Как расцвели подснежники под Новый год во время Великой Отечественной войны или не сказочная история сказки «Двенадцать месяцев»
«Двенадцать месяцев» Самуила Маршака - одна из самых волшебных новогодних сказок, которую все помнят с самого детства. Многие даже не подозревают о том, что она появилась в разгар Великой Отечественной войны, когда Маршак уже не писал для детей и публиковал военные очерки и антифашистские эпиграммы.
Но однажды он получил письмо, которое заставило его изменить мнение о том, что действительно важно и нужно читателям в военное время.
В начале 1943 г. в газете «Литература и искусство» писатель опубликовал ответ на это письмо: «Мой шестилетний корреспондент спрашивает меня, почему я, которого дети считают своим собственным писателем, изменил им, и в последний год писал только для больших. …Я по-прежнему верен детям, для которых всю жизнь писал сказки, песни, смешные книжки. По-прежнему я очень много думаю о них. Думать о детях - это значит думать о будущем. И вот, думая о будущем, я не могу не отдавать себя целиком простой и скромной службе писателя военного времени».
С. Маршак выступает перед танкистами при вручении им танка
*Беспощадный*, построенного на средства поэтов и художников, 1942
Во время войны Маршак занимался тем, что считал действительно важным на то время: писал для газеты «На страже Родины», публиковал стихи в «Правде», создавал антифашистские плакаты, содействовал сбору средств в Фонд обороны .
Тем не менее, наивный детский вопрос заставил писателя вернуться к сказкам даже в таких несказочных условиях жизни: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве - в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». …Мне казалось, что в суровые времена дети - да, пожалуй, и взрослые - нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке…».
С. Маршак и М. Куприянов во время работы Кукрыниксов над панно на тему произведений писателя, 1964
В основу сюжета легла словацкая сказка Божены Немцовой, хотя Маршак утверждал, что с первоисточником познакомился гораздо позже, а на тот момент слышал лишь чешскую или богемскую легенду о двенадцати месяцах в устном пересказе.
Кроме пьесы, писатель создал и прозаическую версию услышанной легенды и опубликовал с подзаголовком «Славянская сказка». В оригинале не было королевы и ее учителя-профессора - только мачеха, ее дочь и падчерица.
С. Маршак за работой, 1947
Слева - В. Лебедев. Обложка издания 1948 г. Справа - В. Алфеевский. Издание 1957 г.
Свой замысел Маршак объяснял так: «Сейчас о труде пишут немало, но несколько однообразно и подчас назидательно. А между тем о труде можно и должно говорить совершенно по-разному. Я долго думал над финалом. Нельзя же было оставить падчерицу в царстве месяцев и выдать ее замуж за Апреля-месяца. Я решил вернуть ее домой - из сказки в реальную жизнь - с тем, чтобы все месяцы гостили у нее по очереди и приносили ей в подарок то, чем каждый из них богат. …Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
Обложка издания сказки Маршака
Кадры из японского мультфильма *12 месяцев*, 1980
«Драматическая сказка», как назвал ее Маршак, была написана для постановки во МХАТе , но во время войны это было невозможно. Только в 1947 г. состоялась премьера спектакля в Московском театре юного зрителя, а в 1948 г. - и во МХАТе.
И печатная версия, и спектакль имели большую популярность, и в 1956 г. по сказке сняли мультфильм .
В 1980 г. японцы совместно с «Союзмультфильмом» выпустили «Двенадцать
месяцев» в жанре «анимэ» .
А самой известной экранизацией стал фильм А. Граника, вышедший на экраны в 1972 г.
Кадр из мультфильма *Двенадцать месяцев*, 1956
Интересно то, что актеры в реальной жизни воплотили то, что осталось неосуществленным замыслом Маршака в сказке: актриса, исполнившая роль Падчерицы (Н. Попова) вышла замуж за актера, который в фильме был Апрелем (А. Быков).
А вот в Лиану Жванию, блестяще воплотившую образ Королевы, как говорят, был влюблен сын писателя - Иммануэль Маршак.
Крутяк! 5
Имя Самуила Яковлевича Маршака известно всем. С его творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве. Совсем маленькими мы слушали стихи «Мяч», «Детки в клетке», «Усатый полосатый». По признанию самого писателя, когда он был ребенком, у него не было детских книг и ему приходилось читать книги для взрослых. Возможно поэтому, когда Самуил Яковлевич стал писателем, он большое внимание уделял детской литературе. Все мы знаем стихи Маршака, они веселые, интересные, легко запоминаются. Есть в его творчестве и сказки. Читая их, мы видим, что за основу автор взял народное творчество. Но сюжет известных всем нам сказок изменен и дополнен новыми героями и событиями.
Так произошло и со сказкой-пьесой «Двенадцать месяцев». Работая над ней, писатель опирался на словацкую легенду о братьях-месяцах, которые собрались у костра в Новогоднюю ночь. Но писатель изменил сюжет, придумал его заново. С.Я. Маршак рассказывает нам о падчерице, ее злой мачехе, о своенравной Королеве и братьях-месяцах. Падчерица очень добрая и работящая. Она не отказывается помочь ни людям, ни животным, в ответ те дарят ей свою любовь. Единственный, кто не любит девочку – это ее мачеха. У нее есть своя дочь, в которой она души не чает и потакает всем ее капризам. Наверное, поэтому эта девочка такая ленивая и жадная.
Интересен в этой сказке образ Королевы – это капризная и своенравная девочка. Но все же, ее жаль – она сирота, у нее нет родителей. Конечно, она могла бы быть лучше, добрее, но воспитывать ее некому. Придворные только угождают ей и соглашаются со всеми ее заявлениями, даже самыми глупыми. И вот однажды под Новый год вздумалось Королеве получить корзину подснежников. Тому, кто не выполнит ее желание, она пообещала отрубить голову, а тому, кто ей угодит – корзину золота.
Мачеха со своей дочкой заставили Падчерицу среди зимы отправиться в дремучий лес за цветами. Тут-то и начинаются чудеса. Уже совсем отчаявшись, в темном лесу, Падчерица повстречала на поляне двенадцать братьев-месяцев. Каждый из них знаком с девочкой, ведь она трудилась круглый год, и все они встречали ее. Каждого из них она покорила своей добротой, кротостью и трудолюбием. Автор открывает нам, что такой человек даже в самой трудной ситуации найдет помощь и поддержку.
Только человек с чистой душой и добрым сердцем может повстречаться с чудом. А еще мы видим, что маленькая девочка оказалась честным и надежным другом, она умеет держать данное слово. Ведь когда Королева стала выпытывать у Падчерицы, где та достала подснежники, девочка не открыла секрет. Хоть она и была кроткой и послушной, но здесь проявила твердость. А вот упорство Королевы не принесло ей ничего хорошего. Добившись своего с помощью мачехи и ее дочки, она попала на волшебную поляну, где и встретила двенадцать месяцев.
На этой заветной поляне и происходит развязка. Здесь автор при помощи действующих лиц раскрывает читателю основной замысел сказки. Мы видим, что мачеха и дочка наказаны за жадность и свой склочный характер. Королева – за высокомерие и глупость. Старый учитель говорит о том, что все должно происходить в свое время, в мире должен царить порядок. Добро, наконец, торжествует, как это и должно быть во все времена.
Ещё больше сочинений на тему: «12 месяцев»
Сказка «Двенадцать месяцев» рассказывает нам о девушке «падчерицы», которая мне очень сильно симпатизирует. Маршак изобразил главную героиню сказки очень доброй и приветливой девочкой, чем пользовались другие негативные герои. В качестве плохих героев в сказке изображена мачеха и ее дочка. В этой сказке мы видим как добро борется со зломи в конце концов побеждает его, что вообщем и свойственно для литературных сказок.
Падчерица была настолько трудолюбивой и честной, что выполняла все указания своей мачехи. Однажды молодой королеве, которая, кстати, тоже была сиротой, захотелось подснежников, но в самый разгар зимы подснежники не цветут. Королева издала указ, кто принесет ей подснежники, тому взамен она насыплет полную корзину золота. Когда об этом узнала мачеха со своей дочкой, у них помутнел разум и в предвкушении наживы, не смотря на опасность холодного леса, отправили за подснежниками падчерицу.
Падчерица отправилась в лес, хотя она и могла обмануть мачеху и не пойти за подснежниками, но и-за своей честности не стала обманывать. В лесу она сильно замерзла и заблудилась, но от гибели ее спасли двенадцать братьев месяцев. Приняв у себя страницу, они ее отогрели и подарили корзину подснежников взамен о молчание их существование. Когда корзину передали королеве, она была удивлена и попросила рассказать ей о чуде. Падчерица дала обещание не рассказывать о существовании волшебной поляны и сдержала его. Но эгоистичная королева приказала утопить непослушную падчерицу.
Когда королева и мачеха с дочкой отправились в лес, они заблудились и вышли к волшебной поляне, где находились двенадцать братьев месяцев. Находясь с 12 месяцами, королева извлекла жизненный урок и стала, по-другому относится к окружающим. А злых мачеху и ее дочку братья месяцы превратили в собак, но с условием, что если они изменятся, то опять станут людьми.
В сказке идет постоянное противостояние добрых сил и злых. Падчерица была очень доброй и ее угнетали злые силы в лице мачехи, но благодаря доброте и могущества братьев двенадцать месяцев все стает на свои места. Плохих персонажей сказки наказали, а добрую падчерицу наградили. Но в сказки есть еще один удивительный персонаж это – молодая королева. Она сначала была очень злой и эгоистичной, даже из-за того, что слово «помиловать» больше чем «казнить» она выбирает последнее. В этой сцене мы видим равнодушие и эгоизм королевы. Но в конце сказки она меняется и переосмысливает свои взгляды, становится доброй и лучше относится к людям. В этом персонаже мы тоже видим победу добра над злом.
В сказке «Двенадцать месяцев» добро победило зло. Может кто-то хочет сказать, что с мачехой и ее дочкой поступили, не очень хорошо, но это было справедливо и у них, есть возможность изменится. Маршак показал всем, какие бывают плохие люди с очень некрасивыми поступками, и это учит нас какими не надо быть. Глядя на мачеху и ее дочку мне совсем не хочется такими быть. Это сказка показывает, какими надо быть и учит нас добру и разуму.
Источник: lang-lit.ru
Мне кажется, что сказка - это уникальное творение человеческого воображения. Почему? Ибо только сказка может научить человека с раннего детства различать добро и зло, правду и ложь. Погружаясь в волшебный мир сказки, задумываешься, как бы поступил сам на месте ее героев. И каждая новая фантастическая история приносит новые впечатления, новые переживания и новый опыт.
В сказочной пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» продолжается непримиримая борьба между добром и злом. Милая, ласковая девочка-падчерица несет в себе добро. Она тяжело работает, выполняя прихоти бабушки и ее дочери. Кажется, что их радуют издевательство над бедной девочки. А когда женщины узнали о приказе молодой эгоистической королевы принести из зимнего леса подснежников, жадность затмила их разум. Они теряют остатки человечности. Но, как говорится, мир не без добрых людей. Такими для девочки оказались братья-месяцы, которые не только спасли ей жизнь, но и помогли выполнить бессмысленное задание. Зато она пообещала сохранить тайну и никогда не рассказывать о волшебную поляну.
Человеческая глупость и зло не имеют границ. Вот, наверное, потому королева всем свитой отправляется в лес, чтобы собственными глазами увидеть чудо. Сирота отказывается раскрыть тайну, поскольку дала обещание братьям месяцам. Разгневанная неповиновением королева приказывает девочку утопить, а подаренную месяцы кольцо бросает в прорубь. Но, к счастью, это сказка, потому зло не может остаться не наказанным. Дед, старший брат месяцев, за жадность и жестокость превратил бабу и ее дочь на собак. Но оставил им шанс, стать лучше. Только от них зависит, смогут ли они стать снова людьми, вечно останутся собаками.
Итак, в пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.
Сказки Маршака
Волшебная зимняя сказка Маршака про молодую девушку, у которой была сводная сестра и мачеха. Мачеха жуть как не любила свою приемную дочь и всячески ее эксплуатировала: гоняла за водой, в лес за дровами, постирать, грядки прополоть. Но что бы она ни делала, мачехе все не нравилось, зато в своей дочке она души не чаяла, а та лишь лежала на перинах, да ела пряники. И вот как то раз в январе, когда была сильная стужа, очень много снега и сильные ветры дули со всех сторон, решила мачеха отправить свою падчерицу в лес за подснежниками ко дню рождения своей дочки, да велела без подснежников не возвращаться. Пошла бедная девочка в лес и вышла на огонек, а вокруг огня сидели 12 месяцев. Когда они узнали про ее проблему, они решили ей помочь, так как знали ее и видели ее то на речке, то у колодца. Месяц январь уступил свое место на час месяцу марту и падчерица смогла набрать подснежников и пришла домой. Когда мачеха узнала как ее падчерица раздобыла подснежников в январе - тут же отправила свою дочь за подарками: грушами, огурцами, земляникой. Но когда ее дочка встретилась с 12 месяцами, те ее не признали, январь нагнал холода и заморозил ее. Мама не дождалась дочки и вышла на поиски, но также замерзла. А падчерица жила еще долго и поговаривали, что у нее во дворе можно было встретить все 12 месяцев сразу.
ff4d5fbbafdf976cfdc032e3bde78de50">
ff4d5fbbafdf976cfdc032e3bde78de5
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось?
А вот как.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - всё не так, как ни повернётся - всё не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей:
Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.
Всё темнее становится кругом. Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.
Вот и лес. Тут уж совсем темно - рук своих не разглядишь. Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.
И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк - будто звезда среди ветвей запуталась.
Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, - думает, - огонёк не погас!» А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост.
Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.
Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.
Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные - кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.
Молодые у самого огня сидят, а старики - поодаль.
И вдруг обернулся один старик - самый высокий, бородатый, бровастый - и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.
Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:
Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит:
Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников.
Засмеялся старик:
Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!
Не я выдумала, - отвечает девочка, - а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.
Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.
В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала.
И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику.
Братец Январь, уступи мне на час своё место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
Ладно уж, - проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. - Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
Ну, будь, по-вашему, - сказал Январь.
Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
Ну, теперь твой черёд, братец, - сказал Январь и отдал посох меньшему брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю.
И только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
Теперь твой черёд, братец Март.
Взял младший брат посох и ударил о землю.
Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.
Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?
Под ногами у неё - мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течёт, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.
Что же ты стоишь? - говорит ей Март. - Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками - куда ни поглядишь. Набрала она полную корзинку, полный передник - и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.
А там уже ни костра, ни братьев нет. Светло на поляне, да не по-прежнему. Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом. Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой.
А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей - и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.
Ну что, - спросила её мачеха и сестра, - уже домой вернулась? А подснежники где?
Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзину.
Мачеха и сестра так и ахнули:
Да где же ты их взяла?
Рассказала им девочка всё, как было. Слушают они обе и головами качают - верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!
Переглянулась мачеха с дочкой и спрашивают:
А больше тебе ничего месяцы не дали?
Да я больше ничего и не просила.
Вот дура так дура! - говорит сестра. - В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного - яблок да груш сладких, у другого - земляники спелой, у третьего - грибов беленьких, у четвёртого - свежих огурчиков!
Умница, доченька! - говорит мачеха. - Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это, и сколько бы денег выручила! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.
Где им! - отвечает дочка, а сама - руки в рукава, платок на голову.
Мать ей вслед кричит:
Рукавички надень, шубку застегни!
А дочка уж за дверью. Убежала в лес!
Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорей бы, - думает, - до полянки добраться!»
Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.
«Ох, - думает мачехина дочка, - и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»
И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк - точно звёздочка в ветвях запуталась.
Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на поляну. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.
Подошла мачехина дочка к костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.
Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу, и вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.
Ты кто такая? - спрашивает. - Откуда взялась?
Из дому, - отвечает мачехина дочка. - Вы нынче моей сестре целую корзину подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.
Сестру твою мы знаем, - говорит Январь-месяц, - а тебя и в глаза не видели. Ты зачем к нам пожаловала?
За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц - огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август - яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц - орехов спелых. А Октябрь
Погоди, - говорит Январь-месяц. - Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.
Ишь, какой сердитый! - говорит мачехина дочка. - Да я не к тебе и пришла - от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.
Нахмурился Январь-месяц.
Ищи лета зимой! - говорит.
Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба: заволокла и деревья, и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.
Испугалась мачехина дочка.
Перестань! - кричит. - Хватит!
Да где там!
Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает.
Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.
А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала - нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!
Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.
Так и остались они обе в лесу лета ждать.
А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.
И был у неё, рассказывают, около дома сад - да такой чудесный, какого и свет не видывал. Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.
У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! - говорили люди.
Кто знает - может, так оно и было.
Сказка "Двенадцать месяцев" Самуила Маршака - это одно из самых известных его произведений, и сейчас мы сделаем краткий анализ сказки "Двенадцать месяцев", включая краткое содержание сюжета.
Автор нам описывает девушку "падчерицу", которая вызывает симпатию с самого начала повествования. Эта девочка добрая и приветливая, она готова помогать другим и как будто не замечает, что некоторые пользуются ее добротой. Итак, это положительная героиня сказки, но есть и отрицательные персонажи. Мы видим мачеху и ее дочку, которые, по сути, противостоят добру и борются с ним. Делая анализ сказки "Двенадцать месяцев" Маршака, можно явно проследить характерную для литературной сказки особенность, когда после трудной борьбы зла и добра победителем выходит именно добро. Характеризуя падчерицу, отметим, что ее трудолюбие и честность побуждали выполнять любые поручения, которые давала мачеха.
Анализ сказки невозможно представить без краткого содержания "Двенадцать месяцев". Рассмотрим сюжет. Как-то раз молодая королева, тоже сирота, в зимнюю пору захотела получить подснежники. Но как известно, в это время года цветов просто не бывает, поэтому достать их не представлялось возможным. Чтобы те, кто будут вести поиски, старались лучше, королевой был издан указ, согласно которому в случае успешного выполнения задания человек должен был получить в награду золото. И не просто кусочек, но до верха наполненную корзину. Нетрудно догадаться, какая мысль пришла на ум злой мачехе несмотря на лютые лесные морозы - она быстро отправила за цветами свою падчерицу.
Далее, продолжая краткое содержание "Двенадцать месяцев", увидим, что произошло с бедной падчерицей. Девочка была честной - мы это уже отметили, и ей в голову не могла придти мысль прибегнуть к обману и не ходить в холодный лес. Отправившись на поиски, главная героиня потеряла дорогу и ее ждала гибель от холода, однако случилось чудо. Встретив на лесной поляне двенадцать месяцев, которые были братьями, она была спасена. Братья не только согрели ее, но и сделали драгоценный подарок - корзину с подснежниками. Однако было одно условие - девочка должна была пообещать, что будет молчать об этом чуде и не расскажет о существовании братьев-месяцев.
Во время проведения анализа сказки "Двенадцать месяцев" обратите внимание на реакцию королевы. Ее удивлению не было предела, и она потребовала объяснить, откуда взялись цветы. Но падчерица не выдала тайны, после чего королева отдала указ утопить непокорную девочку.
Завершая краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев", скажем, что в итоге с братьями-месяцами повстречались и молодая королева, и мачеха со своей дочкой. Эта встреча сильно повлияла на королеву, и она изменилась, к тому же изменилось и ее отношение к окружающим.
Выводы в анализе сказки
Сразу бросается в глаза, что Маршак в своем произведении противопоставил зло добру - две силы, которые постоянно ведут борьбу. Доброту падчерицы пытались сломить отрицательные герои, главным образом мачеха. Однако сила и влияние двенадцати месяцев расставили все по местам. Зло было наказано, а добро награждено. Один из самых удивительных персонажей этой сказки - королева. Ее злоба и эгоизм, которые мы видим вначале, сменились добротой и нежностью. На примере королевы мы явно видим, как добро побеждает зло. Это важная деталь в анализе сказки "Двенадцать месяцев".
А что можно сказать о мачехе и ее дочке? Они были превращены братьями-месяцами в собак, однако им оставили шанс на возможность быть людьми в случае если они одумаются.
После прочтения этой сказки невольно размышляешь над тем, что можно считать злом, а что добром, и почему победа добра так важна и на нее нужно всегда надеяться.
Мы рады, если краткое содержание сказки "Двенадцать месяцев" Самуила Маршака и анализ произведения вам понравились. Более подробно сюжет можно прочесть .