Перечитываем, размышляем. Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

>Сочинения по произведению Кладовая солнца

Упрямство Митраши

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» повествует об одном случае, приключившемся с главными героями во время похода в лес. Настя и Митраша рано осиротели. На момент описываемых автором событий ей было двенадцать, а ему - десять. Оставаясь за старшую, Настя возилась с братом как наседка, а иной раз и наставляла. Но Митраша был упрямым мальчиком, о чем мы узнаем из их лесных приключений. Упрямство не всегда доводит до хорошего. Об этом автор и хотел поведать читателям. Идея пойти в лес за клюквой у детей появилась неожиданно.

Обычно эту ягоду собирают по осени, но пролежав под снегом, она весной становится еще вкусней и полезней. Они вспомнили, что отец при жизни им рассказывал про какую-то широкую полянку у Слепой елани. Вот туда дети и отправились. Настя собрала корзиночку еды, Митраша взял ружье и компас, и пустились они в путь. По дороге, оказавшись у развилки, Митраша заупрямился. Ему казалось, что отец говорил идти на север по нехоженой тропе, а Насте казалось, что лучше выбрать проторенный путь, так как он безопаснее. Мальчика было не переубедить, поэтому они пошли по разным путям.

Как мы впоследствии узнаем, обе дороги были правильными, только та, что выбрал Митраша, была короче и опасней, а та, что выбрала Настя, вела в обход, но была более надежной. Митраша уже был совсем близко к елани, когда обнаружил, что идет он по зыбкому болоту. Трясина стала медленно затягивать мальчика, и он по пояс оказался в воде. Людей вокруг не было, поэтому все, что он мог сделать, это лечь грудью на ружье и застыть. Внезапно он услышал, как его кличет сестра, но когда он отвечал, ветер уносил его крик в другую сторону. Так он и утонул бы там, если бы верная собака лесничего.

Травка была умной и доброй охотничьей собакой. Вот уже два года она жила без хозяина. Антипыч умер, оставив ее одну в сторожке. От скуки она иногда завывала, а учуяв звуки зайца или запах еды, бежала в ту сторону. Так и на этот раз, почуяв еду из корзинки Насти, она побежала в сторону елани. Настя уже не находила себе места. Девочка была всерьез расстроена тем, что не может отыскать брата. Травка ее искренне жалела, но учуяв запах зайца, умчалась в сторону болота. Там она и нашла упрямого Митрашу. Мальчик ее ласково поманил и с помощью задних лап Травки, смог выбраться из трясины.

На этом приключения Митраши не закончились. Вдобавок ко всему, к нему стал подкрадываться самый страшный волк в округе, которого все звали Серым Помещиком. Спасло его отцовское ружье. Недолго мешкая, он выстрелил в упор в зверя. Вернувшись домой, он очень жалел, что ослушался сестру. С другой стороны, он был очень рад, что приобрел такого нового друга, как Травка. Собака в этом маленьком человеке увидела черты своего старого хозяина. Он был также добр и заботлив, как Антипыч. Поэтому с тех пор, она от детей никуда не уходила.

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду.

Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места.

С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку.

На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место.

В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала.

От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него.

На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину.

Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины.

Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь.

Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям.

На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу.

Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча.

Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем.

Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца.

Таково краткое содержание сказки-были.

Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания.

Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув.

Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией.

Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье.

В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца.

Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Один в поле не воин.
Гнев – плохой советчик.
Все хорошо, что хорошо кончается.

СОШ №21 с углубленным изучением немецкого языка

г. Сыктывкар, Республика Коми

Добро и зло в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» (групповая работа).

Цели: 1. Узнать, какие силы добра и зла представлены в произведении.

2. Выяснить, кто из героев может пойти по дороге добра и зла и почему.

3. Ответить на вопрос: «Чему научила сказка и в чем правда жизни?»

Эпиграф (закрыть)

Правда в вековечной суровой борьбе за любовь.

М. Пришвин.

На доске портрет писателя, рисунки детей.

1. Обратите внимание на подзаголовок, который дал Михаил Пришвин своему произведению.

· Осиротевшие дети;

· Спасение собакой мальчика в 1927 году.

3. Докажите, что это сказка.

· Изображен сказочный русский пейзаж;

· Природа живая (говор птиц, реальные и загадочные голоса леса, собака поступает, как человек);

· Есть добрые и злые силы природы;

5. Какие цели урока мы поставим?

6. Сегодня мы работаем по группам:

· Настя – Митраша

· Блудово болото

· Ель и сосна

· Травка - Волк

Получив вопросы (сейчас все они на столах) за 2-3 недели до урока, вы, ребята, разделились на группы (3-4 человека; выбрали ответственных в группах, они же и проконтролируют, и помогут, и оценят); собрали в одно высказывание индивидуальные домашние задания, которые распределили между собою.

Все учащиеся работали с произведением, кто-то со словарями, некоторые рисовали. А защищать работу будет тот, кому вы доверяете, он же и выставит вам оценку за собранный материал. Самого красноречивого, умеющего мыслить логически и делать правильные выводы, заслуженно оценят одноклассники.

Выслушав сообщение о героях произведения, можно задавать вопросы, делать дополнения. Будьте вежливы , учитесь слушать, уважайте мнение товарищей, соблюдайте дисциплину.

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Оценим рисунки).

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами из текста.)

НАСТЯ (похожа на мать) МИТРАША (похож на отца)

4. Дайте им характеристику (Какие они?)

Настя и Митраша хозяйственные, умненькие и дружные. Дети хранят жизненные ценности. Мы видим, что М. Пришвин особое внимание уделяет Митраше. А почему? Да потому, что он не по годам серьезен, ответственен, несмотря на то, что он на 2 года младше сестры. Иногда Митраша, как отец, наставляет Настю, проявляет задор хозяина.

Хорохориться – (разг.) Храбриться, задорно горячиться.

Строптивый – упрямый, любящий действовать наперекор кому-нибудь, непокорный.

5. Как дети собираются на болото?

НАСТЯ МИТРАША

6. Почему они чуть не погибли? Ведь они все делают, как родители?

Дети поспорили между собой, по какой тропе идти.

Настя МИТРАША

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились, стали одинокими?

· Дважды пренебрег криком вороны

· Лежачий камень – это тоже предупреждение

· Серый помещик завыл (не хотел бы видеть на своей территории человека).

· Травка завыла.

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери!)

11. Природа наказывает Митрашу: сбивает его с пути.

В чем ошибка Митраши, какой жизненный опыт он нарушил? (Пошел по слабенькой, чуть заметной тропе.)

12. Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

Перед Митрашей вопрос жизни и смерти, поэтому мальчик притворяется добрым, хитрит, чтобы подозвать собаку. Митраша предугадывает цепочку событий, так как он разумный человек. Митраша идет по дороге добра?

Вывод: У детей есть право выбора, потому что они люди: пойти вместе в согласии и ладу или порознь – по дороге зла.

2 группа (Блудово болото)

1. От каких слов произошло название болота?

Блудить – заблудившись, блуждать.

Блуждать – бродить в поисках дороги.

2. Как вы понимаете название БЛУДОВО БОЛОТО? Какой смысл в это название вкладывает автор?

Елань – топкое место в болоте, все равно, что прорубь на льду.

С одной стороны

С другой стороны


3 группа (Ель и сосна)

2. С какой целью писатель помещает их под Лежачий камень? Что символизирует Лежачий камень? (Движения вперед нет.)

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов в виде живых существ, способных, действовать, мыслить, чувствовать.

6. В споре борются две силы. Какие силы представляют деревья?


4 группа (Травка – Волк)

Травка

Затравка – 1. (устар.) Запал, средство для воспламенения заряда. 2. (перен.) То, что кладет начало чему-нибудь, возбуждает интерес.

2. Каким чувством обладает собака? В чем это выражается?

· Любит, переживает

· Думает об Антипыче

· Спасает Митрашу

3. Как Травка представляет людей, каково ее отношение к таким людям?

6. Почему Травка спасла Митрашу? Травка обладает сказочной силой любви. И, хотя она одинокая, вспоминая доброго Антипыча, спасает Митрашу, почувствовав в нем доброго человека. Обсуждаем рисунки.

Помещик – землевладелец.

Серый – 1.Цвета пепла, дыма. 2. перен. Посредственный, ничем не замечательный. 3. Малокультурный, необразованный (разг.).

2. Для кого живет Волк?

4. Какова его участь? Почему?


Вывод по уроку.

Итак, мы выяснили, что в этой сказке к злу можно отнести ссору, борьбу за существование за счет кого-то другого, злобное одиночество. А к добру – любовь.

В природе все в равновесии: здесь есть и добрые и злые силы. А какую дорогу выберет человек – зависит от него. В начале сказки дети дружные, все их любят, но потом они ссорятся и попадают в беду. Своей сказочной силою любви их спасает Травка. Теперь мы можем сказать словами М. Пришвина и Антипыча: «Правда жизни в вековечной борьбе за любовь». Писатель учит нас проникнуться любовью ко всему живому.

Сказка для М. Пришвина была не выдумка: он видел в человеческой жизни и в природе такое сказочно-прекрасное, что люди часто не замечают или не верят и презрительно говорят: «Сказка!» Писатель всеми силами души стремился найти добрую сказку в нашей настоящей, нелегкой жизни и показать ее нам.

Итоговая схема


Чему же нас учит сказка?

· Не относиться к природе легкомысленно.

· Понимать и любить природу.

· Побеждать в себе упрямство.

· Любить и уважать друг друга.

Итоги урока. Оценки, выставленные экспертной группой, комментарий учителя.

Д. З. Написать сочинение «Что я открыл(а) для себя в сказке «Кладовая солнца»?

Индивидуальные задания по группам; получили за 2-3 недели до защиты (прописана технология того, что делают учащиеся).

1группа (Настя и Митраша)

1. Рассказать о детях (Кто они, где и как живут?) Как вы их себе представляете? (Нарисуйте).

2. Почему сельчане любят и жалеют их?

3. На кого похожи дети? (Докажите примерами)

6. Почему они чуть не погибли?

7. К каким персонажам сказки можно отнести Настю и Митрашу, когда они разъединились?

8. Как природа предупреждает их об опасности?

9. Какой закон природы нарушила Настя. (Лишнего у природы не бери.)

10. Когда она вспоминает о брате?

11.В чем ошибка Митраши? Какой жизненный опыт он нарушил?

Почему Митраша во время спасения притворяется? Дайте ему характеристику.

12. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

2 группа (Блудово болото)

1.От каких слов произошло название болота?

Блудить –

Блуждать -

2. Как вы понимаете название Блудова болота? Какой смысл в это название вкладывает автор?

3. Почему же туда ходят люди, если там можно заблудиться?

4. Какая опасность подстерегает людей на болоте?

Слепая елань -

5. Какое значение имеет Блудово болото в произведении? А как сам автор называет его?

С одной стороны

С другой стороны

6. Нарисуйте план Блудова болота.

7. Какие силы олицетворяет Блудово болото? Добро – зло?

8. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

3 группа (Ель и сосна)

1. Почему деревья оказались вместе?

2. С какой целью писатель помещает их под лежачий камень? Что символизирует лежачий камень?

4. Какой прием использует М. Пришвин, изображая деревья?

Олицетворение -

6. Какие силы представляют деревья? Добро – зло? 7. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

4 группа (Травка)

1. Кто такая Травка? Какая у нее другая кличка?

Затравка –

2. Каким чувством обладала собака? В чем это выражалось?

3. Как Травка представляла людей, каково ее отношение к таким людям?

4. Какой она почувствовала себя после смерти хозяина?

5. На каких героев сказки стала походить собака?

6. Почему Травка спасла Митрашу?

7. К каким силам добра или зла относится Травка?

Помещик –

2. Для кого живет Волк?

3. Почему Волк дикий и одинокий?

4. Какова его участь? Почему?

5. Какую силу олицетворяет Волк?

6. Задание для всех учащихся: найдите слова автора, выражающие основную мысль сказки.

1.Что реальное (быль), а что волшебное (сказка) в повести «Кладовая солнца»? Как сочетаются быль и сказка? Какие герои ска-зочные, какие - реальные? Только ли дети - герои этой сказки-были? Кто ещё?

В сказке реальность тесно переплетена с былью. Так автор рассказывает историю детей-сирот, которые отправились в лес за клюквой. А вот в лесу и начинаются сказочные события. Дети попадают в огромную сказочную страну, где каждый кустик, каждая птица обладает способностью говорить и мыслить. Реальные герои – дети, старик Антипыч, рассказчик, жители деревни. Сказочные - жители леса, деревья, птицы.

Герои сказки-были не только дети, способностью мыслить обладает собака Травка, волк Старый помещик, ель, сосна, лось, тетерев.

2.История Насти и Митраши. Что рассказчику нравится в детях? Чем Митраша отличается от Насти в поведении? Откуда Митраша знает голоса ночного леса?

Отец Насти и Митраши погиб на войне, мама умерла. Они остались одни и сами вели хозяйство, им помогали соседи и добрые люди. Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.

Митраша более горячий, вспыльчивый, упрямый. Настя более мудрая, рассудительная, уступчивая.

3.История с компасом. Почему Настя оказалась права, выбрав окольную, торную тропинку? Почему Митраша настаивает на своём, решая идти на север?

Настя выбирала большую тропу, так как интуиция и опыт подсказывали ей, что нужно идти по более вытоптанной тропе, ведь здесь люди ходят и в болото не попадешь, ягоды найдёшь. Митраша вверился стрелке компаса, шел на север, но выбрал слабенькую тропу, так как считал, что именно там находится палестинка с ягодами. Они спорят с сестрой и расходятся по разным тропинкам. Митраша попадает в топь.

4.Как ведут себя дети в трудных обстоятельствах? Почему Настя найдя палестинку, забыла обо всём, даже о себе? Как ведёт себя Митраша, попав в елань? Где он совершил ошибку? Какую? Что его спасло? Как вы думаете, чудо это, сказка и реальность?

Дети стараются преодолеть трудности, до конца борются за свою жизнь. Настя, найдя палестинку, стала жадно собирать ягоды, возможно она потеряла голову от изобилия ягод, исполнилось ее желание, она оказалась права, выбрав дорогу к палестинке. Она видела перед собой цель и забыла обо всем на свете, собирая ягоды. Митраша, попав в елань, он не пошел по тропе, а решил напрямую пересечь ближнюю чистую полянку и попал в ловушку, прямо в топь. Мальчик старается спастись и сделать все возможное для того, чтобы вырваться из болота. Его спасло собака Травка, которая почуяла человека и признала в нем своего будущего хозяина. Это действительно чудо, но в реальности все могло закончиться гораздо печальнее.

5.Какой изображена природа? Чем она замечательна? Одухотворённая природа, чувствующая, понимающая, - это реальность или сказка, как по-вашему? Может, это преувеличение - разговоры птиц, деревьев, мысли Травки? Какими качествами должен был обладать автор, чтобы это всё почувствовать, понять и передать читателю?

В сказке автор изображает природу, как чувствующий, думающий, сопереживающий организм. Здесь каждая травинка, дерево, животное думает, размышляет, разговаривает на своем языке, который можно понять, если хорошо прислушаться. Одухотворенная природа, понимающая и чувствующая, это может быть реальностью, если изменить своё отношение к природе из потребительского, на уважительное, любить ее, учиться понимать ее язык.

Как в любой сказке, здесь есть своеобразное преувеличение, однако все зависит от человека, и его отношения к природе.

6.История Травки. Что удивительного в этой собаке вы заметили?! Как надо понимать её любовь к Антипычу? Какую правду, о чём ей перешепнул Антипыч? Что значат слова правда вековой суровой борьбы людей за любовь?

Травка – это охотничья собака породы рыжий сеттер. Хозяин У Травки был хозяин – Антипыч. Сначала он назвал собаку Затравкой как настоящую гончую собаку, но потом её имя стало Травкой. Это удивительная собака, верная, преданная, понимающая. Ее любовь к Антипычу – любовь настоящего верного друга. Антипыч говорил, что надо жить по правде. А правда заключалась в том, что собака и ее хозяин. Жили друг для друга. Жить в дружбе, заботясь о других- это есть правда Антипыча и собаки Травки.

«Правда вековой суровой борьбы за любовь» - Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть суровая правда жизни – вековая борьба людей за любовь. Испытание, которое прошли ребята, научило их ценить теплоту человеческих отношений. Они поняли, что самое главное в жизни – любовь и забота о близком человеке (правда старика Антипыча, которую он “перешепнул” своей собаке, – “правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”

7.Как вы думаете, в чём мудрость старого лесника? Почему он ничего не говорит людям напрямую, а всё иносказанием: «В чём правда?», «Перешепну Травке» и т. п.? Как он понимает связь человека и природы? (Мудрость добывается тяжёлым трудом, трудным опытом, который каждый человек должен приобрести сам. В готовом виде, в виде окончательных выводов, эта мудрость не может быть усвоена. Она накапливалась тысячелетиями, к ней надо прислушиваться, но осваивать её приходится каждому самостоятельно.)

Старый охотник Антипыч жил в сторожке в ветхом домике, который был много старше своего хозяина, держался на подпорках. К Антипычу захаживали охотники. Он всегда мог дать совет. Он много испытал в жизни, но остался бескорыстным человеком. Это дедушка лет 80 - 100. У него не было хозяйства, только собака Травка. Сначала он звал ее Затравка, т. к. брал ее травить (гонять) зайцев, а потом произношение клички изменилось и стало слышаться даже красивее - Травка.

Пришвин написал, что Антипыч умер, но рассказывает о нем, как о живом. Кажется, Антипыч жил и будет жить вечно. Казалось, он никогда не умрет, даже забываешь, что он умер. К нему постоянно приходили за советом (сначала приходили на самом деле, потом пытались представить, что бы он сказал, что посоветовал) .

Антипыч очень много знает, многое испытал. Говорит пословицами и поговорками, а еще загадками. Не знавши броду, не лезьте в воду, Кто смел, тот два съел. Внешне это неброский, негероичный человек, но с душой труженика. У него большой опыт, и он делится им. Вот почему только через много лет собеседники понимают загадки Антипыча, т. к. то, что не испытанно, то и не понятно.

Антипыч - хранитель правды, тайны. Добрый, мудрый, память о котором так и осталась и помогает жить, помогает живым. Как солнце бескорыстно отдает тепло всему живому, так Антипыч дарил добро лесу, людям, Травке. Антипыч жил в гармонии с природой, понимал ее, умел с ней общаться, берег ее, дорожил ею, нашел в ней правду, призывал искать ее каждого человека.

Кладовая Солнце 1.Расскажите о судьбе Митраши и Насти.Чем стала для них война? 2.Почему мы можем утверждать что дети не остались без защитными перед

лицом судьбы?Какую роль в их жизни играют односельчане? 3.Какие деталями Пришвин подчеркивает силу характера детей,умение жить в новых и тяжелых условиях? Это очень важный вопрос,над которым вам предстоит задуматься,поэтому осудите его подробно,в деталях,найдите те места,которые свидетельствуют о хозяйственной жилке и Митраши,и Насти. 4.Какой конфликт возникает между Митрашей и Настей еще по дороге на Блудово болото? 5.Блутово болото встречается детей неприветливо,оно пугает их,предупреждает:здесь опасно!

Генрих Сапгир. "рукопись". полгаясь на эти вопросы надо написать сочинение. 1. определите тему стихотворения. 2.каково пространство

стихотворения?какие слова на это указывают?

3. подумайте к кому(чему) относится "я" в стихотворении?

4. как движется в стихотворении время?

5.какие жанровые особенности текста вы видите?

6.как художественные приемы могут быть связаны с темой и идеей теста?

Напишите о герое по след. примерному плану: а) Почему мальчик оказался в райцентре? б) Как он чувствовал себя на новом месте? в) Почему он не убежал в

деревню? г) Какие отношения сложились у него с товарищами? д) Почему он ввязался в игру на деньги? е) Как характеризуют его отношения с учительницей?

Как реагировала Маша на письмо Гринева-старшего,запрещающего сыну жениться? Почему она решила покариться судьбе? А как реагировал на письмо Петр

Гринев? Как его это характирезует?

з.ы. Капитанская дочка

РАССКАЗ БЕДА Какой он, герой рассказа? Что за человек? -Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села? -Как вы охарактеризуете

действия героя на базаре? Почему он себя так вёл? -Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой? -Что же с ним произошло и почему? - Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя? -А что в тексте указывает на глубину его переживаний? -Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы? -Кто виноват в том, что всё так печально закончилось? -Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику? -Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа? -Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему? -Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?