Управление в государствах древнего востока презентация. Презентация к уроку истории "Древний Восток". презентация к уроку по истории (10 класс) на тему. Упанишады - это религиозно-философские тексты IX-V вв. до н.э., учение о карме, мировом духе, познании

1 слайд

2 слайд

Цель: Сформулировать особенности цивилизаций Древнего Востока, основные этапы их развития, показать политическую, духовную, хозяйственную, общественную жизнь.

3 слайд

Задачи: Причины появления первых цивилизаций Государства - деспотии Социальная структура Право или бесправие? Цари – боги. Рождение идеологии Пределы мира и пространство свободы От мифа к религии спасения

4 слайд

Древнейшие цивилизации возникшие в 6 - 5 тыс. до н.э. называют первичными. Это подчеркивает тот факт, что они выросли непосредственно из первобытности, им не предшествовала цивилизационная традиция. Они создавали традицию сами, преодолевая первобытность. В этом – главная особенность цивилизаций древнего мира.

5 слайд

Цивилизации Древнего Востока возникали в долинах крупных рек, окруженные степями и пустынями: Шумер –Аккад -3300г до н.э., междуречье р.Тигр и р. Евфрат Египет -3000 г. до н.э.- долина р. Нил Китай – 2000 г.до н.э. долина р. Хуанхэ Особенность: неравномерность развития, «закрытость», самодостаточность

6 слайд

Реки играли такую огромную роль в жизни цивилизаций старого света, что их называют еще и речными. Практически везде переход к цивилизации сопровождались строительством ирригационных сооружений, благодаря чему урожайность так резко повысилась, что ученые называют это аграрной революцией. Особенность: цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием природной среды.

7 слайд

Причины появления первых государств Увеличение численности населения Усложнение социальных отношений Необходимость защиты и регулирования зарождающейся частной собственности. Строительство храмов, поддержка ирригационных работ, водопроводов Защита интересов привилегированных слоев населения. Необходимость содержания постоянной армии Государство – институт разработки правовых норм

8 слайд

Сложилась такая структура власти Верховная власть(фараон, царь) Судебная власть (судьи, тюремщики) Военная власть (защита от набегов, нападений, подавление восстаний)

9 слайд

Цивилизации древнего мира имеют ряд общих черт, однако уже в это время выделяются два больших региона: Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.

10 слайд

Государства - деспотии «Вызов природы» Ирригация Коллективный труд Сильна центральная власть (государство - деспотия) Статуя Гудеа, правителя Лагаша XXIIв. до н.э.

11 слайд

ДЕСПОТИЯ: черты Во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти. Он считался собственником всей земли. Этот авторитарный тип власти реализовывался за счет разветвленной административной системы, многочисленного чиновничьего аппарата. Постоянные войны во имя расширения территории. Такое государство очень долговечно и устойчиво. Если оно распадалось на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. Фараон Нармер, в IVтыс. до н.э.. объединивший верхний и нижний Египет

12 слайд

Структура общества Особенности: Социальная неоднородность, порожденная разделением труда, возникновением, государства, имущественным расслоением. Строгая иерархичность: у каждого социального слоя свое, четко определенное место, свои обязанности и свои привилегии.

13 слайд

царь Родовая знать жречество воины купцы чиновники Горожане, ремесленники Свободные крестьяне общинники рабы Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды

14 слайд

Право или бесправие? Базальтовый столб с текстом законов царя Хаммурапи: царь получает текст законов от бога Солнца Обычай традиция устное (обычное) право Письменные законы Древний Египет: маат – справедливость, порядок, истина для всех. Древняя Индия: если бы не были введены законы, «то более сильные изжарили бы более слабых, как рыбу на вертеле».

15 слайд

Общие черты древних законодательств Разница в наказании зависела от социального положения преступника. Государство охраняло интересы высших слоев общества: самые жестокие наказания тем, кто совершил преступления против жрецов, храмов. Неравноправие, царившее в обществе, распространялось на семью. Закон оберегал частную собственность, сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Законы охраняли ценность и целостность семьи. Даже рабы, при всей тяжести положения, имели ряд прав. Т.о. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и в неравной мере, определенными гарантиями.

16 слайд

Цари - боги Во всех древних цивилизациях цари почитались наравне с богами. Сохранялась убежденность, что царь обладает магической силой. Культ царей превращается в официальную идеологию. Официальны культ поддерживал саму деспотию. Официальные титулы царей: Египет – живое воплощение бога Гора Китай – сын Неба Индия, Веды: царь создан из частиц разных богов и поэтому «он блеском превосходит все созданные существа, он – Варуна, он – великое божество в человеческом обществе »

17 слайд

Пределы власти и пространство свободы. Была ли власть царей столь абсолютной, как это представляла идеология? НЕТ! Были силы, претендовавшие на власть и пытавшиеся влиять на царей: жречество знать

18 слайд

Древний Египет 1419 г. – 1402 г. до н.э. – противостояние фараона и жречества Религиозная реформа Аменхотепа IV – Эхнатона: Попытка заменить многобожие одним богом, солнечным диском Атоном, перенос столицы в Ахетатон (небосклон Атона, Тель – Амарну), выдвижение во власть незнатных мелких рабовладельцев и служилую знать, революция в искусстве.

19 слайд

Ситуация, сложившаяся в Египте, была достаточно типична для всех восточных цивилизаций. Борьба за власть велась привилегированными слоями, в то время как основная масса населения не имела доступа к административным. функциям. На Востоке не было создано специальных политических институтов, через которые общество могло бы оказывать воздействие на власть. Самоуправление существовало на уровне общины.

20 слайд

Большим своеобразием отличались отношения между государством и обществом в древней Индии. Период централизации был очень непродолжительным. Власть царя была ограничена жречеством (брахманами) и родовой знатью через высший орган управления – паришад. Эта рыхлая структура власти соединялась с жестким делением общества на касты.

21 слайд

Жрецы- брахманы воины - кшатрии Свободные общинники и торговцы- вайшья Слуги, крестьяне, лишенные земли -шудры Варны – касты, в которых рождались, проживали жизнь и умирали индусы, не имея возможности покинуть свою касту. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозное неравноправие создавали большие препятствия для его развития.

22 слайд

В древнем Китае проблема отношений между обществом и государством была решена самым необычным для Востока образом. Власть в борьбе со знатью, попыталась опереться на общество, призвав во власть незнатных (го жэнь – людей страны). За службу им платили натурой (зерном). После централизации влияние го жэнь исчезло, но сотрудничество государства и общества сохранилось

23 слайд

Сер. IV в. до н.э., реформы Шан Яна: Отмена наследственных титулов Новые ранги жаловали только за личные заслуги. Вводилась система государственных экзаменов на ученые степени. Получившие степень становились чиновниками. Эксплуатация и иерархичность в Китае сочетались с установкой на личную активность низов. Идеология отразила этот факт в идее: Китай – большая патриархальная семья

24 слайд

Я, Ашшурбанипал, постиг… все искусство писцов, усвоил знание всех мастеров,сколько их есть, научился стрелять из лука, держать вожжи, постиг скрытые тайны искусства письма. Я наблюдал за предзнаменованиями Я изучил и то, что полагается господину, и пошел по своему царскому пути.… При всех различиях древних цивилизаций пространство свободы в них весьма ограничено для основной массы людей Между государством и обществом лежит огромная пропасть: общество немо, оно почти не имеет возможности участвовать в управлении и влиять на решения государства. Недовольство общества выражается в восстаниях и бунтах. Однако без государства уже невозможно существование общества.

25 слайд

От мифа к религиям спасения Сознание человека эпохи первичных цивилизаций было мифологическим. Корни этого явления уходят в первобытность, когда человек не отделял себя от природы, наделяя природу человеческими чертами, обожествлял ее. Появилась магия, затем - представления о богах. В каждой цивилизации пантеон имел свои особенности, но было и нечто общее: боги были тесно связаны с природой и персонифицировали ее силы. Наиболее архаичные культы: культы полуживотных- полулюдей: Гор – сокол, Себек – крокодил, Сохмет – львица.

26 слайд

Каждая область имела своих богов – покровителей, ведущих, очевидно, свое происхождение от первобытных тотемов. Древний Египет: Анубис – шакал – подземное царство Хатор – корова –богиня неба Себек – крокодил – культ солнца Сохмет –львица – война Гор – сокол – верховная власть, Солнце Вавилон: Эа –полурыба- получеловек – бог воды Индия: Агни –бог огня Индра – бог грома Сурья – бог солнца

27 слайд

Смерть воспринималась всеми религиями как переход к иной жизни, в потусторонний мир. Постепенно формируется реалистический взгляд на мир. Причины: Изобретение письменности логическое мышление накопление опыта, знаний прогресс знаний. По мере накопления опыта появляются первые естественно – научные знания. Центры рационалистических знаний: города и храмы Потребность государства в грамотных чиновниках способствовала формированию интеллектуальной элиты.

29 слайд

«…в Китае тогда жили Конфуций и Лао-цзы, в Индии –Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом; в Палестине выступали пророки Исайя, Илия, Иеремия; в Греции это время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона,Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий на Востоке и на Западе независимо друг от друга». Примерно с 500 г. до н.э. По 1 век н.э. В мире произошли изменения, которые позволили немецкому социологу К.Ясперсу (1883 -1969) назвать это время «осевым», когда «происходит много необычайного». В осевое время «произошел самый резкий поворот в истории», «появился человек такого типа, который сохранился и по сегодняшний день», когда были « заложены основы мировых религий», «разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день». Главным достижением осевого времени было возникновение религий, в том числе и мировых, современной морали, религиозных и культурных традиций. Возникновение осевых культур и цивилизаций стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества.

32 слайд

Домашнее задание: Для подготовки материал: Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п. 6, п.7, вопросы; Конспект Вопросы к параграфам: с. 66,78-70, 1-5, устно С. 78, 6- письменно

Слайд 1

Презентацию подготовила Иванова Лилия 7А.

Древние государства Востока.

Слайд 2

Древние государства Востока

Древний Египет Вавилон Ассирия Финикия Древний Китай Древняя Индия

Израильское и Иудейское царства

Великая Китайская стена

Слайд 3

Древний Египет.

Египет - сказочная страна пирамид, верблюдов и золотистых песков пустыни, издавна манящая туристов своей неповторимой красотой и загадочностью. Египет является одним из крупнейших арабских государств, расположенный большей частью своей территории вдоль реки Нил, в Северо-Восточной Африке. На севере, берега страны фараонов омываются Средиземным морем, а на востоке - Красным, на границе с Суэцким каналом. Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искаженного египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).

Слайд 4

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз- вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Геродот о Вавилоне: «…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м).Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)… В 331 году до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, сделавшим здесь столицу своей империи.

Вавилон (апокалиптический) - столица Вавилонской монархии - своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. ПЛАН ВАВИЛОНА

Слайд 5

Ассирия находилась в северной Месопотамии, на реке Тигр, над Вавилонией. Вследствие отсутствия таких естественных границ, как море или горы, она была открыта для нападения со всех сторон и следовательно, чтобы выжить, нуждалась в сильной армии, постоянно находящейся в состоянии боевой готовности. Более того, ассирийцы были предприимчивыми торговцами, а их страна находилась на перекрестке основных торговых путей, проходивших через Месопотамию. Ассирийцы, один из самых воинственных народов истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, правили империей, простиравшейся от Персидского залива до Египта. Римляне считали Ассирийскую державу первой «мировой империей» и отдаленной предшественницей их собственной империи - римской.

Как государство Ассирия сформировалась к 1900 году до н.э., однако ей пришлось пережить еще несколько столетий под господством Вавилона и царства Митапни. На протяжении этого длительного и сложного периода ассирийцы не только сумели сохранить свое самосознание, но и установить крепкие военные традиции. В XIV веке до н.э. они перешли к систематическим захватам.

Слайд 6

Древняя Индия.

Древняя Индия – относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э.

Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего ин дийского общества. Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов - независимых королевств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.

Слайд 7

Израильское и Иудейское царства.

Израильское царство -древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. (1020 до н.э.) царём Саулом (Шаулем). После смерти царя Соломона в 928 году до н. э. царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство, которое получило название Израиль со столицей в Самарии. Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 г. до н. э. Южное царство просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э. Иуде́йское ца́рство или Иудея - одно из двух иудейских государств (Южное царство), возникших после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона в X веке до н. э., со столицей в Иерусалиме. Включало в себя земли колена Иуды и половину колена Вениамина.

Масада - символ древнего Израильского царства. Иерусалим – древний город в Палестине.

Слайд 8

Название «Финикия» происходит, вероятно, от греческого- «пурпурный», возможно связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. Другое объяснение - «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока. Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением. Финикийцы в Библии иногда называются филистимлянами, от которых, по одной из версий, произошло название "Палестина".

Финикия - древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля). Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н. э. В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н. э. - Александр Македонский. Главные города Финикии - Акко, Ахзив, Тир (современный Сур), Цараат (Сарепта), Сидон (современная Сайда), Берута (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо. В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

Слайд 9

Древний Китай.

Древний Китай, известный как Китай Ханьшуй, подобно другим цивилизациям, родился из огромного тихоокеанского континента Му. Древние китайские записи известны описаниями небесных колесниц и нефритовым производством, которое они разделили с майя. Действительно, древние китайский и майянский языки кажутся очень похожими. Древние китайцы изобрели многое: от туалетной бумаги, до детекторов землетрясений и ракетной технологии и методов печати. В 1959 г. археологами обнаружены алюминивые ленты, сделанные несколько тысяч лет тому назад, этот алюминий получен из сырья с помощью электричества.

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма. Для облегчения объективного восприятия всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение: Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н.э) Имперский Китай (Цинь - Цин) Новый Китай (1911 - совр.)

Слайд 10

Великая Китайская стена.

Великая Китайская Стена – это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась от Ляодунского залива через Северный Китай в пустыню Гоби. Расстояние от одного конца Стены до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от Великой Китайской Стены другие крепостные валы, то получится 6000 – 6500 км. Строительство Великой Китайской Стены началось в VII в. до н.э. властителями небольших государств, которые строили земляные валы вокруг своих территорий. За всю историю Китая существовало три Великих Стены (каждая протяженностью 5000 км), строительство которых заняло более 2000 лет. Для строительства третьей Великой Китайской Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек.

Слайд 11

http://www.egyptolog.ru http://www.liveinternet.ru http://ru.wikipedia.org http://www.sunhome.ru http://www.google.ru

Источники информации.

«Страны Древнего Востока»

Повторительно-обобщающий урок


Цель урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме.

  • Задачи:
  • Повторить исторические факты по разделу «Древний Восток»
  • Выделить особенности географического положения, природных условий и занятий народов стран Древнего Востока в ходе сравнения их между собой, используя алгоритм.
  • Раскрыть историческое значение древних цивилизаций для современного мира.

Правила работы в группе

  • Чтобы попросить слово, подними руку.
  • Говори по теме, понятно, кратко.
  • Выслушай каждого, не перебивай. Не говори одновременно с другими.
  • Старайся понять мнение другого, даже если ты с ним не согласен.
  • Критически отнесись к мыслям, а не к людям.
  • Старайся найти наилучшее решение проблемы.
  • Поощряй других к участию в обсуждении.
  • Будь доброжелателен и терпим.

  • Фантастические сказания о богах и героях
  • Скульптура льва с головой человека
  • Обязательные правила поведения
  • Жрец в Индии
  • Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями
  • Большое сильное государство
  • Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав
  • Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления
  • Люди, владеющие рабами
  • Углубления в земле, подводившие воду к участкам земли
  • Гробница египетских фараонов
  • Древнеегипетский письменный знак
  • Денежный сбор в пользу государства .

  • Сфинкс
  • Законы
  • Брахман
  • Касты
  • Держава
  • Дамбы
  • Рабовладельцы
  • Каналы
  • Пирамиды
  • Иероглифы
  • Налог

  • Представьте, что вы великие путешественники, которые возвратились на Родину. Вам необходимо дать полную характеристику стране в которой вы побывали. Удачи вам!
  • План ответа.
  • 1.Географическое положение
  • 2.Климат, Природа
  • 3.Крупные реки
  • 4.Занятия жителей
  • 5.Культурные достижения














  • Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный каменный саркофаг, а в нём -второй, а во втором - третий. Лишь в последнем, четвёртом, сар­кофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона.
  • Это один из самых любимых богов египтян. Именно он на­учил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Но его младший брат Сет ненавидел его и решил погубить
  • Он был самым могущественным царём Вавилонии, оставив о себе память в законах, записанных на» столбе из чёрного камня
  • Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли обетованной
  • Он был одним из последних ассирийских царей, очень обра­зованным человеком. Именно по его приказу была собрана библио­тека глиняных книг, где сохранились вавилонские мифы и сказания
  • Он был предводителем персов, когда они завоевали Мидию, Лидию, Вавилонию, создав огромную Персидскую державу
  • При нём Китай стал единым государством и он стал его пер­вым властелином
  • Он обладал огромной силой. Один на один вступал в схватку со львом и одолевал его. Враги боялись и ненавидели, стремились узнать тайну силы. Любимая предала его. Далила, узнав, что сила в его волосах, обрезала их. Измученный и ослеплённый, он сокрушил своих врагов и сам погиб.
  • Житель древней Индии, основатель одной из мировых религий
  • Китайский мудрец

  • Тутанхамон
  • Осирис
  • Хаммурапи
  • Моисей
  • Ашшурбанапал
  • Кир
  • Цинъ Шихуан
  • Самсон
  • Будда
  • Конфуций

Конкурс переводчиков

ЧТ ЗДСЬ НПСН?

  • Н КРСТ____________________
  • Н ЛГТ_____________________
  • Н БВТ ЧЛВК_______________
  • ПЧТТ ТЦ МТ____________________
  • Н ХВСТТС _____________________

  • Не красть
  • Не лгать
  • Не убивать человека
  • Почитать отца и мать
  • Не хвастаться

  • Спасибо за работу на уроке !

Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока

Введение

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства («ремесла») управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. «Государь и его держава - вот главные элементы государства», - сказано в индийском трактате «Артхашастра».

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. «Если правитель утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге „Шу цзин“, - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников» Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

2. Политическая и правовая идеология Древней Индии

Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э, когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах - древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества

Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры

На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию - брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах Наиболее авторитетным среди них был трактат «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о дхарме» - составлен в период II в. до н. э. - II в. н э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману».

Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы - культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн.

Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. «Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим (трем) варнам со смирением», - утверждали «Законы Ману» Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им «Законы Ману», мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением

Идеологический смысл учения о дхарме заключался в том, чтобы обосновать кастовый строй и привилегии наследственной знати, оправдать подневольное положение трудящихся. Сословная принадлежность определялась порождению и являлась пожизненной. Переход в высшие варны брахманы допускали лишь после смерти человека, в его «будущей жизни», как награду за служение богам, терпение и кротость Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, понимаемое как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической теории - ей придавалось столь огромное значение, что саму науку управления государством называли учением о наказании «Весь мир подчиняется посредством Наказания», - провозглашали «Законы Ману» Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир».

Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правление государя В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители трактата, существует семь элементов- царь (государь), советник, страна, крепость, казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения) Важнейший элемент в этом перечне - царь. Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню развития политических учреждений в раннеклассовом обществе, особенно при деспотических режимах, и представляло собой одну из первых в истории попыток создать обобщенный образ государства.

К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.

Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.

Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставления о пользе») Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н. э могущественную империю Маурьев. Первоначальная рукопись трактата перерабатывалась и дополнялась примерно до III в. н. э.

Трактат воспроизводит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма авторы проводят идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому Жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину».

В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в «Артхашастре», из четырех видов узаконения дхармы - царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая - высшей силой обладает царский указ «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу» При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом

На первый план в «Артхашастре» выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством. «Артхашастра» - наиболее полный в индийской литературе свод прикладных знаний о политике, своего рода энциклопедия политического искусства.

Эти новые для брахманизма идеи были направлены на то, чтобы освободить деятельность государства от стесняющих ее религиозных традиций, избавить правителей от необходимости сверять каждый шаг с догматами религии. В этом были заинтересованы как светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жрецов на политику, так и определенные круги самого жречества, готовые поступиться частью своих привилегий ради консолидации господствующих сословий. Идеи «Артхашастры» выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества. Можно предположить, что необходимость таких взаимных уступок была вызвана повышением политической активности господствующих классов при объединении древнеиндийских государств в империю Маурьев.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VI-V вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака» (буквально «Три корзины» - название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) «Типитака» датируется II-I вв. до н.э.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину. В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна -для членов монашеской общины, другая - для мирян

В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. «Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет,» - говорит в каноне Будда. «Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать». Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.

Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии «Существует четыре касты, - проповедовал Будда, - кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством».

Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. При всей своей очевидной ограниченности это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий - все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. «Царь, хотя бы он уже завоевал все земли до моря и стал обладателем несметных богатств, все еще жаждал бы, будучи ненасытным, тех владений, которые лежат за морем». Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих сословий руководители буддистских общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилия жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н.э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии - в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.

PAGE_BREAK--Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI-III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных клановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.

В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»).

Идеология раннего даосизма отражала воззрения мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.

В основе учения лежит понятие «дао» (буквально -путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов, и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о «небесной воле» и «государе - сыне неба», дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы - это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао - источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.

Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.

В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. «Кто много накапливает, - учил Лао-цзы, - тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи» Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В «Дао дэ цзин» нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, «отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято».

Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ. «Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится».

Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные воины. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».

Лао-цзы призывал знать и правителей «селиться ближе к земле», восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудии труда и отучить народ от знании «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.

Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.

Наиболее влиятельной доктриной в истории политической мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551-479 гг. до н.э.). защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»).

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем - «сыном неба» Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать на государственную службу. «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».

Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на «высших» и «низших»), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.

Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям - это основа человеколюбия». Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном». Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных - важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять - значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.

Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.

На страницах книги «Лунь юй» высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.

Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.

Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.

С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479-400 гг. дон. э.) - основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге «Мо-цзы».

Моизм выражал интересы мелких собственников - свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к трудящимся массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, - добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов.

Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди - слуги неба». На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами - желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т. п. «Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником».

В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался например древних. Первым правителем, согласно концепции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал государем - «сыном неба». Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий - каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.

Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.

В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы «люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом». В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах.

Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая, повинуются ему, а он платит им ответной любовью - назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.

Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. «Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным». Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.

Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идее централизации власти.

В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда - склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдвижения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, таки консервативные тенденции.

Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390-338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу»(«Книга правителя области Шан»).

Учение легизма существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований. «Человеколюбивый, - отмечал Шан Ян, - может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми… Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной». Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, вопросам экономического обеспечения политики.

Другую особенность легизма составили элементы исторического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и монетам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. «Для того чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.

Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате «Шан цзюнь шу», «не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок». Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. «Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности». Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование - слепо повиноваться государю.

Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало территориальному подразделению граждан в Китае.

Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.

Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей - государство слабое; когда власти сильнее своего народа - армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается насилу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, искореняющая инакомыслие и оглупляющая народ.

Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.

Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.

В II-I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.

Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.

продолжение

PAGE_BREAK--Заключение

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой «культурной революции» вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций «буддистского социализма». С этими процессами до известной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай - это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта feelosophy.narod.ru

Слайд 1

Презентацию подготовила Иванова Лилия 7А.
Древние государства Востока.

Слайд 2

Древние государства Востока
Древний Египет
Вавилон
Ассирия
Финикия
Древний Китай
Древняя Индия
Израильское и Иудейское царства
Великая Китайская стена

Слайд 3

Древний Египет.
Египет - сказочная страна пирамид, верблюдов и золотистых песков пустыни, издавна манящая туристов своей неповторимой красотой и загадочностью. Египет является одним из крупнейших арабских государств, расположенный большей частью своей территории вдоль реки Нил, в Северо-Восточной Африке. На севере, берега страны фараонов омываются Средиземным морем, а на востоке - Красным, на границе с Суэцким каналом. Термин «Египет» (Aigyptos) происходит от финикийского «Хикупта» – искаженного египетского «Хаткапта» («Храм Птаха»), названия древнеегипетской столицы Мемфиса. Историю Древнего Египта делят на следующие эпохи: Первый (начало 4 тыс. до н.э.) и Второй (середина 4 тыс. до н.э.) додинастический периоды; Раннее царство (32–29 вв. до н.э.); Древнее царство (28–23 вв. до н.э.); Первый переходный период (23–21 вв. до н.э.); Среднее царство (21–18 вв. до н.э.); Второй переходный период (конец 18 – середина 16 вв. до н.э.); Новое царство (16–11 вв. до н.э.); Третий переходный период (11–10 вв. до н.э.); Позднее царство (9–7 вв. до н.э.); эпоха Персидского господства (конец 6–4 вв. до н.э.).

Слайд 4

Вавилон.
Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз- вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Геродот о Вавилоне: «…Построен Вавилон вот так… Лежит на обширной равнине, образуя четырёхугольник, каждая сторона которого 120 стадиев (21 312 м) длины. Окружность всех четырёх сторон города составляет 480 стадиев (85 248 м).Вавилон был не только очень большим городом, но и самым красивым из всех городов, которые я знаю. Прежде всего город окружён глубоким, широким и полным водой рвом, затем идёт стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м), а высотой в 200 (106,56 м). Царский же локоть на 3 пальца больше обыкновенного (55,5 см)… В 331 году до н. э. Вавилон был завоёван Александром Македонским, сделавшим здесь столицу своей империи.
Вавилон (апокалиптический) - столица Вавилонской монархии - своим могуществом и своеобразием культуры произвёл на иудеев после вавилонского пленения такое неизгладимое впечатление, что имя его сделалось синонимом всякого большого, богатого и притом безнравственного города. История о Вавилонской башне записана во времена Ассирийского царства. ПЛАН ВАВИЛОНА

Слайд 5

Ассирия.
Ассирия находилась в северной Месопотамии, на реке Тигр, над Вавилонией. Вследствие отсутствия таких естественных границ, как море или горы, она была открыта для нападения со всех сторон и следовательно, чтобы выжить, нуждалась в сильной армии, постоянно находящейся в состоянии боевой готовности. Более того, ассирийцы были предприимчивыми торговцами, а их страна находилась на перекрестке основных торговых путей, проходивших через Месопотамию. Ассирийцы, один из самых воинственных народов истории, веками добивались господства над соседями и, находясь в зените могущества, правили империей, простиравшейся от Персидского залива до Египта. Римляне считали Ассирийскую державу первой «мировой империей» и отдаленной предшественницей их собственной империи - римской.
Как государство Ассирия сформировалась к 1900 году до н.э., однако ей пришлось пережить еще несколько столетий под господством Вавилона и царства Митапни. На протяжении этого длительного и сложного периода ассирийцы не только сумели сохранить свое самосознание, но и установить крепкие военные традиции. В XIV веке до н.э. они перешли к систематическим захватам.

Слайд 6

Древняя Индия.
Древняя Индия – относиться к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н. э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н. э.
Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего ин дийского общества. Начиная с VI века до н. э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов - независимых королевств и республик. В III веке до н. э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н. э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.

Слайд 7

Израильское и Иудейское царства.
Израильское царство -древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. (1020 до н.э.) царём Саулом (Шаулем). После смерти царя Соломона в 928 году до н. э. царство было разделено. Десять колен (племен) образовали Северное царство, которое получило название Израиль со столицей в Самарии. Северное царство просуществовало свыше 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 г. до н. э. Южное царство просуществовало свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э. Иуде́йское ца́рство или Иудея - одно из двух иудейских государств (Южное царство), возникших после распада Израильского царства Саула, Давида и Соломона в X веке до н. э., со столицей в Иерусалиме. Включало в себя земли колена Иуды и половину колена Вениамина.
Масада - символ древнего Израильского царства. Иерусалим – древний город в Палестине.

Слайд 8

Финикия.
Название «Финикия» происходит, вероятно, от греческого- «пурпурный», возможно связано с производством пурпуровой краски из особого вида моллюсков, обитавших у побережья Финикии, которое было одним из основных промыслов местных жителей. Другое объяснение - «страна красного солнечного божества Феникса», появлявшегося с востока. Также существует версия, что название происходит от египетского слова «фенеху» - «строитель кораблей», так как финикийцы действительно занимались мореплаванием и кораблестроением. Финикийцы в Библии иногда называются филистимлянами, от которых, по одной из версий, произошло название "Палестина".
Финикия - древняя страна, находившаяся на восточном (так называемом Левантийском) побережье Средиземного моря (на территории современных Ливана, Сирии и Израиля). Жители страны, финикийцы, создали мощную цивилизацию с развитыми ремёслами, морской торговлей и богатой культурой. Финикийская письменность стала одной из первых зафиксированных в истории систем слогового фонетического письма. Наивысший расцвет финикийской цивилизации приходится на 1200-800 гг. до н. э. В VI веке до н. э. Финикию завоевали персы, а в 332 до н. э. - Александр Македонский. Главные города Финикии - Акко, Ахзив, Тир (современный Сур), Цараат (Сарепта), Сидон (современная Сайда), Берута (современный Бейрут), Библ (Гебал), Триполи и Арвад. В XIII веке до н. э. Финикия испытала нашествие народов моря. Уже в XII веке до н. э. были основаны колонии Кадис (Испания) и Утика (Тунис). Затем колонизации подверглась Сардиния и Мальта. На Сицилии финикийцы основали город Палермо. В VIII веке до н. э. Финикия была захвачена Ассирией. Финикия перешла под власть персов в 538 году до н. э. В результате финикийские колонии западного Средиземноморья получили независимость и объединились под началом Карфагена.

Слайд 9

Древний Китай.
Древний Китай, известный как Китай Ханьшуй, подобно другим цивилизациям, родился из огромного тихоокеанского континента Му. Древние китайские записи известны описаниями небесных колесниц и нефритовым производством, которое они разделили с майя. Действительно, древние китайский и майянский языки кажутся очень похожими. Древние китайцы изобрели многое: от туалетной бумаги, до детекторов землетрясений и ракетной технологии и методов печати. В 1959 г. археологами обнаружены алюминивые ленты, сделанные несколько тысяч лет тому назад, этот алюминий получен из сырья с помощью электричества.
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма. Для облегчения объективного восприятия всей протяженности китайской истории, используют следующее разделение: Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу - до 221 до н.э) Имперский Китай (Цинь - Цин) Новый Китай (1911 - совр.)

Слайд 10

Великая Китайская стена.
Великая Китайская Стена – это одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений в мире. Она протянулась от Ляодунского залива через Северный Китай в пустыню Гоби. Расстояние от одного конца Стены до другого составляет 2450 км, но если учитывать отходящие от Великой Китайской Стены другие крепостные валы, то получится 6000 – 6500 км. Строительство Великой Китайской Стены началось в VII в. до н.э. властителями небольших государств, которые строили земляные валы вокруг своих территорий. За всю историю Китая существовало три Великих Стены (каждая протяженностью 5000 км), строительство которых заняло более 2000 лет. Для строительства третьей Великой Китайской Стены династия Мин выделила около 1 миллиона человек.

Слайд 11

http://www.egyptolog.ru http://www.liveinternet.ru http://ru.wikipedia.org http://www.sunhome.ru http://www.google.ru
Источники информации.