Содержание программы дополнительного образования детей в доу. Планирование и организация дополнительного образования в доу. Обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования детей

детский сад «Капелька»

Принято: Утверждено:__________

на педагогическом совете заведующий МБДОУ

Протокол №__от___________ г. детского сада «Капелька»

Болдырева Т.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей

к истокам русской народной культуры

кружок « В Горнице»для детей 5 – 6 лет

Составил

Заместитель заведующего по ВМР:

Николаева Т.В.

Городской округ город Бор

2017г.

Структура

I . Пояснительная записка…………………………………………………...3-4 стр.

1.1 Общая цель данной программы………………………….…………….…4 стр.

1.2 Основные направления программы ………………………………….….4 стр.

1.3 Задачи рабочей программы………………………………………….……5 стр.

1.4 Принципы и подходы к формированию программы...............................5 стр.

1.5 Ожидаемые результаты освоения программы……………………….6-7 стр.

II . Учебно-тематический план 5-6 лет………………………………..…...7-9 стр.

2.1 Учебно-тематический план ……………. …………………….…...…..7-9 стр.

III . Календарный учебный график 5-6 лет..…………………………..……..9 стр.

3.1 Календарный план 5-6 лет…………………………………………….…..9 стр.

IV . Учебный план 5-6 лет……………………………………………..……..9 стр.

4.1 Учебный план занятий на год………………………………….………….9 стр.

V . Рабочая программа…………………………….………………….…….9-12 стр.

5.1 Особенности познавательного развития детей 5-6лет....................... 9-10 стр.

5.2 Методы обучения и формы работы с детьми…………………….…10-11 стр.

5.3 Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач……………………………………………………………..11-12 стр.

VI .Оценочный и методический материал………………………..…………12стр.

6.1 Диагностический материал (см. приложение 1) ……………………….12 стр

(см. приложение 2)……………………………………………….…………12 стр.

6.3 Дидактические игры………………………………………………….12-19 стр.

6.2 Материально техническое оснащение..……………………………..19-21 стр.

6.3 Программно методическое обеспечение………………………………..21 стр.

    Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Известно, что восприятие ребенком социальной действительности основано на его предствлениях о базовых ценностях оружающего мира, которые формируются в раннем возрасте на этапах первичной социализации и овладения элементами культурного наследия.

Патриотизм – это чувство любви к Родине.понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, осебенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 4 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

    1. Общая цель данной программы

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

1.2 Основные направления программы

Программа направлена на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

1.3 Задачи рабочей программы

    ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни;

    ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией;

    создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр;

    • ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам;

      расширение кругозора дошкольников;

      развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей .

      формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;

      развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;

      воспитание коллективизма;

    воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности

1. 4 Принципы и подходы к формированию программы

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

    Принцип целостности – формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.

    Принцип доступности – предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональнуюокраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

    Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

    Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;

    «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

    дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологическихособенностей, возможностей и интересов;

    Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

    Принцип конструктивизма – особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применениеозначает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или трицательно-положительная информация.

1.5 Ожидаемые результаты освоения программы

    Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины;

    Формирование устойчивого интереса детей к истории и культуре нашего народа;

    Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения их различать;

    Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;

    Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию;

    Расширение кругозора детей через музей «Русская изба»;

    Широкое использование всех видов фольклора.

    Учебно-тематический план 5-6 лет

2.1 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5-6 л.)

п/п

Название темы

Вид знятия

Традиционное

Практи ческое

Игровое

Сентябрь

Знакомство с работой кружка «В горнице»

«Гуляй,

да присматривайся»

«Вершки да корешки»

«Хлеб - всему голова»

Октябрь

«Октябрь пахнет капустой»

«Зайчишка- трусишка»

«У страха глаза велики»

«Друг за дружку держаться – ничего не бояться»

Ноябрь

«Знаешь ли ты сказки?»

Гончарные мастеровые

Дикие животные

«Хороший город Городец»

Декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима!»

«Проказы старухи зимы»

«Лиса-обманщица»

«С Новым годом, со всем родом!»

Январь

«Пришла коляда - отворяй ворота»

«Морозко»

Февраль

«Гуляй, да присматривайся»

Русские потешки

«Дымковская сказочная страна»

«Дымковская сказочная страна» (раскрашивание с элементами росписи)

Март

«Весна, весна, поди сюда!»

«Нет милее дружка, чем родимая матушка!»

«Мудреному и счастье к лицу»

«Ой ты, Масленица!»

«Шутку шутить - людей насмешить»

«Небылица в лицах, небывальщина»

Апрель

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит.»

«Весна красна цветами»

«Подарки белоствольной красавицы»

Красная горка

Май

«А за ним такая гладь- ни морщинки не видать»

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Прощание с «избой»

ИТОГО В ГОД

1 9

7

11

III . Календарный учебный график (5-6 лет)

3.1 Календарный план (5-6 лет)

Месяцы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

Кол-во

Занятий

IV . УЧЕБНЫЙ ПЛАН (5-6 лет)

4.1 Учебный план (5-6 лет)

Виды занятий

Количество занятий

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Предполагаемое количество детей в группе

Игровые

15-20

Традиционные

Занятия-развлечения

Время

30 минут

Всего

37 занятий

V . Рабочая программа.

5.1 Особенности познавательного развития детей 5-6 лет.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

    Стремление расширить свой кругозор;

    Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

    Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:

    Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо) ;

    Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию) ;

    Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

5.2 Методы обучения и формы работы с детьми.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

    Беседы с использованием наглядности;

    Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

    Экскурсии;

    Дидактические игры;

    Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

    Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

    Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы:

    метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);

    словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);

    проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

мотивационный (убеждение, поощрение)..

5.3 Особенности построения образовательного процесса по достижению целей и задач программы.

Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенного. Во время занятий широко используются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области приобщения детей к истокам русской народной культуры. Игровая оболочка занятий привлекает детей, вызывает у них интерес активность, помогает преодолеть различные затруднения, повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребёнку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Занятия традиционные чередуются с развлечениями и игровыми.

Структура занятия:

1. Вводная часть . Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.

2. Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

3. Заключительная часть . Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.

Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.

VI . Оценочный и методический материал.

6.1 Диагностический материал

(см. приложение 1)

6.2 Способы определения результатов освоения программы

(см. приложение 2)

6.3 Дидактические и народные игры по приобщению детей к русской народной культуре

Дидактические игры

Народные игры

«Обведи элемент»

Цель: учить детей элементам росписи, технике исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с нарисованными элементами росписи (Дымка, Городец, Гжель, Хохлома и др.), кисть.

Ход игры: педагог предлагает детям сухой кистью обвести элементы, учит детей правильно держать кисть: тремя пальцами вертикально по отношению к листу бумаги, если нужно провести тонкую линию или поставить точку-горошинку.

«Бабка Ежка»

Описание:

В середину круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка – Костяная ножка

С печки упала, ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.

«Обведи и раскрась»

Цель: продолжать знакомить с народными росписями декоративно-прикладного искусства; учить расписывать силуэт; развивать мелкую моторику пальцев рук, эстетический вкус.

Материал: бумажные силуэты, краски, кисти.

Ход игры: предложить детям выбрать силуэт по желанию и расписать его.

«Башмачник»

Описание:

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!

В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова:

Примеривай, примеривай!

После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.

«Найди пару»

Цель: учить детей ориентироваться в различных видах росписи, развивать мышление, внимание.

Материал: чайные пары (чашка с блюдцем), расписанные под Дымку, Городец, Гжель, Хохлому.

Ход игры: педагог предлагает подобрать для каждого блюдца чашку (или наоборот) и назвать вид росписи.

«Бабка»

Описание:

Играющие загадывают друг другу загадки, причем загадка произносится вслух, но отгадывать ее должен только рядом стоящий, который в свою очередь загадывает загадку своему соседу и так далее. Не отгадавший три загадки штрафуется. Ему назначают выполнить какое-либо задание (спеть, сплясать и т.д.)

«Декоративное домино»

Цель: закреплять знания детей о народных росписях, об элементах росписей; развивать внимание, зрительную память, умение анализировать.

Материал: карточки с изображением элементов различных росписей.

Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки с элементами различных росписей и собрать их по принципу домино.

«Гуськи»

Описание:

Играющие становятся в круг. В середине круга – «дедка». В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:

Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки.

Стали гоготати, дедкекричати:

Дедка, дедка пощади, нас, гусяток, не щипли.

Дай нам платочек, денег мешочек.

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:

На, сумочку подержи, денежку не оброни.

Другому он дает платочек и говорит:

На, платочек подержи,

Мне головку завяжи,

Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат:

Дедка, дедка!

Бумажка пропала,

Кому попала?

«Дедка» старается угадать. Если угадывает, то «дедкой» становится тот, у которого в руках бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки».

«Собери целое»

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи; закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

Материал: плоскостные силуэты изделий, расписанные разными видами росписей и разрезанные на несколько частей.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать изделия (вариант: кто быстрее), назвать вид росписи.

«Прялица»

Описание:

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя.

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть, да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

«Дорисуй рисунок»

Цель: учить детей рисовать элементы росписи, совершенствовать технику исполнения элементов.

Материал: листы бумаги с частично нарисованными элементами росписей, кисти, краски.

Ход игры: Педагог предлагает продолжить рисунок, соблюдать порядок рисования, делать одинаковые промежутки между элементами орнамента.

«В каравай»

Описание:

Встав в круг, играющие поют:

Шел павлин горою, все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывают вышину, ширину и т.д.

«Поможем художнику»

Цель: научить детей воображать элементы хохломской росписи, составлять узор на основе заданной им схемы основного узора.

Материал: силуэты посуды, краски, кисти.

Ход игры: Педагог рассказывает, что один художник не успел расписать изделие и попросил ребят помочь ему закончить роспись. Затем показывает детям схематичное изображение основного элемента росписи и говорит, что сейчас они вместе это сделают.

Варианты:

1.Дети придумывают, как это лучше сделать, глядя на образцы элементов хохломской росписи, а педагог рисует все, что дети придумывают.

2.То же самое, но без образцов.

3.Дети сами придумывают и рисуют, глядя на образцы.

4.То же самое, но без образцов.

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Описание:

Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», и «нет». Тот, кто произнесет какое-нибудь из них дает фант (платочек, заколку и т.д.). Один из играющих подходит к другому и спрашивает:

Какая у тебя шляпа?

Тот отвечает:

Синяя.

Какая там синяя, она белая.

Зеленая.

Какая зеленая, да она черная.

Голубая.

Вот как! Голубая! Шляпа – то голубая? Да посмотрите, можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.

Нет, не белая, а черная.

Или спрашивают так:

Есть ли у тебя рога?

Есть.

Неужели есть?

Имею.

Так стало быть и хвост у тебя есть?

Хвоста не имею.

Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?

Человек.

Нет, не человек, животное с рогами и без хвоста.

Нет, человек.

Отвечающий плати штраф.

«Кто больше знает слов на тему «Земледелие»

Цель: закрепить знания о жизнедеятельности Древней Руси.

Материал: фишки-кружки с изображением колосков.

Ход игры: Педагог предлагает вспомнить слова по теме «Земледелие». За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Кто больше наберет «колосков», тот – победитель. Примерные ответы детей: пашня, борозда, соха, грабли, плуг, лошадь, крестьянин, пахарь, семена, земля, сеять, пахать и т.д.

«Водить козла»

Описание:

Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т.д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

Вскочил козел в огород,

Потоптал козел лук – чеснок.

Хватили козла за рожок,

Повезли козла на торжок,

Продали козла за три рубля,

За три рубля купили три узла! Ура!

После этого дети бегут через ворота, образованные передней парой.

«Что это?»

Цель: учить детей правильно называть предметы одежды; расширять словарный запас; развивать внимание.

Материал: карточки с изображением предметов одежды.

Ход игры: вниманию детей предлагаются карточки с нарисованными элементами и предметами одежды. Детям надо правильно назвать предмет или элемент одежды и рассказать о назначение.

Аналогично можно проводить игру на закрепление знаний об оружии.

«Летят – не летят»

Описание:

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие – в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить «летят», или махать руками, приговаривая «не летят», отвечая тем самым на слова водящих.

1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

Гу-гу-гу! Мы несем весну!

2. Журавли летят, на всю Русь кричат:

Гу-гу-гу! Недогнать нас не кому!

3. Пчелы летят, бунчат, гудят:

Жу-жу-жу! Медову несу еду!

4. Поросята летят, поросята визжат:

Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

5. Медведи летят, во все горло кричат:

Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!

6. Комары летят, звенят, пищат:

Зы-зы-ps! Наточим наши носы!

Ответивший неправильно выбывает из игры.

«Герои русских былин»

Цель: упражнять детей в составление целого из частей; развивать внимание, мышление, память.

Материал: картинки с изображением былинных героев, разрезанные на части.

Ход игры: дети составляют целую картинку из частей.

«Пирог»

Описание:

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький,

Режь его да ешь.

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды.

«Угадай сказку, пословицу, поговорку»

Цель: Уточнить знание народных сказок, пословиц, поговорок загадок,иллюстраций)

Материал: Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей

сказок; поговорок, пословиц. Подборка

загадок по сказкам

Ход игры: .Дети угадывают сказку, поговорку, пословицу:

по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки, поговорки, пословицы или персонажа;

по отрывку из сказки;

– по загадке.

2. Ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие дети должны узнать, из какой сказки герой.

3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, поговорку, пословицу изображѐнную на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети еѐ узнали.

«Дед»

Описание:

Играющие выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:

Здравствуй, дед!

«Дед» отвечает:

Здравствуйте, дети! Где вы были?

На работе.

Что делали?

Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые! Время жито жать.

Или что- то про другие действия.

Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится «дедом».

«Что будет, если...?»

Цель: Обогащать связную речь развѐрнутым диалогом, развивать умение

чередовать прямую и косвенную речь

Материал: Подборка иллюстраций к

сказкам.

Ход игры: . Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Приѐм изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развѐртывания./

«Воробей»

Описание:

Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза). Водящий говорит:

- Чив-чив сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню.

«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берется фоант.

«Нарисуй и расскажи сказку»

Цель: Совершенствовать понимание

контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением,

формировать умение выделять характерные

признаки внешнего облика героев сказки,

наделять их эпитетами, развивать образное

восприятие сказки.

Материал: Листы бумаги, цветные

карандаши мелки, краски, фломастеры)

Ход игры: Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путѐм дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки «Рукавичка».

Солнышко – ведрышко»

Описание:

Выбирают водящего – «солнце». Остальные дети – «спящие». Они поют:

Гори, солнце, ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна – милее.

На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две – поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).

6.4 Материально-техническое оснащение.

Материалы мини-музея «Русская изба»

№№

Наименование

Количество

1.

Забор деревянный

2

2.

Плетень

1

3.

Скамейка высокая

1

4.

Скамейка низкая

2

5.

Полка расписная «Городец»

2

6.

Крынка глиняная

2

7.

Сахарница плетеная

2

8.

Дымковская игрушка «Козлик»

2

9.

Матрешка

2

10.

Горшок глиняный

1

11.

Люлька детская

1

12.

Кровать взрослая

1

13.

Простыня с подзором

1

14.

Подушка

2

15.

Одеяло лоскутное

2

16.

Накидка на подушку

2

17.

Полотенце-рушник с вышивкой и кружевом

3

18.

Костюм русский народный женский сарафан

1

19.

Костюм русский народный мужская рубаха-косоворотка

1

20.

Часы настенные ходики с кукушкой

1

21.

Зеркало в деревянной оправе

1

22.

Лапти

1

23.

Лавка

1

24.

Прялка

1

25.

Веретено

4

26.

Столик

1

27.

Самовар

2

28.

Поднос деревянный расписной «Хохлома»

1

29.

Цветочница плетенная

1

30.

Соломенная кукла-оберег

1

31.

Печь русская

1

32.

Ухват

3

33.

Чугун

6

34.

Веник голыш

1

35.

Занавески оконные с кружевами

2

36.

Гармонь

1

37.

Балалайка

1

38.

Коромысло

1

39.

Рубель

3

40.

Умывальник

1

41.

Корыто

1

42.

Корзина берестяная - туесок

1

43.

Палица

1

44.

Ступка

1

45.

Сундук

1

46.

Половик тканный

3

47.

Половик вязанный

1

48.

Демонстрационный материал «Городецкая роспись»

1

49.

Демонстрационный материал «Золотая хохлома»

1

50.

Демонстрационный материал «Гжель»

1

51.

Демонстрационный материал «Полхово-майданская роспись»

1

52.

Демонстрационный материал «дымковская игрушка»

1

53.

Демонстрационный материал «Русский народный костюм»

1

6.5 Программно – методическое обеспечение.

    М.Д.Маханёва, О.Л. Князева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2016.

    Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», Москва, ООО «Издательство Скрипторий» 2007г.

    Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова Патриотическое воспитание детей 4-6 лет, Москва, Сфера 2007г.


Активное внедрение новых образовательных стандартов обусловило необходимость пересмотра отдельных элементов учебно-воспитательного комплекса и поиска новых путей совершенствования педагогической деятельности. - одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения, реализация которой позволяет быстро улучшить общие результаты освоения дошкольниками программного минимума, а также решить ряд приоритетных задач:

  • внедрить позитивные изменения, основанные на создании возможностей для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения;
  • создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей малышей;
  • повысить показатели качества работы кадрового состава за счет привлеченных педагогов.

Организация дополнительного образования в ДОУ

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что реализация учебно-воспитательного комплекса в детском саду происходит путем объединения основного и вариативного образования. Поэтому организация дополнительного образования в ДОУ должна характеризоваться:

  • дифференцированностью, то есть возможностью использования программных разработок для обучения детей с разными стартовыми возможностями;
  • деятельностным характером - ориентированностью на развитие личности ребенка;
  • направленностью на повышение социализации воспитанников.

Проектирование системы дополнительного образования в детском саду - сложный многоэтапный процесс, который может быть осуществлен только при обстоятельной пошаговой проработке, предусматривающей:

  1. Определение спектра востребованных услуг дополнительного образования. В данном случае руководителю ДОУ важно действовать, опираясь на пожелания потребителей услуг - детей и их родителей, мнение которых можно учесть в ходе проведения фронтальных опросов, бесед, групповых консультаций.
  2. Подготовка проекта, основанного на соотнесении родительских пожеланий, материально-технических и кадровых ресурсов, программы развития детского сада и других ключевых элементах обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Назначение ответственный педработников по каждому выбранному направлению вспомогательной воспитательной работы, которые обязаны подготовить документы по перспективному планированию и приобщиться к решению ключевых организационных вопросов.
  4. Формирование нормативной базы: подготовка приказов о предоставлении в детском саду платных образовательных услуг, проектов договоров с родителями, внесение изменений в должностные инструкции педработников.
  5. Проведение информативно-ознакомительной компании: организация бесед с воспитателями по поводу участия в реализации комплекса допобразования, общесадовского родительского собрания, подготовка информационных листов и памяток для членов семей, проведение выставок детских работ, концертов, «дней открытых дверей» и других мероприятий, иллюстрирующих потенциал новых образовательных услуг.
  6. Подписание договоров с заинтересованными родителями и специалистами.
  7. Обеспечение контроля качества оказываемых услуг, налаживание функций обратной связи с представителями семей.

В структуре дополнительного образования важно выделять бесплатные и платные образовательные услуги, разницу между которыми должны знать все участники учебно-воспитательного процесса. Бесплатные интегрируются с основным учебным планом, по сути являясь его вариативными элементами, а значит их реализация способствует снижению нагрузки на ребенка, в то время как платные услуги, реализуемые в ДОУ, не входят в программный базис, а потому финансируются исключительно за счет средств заинтересованных родителей, а не федерального бюджета. Вместе с тем независимо от характера услуг ценность дополнительного образования остается неизменно высокой ввиду возможности расширения навыков учебной деятельности воспитанников, проектированию полученых знаний и закрепленных умений в реальном жизненном пространстве, созданию положительной мотивации для дальнейшего саморазвития детей и ведения творческого поиска.

Направленности дополнительного образования в ДОУ

Комплекс вариативных расширений программного минимума характеризуется большим разнообразием направлений, охватить в рамках работы единого педагогического коллектива не представляется возможным. Основные

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» опубликованы полезные материалы касательно дополнительного образования в ДОУ

Как организовать дополнительное образование по новым требованиям Минпросвещения

направленности дополнительного образования в ДОУ сформированы, поэтому руководитель детского сада, опираясь на мнение воспитателей и родительской общественности, вправе выбирать тематику вспомогательной учебно-воспитательной деятельности, которая в условиях конкретного детского сада будет оптимальной. При принятии этого решения важно учитывать:

  1. Профессиональные возможности и потенциал кадрового состава.
  2. Содержательные особенности образовательного комплекса, нуждающиеся в усилении за счет вариативных форм (так, при значительном снижении показателей здоровья воспитанников целесобразно первоочередно реализовать физкультурно-оздоровительные программы).
  3. Вероятность расширения и усовершенствования материально-технической базы.
Программы дополнительного образования в ДОУ Особенности применения
Художественно-эстетического цикла

Ввиду того, что художественно-эстетическое воспитание является одним из базовых методов формирования личностных качеств дошкольника в вопросах осознания нравственной стороны действительности, получения образного опыта, в рамках данного цикла представлен комплекс программных разработок, основанных на приобщении воспитанников к различным видам искусства:

  • литературе;
  • музыке;
  • живописи.

Дополнительное образование дошкольников художественно-эстетической направленности реализуется через стимулирование развития творческого начала в процессе речевой и музыкальной деятельности, оформления авторских работ, создания композиций, знакомства с различными методами и формами творчества.

Этнокультурные Этнокультурологическое воспитание в детском саду базируется на идее знакомства детей с историческим прошлым народа, национальными традициями, основами краеведения, поэтому оно тесно связано с привитием патриотических ценностей и может представляться в рамках единого комплекса.
Культурологические В ходе занятий, реализуемых в рамках данного направления, создаются условия для всестороненнго образования детей в вопросах культурологического минимума: норм поведения и общения, построения социальных связей.
Интеллектуально-развивающие Интеллектуально-развивающее направление соответствует приоритетным образовательным потребностям родителей, стремящихся в полной мере реализовать природные возможности ребенка. Расширение интеллекутального потенциала воспитанников в ходе занятий осуществляется посредством развивающих игр, тренингов, экспериментаторской и проектной деятельности.
Коммуникативно-речевые

Востребованность логопедических услуг обуславливает необходимость обязательного включения в комплекс допобразования коммуникативно-речевых занятий, направленных на:

  • расширение активного словаря детей;
  • овладение звуковой культурой речи;
  • построения монологов и диалогов;
  • тренировку навыков формулирования связных содержательных высказываний.
Экологические Возрастание значимости деятельности человека в природе обуславливает необходимость систематически расширять и дополнять представления детей о мире живой природе, формировать основы экологического миропонимания. Благодаря дополнительным занятиям по экологическому профилю дети участься осознавать суть причинно-следственных связей, прогнозировать простые природные явления, проявляют гуманность и охотно принимают участие в природоохранной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные Педагогическая работа по данному направлению может реализоваться как силами ДОУ (путем включения в комплекс образовательных услуг дополнительных занятий различной направленности - гимнастики, танцев, оздоровительных тренировок), так и на базе построения комплексной модели сотрудничества с ближайшими объектами социальной инфраструктуры (спортивными школами, танцевальными классами).

Разработка программы дополнительного образования в ДОУ воспитателем

Чтобы учебно-воспитательный комплекс в детском саду отвечал потребностям детей и родителей в полной мере, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ , в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения. С целью реализации требований ФГОС ДО (полное название - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования) педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи:

  • формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность;
  • развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников.

Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией.

Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т.д.

В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом:

  • анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;
  • определение целей учебно-воспитательной деятельности;
  • изучение требований нормативных документов;
  • составление программно-методического комплекта;
  • определение структуры программы;
  • планирование образовательного процесса;
  • выбор критериев контроля;
  • определение критериев освоения программы.

Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы.

Как определить, что программа допобразования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам:

  • актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения;
  • прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня;
  • реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы;
  • контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы;
  • вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана.

Система дополнительного образования в ДОУ: организация кружков

Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в тематических объединениях строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков в системе дополнительного образования в ДОУ помогает повысить качество учебно-воспитательного процесса.

По ФГОС кружки как форма допобразования выполняют такие функции:

  • образовательная: воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области;
  • социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться;
  • коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности;
  • воспитательная: методика работы, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма.

Использование кружковой деятельности в детском саду может преследовать следующие цели:

  • углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие;
  • при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу;
  • развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций.

Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя, уставом, Положением о кружке, планом работы на год, Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка, расписанием, списком воспитанников, документами, которые позволяют определить результативность работы кружкового объединения (диагностические карты).

Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму:

  1. Ознакомление с нормативно-правовой базой.
  2. Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей.
  3. Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.
  4. Разработка программы и плана на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ.
  5. Реализация запланированной работы в кружке.
  6. Анализ полученных результатов.
  7. Демонстрация результативности обучения педагогам и родителям.

Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия:

  • с детьми: развивающие занятия, прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;
  • с педагогами (речь идет преимущественно о наставничестве молодых специалистов): консультации, семинары и вебинары, мастер-классы;
  • с родителями: доклады, консультации, беседы, информирование через сайт.

Кружки также могут различаться по направлению развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и вариативной программы образования в ДОУ.

Разработанная программа оформляется по такой схеме:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Учебно-тематическое планирование.
  5. Методы диагностики, диагностические карты.
  6. Список используемой литературы.

Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.

Внастоящее время большую роль вразвитии ребенка играет нетолько основное образование, ноидополнительное. Дополнительное образование вдошкольных учреждениях дает возможность выявить иразвить творческие способности детей. Назанятиях подополнительном уобразованию идет углубление, расширение ипрактическое применение приобретенных знаний восновной образовательной деятельности.

Дополнительного образования детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. При организации деятельности дополнительного
образования детей детский сад учитывает:
-интересы детей идобровольность выбора ими кружка, секций, студий;


-понимание игры как ведущего вида деятельности ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;

-нормы нагрузки наребенка.
Дополнительное образование детей вдетском саду-одно изнаправлений творческого, физического, социально
-личного иинтеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой вдошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Наиболее востребовано дополнительное образования детей художественно-эстетического направления: пообучению детей различным техникам изобразительной деятельности-лепка изпластилина, нетрадиционным способам рисования, атакже пофизическому развитию дошкольников.
Дополнительное образования осуществляется вовнеурочной деятельности, иосуществляется втечение всего учебного года педагогическими работниками испециалистами. Дети занимаются 1 раз внеделю вовторую половину дня. Результаты деятельности детей выражаются воформлении коллективных выставок, в издании альбомов, оформлении стенгазет, впроведении отчетных концертов.
Кружки как форма дополнительного образования вДОУ
Кружок-это неформальное, свободное объединение детей вгруппу для занятий, наоснове ихобщего интереса, строящихся надополнительном материале кзадачам Программы под руководством взрослого (педагога).
Цель дополнительного образования-внедрение новых вариативных форм дошкольного образования сцелью повышения качества образовательного процесса иудовлетворения запроса общества.
Кружки вдетском саду выполняют несколько функций:
-образовательную-каждый воспитанник ОУимеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков винтересующем его виде деятельности;
-социально-адаптивную-занятия вкружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности ивзаимодействия, испытать « ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;
-коррекционно-развивающую-воспитательно-образовательный процесс, реализуемый назанятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
-воспитательную-содержание иметодика работы вкружках оказывает значительное влияние наразвитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.
Кружки как форма дополнительного образования вДОУ могут открываться сразличными целями:
1. Углубление ирасширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей сотставанием вразвитии).
2.Ознакомление собластями знаний, выходящими зарамки государственной Программы (работа содаренными детьми).
3. Ознакомление собластями знаний иумений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.
Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами:
-Уставом ДОУ;
-Образовательной программой ДОУ;
-Положением окружке;
-Программой кружка (цель изадачи, предполагаемый конечный результат);
-Планом работы кружка нагод;
-Списком детей;
-Расписанием деятельности;
-Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога посозданию кружка (секции, студии):
1. Изучение нормативно-правовой базы.
2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей вдополнительных образовательных услугах.
3. Анализ результативности работы поусвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
4. Разработка (подбор) программы кружка.
5. Разработка плана кружка научебный год.
6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
7. Реализация плана работы кружка напрактике.
8. Анализ результативности работы кружка.
9. Защита результатов работы перед родительской ипедагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие вконкурсах, показах и т. д. )
Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей вдеятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных
условий:
-организация рабочего пространства;
-возможность детей заниматься посвоим силам иинтересам;
-игровой характер подачи любого материала.
Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
Сдетьми:
-Фронтальные занятия (групповые)
-Экскурсии
-Тематические прогулки
-Развлечения, досуги
-Участие вразличного уровня конкурсах
Спедагогами:
-Консультации, мастер-классы , семинары для педагогов ДОУ
Сродителями:
-Консультации, мастер-классы , выступления народительских собраниях, информация насайте.
Кружки могут быть различной направленности:
1)Физическое развитие
2)Социально-личностное развитие
3)Познавательно-речевое развитие
4)Художественно-эстетическое развитие
Тематика кружков может быть разнообразна.
При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:
-интересы детей идобровольность выбора ими кружка;
-возрастные особенности детей, имеющийся уних опыт участия втакого рода занятиях;
-необходимость решения воспитательных иобразовательных задач вединстве сосновной программой детского сада;
-понимание игры как ведущего вида деятельност ивыстраивание содержания дополнительного образования детей именно наееоснове;
-необходимость создания комфортной обстановки, вкоторой будет развиваться творческая личность;
-нормы нагрузки наребенка.
Схема разработки программы кружковой работы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка (актуальность, цели изадачи)
3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
4. Учебно-тематическое планирование
5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
6. Список литературы

Елена Тимченко
Планирование и организация дополнительного образования в ДОУ

В нашем царстве – государстве

Все волшебники живут

Все рисуют, все танцуют,

Все играют и поют.

Лишь порог переступаешь –

Попадаешь, словно в рай,

Сто дорог тебе откроют,

Ты любую выбирай.

Детский сад – первая ступень общей системы образования , главной целью которой является всестороннее развитие ребенка.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ , которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом .

Дополнительное образование

– это «самостоятельный, самоценный, личностно-ориентированный вид образования , способный к удовлетворению индивидуальных и творческих потребностей личности, к активному участию в решении социокультурных проблем региона» (Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в ДОУ )

Цель дополнительного образования - внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества.

Качество дополнительного образовательного процесса в ДОУ будет определяться следующими критериями :

уровнем сбережения здоровья воспитанников и педагогических работников;

субъективной удовлетворенностью всех участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

соответствие образовательного процесса государственным стандартам, условий его организации и ведения ;

технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития воспитанников и на уровне продвижения по образовательной программе (модули, проекты, формы работы с информацией) ;

соответствием содержанием образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг .

Дополнительное образование может быть направлено на :

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

укрепление психического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей .

Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и бесплатные. В детском саду их могут получать дети, как посещающие, так и не посе-щающие его. Особенность в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный план дошкольного образовательного учреждения , услуги, которые не финансируются городским или федеральным бюджетом. Такие услуги предоставляются только по запросу, по желанию родителей.

Ценность дополнительного образования состоит в том , что оно усиливает вариативную составляющую общего образования , способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении , стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени

Формы дополнительного образования в ДОУ :

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов.

Работа планируется по тематическим разделам основной общеобразовательной программы .

Таким образом , закрепляются и расширяются полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности :

художественно-эстетического цикла,

этнокультурные,

культурологические,

интеллектуально-развивающие,

коммуникативно-речевые,

экологические,

физкультурно-оздоровительные,

различной коррекционной направленности и др.

В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования .

Одной из форм дополнительного образования в нашем учреждении являются кружки в ДОУ которые могут открываться с различными целями :

Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии) .

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми) .

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций :

образовательную – каждый воспитанник имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений , навыков в интересующем его виде деятельности;

социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха» , научиться самоутверждаться;

коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс , реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми документами :

Уставом ДОУ;

Образовательной программой ДОУ ;

Положением о кружке;

Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат) ;

Планом работы кружка на год;

Списком детей;

Табель посещения детей

Заявления от законных представителей

Расписанием деятельности;

Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты) .

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии) :

1. Изучение нормативно-правовой базы.

2. Выявление потребностей у родителей, детей в дополнительных образовательных услугах .

3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования .

4. Разработка (подбор) программы кружка.

5. Разработка плана кружка на учебный год.

6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.

7. Реализация плана работы кружка на практике.

8. Анализ результативности работы кружка.

9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т. д.)

Схема разработки программы кружковой работы

Титульный лист.

Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи) .

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат) .

Учебно-тематическое планирование

Диагностические карты, методы проведения диагностики.

Список литературы.

В нашем учреждении работает и функционирует 5 кружков по художественно-эстетическому направлению и 1 кружок по познавательному развитию детей :

1. Озорные ладошки - 1 младшая группа

2. Озорной каблучок - подготовительная группа

3. Тили-тили тесто - подготовительная группа

4. Кляксочка - средняя группа

5. Мастерская актеров - средняя группа

6. Юный эколог - подготовительная группа

Рабочие программы педагогов - материалы данного раздела. содержат авторские и модифицированные программы, основанные на теоретических исследованиях и практическом опыте. Эти публикации послужат хорошей помощью для начинающих воспитателей и специалистов ДОУ, для педагогов, повышающих профессиональный уровень.

В данном разделе можно найти следующие материалы:

  • Программы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию
  • Программы по ознакомлению с окружающим миром и экологии
  • Программы по ОБЖ и формированию безопасного поведения
  • Программы по формированию здорового образа жизни
  • Программы художественно-эстетического цикла
  • Программы по интеллектуальному развитию дошкольников
  • Программы для работы с семьей
  • Программы дополнительного образования
  • Программы для специалистов ДОУ

Рабочие программы

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 5580 .
Все разделы | Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель : развитие творческого воображения , дать детям представление о том что старые вещи могут ожить. (Работа с родителями ) 23 занятие «Волшебница вода – свойства» Цель. Познакомить...

Рабочая программа кулинарного кружка «Плюшки и не только…» Рабочая программа кулинарного кружка «Плюшки и не только…» Возрастной состав воспитанников : 8-15 лет Срок реализации : – 1 год Режим работы : 3 часа в месяц Автор-составитель : воспитатель Чувалова Наталья Викторовна Пояснительная записка Воспитанники ЦССУ испытывают большие...

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Макет «Русская печь». Программа «Социокультурные истоки»

Публикация «Макет «Русская печь». Программа «Социокультурные...» Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа рассчитана на детей в возрасте: 5-6 лет Содержание: 1. Пояснительная записка 1-2 стр. 2. Нормативно – правовые документы 3 стр. 3. Цель,...

План-программа по экологическому воспитанию в средней группе Сентябрь: «Во лесу ли, в огороде» Цели и задачи: Познакомить детей с названием овощей, фруктов, местом их выращивания; учить описывать, сравнивать овощи и фрукты; развивать логическое мышление; учить умозаключению, находить овощи и фрукты, среди разных картинок. Интеграция...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11-учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом хозяйственном. 19 занятие «Пищевые цепочки в лесу» Цель. Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных,...

Программы. Образовательные, рабочие, вариативные, дополнительного образования - Дополнительная общеразвивающая программа «Знатоки земли Кубанской»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Знатоки земли Кубанской» Разработчик: воспитатель Колдырева А.А. Краснодар 2019 г. Пояснительная записка В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10-учебно - тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений, о его частях (корень, стебель, лист, цветок, плод. Уточнить знания детей о значении каждой части для роста и развития растений. 16 занятие...

Программа кружка по нетрадиционному рисованию «Чудесные краски» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ»№1 УТВЕРЖДАЮ Программа рассмотрена и одобрена Директор МБОУ «СОШ»№1 на заседании Совета педагогов Г.Кирсанов» Протокол №_ от «_ »_ 2019 г. Кондракова Г.Д_ (2 года, с детьми 5 – 7 лет) Воспитатель: Г.Кирсанов 2019 г....

Пояснительная записка В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают...

Образовательные программы ДОУ принято считать управленческим документом, закрепляющим определенные нормы, цели, содержание, технологии и методики, формы и средства, которые применяются в каждом конкретном дошкольном учреждении при организации воспитательно-образовательного процесса. Учеными-методистами разрабатываются примерные основные образовательные программы, которые дошкольные учреждения принимают за основу для разработки собственной программы с учетом регионального компонента и местных условий.

На основе образовательной программы педагог разрабатывает рабочую программу , служащую моделью педагогической деятельности по конкретному направлению воспитания и обучения дошкольников и включающую комплексное планирование образовательного процесса. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне.

В рабочей программе педагог прописывает цели и задачи, разделы и их содержание, перечень занятий по темам, указывает условия реализации программы и ожидаемые результаты, а также другие необходимые сведения, позволяющие представить уровень освоения дошкольниками образовательного материала и его практическое применение. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.