Опыт социально педагогической работы социального педагога. Из опыта работы социального педагога Павловой С.Н. Люблю жизнь, родной край и Родину свою


Из опыта работы социального педагога Покидовой О, Н.

МОУ СОШ с. Большой Хомутец Добровского района Липецкой области

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20 - 30 годы прошлого столетия. В 60-е годы появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).

На рубеже 70 – 80 годов общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Получили распространение социально-педагогические комплексы (Свердловская область, Татарстан, Москва, Ленинград и др.). В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить её лучший опыт.

Я работаю в должности социального педагога с 01.09.2004 года. Есть вечные темы, будто обречённые на неизменную актуальность и привлекательность. Среди таких тем – сотрудничество, взаимодействие школы и семьи. Интерес понятен: каждая по-своему, они учат и воспитывают, причём не только детей, но и друг друга, и своё окружение. В последнюю пару десятилетий её традиционное сотрудничество с родителями ребят существенно обогатилось социальной работой. Работа эта становится и всё более востребованной, и всё более содержательной и разнообразной. Накоплен огромный опыт, добытый силами и трудом школьных педагогов всех регионов России. Поэтому главным направлением в своей деятельности я выбрала работу с семьёй и детьми «группы риска», а также оказание социальной поддержки детям и семьям, требующим особого внимания.

Известно, что под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, и что личность есть продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Все учащиеся выше перечисленных категорий обеспечены льготным питанием, учебниками. Учащиеся из многодетных семей обеспечены бесплатными школьной (спортивной) одеждой и обувью, зимними куртками. Ежегодно я организую и провожу акцию «Семья-семье», а на общешкольных родительских собраниях предлагаю родителям из других семей принять участие в этой акции и оказать посильную гуманитарную помощь многодетным и малообеспеченным семьям. В ответ школа получает очень горячую поддержку не только со стороны родителей, но и со стороны наших учащихся.

Через отдел социальной защиты организую бесплатный отдых детей в загородных лагерях и санаториях. Все дети из семей разных категорий, а так же состоящие на ВШК, отдыхают в школьном оздоровительном лагере и находятся под бдительным наблюдением педагогов.

Под моим постоянным контролем находятся неблагополучные семьи. Важным показателем успешной работы с данными семьями является тот факт, что за время моей работы ни один родитель не был лишен родительских прав, дети остались в своих семьях.

^ Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества.

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, её характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

^ Понимание того факта, что семья играет важнейшую роль в становлении личности, воспитании детей, можно найти уже в древнейших произведениях человечества.

Так, уже в Библии, священной книги христиан, говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою… чтобы продлились дни твои,… чтобы хорошо тебе было» и «…Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти».

В Новом завете сказано следующее: «Дети, повинуйтесь своим родителям. …Почитайте отца своего и мать, …И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их…». В наше время власть активно поддерживает институт семьи и как следствие повысился престиж многодетных семей. Количество многодетных семей значительно увеличилось. Все учащиеся из этих семей получают пособия, одежду и обувь, обеспечены бесплатными учебниками и питанием. По ходатайству школы в органы соц. защиты многодетные семьи получили адресную помощь. В школе ежегодно я организую совместно с классными руководителями и провожу «День Матери», на котором чествуются мамы из многодетных семей и награждаются грамотами за хорошее воспитание детей.

В литературе приводятся различные подходы к определению типов семей. В своей работе на основе полученных в ходе проведённой диагностики и широкого изучения данных семьи, мы подразделяли семьи на две группы: семьи благополучные и неблагополучные.

^ Благополучные семьи на основе дальнейшего анализа делились на педагогически грамотные и позитивно ориентированные на воспитание детей.

Неблагополучные семьи на основе социально-психологического анализа по степени конфликтности с педагогическими, моральными, социальными требованиями общества я подразделила на конфликтные, педагогически несостоятельные и аморальные. В качестве критериев такого деления мною были взяты конфликты членов семьи друг с другом, с педагогическими нормами и методами воспитания нашего общества, с общественными моральными и нравственными нормами поведения.

Конфликтная семья с конфронтирующим типом отношений. Семьи с таким типом отношений отличаются от семей, в которых противоречия носят случайный характер тем, что предыдущий неразрешённый конфликт порождает ещё большее недовольство. Идёт нарастание конфликтов в виде скандалов, грубости, взаимных угроз, оскорблений. Разрушается чувство любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Данная семья как бы разрушается изнутри, конфликт расшатывает её и создаёт потребность освобождения от отношений, ставших неудовлетворительными. Дети из таких семей чаще других нарушают нормы поведения в школе и общественных местах.

^ Педагогически несостоятельная семья.

В этих семьях низкая педагогическая культура сочетается с нежеланием что-либо исправить или изменить. Родители сознательно или непроизвольно настраивают ребёнка против учителя, предъявляющего определённые требования. Такие конфликты переносятся постепенно на школу в целом, на любые внешние воздействия по отношению к детям. Это становится причиной отклоняющегося поведения, так как родители провоцируют неуважение к общественным требованиям. Протест против требований начинает выражаться в неповиновении, грубости, отчуждении от коллектива, а затем от семьи. Всё это порождает в личности подростка отрицательные качества, из которых самым нежелательным является нравственная невосприимчивость к педагогическим воздействиям.

Аморальная семья. В этих семьях супруги вступают в противоречия уже не только в отношениях друг с другом, но и с нормами морали и правилами нравственного поведения в целом. Аморальную семью составляют люди, усвоившие стандарты жестокого обращения, не умеющие и не желающие согласовывать свой образ жизни с общепринятым, т.е. они строят семью, руководствуясь ранее усвоенными стереотипами аморального семейного взаимодействия. У детей из таких семей часто отмечаются расхождения между потребностью в симпатиях со стороны окружающих (учителей. Сверстников и т.д.) и неумением их завоевать. Вместе с тем они часто претендуют на бескомпромиссное лидерство среди сверстников. Невозможность достижения статуса, соответствующего этим притязаниям в классе, ведёт к тому, что они становятся вожаками на улице и чаще других пополняют ряды правонарушителей.

^ Диагностирование межсемейных взаимоотношений проводится на основе соответствующих анкет и диагностических методик.

Для определения наличия в семье конфликтных ситуаций проводится диагностика семейных взаимоотношений.

Особое внимание уделяю детям «группы риска». Все учащиеся посещались на дому, обследовались условия их жизни и воспитания, оказывалась необходимая социально-педагогическая помощь. Все дети посещают кружки.

^ Под пристальным контролем находятся подопечные семьи. Дети посещаются на дому с целью контроля выполнения прав и обязанностей опекуна и подопечного.

Ежегодно с учащимися 9-х, 11-х классов проводится работа по профориентации. Под контролем социального педагога находятся 7 детей-инвалидов, 3 из них на индивидуальном обучении.

^ За истекший учебный год снижено количество правонарушений среди учащихся.

Моя основная заповедь, как социального педагога – спешить делать добро.

«А добро воспитывается добротою, любовь – любовью, радость – радостью, терпенье – терпеньем, благородство – благородством, а сердце воспитывается сердцем: добрым, любящим, понимающим, горячим, щедрым и творящим, зорким, пламенным, светлым, чистым и непорочным.

Удивительно, что может сделать один лучик моего доброго сердца с душой человека! Я устремлена к Свету, Сердцу, Любви и Доброте, их-то я ищу и взращиваю в себе и детях.

^ Я живу на этом свете, учусь у жизни, приобретая знания, умения и навыки, поэтому знаю, умею, хочу, могу, созидаю, реализую, верю, надеюсь и люблю.

Люблю жизнь, родной край и Родину свою.

^ Детей, которых я учу,

Людей, которых всегда понимаю

И по возможности всем помогаю.»

Раскрываю индивидуальность – признаю, что каждый имеет право быть таким, какой он есть; стараюсь поставить ребёнка на ту жизненную дорожку, идя по которой он засверкает своим неповторимым блеском.

^ Воспитываю человечность – всегда, со всеми и во всём стремиться открыть хоть однажды звезду человечности в каждом.

Формирую нравственность – ведь человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо.

^ Вселяю оптимизм – веря в человека, в людей, в доброе начало жизни.

Верю в счастье – потому что это моё душевное равновесие, «атмосфера моей души», радость, доверие, ответственность. Более того, мне хочется, чтобы и другие были счастливы.

^ Имею терпение – которое никогда нельзя терять, ведь это последний ключ, открывающий двери.

Умею смягчить – твёрдость и грубость людей, от которых день ото дня становится слабей душа ребёнка.

Поэтому, работая с детьми, знаю, не забывая: «над небом есть Небо, над миром есть Мир, над жизнью есть Жизнь, над Сердцем ученика есть Сердце учителя, над Сердцем ребёнка есть Сердце родителей.»

^ Проблема, над которой я работаю – формирование нравственности учащихся.

Данная проблема, несомненно, является как философской, так и психолого-педагогической. Научить искусству жить невозможно, но выбирать для себя жизненно – важные ценности, размышлять о многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем – необходимо. Но как воспитать у ребёнка способность видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, видеть другого человека, чувствовать и принимать близко к сердцу его радости и огорчения, вовремя ему помочь, увести от одиночества, сделать его счастливым?

В. А. Сухомлинский видел высокую силу воспитания в этичном поучении, когда «воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонёк».

Для этого воспитателю надо самому быть истинным Человеком жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.

Как известно, в процессе нравственного развития происходит усвоение и освоение нравственных знаний (нравственных норм, правил поведения и общения, сущности нравственных качеств);

Развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинств, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувств любви и заботы об окружающем мире, людях) и нравственного поведения.

Нравственное воспитание стимулирует нравственное развитие и самоопределение ребёнка, формирование его культуры. Главная цель нравственного воспитания – развитие духовности как высшего уровня нравственно – эмоционального развития человека, достижения гармонии его идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

^ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ.

Объект воздействия – ребенок, члены семьи, семья.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

Образовательная Психологическая Посредническая

^ Обучение Поддержка Коррекция Организация Координация

Воспитание Информирование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ – помощь в воспитании проводится с родителями (консультирование) и с детьми.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы любви, родительского долга и интереса.

^ МЕТОДЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ


  1. Методы повседневного общения: делового, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия (метод уважения, убеждения).

  2. Приемы: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, критика, предостережение.

  3. Методы психологического и педагогического воздействия (метод обра-
щения к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

Приемы: пример, разъяснение, актуализация мечты, снятие напряжения, возбуждение психического состояния радости, обращение

к совести, чувству справедливости, эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию и милосердию, страху и бесстрашию,

отвращению и брезгливости, внушение, поощрение, наказание.

^ ПОМОЩЬ В ОБРАЗОВАНИИ- просвещение родителей по следующим вопросам:

- роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношениях к сверстникам, к взрослым;

атрибуты роли отца и матери;

- взаимоотношение различных поколений в семье, методы педагогического

воздействия на ребенка;

- воспитание ребенка в семье с учетом пола и возраста;

Социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

- сущность самовоспитания (самоорганизации); роль семьи;

- наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании;

- поощрение и наказание детей в семье;

- особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

- трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии;

- организация режима труда, учебы, отдыха, досуга детей в семье;

- подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

- нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей;

- развитие представлений об общении в детском возрасте;

Причины и последствия детского алкоголя, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: лекции, практические занятия по развитию социальных умений.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.


  1. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.

  2. Коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных отношений. Цель- диагностика взаимоотношений в семье, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимоотношения более конструктивными.

  3. Методы и меры. Уважение человеческого достоинства ребенка.
^ ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ.

  1. Помощь в организации семейного досуга: выставок-продаж, ярмарок, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха.

  2. ^ Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и ребенка.

  3. Помощь в информации (консультирование по вопросам: правовым, социальным и др.)
ОСНОВНЫЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

1.Советник – дает советы по воспитанию

2.Консультант – по вопросам

3.Защитник – прав ребенка

Социальный педагог активизирует семью на решение её проблемы, помогает создать условия для её успешного решения (но не решает все за семью)

  • ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ.

  • Турсенбаева Р.С., социальный педагог

  • МОУ СОШ №1 с.Варны Челябинской области


Основные направления

  • Основные направления

  • Диагностическая деятельность:

    • выявление учащихся «группы риска»;
    • выявление семей социального риска;
    • привлечение к диагностической работе педагога-психолога;
    • организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, консультирования, собеседований;
    • анализ работы с целью выявления положительного и отрицательного опыта для последующей коррекции.
  • Работа в школьном коллективе:

    • участие в мероприятиях по воспитанию, образованию;
    • установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых;
    • выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций и помощь в их устранении;
    • консультирование педагогов.
  • Работа с детьми с отклонениями в поведении:

  • – индивидуальная работа с детьми;

    • привлечение учащихся в различные кружки и спортивные секции;
    • трудоустройство детей в период каникул;
    • День инспектора;
    • Совет профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
  • – привлечение детей в лагеря дневного пребывания в школе в

  • каникулярное время.


Работа с семьёй:

  • Работа с семьёй:

    • изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений через посещение семей по месту жительства;
    • помощь в преодолении негативных явлений в семье через консультирование, беседы.
    • Предупредительно-профилактическая деятельность:
    • организация работы в сотрудничестве с ПДН ОВД, участковым инспектором;
    • участие в профилактических мероприятиях и акциях «Подросток», «Дети улиц», «Образование всем детям», «Защита» ;
    • классные часы с участием инспектора ПДН ОВД.
    • Охранно-защитная деятельность:
    • организация правовой информированности детей, родителей, педагогов через оформление стендов с правовой, профилактической информацией в школе, классные часы, родительские собрания;
    • изучение нормативно-правовых документов, законов РФ,
    • принятие мер ко взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимися с детьми.
    • Организационная деятельность:
    • помощь в организации каникулярного отдыха детей;
    • организация рабочих мест для подростков;
    • организация содержательного досуга учащихся с отклонениями в поведении.
    • Работа в социуме:
    • изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;
    • учёт детей и семей микрорайона школы.





Классный руководитель

  • Классный руководитель

  • Учитель-предметник

  • социальный педагог

  • Учащиеся класса

  • Родители психолог

  • Подросток «группы риска»


  • 1. Изучение личности учащегося, составление характеристики: классный руководитель, психолог

  • Изучение жилищно-бытовых условий: классный руководитель, соц.педагог, ПДН

  • Посещение на дому: классный руководитель, род.комитет, соц.педагог,ПДН. Участковый инспектор

  • Вовлечение в систему дополнительного образования: классный руководитель соц.педагог

  • Контроль за учебой, выполнением домашнего задания: классный руководитель

  • Ежедневный мониторинг посещаемости занятий: классный руководитель, соц.педагог

  • Контроль поведения в школе: классный руководитель, соц.педагог, администрация

  • Посещение уроков с целью выявления трудностей в учебе: классный руководитель, соц.педагог

  • Включение учащегося в группу для занятий с психологом: классный руководитель психолог

  • Проведение бесед о правилах поведения: классный руководитель, соц.педагог, администрация

  • Организация летней занятости в период каникул: классный руководитель


Социально-информационная

  • Социально-информационная

  • Социально-правовая

  • Социально-реабилитационная

  • Социально-бытовая

  • Социально-экономическая

  • Медико-социальная

  • Социально-психологическая

  • Социально-педагогическая


  • Наблюдение и консультации учителей, социального педагога, психолога

  • Консультации для родителей

  • Консультирование классных руководителей по запросу

  • Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания

  • Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе

  • Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов

  • Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества

  • Организация профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания

  • Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей (с привлечением отделов соц.помощи)


Не навреди.

  • Не навреди.

  • Не оценивай.

  • Принимай человека таким, каков он есть.

  • Соблюдай конфиденциальность.

  • Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.

  • Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

  • Минимум специальных терминов.

  • Соблюдай принцип добровольности.


Опыт работы социального педагога

МБОУ «Школы – сад п. Искателей» Пятышевой Н.В.

В своей работе социальный педагог ставит перед собой

Цели:

  • своевременно изучить ситуацию в семье
  • выявить трудности, проблемы
  • оказать соответствующую помощь

Задачи:

  • изучить психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся, их условий жизни;
  • выявление интересов и потребностей, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и оказание соответствующей помощи;
  • осуществление мер по социальной защите детей из многодетных семей, неполных и малообеспеченных семей, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • взаимодействие с учителями, родителями, социальными службами для оказания помощи детям;
  • организация тематических бесед;
  • обеспечение условий для безопасности личности обучающихся, охраны их жизни, здоровья, оказание помощи попавшим в трудные ситуации;
  • учет педагогически и социально неблагополучных семей.

Основные направления деятельности:

  • Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личных проблем детей.
  • Социально - педагогическая защита прав ребёнка.
  • Обеспечение социально - педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.
  • Социально - педагогическое консультирование.
  • Социально - педагогическая профилактика, коррекция.
  • Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребёнка.
  • Организационно - методическая деятельность.
  1. Просвещение и профилактика
  1. Профилактическая работа «Азбука пешехода», «Мой путь от школы до дома»
  2. Профилактическая работа «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Осторожно, грипп!» (беседа-практикум с медсестрой).
  3. Классные часы «Губительная сигарета», «Что такое Конституция?», «Наша телепередача» (досуг), «Все мы разные», «Без друзей меня чуть-чуть…», «Дружба начинается с улыбки..», «Этикет в вопросах и ответах» и др.
  4. Внеклассные мероприятия, праздники «Мы за здоровый образ жизни», «Ты дорожишь своим здоровьем?»
  5. Беседы в классах «Ребёнок имеет право», «Умей сказать «НЕТ»!», «Эти правила вы должны знать» (терроризм), «Как сохранить здоровье»
  6. Индивидуальные беседы «Конфликт. Пути выхода из конфликтов» (беседа с психологом), «Друг или враг нам этот табак?»
  7. Проведение профилактических рейдов по проверке режима дня и соблюдению правил дорожного движения.
  8. Просмотр и обсуждение фильмов «Курить – здоровью вредить», «Вредные привычки ведут к опасности»
  9. Профилактические беседы по предупреждению правонарушений.
  10. Проведение тематических недель «Твоё здоровье», «Твои права»
  11. Тематические выставки в библиотеке «О здоровье всерьёз», «Настоящие друзья», «Виды спорта»
  12. Знакомство с играми на улице, утренняя гимнастика, эстафеты в неделю «Твоё здоровье» (перемена, ГПД)
  13. Конкурс рисунков и плакатов на определенную тематику
  14. Оформление тематических стендов
  15. Тематические родительские собрания «Права и обязанности родителей», правовой ликбез, анкета «Правовая культура родителей».
  16. Рейды по проверке режима дня, ПДД
  17. Беседы с привлечением специалистов УВД «Мы разные по внешнему виду и по возрасту», «Я - гражданин России», «Мы помним»
  18. Организация кружка «Золотые ручки» (привлечение детей из неблагополучных семей), где рассматривались вопросы: режим питания, как сварить суп, вязание, твоя комната, цветы в доме и т.д.
  19. Для детей организован прием по личным вопросам «Помоги себе сам – поделись своей проблемой»
  20. Занятия с детьми «группы риска»

«О злом короле Никотине», «Учись говорить «НЕТ»», «Про разные вредности», «Украсть в беду попасть», «Сочетай приятное с полезным»

III. Исследовательско - диагностическая работа

  • Диагностика классных коллективов с целью выявления учащихся, склонных к совершению правонарушений.
  • Изучение тревожности учащихся «группы риска».
  • Опрос с целью выявления увлечений и наклонностей детей.

IV.Коррекционно-развивающая работа

  • Коррекция списков учащихся, состоящих на учёте в КДН, ПДН и ВШУ.
  • Беседы с родителями (информирование родителей о ходе учебного процесса, воспитания и развития учащихся, семейные проблемы и пути их решения).
  • Составление банка данных детей девиантного поведения для своевременной помощи учащимся, координирования деятельности всех социальных служб в работе по устранению причин отклонения в поведения.
  • Информирование управления образования, комиссии по делам несовершеннолетних об учащихся, состоящих на учете КДН и ВШУ.
  • осуществляется по требованию
  • Анализ успеваемости подростков, состоящих на учете, исследование причин снижения успеваемости.
  • Оказание социально- психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведение, либо проблемы в обучение.
  • Контроль и анализ посещаемости уроков учащимися; выявление учащихся систематически пропускающих уроки.
  • Коррекционно-развивающие занятия у педагога-психолога и учителя-дефектолога
  • Ежедневно контроль за посещаемостью детей «группы риска»
  • Посещение семей «группы риска»
  • Рассмотрение фактов нарушения Устава школы и фактов ненадлежащего воспитания со стороны родителей на заседании педагогического совета.
  • Постановка учащихся на внутришкольный учет для проведения мероприятий профилактического характера.
  • Представление на учащихся по фактам нарушения устава школы, на родителей по фактам ненадлежащего воспитания в КДН и ПДН.
  • Проведение собеседований с родителями правонарушителей и склонных к правонарушениям учащихся.
  • Просмотр и обсуждение фильма «Вредные привычки ведут к опасности»
  • Проведение заседания малого педсовета с приглашением родителей.
  • Оформление и периодическое обновление уголка правовых знаний, ПДД, ЗОЖ, о дружбе и др.
  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике табакокурения, в предупреждении других негативных проявлений у учащихся, через индивидуальное информирование, выступление на родительских лекториях.
  • Проведение недели здоровья и месячника ПДД, правовой недели
  • Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.

Одно из социально значимых мероприятий, в котором принимают участие почти все учащиеся и педагоги – это акция «Милосердие», «Твори добро»

  • Направление на комиссию по делам несовершеннолетних учащихся, нарушающих дисциплину, пропускающих учебные занятия без причины
  • Проведение рейдов по соблюдению режима дня несовершеннолетних, состоящих на учёте в КДН и ВШУ
  • Вовлечение детей «группы риска» в школьные и внешкольные кружки и секции.
  • Вовлечение детей «группы риска» к участию в проведении школьных мероприятий.
  • Изучение склонностей, интересов, ребёнка с целью подбора для него определённого вида деятельности:
  • происходит через индивидуальные беседы, ознакомление учащихся с деятельностью кружков, секций…
  • Организация отдыха подотчетных учащихся и контроль за их занятостью во внеурочное время:
  • сбор сведений о летней занятости детей, состоящих на учете КДН и ВШУ
  • привлечение детей «группы риска» к посещению пришкольного лагеря в летний период
  • организация мероприятий на каникулах
  • Совместно с классным руководителем изучается социум первоклассников и новых учащихся, поступающих в школу.
  • Сбор сведений о неблагополучных, малообеспеченных, опекаемых, многодетных, неполных семьях, составление банка данных, устанавливание контроля.
  • Обследование жилищных условий учащихся из семей «группы риска», выявление причин неблагополучия, способствование их устранению.
  • Оказание помощи семьям в проблемах, связанных с учебой, воспитанием
  • Информирование родителей о состояние преступности среди несовершеннолетних.
  • Доведение сведений до родителей обо всех фактах правонарушения, совершенными их детьми:

В случае совершения подростком правонарушений, нарушений дисциплины и устава школы происходит немедленное информирование родителей.

  • Работа с общественным инспектором.

V. Межведомственное взаимодействие

  1. Сотрудники КДН

Оказывает помощь в привлечение к ответственности родителей, не осуществляющих надлежащим образом воспитание своих детей, безответственно выполняющих свои родительские обязанности.

2. Инспектор ПДН

Оказывает помощь в направлении на комиссию по делам несовершеннолетних учащихся, нарушающих школьную дисциплину и родителей, уклоняющихся от выполнения своих родительских обязанностей. Оказывает содействие в работе с трудными подростками и неблагополучными семьями, проводит беседы со школьниками по правовым вопросам и профилактике правонарушений..

3 . Сотрудники ГИБДД

Социальный педагог постоянно поддерживают контакт с инспекторами ГИБДД. С учащимися и родителями проводят теоретические занятия. Инспектор проводит уроки по безопасности дорожного движения, участвует в месячнике по ПДД.

4. Специалисты органа опеки и попечительства.

Принимают меры в отношении родителей, не осуществляющих воспитание детей, оказывают консультационную и социальную помощь таким семьям.

5. Специалисты отдела социальной помощи семьи и детям

Оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.


Организация индивидуально- профилактической работы с учащимися, состоящим на внутришкольном учете в образовательном учреждении

Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных видах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:

– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,

– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,

– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,

– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,

– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,

– вовлечение подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.

Для успешной работы с детьми “группы риска” и детьми, состоящих на ВШУ и других видах учета в нашей школе разработан Механизм выявления и сопровождения учащихся «группы риска» и Модель сопровождения обучающихся “группы риска”. (Приложение №1).

Для своевременной помощи учащимся, корректирования деятельности всех социальных служб в работе по устранению причин отклонения в поведении в начале учебного года составлена база данных детей различных категорий, в том числе база данных на детей, состоящих на учете в ПДН, ВШУ. На каждого учащегося оформлены карточки, в которых отражены результаты обследования их жилищно-бытовых условий, полученные в ходе посещения на дому, встреч с каждым родителем. Социальным педагогом и психологом школы разработан и Дневник индивидуальной работы с учащимся (Приложение №2)

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Осуществляется ежедневный анализ посещения занятий всех учащимися и особенно детей, состоящих на различных видах учета, результаты которого отражены в специальном журнале. В случае неявки ученика соцпедагог посещал семьи, встречался с родителями, выяснял причину отсутствия. Проводится работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устанавливаются причины пропусков, проводятся беседы и консультации с обучающимися, их родителями, привлекаются различные специалисты, проводится совместная работа со специалистами ОДН и КДН и ЗП (по мере необходимости). (В этом учебном году было направлено 2 ходатайства)

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики.

В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на различных видах учета (ВШУ, ПДН, КДН и ЗП)

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Так социальным педагоги и школьным психологом проведены диагностики:

Для изучения индивидуальных свойств личности подростков, проявляющих деструктивные формы поведения, было организовано следующее исследование:

    анкетирование «Уровень распространения насилия»,

    диагностика уровня самооценки по опроснику Г.Н. Казанцевой,

    диагностика состояния агрессии по опроснику Басса-Дарки.

    Исследование уровня школьной мотивации) на основе методики Н.Г. Лускановой

    исследования уровня школьной тревожности (по тесту Филлипса)

С учащимися выпускных классов, которые состоят на ВШУ:

    самооценка уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина).

    «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой

    Тест как вы готовитесь к экзаменам

Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания.

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбирается психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, они предусматривают вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психолог, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка или семью составляется Индивидуальная программа мер психолого-педагогического взаимодействия по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и его семьи. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

Работа школьного совета профилактики.

В согласии с Законом РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” в школе сформирован Совет по профилактике правонарушений. Совет по профилактике создается по приказу директора. План работы утверждается на учебный год. Совет по профилактике правонарушений организует и проводит работу с учащимися и их родителями. Заседания проводятся совместно с психологами, инспекторами ОДН, с приглашением родительской общественности.

На Совете профилактики рассматриваются вопросы: анализ работы классных руководителей по вовлечению детей, состоящих на ВШУ и других видах учета в кружки, секции, клубы по интересам; воспитательная работа в классах по профилактике девиантного поведения учащихся; анализ причин конфликтных ситуаций в классных коллективах, роль педагогов школы в ликвидации конфликтов; деятельность школы по ранней профилактике и предупреждению правонарушений школьников; организация летнего отдыха учащихся льготных категорий, и т.д.

На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.

Взаимодействие специалистов в работе и оказании помощи и поддержки детям, состоящих на учете.

На рост правонарушений, асоциального поведения подростков оказывает множество факторов. Данная проблема является серьезной и должна решаться совместными усилиями семьи, школы, общественности. Школа организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики. Партнерские отношения педагогов со всеми заинтересованными службами, сотрудничество с ними так же способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка. Социальный педагог работает в тесном контакте с различными ведомствами: милицией, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, здравоохранением и т.д.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: КДН при администрации района, ОДН при районном отделении полиции, отделом опеки и попечительства при администрации района, управлении социальной защиты населения, учреждениями культуры, социальным центром реабилитации (участковые социальные работники), библиотеками и Курьяновским социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних.

С целью предупреждения правонарушений, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизация совместной деятельности школы и служб и ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

    Участие в различных рейдах, помогающих в выполнении закона “Об образовании”, в межведомственных акциях “Помоги пойти учиться”, “Мир без наркотиков” и др.

    Дни инспектора, во время которых проводится индивидуальная и коллективная профилактическая работа инспектора ОДН: беседы, консультации учащихся и родителей, работа с документами, собеседования с классными руководителями, состоящих на различных учетах, посещение семей совместно с педагогами школы.

    День здоровья,

    День защиты детей,

    Советы по профилактике и правонарушениям.

    Рейды и патронаж семьей, где требуется социально-педагогическая поддержка.

По острой необходимости проводятся рейды вместе с инспекторами ПДН, специалистами опеки и попечительства при администрации района, участковыми социальными работниками в семьи с целью проверки жилищно-бытовых условий, условий проживания учащихся, их занятости во внеурочное время. Итоги рейдов доводятся до сведения классных руководителей в индивидуальных беседах.

Профилактическая работа с семьей.

Семья – основа первичной социализации личности.

Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.

В работе с семьей, где имеется ребенок, состоящий на учете, мы придерживаемся следующего алгоритма работы, включающего в себя несколько этапов:

1-ый этап: знакомство с членами семьи, Проводится первичное обследование жилищно-бытовых условий,

2-ой этап: осознание и определение проблем, существующих в ней путем бесед, наблюдений,

3-ий этап: анализируются и выясняются причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, ценностные ориентации, личностные качества членов семьи. Проводится диагностика внутренних отношений друг к другу, социуму, школе.

4-ый этап: знакомство с ее окружением, социумом, социальными связями,

5-ый этап: составление карты семьи,

6-ый этап: профилактическая работа с семьей,

7-ый этап: анализ результатов работы с семьей, планируются дальнейшие действия.

Для более успешной профилактической работы создается банк данных семей, требующих социально-психолого-педагогической помощи

Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:

Индивидуальные беседы,

Посещение семьи,

Привлечение необходимых специалистов: психологов, инспекторов ОДН, КДН, медиков (по необходимости),

Консультации по различным вопросам,

Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,

Помощь в получении утраченных документов,

Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),

Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,

Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. Кроме этого, проводится следующая работа с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории и тематические родительские собрания, знакомящие с психическими особенностями возраста ребенка, методикой бесконфликтного общения, психологией семейных отношений

В связи с тем, что проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),

С целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы была вынуждена обратиться за помощью к руководителям предприятий, на которых работают родители. (Так были обращения к ЧП «Давтян», КФХ Смирнов С.Б).

Так ежегодно проводится исследование уровня социального благополучия детей в семье, уровень взаимоотношений учащихся и родителей.

Составляется паспорт семьи, где в динамике оцениваем уровень взаимодействия со школой, воспитательный потенциал семьи и при необходимости проводим профилактическую работу или тематические консультации.

Организация каникулярного и летнего отдыха детей.

В первую очередь в летний оздоровительный лагерь при школе включаются подростки, состоящие на ВШУ, находящиеся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченные, многодетные и др. Обязательно ведется контроль посещение данных категорий подростков различных кружков и секций. На данный период охват внеурочной деятельностью этих учащихся составляет 89%. В школе сложилась система по привлечению подростков в участии в школьных олимпиадах по различной тематике. Вот уже на протяжении 2 лет все дети участвуют в олимпиадах на школьном уровне.

Система методического обеспечения организации профилактики среди учащихся, состоящих на различных видах учета.

Социальным педагогом и психологом школы разработаны памятки и буклеты для детей и родителей.

Для детей:

    Драка и ответственность.

    Дом твоя крепость,если ты сам будешь заботиться о своей безопасности

Для родителей:

    Как научить детей общаться.

Социальный педагог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова

Статья социального педагога БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» Натальи Николаевны Мерзляковой на тему:

«Опыт работы по профилактике правонарушений в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум»

Социальным педагогом в БПОУ УР «Сарапульский индустриальный техникум» я работаю с 2008 года. В нашем техникуме обучаются дети, многие из которых до поступления к нам, находились в трудных жизненных ситуациях: родители этих детей ведут аморальный образ жизни, употребляют алкоголь, не занимаются воспитанием несовершеннолетних. Часть обучающихся являются сиротами и опекаемыми, родители которых лишены родительских прав или умерли. Есть дети из многодетных и малообеспеченных семей, из неполных семей и семей, где родители находятся в состоянии развода либо вступили в повторный брак. Многие из этих обучающихся были лишены внимания и ласки со стороны родственников, а некоторые из них ещё обучаясь в школе, состояли на разных видах профилактического учёта. Данной категории детей требуется квалифицированная социально-педагогическая помощь для профилактики негативных состояний. Поэтому моя задача, как социального педагога - проявлять к этим детям уважение, не унижать их человеческое достоинство, не оскорблять, проявлять внимание, заботу и психолого-педагогическую поддержку, стараться воспитать из них настоящих граждан нашей Родины.

Работа нашего педагогического коллектива с трудными подростками и их семьями изначально направлена на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних. Изучение проблемных обучающихся проводится во всех возрастных категориях. В начале учебного года я, как социальный педагог, основываясь на изучении социальных паспортов групп, совместно с педагогом-психологом, составляю список детей группы риска и их семей, находящихся в социально опасном положении. Одновременно в группах проводим психолого-педагогическую диагностику (социометрию), классным руководителям предоставляем общую характеристику особенностей личности конкретного трудного подростка. В данном документе каждый обучающийся характеризуется с точки зрения его успеваемости, общественно-трудовой активности, его интересов и склонностей, положения в коллективе. Получив полную информацию о подростке, я составляю индивидуальный план профилактической работы с трудным обучающимся, поставленным на внутренний профилактический учёт техникума. Согласно разработанного плана, совместно с классными руководителями, организую и провожу профилактические индивидуальные беседы и воспитательные мероприятия с детьми, требующих особого внимания и поддержки. Вся проведённая профилактическая работа с проблемным подростком фиксируется в карте индивидуального сопровождения ребёнка: отражается его положительная или отрицательная динамика, успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочное время, характеристики, успехи и достижения, участие в мероприятиях различной направленности.

В решении многих проблем по профилактике правонарушений с обучающимися и их семьями, находящихся в социально опасном положении, важное место занимает взаимодействие с органами и службами субъектов профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, ОДН МО МВД России «Сарапульский», Управлением по делам семьи, материнства и детства, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сотрудничество с органами внутренних дел является эффективным, многие вопросы стало возможным решать оперативно, предупреждая критические ситуации. Инспектор ОДН откликается на возникающие проблемные ситуации, совместно мы проводим индивидуальные профилактические беседы с обучающимися и их родителями и опекунами. Специалисты службы профилактики выступают на классных часах, родительских собраниях, педагогических Советах, участвуют в работе Совета Профилактики. Об улучшении обстановки свидетельствует статистика – количество правонарушений и общественно опасных деяний за три года снизилось на 3% (с 17 обучающихся до 8).

В рамках работы по исполнению законодательства, направленного на борьбу с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних, наш техникум осуществляет системную и комплексную работу. Информация о несовершеннолетних, не посещающих образовательное учреждение без уважительной причины, а также систематически пропускающих учебные занятия и учебную практику, родителях, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и обучению своих детей, своевременно передаётся в ОДН МО МВД России «Сарапульский» и КДН.

В техникуме успешно организована занятость обучающихся во внеурочное время. Особое внимание уделяется организации занятости обучающихся, состоящих на разных видах профилактического учёта. Наибольшую заинтересованность они проявляют к занятиям в спортивных секциях на базе техникума и кружках технического творчества, что является хорошей профилактикой правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в свободное время. Целью работы является 100% охват подростков занятиями в секциях и кружках. Главное – научить подростка заниматься полезными делами, которые отвлекали бы его от совершения противоправных действий. Следует отметить, что трудновоспитуемость детей и подростков проявляется не только в низкой успеваемости, плохом поведении, агрессивности, совершении правонарушений, но и в таких социальных пороках, как алкоголизм, наркомания, курение. Поэтому для предупреждения привычки к курению, влечения к алкоголю и наркотическим веществам в техникуме ежегодно проводятся профилактические мероприятия, прописанные в целевых программах: «Социально-психологическая помощь студентам», «Профилактика ПАВ», «Система профилактических действий противоправного поведения студентов», «Комплексное сопровождение детей группы риска». Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, разработана программа социальной адаптации «Ты не один». Основными задачами выше перечисленных программ являются: создание в образовательном учреждении оптимальной воспитывающей среды, обеспечивающей гармоничное развитие личности будущего специалиста, создание оптимальных условий для успешной социализации и интеграции в обществе детей, нуждающихся в государственной защите, путём развития различных форм и проведения комплексных мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений, курения, алкоголизма и ПАВ.

В заключении, хотелось бы отметить, что несмотря на всю выстроенную в техникуме систему работы по профилактике правонарушений с обучающимися, главным в нашей практике остаётся любовь к детям, принятие ребёнка таким, какой он есть. Во время индивидуальных бесед с подростком мы видим, как он раскрывается, чувствует, когда к нему обращаются по-доброму, интересуются его делами и успехами, видят в нём личность.

Нам, педагогам, очень хочется, чтобы наши выпускники после окончания учёбы в техникуме сделали свой правильный выбор в дальнейшем самоопределении, не нарушали Закон и были полезными нашему обществу людьми.