Из опыта работы социального педагога Покидовой О, Н.
МОУ СОШ с. Большой Хомутец Добровского района Липецкой области
Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.
Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20 - 30 годы прошлого столетия. В 60-е годы появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).
На рубеже 70 – 80 годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Ленинград и др.). В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить её лучший опыт.
Я работаю в должности социального педагога с 01.09.2004 года. Есть вечные темы, будто обречённые на неизменную актуальность и привлекательность. Среди таких тем – сотрудничество, взаимодействие школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают, причём не только детей, но и друг друга, и своё окружение. В последнюю пару десятилетий её традиционное сотрудничество с родителями ребят существенно обогатилось социальной работой. Работа эта становится и всё более востребованной, и всё более содержательной и разнообразной. Накоплен огромный опыт, добытый силами и трудом школьных педагогов всех регионов России. Поэтому главным направлением в своей деятельности я выбрала работу с семьёй и детьми «группы риска», а также оказание социальной поддержки детям и семьям, требующим особого внимания.
Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Все учащиеся выше перечисленных категорий обеспечены льготным питанием, учебниками. Учащиеся из многодетных семей обеспечены бесплатными школьной (спортивной) одеждой и обувью, зимними куртками. Ежегодно я организую и провожу акцию «Семья-семье», а на общешкольных родительских собраниях предлагаю родителям из других семей принять участие в этой акции и оказать посильную гуманитарную помощь многодетным и малообеспеченным семьям. В ответ школа получает очень горячую поддержку не только со стороны родителей, но и со стороны наших учащихся.
Через отдел социальной защиты организую бесплатный отдых детей в загородных лагерях и санаториях. Все дети из семей разных категорий, а так же состоящие на ВШК, отдыхают в школьном оздоровительном лагере и находятся под бдительным наблюдением педагогов.
Под моим постоянным контролем находятся неблагополучные семьи. Важным показателем успешной работы с данными семьями является тот факт, что за время моей работы ни один родитель не был лишен родительских прав, дети остались в своих семьях.
^ Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества.
Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
^ Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.
Так, уже в Библии, священной книги христиан, говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою… чтобы продлились дни твои,… чтобы хорошо тебе было» и «…Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти».
В Новом завете сказано следующее: «Дети, повинуйтесь своим родителям. …Почитайте отца своего и мать, …И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их…». В наше время власть активно поддерживает институт семьи и как следствие повысился престиж многодетных семей. Количество многодетных семей значительно увеличилось. Все учащиеся из этих семей получают пособия, одежду и обувь, обеспечены бесплатными учебниками и питанием. По ходатайству школы в органы соц. защиты многодетные семьи получили адресную помощь. В школе ежегодно я организую совместно с классными руководителями и провожу «День Матери», на котором чествуются мамы из многодетных семей и награждаются грамотами за хорошее воспитание детей.
В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работе на основе полученных в ходе проведённой диагностики и широкого изучения данных семьи, мы подразделяли семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные.
^ Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.
Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества я подразделила на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. В качестве критериев такого деления мною были взяты конфликты членов семьи друг с другом, с педагогическими нормами и методами воспитания нашего общества, с общественными моральными и нравственными нормами поведения.
Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешённый конфликт порождает ещё большее недовольство. Идёт нарастание конфликтов в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает её и создаёт потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.
^ Педагогически несостоятельная семья.
В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребёнка против учителя, предъявляющего определённые требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи. Всё это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.
Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей. Сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведёт к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.
^ Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.
Для определения наличия в семье конфликтных ситуаций проводится диагностика семейных взаимоотношений.
Особое внимание уделяю детям «группы риска». Все учащиеся посещались на дому, обследовались условия их жизни и воспитания, оказывалась необходимая социально-педагогическая помощь. Все дети посещают кружки.
^ Под пристальным контролем находятся подопечные семьи. Дети посещаются на дому с целью контроля выполнения прав и обязанностей опекуна и подопечного.
Ежегодно с учащимися 9-х, 11-х классов проводится работа по профориентации. Под контролем социального педагога находятся 7 детей-инвалидов, 3 из них на индивидуальном обучении.
^ За истекший учебный год снижено количество правонарушений среди учащихся.
Моя основная заповедь, как социального педагога – спешить делать добро.
«А добро воспитывается добротою, любовь – любовью, радость – радостью, терпенье – терпеньем, благородство – благородством, а сердце воспитывается сердцем: добрым, любящим, понимающим, горячим, щедрым и творящим, зорким, пламенным, светлым, чистым и непорочным.
Удивительно, что может сделать один лучик моего доброго сердца с душой человека! Я устремлена к Свету, Сердцу, Любви и Доброте, их-то я ищу и взращиваю в себе и детях.
^ Я живу на этом свете, учусь у жизни, приобретая знания, умения и навыки, поэтому знаю, умею, хочу, могу, созидаю, реализую, верю, надеюсь и люблю.
Люблю жизнь, родной край и Родину свою.
^ Детей, которых я учу,
Людей, которых всегда понимаю
И по возможности всем помогаю.»
Раскрываю индивидуальность – признаю, что каждый имеет право быть таким, какой он есть; стараюсь поставить ребёнка на ту жизненную дорожку, идя по которой он засверкает своим неповторимым блеском.
^ Воспитываю человечность – всегда, со всеми и во всём стремиться открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.
Формирую нравственность – ведь человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо.
^ Вселяю оптимизм – веря в человека, в людей, в доброе начало жизни.
Верю в счастье – потому что это моё душевное равновесие, «атмосфера моей души», радость, доверие, ответственность. Более того, мне хочется, чтобы и другие были счастливы.
^ Имею терпение – которое никогда нельзя терять, ведь это последний ключ, открывающий двери.
Умею смягчить – твёрдость и грубость людей, от которых день ото дня становится слабей душа ребёнка.
Поэтому, работая с детьми, знаю, не забывая: «над небом есть Небо, над миром есть Мир, над жизнью есть Жизнь, над Сердцем ученика есть Сердце учителя, над Сердцем ребёнка есть Сердце родителей.»
^ Проблема, над которой я работаю – формирование нравственности учащихся.
Данная проблема, несомненно, является как философской, так и психолого-педагогической. Научить искусству жить невозможно, но выбирать для себя жизненно – важные ценности, размышлять о многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем – необходимо. Но как воспитать у ребёнка способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, вовремя ему помочь, увести от одиночества, сделать его счастливым?
В. А. Сухомлинский видел высокую силу воспитания в этичном поучении, когда «воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонёк».
Для этого воспитателю надо самому быть истинным Человеком жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.
Как известно, в процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств);
Развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинств, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях) и нравственного поведения.
Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирование его культуры. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно – эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.
^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.
Объект воздействия – ребенок, члены семьи, семья.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
Образовательная Психологическая Посредническая
^ Обучение Поддержка Коррекция Организация Координация
Воспитание Информирование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ – помощь в воспитании проводится с родителями (консультирование) и с детьми.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы любви, родительского долга и интереса.
^ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Методы повседневного общения: делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия (метод уважения, убеждения).
Приемы: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, критика, предостережение.
Методы психологического и педагогического воздействия (метод обра-
Приемы: пример, разъяснение, актуализация мечты, снятие напряжения, возбуждение психического состояния радости, обращение
к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию,
отвращению и брезгливости, внушение, поощрение, наказание.
^ ПОМОЩЬ В ОБРАЗОВАНИИ- просвещение родителей по следующим вопросам:
- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношениях к сверстникам, к взрослым;
атрибуты роли отца и матери;
- взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического
воздействия на ребенка;
- воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста;
Социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
- сущность самовоспитания (самоорганизации); роль семьи;
- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании;
- поощрение и наказание детей в семье;
- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;
- организация режима труда, учебы, отдыха, досуга детей в семье;
- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей;
- развитие представлений об общении в детском возрасте;
Причины и последствия детского алкоголя, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ: лекции, практические занятия по развитию социальных умений.
^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.
Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных отношений. Цель- диагностика взаимоотношений в семье, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимоотношения более конструктивными.
Методы и меры. Уважение человеческого достоинства ребенка.
Помощь в организации семейного досуга: выставок-продаж, ярмарок, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха.
^ Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и ребенка.
Помощь в информации (консультирование по вопросам: правовым, социальным и др.)
1.Советник – дает советы по воспитанию
2.Консультант – по вопросам
3.Защитник – прав ребенка
Социальный педагог активизирует семью на решение её проблемы, помогает создать условия для её успешного решения (но не решает все за семью)
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ.
Турсенбаева Р.С., социальный педагог
МОУ СОШ №1 с.Варны Челябинской области
Основные направления
Основные направления
Диагностическая деятельность:
- выявление учащихся «группы риска»;
- выявление семей социального риска;
- привлечение к диагностической работе педагога-психолога;
- организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, консультирования, собеседований;
- анализ работы с целью выявления положительного и отрицательного опыта для последующей коррекции.
Работа в школьном коллективе:
- участие в мероприятиях по воспитанию, образованию;
- установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых;
- выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций и помощь в их устранении;
- консультирование педагогов.
Работа с детьми с отклонениями в поведении:
– индивидуальная работа с детьми;
- привлечение учащихся в различные кружки и спортивные секции;
- трудоустройство детей в период каникул;
- День инспектора;
- Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– привлечение детей в лагеря дневного пребывания в школе в
каникулярное время.
Работа с семьёй:
Работа с семьёй:
- изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений через посещение семей по месту жительства;
- помощь в преодолении негативных явлений в семье через консультирование, беседы.
- Предупредительно-профилактическая деятельность:
- организация работы в сотрудничестве с ПДН ОВД, участковым инспектором;
- участие в профилактических мероприятиях и акциях «Подросток», «Дети улиц», «Образование всем детям», «Защита» ;
- классные часы с участием инспектора ПДН ОВД.
- Охранно-защитная деятельность:
- организация правовой информированности детей, родителей, педагогов через оформление стендов с правовой, профилактической информацией в школе, классные часы, родительские собрания;
- изучение нормативно-правовых документов, законов РФ,
- принятие мер ко взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
- Организационная деятельность:
- помощь в организации каникулярного отдыха детей;
- организация рабочих мест для подростков;
- организация содержательного досуга учащихся с отклонениями в поведении.
- Работа в социуме:
- изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;
- учёт детей и семей микрорайона школы.
Классный руководитель
Классный руководитель
Учитель-предметник
социальный педагог
Учащиеся класса
Родители психолог
Подросток «группы риска»
1. Изучение личности учащегося, составление характеристики: классный руководитель, психолог
Изучение жилищно-бытовых условий: классный руководитель, соц.педагог, ПДН
Посещение на дому: классный руководитель, род.комитет, соц.педагог,ПДН. Участковый инспектор
Вовлечение в систему дополнительного образования: классный руководитель соц.педагог
Контроль за учебой, выполнением домашнего задания: классный руководитель
Ежедневный мониторинг посещаемости занятий: классный руководитель, соц.педагог
Контроль поведения в школе: классный руководитель, соц.педагог, администрация
Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе: классный руководитель, соц.педагог
Включение учащегося в группу для занятий с психологом: классный руководитель психолог
Проведение бесед о правилах поведения: классный руководитель, соц.педагог, администрация
Организация летней занятости в период каникул: классный руководитель
Социально-информационная
Социально-информационная
Социально-правовая
Социально-реабилитационная
Социально-бытовая
Социально-экономическая
Медико-социальная
Социально-психологическая
Социально-педагогическая
Наблюдение и консультации учителей, социального педагога, психолога
Консультации для родителей
Консультирование классных руководителей по запросу
Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания
Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе
Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества
Организация профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания
Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей (с привлечением отделов соц.помощи)
Не навреди.
Не навреди.
Не оценивай.
Принимай человека таким, каков он есть.
Соблюдай конфиденциальность.
Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
Минимум специальных терминов.
Соблюдай принцип добровольности.
Опыт работы социального педагога
МБОУ «Школы – сад п. Искателей» Пятышевой Н.В.
В своей работе социальный педагог ставит перед собой
Цели:
- своевременно изучить ситуацию в семье
- выявить трудности, проблемы
- оказать соответствующую помощь
Задачи:
- изучить психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся, их условий жизни;
- выявление интересов и потребностей, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и оказание соответствующей помощи;
- осуществление мер по социальной защите детей из многодетных семей, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействие с учителями, родителями, социальными службами для оказания помощи детям;
- организация тематических бесед;
- обеспечение условий для безопасности личности обучающихся, охраны их жизни, здоровья, оказание помощи попавшим в трудные ситуации;
- учет педагогически и социально неблагополучных семей.
Основные направления деятельности:
- Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личных проблем детей.
- Социально - педагогическая защита прав ребёнка.
- Обеспечение социально - педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
- Социально - педагогическое консультирование.
- Социально - педагогическая профилактика, коррекция.
- Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребёнка.
- Организационно - методическая деятельность.
- Просвещение и профилактика
- Профилактическая работа «Азбука пешехода», «Мой путь от школы до дома»
- Профилактическая работа «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Осторожно, грипп!» (беседа-практикум с медсестрой).
- Классные часы «Губительная сигарета», «Что такое Конституция?», «Наша телепередача» (досуг), «Все мы разные», «Без друзей меня чуть-чуть…», «Дружба начинается с улыбки..», «Этикет в вопросах и ответах» и др.
- Внеклассные мероприятия, праздники «Мы за здоровый образ жизни», «Ты дорожишь своим здоровьем?»
- Беседы в классах «Ребёнок имеет право», «Умей сказать «НЕТ»!», «Эти правила вы должны знать» (терроризм), «Как сохранить здоровье»
- Индивидуальные беседы «Конфликт. Пути выхода из конфликтов» (беседа с психологом), «Друг или враг нам этот табак?»
- Проведение профилактических рейдов по проверке режима дня и соблюдению правил дорожного движения.
- Просмотр и обсуждение фильмов «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки ведут к опасности»
- Профилактические беседы по предупреждению правонарушений.
- Проведение тематических недель «Твоё здоровье», «Твои права»
- Тематические выставки в библиотеке «О здоровье всерьёз», «Настоящие друзья», «Виды спорта»
- Знакомство с играми на улице, утренняя гимнастика, эстафеты в неделю «Твоё здоровье» (перемена, ГПД)
- Конкурс рисунков и плакатов на определенную тематику
- Оформление тематических стендов
- Тематические родительские собрания «Права и обязанности родителей», правовой ликбез, анкета «Правовая культура родителей».
- Рейды по проверке режима дня, ПДД
- Беседы с привлечением специалистов УВД «Мы разные по внешнему виду и по возрасту», «Я - гражданин России», «Мы помним»
- Организация кружка «Золотые ручки» (привлечение детей из неблагополучных семей), где рассматривались вопросы: режим питания, как сварить суп, вязание, твоя комната, цветы в доме и т.д.
- Для детей организован прием по личным вопросам «Помоги себе сам – поделись своей проблемой»
- Занятия с детьми «группы риска»
«О злом короле Никотине», «Учись говорить «НЕТ»», «Про разные вредности», «Украсть в беду попасть», «Сочетай приятное с полезным»
III. Исследовательско - диагностическая работа
- Диагностика классных коллективов с целью выявления учащихся, склонных к совершению правонарушений.
- Изучение тревожности учащихся «группы риска».
- Опрос с целью выявления увлечений и наклонностей детей.
IV.Коррекционно-развивающая работа
- Коррекция списков учащихся, состоящих на учёте в КДН, ПДН и ВШУ.
- Беседы с родителями (информирование родителей о ходе учебного процесса, воспитания и развития учащихся, семейные проблемы и пути их решения).
- Составление банка данных детей девиантного поведения для своевременной помощи учащимся, координирования деятельности всех социальных служб в работе по устранению причин отклонения в поведения.
- Информирование управления образования, комиссии по делам несовершеннолетних об учащихся, состоящих на учете КДН и ВШУ.
- осуществляется по требованию
- Анализ успеваемости подростков, состоящих на учете, исследование причин снижения успеваемости.
- Оказание социально- психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведение, либо проблемы в обучение.
- Контроль и анализ посещаемости уроков учащимися; выявление учащихся систематически пропускающих уроки.
- Коррекционно-развивающие занятия у педагога-психолога и учителя-дефектолога
- Ежедневно контроль за посещаемостью детей «группы риска»
- Посещение семей «группы риска»
- Рассмотрение фактов нарушения Устава школы и фактов ненадлежащего воспитания со стороны родителей на заседании педагогического совета.
- Постановка учащихся на внутришкольный учет для проведения мероприятий профилактического характера.
- Представление на учащихся по фактам нарушения устава школы, на родителей по фактам ненадлежащего воспитания в КДН и ПДН.
- Проведение собеседований с родителями правонарушителей и склонных к правонарушениям учащихся.
- Просмотр и обсуждение фильма «Вредные привычки ведут к опасности»
- Проведение заседания малого педсовета с приглашением родителей.
- Оформление и периодическое обновление уголка правовых знаний, ПДД, ЗОЖ, о дружбе и др.
- Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике табакокурения, в предупреждении других негативных проявлений у учащихся, через индивидуальное информирование, выступление на родительских лекториях.
- Проведение недели здоровья и месячника ПДД, правовой недели
- Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
Одно из социально значимых мероприятий, в котором принимают участие почти все учащиеся и педагоги – это акция «Милосердие», «Твори добро»
- Направление на комиссию по делам несовершеннолетних учащихся, нарушающих дисциплину, пропускающих учебные занятия без причины
- Проведение рейдов по соблюдению режима дня несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и ВШУ
- Вовлечение детей «группы риска» в школьные и внешкольные кружки и секции.
- Вовлечение детей «группы риска» к участию в проведении школьных мероприятий.
- Изучение склонностей, интересов, ребёнка с целью подбора для него определённого вида деятельности:
- происходит через индивидуальные беседы, ознакомление учащихся с деятельностью кружков, секций…
- Организация отдыха подотчетных учащихся и контроль за их занятостью во внеурочное время:
- сбор сведений о летней занятости детей, состоящих на учете КДН и ВШУ
- привлечение детей «группы риска» к посещению пришкольного лагеря в летний период
- организация мероприятий на каникулах
- Совместно с классным руководителем изучается социум первоклассников и новых учащихся, поступающих в школу.
- Сбор сведений о неблагополучных, малообеспеченных, опекаемых, многодетных, неполных семьях, составление банка данных, устанавливание контроля.
- Обследование жилищных условий учащихся из семей «группы риска», выявление причин неблагополучия, способствование их устранению.
- Оказание помощи семьям в проблемах, связанных с учебой, воспитанием
- Информирование родителей о состояние преступности среди несовершеннолетних.
- Доведение сведений до родителей обо всех фактах правонарушения, совершенными их детьми:
В случае совершения подростком правонарушений, нарушений дисциплины и устава школы происходит немедленное информирование родителей.
- Работа с общественным инспектором.
V. Межведомственное взаимодействие
- Сотрудники КДН
Оказывает помощь в привлечение к ответственности родителей, не осуществляющих надлежащим образом воспитание своих детей, безответственно выполняющих свои родительские обязанности.
2. Инспектор ПДН
Оказывает помощь в направлении на комиссию по делам несовершеннолетних учащихся, нарушающих школьную дисциплину и родителей, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей. Оказывает содействие в работе с трудными подростками и неблагополучными семьями, проводит беседы со школьниками по правовым вопросам и профилактике правонарушений..
3 . Сотрудники ГИБДД
Социальный педагог постоянно поддерживают контакт с инспекторами ГИБДД. С учащимися и родителями проводят теоретические занятия. Инспектор проводит уроки по безопасности дорожного движения, участвует в месячнике по ПДД.
4. Специалисты органа опеки и попечительства.
Принимают меры в отношении родителей, не осуществляющих воспитание детей, оказывают консультационную и социальную помощь таким семьям.
5. Специалисты отдела социальной помощи семьи и детям
Оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.
Организация индивидуально- профилактической работы с учащимися, состоящим на внутришкольном учете в образовательном учреждении
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,
– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,
– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,
– вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.
Для успешной работы с детьми “группы риска” и детьми, состоящих на ВШУ и других видах учета в нашей школе разработан Механизм выявления и сопровождения учащихся «группы риска» и Модель сопровождения обучающихся “группы риска”. (Приложение №1).
Для своевременной помощи учащимся, корректирования деятельности всех социальных служб в работе по устранению причин отклонения в поведении в начале учебного года составлена база данных детей различных категорий, в том числе база данных на детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ. На каждого учащегося оформлены карточки, в которых отражены результаты обследования их жилищно-бытовых условий, полученные в ходе посещения на дому, встреч с каждым родителем. Социальным педагогом и психологом школы разработан и Дневник индивидуальной работы с учащимся (Приложение №2)
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Осуществляется ежедневный анализ посещения занятий всех учащимися и особенно детей, состоящих на различных видах учета, результаты которого отражены в специальном журнале. В случае неявки ученика соцпедагог посещал семьи, встречался с родителями, выяснял причину отсутствия. Проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН и ЗП (по мере необходимости). (В этом учебном году было направлено 2 ходатайства)
Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.
В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах учета (ВШУ, ПДН, КДН и ЗП)
Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.
С помощью диагностических методик происходит
выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе
определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников
положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях
изучение интересов, способностей и склонностей ученика
изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
выявление уровня социального благополучия ребенка
выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Так социальным педагоги и школьным психологом проведены диагностики:
Для изучения индивидуальных свойств личности подростков, проявляющих деструктивные формы поведения, было организовано следующее исследование:
анкетирование «Уровень распространения насилия»,
диагностика уровня самооценки по опроснику Г.Н. Казанцевой,
диагностика состояния агрессии по опроснику Басса-Дарки.
Исследование уровня школьной мотивации) на основе методики Н.Г. Лускановой
исследования уровня школьной тревожности (по тесту Филлипса)
С учащимися выпускных классов, которые состоят на ВШУ:
самооценка уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).
«Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой
Тест как вы готовитесь к экзаменам
Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.
По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбирается психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, они предусматривают вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги школы.
На каждого несовершеннолетнего, подростка или семью составляется Индивидуальная программа мер психолого-педагогического взаимодействия по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и его семьи. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.
Работа школьного совета профилактики.
В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности.
На Совете профилактики рассматриваются вопросы: анализ работы классных руководителей по вовлечению детей, состоящих на ВШУ и других видах учета в кружки, секции, клубы по интересам; воспитательная работа в классах по профилактике девиантного поведения учащихся; анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, роль педагогов школы в ликвидации конфликтов; деятельность школы по ранней профилактике и предупреждению правонарушений школьников; организация летнего отдыха учащихся льготных категорий, и т.д.
На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.
Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям, состоящих на учете.
На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: милицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.
Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении полиции, отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации (участковые социальные работники), библиотеками и Курьяновским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних.
С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:
Участие в различных рейдах, помогающих в выполнении закона “Об образовании”, в межведомственных акциях “Помоги пойти учиться”, “Мир без наркотиков” и др.
Дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, состоящих на различных учетах, посещение семей совместно с педагогами школы.
День здоровья,
День защиты детей,
Советы по профилактике и правонарушениям.
Рейды и патронаж семьей, где требуется социально-педагогическая поддержка.
По острой необходимости проводятся рейды вместе с инспекторами ПДН, специалистами опеки и попечительства при администрации района, участковыми социальными работниками в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов доводятся до сведения классных руководителей в индивидуальных беседах.
Профилактическая работа с семьей.
Семья – основа первичной социализации личности.
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
В работе с семьей, где имеется ребенок, состоящий на учете, мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:
1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,
2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,
3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений друг к другу, социуму, школе.
4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,
5-ый этап: составление карты семьи,
6-ый этап: профилактическая работа с семьей,
7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.
Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей, требующих социально-психолого-педагогической помощи
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
Индивидуальные беседы,
Посещение семьи,
Привлечение необходимых специалистов: психологов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),
Консультации по различным вопросам,
Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
Помощь в получении утраченных документов,
Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводится следующая работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений
В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),
С целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы была вынуждена обратиться за помощью к руководителям предприятий, на которых работают родители. (Так были обращения к ЧП «Давтян», КФХ Смирнов С.Б).
Так ежегодно проводится исследование уровня социального благополучия детей в семье, уровень взаимоотношений учащихся и родителей.
Составляется паспорт семьи, где в динамике оцениваем уровень взаимодействия со школой, воспитательный потенциал семьи и при необходимости проводим профилактическую работу или тематические консультации.
Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
В первую очередь в летний оздоровительный лагерь при школе включаются подростки, состоящие на ВШУ, находящиеся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченные, многодетные и др. Обязательно ведется контроль посещение данных категорий подростков различных кружков и секций. На данный период охват внеурочной деятельностью этих учащихся составляет 89%. В школе сложилась система по привлечению подростков в участии в школьных олимпиадах по различной тематике. Вот уже на протяжении 2 лет все дети участвуют в олимпиадах на школьном уровне.
Система методического обеспечения организации профилактики среди учащихся, состоящих на различных видах учета.
Социальным педагогом и психологом школы разработаны памятки и буклеты для детей и родителей.
Для детей:
Драка и ответственность.
Дом твоя крепость,если ты сам будешь заботиться о своей безопасности
Для родителей:
Как научить детей общаться.
Социальный педагог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова
Статья социального педагога БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» Натальи Николаевны Мерзляковой на тему:
«Опыт работы по профилактике правонарушений в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»
Социальным педагогом в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» я работаю с 2008 года. В нашем техникуме обучаются дети, многие из которых до поступления к нам, находились в трудных жизненных ситуациях: родители этих детей ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь, не занимаются воспитанием несовершеннолетних. Часть обучающихся являются сиротами и опекаемыми, родители которых лишены родительских прав или умерли. Есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак. Многие из этих обучающихся были лишены внимания и ласки со стороны родственников, а некоторые из них ещё обучаясь в школе, состояли на разных видах профилактического учёта. Данной категории детей требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Поэтому моя задача, как социального педагога - проявлять к этим детям уважение, не унижать их человеческое достоинство, не оскорблять, проявлять внимание, заботу и психолого-педагогическую поддержку, стараться воспитать из них настоящих граждан нашей Родины.
Работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и их семьями изначально направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Изучение проблемных обучающихся проводится во всех возрастных категориях. В начале учебного года я, как социальный педагог, основываясь на изучении социальных паспортов групп, совместно с педагогом-психологом, составляю список детей группы риска и их семей, находящихся в социально опасном положении. Одновременно в группах проводим психолого-педагогическую диагностику (социометрию), классным руководителям предоставляем общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В данном документе каждый обучающийся характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, его интересов и склонностей, положения в коллективе. Получив полную информацию о подростке, я составляю индивидуальный план профилактической работы с трудным обучающимся, поставленным на внутренний профилактический учёт техникума. Согласно разработанного плана, совместно с классными руководителями, организую и провожу профилактические индивидуальные беседы и воспитательные мероприятия с детьми, требующих особого внимания и поддержки. Вся проведённая профилактическая работа с проблемным подростком фиксируется в карте индивидуального сопровождения ребёнка: отражается его положительная или отрицательная динамика, успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочное время, характеристики, успехи и достижения, участие в мероприятиях различной направленности.
В решении многих проблем по профилактике правонарушений с обучающимися и их семьями, находящихся в социально опасном положении, важное место занимает взаимодействие с органами и службами субъектов профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Сарапульский», Управлением по делам семьи, материнства и детства, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сотрудничество с органами внутренних дел является эффективным, многие вопросы стало возможным решать оперативно, предупреждая критические ситуации. Инспектор ОДН откликается на возникающие проблемные ситуации, совместно мы проводим индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями и опекунами. Специалисты службы профилактики выступают на классных часах, родительских собраниях, педагогических Советах, участвуют в работе Совета Профилактики. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика – количество правонарушений и общественно опасных деяний за три года снизилось на 3% (с 17 обучающихся до 8).
В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, наш техникум осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, не посещающих образовательное учреждение без уважительной причины, а также систематически пропускающих учебные занятия и учебную практику, родителях, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению своих детей, своевременно передаётся в ОДН МО МВД России «Сарапульский» и КДН.
В техникуме успешно организована занятость обучающихся во внеурочное время. Особое внимание уделяется организации занятости обучающихся, состоящих на разных видах профилактического учёта. Наибольшую заинтересованность они проявляют к занятиям в спортивных секциях на базе техникума и кружках технического творчества, что является хорошей профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Целью работы является 100% охват подростков занятиями в секциях и кружках. Главное – научить подростка заниматься полезными делами, которые отвлекали бы его от совершения противоправных действий. Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, совершении правонарушений, но и в таких социальных пороках, как алкоголизм, наркомания, курение. Поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и наркотическим веществам в техникуме ежегодно проводятся профилактические мероприятия, прописанные в целевых программах: «Социально-психологическая помощь студентам», «Профилактика ПАВ», «Система профилактических действий противоправного поведения студентов», «Комплексное сопровождение детей группы риска». Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, разработана программа социальной адаптации «Ты не один». Основными задачами выше перечисленных программ являются: создание в образовательном учреждении оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности будущего специалиста, создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма и ПАВ.
В заключении, хотелось бы отметить, что несмотря на всю выстроенную в техникуме систему работы по профилактике правонарушений с обучающимися, главным в нашей практике остаётся любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть. Во время индивидуальных бесед с подростком мы видим, как он раскрывается, чувствует, когда к нему обращаются по-доброму, интересуются его делами и успехами, видят в нём личность.
Нам, педагогам, очень хочется, чтобы наши выпускники после окончания учёбы в техникуме сделали свой правильный выбор в дальнейшем самоопределении, не нарушали Закон и были полезными нашему обществу людьми.