалась абсолютно непонятная вам тема, можете поискать полезные советы в данной статье.

Заключение

Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего (« »), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.

Подготовкой заключительной части вашего выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Кроме того, многие ораторы, когда не ограничены во времени, часто просто не могут остановиться из-за того, что не подготовили завершающую часть своей речи. Наверняка вы такое не раз замечали и даже, может быть, за собой.

Также хочется обратить ваше внимание на то, что в заключении важно не только повторение, в концовке выступления должна усиливается и концентрироваться основная мысль вашей речи. Для этого хорошо подойдут метафоры и другие художественные элементы. Чтобы максимально тщательно приготовить заключение, важно использовать специальные риторические средства, о некоторых из них будет сказано в следующем уроке .

Теперь вы знаете несколько приемов и техник, которые помогут вам составить план публичного выступления. Но нужно быть готовым к тому, что многое вам придется делать самостоятельно, а типовых рекомендаций не может существовать. А в следующем уроке вы узнаете полезные приемы оформления содержания вашей речи для максимально эффективного воздействия на слушателей.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

  1. Начните с приветствия. В первую очередь слушатели хотят узнать личность оратора. Если вас уже представили, то поблагодарите ведущего и организаторов мероприятия за предоставленную возможность.

    • Учитывайте возможное волнение в начале выступления и отразите этот момент в плане.
    • Если вас что-либо связывает с присутствующими или организаторами, то сообщите об этом в приветствии, особенно в ситуации, когда нужно представиться самостоятельно.
    • Например, можно сообщить: «Добрый день. Меня зовут Мария Солнцева. Последние пять лет я работаю волонтером в Обществе защиты животных Томска. Для меня честь быть приглашенной сегодня и выступить перед вами с речью о важности стерилизации питомцев».
  2. Привлеките внимание слушателей. Важно привлечь и удерживать внимание присутствующих на протяжении всей речи. Можно использовать шутку, историю из жизни или необычное наблюдение по теме выступления, которое не будет более уместным в дальнейшей речи.

    • Выбирайте подходящий прием с учетом присутствующих. Что может увлечь слушателей? Это необязательно должно казаться интересным или веселым лично вам.
    • Если вы сомневаетесь в эффективности выбранного решения, попробуйте репетировать начало в присутствии друзей или родственников, возраст и интересы которых примерно совпадают с теми, кто будет присутствовать на мероприятии.
    • Например, если вам предстоит произнести речь о стерилизации питомцев для семей из пригорода, то можно начать с юмористической отсылки к мультфильму «101 далматинец».
  3. Покажите, почему присутствующим следует прислушаться к вам. В этой части введения следует перейти от вступительной истории или шутки непосредственно к теме речи. Вполне достаточно 1–2 предложений.

    • Кратко объясните важность темы или вопроса, который будет рассмотрен.
    • В информационной речи сообщите, в чем заключается важность или актуальность вопроса для слушателей.
    • В побудительной речи объясните последствия в том случае, если рассмотренные действия не будут предприняты.
    • Например, можно сказать: «Каждый год местный приют становится пристанищем для пяти сотен котов и собак, от которых отказались хозяева. В случае поголовной стерилизации животных количество могло бы сократиться в пять раз».
  4. Изложите свой тезис. Тезис сообщает слушателям о примерных масштабах вашей речи. Обычно структура и смысловое наполнение тезиса зависит от типа речи.

    • В побудительной речи тезис должен представлять собой изложение конечной идеи, в которой вы хотите убедить слушателей с помощью информации и доказательств.
    • Например, в речи о необходимости стерилизации питомцев можно использовать такой тезис: «Стерилизация питомцев принесет пользу для всего нашего сообщества».
    • В качестве тезиса для информационной речи можно просто подытожить информацию, которую вы собираетесь изложить в своей речи.
    • В научной речи тезис должен отражать гипотезу, на которой основано ваше исследование.
  5. Докажите свой авторитет. Вы изложили свою точку зрения, но слушателям важно знать, почему они должны доверять вам. Необязательно использовать официальные подтверждения вроде вашей ученой степени или продолжительности исследования. Иногда вполне уместна история из жизни.

    • Если вы произносите речь перед классом в школе, то можно сообщить, что вы изучали предмет и проводили исследования.
    • Если у вас есть более личный интерес к теме, то вполне уместно сказать об этом.
    • В побудительной речи личная связь с темой речи может помочь повысить доверие к вам. Например, вы произносите речь о жилищной политике в вашем районе, и вы заинтересовались этой темой, когда вашей семье грозило выселение. Часто личная связь оказывается для слушателей важнее обширного профессионального опыта в данной сфере.
  6. Предварительно представьте основные пункты речи. Слушатели должны знать, о чем вы будете говорить, с какой целью и почему они должны слушать вас. Кратко изложите основные пункты в начале выступления.

    • Единого правила не существует, но обычно речь состоит из трех частей. Перечислите все части во введении в том порядке, в котором они будут представлены в речи. Порядок обычно зависит от типа речи.
    • Например, в речи о пользе стерилизации питомцев начните с преимуществ для питомцев, затем для владельцев и всего сообщества. Начинайте с малого и наращивайте масштаб.
    • В побудительной речи нужно начинать с самого убедительного аргумента и постепенно снижать эффект.
    • В информационной речи на основе исторического события можно следовать хронологическому порядку. В других случаях лучше начинать с широких вопросов и постепенно переходить к более конкретным.
    • Порядок пунктов должен быть естественным и обеспечивать плавные переходы между частями вашей речи.

смотреть на рефераты похожие на "Подготовка устного публичного выступления"

Министерство Экономического Развития и Торговли РФ

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Институт Коммерции и Маркетинга

Контрольная работа на тему:

Исполнитель: студентка I курса

Глинчикова Л.Н.

Преподаватель:

Доцент Беженцева О.В.

Москва 2002 год

«Подготовка устного публичного выступления»

I. Введение 2
II. Этапы подготовка речи 2
1. Докоммуникативная фаза 2 a. Определение темы и цели выступления 2 b. Оценка аудитории и обстановки 3 c. Кодирование 3
2. Коммуникативная фаза 4
III. Структура выступления. 4
1. Вступление. 4
2. Основная часть. 5
3. Заключение 5
4. Способ выступления 5
5. Уловки оратора 6 a. Фразы 6 b. Паузы 6 c. Обращение к аудитории 6 d. Комплимент 6 e. Реакция аудитории 7 f. Приветствие и прощание. 7 g. Язык жестов и поз 7 h. Как держаться во время выступления 7
6. Имидж оратора 8
IV. Заключение 8
V. Список Литературы 10

Подготовка устного публичного выступления

Введение

Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории.
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.

Этапы подготовки речи

Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

1 Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

Определение темы и цели выступления;

Оценка аудитории и обстановки.
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.
Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

1 Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что- либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

Мажорная;

Беспечная или юмористическая;

Шутливая;

Сердитая или упрекающая;

Мрачная;

Торжественная;

Предостерегающая;

Просительная.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить
(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:

Фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

Суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

Мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

Вызывает ли мое выступление интерес?

Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

2 Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

Возраст;

Уровень образования;

Профессия;

Цель прихода людей на выступление;

Уровень заинтересованности в теме;

Уровень осведомленности в данном вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться.
Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

3 Кодирование

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

Подбор материалов;

Композиционно-логическое оформление речи;

Использование фактологического материала;

Работу над языком и стилем выступления.

1 Фактологический материал

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.
Подготовка по существу вопросов:

Анализ проблемы, ситуации

Формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции

Подготовка речи и аргументации выводов

Подбор необходимых документов и материалов

Учитывать возрастной и половой факторы.

2 Коммуникативная фаза

Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д.

Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей: подготовка манеры поведения учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию

Структура выступления.

Выступление должно состоять из трех частей:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Примерное распределение времени:

Вступление – 10-15%;

Основная часть – 60-65%;

Заключение – 20-30%.

1 Вступление.

Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объясление цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким.
При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики.

2 Основная часть.

Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации:

Проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

Хронологическое изложение;

Изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

Индуктивное изложение (от общего к частному).
Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения.

План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.

3 Заключение

Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления.
Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом.
В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

4 Способ выступления

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию.
Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

5 Уловки оратора

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся…

1 Фразы

Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные.
Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.
Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

3 Обращение к аудитории

Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

4 Комплимент

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

5 Реакция аудитории

Во время выступления дулжно постоянно контролировать реакцию слушателей.
Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

6 Приветствие и прощание.

Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

Позвольте представиться!
В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные:

Разрешите представиться!
Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

До свидания!

Позвольте (разрешите) попрощаться…
Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику.

Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту.

6 Язык жестов и поз

1 Как держаться во время выступления

Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене.
Стоять нужно прями и перенести центр тяжести с пяток на носки.
С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.
Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются.

7 Имидж оратора

Власть оратора над аудиторией зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.
Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе:

О его финансовых возможностях;

Об эстетическом вкусе;

О принадлежности к определенной социальной группе, профессии;

Об отношении к окружающим людям.
Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».
В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит по описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».
А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей.
Все – от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:

Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.

Умение ее носить.

Умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

Аргументация. Убедить – значит логическими доказать или опровергнуть какое- либо положение. Это чисто логическая задача. Эрудиция, доброжелательность и тактичность создают обстановку, располагающую к беседе. Для достижения успеха необходимо уметь выражать свои идеи, возбуждать в аудитории интерес к речи.

Нужно быть готовым к ответам на возможные вопросы.

Заключение

Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

Знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

Умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;

Умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;

Умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию.
Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.

Список Литературы

1. «Безопасность жизнедеятельности». Н.В.Баранков. Москва, 2001 год.

2. «Гражданская оборона» / Под редакцией генерала армии А. Т. Алтунина,

Москва, Воениздат.

3. «Гражданская Оборона». П.Т.Егоров, Москва, Высшая Школа, 1977г.

6. Бишкек Торговая палата, новости 20.04.2002. Мехман Гафарлы

7. Газета "Интерпол-экспресс" # 3, 2002. Сергей Мануков.

8. Федор Лукьянов, собственный корреспондент в Праге и Будапеште, Лента-

Ру, Март 2002 года.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Люди, которые по роду своей деятельности часто выступают на публике, понимают, что для успешного выступления необходим грамотно составленный план.

Элементы плана публичного выступления

Структура плана для публичного выступления включает в себя несколько элементов, которые должны быть логически связаны между собой.

Знакомство с публикой

Эту часть публичного выступления еще называют Hook, что в переводе с английского означает крюк. Подразумевается, что уже первые строки речи должны «цеплять» слушателя, привлекать их внимание.

Знакомство с публикой может быть изложено как притча, небольшая интересная история, которая заинтересует аудиторию.

Это одна из самых важных составляющих публичного выступления, поэтому ей нужно уделить много времени. Исключать Hook из своей речи ни в коем случае нельзя.

Введение

После знакомства с публикой и фиксации ее внимания на себе, необходимо переходить к введению. Эту часть речи следует начинать с проблемы, близкой вашей аудитории. Такой ход даст возможность сблизится с публикой.

Можно представить это на примере личного опыта. Уместно добавить немного юмора, чтобы создать непринужденную атмосферу. Вообще, юмор - прекрасный инструмент, позволяющий разрядить обстановку и устранить напряжение публики. Отметьте возможные шутки в своем плане.

Если ваше выступление направлено не на решение проблемы публики, а на презентацию чего-то нового, расскажите о том, какие проблемы могут возникнуть у слушателей, если они не воспользуются новой информацией.

Краткое описание основных мыслей

Лучше это сделать на листке формата А4 и использовать в качестве подсказки в процессе произнесения речи. Там следует зафиксировать название историй, примеры, порядок изложения информации. Вам будет достаточно нескольких мгновений, чтобы заглянуть в ваш план и понять о чём рассказывать дальше, и что вы упустили.

Основная часть

Далее переходите к главной части в плане вашей речи. В процессе выступления лучше чередовать фотографии и наглядными материалами. Старайтесь говорить в меру эмоционально, иллюстрируйте выступление изображениями или видео материалами.

Старайтесь каждый свой тезис подкреплять фотографиями или видео. Тогда публика будет вам доверять, и вы не будете голословным.

Не забывайте, что время публичного выступления ограничено, поэтому постройте свой план так, чтобы в нем было не более 4-х ключевых сообщений. Слишком много информации публике тяжело воспринять. Не перегружайте свою речь.

Заключение

Зафиксируйте в своем плане главные выводы, которые следуют из вашего выступления. Завершить речь лучше всего эффектной фразой или выводом. Заключение должно быть кратким, но емким, таким, чтобы аудитория вас запомнила.

Как показывает практика, речи, написанные без предварительно составленного плана, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. Поэтому при подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.

По определению толкового словаря русского языка, план - это взаимное расположение частей, краткая программа какого-нибудь изложения. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной. Охарактеризуем их.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т.д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия Данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т.д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расширяется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего

основной план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т.п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.