Разделы: Математика
Цели.
- Обобщить и систематизировать правила дифференциирования;
- Повторить алгоритм построение касательной к графику функции, схему исследования функции;
- Решение задач на применение наибольшего и наименьшего значения функции.
Оборудование. Плакат “Производная. Правила вычисления производных. Применения производной”.
Ход урока
По картам у учащихся повторение теоретического материала.
1. Дайте определение производной функции в точке. Что называется дифференциированием? Какую функцию называют дифференциируемой в точке?
(Производной функции f в точке х называется число, к которому стремится отношение
Функцию, имеющую производную в точке х 0 , называют дифференциируемой в этой точке. Нахождение производной f называется дифференциированием.)
2. Сформулируйте правила нахождения производной.
(1. Производная суммы (u + v)"=u"+v";
2. О постоянном множителе (Cu)"=Cu";
3. Производная произведения (uv)"=u"v+uv";
4. Производная дроби (u/v)"=(u"v-uv")/v 2 ;
5. Производная степенной функции (x n)"=nx n+1 .)
3. Чему равны производные следующих функций:
4. Как найти производную сложной функции?
(Надо последовательно представить ее в виде элементарных функций и взять производную по известным правилам).
5. Чему равны производные следующих функций:
6. В чем заключается геометрический смысл производной?
(Существование производной в точке эквивалентно существованию невертикальной касательной в точке (х 0 ,f(x 0)) графика функции, причем угловой коэффициент этой касательной равен f "(x 0)).
7. Какой вид имеет уравнение касательной к графику функции в точке (x 0 ,f(x 0))?
(Уравнение касательной имеет вид у=f(x 0)+f"(x 0)(x-х 0))
8. Сформулируете алгоритм построения графика функции с помощью производной.
(1. Найти ООФ.
2. Исследовать на четность.
3. Исследовать на периодичность.
4. Найти точки пересечения графика с осями координат.
5. Найти производную функции и ее критические точки.
6. Найти промежутки монотонности и экстремумы функции.
7. Построить таблицу по результатам исследования.
8. Построить график функции.)
9. Сформулировать теоремы, с помощью которых модно построить график функции.
(1. Признак возрастания (убывания).
2. Необходимый признак экстремума.
3. Признак максимума (минимума).)
10. Какие формулы существуют для приближенных вычислений функций?
Индивидуальная работа.
Уровень А (три варианта), уровень Б (один вариант).
Уровень А.
Вариант 1.
1. Запишите уравнение касательной к графику функции
f(x)=(x -1) 2 (x -3) 3 параллельной прямой у=5-24х.
2. Число 18 педставьте в виде суммы трех положительных слагаемых так, чтобы одно слагаемое было в два раза больше другого, а произведение всех трех слагаемых было наибольшим.
4. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=(x-1) e х+1 .
Вариант 2.
1. Под каким углом к оси абсцисс наклонена касательная к графику функции f(x)=0,x 2 +x-1,5 в точке с абсциссой х 0 = - 2? Напишите уравнение этой касательной и выполните рисунок к этой задаче.
2. Как в В. 1.
3. Найдите производную функции:
Уровень Б.
1. Найдите производную функции:
а) f(x) = e -5х;
б) f(x) = log 3 (2x 2 -3x+1).
2. Напишите уравение касательной к графику функции в точке с абсциссой х 0 , если f(x)=e -х, х 0 = 1.
3. Найдите промежутки возрастания и убывания функции f(x)=x·e 2х.
Итог урока.
Проверяется работа, выставляется отметка за теорию и практику.
Домашнее задание дается индивидуально:
а)повторить производные тригонометрических функций;
б)метод интервалов;
в)механический смысл производной.
2. А: №138, №142, Б: №137(а,б), №140(а).
3. Возмите производную функций:
а) f(x)=x 4 -3x 2 -7;
б) f(x)=4x 3 -6x;
в) f(x)=-2sin(2x-4);
г) f(x)=cos(2x-4).
4. Назовите схему исследования функции.
Дата: _____________________
Тема урока: Физический и геометрический смысл производной. Касательная к графику функции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Учащиеся должны знать :
что называется угловым коэффициентом прямой;
углом между прямой и осью Ох;
в чем состоит геометрический смысл производной;
уравнение касательной к графику функции;
способ построения касательной к параболе;
уметь применять теоретические знания на практике.
Задачи урока :
Образовательные: создать условия для овладения учащимися системы знаний, умений и навыков с понятиями механический и геометрический смысл производной.
Воспитательные: формировать у учащихся научное мировоззрение.
Развивающие: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, память, речь, внимание, воображение, восприятие.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
наглядные;
практические;
по мыслительной деятельности: индуктивный;
по усвоению материала: частично-поисковый, репродуктивный;
стимулирующие: поощрения;
контроля: устный фронтальный опрос.
План урока
Устные упражнения (найти производную)
Изучение нового материала
Решение заданий.
Подведение итогов урока.
Оборудование : карточки
Ход урока
“Человек лишь там чего – то добивается, где он верит в свои силы”
Л. Фейербах
I. Организационный момент.
Организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
Постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Устный счет
1. Найдите производные:
", ()" , (4sin x)", (cos2x)", (tg x)", "
2. Логический тест.
а) Вставить пропущенное выражение.
5х 3 -6х | 15х 2 -6 | |
2cosx … | ||
II. Изучение нового материала.
Пойдем по пути Ньютона и Лейбница и посмотрим, каким способом можно анализировать процесс, рассматривая его как функцию времени.
Введем несколько понятий, которые помогут нам в дальнейшем.
Графиком линей ной функции y=kx+ b является прямая, число k называют угловым коэффициентом прямой k=tg, где – угол прямой, то есть угол между этой прямой и положительным направлением оси Ох.
Рисунок 1
Рассмотрим график функции у=f(х). Проведем секущую через любые две точки, например, секущую АМ. (Рис.2)
Угловой коэффициент секущей k=tg. В прямоугольном треугольнике АМС (объясните почему?). Тогда tg = = , что с точки зрения физики есть величина средней скорости протекания любого процесса на данном промежутке времени, например, скорости изменения расстояния в механике.
Рисунок 2
Рисунок 3
Сам термин “скорость” характеризует зависимость изменения одной величины от изменения другой, и последняя необязательно должна быть временем.
Итак, тангенс угла наклона секущей tg = .
Нас интересует зависимость изменения величин в более короткий промежуток времени. Устремим приращение аргумента к нулю. Тогда правая часть формулы – производная функции в точке А (объясните почему). Если х – 0, то точка М движется по графику к точке А, значит прямая АМ приближается к некоторой прямой АВ, которая является касательной к графику функции у = f(х) в точке А . (Рис.3)
Угол наклона секущей стремится к углу наклона касательной.
Геометрический смысл производной состоит в том, что значение производной в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в точке.
Механический смысл производной.
Тангенс угла наклона касательной есть величина, показывающая мгновенную скорость изменения функции в данной точке, то есть новая характеристика изучаемого процесса. Эту величину Лейбниц назвал производной , а Ньютон говорил, что производной называется сама мгновенная скорость .
III. Решение заданий.
Показать на доске.
Угловой коэффициент касательной к кривой f(х) = х 3 в точке х 0 – 1 есть значение производной этой функции при х = 1. f’(1) = 3х 2 ; f’(1) = 3.
№ 159, № 161 – у доски.
Вопросы к классу:
Каков физический смысл производной перемещения? (Скорость).
Можно ли найти производную скорости? Используется ли эта величина в физике? Как она называется? (Ускорение).
Мгновенная скорость равна нулю. Что можно сказать о движении тела в это момент? (Это момент остановки).
Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке t 0; при переходе через точку t 0 производная меняет знак? (Тело останавливается; меняется направление движения на противоположное).
IV. Подведение итогов урока
1) В чем состоит геометрический смысл производной?
2) В чем состоит механический смысл производной?
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Цель урока:
- Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить, в чём состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
- Развитие логического мышления, исследовательских навыков, функционального мышления, математической речи.
- Выработка коммуникативных навыков в работе, способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной"
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: наглядный, частично поисковый.
Цель урока:
- Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить, в чём состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
- Развитие логического мышления, исследовательских навыков, функционального мышления, математической речи.
- Выработка коммуникативных навыков в работе, способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
План урока
I Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и девиза урока.
II Актуализация материала.
(Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока.)
Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции? Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Идёт обсуждение. Высказывания детей (да и почему, нет и почему). В процессе обсуждения приходим к выводу, что данное утверждение не верно.
Примеры.
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе. Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе.
2) Аналогично, прямая x = π не является касательной к графику
y = cos x
, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида;
(π+2 πk; 1),
где k – целое число, в каждой из которых она касается графика.
|
|
Постановка цели и задачи перед детьми на уроке:
выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Что нам для этого понадобиться?
Вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной, правила дифференцирования.
III Подготовительная работа к изучению нового материала.
Опрос материала по карточкам: (задания выполняются на доске)
1 ученик: заполнить таблицу производных элементарных функций
2 ученик: вспомни правила дифференцирования
3 ученик: составьте уравнение прямой
y = kx + 4
, проходящей через точку А(3; -2).
(y = -2x+4)
4 ученик: составьте уравнение прямей
y = 3x + b
, проходящей через точку С(4; 2).
(y = 3x – 2).
С остальными фронтальная работа.
- Сформулируйте определение производной.
- Какие из указанных прямых параллельны? у = 0,5х; у = - 0,5х; у = - 0,5х + 2. Почему?
Отгадай фамилию учёного:
Ключ к ответам
Кем был этот учёный, с чем связаны его работы, мы узнаем на следующем уроке.
Проверка ответов учащихся по карточкам.
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать её угловой
коэффициент и координаты одной точки.
- Начнём с углового коэффициента
Рисунок 3
Рассмотрим график функции
y = f(x)
дифференцируемой в точке А
(x
0
, f(x
0
))
.
Выберем на нём точку
M
(x
0
+ Δх, f(x
0
+ Δх))
и проведем секущую
AM
.
Вопрос: чему равен угловой коэффициент секущей? (∆f/∆x=tgβ)
Будем приближать по дуге точку M к точке A . В этом случае прямая AM будет поворачиваться вокруг точки A , приближаясь (для гладких линий) к некоторому предельному положению - прямой AT . Другими словами AT , обладающую таким свойством, называют касательной к графику функции y = f(x) в точке А(x 0 , f(x 0 )).
Угловой коэффициент секущей AM при AM → 0 стремится к угловому коэффициенту касательной AT Δf/Δx → f "(x 0 ) . Значение производной в точке х 0 примем за угловой коэффициент касательной. Говорят, что касательная есть предельное положение секущей при ∆х → 0 .
Существование производной функции в точке x 0 эквивалентно существованию (невертикальной) касательной в точке (x 0 , f(x 0 )) графика, при этом угловой коэффициент касательной равен f "(x 0 ) . В этом состоит геометрический смысл производной .
Определение касательной
: Касательная к графику дифференцируемой в точке
х
0
функции
f
- это прямая, проходящая через точку
(x
0
, f(x
0
))
и имеющая угловой коэффициент
f "(х
0
)
.
Проведем касательные к графику функции
y = f(x)
в точках х
1
, х
2
, х
3
, и отметим углы, которые они образуют с осью абсцисс. (Это угол, отсчитываемый в положительном направлении от положительного направления оси до прямой.)
Рисунок 4
Мы видим, что угол α 1 острый, угол α 3 тупой, а угол α 2 равен нулю, так как прямая l параллельна оси Ох. Тангенс острого угла положителен, тупого - отрицателен. Поэтому f "(х 1 )>0, f "(х 2 ) = 0, f "(х 3 )
- Выведем теперь уравнение касательной к графику функции f в точке А(x 0 , f(x 0 ) ).
Общий вид уравнения прямой y = kx + b .
- Найдём угловой коэффициент k = f "(х 0 ), получим y = f "(х0)∙x + b, f(x) = f "(х 0 )∙x + b
- Найдём b . b = f(x 0 ) - f "(х 0 )∙x 0 .
- Подставим полученные значения k и b в уравнение прямой: y = f "(х 0 )∙x + f(x 0 ) - f "(х 0 )∙x 0 или y = f(x 0 ) + f "(х 0 )(x - x 0 )
- Обобщение материала лекции.
- сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
1. Значение функции в точке касания
2. Общую производную функции
3. Значение производной в точке касания
4. Подставить найденные значения в общее уравнение касательной.
V Закрепление изученного материала.
1. Устная работа:
1) В
каких точках графика касательная к нему
а) горизонтальна;
б) образует с осью абсцисс острый угол;
в) образует с осью абсцисс тупой угол?
2) При каких значениях аргумента производная функции, заданной графиком
а) равна 0;
б) больше 0;
в) меньше 0?
|
|
3) На рисунке изображён график функции f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x 0 . Найдите значение производной функции f "(x) в точке x 0 .
Рисунок 7
2. Письменная работа.
№ 253 (а, б), № 254 (а, б). (работа на местах, с комментарием)
3. Решение опорных задач.
Рассмотрим четыре типа задач. Дети читают условие задачи, предлагают алгоритм решения, один из учеников оформляет его на доске, остальные записывают в тетрадь.
1. Если задана точка касания
Составить уравнение касательной к графику функции
f(x) = x
3
– 3x – 1
в точке М с абсциссой –2.
Решение:
- Вычислим значение функции: f(-2) =(-2) 3 – 3(-2) – 1 = -3 ;
- найдём производную функции: f "(х) = 3х 2 – 3;
- вычислим значение производной: f "(-2) = - 9.;
- подставим эти значения в уравнение касательной: y = 9(x + 2) – 3 = 9x + 15.
Ответ: y = 9x + 15.
2. По ординате точки касания.
Составить уравнение касательной в точке графика
с ординатой y
0
= 1.
Решение:
Ответ: y = –x + 2 .
3. Заданного направления.
Написать уравнения касательной к графику
y = x
3
– 2x + 7
, параллельной прямой
у = х
.
Решение.
Искомая касательная параллельна прямой
y = x
. Значит, они имеют один и тот же угловой коэффициент
k
= 1,
y"(х) = 3х2 – 2.
Абсцисса х
0
точек касания удовлетворяет уравнению
3х
2
– 2 = 1
, откуда х
0
= ±1.
Теперь можно написать уравнения касательных:
y = x + 5
и
y = x + 9
.
Ответ:
y = x + 5
,
y = x + 9
.
4. Условия касания графика и прямой.
Задача. При каких
b
прямая
y = 0,5x + b
является касательной к графику функции
f(х) =
?
Решение.
Вспомним, что угловой коэффициент касательной – это значение производной в точке касания. Угловой коэффициент данной прямой равен k = 0,5. Отсюда получаем уравнение для определения абсциссы x точки касания:
f "(х) =
= 0,5. Очевидно, его единственный корень –х = 1. Значение данной функции в этой точке у(1) = 1. Итак, координаты точки касания (1; 1). Теперь остается подобрать такое значение параметра b, при котором прямая проходит через эту точку, то есть координаты точки удовлетворяют уравнению прямой: 1 = 0,5 ·1 + b, откуда b = 0,5.
5. Самостоятельная работа обучающего характера.
Работа в парах.
Проверка: результаты решения заносятся в таблицу на доске (от каждой пары один ответ), обсуждение ответов.
6. Нахождение угла пересечения графика функции и прямой.
Углом пересечения графика функции
y = f(x)
и прямой
l
называют угол, под которым в этой же точке прямую пересекает касательная к графику функции.
№ 259 (а, б), № 260 (а) – разобрать у доски.
7. Самостоятельная работа контролирующего характера.
(работа дифференцированная, проверяет учитель к следующему уроку)
1 вариант.
2 вариант.
- В каких точках касательная к графику функции f(x) = 3х 2 - 12х + 7 параллельна оси х?
- Составьте уравнение касательной к графику функции f(x)= х 2 - 4 в точке с абсциссой х 0 = - 2. Выполните рисунок.
- Выясните, является ли прямая у = 12х – 10 касательной к графику функции у = 4х 3 .
3 вариант.
VI Подведение итогов урока.
1. Ответы на вопросы
- что называется касательной к графику функции в точке?
- в чём заключается геометрический смысл производной?
- сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
2. Вспомните цели и задачи урока, достигли ли мы данной цели?
3. В чём были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
4. Выставление отметок за урок.
VII Комментарий домашнего задания: п. 19 (1, 2), № 253 (в), № 255 (г), № 256 (г), № 257 (г), № 259 (г). Подготовить сообщение о Лейбнице.
Литература
1. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Составители:. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М.: Просвещение, 2008.
2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса / Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2008.
3. Мультимедийный диск фирмы «1С». 1С: Репетитор. Математика (ч. 1) + Варианты ЕГЭ. 2006.
4. Открытый банк заданий по математике/ http://mathege.ru/