Древняя кубань. Презентация.Кубань-многонациональный край. презентация к уроку по краеведению на тему Палеолитом принято называть период в истории человечества, когда главным материалом для человека являлся камень

На территории нынешнего Краснодарского края, археологами обнаружено около пятидесяти памятников раннего палеолита.

Палеолитом принято называть период в истории человечества, когда главным материалом для человека являлся камень.

Северо-Западный Кавказ, а это в основном современная территория Кубани, всегда привлекали людей своими природно-географическими

Северо-Западный
Кавказ, а это в
основном
современная
территория Кубани,
всегда привлекали
людей своими
природногеографическими
условиями,
богатством
растительного и
животного мира.

По мнению большинства современных ученых, первобытный человек пришел на территорию Кубани с юга, пройдя по рекам и перевалам

Кавказских гор. Это событие
произошло более 500 тысяч лет назад.

Стоянки времен палеолита обнаружены на территории Черноморского побережья и в предгорьях Кавказа.

Основными видами деятельности человека древнекаменного века (палеолита) были собирательство и охота.

В период среднекаменного века (мезолита 10 -6 тысяч лет до нашей эры) человек изобретает лук и стрелы, что способствует

переходу от
коллективной
охоты к
индивидуальной.

Примерно к этому времени относится и появление нового человека (неандертальца).

Произошедшее обледенение и общее похолодание способствовали дальнейшему совершенствованию видов охоты и постепенно привели к

Произошедшее
обледенение и
общее
похолодание
способствовали
дальнейшему
совершенствовани
ю видов охоты и
постепенно
привели к
оседлому образу
жизни.

Большую известность получили такие стоянки первобытных людей как: Ильская

Губская

Монашеская

Баракаевская

Воронцовская

Человек учиться строить искусственные жилища и добывать огонь, последнее в свою очередь выводит человека из круга животных.

Овладение огнем дало возможность древнему человеку не завесить от природных условий и превращать мясо животных в легкоусвояемую

пищу.

В период новокаменного века (неолита 4 – 3 тысячелетие до нашей эры), человек начинает заниматься скотоводством и земледелием и

переходит на
новый уровень
уровень человека
разумного (Homo
Sapiens).

Появление металла (вначале меди) означало существенный скачок в развитии человечества. Кавказ был одним из первых и древнейших

очагов
выплавки меди, а
затем и железа.

Изменение климата, усовершенствование орудий труда и деятельность человека, внесли определенные коррективы в ландшафт Кубани.

Постепенно ее природно-географический
вид стал таким, каким его застали первые русские
переселенцы.

Устич Наталья Ильинична
Презентация «История кубанского казачества»

В начале XIX в. единой формы у казаков не было . Черно­морцы носили синие шаровары и кафтан красного или синего цвета. Линейные казаки предпочитали одежду черкесского образца.

К середине XIX в. форма становится единой. Как правило, это были черные либо темно-синие черкески с газырями - напатронниками, под черкеску одевался бешмет-рубашка, сши­тая из атласа, сапоги, башлык. В зимнее время прибавлялась бурка - верхняя одежда из овечьих шкур без рукавов. Папахи у казаков были черные - парадные и серые - повседневные.

Во все времена женщины стремились одеваться модно. Ка­зачки не были исключением.

Традиционный женский костюм - юбка и кофта - шился из фабричных тканей. Фасоны были разнообразны, имелась масса украшений, обязательно надевалась нижняя юбка - «спидныця» . Волосы женщины заплетали в косу и укладывали в пучок на затылке. Пучок закрывался «шлычкой» , маленькой шапочкой, состоявшей из круглого донышка и узкого бортика, которая затягивалась на пучке шнурком. Девушки не ходили летом с непокрытой головой. На ноги казачки обували чувяки , черевики, сафьяновые сапожки.

Дом представлял собой прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей. В доме было две комнаты «мала хата» и «велика хата» . Дом делали из самана (кирпич, высушенный на солнце, из глины, соломы и земли) либо строи­ли турлучный дом. Это когда казаки по периметру дома зака­пывали в землю сохи, которые переплетались лозой. Как толь­ко каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» , когда глину вперемешку с соло­мой забивали в плетень.

Через неделю делали вторую мазку - «под пальцы» , когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальца­ми. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз) . Была еще и четвертая мазка - «вихтюваина» . Это когда тряпкой «вихтем» размывали стены, нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Для крыши заготавливали чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью

Со строительством дома были связаны специ­альные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в доме. При закладке дома на место строи­тельства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось» . Сволок - деревянные несущие бру­сья, на которые настилался потолок, - поднимался не голыми руками, а на полотенцах - «чтобы в доме не было пусто» . Под крышу подкладывали мелкие деньги, а в переднем углу в сте­ну вмуровывали небольшой деревянный крест, призывая бо­жье благословение на обитателей дома. После окончания строи­тельных работ вместо платы (ее не полагалось брать за по­мощь) хозяева устраивали угощение (все это сопровождалось песнями) .

Есть ещё один способ постройки казачьей хаты . Сначала из глины и соломы формировали кирпичи (саман, а затем из него уже строили хату и дальше

Все заметные события жизни казаков были связаны с пра­вославной верой. Напутственным молебном кубанцев провожа­ли на службу, а благодарственным - встречали.

Хранителями обычаев выступали у казаков старики . В присутствии стариков не сидел даже атаман. К старшим обращались только на «Вы» , Важную роль в казачьей семье играла бабушка : муж на службе, жена в поле, а все воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались ува­жением в семье.

Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну кубанцы сохраняли свою культуру.

Свою историю казаки знали и почитали . Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они не жили – бедно или богато, но в любой дореволюционной станице не было хаты без святого угла.

Если в комнату заходили гости – первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонёк лампады.

А закладка каждой новой станицы или хутора начиналась с постройки церкви или храма.

Рассказ о казачьем быте был бы неполным, если бы мы не коснулись устного народного творчества. Казаки создали много образцов устного творчества, многие из которых дошли до нас в трудах И. Д. Попко «Черноморские казаки в гражданском и военном быту» и Ф. А. Щербины «История Кубанского казачьего войска » . Эти и другие работы этих авторов украшают фольклорные вставки : легенды, пословицы и т. д

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Литературная история Кубани Подготовила учитель начальных классов Коротышева Ю.Ю.

В XIX- ХХ веках на Кубани побывали многие выдающиеся деятели культуры.

Летом 1820 года по Кубани путешествовал А.С.Пушкин Александр Сергеевич Пушкин(1799 – 1837)

  • Первым из великих в казачьем крае побывал Пушкин. Через земли Черноморского войска он проезжал в 1820-м. В письме к брату писал: «Видел я брега Кубани и сторожевые станицы, любовался нашими казаками: вечно верхом, вечно готовы драться, в вечной предосторожности».
  • Говоря о пребывании Пушкина на Кубани, его впечатлениях о нашем крае, многие литераторы и краеведы сетуют на то, что Пушкин в своих произведениях почти не касался тех мест, по которым проезжал в августе 1820 года, когда вместе с семьей генерала Раевского путешествовал из Кавказских Минеральных вод в Крым через Черноморье, как тогда назывался наш край. Однако, внимательно исследуя произведения А. С. Пушкина, а особенно те из них, которые посвящены Кавказу, мы неоднократно встречаемся с темой либо самой Кубани, либо народов, ее населяющих.
  • Природа и история края вдохновили Александра Сергеевича на создание поэмы «Кавказский пленник». Героя окружают «однообразные равнины», четыре горы, «отрасль последняя Кавказа».
  • Обратимся к одному из произведений, которое дети изучают еще в самом начале обучения в средней школе. Это поэма "Руслан и Людмила". Вступление к поэме, написанное Пушкиным гораздо позже, совершенно очевидно указывает на то, что, когда автор его писал, перед глазами поэта вставали пейзажи не сказочных земель, а наших, кубанских, и даже более точно географически - пейзажи возле Тамани.(У Лукоморья)
  • Обратите внимание на выделенные мною места "лукоморье" и "Там о заре прихлынут волны / На брег песчаный и пустой...". Практически во всех словарях "лукоморье" трактуется как старое название морского залива. Но найдите на географической карте морской залив на территории России (даже во времена Пушкина!), где берег пустой и песчаный. Такое можно наблюдать только в окрестностях Таманского полуострова! И не только во времена А. С.Пушкина, но и ныне. В эпилоге поэмы "Кавказский пленник" поэт вновь обращается к описанию Черномории-Кубани и опять вспоминает Тамань, вернее Тмутараканского князя Мстислава (Эпилог)
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов(1814 – 1841)
  • Русский поэт, прозаик, драматург, художник.
  • В 1837-м году, на Кубань прибыл корнет Лермонтов, ему было всего 23 года. В действующую армию он был отправлен за стихотворение «Смерть Поэта». Несколько месяцев назад убит на дуэли Пушкин, именно этому трагическому для Лермонтова событию оно было посвящено. После недолгих разбирательств Лермонтова обвинят в вольнодумстве и ссылают на Кавказ. Свое будущее молодой поэт представляет в темных красках, он убежден, что тоже умрет молодым. Скорую смерть от пули ему предсказала и гадалка, к которой в свое время приходил и Пушкин.
  • Он побывал в Екатеринодаре, Копыле (Славянск-на-Кубани), Темрюке... В Тамани пережил необыкновенное приключение, описанное в одноименной повести. Местные контрабандисты на самом деле похитили у него деньги и документы. «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить…». Легким пером он прославил кубанскую станицу на весь читающий мир.
  • В целом же «литературные первопроходцы» рисовали Кубань как край дикий и опасный. Но в то же время - упоительно прекрасный.
  • Михаил Лермонтов в Тамани дожидается попутного судна в Геленджик - к месту сбора военной экспедиции. В Тамани он пробыл лишь трое суток, поселившись в простой хате местного казака Федора Мысника. Здесь и произошли с поэтом неприятные истории, которые он позже опишет в повести «Тамань».
  • На месте, где в свое время стояла хата, в 1976-м открыли музей. Так местные жители решили увековечить визит Лермонтова в станицу. Экспозиция музея, по сути, посвящена только одной повести. Музей здесь камерный, небольшой, но со своей изюминкой, отличающей его от многих других музеев, посвященных Лермонтову в России. Рядом с музеем, в тенистом скверике, в 1984 году был открыт этот памятник. Михаил Лермонтов стоит, упершись рукой о камень на высоком обрывистом берегу и смотрит в сторону моря. Дважды бывавший на Кубани - поэт оставил потомкам свидетельства о тех путешествиях: рисунки, стихи и повесть «Тамань».
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)
  • В июле 1888-го на Кубань приехал писатель Чехов. Собирался в Ялту, но поддался уговорам старшего брата. Александр Павлович Чехов служил секретарем Новороссийской таможни.
  • Писатель был в восторге от своего путешествия. Ему очень понравилась южная природа: степь, горы, море.
  • Антон Павлович Чехов оглядел Кубань с моря
  • совершил морской круиз вдоль берегов Кубани. Впечатления описал так: «Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Все ново, сказочно, глупо и поэтично. Эвкалипты, чайные кусты, кипарисы, кедры, пальмы, ослы, лебеди, буйволы, сизые журавли, а главное - горы, горы и горы, без конца и краю».
  • Визуальные и эмоциональные впечатления нашли отражение в повести «Дуэль». А также в рассказе «Барыня»: «А как хороша Кубань! Если верить письмам дяди Петра, то какое чудное приволье на кубанских степях! И жизнь там шире, и лето длинней, и народ удалее».
  • Спустя десять лет он построит дом возле моря, но не в нашем крае, а в Крыму. Недалеко от Ялты ему удалось совсем недорого купить очень хороший участок земли. Теперь там находится музей писателя.
Короленко Владимир Галактионович (1853-1921)
  • Любопытно, что одновременно Кубань для себя открыл великий публицист Владимир Короленко. И породнил его с нашим краем младший брат Илларион.
  • В свое время личностью он был известной. За революционную деятельность преследовался охранкой, сидел в тюрьме, где сильно подорвал здоровье. Старший брат построил для него дачу в Джанхоте. И начиная с 1900 года приезжал каждое лето, написал там самые известные свои рассказы и очерки, а также повесть «Без языка».
  • Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
Максим Горький -Алексей Максимович Пешков (1868 -1936)
  • Великий русский писатель. Он рано узнал нужду, т.к. родители умерли рано. Воспитывался с бабкой и дедом. Рано, в 16 лет, уехал из дома учиться, но этому случится было не суждено. В поисках заработка встречался с людьми различных общественных слоев. Работал грузчиком, пекарем, садовником, а также на рыболовецких промыслах. И в это же самое время знакомится с революционно настроенной молодёжью.
  • В 1891-м странник Алексей Пешков пешком прошел от Нижнего Новгорода через Поволжье, Дон, Украину, Кубань, Кавказ, зарабатывая скудные средства тяжким трудом. Был задержан за бродяжничество.
  • «Сидел я в только что отстроенной тюрьме, из окна видел за рекою, в поле, множество гусей - очень красивая картина!» - писал он.
  • На хлеб Горький зарабатывал, где придется. В станице Ханской встретил знакомого по фамилии Маслов. Тот работал на молотилке у зажиточного казака Нихотина, составил протекцию. Будущего классика взяли в подручные. Маслов погиб, попав под молотилку, и писатель тому был свидетелем. Пережитый шок описал в рассказе «Два босяка».
  • Год спустя оказался в Крыму и вернулся на Кубань берегом. И снова батрачил, нанимался в грузчики, был сторожем, посудомойщиком... На Тамани ходил в море с рыбаками. Летом 1892-го бил щебень на строившемся Новороссийско-Сухумском шоссе под Геленджиком. Наблюдения за жизнью в кубанских станицах воплотились в рассказах: «Мой спутник», «Чужие люди», «Дед Архип и Ленька»…
  • Современники упрекали: сгущает краски, использует черную палитру. Но автор фиксировал именно то, что видел собственными глазами.
Сергей Александрович Есенин (1895 -1925)
  • С. Есенин назвал Кубань страной берёзового ситца, а ещё это тополиный край. Есть берёзовые рощи, вишнёвые сады и тенистые аллеи по всей России, но вот тополиным краем с гордостью можем назвать только Кубань.
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
  • Прославился как драматург, поэт, кинорежиссер и киносценарист, журналист и художник. Маяковский стал одним из наиболее известных советским деятелей искусства и символом эпохи. Мать, Александра Алексеевна Павленко, была родом из казацкого кубанского рода
  • Владимир Маяковский выступал в Краснодаре в 1926 году в кинотеатре «Мон плезир» и в клубе пединститута. Выступал, кстати, с большим аншлагом. Приехал поэт из столицы на юг в феврале и был чрезвычайно поражен жаром кубанского солнца. Много гулял по городу, интересовался архитектурой.
  • «Изредка Маяковский поднимает трость, показывает, просит объяснений… «Когда построено это здание? Что здесь помещается?» Получив ответ, удовлетворенно кивает головой, - вспоминал сопровождавший поэта в прогулках по Краснодару корреспондент кубанской газеты «Красное знамя» Леонид Ленч. - Если я ответить не могу - недовольно хмурит брови: «Живете в этом городе и не знаете. Нехорошо!»
  • На одном из тех концертов поэт признался публике, что пишет стих о Краснодаре. Правда, он его не прочитал. Месяцами позже кубанская публика прочла в журнале «Красная Нива»: «Это не собачья глушь, а собачкина столица!»
  • «…Очаровательное шутливое стихотворение Маяковского о Краснодаре, - объясняет Леонид Ленч, - показывает его редкую наблюдательность. В Краснодаре действительно было очень много собак. Собаки были разные и хорошие. Весь город знал сенбернара доктора П., который важно ходил по городу, по-хозяйски заглядывая в магазины, учреждения и даже театры во время спектаклей. Маяковский любил собак и заметил эту краснодарскую особенность».
Шолохов Михаил Александрович (1905-1984)
  • русский советский писатель, признанный классик отечественной литературы
  • М. А. Шолохов родился на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне Ростовская область)
  • Широкую известность (всесоюзную и даже мировую) Шолохову принес роман «Тихий Дон», посвященный донскому казачеству. Другой известный роман Шолохова носит название «Поднятая целина».
  • Во время войны Шолохов работал военным корреспондентом.
  • Михаилом Шолоховым были опубликованы отрывки из так и незавершенного им романа под названием «Они сражались за Родину», посвященного отступлению советских войск в 1942 году на Дону. Роман этот Шолохов писал в три этапа, а незадолго до своей смерти сжег рукопись, поэтому напечатаны были лишь отдельные главы этого произведения. Тем не менее, данный роман в 1975 году экранизировал режиссёр Сергей Бондарчук, создав двухсерийный фильм, ставший одним из лучших кинофильмов советского кинематографа о войне. До конца жизни Михаил Шолохов проживал в своей станице Вешенской, на постройку школы в которой он передал свою Нобелевскую премию.
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
  • Русско-советский поэт, известный драматург, литературный критик и переводчик, лауреат Ленинской и нескольких Сталинских премий.
  • В 1904 году Маршаку посчастливилось познакомиться с Максимом Горьким, который сразу разглядел в молодом юноше талант стихотворства. Самуил даже жил у него на даче в Ялте с 1904 по 1906 год.
  • В 1918 году работает в отделе народного образования Петрозаводска, затем уезжает в Екатеринодар.
  • В 1920 году в Екатеринодаре Маршак начинает организовывать детские культурные учреждения, открывает собственными силами первый в России детский театр, для которого сам пишет пьесы. (Сейчас это Краснодарский кукольный театр.)Так определяется основное направление в его творчестве - детская литература.
  • Уже в 1923 году он создаёт свои знаменитые детские стихи «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Детки в клетке». Одновременно с этим он успевает основать кафедру английского языка в Кубанском политехническом институте.
В Гражданскую войну на Кубань съехались все «звезды»
  • С Кубанью первой четверти ХХ века связано творчество очень многих литераторов. Автор «Цемента» Федор Гладков начал публиковаться в «Кубанских областных ведомостях», еще будучи учеником Екатеринодарского шестиклассного училища.
  • В годы Гражданской Кубань стала прибежищем для мастеров слова, бежавших в поисках спокойной жизни. Жили и работали здесь Маргарита Шагинян, Валерий Брюсов… Братоубийственная война поглотила и наш край. Происходящее, конечно, нашло отражение в творчестве.
  • В 1920-м в записных книжках корреспондента «Правды» Александра Серафимовича появились наброски «Железного потока»:
  • «Дивизия. Отчаянные рубаки. С Таманского полуострова отступали. Устали за три года. У каждого четыре-пять котелков (т. е. срубил 4-5 голов). Плохо одеты. Иногда одни штаны да рваные башмаки, а торс голый. Он подпоясывается, через голое тело надевает патронташ, засовывает револьвер. Война - уже ремесло».
  • Здесь начинались «Чапаев», «Разгром» и «Как закалялась сталь»
  • В том же году на Кубани был контужен Дмитрий Фурманов - начальник политуправления IX Кубанской армии, вынашивавший замысел «Чапаева».
  • Здесь начал писать «Разгром» Александр Фадеев.
  • Николай Островский, поселившийся в Сочи в 1927-м, написал книгу «Как закалялась сталь», воспитавшую не одно поколение советских школьников...
  • В годы Великой Отечественной на Кубани бывали Константин Симонов, Аркадий Первенцев, Виталий Закруткин и другие военные летописцы.
Никола́й Алекса́ндрович Зино́вьев
  • Родился в станице Кореновской,Краснодарского края в Вербное воскресенье 10 апреля 1960 года.
  • Поэт печатается в журналах: «Москва», «Наш современник», «Подъём», «Роман-журнал 21 век», «Дон», «Волга-21 век», «Пограничник», «Дом Ростовых», «Сибирь», журнал «Родная Кубань». В газетах: «Литературная Россия», « Литературная газета», «Российский читатель», «День литературный».
  • В настоящее время живёт в городе Кореновске.
  • Талант Зиновьева отличен от других ещё и тем, что он немногословен в стихе и чёток в выражении мысли, он строки не навевает, как это часто бывает в поэзии, а вырубает настолько мощной и ударной, неожиданной мыслью, мыслью точной и яркой, что это производит сильное, если не оглушающее впечатление. В стихах Н. Зиновьева говорит сама Россия!»
  • В.Г.Распутин.
  • НАГРАДЫ
  • Лауреат международного конкурса «Поэзия третьего тысячелетия»
  • Лауреат конкурса «Золотое перо»
  • Лауреат премии «Дельвига»
Виктор Иванович Лихоносов родился в 1936 - советский и российский писатель, публицист. Живет в Краснодаре, возглавляет литературно-исторический журнал «Родная Кубань». Член высшего творческого совета при правлении Союза писателей Российской Федерации, почётный гражданин города Краснодара, Герой Труда Кубани.
  • Судьба забрасывает его на юг, на Кубань, где с 1956 по 1961 он учится на историко-филологическом факультете Краснодарского пединститута, а затем учительствует в течение нескольких лет в Анапском районе.
  • Его первый рассказ «Брянские», отправленный в «Новый мир» самому Твардовскому, был опубликован в 1963 году в одиннадцатом номере этого журнала, сразу сделав молодого писателя известным на всю страну. Вхождение в большую литературу Виктора Лихоносова было стремительным. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков: «Вечера», «Что-то будет», «Голоса в тишине», «Счастливые мгновения», «Осень в Тамани», «Чистые глаза», «Родные», «Элегия» и др. Его произведения переводят.
  • С 1978 года Лихоносов замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару.
Кронид Алекса́ндрович Обо́йщиков Родился 10 апреля в 1920 году в станице Тацинской Донской области в крестьянской семье. Умер 14 сентября 2011 года в г. Краснодаре. Советский и российский поэт.
  • Кадровый офицер. Окончил Краснодарское военно-авиационное училище, служил в бомбардировочном авиаполку. В Великую Отечественную войну воевал на Юго-Западном фронте, позже в составе авиации Северного флота прикрывал конвои союзников. В 1960 году вышел в запас.
  • Выпустил 25 поэтических сборников, автор либретто двух оперетт и многих песен. Писал также для детей. Составитель и автор четырёх сборников биографий Героев Советского Союза из Краснодарского края и трёхтомного поэтического венка Героям Кубани.[
  • Член Союза писателей СССР (с 1992 г. Союза писателей России), Союза журналистов СССР (с 1992 г. Союза журналистов России).
  • Награды и почётные звания:
  • Два Ордена Отечественной войны II степени (31.10.1944; 6.04.1985). Орден Красной Звезды.
  • Медали.
  • Почётный гражданин Краснодара (2005). Заслуженный работник культуры Российской Федерации.
  • Заслуженный деятель искусств Кубани (1955).
  • Почётный член Краснодарской краевой ассоциации Героев Советского Союза.
  • Литературная премия имени Николая Островского (1985).
  • Премия Администрации Краснодарского края им. Е.Ф.Степановой (2001)
Виталий Борисович Бакалдин
  • Родился в Краснодаре 16 июня 1927 года в семье инженера-строителя, жил в Северной Осетии, Кронштадте, на Черноморском побережье и Дальнем Востоке.
  • Был в оккупации в Краснодаре, подростком, не будучи в рядах РККА, принимал участие в боях за освобождение Краснодара и под станицей Абинской. Закончил школу в Уссурийске. В конце 1945 года возвратился в Краснодар и поступает в пединститут на факультет русского языка и литературы, который с отличием закончил в 1949 году. Работал учителем в краснодарской школе № 58.
  • В1952 году в Краснодарском книжном издательстве выходит первый сборник стихов «Моим друзьям». Затем в Краснодаре и Москве издаются новые книги стихов Бакалдина. В Краснодаре в те годы по радио звучали его стихи, в краевых театрах ставились пьесы, исполнялись песни на его слова. На III Всесоюзном совещании молодых писателей в 1956 году Виталий Бакалдин был рекомендован, а вскоре и принят в члены Союза писателей СССР (с 1992 г. в Союзе писателей России).
  • В январе 1958 года Бакалдина избрали руководителем Краснодарской краевого отделения СП. На протяжении ряда лет он был главным редактором газеты «Кубань». Много лет редактировал газету «Литературная Кубань», руководил детской творческой студией «Лукоморье» при краснодарском краевом Центре творческого развития и гуманитарного образования, регулярно выступал с новыми циклами стихов и литературной публицистикой.
  • В творчестве Бакалдина легко прочитывается его жизнь: краснодарское детство, испытания войны, радость мирной жизни, учительский труд, растущая молодость и любовь.
  • Получил большое количество премий и наград.
  • Умер 30 декабря 2009 года.
Варавва Иван Фёдорович
  • 5 февраля 1925 - 13 апреля 2005 - русский советский поэт, участник Великой Отечественной войны.
  • Родился в селе Новобатайск Северо-Кавказского края, ныне Ростовской области в семье переселенцев с Кубани, потомственных кубанских казаков. В 1932 году семья вернулась на Кубань, переехав сначала в Краснодар, а затем в станицу Староминскую.
  • В 1942 году со школьной скамьи ушёл на фронт. Участвовал в Битве за Кавказ. Получил ранение и тяжёлую контузию. После излечения вернулся в строй, освобождал Варшаву, брал Берлин. Оставил стихотворную подпись на стене поверженного Рейхстага.
  • Первые стихи Ивана Вараввы опубликованы в 1944 году в армейской печати. В 1948 году познакомился с Александром Твардовским, прочитав в ответ на «Я убит подо Ржевом» своё стихотворение «Под Бреслау, за Одер-рекою». Стихотворения молодого поэта высоко оценили знаменитые поэты того времени.
  • В 1951 году Твардовский публикует подборку его стихов в «Новом мире».
  • В 1954 году вышел первый сборник его стихов «Ветер с Кубани». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Затем выходят сборники «На старых кордонах», «Кубанское лето», «Звезды в тополях», «Девушка и солнце», «Золотая бандура».
  • Писал для детей. В 1960-х годах выходит его сказка «Как гостила у Дракона царь-красавица Бобровна».
  • При участии Вараввы был создан альманах «Кубань» и возрождён Кубанский казачий хор.
Со времени высадки первого десанта запорожцев прошли столетия. Как менялись времена и нравы, известно из документальных источников. Не менее интересны следы, оставленные в литературном творчестве и биографиях русских классиков. Богатая земля взрастила немало и собственных талантов. Но в историю мировой литературы вошла именно благодаря классикам... Бывавшим на Кубани, жившим здесь и творившим…. ПОСВЯЩАЕТСЯ Спасибо за внимание!

Презентация Ученика 6 «В» класса МАОУ Гимназии № 6 г.Тихорецка Болтава Ильи История Кубани Земля кубанская - древняя земля Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживающих тесные связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить на Кубань свое влияние. 13 сентября 1937 года АзовоЧерноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край с территорией 85 тыс. квадратных километров, включая Адыгейскую автономную область. В 1991 году Адыгейская автономная область вышла из состава края и была преобразована в Республику Адыгея. Символика Краснодарского края: герб, флаг По сторонам за щитом накрест положены четыре лазоревых знамени с золотым изображением коронованных вензелей императрицы Екатерины II и императоров Павла I, Александра I и Николая I, окруженных такими же дубово-лавровыми венками. Древки штандарта и знамен лазоревые, навершия, кисти на шнурах и бахрома штандарта, знамен и подтоки золотые. Водные и лесные ресурсы Краснодарского края Разделяя весь край почти пополам, с востока на запад протекает река Кубань, берущая свое начало за пределами Краснодарского края - на северо-западном склоне Эльбруса. На своем пути до Азовского моря (907 км) река пересекает альпийские луга, горные леса, степные просторы равнин и плавнево-болотистые низины и включает в свой бассейн 13569 рек общей длиной 38325 км Климатические и рекреационные ресурсы Краснодарского края Современная система особо охраняемых природных территорий в крае включает в себя 1 заповедник, 1 природный национальный парк, 11 заказников и более 300 памятников природы. Структура народного хозяйства Краснодарского края Главные железнодорожные магистрали Ростов-на-Дону - Баку, Волгоград Новороссийск, Армавир Туапсе - Адлер, Краснодар Ставрополь. Хорошо развита сеть автомобильных дорог, имеются морские порты (Новороссийск, Туапсе, Сочи), развито судоходство по р. Кубани. Столица края связана авиалиниями со многими крупными городами России, а аэропорт Адлер имеет международное значение Минеральные и земельные ресурсы Краснодарского края Общая площадь земель в крае составляет 7546,6 тыс. га. Распределение земельного фонда по угодьям (тыс. га): сельскохозяйственные угодья, всего - 4724,5; земли под поверхностными водами - 388,5; болота - 183,8; земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью - 1703,1; другие угодья - 548,6. Флора и фауна Краснодарского края Край богат разнообразными водными объектами, ценными в рыбохозяйственном отношении. К ним относятся более 500 рек общей протяженностью около 14 тыс. км, 6 водохранилищ площадью 59,1 тыс. га. С северозапада Краснодарский край омывают воды Азовского и с юго-запада - Черного морей.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кубань -многонациональный край.

Общая численность населения Кубани составляет 5,2 млн. человек (по данным на 1 января 2010 года). Краснодарский край занимает 3-е место среди регионов Российской Федерации по числу жителей - после Москвы и Московской области. Удельный вес городского населения составляет 52,5 %, сельского - 47,5 %. Плотность населения - 67,9 чел./км² (данные 2010 года).

Численность в 2002 г. , тыс. чел. 4436,3 (86,6 %) 17,5 (0,3 %) 274,6 (5,4 %) 131,8 (2,6 %) 26,5 (0,5 %) 26,3 25,6 20,5 18,5 15,8 13,5 11,9 10,9 7 6,5 5 3,2 Народ Русские в том числе казаки Армяне Украинцы Греки Белорусы Татары Грузины Немцы Адыгейцы Турки Азербайджанцы Цыгане Мордва Молдаване Курды Шапсуги

Многонациональность исторически характерна для южных рубежей России (в крае проживают представители более 100 национальностей). Современный этнический состав населения Кубани начал складываться во второй половине XVIII века. Особенно интенсивно эти процессы протекали во второй половине XIX века, и новый их всплеск приходится уже на наше время. Однако и в более ранние периоды кубанская земля не была безлюдной. На ней жили и по ней проходили на пути к новым местам поселения многие народы. Они оставили нам памятники материальной культуры, названия местностей. Здесь решались иногда в кровавых сражениях судьбы целых народов. Территория Краснодарского края была перекрестком больших кочевий, здесь проходила зона взаимодействия жителей гор и степняков, поэтому национальный состав населения и границы расселения народов менялись довольно быстро.

Адыгейцы являются очень древним из исторически уловимых народов, населявших берега Кубани, хотя их корни и происхождение до конца еще не ясны. Существует гипотеза о переселении их далеких предков « кашаков » из Передней Азии в эпоху бронзового века. Уже в I тысячелетии до новой эры среди ряда народов Кубани выделяются меоты, которые традиционно считаются генетическими предшественниками адыгейцев. Кавказская война и выселение части адыгейцев в Турцию значительно изменили этническую карту Кубани. В 1867 году, после переселения, в Кубанской области оставалось всего 75 тысяч горцев.

Славяне имеют давние исторические связи с Кубанью: в X–XI веках на Тамани существовало древнерусское Тмутараканское княжество. Однако предки нынешнего славянского населения появляются здесь значительно позже, после длительного перерыва - с XVIII века. В 1710 году находят пристанище на Кубани некрасовские казаки численностью до 10 тыс. человек - выходцы с Дона, участники восстания Кондратия Булавина. Однако уже с 1740 года некрасовцы переселяются общинами на территорию Османской империи, спасаясь от притеснений царского правительства.

С конца XVIII века на Кубани начинают формироваться украинская и русская этнографические группы - черноморское и линейное казачество. Их основу составили запорожские и донские казаки и крестьяне южнорусских и украинских губерний, переселенные сюда для несения пограничной службы. Кубанские земли были жалованы бывшим запорожцам Екатериной II.

Армяне жили на Кубани со средневековья. Так, еще до прибытия сюда казаков, у горцев существовали армянские поселения - Гяурхабль и другие. Возможно, армяне переселились сюда из Крыма в XV веке. В 1839 году черкесо-гаи (кубанские армяне) основали селение Армавир. К концу XIX века относится массовая волна переселения на Кубань амшенских армян - выходцев с территории Турции.

Особенно значительные изменения в национальном составе населения Кубани происходят в 1860–1870-е годы. Это было связано с окончанием военных действия на Кавказе и правительственными мероприятиями по заселению нагорной полосы и Черноморского побережья nocле ухода части горских племен в Турцию. В это время здесь появляются греки, эстонцы, молдаване, которые, прибывая к новому месту жительства целыми общинами, основывали селения.

Миграционный поток на Кубань из других регионов России был, начиная с 60-х годов XIX века, очень активным. В результате население Черноморской губернии (приморская полоса от Анапы до Адлера, где не было военного казачьего управления) выросло с 1861 по 1914 год на 1600%, а Кубанской области - на 437%. К 1917 году большинство на Кубани составляло славянское население, не относящееся к казачьему сословию.

Изменения этнического состава населения происходили на Кубани и после 1917 года. Так, в течение 1920–1930-х годов значительно уменьшилось количество украинцев как результат голода 1933 года и насильственной смены национальности (ранее многие потомки запорожцев причисляли себя к украинцам). В 1924 году в Курганинском районе переселенцами из Карской области (Турция) был образован ассирийский хутор Урмия (ассирийцы в незначительном числе впервые появились на Кубани на рубеже XX века), а к 1930 году в этот хутор переселилось около 100 семей из Москвы, Ленинграда, Свердловска и других мест. Уже в последние десятилетия, с 1970-х годов, в крае появились курды, турки-месхетинцы, хемшилы (армяне-мусульмане).

Северный Кавказ, как уже неоднократно подтверждала история, является чрезвычайно важным для России регионом. Это - ворота, в том числе морские, в Закавказье и на Балканы, поставщик продовольствия в другие регионы страны и уникальная курортная зона. Вместе с тем Северный Кавказ - один из потенциально конфликтных регионов Российской Федерации. Причина этого - сложный клубок межнациональных противоречий, как исторически унаследованных от Российской империи, так и созданных после 1917 года.

Начиная с 1988 года, край стал центром притяжения беженцев, вынужденных переселенцев, иных категорий мигрантов из различных регионов бывшего СССР. В этом потоке на 1-ом месте по численности - русские, на 2-ом - армяне. Армянская диаспора на Кубани всегда была достаточно мощной, и во многих городах (Армавир, Туапсе, Сочи, Новороссийск, Анапа и Краснодар) количество этнических армян велико. Среди других переселенцев - азербайджанцы, курды, ассирийцы, украинцы, белорусы, греки, адыгейцы и немцы. Количество греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930 -х - 1940 -х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные и являются аборигенными обитателями края. Самым многонациональным районом края является Крымский.

Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями, обрядами, верой. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом и заключается принцип толерантности.

Люблю мой край несказанно богатый, Мою Кубань – жемчужину страны. Её простор, в садах вишнёвых хаты, Весёлый пляс и песни старины. Пусть небо будет чистым и безоблачным Цветут сады, кругом шумят поля. Живи всегда счастливо и свободно Казачий край, кубанская Земля!