Опыт работы по логопедии. Логопедические советы учителям младших классов. Во дворе у меня живет дружная семья

1.Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Кирдянкиной Е.Ф..

Тема : «Эффективность применения информационных технологий на логопедических занятиях".

1.Актуальность проблемы.

Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.

Я работаю учителем-логопедом в коррекционной школе. В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием активно использую ИКТ. В 2013 году кабинет логопеда был оснащён ноутбуком.

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта) .

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.

Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта имеет преимущества, которые позволяют:

Максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;

Осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;

Предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;

Усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;

Предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.

Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

3.Наличие теоретической базы.

Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда - обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.

Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.

Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Логоработа с применением компьютера осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.

4.Ведущая педагогическая идея.

Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Индивидуальная работа с логопатами; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.

Ставлю своей главной целью -коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В. Г. Петрова). Поэтому обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям данной категории, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности.

Эффективные средства решения этих задач - это использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических,обучающих и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать информационные компьютерные технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.

6.Результативность опыта.

За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:

Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы

№ п/п Наименование программы

5 Обучение грамоте.

6 Учимся писать буквы.

7 Знакомимся с буками.

8 Учим буквы.

9 Весёлые игры для развития речи и слуха.

10 Учимся говорить правильно 1.

11 Учимся говорить правильно 2.

12 Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет.

13 Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет.

14 Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет.

15 Лучшая азбука в стране букв.

Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.

Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.

7.Анализ результативности.

Годовой отчет работ учителя-логопеда Кирдянкиной Е.Ф.(14ч.) за 2014-2015 учебный год

Коррекционная работа велась в соответствии с годовым планом, в котором были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;

Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);

Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;

Комплексное развитие речи учащихся, направленное на:

Формирование правильного звукопроизношения;

Обогащение и развитие словаря;

Развитие грамматического строя речи;

Формирование связной речи учащихся.

Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида».

Коррекционно-логопедическая работа велась по следующим направлениям деятельности:

1. Диагностико - аналитическая деятельность.

2. Коррекционно-развивающая деятельность.

3. Консультативно-методическая деятельность.

4. Методическая работа. Повышение профессиональной компетенции.

5. Работа по оснащению логопедического кабинета.

    Диагностико - аналитическая деятельность.

1. Первичное обследование детей.

С целью эффективного коррекционного обучения в начале учебного года с 1 по 19 сентября была проведена тщательная всесторонняя диагностика, задача которой была выявить характер речевого нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления.

На начало учебного года были обследованы все учащиеся с 1 по 7 класс(56 ч.).

2. Комплектование групп и составление расписания.

По окончанию логопедического обследования через ПМПк был утвержден список обучащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении на 2014/2015 учебный год.

16 учащихся, зачисленные на логопедические занятия, занимались в течение учебного года по индивидуальным программам речевого развития. У всех учащихся, по данным ПМПК, системное нарушение речи тяжелой и средней степени тяжести при интеллектуальной недостаточности.

С целью уточнения этиологии и характера речевых нарушений, осуществлено знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.

По окончании обследования были составлены:

Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;

Индивидуальные программы;

Расписание индивидуальных занятий на 2014-2015 учебный год (расписание занятий составлялось с учётом классного расписания уроков и утверждено директором школы);

Перспективный план работы (для индивидуальных занятий);

Заведены и заполнены речевые карты.

3. Повторное обследование устной и письменной речи.

В конце учебного года с 1-15 мая было проведено логопедическое обследование с целью выявления улучшений в устной и письменной речи учащихся, занимающихся с логопедом. Заполнены речевые карты.

    Коррекционно-развивающая деятельность.

Проведение индивидуальных логопедических занятий по звукопроизношению с учащимися. Согласно составленному расписанию два раза в неделю проводились индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.

III . Консультативно-методическая деятельность.

    С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 2, 3, 4 классах.

    Принимала участие в работе районного и школьного ПМПк.

    Регулярно информировала учителей о продвижении учащихся в логопедических занятиях.

    Принимала участие в работе школьного МО начальных классов.

    Участвовала в работе районного МО учителей-логопедов и профессиональных конкурсах г.Инсара.

IV . Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

1. Приобретена методическая литература.

2. Приобретена художественная литература для чтения.

3. Пополнился наглядный раздаточный материал на автоматизацию звуков С, Л, Р, Ш, Ж, 4.Систематизирован наглядный и дидактический материал по логопедической коррекции.

5. Обновлены слоговые таблицы.

6.Систематизирован иллюстрированный и раздаточный материал для фронтальных занятий по темам «Времена года», «Дикие животные», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию речи (презентации).

Своевременно были оформлены следующие документы:

    Годовой план коррекционно-методической работы.

    Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».

    Индивидуальные программы на каждого учащегося.

    Речевые карты на каждого учащегося.

    Индивидуальные планы речевой коррекции.

    Поурочные планы работы.

    Расписание логопедических занятий.

    Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся.

V. ПМПк.

    Принимала участие в работе ПМПк.

    Обследовала учащихся для школьного ПМПк.

    Предоставляла логопедические представления, логопедические заключения и рекомендации.

    Принимала участие в разработке индивидуальных программ.

    Отслеживала динамику речевого развития учащихся.

    Готовила необходимую документацию к заседаниям ПМПк.

    Участвовала в работе ПМПК Инсарского муниципального района в качестве дефектолога.

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на учебный год выполнен.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.

Представление собственного иновационного педагогического опыта опубликовано

на сайте

Опыт работы учителем - логопедом показал, что при коррекции дефектов устной и письменной речи недостаточно одних логопедических приемов, необходимо комплексное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность ребенка.

Я работаю над проблемой: «Комплексное коррекционное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность в сопровождении музыки и цветовой гаммы».

Частью этого комплекса должны быть упражнения, которые позволяют успокоить детей после рабочего дня, снять с них чрезмерное двигательное беспокойство, мышечное и эмоциональное напряжение и это для того, чтобы ребенок смог плодотворно работать с логопедом.

Почему расслабление так необходимо при коррекции речи?

Известно, что дети говорят свободно, когда они спокойны. И это надо объяснить детям, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены и мы можем свободно выполнить любое речевое упражнение. Во время работы с детьми видны, трудности у тех детей, которые не умеют расслабляться, чувствовать себя уверенно и спокойно. И моя задача - научить детей расслабляться и постоянно напоминать им, как приятно состояние спокойствия. Можно сравнить расслабленное тело с мячом, из которого вышел воздух.

Такие упражнения увлекают детей, они дают возможность воздействовать на волю и сознание детей только словом. Когда в момент релаксации, у учащихся глаза закрыты, возникает отключенность от окружающих проблем.

Использую «Позу покоя» - сидим на стульях, спина касается спинки стула, ладони лежат на коленях, глаза закрыты. Здесь, на этом этапе работы использую классическую музыку, которая благотворно влияет на все органы человека (музыка П.И. Чайковского - «Времена года»).

Это упражнение называется «Станция отдыха». Вот такое упражнение:

1. «Волшебный сон».
- Наши руки отдыхают, ноги то же отдыхают
Отдыхают, засыпают, засыпают…
Напряженье улетело и расслаблено все тело,
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно и нам спокойно.
Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.

2. «Лесная полянка». Отдыхают наши ножки, руки, спинка расслаблена, голова немного наклонена вперед.

Мы лежим на зеленой полянке, трава мягкая, как пух. Нам приятно, уютно, тепло. Солнышко своими длинными пальцами поглаживает наши руки, ноги, волосы. Дышим ровно и спокойно носом. А на веточке дерева поет для нас песенку соловей. Нам уютно, тепло. Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Вдох - носом, выдох - носом.

Дети должны знать, что мышечное расслабление и спокойствие - это необходимое условие для коррекции речи. Перед работой я говорю: «Мы спокойны всегда», «Успокойся, расслабься». « Мы умеем и все сможем сделать». Эти упражнения мы с детьми выполняем в начале занятия, я детям называю станцию отдыха, а они сами придумывают продолжение.

Работая над проблемой комплексного коррекционного воздействия, огромное внимание уделяю развитию мелкой моторики, которая взаимосвязана и взаимозависима от речевого развития.

На занятиях использую комплекс японской пальчиковой гимнастики, сюда входит работа с пластилином, аппликации, штриховка, раскрашивание готовых картинок, волшебные палочки, шитье, а также использую в работе массаж мелкой моторики « Поможем себе». Во время массажа и пальчиковой гимнастики, упражнений для снятия напряжения с органов зрения звучит классическая спокойная музыка, в начале занятия и во время физминутки можно послушать веселую, динамичную музыку, которая позволит снять усталость, поднимет общий жизненный тонус ребят, позволит активизировать умственные способности детей. Такое целенаправленное использование музыки позволит повысить эффективность логопедических занятий. А также в конце занятий звучит веселая детская песенка, которая помогает и дает уверенность детям.



На занятии использую китайскую звукотерапию. Она не только развивает фонематический слух, но и звукопроизношение, артикуляционную моторику, развивает психические функции детей, оздоравливает все внутренние органы и активизируют деятельность головного мозга, повышает иммунитет ребят. Так по данным российских ученых у школьников в течение 11 лет учебы обостряются хронические заболевания, мы просто обязаны разными способами уменьшить процент заболеваний.

Индийские и китайские, русские ученые считают, что «пение» гласных способствует в профилактике болезней, например:

«У»- способствует вентиляции легких, « М- ПОМ»- снижает болевые спазмы, оказывает положительный эффект на сосуды головного мозга. И еще очень важное упражнение, которое повышает иммунитет - сложить большой и указательный пальцы в колечко и с усилением нажать на подушки пальцев рук. Так делать со всеми пальцами, слушая при этом спокойную музыку.

При изучении согласных мягких и твердых, на этом этапе целесообразно использовать цветовую гамму, с ее помощью можно изучит основные цвета, произвести звуко- буквенный анализ слов, так как у младших школьников преобладает наглядно - образное мышление.

Цветовая гамма на занятиях подбирается с опорой на психофизическое состояние каждого ученика. Зеленый -успокаивает нервную систему, желтый - стимулирует деятельность головного мозга. Кладу на стол ребенку определенный цветной листочек.

На протяжении нескольких лет я использую на занятиях комплексно упражнения для развития мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, дыхательные упражнения, на развития психических функций, музыку, цветовую гамму на групповых и индивидуальных занятиях и весь этот комплекс помогает детям и мне, работая с ними.

Чтобы работать продуктивно и видеть результаты труда, я считаю нужно все время совершенствовать свои знания. И в этом мне помогает сотрудничество с коллегами - логопедами дошкольных и школьных учреждений, с учителями младших классов, с воспитателями, родителями. Это постоянная работа с методической литературой, курсы повышения квалификации, работа с компьютером, выход в Интернет, где можно найти интересные наработки, новое в логопедии. И мне вспоминается восточная мудрость, которая гласит так: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». И поэтому только постоянное движение вперед к самосовершенствованию и саморазвитию даст положительные результаты.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Данный материал будет интересен молодым, начинающим логопедам ДОУ. Информация о том, что важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы,которая направленна на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы учителя-логопеда в условиях логопункта.

Никешина М.А учитель-логопед МКДОУ «Детский сад №17 с.Сновицы

Суздальского района

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе детского сада функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопедический пункт

Работает в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  1. Законом РФ от 10.07.1992 №3266 – I “Об образовании”;
  2. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением правительства РФ от 12.09.08г. №666);
  3. Инструктивным письмом Минобразования РФ “Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения” от 14.12.00 г. № 2;
  4. Инструктивным письмом Минобразования РФ от 18.07.79г. №345-М “Положение о логопедических пунктах при общеобразовательных школах”;
  5. Письмом Минобразования РФ “О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения от 27.03.00 №27/906-6;
  6. Рекомендациями Департамента науки и образования Самарской области №239 от 08.12.03г. по выбору и использованию образовательных программ и ведению документации;
  7. Положение о логопедическом пункте ДОУ;
  8. тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда, изложенной в приказе МО РФ № 463/1268 от 31.12.95 г. “Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования”;
  9. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях”.

Основными задачами логопедического пункта МКДОУ являются:

  1. своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  2. определение их уровня и характера;
  3. устранение несложных нарушений речи;
  4. направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ПМПК, для определения адекватной формы и программы обучения;
  5. профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;
  6. консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МКДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников МКДОУ.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

  1. организационная;
  2. диагностическая;
  3. коррекционная;
  4. профилактическая;
  5. научно-методическая;
  6. взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОУ. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.

К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали детский сад в связи с болезнью).

Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.

Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ, по итогам обследования которого принимает решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

  1. речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;
  2. речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОУ и имеющие:

  1. фонетическое недоразвитие;
  2. фонетико-фонематическое недоразвитие;
  3. нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПК с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОУ компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест, при этом логопедические занятия посещают единовременно не более 25 детей.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Развитие фонематического восприятия

Коррекция звукопроизношения

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Пополнение словаря

Совершенствование грамматического строя

Совершенствование связной речи

Развитие фонематического восприятия

Совершенствование слоговой структуры слов

Коррекция звукопроизношения

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речии нерезко выраженном общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

I. Подготовительный;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

Выработку четких координированных движений органов артикуляционногоаппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация:

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и нерезко выраженном общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;

4) составление условно-графических схем.

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи по мимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

Пополнение словаря:

  1. номинативный словарь;
  2. предикативный словарь;
  3. словарь признаков;
  4. числительные и местоимения;
  5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя:

  1. словоизменение;
  2. согласование.

Совершенствование связной речи:

  1. пересказ;
  2. рассказ по серии сюжетных картин;
  3. рассказ по сюжетной картине.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.

Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение,

которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей.

Всё пространство разделено на четыре зоны:

1.Пространственно-организующим элементом первой служит – настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации, правильно определена высота над полом, продумано освещение для дневных и вечерних занятий, подобраны соответствующие стол и стулья. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.

2.Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми и её элементами являются соответствующие росту детей столы и стулья, настенная доска, фланелеграф. В необходимом количестве имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы.

В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:

- для формирования фонематического восприятия и навыков звукового

анализа :

звуковые линейки, фишки, “Логопедическое лото”, “Звуковые часы”, “Услыш-ка”, “Волшебные узоры”.

- для формирования правильного звукопроизношения:

“Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Гусеница”, “Собираем чемоданы”.

Для развития мелкой моторики :

“Волшебные верёвочки”, “Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Украсим Ёлку”, “Сапожок”.

3.В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования, песочные часы, секундомер. Наглядно-дидактические пособия красочно оформлены, полифункциональны.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использует вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье.

Использование наглядных средств и ТСО помогают учителю-логопеду решать

самые разнообразные задачи:

Сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

Активизация словаря детей,

Развитие воображения,

Формирование познавательных процессов,

Умение творчески перерабатывать информацию.

Занятия с применением ТСО планируются таким образом, что применение

технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные

особенности детей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация

о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются соответствующие рекомендации.

В течение года проводится научно-методическая работа : посещение семинаров и методических объединений, организуемых ВИПКРО и методическим кабинетом Управления образования Суздальского района..

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса : воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом - очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.