Сострадание на войне аргументы. Милосердие во время войны аргументы. Сочинение проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы егэ. Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

Проявить сострадание к врагу способны только сильные люди, знающие цену человеческой жизни. Так, в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого есть интересный эпизод, описывающий отношение русских солдат к французам. В ночном лесу рота солдат грелась у костра. Неожиданно они услышали шорох и увидели двух французских солдат, несмотря на военное время не побоявшихся подойти к врагу. Они были очень слабы и еле держались на ногах. Один из солдат, одежда которого выдавала в нем офицера, без сил упал на землю. Солдаты постелили больному шинель и принесли обоим каши и водки. Это были офицер Рамбаль и его денщик Морель. Офицер так замерз, что не мог даже передвигаться, поэтому русские солдаты взяли его на руки и отнесли в избу, которую занимал полковник. По дороге он называл их добрыми друзьями, в то время как его денщик, уже изрядно захмелев, напевал французские песни, сидя между русскими солдатами. Эта история учит нас тому, что даже в трудные времена нужно оставаться человеком, не добивать слабого, проявлять сострадание и милосердие.

Л. Н. Толстой « Война и мир »

На первый взгляд кажется, что в романе «Война и мир» семьи Болконских и Ростовых – это два разных полюса, два абсолютно разных мировоззрения.
Если для Ростовых главное – эмоции, то для Болконских во главе стоит порядок, раз и навсегда заведенный ими. Но есть и общие черты, одна из которых – любовь к друг другу, все их поступки продиктованы добрыми
намерениями. Графиня Ростова искренне предана своим детям, она не может равнодушно принять новость о гибели сына, и это боль понятна и младшей дочери, которая никогда не позволит себе оставить мать в горе одну. Наташа отзывчива и добра. Эти качества в ней воспитали родители.
Говоря о семье Болконских, следует обратить внимание на то, что старый князь, на первый взгляд, кажется жестоким и равнодушным по отношению к детям, но все его слова и поступки продиктованы любовью к ним. За внешней суровостью старикаБолконского скрывается доброе, любящее сердце отца. Так, он хочет Марье только добра, а она, в свою очередь, слепо ему подчиняется, боясь огорчить старика.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» затрагивается вопрос жестокого отношения детей к родителям. На примере фигуры Е.Базарова читатель видит, какую боль причиняет равнодушие: он не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы, заботясь о своем Енюше, но сына тяготит это внимание, он занят своими интересами. Базаров даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, лишь перед смертью герой понимает, что в основе семейных отношений должна лежать доброта, и просит Одинцову позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…»

К.Г. Паустовский « Телеграмма »

Сюжет рассказа Паустовского повествует о жизни Катерины Петровны, пожилой женщины, одиноко ждавшей приезда дочери. Настя живет в большом городе, работает секретарем в союзе художников. На работе ее уважают, она старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным, отзывчивым, добрым в отношении к окружающим людям. Героиня помогает молодому скульптору с организацией выставки, понимая, как это для него важно. Но в то же время равнодушно кладет в сумку телеграмму с известием о скорой кончине матери, даже не читая ее. Этот поступок есть не что иное, как проявление жестокости к самому родному человеку. И лишь потеряв мать, Настя осознает, что дочерний долг не должен сводиться только к денежному переводу, близкие люди нуждаются во внимании, любви, поддержке, а равнодушие их «убивает».
Не всегда жестокость проявляется в конкретных действиях, подчас достаточно просто отстраниться. Настя поняла это слишком поздно, когда прощение просить было уже не у кого.
Мудрее оказывается героиня рассказа Б. Екимова «Говори, мама, говори…». Молодая женщина вовремя понимает, что жалеть надо не деньги, отданные за телефонные переговоры, а престарелую мать, чья жизнь может оборваться в любой момент. Дочь осознает, что, равнодушно обрывая рассказ матери, она наносит ей жестокую обиду.

А. Платонов « Юшка »
Еще одним героем русской литературы, которому приходится терпеть жестокость окружающих, является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, прозванный в народе Юшкой. Очень часто дети и взрослые обижают Юшку, бьют, кидают в него камни, песок и землю, но он всё терпит, не обижается и не сердится на них. Порой ребята пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, и иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь».
Заработанные деньги Юшка не тратит, пьёт только пустую воду. Каждое лето он куда-то уезжает, но никто не знает, куда именно, а Юшка не признаётся, называет разные места.
С каждым годом Юшка от чахотки становится всё слабее. Однажды летом, вместо того, чтобы уехать, он остаётся дома. А вечером, возвращаясь
из кузницы, впервые в жизни, отвечает на жестокие нападки потешающегося над ним прохожего. Ефим Дмитриевич заявляет, что, если он родился, значит, для чего-то на этой земле нужен. Не ожидавший отпора обидчик, толкает Юшку в больную грудь, тот падает и умирает.
Особое внимание в повествовании уделено приемной дочери героя, к которой он и ездил все эти годы, отвозя заработанный деньги для ее содержания в пансионе.
Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела его вылечить. Ей никто не сообщил, что Юшка умер - он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать.
Героиня остаётся работать в городе, бескорыстно помогает людям, и все называют её «Юшкиной дочерью», вот так добро порождает добро.

Аргумент из романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?".
Какова роль добра в жизни человека?

Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.
В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

Аргумент из романа Б.Л. Васильев "Не стреляйте в белых лебедей". Жестокость по отношению к природе.

Один из главных героев Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».

Аргумент из романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме". Доброта по отношению к людям, ее роль в жизни человека. Что делает человека добрым? Как человек учиться доброте?
Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.

Аргумент из романа Дэвида Митчелла "Облачный атлас". Доброта и человечность, их роль в жизни людей.

Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.


Есть ли милосердие на войне? Я считаю, что да, без неё на войне не было бы и светлого лучика счастья. Многие поколения людей задавались этим вопросом. Война - одно из самых жестоких изобретений человечества. Именно во время военных действий мы видим жестокость во всех её проявлениях. Но как говорится в русской пословице «мир не без добрых людей». На войне мы можем наблюдать милосердие и сострадание человека. Тему милосердия на войне часто затрагивали русские поэты и писатели в своих произведениях. Одним из таких ярких литературных примеров является роман-эпопея «Война и Мир»

Л. Н. Толстого.

Обратимся к проявляет милосердия на войне на примере семьи Ростовых. Наташа Ростова своим примером показывает нам одно из важнейших человеческих качеств- милосердие.

Пока все в спешке собирают свои вещи и покидают, оккупированную французами Москву, девушка распоряжается о том, чтобы оставить подводы для перевозки раненых, а не везти на них собственные вещи. Также, Ростовы оставляют свой дом, для того чтобы раненые солдаты могли расположиться там. На данном примере, автор хотел показать, что для Наташи Ростовой гораздо важнее помочь людям в беде, чем заботиться о своём материальном благополучии.

Ещё одним примером проявления милосердия на войне является произведение В. А. Закруткина «Матерь человеческая». Милосердные поступки мы можем видеть в действиях главной героини Марии, которая борется за свою жизнь во время Великой Отечественной войны. Мария спасает раненого солдата-немца, хотя понимает, что он из числа армии тех, кто убивает её народ. Но с другой стороны, она осознает, то что это обычный парень, которого насильно отправили на фронт и дали в руки оружие, ведь этот молодой немец не хотел никого убивать. Также, главная героиня спасает и принимает под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор. В данном произведении В. А. Закруткин показал проявление материнских чувств и милосердия, а также, как эти качества человека спасли не одну людскую жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проявление милосердия на войне спасает чью-то невинную жизнь. Ведь человек прежде всего должен сохранять в себе человечность, какой бы страшной и жестокой не была ситуация, в которой он оказался.

Обновлено: 2019-10-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Проблема проявления человечности на войне. По Б. Л. Васильеву

Борис Львович Васильев - русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, который в своих произведениях ставит важные нравственные и философские проблемы. Предложенный для анализа текст представляет собой отрывок из повести «В списках не значился» о защитнике Брестской крепости Николае Плужникове, который до последнего сражался с врагами.

В предлагаемом отрывке автор пытается понять, как вести себя на войне по отношению к пленному врагу. Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу, писатель знакомит нас с одним военным эпизодом. Главный герой лейтенант Плужников неожиданно наткнулся на двух немцев. Реакция сработала мгновенно: он выстрелил и убил одного немца. Но затем произошла осечка, патрон заклинило. Больше всего Николая поразил тот факт, что немец не стрелял, а покорно ждал, когда русский вытащит застрявший патрон. Николай взял немца в плен и привёл в подземелье. Здесь находилась девушка Мирра, которая очень боялась, что её любимый человек застрелит пленного немца. Девушка знала немецкий язык и поняла из объяснений немца, что он рабочий, у него есть дети, он пошёл воевать не по своей воле. Позже лейтенант признался, что не смог застрелить пленного. Мирра поддержала его в этом поступке. Он отказался от расстрела пленного не только из-за любимой девушки Мирры, но он сделал это и для себя, «для своей совести, которая хотела остаться чистой».

Писатель пытается убедить своих читателей в том, что на войне не нужно терять своей человечности, нужно пощадить пленного врага, проявить милосердие.

В русской литературе есть немало примеров проявления человечности по отношению к пленённым врагам. Например, в поэме А. С. Пушкина «Полтава» Пётр Первый после знаменательной победы над шведами пригласил побеждённого противника на пир, где провозгласил тост «за учителей своих», то есть шведов, которые научили русских побеждать.

В заключение подчеркну, что милосердие к пленённому и побеждённому врагу - это национальная черта русского характера.

Текст Б.Л. Васильева

(1)Встреча произошла неожиданно. (2)Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (З)Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым. (4)Он уже выработал в себе молниеносную реакцию, и только она до сих пор спасала его.

(5)А второго немца спасла случайность, которая могла стоить Плужникову жизни. (6)Его автомат выпустил короткую очередь, первый немец рухнул на кирпичи, а патрон перекосило при подаче. (7)Пока Плужников судорожно дёргал затвор, второй немец мог бы давно прикончить его или убежать, но вместо этого он упал на колени. (8)И покорно ждал, пока Плужников вышибет застрявший патрон.

— (9)Комм, — сказал Плужников, указав автоматом, куда следовало идти.

(10)Они перебежали через двор, пробрались в подземелья, и немец первым влез в тускло освещённый каземат. (11)И здесь вдруг остановился, увидев девушку у длинного дощатого стола.

— (14)Ничего не понимаю, — растерянно сказал Плужников. — (15)Тарахтит.

— (16)Рабочий он, — сообразила Мирра, — видишь, руки показывает?

— (17)Дела, — озадаченно протянул Плужников. — (18)Может, он наших пленных охраняет?

(19)Мирра перевела вопрос. (20)Немец слушал, часто кивая, и разразился длинной тирадой, как только она замолчала.

— (21)Пленных охраняют другие, — не очень уверенно переводила девушка. — (22)Им приказано охранять входы и выходы из крепости. (23)Они — караульная команда. (24)Он — настоящий немец, а крепость штурмовали австрияки из сорок пятой дивизии, земляки самого фюрера. (25)А он — рабочий, мобилизован в апреле...

(26)Немец опять что-то затараторил, замахал руками. (27)Потом вдруг торжественно погрозил пальцем Мирре и неторопливо, важно достал из кармана чёрный пакет, склеенный из автомобильной резины. (28)Вытащил из пакета четыре фотографии и положил на стол.

— (29)Дети, — вздохнула Мирра. — (30)Детишек своих кажет.

(31)Плужников поднялся, взял автомат:

(32)Немец, пошатываясь, постоял у стола и медленно пошёл к лазу.

(33)Они оба знали, что им предстоит. (34)Немец брёл, тяжело волоча ноги, трясущимися руками все обирая и обирая полы мятого мундира. (35)Спина его вдруг начала потеть, по мундиру поползло тёмное пятно.

(36)А Плужникову предстояло убить его. (37)Вывести наверх и в упор шарахнуть из автомата в эту вдруг вспотевшую сутулую спину. (38)Спину, которая прикрывала троих детей. (39)Конечно же, этот немец не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрёл он в эти страшные развалины, пропахшие дымом, копотью и человеческой гнилью. (40)Конечно, нет. (41)Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд.

— (42)Шнель! (43)Шнель!

(44)Немец сделал шаг, ноги его подломились, и он упал на колени. (45)Плужников ткнул его дулом автомата, немец мягко перевалился на бок и, скорчившись, замер...

(46)Мирра стояла в подземелье, смотрела на уже невидимую в темноте дыру и с ужасом ждала выстрела. (47)А выстрелов всё не было и не было...

(48)В дыре зашуршало, и сверху спрыгнул Плужников и сразу почувствовал, что она стоит рядом.

— (49)3наешь, оказывается, я не могу выстрелить в человека.

(50)Прохладные руки нащупали его голову, притянули к себе. (51)Щекой он ощутил её щеку: она была мокрой от слёз.

— (52)Я боялась. (53)Боялась, что ты застрелишь этого старика. — (54)Она вдруг крепко обняла его, несколько раз торопливо поцеловала. — (55)Спасибо тебе, спасибо, спасибо. (56)Ты ведь для меня это сделал?

(57)Он хотел сказать, что действительно сделал это для неё, но не сказал, потому что он не застрелил этого немца всё-таки для себя. (58)Для своей совести, которая хотела остаться чистой. (59)Несмотря ни на что.

(По Б.Л. Васильеву)

В предложенном для анализа тексте Б.Л. Васильев поднимает проблему проявления милосердия на войне. Война меняет характер и мировоззрение каждого участника, заставляя его беспощадно уничтожать противника. Допустимо ли в военное время проявление милосердия? Каждый ли способен проявить милосердие, например, к врагу?

В своём тексте Васильев рассказывает о Николае Плужникове, который, встретившись с двумя немцами, убивает одного из противников, а другого ведёт в каземат.

С помощью переводчицы герой узнаёт, что немец - рабочий, а не солдат, что имеет к тому же троих детей. «Плужников всё это понимал и, понимая, беспощадно гнал вперёд» врага, которого он должен убить, чтобы выполнить долг перед Отечеством. Но выстрелы так и не раздались, потому что Плужников, проявив милосердие к пленному врагу, отпустил его. А сделал он это для «… своей совести, которая хотела остаться чистой. Несмотря ни на что».

Автор считает, что такое страшное явление как война не должна влиять на проявление человечности даже по отношению к врагу. Милосердие и сострадание может проявить человек с чистой совестью, и сделать он это сможет вне зависимости от местонахождения: будь он на войне или вне войны.

Я не могу не согласиться с автором, потому что мы не должны забывать, например, что враги тоже люди, у которых есть свои семьи и дома, где их ждут и любят. Вопреки беспощадности военных событий человек обязан помнить о моральных ценностях.

Проблема, поднята автором, встречается в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов, главный герой, будучи на войне, потеряв всех своих родных, пройдя множество испытаний, не был сломлен войной. Он, несколько раз смотревший смерти в лицо, смог проявить милосердие к маленькому и беззащитному Ване, который остался без родителей. Герой, притворившись отцом мальчика, не имея постоянного места жительства и средств для дальнейшего существования, берёт на себя ответственность за ребёнка, пострадавшего не меньше его от войны.

Второй пример я возьму из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого. Когда жители Москвы во время войны покидали свой город, семья Ростовых, по большой заслуге Наташи, проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Мало того, что хозяева разрешили разместить пострадавших в своём доме, так и повозки, предназначенные для вывоза имущества, они отдали для доставки раненых в госпитали. А каждая семья могла так поступить? Ведь у Ростовых была возможность сохранить как можно больше своих драгоценных вещей, но те поступают благородно по отношению к защитникам Родины.

Таким образом, война заставляет людей быть беспощадными и безжалостными. Только настоящий человек даже в такое тяжёлое время способен на проявление чувства сострадания, милосердия и любви. Человек всегда должен оставаться человеком, даже если это нелегко.

О способности русских прощать врагов

Милосердие и способность прощать врагов всегда отличали русских людей. Свойство быть милосердным не только к род­ным и близким, но и к чужим - это требует от человека трудов и напряжения сил.

Но проблема данного текста заключена не только во все­прощении; она ещё в более сложных ситуациях, которые могут возникнуть в жизни. Человек может оказаться перед выбором: должен или не должен он прощать врагам боль за свою рас­терзанную землю, за искалеченные судьбы соотечественников и надругательство над всем для него святым.

Комментируя данную проблему, следует сказать, что не все русские люди и на фронте, и на освобождённых от оккупантов территориях были способны простить непрошеных гостей за причинённое зло. И быть непримиримыми для наших людей в этих условиях - это становилось их выстраданным правом.

Однако мнение автора в тексте видится очень чётко. Люди России, и воевавшие, и гражданское население, в большинстве своём не были враждебно настроены по отношению к пленным немцам. Все понимали, что плен - это следствие той же войны, которая перемолола жизни и судьбы миллионов ни в чём не повинных людей. При этом кем бы они ни были, воинство ка­ких бы армий ни оказывалось во власти победителей, сами по­беждённые были не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Однако подходы к пленным русским и пленным гитлеровцам, которые осуществлялись «другой» стороной, были резко про­тивоположны по своему характеру. Фашисты целенаправленно уничтожали попавших в плен воинов Красной Армии, а наше командование сохраняло жизнь немецким военнопленным.

Я согласен с позицией автора и подтверждаю её следующим первым примером. Исполненным высокого гуманизма было отношение русских к пленным также и в войне 1812 года. В ро­мане Л.Н. Толстого «Война и мир» есть сцена: главнокоман­дующий русской армией Кутузов осматривает свои полки после победного Красненского сражения и благодарит их за ратные подвиги. Но при виде тысяч больных и изнурённых пленных французов взгляд его становится сочувствующим, и он говорит о необходимости «пожалеть» побеждённого врага. Ведь настоя­щие воины сражаются с противником в открытом бою. А когда он повержен, спасать его от верной гибели становится долгом победителей.

Второй пример в доказательство правоты позиции автора я привожу из жизни, основываясь на реальных фактах. Колонну военнопленных немцев под конвоем вели по улице маленького городка. Русская женщина вынесла три варёных картофелины и два куска хлеба - всё, что было в доме из еды в этот день, и от­дала пленному болезненного вида, еле передвигавшему ноги.

В заключение можно сказать, что высокий гуманизм русских людей проявлялся в великодушном отношении к побеждённому противнику и в умении отличить подлинных врагов от тех, кто оказался в гуще кровавых событий не по своей воле.

Здесь искали:

  • есть в логике нашей изъян что прощаем врагам не прощаем друзьям сочинение
  • проблема отношения победителей к поверженному врагу
  • проблема сострадательного отношения к пленному врагу аргументы