Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык. Городские спортивные объекты: достижения и перспективы В нашем городе появилось несколько новых предприятий

26/02/2018 2 790

Городские спортивные объекты: достижения и перспективы

В нашем городе в последние годы появилось несколько новых спортивных объектов. И в перспективе есть много новых. Каких именно, рассказал заместитель главы города по социальной политике Юрий Сергеевич Ладейщиков:

— В 2012 году был составлен поэтапный план строительства новых спортивных объектов. В тот же год мы приняли достаточно масштабную задачу: к 2020 году у каждой школы должны появиться новые школьные стадионы.

Уже несколько стадионов были введены в эксплуатацию, в частности новый многофункциональный стадион на Высокой, 14 (второе здание школы №2) стоимость 9,4 млн. руб. Обращаю внимание, что очень существенна доля софинансирования из местного бюджета – 3,7 млн. руб.

Буквально год назад ввели многофункциональный стадион школы №4. Его стоимость 6, 4 млн. руб. Соотношение софинсирования из областного и местного бюджетов – 50/50.

На сегодняшний день уже подготовлены и прошли государственную экспертизу несколько проектов: в частности, многофункциональный стадион школы №9. Мы заявились в 2018 году в Министерство физической культуры и спорта. Но чтобы повысить шансы, мы вносим изменения в существующие проекты и пытаемся заявиться в Министерство образования в ближайшие два месяца. Стоимость данного объекта в будущем будет составлять более 13 млн. руб.

По состоянию на данное время новая школа № 3 на ул. 8 Марта, которая появится в ближайшие годы, прошла госэкспертизу. Там тоже будет многофункциональный стадион.

Так же в этом году мы начинаем разработку проектно-сметной документации спортивного стадиона в посёлке Пудлинговом.

Внимание уделяется и спортивным площадкам. В 2017 году были введены в эксплуатацию два объекта: хоккейная площадка на ул. Манчажской, 34 стоимостью более 2 млн. руб. и скейт-парк стоимостью более 4 млн. руб., который начнет функционировать с весеннего периода.

На перспективу разрабатываются два дизайн-проекта и проектно-сметная документация площадок для занятий уличной гимнастикой. С одной площадкой, которая будет расположена на центральном стадионе, мы заявляемся на 2018 год, с другой – на ул. Металлистов – на 2019.

Также до 2020 года планируем полностью реконструировать хоккейную площадку на ул. Юбилейной.

В 2016 году был открыт ФОЦ «Сокол».

Что касается крупных инвест-проектов, то хотелось отметить, что на данный момент уже пройдена в 2017 году экспертиза лыжно-биталонного центра. Мы заявились с ним на 2018 год. Его стоимость 270 млн. руб. Такой масштабный спортивный кластер поможет существенно повысить потенциал нашего региона. Буквально сегодня подготовлена заявка в адрес министра спорта Мутко. Надеемся, что все-таки реализация первого этапа строительства начнется в 2018 году. В ходе визита губернатора 2016 нам была поставлена задача: разбить проект на два этапа, исходя из его высокой стоимости. Эта работа осуществлялась в 2017 году. Мы ее закончили и готовы к реализации проекта в этом году.

На 2019 год мы заявились со строительством еще одного спортивного комплекса с ледовой ареной. Его стоимость более 200 млн. руб. Изначально объект был привязан к Ухтомского, 2. К сожалению, спортивный комплекс не садится на этом земельном участке. Сейчас рассматривается вариант посадки объекта на ул. Мизерова на территории бывшей воинской части. Запасным вариантом остается территория стадиона «Локомотив».

Хотел бы обратиться вниманию на финансирование сферы физической культуры и спорта за последние пять лет. В 2012 году на всю эту сферу бюджетные ассигнования выделялись в объеме 17,8 млн. руб., включая ДЮСШ, стадион и все проводимые мероприятия. То есть, за пять лет финансирование увеличилось в 4 раза. И на сегодняшний день сумма составляет почти 65 млн. руб. в год. Это – бюджетные ассигнования только на содержание объектов и проведение мероприятий.

Также за последние пять лет инвестиции в строительство новых объектов, включая проектирование, составили 245 млн. руб. Но когда в 2012 году мы начинали данную деятельность, не было готово ни одного проекта. На сегодняшний день проектно-сметной документации а новые проекты у нас готово на сумму более 500 млн. руб.

Поэтому хочу отметить, что сфере физической культуры и спорта уделяется особое внимание. Финансирование позволило не только вводить новые спортивные объекты, но и создавать новые спортивные учреждения. То есть, если в 2012 году в городе за счет бюджетных ассигнований на базе ДЮСШ функционировало всего пять отделений, то в 2018 году с новой спортивной школой таких отделений у нас уже 11 (8 – на базе ДЮСШ, 3 – на базе школы «Лидер»). Все это на бюджетной основе. Там занимаются уже более 900 человек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Упражнение 14. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей.
2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!».
5. Рекорды продолжаются.
6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках.
7. Большинство времени проходит бесплодно.
8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки.
10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.
12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам.
13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации?
15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан.
17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта.
18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду).
19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка)
20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

Любовь Моховикова
Конспект занятия «Предприятия нашего города»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

Конспект занятия :

«Предприятия нашего города »

Составлено воспитателем

подготовительной группы

Моховиковой Л. В.

г. Березники, 2014г.

Цель : Воспитание у детей чувства любви к малой родине.

Задачи : Обобщить знания детей о городе Березники как малой родине детей.

Развивать у детей интерес и желание рассказывать о ней, передавая в рассказе складывающееся субъективное отношение к окружающему миру.

Воспитание чувства гордости за свой город , интереса к истории края, уважения к людям труда.

Материал : карта России, Пермского края, города Березники , выставка книг о Березниках, музыкальное сопровождение, слайды с достопримечательностями города , компьютер, фотографии известных людей, продукция предприятий города .

Ход занятия

Воспитатель : Дети, скажите, пожалуйста, что такое Родина? (Это наша страна, это наш город , где мы живем, это наш Урал и т. д.)

Правильно, ребята. Родина объединяет всех людей живущих в одной стране : они говорят на одном языке, имеют одинаковые паспорта, работают, отмечают общие праздники и если это необходимо, защищают Родину от врагов.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как называется наша Родина?

(Ответы детей.)

– Наша страна называется Россия. Она очень большая. Когда в одной части страны люди ложатся спать, то в другой только начинается день. В одно и то же время в одной части России может светить яркое солнце, а в другой идти дождь.

Звучит песня В. Баснера и М. Матусовского “С чего начинается Родина”.

Воспитатель : Послушайте, что написала о Родине Зинаида Александрова. (Дети читают стихотворение.)

Если скажут слово “родина”,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной широкий двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех он

– Мы все знаем, что живем в самом лучшем, самом красивом, самом родном городе Березники .

– А кто знает, как появилось такое красивое название у города )

Воспитатель : Было на реке Каме несколько островов, и один из них, поросший березами, назывался Березники. Видать, манил он к себе своей красотой, потому что на нем часто останавливались торговые люди и устраивали в тени деревьев веселые ярмарки. А позднее возник здесь Азотно-Туковый комбинат. На строительство комбината приехали строители со всех концов страны. В декабре 1929 года собрались они в старом амбаре, служившем клубом и стали решать, какое название дать новому городу . Одни предлагали – Держинск , другие – Химград, назвали Березники

(Рассказ ребенка) . Показывает на карте Пермского края.

“На традиционном геральдическом щите серебристого цвета проходит из верхнего левого угла по диагонали голубая лента с тремя кристалликами соли на ней. Серебристый цвет символизирует чудо – металлы магний и титан, выпускаемые корпорацией ВСМПО -Ависма

Воспитатель : Кого из первостроителей города вы знаете ?

Дети : Ардуанов, Циренщиков, Сарычев (показ фотографий) .

Практическая работа : на карте города показать данные улицы.

Воспитатель : А сейчас мы поиграем – какие еще улицы есть в нашем городе .

Виртуальная экскурсия по улицам города с использованием компьютера (слайды с достопримечательностями города ) .

Воспитатель : Первостроители строили не только жилые дома, но и большие заводы, продукция которых очень нужна людям.

– Строить же заводы помогала вся страна. И теперь наши предприятия отправляют свою продукцию в разные уголки страны и за границу (показать на карте) .

Воспитатель : Какие крупные промышленные предприятия вы знаете ?

Воспитатель – знакомит детей с экспонатами продукции промышленных предприятий города .

А) “УРАЛКАЛИЙ”. На калийных рудниках добывают калийную руду, находящуюся глубоко под землей в шахтах.

А зачем калийная руда?

Правильно, из нее делают калийные удобрения, которые применяют в сельском хозяйстве.

А еще на 4-ом калийном заводе есть цех по выпуску пищевой соли. А соль есть в каждом доме, ведь без соли ни одно блюдо не приготовить.

Б) Корпорация ВСМПО – АВИСМА – это титано – магниевый комбинат. Какая главная продукция комбината? – титановая губка. Это самый легкий металл. Из этого металла делают корпуса подводных лодок, ракет и самолетов.

В) Березниковский содовый завод – выпускает белизну, стиральный порошок, “Санитарный”. Эти моющие средства есть у каждой хозяйки.

Итог : молодцы, ребята, из вас получились хорошие экскурсоводы, вы подробно рассказали о наших предприятиях .

Упражнение 1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента - Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Упражнение 2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. (Автор хрестоматии не составил еще тематического плана. Составители хрестоматии не придумал еще аннотации). 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. (В заводском клубе проводятся вечера.) 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. (Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие вечера.) 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. (В деревне быстрыми темпами идет уборка урожая) 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. (Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; эту же честь доверили ему и в этом году) 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. (Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие задачи) 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. (Два пернатых в одном гнезде не живут) 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. (Книжная ярмарка приглашает посетителей.) 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. (Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области) 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. (В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании детей) 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. (Эта политика уже приносит плоды) 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. (Много внимания уделяется благоустройству города.) 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. (Этому вопросу мы придаем первоочередное значение) 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. (Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы) 15. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме. (Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Упражнение 3. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. (Молодая березовая роща зеленела за околицей.)

2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. (Дети стоят врассыпную и читают стихотворение.)

3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». (В кинотеатрах идет фильм «Возвращение высокого блондина».)

4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». (В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Ложитесь плашмя, тогда свободнее будет!».)

5. Рекорды продолжаются. (Рекорды устанавливаются.)

6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. (Вдруг она заметила: по коридору крадется кот.)

7. Большинство времени проходит бесплодно. (Большая часть времени уходит бесследно.)

8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. (Учитель предложил нам провести контрольную работу устно.)

9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. (В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил шерстку.)

10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. (Наблюдается значительное улучшение жизненных условий.)

11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. (Опыт последних лет убедительно доказывает справедливость этих мрачных прогнозов.)

12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. (Широкие испытания витаминно-биоактивного крема привели к весьма положительным результатам.)

13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. (Незнакомец сел на коня и поехал верхом.)

14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? (Трехлетняя парижанка уже леди. Вот она босая роется в песке, но даже в самом скромном и уже изрядно запачканном платьице выглядит изящно и легко. Кто научил ее грации?)

15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. (От усталости мои ноги подкашивались.)

16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. (Ресторан наполнился веселым гомоном: мелодично (звонко) запели гитарные струны, ударил барабан.)

17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. (В нашем городке появилось несколько новых предприятий общественного транспорта.)

18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). (Стой спокойно и не размахивай руками.)

19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) (Вот как сожму кулаки.)

20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца). (Вчера я взял билет на самолет и прилетел в Москву.)

Упражнение 4. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. (П.) (внезапно - постигнуть; нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца). лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи (А на левом с ходу, с ходу....Их толкали в воду, в воду).лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, век учись, за добро добром платят).лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации ) 2. Все перессорились: дворяне у нас живут между собою, как кошки с собаками; крестьяне между собою, как кошки с собаками (Г.). (Все живут одинаково .) 3. Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком (Дост.) (Навязчивое объяснение всем известных истин, повторная передача одной и той же мысли, утверждение самоочевидной истины. ) 4. Возвращение сына взволновало Николая Петровича. Он лег в постель, но не загасил свечки и, подперши рукою голову, думал долгие думы (Т.) (думал - думы , повторение однокоренных слов, создающее тавтологию . Из отрывка создается впечатление, что употребление Толстым именно таких слов - взволновало, думал(долгие) думы - имеет некий подтекст. Николай Петрович был к сыну не безразличен, любил его, и поэтому его приезд не оставил отца равнодушным. В то же время взволнованная надежда омрачается сомнением: а так ли хорошо они понимали друг друга. Долгая дума о чем-то нерешенном. ) 5. А ночи темные, теплые, с лиловыми тучками были спокойны, спокойны. Сонно бежал и струился лепет сонных тополей (Бун.) (Продолжительное состояние. Все меньше остается у природы неразгаданных загадок... Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи . Поэтический подтекст углубляет содержание высказывания. ) 6. Варвара криком кричит… А сама - реву, сердце дрожмя дрожит, боюсь дедушку, да и Варе жутко. «А-а, так ты над бабушкой-старухой шутки шутить затеял!» (М. Г.) (Продолжительное состояние. ) 7. Теперь кричи не кричи, зови не зови - никто не услышит (Сол.) (Продолжительное состояние - период. Все, поздно и как-будто надолго. Сожелею, сочувствую. Немного сержусь. ) 8. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит, а он лежит хрусталь-хрусталем (фолькл.) 9. Дума-думушка разум сбивает, мил навеки оставляет; уж я сплю-не сплю, Ванюша, боле так лежу. На уме держу Ванюшу, на всем разуме (фолькл.). (Волей - неволей что-то замечается новое и видно это опечаливает Ум. заставляет обратить внимание на это в разумной, привычного уклада жизни. Либо недостаточно изучено. ) 10. Тут не молчать надо, а криком кричать. Бить в набат надо (Ал.). 11. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой - белей белил 12. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть. Но скажи - если слух умирает, разве должен и звук умереть? (Марш.)

Упражнение 5. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. (Разработка годового плана работы.)

2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. (Процесс плавки длится несколько часов.)

3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. (Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится березовая роща, сосновый бор.)

4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. (Требования истца основаны на предположениях, не имеющих доказательств.)

5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. (Фасад украшен витражами из цветного стекла.)

6. В огне пожара 1912 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. (Пожар 1912 г. оставил монастырь без деревянных сооружений.)

7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. (Стремительное развитие города историки объясняют тем, что здесь перекрещивались важные торговые пути.)

8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. (На западной стороне расположено водохранилище, с южной стороны лес.)

9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. (Эти побеги зацветут в текущем году.)

10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота. (Парк очистили от мусора, но оставили неогороженным и сейчас он числится пастбищем для скота.)

Упражнение 6. В отрывке из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя выделите глаголы речи, выберите из числа их такие, которые синонимичны словам беседовать, говорить, сказать. Выпишите эти синонимические ряды и добавьте к ним новые слова (см. примечания).

О чем бы разговор ни был, Чичиков всегда умел поддержать его: шла ли речь о лошадином заводе, он говорил о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, он и здесь сообщал очень дельные замечания; трактовали ли касательно следствия, произведенного казенною палатою, он показывал, что ему небезызвестны судейские проделки; было ли рассуждение о бильярдной игре - и в бильярдной игре не давал он промаха; говорили ли о добродетели - и о добродетели рассуждал он очень хорошо, даже со слезами на глазах; об выделке горячего вина - и в горячем вине знал он прок; о таможенных надсмотрщиках и чиновниках - и о них он судил так, как будто бы сам был и чиновником и надсмотрщиком.

Примечания. «Словарь синонимов русского языка» З. Е. Александровой дает такие синонимы:

I. Беседовать , вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться (или перекидываться) словами; толковать (разг.), болтать (разг.), трепаться, калякать (прост.), переговариваться.

II. Говорить 1. выражаться, изъясняться (уст.), слишком много: разглагольствовать (разг.), разоряться (прост.), много и красноречиво: ораторствовать (разг. ирон.), витийствовать (уст. книжн., теперь ирон.), заливаться (или разливаться) соловьем (шутл.); 2. произносить, изрекать, вещать (уст., теперь шутл. и ирон.), вскользь: замечать, ронять, бросать, перебивая чужую речь: вставлять, ввертывать (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпускать (разг.), откалывать, загибать, выдавать (прост.); вздор: городить, молоть, нести, плести (прост.).

III. Сказать 1. выразиться; изъясниться (уст.); 2. произнести, проговорить; вымолвить (разг.); молвить, промолвить (уст.); изречь, провещать (уст., теперь шутл. и ирон.); взговорить, возговорить (народно-поэт.), вскользь: заметить, бросить, проронить, уронить, обронить; буркнуть (разг.), перебивая чужую речь: вставить, ввернуть (разг.), обычно неожиданно и быстро: выпалить (разг.), что-либо неожиданное или неуместное: отпустить, ляпнуть, брякнуть, бухнуть (разг.), отколоть, отмочить, сморозить, сказануть, загнуть, выдать, сбрендить (прост.).

Умел поддержать (его)

Шла ли (речь)

Трактовали

Показывал

Рассуждал

Упражнение 7. Укажите, чем синонимы отличаются друг от друга; определите их стилистические функции.

1. Аптекарша была белокурая женщина и в свое время благополучно родила аптекарю дочь, белобрысую и золотушную.

Герцен (Герц.)

Чем белокурая и белобрысая от личаются друг от друга? Только тем, что они - мать и д очь .

Знается, что белокурая прелестней. А белобрысая коротко пострижена , либо высоковата, и из самого сердца, слишком самостоятельна. Нужен ли белобрысой друг? Она одиночка.

Были бы они как мать и дочь, только и всего.

2. Унылая, грустная дружба к увядающей Саше имела печальный, траурный отблеск.

Автор критикует Сашу за отсутствие интересности словом "унылая Саша". Весьма грустно, так огорчает, что ты опять не весела, ведь Солнце светит и растет трава. Взгляни, Саша, на небо. Разве оно хмурится?...Да, Саша, уже август. И лето кончилось. Но если не лето, то зима! правда, Саша. Вот за это непримиримое отношение мы тебя и любим, все твои друзья.

3. Она иногда сидит в живописной позе, но вдруг...эта картинная поза нарушится вовсе неожиданным и опять обворожительным жестом.

Живописный, картинный - видимо, это синонимы. Тоесть искусственный тоже.

4. У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба.

Пикировка...

5. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, но не смел признаться в этом.

Игра на чувствах героев, их отношение друг к другу.

6. Нехорошо! Есть что-то тривиальное, пошлое в ухаживанье за своею гувернанткой.

Тривиально, что все так делают: многие ухаживают за гувернантками, это интересно. Но гувернантка почти легкая добыча.

7. Среди журнальных работников он был очень нелишним...У него есть определенные взгляды, убеждения, мировоззрение.

Разъясняют его сущность.

8. Ему (Коровину) хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

Ему хотелось не ничтожного, например сумняшегося. Хотелось не плоского, например тривиального или давно известного наперед. И главное - поражающего. Чтобы сказать, не зря. Экая вещь!

9. "Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть?" - говорила она своим друзьям, как бы желая объяснить, почему это она вышла за простого, очень обыкновенного и ничем не замечательного человека.

Простой, обыкновенный, замечательный.

Непростой и необыкновенный в своей сложности. Очень обыкновенного.

И вот она вышла не за самого благородного, приземленного и чистого человека.

10. Он не ел, а вкушал.

Необходимость избежать повторения слов.

11. Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!

Я вас обобрал до нитки. Чего это вам всеравно? Я взял самое лучшее, в этом нет никаких сомнений, но вы? Разве красть хорошо?...

12. Он был из тех людей, к которым привязываешься сердцем. Он был добрый и отзывчивый человек, бесстрашный и решительный летчик...Как он любил храбрых, стойких людей!

Вполне возможно. Можно, можно совместить хорошего человека и решительного летчика. Любить храбрых. Но вот управлять ими нельзя.

13. Каким молодым он еще был тогда! Как часто и упоенно хохотал - именно хохотал, а не смеялся.

Каким может быть был добродушным и доверчивым, человеком.

14. Фашизм враждебен всякой национальной культуре...Он стремится разгромить, уничтожить культуру, стереть самую память о ней.

Кроме собственной. Любой. Эта культура проявляет себя в стремлении. Считается мужественной, мужественнонаправленной. Но имеет оттенок негативизма, абсолютности. Уничтожение не помогает развитию конкурентности, за некоторым, как мне кажется, отсутствием наличия выбора. Выбор единственный - оптимальный вариант. Становление.

15. Наша сила, наша мощь - в нашей воле.

Воле к жизни. Которая множественна.

16. Чтоб отчетливей и ясней ты был виден им, мудрый и смелый, В библиографии славной твоей разве можно оставить проблелы?

Картина ясна, но не полноценна. Где бывает мудрость без ошибок молодости? Нигде.

17. Различаю все четче и четче, как в уста превращаются губы...

Что-то сдвинулось с места и в лучшую сторону.

Такой способ сообщения инфы.

18. Я хочу, чтоб заплакал ты от восторга, от восхищенья.

Я хочу, надеюсь, что ты не завидуешь. Не завидуешь ее жизни.

19. Письма не было и не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании.

С помощью синонимов жил-существовал(был на свете) можно устроить целый временной период, два события.

Я только думал, что жил!

Я жил,...теперь же не живу, а существую без письма. Его украли.

20. Левин был почти одних лет с Облонским и с ним на "ты" не по одному шампанскому. Левин был его товарищем и другом первой молодости. Они любили друг друга, ... как любят приятели, сошедшиеся в первой молодости.

В общем-то синонимы принято употреблять для усиления впечатления.

Но часто писатели используют синонимию не для синонимии, а чтобы указать на дополнительный смысл, углубляя высказываемое.

21. "Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее", - подумал Левин, вышедши от Щербатских.

Указывается на относительность противного. Но если Левин заметил, что люди "к нему не тянутся", то может сделать вывод, что существует причина этого. Важна ли для Левина не причина, но мнение людей...

22. У Ули были не глаза, а очи.

Синоним используется для усиления выразительности сказанного.

Упражнение 8. Сравните редакции повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; объясните, чем были вызваны синонимические замены слов при авторедактировании. (За справками обращайтесь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля).

1. Неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю.

1. …плотно убитую землю.

2. Рассказы, балагуры, которые можно было слышать среди собравшейся толпы…

2. Рассказы и болтовня…

3. «Скажи епископу от лица всех запорожцев, - сказал кошевой, - чтобы он ничего не боялся: это казаки еще только люльки раскуривают».

3. «Скажи епископу от меня и от всех запорожцев… Это казаки еще только зажигают и раскуривают свои трубки».

4. Жид … точил из бочки горилку.

4. Жид … цедил из бочки горилку.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлоба, как недавно выпущенные семинаристы.

5. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья…

6. Пестрые овражки выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.

6. Пестрые суслики выпалзали из нор своих…

7. «Вот это сдурел старый!» - говорила бледная, худощавая и добрая мать их…

7. «Смотрите, добрые люди: одурел старый! совсем спятил с ума!..»

8. У кого был ковш, у кого корчак, которым поил и коня…

8. У кого был ковш, у кого черпак…

9. Точили сабли, палаши и списы…

9. … пробовали сабли и палаши…

10. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки, дрогнула, далеко застугуневши, земля.

10. …дрогнула, далеко загудевши, земля.

1. тесно убитую- плотно убитую

в обоих вариантах подразумевается плотно прибитая пыль к земле, второй вариант ближе к употреблению в современном русском языке

2. рассказы, балагуры...- рассказы и болтовня

в современном русском балагур- это шутник, веселый человек, и в контексте первоначального варианта современным сознанием воспринимается так же. поэтому вариант "рассказы" более уместен для современного понимания

3. люльки раскуривают- зажигают и раскуривают свои трубки

слово "люльки" является устаревшим и употреблялось в определенной местности, слово "трубки" воспринимается в нужном контексте гораздо большей аудиторией

4. точил из бочки- цедил из бочки

"точил"- в настоящее время просторечное выражение слова "ел", а, значит, в контексте вопсринимается, как "жид злоупотреблял горилкой", а вот "цедил"- не имеет такой агрессивной окраски и более умесстно в данном случае

5. смотревшие исподлоба- смотревшие исподлобья.

первый вариант- устаревшее выражение, сейчас употребляется второй

6. пестрые овражки- пестрые суслики

в словаре Даля овражек (евражек)- пестро-сереноький степной хомяк, я настоящее время "овражек" воспринимается в контексте слова "овраг"(углубление в земле и пр) с уменьшительно- ласкателдьным суффиксом- маленький овраг. из этого вытекает, что логичнее употребление слова "суслик".

7. одурел старый- сдурел старый

в первом варианте речь воспринимается в резко негативном и просторечном контексте, второй вариант- более мягкий и приятный для восприятия.

8. корчак- ковш

устаревшее просторечное слово,по совместительству- украинская фамилия. для упрощения восприятия используется слово ковш

9. точили сабли- пробовали сабли

в этом варианте сложно сказать, т.к. вариант "точили сабли" привычнее для употребления. не хватает контекста, что бы дать точную оценку

10. далеко застугуневши- далеко загудевши

первый вариант понимается как что то стойкое, чугунное, тяжелове. если цель автора была в том, что бы обрисовать нам, как далеко и сильно пронесся звук, то вротой вариант является самым подходящим

Упражнение 9. В приведенных ниже шутках выделите многозначные слова и придумайте с ними другие словосочетания, показывая их полисемантизм.

1. Отпуск не проведешь : он всегда кончается вовремя. (Ты проведешь меня по тёмной равнине) 2. Жаль, что и близкие бывают недалекими . (Недалекие расстояния) 3. Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают . (Друг снова надул меня) 4. Мы можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. (Перейти реку; Одеть зимнее пальто; Пойти на летнюю веранду) 5. Закон сохранения материи вызывает сомнения при общении с закройщиками. (Купила материи на платье) 6. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану. (Списание со склада ) 7. Нулей, которые знают свое место, - считанные единицы. (Интересно знать , где ты пропадал?) 8. Не бросайтесь словами - соблюдайте технику безопасности. (Бросаться в объятия. Бытовая техника ) 9. В психиатрической больнице. Родственники больного: «Профессор, как он?». Профессор: «Сдвиги есть». (Сдвиг земной коры) 10. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев . (Перья птицы намокли; Крылья бабочки)

Упражнение 10. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо – сущность.

Добрый вечер. Какое добротное сукно;

Я хочу дать тебе дружеский совет. Развивать дружественные отношения.

Этот прибор дефектный . Твой приятель какой-то дефективный .

Конструкторские разработки, выполненные на этом предприятии, представляют интерес для наших партнёров. Для того чтобы спор был конструктивным , необходимо соблюдать несколько простыхправил.

Женщина была в эффектном платье. Это самый эффективный метод.

Беззастенчиво блудить . Сколько можно блуждать по городу?

Отражать тень. Отображать действительность.

Он захотел проводить ёё до дома. Производить молочную продукцию.

Пора представить нового сотрудника нашей компании. Не могли бы Вы предоставить мне арендное помещение.

Опробовать новые модели. Контролируется качество не только вновь предлагаемых препаратов, но и каждая серия их, изготовляемая по уже апробированной технологии.

Злостно укрывать . Скрывать правду.

Осудить преступника. Обсудить один нерешённый вопрос.

Новшество в образовании. Новинки музыки.

Мы собирали урожай всей семьёй. В этом году хорошая урожайность картофеля.

Жалкое существо . Загадочная сущность .

Упражнение 11. Исправьте предложения, взятые из газет: устраните канцелярский оттенок высказывания и другие стилистические недочеты.

До Нового года осталось чуть больше месяца. И чем ближе становится это торжество, тем больше преображается столица Кузбасса. На главной площади города уже поставили новую ель, а на окнах учреждений и предприятий можно увидеть праздничное оформление..

"Колючий" вопрос

Безусловно, главным атрибутом Нового года является елка. Где бы ни стояло хвойное дерево – в квартире, на площади Советов или под стенами Кремля – оно всегда приковывает взоры людей. В текущем году внимание к главной кемеровской елке особенно велико. Это обусловлено тем, что на смену дереву, которое устанавливали на протяжении последних 11 лет, пришло новое. Высота ели вместе с подиумом составляет 25 метров, она оснащена около 239 тысячами светодиодов, которые размещены на почти 1 900 декоративных ветках. Но предметом для широкого обсуждения стало не высокое технологическое оснащение новогоднего дерева, а его стоимость, которая составила почти 18 миллионов рублей.

– Разговоры об установке новой ели мы вели на протяжении нескольких лет. Они были вызваны тем, что старая ель морально устарела. Плюс каждый год приходилось увеличивать финансирование на ее ремонт, потому что ветви и светодиоды выходили из строя. По заключению специалистов, которые ремонтировали эту ель, по итогам прошлого зимнего периода, около 30% ветвей не работало. Ее можно было перебрать и восстановить, вновь потратить от 300 до 500 тысяч рублей, как мы делали это в предыдущие годы, но она стала бы короче на 30%, – рассказал мэр Кемерова Илья Середюк .

Устанавливать в центре города "купированную" ель кемеровские власти не захотели. Но и на мусорку новогоднее дерево не отправилось. Его передали на восстановление в Промышленновский район, где оно продолжит радовать местных жителей еще несколько лет.

Что же касается стоимости новой ели, то этот вопрос можно считать дискуссионным. Негативные комментарии в тех же соцсетях появляются практически под любой новостью, в которой говорится о трате шестизначных сумм. Вне зависимости от того, идет речь о строительстве нового "кольца" или кадетского училища.

– Это точно не самая дорогая елка, на сайте производителя есть варианты и за 29 миллионов, и за 35 миллионов. Да, мы могли приобрести примерно такую же, как была, за шесть миллионов. Но раз мы идем вперед и покупаем на 10 – 15 лет вперед, то должны учитывать современные требования к этим конструкциям. При этом ель уже в полном комплекте и не потребует каких-либо дополнений и улучшений на протяжении 15 лет. И никаких затрат, кроме текущих, на нее в эти годы не планируется, – отметил Илья Середюк.

Стоит отметить, что эксперты допускают и более высокую рыночную цену за искусственную ель вроде кемеровской. Это обусловлено несколькими факторами, первым из которых является качество дерева.

– Чем качественнее ель, тем она дороже. Цена может доходить и до 25 миллионов рублей, если там будет очень много иголочек, очень много веток и самих ярусов веток будет много, – рассказал "Известиям" Андрей Шашкин, менеджер компании, специализирующейся на торговле уличными елями.

Также на стоимость новогоднего дерева влияет его эксклюзивность. Ведь многие ели, которые устанавливают на городских площадях, являются товаром штучным и не производятся в массовом порядке.

Обновленный город

Сама по себе покупка новогодней ели – часть глобального обновления, которое произошло с Кемеровом в уходящем году. Причем произошли они во всех сферах жизнедеятельности города.

– Мы видим, как обновляется Кемерово. Строятся кольцевые развязки, новые транспортные узлы, которые были давно востребованы. Появились долгожданные дороги, тот же проспект Московский. И мы подходим комплексно к обновлению всей инфраструктуры вокруг. Отремонтировали фасадов и сделали подсветку, отремонтировали дворовые территории. Строятся детские сады, в ближайшее время запланировано строительство школы в микрорайоне №7б, а сейчас мы в процессе строительства двух цифровых школ и хотим закладывать третью. По программе "Моя новая школа" обновляются ранее построенные школы, причем это не просто ремонт, а комплексная реконструкция. Обновляется транспорт, идет модернизация остановочных павильонов. Идет строительство крупных объектов, которые превращают Кемерово в другой город, изменяются площадки рядом с ними. И мы хотим, чтобы изменения касались не только хозяйственной жизни города, но и других сфер, в том числе проведения праздников, – подчеркнул Илья Середюк.

Именно из этого стремления к обновлению и появилась новая праздничная концепция, которая вобрала в себя все лучшее от своей предшественницы и приросла новыми элементами. Заметнее всего перемены будут на площади Советов, которая традиционно является местом народных гуляний. Так, встречать горожан на площади будут новые фигуры Деда Мороза и Снегурочки из стеклопластика высотой более трех метров. Вокруг новой ели зальют каток, который будет освещаться в темное время суток. А чтобы у желающих покататься на коньках и поиграть в хоккей не было повода для ссор, на радость последним купили и уже установили хоккейную коробку. Не обойдется и без полюбившихся кемеровчанам горок и ледовых фигур. Специалисты уже начали заготавливать материал для них на привычном месте – озере Красное.

– Среди новинок на площади Советов – городок для рождественской ярмарки. Мы уходим от палаток, смонтируем красивые павильоны для продажи сувениров и организации питания. А всю территорию ярмарки мы хотим накрыть светящимся куполом из гирлянд. Так что новым будет все, не только елка, – подчеркнул Илья Середюк.

Под стать празднику будет оформление основных городских магистралей. Преобразятся Искитимский мост на проспекте Ленина, фонтан на площади перед драмтеатром и "шары" возле цирка. Спустя несколько лет вернется иллюминация деревьев на проспекте Советском, которая вместе с освещением на улице Весенней создаст волшебную атмосферу праздника в центре города. В общей сложности в Кемерове будут работать 180 световых консолей.

Праздник для всех

Конечно же, одним только центром города праздничные мероприятия не ограничатся. Практически в каждом районе на радость местным жителям появятся снежные городки, горки и различные фигуры и композиции. А также хоккейные коробки, ледовые и зимние спортивные площадки, лыжные объекты. Для горожан будут действовать 26 пунктов проката, в которых они смогут арендовать более 2 000 единиц инвентаря.

В каждом районе города появятся елочные базары. В этом году их будет 69, и откроются они по многолетней традиции 15 декабря. Но прежде чем приступить к торговле, продавцам нужно будет выполнить ряд требований.

– В прошлом году у кемеровчан были нарекания по поводу того, что елочные базары недостаточно оформлены, не огорожены, и вообще смотрятся не так как положено областному центру. В этом году эти требования будут учтены, – рассказал Илья Середюк.

Также кемеровский мэр сообщил, что в новогоднюю ночь и праздничные дни запланировано усиление графика движения общественного транспорта. Это сделают для того, чтобы сократить перерывы между рейсами, связывающими разные районы города.

А чтобы яркие впечатления от праздника не привели к жертвам, в городе определили 30 мест для запуска фейерверков. Их перечень появится в открытом доступе в ближайшее время.

В завершение хочется сказать следующее. В этом году Кемерово серьезно обновился, в городе появились значимые объекты. Поэтому более чем уместна и новая концепция праздника, которая совсем скоро предстанет перед горожанами во всей красе. И остается надеяться, что кемеровчане разделят этот курс на обновление и возьмут с собой в будущее только хорошее.