Древнерусская литература презентация к уроку по литературе на тему. Образование и литература древней руси Скачать презентацию на тему литература древней руси

Cлайд 1

Cлайд 2

Истоки Древнерусской литературы Летописец Нестор Повесть временных лет Содержание:

Cлайд 3

Истоки Древнерусской литературы Пергамент-специально обработанная кожа ягнят. Береста-светлый слой березовой коры Рукописи свитки отдельные листы УСТАВ-ПОЛУУСТАВ-СКОРОПИСЬ Устное народное творчество-ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА-проповеди,жития,поучения

Cлайд 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ: Литература Киевской Руси:XI-XIII века Литература периода ордынского ига и борьбы с монголо-татарскими захватчиками,начала формирования русского государства:XIII-XV века Литература эпохи становления централизованного Русского государства(княжества объединяются вокруг Москвы сначала под властью великого князя,а затем и государя всей Руси):конец XV-XVI века Литература XVII века: происходит процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. XVII век- завершилась литература Древней Руси как особое явление русской и мировой культуры.

Cлайд 5

Cлайд 6

Летописец Нестор Жил во второй половине XI в.- начале XII в. ЛЕТОПИСЬ Описание событий русской истории по годам(летам) Что произошло в этом году О чем должны знать и помнить потомки НЕСТОР – инок (монах) Киево – Печерского монастыря, ЛЕТОПИСЕЦ

Cлайд 7

Начало Русской литературы Крещение Руси В 988 году Киевский князь Владимир Святославич, принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. По преданию Русской Церкви, это произошло 1 августа, хотя достоверных сведений о том нет. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву: Князь Владимир Красное Солнышко

Cлайд 8

Принятие христианства князем Владимиром во многом определило духовное и политическое развитие Руси на много веков вперед, содействовало распространению писменности, развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры. К.Лебедев «Крещение киевлян» Боже великий, сотворивый небо и землю! При зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнерусская литература

Дмитрий Сергеевич Лихачёв 1906-1999 « Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботе о благе родины»

Внутреннее убранство Владимирского собора в Киеве

Церковь была микромиром для человека Древней Руси, и вместе с тем она была макрочеловеком

Владимир I Святославович 956 (?) - 1015 Владимирский собор в Киеве

Перун Христиане и язычники Свержение идола Перуна

В 988 году Русь принимает христианство

Русь во времена Владимира

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кириллица

Псалтырь Так выглядели первые книги Берестяная грамота

Летописание началось на Руси в XI веке. 14

Основные термины: 15 Летописец – составитель летописи. Летописание – составление летописи. Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год «Повесть временных лет» Никон Нестор Летопись

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному Послание

Киево-Печерский патерик Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях Патерик

Богоматерь Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения «Хождение Богородицы по мукам» Хождение

Житие – описание жизни святого Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский Житие

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его. Владимир Мономах 1053-1125 Поучение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры «БРЕЙН-РИНГ».«Древнерусская литература и литература допушкинского периода».

Цель: В игровой форме обобщить и повторить весь пройденный по данной теме материал.Образовательная задача: закрепить те знания, которые были получены учащимися на предыдущих уроках.Воспитательна...

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Образование и литература Древней Руси Образование и литература

  • . Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках).
  • К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.
Письменность
  • О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.
При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
  • При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
  • От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.
В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.
  • В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.
В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др.
  • В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др.
В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи.
  • В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи.
  • Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.
По́весть временны́х лет
  • По́весть временны́х лет
  • Наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Был составлен в Киеве. Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила.
Повесть временных лет
  • Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII-XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» - первой русской летописью.
Глаго́лица
  • Глаго́лица
  • - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл)-филосов для записи церковных текстов на славянском языке.
Береста и пергамент
  • Береста и пергамент
  • Берёзовая кора для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века.
  • Береста рассматривалась как непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались на пергаменте.
  • Лишь немногие грамоты хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки.
Новгородский псалтырь
  • Новгородский псалтырь
  • Древнейшая книга Руси.
  • Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса.
  • По статиграфическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет X века, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово Евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания 1056-1057 гг.
Остроми́рово Ева́нгелие
  • Остроми́рово Ева́нгелие
  • Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в 1056-1057 гг.
  • Для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы.
Спасибо за внимание!

Презентация по слайдам

Текст слайда:


Текст слайда: Сегодня интерес к русской, тем более к древнерусской литературе у читателя резко снизился с появлением новых видео технологий. Но современному человеку необходимо знать историю и культуру своего народа. Эти знания мы можем почерпнуть из первоисточников:летописей, хронографов, житий, исторических повестей.


Текст слайда: Если я привлеку внимание, заинтересованность детей и взрослых читателей к произведениям древнерусской литературы, то каждый гражданин проникнется гордостью за свой народ: его славные ратные и трудовые подвиги, огромный творческий поиск монахов- летописцев, историков, картографов и духовную культуру прошлых поколений.


Текст слайда: Познакомиться с основными жанрами древнерусской литературы. Дать краткий анализ «Повести временных лет» и «Слову о полку Игореве». Определить роль автора в произведениях древнерусской литературы. Познакомиться с зарождением Христианства на Руси. Вызвать читательский интерес к произведениям древнерусской литературы.


Текст слайда:


Текст слайда: Более тысячи лет назад Россию населял народ, называющий себя славянами. Он разделялся на племена: поляне, древляне, кривичи, северяне… Только одно из племен называлось просто славяне. Расселившись отдельными родами, которые постоянно ссорились между собой, они не могли давать крепкого отпора врагу и часто платили дань.


Текст слайда: Тогда ильменские славяне, кривичи и два финских племени, весь и чудь, собрались на вече и стали рассуждать, как бы завести у себя мир и порядок. Решили они поставить князя, который владел бы ими и судил по праву.


Текст слайда: А чтобы князь не радел своему роду больше, чем другим, вече положило: призвать князя чужого, из варягов, снарядив для этого послов.


Текст слайда: Было между варягами небольшое племя Русь, к нему и обратились послы: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».Откликнулись три брата Рюрик, Синеус и Трувор с родичами своими и в 867 году пришли. От них-то и прозвалась земля Русскою.

Слайд №10


Текст слайда: Правление руссов на славянской земле. В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря; княжить стал его родственник Олег. Собрав войско, Олег спустился по Днепру, увидел большой и красивый город, узнал, что княжат в нем Аскольд и Дир, люди из дружины Рюриковой. Это его возмутило.

Слайд №11


Текст слайда: Он заявил им: «Вы не князья и не княжеского рода, а я княжеского и вот сын Рюрика». Тут он показал на Игоря. Аскольда и Дира убили, а Олег остался в Киеве и назвал его «матерью городам русским».

Слайд №12


Текст слайда: Олег правил 33 года. После него княжил сын Рюрика, Игорь. Однажды он пошел в древлянскую землю, взял дань, собранного ему показалось мало. Он вернулся обратно, но древляне вышли из своего города и убили его. Осталась молодая вдова Ольга, она отомстила за своего мужа и задумала большое дело: поехала в Царьград, познакомилась с христианской религией и приняла ее вероисповедание. В святом крещении ее назвали Еленой.

Слайд №13


Текст слайда: Владимир, внук Ольги стал также колебаться в языческой вере. Он долго размышлял над разными религиями и остановился на христианстве. Но ему хотелось остаться прежним вольным русским князем. Олег пообещал принять христианство при условии, что императоры выдадут за него свою сестру Анну.

Слайд №14


Текст слайда: Императоры отвечали, что выдадут за него сестру, если он примет крещение, а за язычника христианка пойти не может. Владимир тотчас крестился, был назван во святом крещении Василием и после крещения пошел с Анной под венец.

Слайд №15


Текст слайда: Вернувшись в Киев, Владимир приказал рубить и жечь всех идолов. А утром следующего дня вышел великий князь на Днепр с царицынскими и корсунскими священниками крестить киевлян.

Слайд №16


Текст слайда: К предкам нашим книжное искусство пришло в Х веке вместе с христианством и поэтому первыми грамотными людьми у нас были священники да монахи.

Слайд №17


Текст слайда: Нестор-летописец. Звали первого летописца Нестором. Он был иноком киевского Печорского монастыря, родился в 1056 году, семнадцати лет поселился в монастыре и дожил до1114 года… О княжении первых князей русских до нас дошло только то, что записал Нестор. В его сказаниях к правде примешивается вымысел, но более достоверных сведений у нас нет.

Слайд №18


Текст слайда: Величайшим памятником Киевской Руси, основой летописной традиции XI века является «Повесть временных лет». Она была составлена в X-XI века Нестором. Автор поставил своей целью не просто рассказать о расселение славянских народов древности, о нравах и обычаях, но подчеркивать единство народов, их культуры, языка и письменности созданной в IX веке братьями Кириллом и Мефодием.

Слайд №19


Текст слайда: Основные жанры древнерусской литературы Литература на Руси зарождалась после принятия христианства, поэтому устное народное творчество древних руссичей почти не получило отклика в древнерусской литературе. Исключение составляют летописи. Основные жанры древнерусской литературы: жития, хронографы, летописи и картография. Славянская письменность была создана в середине IX века специально для нужд христианского богослужения. Поэтому и не появились на Руси в первые столетия после крещения «неполезные» мирские сочинения.

Слайд №20


Текст слайда: Стиль в древнерусской литературе. В древнерусской литературе стиль зависел не от жанра произведения, а от предмета повествования. В описаниях использовались «трафареты» и библейские цитаты. В древнерусской литературе властвовал канон – правила и образы: святой именовался «земным ангелом» и «небесным человеком», враг обступал русское войско подобно лесу, князья были справедливы.

Слайд №21


Текст слайда: Роль автора в древнерусской литературе Древнерусские авторы не пытались быть оригинальными, а книжники не были бережны с чужими текстами. Как правило авторы упоминали свои имена, лишь, когда это было необходимо, чтобы придать повествованию достоверность, документальность. Понятие авторства появилось в XVII веке.

Слайд №22


Текст слайда: Еще в древности открыли истину, что книги, как и люди, имеют свою судьбу. Библии действительно была уготована великая судьба. Она стала своего рода кодом, который открыл доступ к ценностям европейской культуры, а так же оказала большое влияние на развитие средневековой литературы. Библия – это священная история человека, история отношения человека с Богом, история развернутая в будущее.

Слайд №23


Текст слайда: Житие - это художественное произведение в современном смысле слова. Оно всегда повествует о событиях, которые его составители и читатели считают истинными, а не вымышленными. Жития относились к произведениям церковной литературы. Летопись или историческая повесть о военных походах русских князей, битва с иноплеменниками или рассказ о междоусобных распрях – светские тексты.

Слайд №24


Текст слайда: Исторические сочинения, рассказывающие о событиях всемирной истории по годам и царствованиям назывались на Руси хронографом. По своему значению это слово очень близко к слову «летопись» (с греческого «хроно» - время и «граф» - пишу). Любой хронограф – это прежде всего версия истории, пронизанной христианским мировидением. Средневековая Русь стала частью христианского мира и тем самым превратилась в «историческую страну».

Слайд №25


Текст слайда: Золотым словом русской литературы называют «Слово о полку Игореве, созданное в 1187 году Народные образы в произведении тесно связаны с его народными идеалами. Художественная и идейная сторона в «Слове» неотделимы друг от друга. Например, сравнение битвы с жатвой, в битве Игоря с половцами «чърна земля подъ копыты костьми была посƀяна, а кровию польяна». Слово призывает к борьбе с половцами, в первую очередь во имя мирного труда.

Слайд №26


Текст слайда: Значение «Слова…» особенно велико для нас потому, что оно является святым и непререкаемым свидетелем высоты древнерусской культуры, ее самобытности и ее народности. Это не историческое повествование о далеком прошлом – это отклик на события своего времени, полного еще не притупившегося горя.

Слайд №27


Текст слайда: Среди различных памятников культуры особое место занимают картографические произведения. Образно и емко старые карты отражают уровень материальной и духовной культуры прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. До появления чертежей в XVI веке уже существовали текстовые описания различных территорий, т.е. географические описания местности.

Слайд №28


Текст слайда: Например, один из древнейших русских текстов о передачи землевладения Новгородскому Антониевому монастырю гласит: «… а отвод той земли от реки до Волхова Веткой ручьем вверх, да на Лющик, да Лющиком по престу, а от преста на коровий прогон, а коровьим прогоном на ольху, а от ольхи на еловый куст, от елового куста на верховье на Донцовое, а Донцовым вниз…». Древнейший дошедший до нас русский географический чертеж с надписями датируется 1536 годом.

Слайд №29


Текст слайда: Мы знаем, что назначение русской литературы – дарить читателям прежде всего художественное и эстетическое наслаждение. Но в Древней Руси все было не так. Тратить дарованное Богом время и силы на пустые «неполезные истории и вымышленные происшествия» считалось греховным. Древнерусская литература совсем иначе чем литература Нового времени связана с бытом, обрядами с практическими подробностями общества.

Слайд №30


Текст слайда: Древнерусская литература является первым источником письменности, дошедшим до нас из глубины веков, источником культуры и духовности на Руси, справочником по истории, географии и биографическим вестником о жизни наших предков.

Слайд №31


Текст слайда: Из тех далеких и славных времен Мелкой поступью движется время, Слышен голос славянских племен Перенесших сложнейшее бремя.

Слайд №32


Текст слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!






История летописания Летописание возникло во времена Ярослава Мудрого, в момент, когда Русь начинает бороться за церковную и политическую независимость. Видимо, тогда были созданы первые исторические труды, утверждающие, что история Руси повторяет историю других христианских держав.




История летописания Списков летописей дошло не менее В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: Поучение Владимира Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина и др.




Южнорусские летописи Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из Повести временных лет, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая).


Владимиро-Суздальские летописи Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается Повестью временных лет, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305 года.




История летописания Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. Возрождение летописного дела начинается только после Куликовской битвы (1380). Древнерусское летописание дошло до нас в составе более поздних (в основном XIV-XV вв.) летописных сводов.


История летописания Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись.