План работы наставника с молодым специалистом доу. Проект по работе с молодыми специалистами "формирование компетентности молодого специалиста доу" Планирование работы с молодыми специалистами в доу

План работы наставника Рассадиной Е.Ю. с молодым специалистом Заремба Е.А. на 2015-2016 учебный год.

Цель : развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста
Задачи:
Продолжать изучение нормативно-правовой документации.
оказать помощь в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, план по самообразованию, диагностика)
Формы и методы работы воспитателя группы младшего возраста
Механизм использования дидактического и наглядного материалов
Разработка и написание календарно-тематического планирования на основе программ.
Помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий во время непосредственно образовательной деятельности
Общие вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.)Сентябрь
1. Знакомство с норматино – правовой базой учреждения.
Изучение документов:
Закон об образовании
Конвенция о правах ребенка
Гос. Стандарт.
- изучение целей и задач годового плана;
- структура перспективно-календарного планирования;
- структура комплексно-тематического планирования.
2. Мониторинг детского развития Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала.
3. Помощь в планировании воспитательно – образовательного процесса в детском саду
Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного, календарного, подбор педагогической литературы)
Октябрь:
1. Оформление и ведение документации в группе. Проверить ведение документации, обсудить, дать рекомендации по ведению документации.
2. Проведение родительского собрания Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года.
3. Виды и организация режимных моментов в детском саду. Просмотр молодым специалистом режимных моментов, ответы на вопросы молодого специалиста.
4.Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения.
Ноябрь:
1.Методика проведения праздников в детском саду «Здравствуй осень! » Участие в подготовке к осеннему празднику, просмотр мероприятия, обсуждения праздника.
2.Самообразование воспитателя. Выбор методической темы, написания плана самообразования на будущий учебный год.
3.Посещение занятий коллег с целью обмена опытом в старшей группе. Рассадина Е.Ю.
Декабрь:
1. Организация образовательной деятельности. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности.
2. Формы взаимодействия с семьей, (консультации «Здоровый образ жизни в семье» «Нравственное воспитание дошкольника». Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями.
3. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Новый год» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Январь
1. Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений. В течении учебного года Консультация, просмотр, обсуждение.
2. Использование различных технологий в образовательной деятельности детей Консультации, советы по целесообразности их использования.
Февраль
1. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Консультация и ответы на интересующие вопросы.
2. Развивающая среда дошкольника во второй младшей группе детского сада. Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала.
Март
1. Информирование родителей о жизни детей в детском саду. Консультация о правилах оформления родительских уголков, папок передвижек, наличие материала, формах их оформления
2. Организация подготовки детей к празднику и педагогическая позиция при проведении праздника «Праздник наших мам» Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения.
Апрель
1. Наблюдение за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников. Беседа.
2. Посещение занятий. Обсуждение.
3.Помощь в ведении портфолио.
Общие вопросы ведения портфолио.
Май
1. Составление аналитической справки наставника с молодым специалистом за 2014 – 2015 учебный год. Составление презентации, обсуждение итогов и планы на будущий учебный год.
2. Итоговый мониторинг по образовательным областям. Изучение итогов мониторинга и их обсуждение.

ПЛАН РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Ответственный

Сентябрь

1. Знакомство с молодым воспитателем. Беседа

2. Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы. Анкетирование.

3. Ознакомление с требованиями к работе в ДУ (направлениями работы, образовательной программой)

4. Разработка индивидуального плана профессионального развития по результатам анкетирования.

5. Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности

6 Изучение локальных актов ДУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, фильтр, листы адаптации, журнал приёма детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, рабочая программа, план работы с родителями) .

7. Планомерное целенаправленное сопровождение начинающего педагога

8. Особенности планирования воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ»

Заведующий,

Ст.в.

Октябрь

1. Изучение структуры программы «От рождения до школы»

2.«Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей дошкольного возраста»

3. Создание благоприятного эмоционального климата в группе

4. Обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в группе детского сада, «Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ» «Взаимодействие с родителями в период адаптации»

5.Основные этапы работы педагога по самообразованию.

СТВ

наставники

Ноябрь

1. Определение основных функций общения с детьми дошкольного возраста

3.Формирование умения работать в направлении поставленных воспитательно – образовательных задач

4."Соблюдение режима дня в раннем возрасте – главное условие формирования здорового образа жизни"

СТВ

наставники

Декабрь

1. Мастер – класс педагога – наставника по теме: «Интегрированный подход в воспитании детей раннего возраста» Обсуждение педагогической ситуации, выводы.

2. Творческая работа в коллективе в рамках подготовки к новогодним утренникам.

3. Использование комплексного подхода в воспитании. Выбор форм работы с дошкольниками.

4. Проявление активности, коммуникативных, творческих качеств, осознание себя как части коллектива.

5. Правила проведения праздника в условиях ДОУ

наставник

СТВ

Январь

1.Семинар-практикум: «Принципы организации игровой деятельности с дошкольниками в ДОУ»

2. Мастер – класс педагога – наставника по организации предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей

педагогическим и санитарным требованиям. Ознакомление с педагогическими требованиями к проведению совместной деятельности с дошкольниками

3. Ознакомление с понятием “предметно-развивающая среда” «Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие успешного воспитательно – образовательного процесса »

Наставники

СТВ

Февраль

1. Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей

2. Круглый стол для начинающих педагогов ДОУ «Родительские собрания в ДОУ (приемы, используемые в процессе проведения)

Налаживание контакта и доверительных отношений с воспитанниками и их родителями. Развитие умения работать в контакте с родителями

3. Формирование навыков проведения коллективной работы с родителями воспитанников «Конфликты «родитель – воспитатель». Пути решения. Советы наставника»

4. Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в ДОУ» 5.«Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания»

СТВ
наставники

Март

1. Семинар – практикум на тему: «Личностно-ориентирован-ный подход в дошкольном образовании»

2. Обучение эффективным педагогическим приёмам, используемым в работе педагога. Развитие умения общаться с коллегами в процессе работы, творческих способностей

3. Принципы организации индивидуальной работы с воспитанниками

СТВ

наставники

«Преодоление капризов и упрямств»

«Кризис трёх лет»

4. Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников.

5. Ознакомление с основными принципами и формами коррекционной работы с детьми

Апрель

1. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости(тест разработан Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, педагогами-психологами)

2. Выбор направления коррекционной работы с воспитателем по итогам проведённого исследования на стрессоустойчивость

3. Открытый показ совместной деятельности с воспитанниками внутри ДОУ; совместный анализ, обмен мнениями и пожелания коллег

4. Изучение стрессоустойчивости молодого воспитателя.

5. Повышение уровня компетентности молодого воспитателя в определённых направлениях

6. Подведение итогов проведённой работы с молодым педагогом, определение ориентиров дальнейшего развития воспитателя как профессионала «Значение стресса как изменчивости жизненных событий»

«Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов»

Статьи из опыта работы педагогов детского сада на заданную тему

7. Самостоятельный выбор интересующих тем консультаций

СТВ

наставники

Май

1.Выбор методической темы для работы по самообразованию

2. Педагогическое самообразование; выступление на педагогическом совете; участие в методическом объединении; посещение открытых мероприятий опытных коллег

3. Ознакомление с требованиями к работе с детьми в летний период

4. Изучение определённой темы в области дошкольной педагогики.

Самостоятельное составление плана оздоровительной работы на летний период

5. Руководство для работы с использованием ИКТ (интернет, мультимедийные компакт - диски и тд)

6.«Летняя оздоровительная работа в ДОУ»

СТВ

наставники

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА

Калининой М.А.,

Воспитателя 1кк МБ ДОУ детского сада «Мозаика»,

с молодым специалистом Белоусовой Г.А., воспитателя I младшей группы,

на 2017 - 2018 учебный год

Месяц

Содержание работы

Метод работы

Сентябрь

1.Знакомство с начинающим педагогом (молодым специалистом), информирование его о плане работы группы наставников на текущий год. Выявление его интересов и потребностей для составления индивидуального плана работы. Взаимоотношение педагога с детьми в адаптационный период и сотрудниками ДОУ.

2.Психолого-педагогические основы установления контактов педагога с воспитанниками.

3. Оформление документации группы.

4.Родительское собрание.

Консультации и показ проведения режимных моментов.

Оказание помощи.

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания.

Октябрь

1.Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности):

Умение распределять деятельность детей;

Умение выявлять интересы и склонности детей;

Знание разных видов игр для детей данного возраста;

Умение правильно подбирать комплексы упражнений;

Умение грамотно использовать приемы объяснения и показа.

3. Профессиональная деятельность воспитателя и планирование воспитательной работы.

4.Методика проведения осеннего утренника.

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы».

Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.

Помощь в подготовке и организации праздника. Наблюдение за наставником в роли ведущей и персонажа.

Ноябрь

2. Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

3. Посещение занятий по развитию речи:

Умение сопоставлять задачи и содержание занятия.

4.Составление конспектов, планов мероприятий.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей

Консультация «Подготовка и проведение занятий по развитию речи». Изучить методическую литературу по развитию речи детей младшей группы.

Помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности, планирование проекта «День матери». Контроль. Подведение итогов.

Декабрь

1. Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельной деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.):

Умение грамотно организовывать деятельность детей;

Умение управлять самостоятельной деятельностью детей;

Организация индивидуальной работы с детьми.

2. Повторное посещение утреннего приема детей.

3. Подготовка к новогодним мероприятиям

Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми группы во второй половине дня».

Анализ. Обсуждение.

Составление плана предварительной работы с детьми и родителями.

Январь

1.Организация индивидуальной работы с детьми.

2. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.

3. Роль игры в развитии дошкольников.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность.

Февраль

1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.

2.Использование современных технологий в воспитательном процессе.

3.Использование в работе проектов. Проект «Защитники отечества», «Милая мама»

Консультация и решения выхода из этих проблем.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Планирование. Контроль. Подведение итогов.

Март

1. Посещение занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи:

Умение грамотно подготовить занятие;

Умение сопоставлять задачи и содержание занятия;

Умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

Умение подвести итог занятия.

2. Использование в работе ИКТ.

Консультация «Подготовка и проведение занятий по развитию речи».

Обсуждение.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями

Апрель

1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

2. Родительское собрание.

3. Подготовка к мониторингу развития детей.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Проведение собрания, обсуждение собрания.

Оказание помощи. Контроль.

Май

1.Повторное посещение занятий.

2. Подведение итогов работы.

Анализ. Умение применять полученные умения и навыки.

Самоанализ молодого воспитателя. Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год. Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год .

Актуальность:

За последние годы статистика неумолима: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно "стареет". Число молодых специалистов приходящих на их место очень мало. Часто на вакантное место педагогов принимают людей не имеющих

специального (дошкольного) образования (учителя начального образования, преподаватели музыкальных школ и т.д.), либо студентов обучающихся в ВУЗах. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.

Цель: формирование профессиональной деятельности молодого специалиста.

  • Помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе.
  • Создание условий для выявления профессиональной ориентации.
  • Формирование профессиональных умений, накопление опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми.
  • Формирование своего стиля в работе.
  • Развитие творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности

Предполагаемый результат:

К концу проекта молодые педагоги адаптируются в новом коллективе, закрепят и отработают на практике усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.

План реализации проекта:

Проект можно разделить на три этапа:

I этап - предварительный - 1-я неделя сентября:

  • вступление молодых специалистов в ряды педагогов ДОУ (приложение №1)
  • анкетирование, тестирование молодых педагогов (совместно с педагогом -психолог) (приложение № 2)
  • выбор наставника;
  • выбор методической темы

II этап - основной:

тема формы работы сроки ответственные
1. Особенности развития детей раннего возраста Теория:

1. Особенности развития детей 2-го и

3-го года жизни.- консультация

2. Психологические особенности детей раннего возраста- консультация

Практика:

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (К.Л. Печора)

2-4 неделя

сентября

Молодые специалисты

Педагог-психолог

Педагоги группа раннего возраста

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Теория:

Мини-педсовет "Адаптация детей в ДОУ" Приложение №3

Особенности развития речевой активности детей в период адаптации. - консультация

Практика:

Создание картотеки игр по адаптации

Оформление документации

октябрь Педагоги ДОУ

Педагог-психолог

Молодые специалисты

3. Особенности режима дня и игра детей раннего возраста. Теория:

Живу по расписанию- консультация.

Правила организации режимных процессов.- памятка

Особенности игры детей 2-3 года жизни.-консультация

Организация игровой деятельности- консультация

Практика:

Тест по организации игровой деятельности (Приложение №4)

Взаимопросмотр режимных моментов и игры в группах раннего возраста.

Разработать перспективный план развития игры в раннем возраста

Посещение режимных моментов и показ игровой деятельности педагогами - наставниками.

ноябрь Ст. медсестра

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагог-наставник

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги -наставники

4. Оздоровление детей раннего возраста. Теория:

Планирование и организация физкультурных мероприятий- консультация.

Советы по обучению плаванию детей раннего возраста- консультация.

Оздоровление детей в условиях детского сада.- консультация

Практика

Игры на воде с детьми раннего возраста

Показ педагогом -наставником корригирующих и закаливающих мероприятий

Круглый стол "От чего зависит здоровье ребенка в раннем возраста"

декабрь Ст. воспитатель

Инструктор по

Ст. медсестра

Инструктор по ф/к

Педагоги -наставники

Ст. воспитатель

5. Работа с родителями Теория:

Как проводить родительское собрание- консультация

Формы работы с родителями- памятка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию -консультация

Взаимодействие с семьей. Нетрадиционные формы работы с родителями- консультация

Практика:

Взаимопосещение родительских собраний.

Деловая игра "Что? Где? Когда?" на тему "Плюсы и минусы в работе с родителями"

январь Педагоги ДОУ

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги-наставники

Педагоги-наставники

Ст. воспитатель

6. Сенсорное развитие и изобразительная деятельность в группах раннего возраста. Теория:

Организация сенсорного уголка в группе - консультация

Игры с водой и песком- консультация.

Как появляется и развивается детский рисунок- консультация

Практика:

- "Мастерская молодого специалиста"- изготовление сенсорных игр и пособий.

Игры с водой и песком- показ педагогами-наставниками

февраль Ст. воспитатель

Педагоги-наставники

Педагог-психолог

Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Педагоги-наставники

7. Развитие речи и познавательное развитие детей раннего возраста. Теория:

Особенности восприятия и мышления у детей раннего возраста- консультация.

Познавательные процессы- консультация

Ознакомление с окружающим в раннем возрасте- консультация

Практика:

Взаимопосещение занятий по теме.

Показ занятий педагогами ДОУ

март Педагоги-наставники

Ст. воспитатель

Педагог-психолог

Молодые специалисты

Ст. воспитатель

Педагоги ДОУ

8. Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста Теория:

Принципы построения предметно-развивающей среды по Петровскому

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Практика

Брифинг " Предметно -развивающая среда как основа индивидуального подхода к ребенку"

апрель Ст. воспитатель

Молодые специалисты

Ст. воспитатель

Молодые специалисты участвуют в методической работе ДОУ, посещают городские методические объединения, обсуждают и анализируют, совместно со старшим воспитателем и педагогами наставниками, опыт работы педагогов ДОУ и города.

III этап - заключительный:

  • презентация достижений на мини-педсовете;
  • изготовление альбома или газеты.

Содержание деятельности

Ответственный

Первый год работы молодого специалиста

Август

Собеседование с молодыми специалистами

Ст. воспитатель

Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Ст. воспитатель

Сентябрь

Организационные мероприятия:

· анкетирование;

· выбор и назначение наставника

Ст. воспитатель

Консультация: «Адаптация к условиям ДОУ»

Ст. воспитатель

Октябрь

Участие молодого специалиста в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинарах и т.д.

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД»

Ст. воспитатель

Выбор темы по самообразованию

Наставник

Ноябрь

Участие в семинаре

Ст. воспитатель

Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания»

Наставник

Декабрь

Изучение методических разработок «Формы работы с родителями»

Наставник

Консультация «Разнообразные виды планирования»

Ст. воспитатель

Январь

Консультация «Работа с родителями по адаптации ребенка к детскому саду »

Ст. воспитатель

Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа»

Ст. воспитатель

Февраль

Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Ст. воспитатель

Консультация «Структура и содержание портфолио»

Ст. воспитатель, наставник

Участие в педагогическом совете

Ст. воспитатель

Март

Посещение НОД опытных педагогов

Ст. воспитатель

Презентация по теме самообразования

Ст. воспитатель

Апрель

Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее»

Ст. воспитатель

Тренинг «Твое оригинальное начало НОД»

Наставник

Май

Подведение итогов работы Школы молодого специалиста

Ст. воспитатель, наставник

Приложение 1

Памятка для молодых специалистов

"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение - дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность.

Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

Кричать и наказывать детей.

Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

Приходить к детям с плохим настроением.

Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

Оставлять детей одних.

Унижать ребенка.

Приложение 2

Анкета молодого специалиста

  1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
  2. Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?

3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?

6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?

7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?

8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

9. Что Вам хотелось бы изменить?