Звучат позывные вечера. Выходят глашатаи.
1г. Внимание! Внимание!
ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем.
Хоровая декламация стихотворения Г. Виеру "РОДНОЙ ЯЗЫК".
Внемлю звукам, с детства милым.
Рад, что мир назвался миром.
И что хлеб зовется хлебом,
Мама - мамой, небо - небом.
Не умолкни речь родная,
Тот язык, что сердцем знаю.
В нежной песне, в слове метком
Так красиво все зовется!
Солнце называют - солнцем,
Птицу - птицей, лето - летом,
И рассвет зовут рассветом.
Вечно здравствуй, РЕЧЬ РОДНАЯ
Тот язык, что сердцем знаю!
В нежной песне, в слове метко
Вед. "Солнце останавливали словом, словом разрушали города".
Вед. История России доказала и справедливость фразы "Словом можно полки за собой повести".
Гаснет свет. Луч прожектора высвечивает юношу, одетого в костюм эпохи Петра Великого.
ЧТЕНИЕ "ПРИКАЗА ПЕТРА I ПЕРЕД ПОЛТАВСКОЙ БИТВОЙ".
ЧТЕЦ: ...Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего. ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ. М. Матусовский:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, от острых осколков.
ЧТЕЦ: ...Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молодая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку... И вот музей открыли. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова... Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам, вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый входящий, были слова: "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ В. ШЕФНЕРА "СЛОВА". РОССИЯДА: стихотворение М. Румянцевой "Баллада о седых".
ПЕСНЯ "Снег седины".
ВЕД.: Слово человеческое! Какая другая сила в мире может сравниться с erо силой". /А. Югов/."
ВЕД.: Недаром мы помним слова В. Маяковского: «СЛОВО - ПОЛКОВОДЕЦ ЧЕЛОВЕЧЬЕЙ СИЛЫ".
ВЕД. "Самое важное в жизни - слово. Из-за них люди шли на костры". /М. Зощенко/.
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ М.БОРИСОВА "СЛОВО".
Мысль точно корень, прорыла песок,
Соком вскормила чудесный цветок -
Звучное слово.
Свежее, дивно мерцая, оно
Светом эпохи озарено -
Вещее слово.
Робко покинув сердечную глубь,
Бьется оно в берегах наших губ –
Верное слово.
Если же в мире буря и мрак,
С берега светит надежный маяк –
Точное слово.
В хаосе зыбком - вечный творец,
Жизни разумной достойный венец –
Мудрое слово!
РОССИЯДА: Слушая песни, мы убедились в справедливости слов А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
Рус. Яз.: Да, от века назначение слова - держать землю. А назначение человека - ДЕРЖАТЬ СЛОВО.
РОС: Ну, а кто лучше всех это делает, как не УЧИТЕЛЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ!
РУС.Я.: Мы приглашаем вас, дорогие друзья, в гостиную учителей русского языка и литературы.
В ГОСТИНОЙ МО УЧИТЕЛЕЙ - ФИЛОЛОГОВ.
Звучит музыка.
Вступительное слово руководителя Ивановой Г.А.
Исполнение «Гимна филологов», /слова профессора ЧГПИ Маловицкого Л.
1.Это правда, что физики в моде,
но и лирики тоже в чести.
Даже физик, друзья, о катоде
речь с любимой не будет вести.
ПРИПЕВ: Каждый знает, что все на свете
Через слово вторгается в жизнь.
И филолог причастен к той ракете,
Что взметнулась в небесную высь.
2.Мы и старославянский осилим,
зарубежную сможем познать,
Чтоб Жорж Санд не зачислить в мужчины,
и чтоб язык научить уважать.
3.Сохраним мы любовь нашу к слову,
до конца со студенческих лет.
Мы, филологи, вечно готовы
славить наш дорогой факультет.
РАЗГОВОР НА ТЕМУ: «НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ? НАД СОБОЙ СМЕЕТЕСЬ!»
/Смешные случаи на уроках в АСШ - из опыта работы./
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ "КАРНАВАЛ СТИЛИСТИКИ"
ВЕД.: Восточная мудрость гласит: "Не тот , кто оседлал коня лихого, слово оседлал, герой - властитель слова".
ВЕД.: Для вас, властители слова "Русский вальс".
Танцует хореографический коллектив под руководством Кукушкиной С.Г.
Звучит музыка, расстилается ковровая дорожка. Со сцены спускаются участники, одетые в костюмы, подчеркивающие принадлежность к той или иной части речи или выразительному средству языка. Каждый держит щит - изречение о слове, языке... Изречение может быть деталью костюма...
Ведущий комментирует под соответствующую музыку. ПРИМЕРНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ:
В хорошем слове благодать целого дня.
Бранью уважать себя не заставишь.
Слова, умеют сечь и жечь и их положено беречь.
- "Когда слово не бьет, то палка не поможет".
Слова - ступеньки на пути для тех, кто хочет вверх идти.
Лучше бессловная корова, чем болтун, не берегущий слова.
Прекраснейшее слово "ДОРОГОЙ" как много чувств оно вмещает, соперничая с радугой-дугой. /Л. Татьяничева/.
Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первые места я бы поставил слова: ХЛЕБ, ТРУД, НАРОД" /В. Сухомлинский/.
В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть: ОТЕЧЕСТВО, ВЕРНОСТЬ, БРАТСТВО. А ЕСТЬ ЕЩЕ СЛОВО ЧЕСТЬ.../А. Яшин/.
Давно в народе сказано,
Как водится в роду,
Худое слово вымолвишь –
И попадешь в беду.
Будь своему слову хозяин.
Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
Не расточай слова - вот мой тебе совет.
Выслушивай сперва, потом давай ответ.
ХОРОВАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ - А. ЯШИН "Я ЛЮБЛЮ СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК".
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
«Вечер русского языка»
Тематический вечер: «Я люблю свой родной язык!»
Выполнила: Брыкова Л.Н.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Минеевская ООШ».
Пояснительная записка.
Лингвистический КВН «Я люблю свой родной язык!» является отчётом кружка русского языка о своей работе. Участвовать могут учащиеся 5 – 6 классов.
Подготовка делится на четыре этапа:
1) выбрать название команды и девиз;
2) подготовить приветствие жюри, болельщикам, учителю.
4) выбрать капитана команды.
Лингвистический КВН состоит из таких конкурсов : «Покажи предложение», «Этимологический словарь», «Допиши слог до слова», «Множественное число», «Назови пару», «Скороговорки», «Телеграмма», «Рассказ на одну букву», «Синонимы и антонимы», конкурс капитанов.
Продолжительность КВНа – 30 – 40 минут.
Данный сценарий составлен на основании материала книги «Предметная неделя русского языка в школе» С.В.Водолазькой.
Считаю, что внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Надо понимать необходимость укрепления роли русского языка в усвоении учащимися всех знаний в целом, упрочения его фундоментального значения для общего образования и развития. Со стороны самих школьников тоже растёт живой интерес к слову, стремление правильно и выразительно строить свою речь. Ведь современному обществу нужны активные, сообразительные, здравомыслящие, находчивые люди, способные к нестандартным решениям, к компромиссам. Учащиеся должны уметь справляться с жизненными проблемами. Это мероприятие должно вызвать у детей интерес к русскому языку, способствовать лучшему усвоению правил. Я выбрала форму проведения - (КВН), т. к. уверена, что в игре лучше запоминается материал урока. КВН – это увлекательное и широко образовательное мероприятие. Готовится КВН заблаговременно и оказывает массовое воздействие на учащихся.
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
1. углубить и расширить знания учащихся, полученных на уроках;
2. повысить общую языковую культуру;
3. пробудить интерес к русскому языку как к учебному предмету;
4. привить любовь к великому русскому языку.
Методы: практический, игровой, объяснительно – репродуктивный, частично – поисковый.
Оформление кабинета: плакаты со словами известных писателей о русском языке, компьютерная презентация.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет…
План мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Представление команд.
Проведение конкурсов.
Подведение итогов.
Система судейства: библиотекарь, учащиеся старших классов.
До начала КВНа необходимо поставить столы и стулья для участников.
Звучит прекрасная мелодия. Гости проходят по пригласительным билетам, рассаживаются.
Ход мероприятия.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас необычный вечер. Мы проводим КВН юных филологов. Встречаются две команды: сборные из 5-6 классов. Им предстоит нелёгкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями.
(Команды приглашаются на сцену).
2. Представление команд, конкурс первый.
В нём команды должны представить следующее:
Своё название;
Девиз;
Песню команды;
Приветствие учителю;
Приветствие жюри;
Приветствие соперникам;
Приветствие болельщикам;
Разминка.
1. Какое слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (аз – бу – ка).
2. В каких словах по сто согласных? (сто – л, сто – н, сто – г).
3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
4. В каком глаголе «нет» слышится сто раз? (сто – нет).
5. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс «ик»: дом- ик).
Конкурс «Покажи предложение».
В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками препинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление даётся 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.
Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.
В этом конкурсе тренируется память и быстрота реакций, напрямую зависящая от непосредственного знания предмета.
Домашнее задание. Игра «Смешной этимологический словарь».
Ведущий: Дома наши игроки попробовали себя в роли настоящих этимологов и составили маленькие словари из предложенных им слов. Давайте послушаем, что у них получилось.
Первой команде предлагаются слова: астрология, баранка, весельчак, головотяп, джинсы, дурман, жатва, заморыш, курятник, отрасль, пломбир, противень, стенография, четвертовать, этажерка.
Второй команде: бездарь, волнушка, грабли, графин, драп, жаргон, заголовок, изверг, проигрыватель, простынь, саженец, соска, стриж, тысячелистник, хлопоты.
Конкурс «Допиши слог до слова».
Игроки выстраиваются в две линии – друг против друга. Игрок первой команды говорит стоящему напротив сопернику слог; соперник, в свою очередь, должен дополнить слог до слова и сказать слог игроку из первой команды. Затем подобными же слогами и словами обменивается вторая пара игроков, и так дальше по цепочке.
Конкурс – на скорость.
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКАВеликое русское слово...
А.А. Ахматова
Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира.
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
плакаты с высказываниями о русском языке;
школьные газеты о русском языке;
аудиозаписи песен;
портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;
рисунки учащихся к фразеологизмам
мультимедийное оборудование
Подготовка:
изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
выпуск газет о русском языке;
знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
оформление рисунков к фразеологизмам;
подбор пословиц и поговорок о языке.
1-й ведущий. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку - главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать!
^ 2-й ведущий. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
^ Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Учитель. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
^
1-й ведущий.
А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викто
рину на лучшего знатока высказываний о русском языке.
Назовите авторов следующих высказываний:
Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский
.)
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь .)
С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский .)
Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький .)
^ 2-й ведущий. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя.
^
На фоне музыки звучат стихи.
Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
Ростислав Братунь, украинский поэт:
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата –
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли,
Порыв к тому, о чем мечтал.
А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
^
1-й ведущий.
О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык)
Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
^ Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.
Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет.
Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
^
2-й ведущий.
О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет -
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...»
^
1-й ведущий.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.
Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с ис пользованием фразеологизмов .
(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)
^ Игра с залом. Загадки-складки.
2-й ведущий.
Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят... (водой не разольешь
).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу ).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова ).
Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут ).
1-й ведущий. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки.
Два актера разыгрывают сценку.
Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? - спрашиваю.
Нормально, - отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Нормально.
Вот так поговорили!
2-й ведущий.
Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников.
Старший задает вопрос младшему:
Как дела?
У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да?
А что там лошадь была?
Какая лошадь?
Ну-ка, давай все с начала.
Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль…
Без свечки?
А что это за фитиль?
Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету…
Он на чем подкатил, на велосипеде?
Да нет, велосипед у шкета был.
У какого шкета?
Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем.
С кем, с кем?
Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал.
У него что, чесалось что-нибудь?
Да нет, попилил он.
Ну и как, распилил?
Что распилил?
Ну, велик?
Ну этим самым, шнобелем.
Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся.
А почему варежка, он что зимой дерябнулся?
Да нет не было там никакой зимы, там училка была.
Учительница, ты хочешь сказать?
Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся.
Как гикнулся?
А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно?
Понятно!
^
1-й ведущий.
Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными.
^ Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль»
(Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.)
П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, которадверь".
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан.
И ведомо.
2-й в е д у щ и й.
А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей?
^
1-й ведущий.
Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов.
^
2-й ведущий.
Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
Учитель. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА РУССКОГО ЯЗЫКА И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово... А.А. Ахматова Цель: привить детям любовь к языку; повысить их общую языковую культуру; приобщить учащихся к искусству слова; развить художественное восприятие окружающего мира. Задачи: - углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка; - способствовать развитию интереса к родному языку; - воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову. Оборудование: 1) плакаты с высказываниями о русском языке; 2) школьные газеты о русском языке; 3) аудиозаписи песен; 4) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой; 5) рисунки учащихся к фразеологизмам 6) мультимедийное оборудование Подготовка: 1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке; 2) выпуск газет о русском языке; 3) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке; 4) оформление рисунков к фразеологизмам; 5) подбор пословиц и поговорок о языке. Ход в е ч е р а: 1-й в е д у щ и й. Дорогие учителя и учащиеся! Закончилась неделя пед.наук, посвященная Международному дню родного языка. Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что вам не придется скучать! 2-й в е д у щ и й. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». Звучит песня «С чего начинается Родина?» У ч и т е л ь. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу. Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета, Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка. 1-й в е д у щ и й. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите авторов следующих высказываний: Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.) С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.) Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. (М. Горький.) 2-й в е д у щ и й. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и самих себя. На фоне музыки звучат стихи. Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса: Родной язык! Он с детства мне знаком. На нем впервые я сказала «мама», На нем клялась я в верности упрямой, И каждый вздох понятен мне на нем. Родной язык! Он дорог мне, он мой, На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышать Мне лепет птиц зеленою весной... Но, как родной, Люблю язык я русский. Он нужен мне, как небо, Каждый миг, На нем живые, трепетные чувства Открылись мне: И мир открылся в них. Я поняла на русском слово «счастье». Большое счастье жить в большой стране, С ним не боюсь я горя и ненастья, С ним не сгорю я ни в каком огне. Текут две речки в сердце, не мелея, Становятся единою рекой... Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – Стану я глухой. Ростислав Братунь, украинский поэт: Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал. Поэт свои мечты о воле Еще мальцу мне завещал. Храню я эту книгу свято: По ней отец, простой мужик, Учил любить родного брата – Народ Руси, его язык. Язык России я не в школе – По книге Пушкина узнал, Как правды знаменье и воли, Порыв к тому, о чем мечтал. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер: Есть слова - словно раны, слова - словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь; Повторять их не смею на каждом шагу, Как знамена в чехле, их в душе берегу. 1-й в е д у щ и й. О языке народ сложил много пословиц и поговорок. (Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок со словом язык) Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись. 2-й в е д у щ и й. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало «воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперед: «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!» А гуси и утки сухие всегда! Заметили люди: «Как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идет «Под камень лежачий вода не течет». Сказать болтуну мы порою не прочь: «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!» Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? «Не дело, мол, воду носить решетом!» Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» 1-й в е д у щ и й. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения. Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов. (Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать косточки, за семь верст киселя хлебать и др.) Игра с залом. Загадки-складки. 2-й в е д у щ и й. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы. Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь. О них обычно говорят... (водой не разольешь). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь... (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова). Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут). 1-й в е д у щ и й. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у героев следующей сценки. Два актера разыгрывают сценку. Встретил я как-то одного приятеля. Давно не виделись с ним. -Как живешь? - спрашиваю. - Нормально, - отвечает. - А с учебой как? - Нормально. -Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке? -Нормально. Вот так поговорили! 2-й в е д у щ и й. Мы любуемся речью, когда не нужно угадывать ее смысла, когда в ней все понятно. Но всегда ли мы любуемся речью? Послушайте ваших сверстников. Старший задает вопрос младшему: - Как дела? - У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клёво, да? - А что там лошадь была? - Какая лошадь? - Ну-ка, давай все с начала. - Ну давайте. И чего вы не поняли?! Значит, один фитиль… - Без свечки? - Без. - А что это за фитиль? - Ну, парень один, длинный, подкатил к шкету… - Он на чем подкатил, на велосипеде? - Да нет, велосипед у шкета был. - У какого шкета? - Ну, шибздик один. Вы его знаете. Ходит здесь вот с таким шнобелем. - С кем, с кем? - Да не с кем, а с чем. Нос у него в виде шнобеля. Ну вот, говорит, дай велик погонять. Сел и почесал. - У него что, чесалось что-нибудь? - Да нет, попилил он. - Ну и как, распилил? - Что распилил? - Ну, велик? - Чем? - Ну этим самым, шнобелем. - Да нет, шнобель у шкета был. А у фитиля фингал. Он варежку-то разинул, вот и дерябнулся. - А почему варежка, он что зимой дерябнулся? - Да нет не было там никакой зимы, там училка была. - Учительница, ты хочешь сказать? -Ну да, с фингалом, то есть с великом, нет, с катушками. Но сама-то укатка, что велик гикнулся. - Как гикнулся? - А так, накрылся. На мелкие кусочки. Теперь понятно? - Понятно! 1-й в е д у щ и й. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеял невежество, лень, тупость, необразованность. Но не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными. Инсценирование фрагментов комедии «Недоросль» (Действие IV, явление 8. Роли: Правдин, Митрофан, Стародум.) П р а в д и н (взяв книгу). Это грамматика. Что же вы в ней знаете? Митрофан. Много. Существительнадаприлагательна. П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, которадверь". Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. П р а в д и н. Почему же? М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та, покамест, существительна. С т а р о д у м. Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо. 2-й в е д у щ и й. А вы встречали такого Митрофанушку среди своих знакомых, друзей? 1-й в е д у щ и й. Такие ошибки в речи не только смешны, но и страшны. А ведь именно язык связывает нас с родиной, ее традициями и культурой! Каждый в ответе за то, чтобы сохранить «красивый русский язык», язык прадедов, дедов, отцов. 2-й в е д у щ и й. Вспомним стихотворение И. Бунина «Слово»: Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас другого достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный - речь. У ч и т е л ь. Послушайте стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! Учитель. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется вспомнить и прочитать прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
ВЕЧЕР РУССКОГО ЯЗЫКА
Великое русское слово...
А.А. Ахматова
Задачи:
углубить знания учащихся о богатстве, выразительности, образности русского языка;
способствовать развитию интереса к родному языку;
воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к слову.
Оборудование:
1) плакаты с высказываниями о русском языке;
2) школьные газеты о русском языке;
3) магнитофонные записи песен;
1) портреты М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, А.А. Ахматовой;
5) рисунки учащихся к фразеологизмам.
Подготовка:
1) изготовление плакатов с высказываниями о русском языке;
2) выпуск газет о русском языке;
1) знакомство учащихся со сборниками высказываний о русском языке;
3) оформление рисунков к фразеологизмам;
2) подбор песен с нарушением орфоэпических, лексических, грамматических норм.
Ход
З а н я т и я:
1й в е д у щ и й. Дорогие друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере, посвященном родному языку
главному достоинству нашего народа. Сегодня вы услышите много интересного: высказывания о родном
языке, стихи и рассказы, пословицы и поговорки; посмотрите занимательные сценки. Надеемся, что
вам не придется скучать!
2й в е д у щ и й. А.Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колы
белью... Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
1й у ч и т е л ь. Мы все помним прекрасные строчки стихотворения в прозе «Русский язык»
И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне
поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не
впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был
дан великому народу!»
2й у ч и т е л ь. Русский язык дан нашему народу, и мы имеем возможность познавать его
богатства, красоту, величие не только на уроках русского языка, но и читая классическую литературу.
Бессмертные произведения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова, Достоевского, Тютчева, Фета,
Блока, Есенина дали миру неповторимые примеры образности и выразительности языка.
1й в е д у щ и й. А сколько замечательных слов сказано о русском языке! Чтобы убедиться в
этом, давайте проведем викторину на лучшего знатока высказываний о русском языке. Назовите
авторов следующих высказываний:
1.Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с
друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы
он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными
говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость
греческого и латинского языка. (М.В. Ломоносов.)
2.Русский язык богат и выразителен. (В.Г. Белинский.)
3.Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок. (Н.В. Гоголь.)
4.С русским языком можно творить чудеса. (К.Г. Паустовский.)
5.Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться
легко и красиво владеть им. (М. Горький.)
2й в е д у щ и й. Сейчас прозвучат стихи поэтов разных национальностей. Вы услышите
признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать
мир и самих себя.
1й чтец. Мурат Паранук, адыгейский поэт:
На фоне музыки звучат стихи.
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг,
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту,
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта,
Мне ставшая родною речь.
2й чтец. Танзиля Зумакулова, кабардинобалкарская поэтесса:
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье».
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
3й чтец. Ростислав Братунь, украинский поэт:
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал.
Поэт свои мечты о воле
Еще мальцу мне завещал.
Храню я эту книгу свято:
По ней отец, простой мужик,
Учил любить родного брата –
Народ Руси, его язык.
Язык России я не в школе –
По книге Пушкина узнал,
Как правды знаменье и воли,
Порыв к тому, о чем мечтал.
4й ч т е ц. А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:
Есть слова словно раны, слова словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
1й в е д у щ и й. О языке народ сложил много пословиц и поговорок.
(Возможно проведение викторины на знание пословиц и поговорок.)
5й чтец. Язык до Киева доведет. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
6й чтец. Язык говорит, а голова не ведает. Язык голову кормит, он же и спину портит.
5й чтец. Язык мал: великим человеком шатает. Язык мой враг мой: прежде ума рыщет.
6й чтец. Языком болтай, а рукам воли не давай. Языком не спеши, а делом не ленись.
2й в е д у щ и й. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее... Эзоп купил
языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только эти языки. Эзоп
ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть лучше языка! При помощи языка
строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем
знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы,
просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги,
выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
1й в е д у щ и й. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп к обеду приобрел самое худшее.
Эзоп пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел
мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и
разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить,
ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать
города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть чтонибудь хуже языка?» Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать
ответ Эзопа.
2й в е д у щ и й. О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней
памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые
были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели
«давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, дает возможность лучше постигнуть язык,
более сознательно им пользоваться.
7й чтец. Бывает частенько, что слово одно,
Но очень поразному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало «воды утекло»,
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки сухие всегда!
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!»
Лентяй отдыхает, а время идет
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, водуто в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
«Не дело, мол, воду носить решетом!»
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихахто вода...»
1й в е д у щ и й. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание?
Учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения.
Объявляется конкурс на лучший рассказ по рисункам с использованием фразеологизмов.
(Например, провалиться на экзамене, вставлять палки в колеса, плакать в жилетку, перемывать
косточки, за семь верст киселя хлебать и др.)
1й в е д у щ и й. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологизмы.
Игра с залом. Загадкискладки.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят... (водой не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь... (медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова, поют... (кто в лес, кто по дрова).
Ребята слушать их не станут: от этой песни... (уши вянут).
2й в е д у щ и й. Трудно общаться с теми, чей словарный запас беден, а язык невыразителен, как у
героев следующей сценки.
Два актера разыгрывают сценку.
Встретил я както одного приятеля. Давно не виделись с ним.
Как живешь? спрашиваю.
Нормально, - отвечает.
А с учебой как?
Нормально.
Ты, говорят, болел? Теперь все в порядке?
Нормально.
Вот так поговорили!
1й в е д у щ и й. Плохо, однако, и когда речь человека перенасыщена неуместно употребляемой
лексикой так, как в рассказешутке «Сотрудник института синонимов».
Сценку разыгрывают три актера.
Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.
В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.
Моя фамилия Михайлов, отрекомендовался посетитель.
А моя Сидорчук, сказал начальник ЖЭКа.
Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов. Синонимы это слова,
близкие по смыслу, значению...
Ну и что?
Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не надо меня торопить, погонять,
понукать, подхлестывать, подстегивать...
Товарищ Михайлов, я всетаки хотел бы...
Хотеть делать, желать, стремиться это еще не значит сделать, совершить, произвести,
сотворить...
Но что я должен сотворить? Что? взорвался Сидорчук.
Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я
прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле,
взаправду проживаю по улице Моторной, 10.
Наконецто вы сказали, в чем дело. Только... вот такой справки я выдать не могу. Их выдает
паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.
Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице...
Но есть же субординация, начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать
очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.
Вот возьмите, сказал он, вновь войдя в кабинет. Только, пожалуйста, уходите, выйдите,
удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните...
Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью
паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:
Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти
себе применение.
А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печатьто я ему не
поставил. Так что придется ему всетаки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать,
притопать...»
2й в е д у щ и й. Ребята, вы ходите в школу, чтобы учиться, получать знания, стать грамотными и
культурными людьми. Еще в XVIII веке писатель Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» в Наш дар бесценный речь.
2й у ч и т е л ь. Наш вечер подходит к завершению. В заключение хочется прочитать
стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой
Отечественной войны.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!