Проект по физике на тему законы ома. Презентация на тему "физика закон ома". Обобщенный закон Ома

Cлайд 1

Cлайд 2

План Введение Электрический ток Источники постоянного тока Электрическая цепь постоянного тока Закон Ома для участка цепи Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Внутреннее сопротивление источника тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Литература

Cлайд 3

Введение Закон Ома - (открыт в 1826 году) это физический закон, определяющий связь между напряжением, силой тока и сопротивлением проводника в электрической цепи. Назван в честь его первооткрывателя Геогра Ома. Закон Ома гласит: Сила тока в однородном участке цепи прямо пропорциональна напряжению, приложенному к участку, и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению этого участка. (Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению) И записывается формулой: Где: I -сила тока(А), U -напряжение(В), R -сопротивление(Ом).

Cлайд 4

Электрический ток Электрическим током называется упорядоченное движение электрических зарядов. Электрические заряды могут двигаться упорядоченно под действием электрического поля Электрическое поле может быть создано, например, двумя разноименно заряженными телами. Соединяя проводником разноименно заряженные тела, можно получить электрический ток, протекающий в течение короткого интервала времени.

Cлайд 5

Cлайд 6

Источники постоянного тока Для того чтобы в проводнике существовал электрический ток длительное время, необходимо поддерживать неизменными условия, при которых возникает электрический ток. Если в начальный момент времени потенциал точки А проводника выше потенциала точки В (рис. 148), то перенос положительного заряда q из точки А к точке В приводит к уменьшению разности потенциалов между ними.

Cлайд 7

Электрическая цепь постоянного тока На внешнем участке цепи электрические заряды движутся под действием сил электрического поля. Перемещение зарядов внутри проводника не приводит к выравниванию потенциалов всех точек проводника, так как в каждый момент времени источник тока доставляет к одному концу электрической цепи точно такое же число заряженных частиц, какое из него перешло к другому концу внешней электрической цепи. Поэтому сохраняется неизменным напряжение между началом и концом внешнего участка электрической цепи; напряженность электрического поля внутри проводников в этой цепи отлична от нуля и постоянна во времени.

Cлайд 8

Последовательное и параллельное соединение проводников. Проводники в электрических цепях постоянного тока могут соединяться последовательно и параллельно. При последовательном соединении проводников конец первого проводника соединяется с началом второго и т. д. U = U1 + U2 + U3 По закону Ома для участка цепи U1 = IR1, U2 = IR2, U3 = IR3 и U = IR При последовательном соединении проводников их общее электрическое сопротивление равно сумме электрических сопротивлений всех проводников. ,

Cлайд 9

Закон Ома для участка цепи. Немецкий физик Георг Ом (1787-1854) в 1826 г. обнаружил, что отношение напряжения U между концами металлического проводника, являющегося участком электрической цепи, к силе тока I в цепи есть величина постоянная: Единица электрического сопротивления в СИ - ом (Ом). Электрическим сопротивлением 1 Ом обладает такой участок цепи, на котором при силе тока 1 А напряжение равно 1 В:

Cлайд 10

Закон Ома для участка цепи. Опыт показывает, что электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально его длине l и обратно пропорционально площади S поперечного сечения: Экспериментально установленную зависимость силы тока I от напряжения U и электрического сопротивления R участка цепи называют законом Ома для участка цепи:

Cлайд 11

Работа и мощность электрического тока. Работу сил электрического поля, создающего электрический ток, называют работой тока. Работа А сил электрического поля или работа электрического тока на участке цепи с электрическим сопротивлением R за время равна Мощность электрического тока равна отношению работы тока А ко времени, за которое эта работа совершена:

Cлайд 12

Работа и мощность электрического тока. Если на участке цепи под действием электрического поля не совершается механическая работа и не происходят химические превращения веществ, то работа электрического поля приводит только к нагреванию проводника. (43.12) Закон (43.12) был экспериментально установлен английским ученым Джеймсом Джоулем (1818-1889) и русским ученым Эмилием Христиановичем Ленцем (1804- 1865), поэтому носит название закона Джоуля - Ленца.

Cлайд 13

Внутреннее сопротивление источника тока. В электрической цепи, состоящей из источника тока и проводников с электрическим сопротивлением R, электрический ток совершает работу не только на внешнем, но и на внутреннем участке цепи. Электрическое сопротивление источника тока называется внутренним сопротивлением. В электромагнитном генераторе внутренним сопротивлением является электрическое сопротивление провода обмотки генератора. На внутреннем участке электрической цепи выделяется количество теплоты, равное: Полное количество теплоты, выделяющееся при протекании постоянного тока в замкнутой цепи, внешний и внутренний участки которой имеют сопротивления, соответственно равные R и r, равно

Закон Ома для однородного участка элект-рической цепи кажется до-вольно простым: сила тока в однородном участке цепи прямо пропорциональна на-пряжению на концах этого участка и об-ратно пропорциональна его сопротивлению:

I = U / R,

где I —сила тока в участке цепи; U — на-пряжение на этом участке; R — сопротив-ление участка.

После известных опытов Эрстеда, Ам-пера, Фарадея возник вопрос: как зависит ток от рода и характеристик источника то-ка, от природы и характеристик провод-ника, в котором существует ток. Попытки установить такую зависимость удались лишь в 1826—1827 гг. немецкому физику, учи-телю математики и физики Георгу Симону Ому (1787—1854). Он разработал установку, в которой в значительной степени можно было устранить внешние влияния на ис-точник тока, исследуемые проводники и т. п. Следует также иметь в виду: для многих ве-ществ, которые проводят электрический ток, закон Ома вообще не выполняется (полу-проводники, электролиты). Металлические же проводники при нагревании увеличи-вают свое сопротивление.

Ом (Ohm) Георг Симон (1787—1854) — немецкий физик, учитель математики и физики, член-корреспондент Берлин-ской АН (1839). С 1833 г. профессор и с 1839 г. ректор Нюрнбергской высшей по-литехнической школы, в 1849—1852 гг.— профессор Мюнхенского университе-та. Открыл законы, названные его име-нем, для однородного участка цепи и для полной цепи, ввел понятие элект-родвижущей силы, падения напряже-ния, электрической проводимости. В 1830 г. произвел первые измерения электродвижущей силы источника тока.

В формулу закона Ома для однородного участка цепи входит напряжение U, которое измеряется работой, выполняемой при пе-ренесении заряда в одну единицу в данном участке цепи:

U = A / q,

где A — работа в джоулях (Дж), заряд q — в кулонах (Кл), а на-пряжение U — в вольтах (В).

Из формулы для закона Ома можно лег-ко определить значение сопротивления для участка цепи:

R = U / I.

Если напряжение определено в вольтах, а сила тока — в амперах, то значение со-противления получается в омах (Ом):

На практике часто используются меньшие или большие единицы для измерения сопро-тивления: миллиом (1мОм = 10 Ом), килоом (1кОм = 10 3 Ом), мегаом (1МОм = 10 6 Ом) и т. п. Материал с сайта

Закон Ома для однородного участка цепи можно выразить через плотность тока и на-пряженность электрического поля в нем. В самом деле, с одной стороны, I = jS, а с дру-гой — I = (φ 1 — φ 2 ) / R = -Δφ / R . Если имеем однородный проводник, то и напряженность элект-рического поля в нем будет одинаковой и равной E = - Δφ / l. Вместо R подставляем его значение ρ . l / S и получаем:

j = - Δφ / ρ l = (-1 / ρ) . (Δφ / l) = (1 / ρ) . E = σ E.

Учитывая, что плотность тока и напряженность поля величины векторные, имеем закон Ома в наиболее общем виде:

j̅ = σ͞ E.

Это — одно из важнейших уравнений электродинамики , оно справедливо в любой точке электрического поля.

На этой странице материал по темам:

  • Закон ома для полной цепи краткий конспект

  • Закон ома для участка цепи конспект кратко

  • Шпаргалка "закон ома для однородного участка линейной цепи"

  • Закон ома для участка цепи лекция

  • Выберите закон ома для участка цкпи

Вопросы по этому материалу:

  • Какие электрические величины и как объединяет между собой за-кон Ома для однородного участка цепи?

  • Что такое электрическое напряжение?

  • Как определяется сопротивление проводников?

  • Как формулируется закон Ома для каждой точки проводника с током, который объединяет такие электрические величины: плотность тока, удельные сопротивление или электропроводимость вещества проводника и напряженность электрического поля в данной точке проводника?

Закон Ома. История открытия. Различные виды закона Ома.

1. Общий вид закона Ома.

2. История открытия закона Ома, краткая биография ученого.

3. Виды законов Ома.

Закон Ома устанавливает зависи­мость между силой тока I в проводнике и разностью потенциалов (напряже­нием) U между двумя фиксированными точками (сечениями) этого проводника:

Коэффициент пропорциональности R, завися­щий от геометрических и электрических свойств проводника и от температуры, называется омическим сопротивлением или просто сопротивлением данного участка проводника. Закон Ома был от­крыт в 1826 нем. физиком Г. Омом.

Георг Симон Ом родился 16 марта 1787 года в Эрлангене, в семье потомственного слесаря. После окончания школы Георг поступил в городскую гимназию. Гимназия Эрлангена курировалась университетом. Занятия в гимназии вели четыре профессора. Георг, закончив гимназию, весной 1805 года приступил к изучению математики, физики и философии на философском факультете Эрлангенского университета.

Проучившись три семестра, он принял приглашение занять место учителя математики в частной школе швейцарского городка Готтштадта.

В 1811 году он возвращается в Эрланген, заканчивает университет и получает степень доктора философии. Сразу же по окончании университета ему была предложена должность приват-доцента кафедры математики этого же университета.

В 1812 году Ом был назначен учителем математики и физики школы в Бамберге. В 1817 году он публикует свою первую печатную работу, посвященную методике преподавания "Наиболее оптимальный вариант преподавания геометрии в подготовительных классах". Ом занялся исследованиями электричества. В основу своего электроизмерительного прибора Ом заложил конструкцию крутильных весов Кулона. Результаты своих исследований Ом оформил в виде статьи под названием "Предварительное сообщение о законе, по которому металлы проводят контактное электричество". Статья была опубликована в 1825 году в "Журнале физики и химии", издаваемом Швейггером. Однако выражение, найденное и опубликованное Омом, оказалось неверным, что стало одной из причин его длительного непризнания. Приняв все меры предосторожности, заранее устранив все предполагаемые источники ошибок, Ом приступил к новым измерениям.

Появляется в свет его знаменитая статья "Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество, вместе с наброском теории вольтаического аппарата и мультипликатора Швейггера", вышедшая в 1826 году в "Журнале физики и химии".

В мае 1827 года "Теоретические исследования электрических цепей" объемом в 245 страниц, в которых содержались теперь уже теоретические рассуждения Ома по электрическим цепям. В этой работе ученый предложил характеризовать электрические свойства проводника его сопротивлением и ввел этот термин в научный обиход. Ом нашел более простую формулу для закона участка электрической цепи, не содержащего ЭДС: "Величина тока в гальванической цепи прямо пропорциональна сумме всех напряжений и обратно пропорциональна сумме приведенных длин. При этом общая приведенная длина определяется как сумма всех отдельных приведенных длин для однородных участков, имеющих различную проводимость и различное поперечное сечение".

В 1829 году появляется его статья "Экспериментальное исследование работы электромагнитного мультипликатора", в которой были заложены основы теории электроизмерительных приборов. Здесь же Ом предложил единицу сопротивления, в качестве которой он выбрал сопротивление медной проволоки длиной 1 фут и поперечным сечением в 1 квадратную линию.

В 1830 году появляется новое исследование Ома "Попытка создания приближенной теории униполярной проводимости".

Только в 1841 году работа Ома была переведена на английский язык, в 1847 году - на итальянский, в 1860 году - на французский.

16 февраля 1833 года, через семь лет после выхода из печати статьи, в которой было опубликовано его открытие, Ому предложили место профессора физики во вновь организованной политехнической школе Нюрнберга. Ученый приступает к исследованиям в области акустики. Результаты своих акустических исследований Ом сформулировал в виде закона, получившего впоследствии название акустического закона Ома.

Раньше всех из зарубежных ученых закон Ома признали русские физики Ленц и Якоби. Они помогли и его международному признанию. При участии русских физиков, 5 мая 1842 года Лондонское Королевское общество наградило Ома золотой медалью и избрало своим членом.

В 1845 году его избирают действительным членом Баварской академии наук. В 1849 году ученого приглашают в Мюнхенский университет на должность экстраординарного профессора. В этом же году он назначается хранителем государственного собрания физико-математических приборов с одновременным чтением лекций по физике и математике. В 1852 году Ом получил должность ординарного профессора. Ом скончался 6 июля 1854 года. В 1881 году на электротехническом съезде в Париже ученые единогласно утвердили название единицы сопротивления - 1 Ом.

В общем случае зависимость между I и U нелинейна, однако на практике всегда можно в определенном интервале напряжений считать её линейной и применять закон Ома; для металлов и их сплавов этот интервал практически неограничен.

Закон Ома в форме (1) справедлив для участков цепи, не содержащих источ­ников ЭДС. При наличии таких источников (аккумуляторов, термопар, ге­нераторов и т. д.) закон Ома имеет вид:

где - ЭДС всех источников, вклю­чённых в рассматриваемый участок цепи. Для замкнутой цепи закон Ома при­нимает вид:

где - полное сопротивление цепи, равное сумме внешнего сопротив­ления r и внутреннего сопротивления источника ЭДС. Обобщением закона Ома на случай разветвлённой цепи является правило 2-е Кирхгофа.

Закон Ома можно записать в дифференциальной форме, связывающей в каждой точке проводника плотность тока j с полной напряжённостью электрического поля. Потенциальное. электрическое поле напряжённости Е, создаваемое в проводниках микроскопическими зарядами (электронами, ионами) самих проводников, не может поддерживать стационарное движение свободных зарядов (ток), т. к. работа этого поля на замкнутом пути равна нулю. Ток поддерживается неэлектростатическими силами различного происхождения (индукционного, химического, теплового и т.д.), которые действуют в источниках ЭДС и которые можно представить в виде некоторого эквивалентного непотенциального поля с напряженностью E СТ, называемого сторонним. Полная напряженность поля, действующего внутри проводника на заряды, в общем случае равна E+E СТ. Соответственно, дифференциальный закон Ома имеет вид:

где - его удельная электропроводность.

Закон Ома в комплексной форме справедлив также для синусоидальных квазистационарных токов:

где z - полное комплексное сопротивление: , r – активное сопротивление, а x - реактивное сопротивление цепи. При наличии индуктивности L и емкости С в цепи квазистационарного тока частоты

Существует несколько видов закона Ома.

Закон Ома для однородного участка цепи (не содержащего источника тока): сила тока в проводнике прямо про­порциональна приложенному напряжению и обратно про­порциональна сопротивлению проводника:

Закон Ома для замкнутой цепи: сила тока в замкнутой цепи равна отношению ЭДС источника тока к суммарному сопротивлению всей цепи:

где R - сопротивление внешней цепи, r – внутреннее сопротивление источника тока.

SHAPE * MERGEFORMAT

Закон Ома для неоднородного участка цепи (участка цепи с источником тока):

SHAPE * MERGEFORMAT

где - разность потенциалов на концах участка цепи, - ЭДС источника тока, входящего в участок.

Способность вещества проводить ток характеризуется его удельным сопротивлением либо проводимостью

где - удельное сопротивление при 0°С, t - температура по шкале Цельсия, а - коэффициент, численно равный примерно 1/273. Переходя к абсолютной температуре, получаем

При низких температурах наблюдаются отступления от этой закономерности. В большинстве случаев зависимость T следует кривой 1 на рисунке.

Величина остаточного сопротивления в сильной степени зависит от чистоты материала и наличия остаточных механических напряжений в образце. Поэтому после отжига заметно уменьшается. У абсолютно чистого металла с идеально правильной кристаллической решеткой при абсолютном нуле.

У большой группы металлов и сплавов при температуре порядка нескольких градусов Кельвина сопротивление скачком обращается в нуль (кривая 2 на рисунке). Впервые это явление, названное сверхпроводимостью, было обнаружено в 1911 г. Камерлинг - Оннесом для ртути. В дальнейшем сверхпроводимость была обнаружена у свинца, олова, цинка, алюминия и других металлов, а также у ряда сплавов. Для каждого сверхпроводника имеется своя критическая температура Т к, при которой он переходит в сверхпроводящее состояние. При действии на сверхпроводник магнитного поля сверхпроводящее состояние нарушается. Величина критического поля H K , разрушающего сверхпроводимость, равна нулю при Т = Т к и растет с понижением температуры.

Полное теоретическое объяснение сверхпроводимости было дано в 1958 г. советским физиком Н. Н. Боголюбовым и его сотрудниками.

Зависимость электрического сопротивления от температуры положена в основу термометров сопротивления. Такой термометр представляет собой металлическую (обычно платиновую) проволоку, намотанную на фарфоровый или слюдяной каркас. Проградуированный по постоянным температурным точкам термометр сопротивления позволяет измерять с точностью порядка нескольких сотых градуса как низкие, так и высокие температуры.


Список использованной литературы:

Прохоров А. М. Физический энциклопедический словарь, М., 1983

Дорфман Я. Г. Всемирная история физики. М., 1979
Ом Г. Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество. – В кн.: Классики физической науки. М., 1989

Роджерс Э. Физика для любознательных, т. 3. М., 1971
Орир Дж. Физика, т. 2. М., 1981
Джанколи Д. Физика, т. 2. М., 1989

Реферат Закон Ома. История открытия. Различные виды закона Ома. Содержание. 1. Общий вид закона Ома. 2. История открытия закона Ома, краткая биография ученого. 3. Виды законов Ома. Закон Ома устанавливает зависи­мост

Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Урайский политехнический колледж»

Материалы открытого
урока

преподавателя физики
Вакиловой
Риммы Риковны

Урай, 2016

Проект открытого урока по физике:
«Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи»
для студентов 1 курса колледжа
группа ТО-116

Пояснительная записка
Данный урок предназначен для обучающихся 1 курса колледжа, которые занимаются по учебнику Дмитриева В.Ф. «Физика для профессий и специальностей технического профиля»: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
На уроке применяются различные педагогические технологии: личностно-ориентированная технология, практико-ориентированная.
Методические приемы. Формирование и активизация отдельных мыслительных операций самоконтроля, самообучения, проблемных и поисковых ситуаций.
Метод обучения. Проблемный, поисковый, словесный, практический, наглядный.

Краткая характеристика группы:
Возраст 16-17 лет.
Возможности данной группы в целом удовлетворительные, в отдельности есть учащиеся, у которых высокая мотивация к изучению физики, есть учащиеся, имеющие знания по физике ниже среднего. При планировании этого урока учитывались следующие способности учащихся: у большинства обучаемых сформировано положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Активность, работоспособность группы в целом достаточная.

Тема урока: Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.
Тип урока: урок новых знаний.
Цель урока: ввести понятие электродвижущей силы источника тока, внутреннего сопротивления, закона Ома для полной цепи.
Задачи урока:
Образовательные:
добиться усвоения учащимися содержания закона Ома для полной цепи;
показать значимость темы для дальнейшего успешного обучения по выбранной специальности.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике;
Воспитательные:
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента.

Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, проектор, источник питания, вольтметр, амперметр, реостат, резистор, провода, ключ.
.
Материально- дидактическое оснащение урока: учебники, опорные конспекты, демонстрационные приборы, задания для самостоятельного решения.

Ключевые слова.
- Электродвижущая сила, источник тока, внутреннее сопротивление.

Технологическая карта урока
Общая часть

Дисциплина
Физика
Аудитория 40
1 пара
17.12.16г
1 курс, группа ТО-116

Тема урока
Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Планируемые образовательные результаты обучения

Предметные
Метапредметные
Личностные

Владение физическими понятиями:
источник тока
внутреннее сопротивление
использование физической терминологии,
символики; сформированность умения решать физические задачи по данной теме.
Использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации.

Умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Основные понятия, изучаемые на уроке
Источник тока, внутреннее сопротивление, электродвижущая сила, сторонние силы.

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация, интерактивная доска

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1этап Организационный
Приветствие, настрой на урок
Приветствие, показывают наличие рабочих тетрадей с выполненной домашней работой.

Мотивация к учебной
деятельности
Как закон Ома помогает в геологии (фрагмент учебного фильма).

Смотрят, слушают.

2 этап Сообщение темы и цели урока:
Сообщает тему и цели урока.
Записывают в рабочие тетради

Создание проблемной ситуации
Демонстрирует опыт.
Создает проблемную ситуацию.

Наблюдает за проведением опытов. Размышляет над решением проблемной ситуации.
Смотрят, слушают, сопоставляют, дают ответы.

3этап Объяснение нового материала с первичным усвоением знаний
1. Вводит основные понятия, объясняет, демонстрирует опыты.

1. Работают с учителем, воспринимают новый материал, отвечают на вопросы, осуществляют записи в тетради.
2. Решают задачи, сверяют с эталоном ответов, выставляют себе оценку (самоконтроль).

4 этап Разбор и выдача домашнего задания

Выдача и разбор домашнего задания
Записывают в тетрадь домашнее задание

5 этап Подведение итогов
Проводит фронтальный опрос.
Устно отвечают на вопросы учителя.

ПЛАН УРОКА


Этап урока
Приемы и методы
Время, мин

1
Организационный момент
Беседа. Словесный метод.
2 мин

2
Сообщение темы и цели урока (Целеполагание, мотивация)
Словесный метод.
Показ фрагмента фильма. Наглядный метод.
5 мин

3.
Актуализация знаний
Словесный метод.
5 мин

4
Изучение нового материала.
Демонстрация презентаций.
Объяснение.
20 мин

5
Первичное закрепление материала и обобщение знаний
Словесный метод. Демонстрационный эксперимент.
Решение задач.
10 мин

6
Домашнее задание.
Словесный метод
3 мин

ХОД УРОКА


этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1.
Организационный момент.
Приветствие обучающихся. Проверка присутствующих на уроке. Озвучивание темы урока (Предварительно написанные на доске число и тема занятия).
Дежурный отвечает на вопросы учителя.

2.
Сообщение темы и цели урока (целеполагание, мотивация). Преподаватель предлагает посмотреть фрагмент видеофильма, затем рассказывает, как используется закон Ома для участка цепи в геологии, эту дисциплину ребята будут изучать на 2 курсе. Итак, какую цель урока мы видим? Что мы должны узнать сегодня?
Выборочно проверяет решение домашних задач.
Отвечают на поставленные вопросы. (например что представляет собой закон Ома для участка цепи, от чего зависит сопротивление и т.д)
Самостоятельно формулируют цель урока.

3.
Актуализация знаний. Вопрос: ќ°перечислить условия существования электрического тока в цепи. Чем отличается участок электрической цепи от полной или замкнутой цепи? (наличием источника питания). Любой источник тока характеризуется ЭДС. Так на круглой батарейке написано 1.5 В. Демонстрируются различные виды источников тока.
Отвечают на вопрос. Записывают в тетрадях: ЭДС-электродвижущая сила.

4.
Изучение нового материала.
Обратите внимание у вас на столах лежат опорные конспекты. Там показан следующий рисунок: “Электродвижущая сила” и делает схематический чертеж на доске: Давайте рассмотрим 2 шарика, несущие заряды противоположных знаков, соединив их проводником. Что происходит?
Надолго? Т.е. заряды нейтрализуются и эл. ток исчезнет. Что дальше? Тока больше нет.
Т.е нужен источник тока. Каково же его назначение?
Анализ рис. 3

Рис 3
Любые силы, действующие на электрические заряженные частицы, за исключением сил электростатического происхождения (т.е. кулоновских) называются сторонними силами. Эти силы совершают работу против электрического поля, работу по разделению зарядов внутри источников тока. Сторонние силы не потенциальны. В гальванических элементах (Вольта) сторонние силы имеют химическую природу. В генераторах электростанций- сторонняя сила это сила, действующая со стороны магнитного поля на электроны движущиеся в проводниках. Действие сторонних сил характеризуется важной физической величиной, называемой сокращенно ЭДС:
E 13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Электродвижущей силой в замкнутом контуре представляет собой отношение работы сторонних сил при перемещении заряда вдоль контура к величине заряда. Так например, ЭДС гальванического элемента есть работа сторонних сил при перемещении единичного положительного заряда внутри элемента от одного полюса источника тока к другому. Таким образом, вы теперь знаете что такое ЭДС. Если на батарейке написано 1.5В, что это означает? (если на батарейке написано 1.5В, то это означает, что сторонние силы совершают работу 1.5 Дж при перемещении заряда в 1 Кл.)
2) Закон Ома для полной цепи. С помощью закона сохранения энергии и закона Джоуля-Ленца найдем выражение для силы тока в замкнутой цепи, содержащей ЭДС.

Рис4
Рассмотрим простейшую замкнутую цепь, состоящую из источника тока и резистора R. Источник тока имеет ЭДС E и сопротивление r. Сопротивление источника тока часто называют внутренним сопротивлением в отличие от внешнего сопротивления R цепи. В генераторе r- это сопротивление обмоток, а в гальваническом элементе – сопротивление раствора электролита и электродов.
Пусть за время 13 EMBED Equation.DSMT4 1415через поперечное сечение проводника пройдет электрический заряд q.
q=I 13 EMBED Equation.DSMT4 1415, тогда 13 EMBED Equation.DSMT4 1415 E I 13 EMBED Equation.DSMT4 1415
При совершении этой работы на внутреннем и внешнем участках цепи, сопротивления которых r и R, выделяется количество теплоты согласно закону Джоуля-Ленца, на следующем уроке мы будем с ним знакомиться:
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Согласно закону сохранения энергии
A=Q,
Приравнивая, выражения получим
E =I R+I r,
или
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Сила тока в полной цепи равна отношению ЭДС цепи к ее полному сопротивлению.
При коротком замыкании, когда 13 EMBED Equation.DSMT4 1415, сила тока в цепи определяется именно внутренним сопротивлением источника. Обычно r ~0.1-0,01Ом. Провода могут расплавиться, а сам источник тока может выйти из строя. Что используется для защиты? (предохранитель).
Если цепь содержит несколько последовательно соединенных элементов с ЭДС, то полная ЭДС цепи равна алгебраической сумме ЭДС отдельных элементов:
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Аналогично рассчитывается общее внутреннее сопротивление цепи:
13 EMBED Equation.DSMT4 1415

Физминутка упражнения для глаз (слайд презентация 11)

Слушают и смотрят, делают схематический чертеж электрической схемы, содержащей ЭДС

Записывают определение сторонних сил, формулу.

Записывают определение ЭДС, формулу

Ответы учащихся на вопросы учителя

Чертят схему.

Записывают вывод за преподавателем.

Записывают формулировку закона Ома для замкнутой цепи, содержащей ЭДС.

5.
Закрепление материала и обобщение знаний.
Выполняем эксперимент по определению ЭДС и внутреннего сопротивления, проводим математическую обработку результатов эксперимента.
Порядок выполнения работы:
1.Собрать эл. цепь.
2.Создать необходимые условия для проведения эксперимента, соблюдать правила по охране труда.
3.Проверить работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе.
4.Осуществить наблюдения и измерения в запланированной последовательности.
5.Записать и вычислить искомые величины.
Затем переходим к решению задач (приложение).
Итак, сегодня на уроке мы ввели понятие сторонних сил, ЭДС, вывели закон Ома для замкнутой цепи, внутреннего сопротивления источника тока, тока короткого замыкания.
На выполнение эксперимента выходит учащийся, остальные наблюдают.

Затем переходят к решению задач.

6.
Домашнее задание.
Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 218
Задачи №1,2, это на повторение № 5 на новую тему, выполняем как обычно в рабочих тетрадях.
Подведем итоги уроков:
Перечислите основные новые понятия и законы, о которых мы говорили на уроке.
Знания, приобретенные сегодня, в дальнейшем я смогу применить для
На следующем уроке знание законов Ома будем использовать при расчете электрических цепей.
Благодарю за сотрудничество.
Записывают домашнее задание в тетради

Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. М., 2014.

Интернет-ресурсы
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415