Гордость тараса за своих сыновей. Сочинение на тему: Гордость за сыновей в повести Тарас Бульба, Гоголь. I. Организационный момент

Урок 33 ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ О ТАРАСЕ БУЛЬБЕ

02.02.2012 90000 3540

Урок 33 подготовка к сочинению о Тарасе Бульбе

Цел и: на примере образа Т. Бульбы показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; развивать навыки работы над планом к сочинению, умение подбирать необходимый языковой материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказавший нам печальную историю жизни и борьбы (за свободу Родины, за христианскую веру, за процветание своей земли) героев-запорожцев.

В повести много героев, у каждого из них свой характер, свой душевный склад: крепок на едкое слово Демид Попович, мудр и спокоен проживший долгую жизнь Бовдюг, который отправился в поход в надежде быть «пригодным» казакам-товарищам, умный и расчетливый в бою атаман Кокубенко, Остап, унаследовавший от отца цельность характера, трезвость в бою, чуткость и живой ум, и, наконец, сам Тарас Бульба, грубоватый по натуре, упрямый, но до конца жизни верный своей Родине и товариществу.

Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя. А как вы себе представляете Тараса Бульбу? (Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания уделял он своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (то есть мускулист), выражения лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары, шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках – трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.)

2. Коллективное обсуждение вопросов , характеризующих Тараса Бульбу.

Составление пунктов плана .

– Когда мы впервые знакомимся с героем? Какова его внешность? (Старый Тарас – типичный запорожец. Он чрезвычайно тяжел и толст. На нем широченные шаровары, белая украинская сорочка. Усы до плеч. Вызывающе запрокинув голову, Тарас с насмешкой смотрит на сыновей, а затем лично проверяет бойцовские навыки одного из них, Остапа, получившего одобрение и наказ: «Да он славно бьется!.. Добрый будет казак!.. Вот так колоти всякого… Никому не спускай!»)

– Сам Тарас, «коренной, старый полковник, был создан для бранной тревоги. «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия» – и готов был «никому не спускать», если не уважали казацких «старшин» и стояли перед ними в шапках» сборщики налогов польские, если глумились над православием и если враги были те, кто не исповедовал христианство.

Тарас – сын боевого и трудного века, вся жизнь его – постоянные боевые походы во имя свободы Родины. В жестоких битвах родилось его мужество и весь облик старого полковника стал твердым, суровым. Желая, чтобы и сыны стали закаленными воинами, а не «мазунчиками», он решает отправить их на Запорожье со словами «Дайте Боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!»

Черты характер а.

1) Гордость.

Тарас гордился своими сыновьями: «тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя своими сыновьями на с ечь», «представит их всем старым закаленным в битвах товарищам» и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцев привел к вам!». И нам понятно его отцовское чувство гордости, которое впоследствии ему никак не помешает наказать сына, ставшего предателем.

Какие муки должен был испытывать старый Тарас, когда его сын стал его врагом, изменником, надругался над самым дорогим и священным – любовью к Родине. И во имя этой любви отец нашел в себе силы и мужество убить сына-изменника. Только поистине героическая натура способна на такое.

Тарас, тонкий знаток человеческой души (психолог), понимает, что для подвига во имя Отчизны необходима поддержка товарища, необходимо чувство товарищества. И в решающий момент он произносит свою речь о товариществе!)

– В чем сила человека? («н о породниться по душе, а не по крови может один только человек». В речи звучит презрение к врагам, прихвостням, которые перенимают «басурманские обычаи».)

2) Талантливый полководец.

Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, дать нужные распоряжения, вовремя подбодрить казаков. В разных местах слышится его голос: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Полководческий талант Тараса Бульбы проявился в предвидении опасности, тактики ведения боя, в умении подбодрить казаков в самый напряженный момент боя. Во время казни нечеловеческие муки ослабили силы и волю Остапа, и Тарас, чтобы подбодрить его, освежить его силы перед последними и самыми страшными муками, произнес одно только слово, которое могло ему стоить жизни: «Слышу!»

– Как изменился Тарас после смерти Остапа! (Смерть сына потрясла Тараса. После казни сына не было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Тарас не поверил полякам, как многие его товарищи и не стал заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не мог остановить его: « В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и все грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и беспощадный к врагам воин.

Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя сломать, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.

Не побежденным, не сломленным остался Тарас Бульба до конца своей жизни. Огонь бушует под ним, языки пламени обдают его грудь, подбираются к усам, но он устремился туда, где бьются его товарищи, «собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! к берегу, хлопцы!.. У берега не было погони!»

«И вспыхнули радостью очи у старого атамана», когда он, очнувшись от удара за совет казакам, увидел как «казаки плыли на узких челнах…»)

Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом.

3. Чтение наизуст ь (близко к тексту) речи Тараса.

– Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя? («Хочется мне вам сказать, панове…» до слов «Нет, так любить никто не может!» С. 192 в учебнике.)

(Это речь перед запорожцами главного героя повести – Тараса Бульбы. Основная ее мысль – прославление Русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба – настоящей патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.)

– Перечитайте отрывок из 1-й главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему эту характеристику? Чем она важна? («Тарас был один из числа…» до слов «Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». (С. 150 в учебнике.)

Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому один из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом, судьбу Тараса автор неразрывно связывает с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.)

4. Составление плана характеристики Тараса Бульбы (простой и цитатный), обсуждение плана, предложенного учителем.

ПЛАН
характеристики Тараса Бульбы

I. Вступление.

«Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки, такие силы, которые пересилили бы русскую силу!» (Н. В. Гоголь.)

II. Основная часть.

Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.

1) Тарас – коренной, старый полковник.

2) Гордость казака за своих сыновей.

3) «Нет уз святее товарищества».

4) Опытный полководец.

5) Суровый, беспощадный мститель.

6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.

III. Заключение.

Бессмертие повести и ее героев.

5. Корректирование плано в, составленных учащимися.

IV. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учител я.

Два великих художника прошлого: писатель Н. В. Гоголь и живописец И. Е. Репин – посвятили свои произведения Запорожской Сечи. Знаменитая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы», повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Главным чувством, которое испытывает по отношению к своим сыновьям бывалый казак Тарас Бульба, является гордость. Именно поэтому сразу же после их возвращения из Киевской академии он созывает «всех сотников и весь полковой чин», чтобы показать им своих «молодцов». Далее с этой же целью он везет Остапа и Андрия на Сечь.

Тарас Бульба с нетерпением ждет, когда сыновья предстанут перед его «старыми, закаленными в битвах товарищами». Кроме того, старый казак мечтает поглядеть на первые подвиги Андрия и Остапа «в ратной науке и бражничестве», и это ему удается.

На поле боя его сыновья сражаются «в числе первых». Младший - Андрий, имеющий чуткую натуру и живые развитые чувства, - с «бешеной негой и упоением», а старший - Остап проявляет в битве расчет и хладнокровие, а также демонстрирует «наклонности будущего вождя».

Но вот наступает время, когда романтический характер Андрия проявляет свою истинную силу. Молодой человек не может совладать со своими чувствами к прекрасной «панночке». Когда Андрий узнает, что она оказалась заложницей в осаждаемом казаками городе, он, не раздумывая, вытаскивает мешок с едой из-под головы спящего брата и направляется к девушке по подземному ходу.

Увидевшись со своей любимой полячкой, Андрий уже не желает расставаться с нею, и потому он отрекается от своих родных, а также от всего казачества и христианской веры. Таким образом, из сына, бывшего предметом гордости для своего отца, Андрий вмиг превращается в предателя.

Известие о поступке молодого человека становится серьезным ударом для Тараса Бульбы. Он долго не решается поверить в то, что Андрий перешел на сторону поляков, и до последнего считает, что его «принудили» надеть «чужое одеянье». Лишь только увидев своими глазами, как юноша сражается на стороне врага, Тарас Бульба решается на страшный поступок - сыноубийство.

Старый казак, конечно, сожалеет о смерти Андрия и о том, что так бесславно пропал достойный казак, но все же у него остается еще один сын. И Остап не подводит своего отца, а, наоборот, дает ему все новые и новые поводы для гордости. Он настолько отважно сражается в битвах, что боевые товарище выбирают его атаманом. Став предводителем казаков, Остап многократно доказывает, что действительно достоин этого звания.

Заставляет отца гордиться собой Остап даже тогда, когда попадает в плен к «ляхам», и те приговаривают его к казни. На смерть он идет впереди всех, с «тихою горделивостию». Он молча, не издав ни одного крика, выдерживает все «адские муки», которым подвергает его палач. Лишь только перед самой смертью взывает молодой человек к отцу: «Батько! где ты! слышишь ли ты все это?» И, получив желаемый ответ: «Слышу!» - умирает с честью.

Суровые нравы того времени и условия, в которых приходилось жить малороссийскому народу, породили таких людей, как Тарас Бульба и его сын Остап. У запорожских казаков были свои понятия о чести и доблести, и те, кто бесстрашно сражался за свою Родину и христианскую веру, пользовались большим почетом и уважением в их среде. Именно поэтому Тарас Бульба очень гордился своим сыном Остапом, и именно поэтому он сам также смог достойно встретить свою смерть, зная, что умирает за правое дело.

Повесть «Тарас Бульба» создана в духе героического эпоса, подобно эпосу Гомера или рыцарскому эпосу, только возникшему в другом месте. Ее главный герой – Тарас Бульба – наделен эпической цельностью и несет в себе условные этические ценности Запорожской Сечи. Эти ценности заключались в том, что Запорожье – православный мир, особая культурно-историческая общность. Ее непримиримым врагом в то время была католическая Польша.

Все понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему, и судить о них нужно по тогдашним законам. Например, козаку нужна воля, но не дом, потому что, если у человека есть какое-то имущество, он теряет храбрость. Значит, отважен только бездомный. Жена нужна, чтобы рожать детей, в остальном она обуза и лишь сковывает волю.

Превыше всего, даже кровных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья.

Тарас был коренным, старым полковником. В то время Польша уже оказывала влияние на русское дворянство. Многие перенимали польские обычаи, но Тарасу это было не по душе, он презирал своих старых друзей, которые перешли на сторону Польши. Он любил простую жизнь козаков.

Тарас выглядит в силу своих лет, он был сед, мускулист, серьезен, его умный взгляд пронизывал насквозь. Такую характеристику дает главному герою автор. Писатель выделяет главное в натуре Тараса – его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому одним из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую.

Подробного портрета Тараса Гоголь не дает. Наверное, в этом нет необходимости – прическа, одежда, обувь у Тараса были, как и у других запорожцев, да и мало внимания он уделял внешнему виду. Кроме того, его молодость уже давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней – умом, силой, волей.

Когда к отцу приезжают сыновья, учившиеся в киевском духовном училище, то гордость берет своё: Остап и Андрий - дюжие молодцы, крепкие и здоровые. По этому поводу Бульба велел созвать всех сотников и весь полковый чин. Представляя сыновей, сказал, что скоро отправится с ними на Сечь. В этом весь Тарас – он привык принимать быстрые решения, он воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья его были такими же, но и сам рвется к дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.

Свое мастерство отличного полководца Тарас показал на войне с Польшей. Бульба умел подбадривать своих товарищей, всегда находил нужное слово, все его уважали и поддерживали. Во время битвы Бульба беспокоился не только о родной земле, но и о козаках - товарищах.

Тарас Бульба не терпит предательства. То, что собственный сын, предмет гордости и надежд отца, предал Родину, лишь усугубляет его гнев, как к сыну, так и к неприятелю.

Тарас не желает понять, что заставило Андрия так поступить: для него причины не имеют значения, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, но и после расправы Тарас не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти. Андрий недостоин быть сыном Тараса, так как он нарушил заповеди товарищества. Он должен непременно погибнуть, чтобы козаки сохранили единство. Поскольку Тарас породил изменника, то он обязан избавить товарищество от изменника.

Совсем другое дело Остап. Остапом Тарас гордится, потому что он следует законам братства, не изменяя им. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за старшего сына. С риском для жизни пробирается Тарас на место казни, поддерживает Остапа в самый трудный его час. Казнь Остапа Гоголь изображает по контрасту с казнью Андрия. Позорная смерть в одиночестве сменяется высокой торжественной казнью Остапа на виду у всей площади: «народ валил туда со всех сторон». И тут Остап, терпящий невыносимые муки, взывает не к матери, не к супруге, а к отцу, и тот отзывается на его возглас. Тарас страдает, но и гордится Остапом, помнит о нем всегда.

Чтобы отомстить за смерть старшего сына, Тарас собирает войско и начинает войну. Новая война – попытка сохранить казацкую общину, жившую набегами, грабежами и вместе с тем твердой защитой своей самостоятельности и православной веры. Ненависть Тараса Бульбы к ляхам так сильна, что даже любимую трубку не хочет он оставить на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.

Когда Тарас оказывается в плену, то предстоящая ему казнь – сгореть на костре – осмыслена высокой жертвой ради товарищества. Недаром ему дана последняя радость – увидеть, что погиб брат прекрасной полячки, соблазнившей Андрия.

Умирая на костре, Тарас радуется, что сумел подсказать своим козакам путь к спасению, то есть даже перед лицом смерти он остается верен главному в жизни – товариществу, родной земле. Свою смерть принимает как достойный конец достойной военной жизни.

Тарас Бульба олицетворяет собой украинский и – шире – русский национальный характер и вбирает в себя черты многих героев-запорожцев.

«Поэмой о любви к родине» назвал повесть «Тарас Бульба» В. Г. Белинский. По моему мнению, Тарас Бульба – настоящий герой своего времени, своей Родины, за свободу которой он готов не только на собственную смерть, но и не щадит своего родного сына. Ведь нравственная сущность битв и побед, смертей и поражений измеряется в «Тарасе Бульбе» ценностями много высшими, чем сама война. Мир повести поражает своей грандиозностью, исполинским размахом, количеством названных по именам и неназванных героев, которые все время находятся в движении, пересекая необъятные степные пространства на конях, повозках, пешими.

В. Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи целого народа. Если в наше время возможна гомеровская эпопея, то вот вам ее величайший образец, идеал и прототип».

Я считаю, что повесть «Тарас Бульба» и ее герои будут жить всегда, потому что в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против польской зависимости. Читатели всех времен будут испытывать чувство восхищения мужеством героев бессмертной повести.

Ответ оставил Гуру

Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения. В разных местах слышится голос Тараса: «А что, паны, - сказал Тарас, перекликнувшись с куренным. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабли ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?»
Тарас не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Он проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причине несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.
В этом эпизоде раскрылась сила характера Тараса. Он чувствовал свою вину перед товарищами, перед родиной. Именно он, отец и старший товарищ, вовремя не увидел отрицательных черт в характере сына и его неустойчивости, излишней горячности. И, как человек мужественный, страстно убежденный в своей правоте, он сам исправляет свою ошибку. Самое страшное преступление для Тараса - измена отчизне, общему делу: он гораздо выше ставит родство по духу. чем по крови.
Пережитые страдания не могли сломить Тараса и убить его веру в справедливость начатой борьбы. Он продолжает ее, появляясь со своим полком в разных местах Польши, мстя за поруганную родину, погибших товарищей и Остапа.
Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.
Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.
Тарас Бульба - народный герой: он бьется и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!»

Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов и арендаторов и защищает униженных и оскорбленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя,-«точно необыкновенное явление русской силы». Его отличали, пишет Гоголъ, «умение двигать войском и сильнейшая ненависть к врагам». И вместе с тем Тарас ни в малейшей степени не противопоставлен окружающей его среде. Он «любил простую жизнь казаков» и ничем не выделялся из них.