Сообщение на тему: «Страницы истории России. Мастера печатных дел. Ремесло в средневековом городе Вам может быть интересно

Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников.

В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом.

В средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.

Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.

Кто работал в мастерской

Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской в мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.

Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.

1 Сырьё - кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия

Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.

Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.

Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.

В мастерской средневекового оружейника. Тесная со сводами комнатка в первом этаже дома ремесленника. Сквозь небольшое окошко едва пробивается луч солнца. В глубине стоит горн, справа точильный круг и тиски. На полках ручные инструменты: молотки, свёрла, клещи, напильники. Мастер примеряет на рыцаря железные доспехи. Ему помогают ученики. У окна подмастерье с помощью молотка отделывает нагрудный панцирь.

Цехи-союзы ремесленников

Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы - цехи.

Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.

1 Не путайте с современными цехами - отделениями фабрик и заводов.

На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха. Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей.

Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.

В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).

Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.

Роль цехов в жизни города

Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.

Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.

В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями» .

Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.

ДОКУМЕНТЫ

Договор о найме ученика

Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.

Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.

Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).

Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.

Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

История Средних веков (конец V века - середина XVII века)

Донской, Агибалова

Ответ оставил Гость

Разнообразные изделия, продававшиеся в городах, производились в маленьких мастерских ремесленников. Мастерская обычно находилась на первом этаже дома ремесленника. Машин не было; все делали вручную с помощью самых простых орудий труда. Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын, с детства трудившийся в мастерской. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и несложные инструменты.

Благодаря длительной выучке и огромному опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. Их изделия часто были настоящими произведениями искусства. Суконщики изготовляли мягкие разноцветные ткани, оружейники – затейливо украшенные доспехи и мечи. Особенно тонкой художественной работой отличались изделия ювелиров и резчиков по камню и дереву. Все это делали люди, любившие свое мастерство, – оно было для них делом гордости и чести.

Главным работником в мастерской был ремесленник – мастер. Он был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами. Долгое время мастера работали по заказам покупателей изделий, но позднее они начали производить впрок и сбывать свои товары на рынке. Мастерская обычно служила и лавкой, в которой мастер продавал изготовленные вещи.

Городской ремесленник был мелким собственником орудий труда и самостоятельным работником в своей мастерской. В отличие от крестьянина ремесленник производил вещи на заказ или на продажу.

Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики изучали ремесло и выполняли подсобные работы. Чтобы овладеть мастерством, нужно было долго учиться – от двух до восьми лет. Отдавая сына в обучение, отец оставлял его в подчинении у мастера на многие годы. Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогатть по хозяйству в доме мастера; нередко на них обрушивались брань и побои хозяев. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом.

Главным помощником мастера, его «правой рукой» был подмастерье – работник, уже изучивший ремесло. За свой труд он получал заработную плату. Подмастерье жил в доме мастера, питался за его столом, находился под его постоянным надзором, а нередко и женился на хозяйской дочери. Накопив нужную сумму денег, подмастерье мог открыть свою мастерскую и стать мастером. Для этого он должен был выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить шедевр – лучший образец изделия.

Ремесло в средневековом городе было мелким промышленным производством, основанным на ручном труде.

Оцени ответ

В мастерской Ивана Федорова около узкого высокого окна лежат деревянные буквы – это шрифты, с помощью которых на бумаге делается оттиск слов… Рядом – гравировальные доски, на которые выкладывают эти буквы в нужном порядке. На полочке лежит нож переплетчика и свиток кожи, с помощью которой переплетут книгу. Листы бумаги мастеру и его помощникам еще не привезли, и книга будет готова только через год. Это богатый князь Острожский заказал для своей домашней библиотеки печатное Евангелие…

Кто же такой Федоров? Иван Федоров – это первопечатник 16 века, из-под станка которого вышли первые книги на Руси. Первые печатные книги на Руси – «Апостол», «Часовник» и «Букварь» созданы были именно в типографии Ивана Федорова, в 1563-65 годах.

Иван Федоров происходил родом из Москвы, но ему пришлось покинуть родной город оттого, что печатать книги ему там не разрешалось. Царь Иван Грозный поддерживал идею печатать в Москве книги, он интересовался новинками, но вот церковь и многие бояре были против категорически. Книгопечатный станок духовники сочли «бесовской выдумкой», а конкуренты из монахов, писавшие рукописные книги и зарабатывавшие этим на жизнь, были очень недовольны появлением на печатном дворе Федорова станка – технической новинки.

Они побоялись, что Федоров отберет у них их хлеб. Таким образом, Федоров был изгнан за пределы Москвы, есть сведения, что религиозные фанатики даже сожгли его типографию. Это тем более удивительно потому, что сам Федоров принадлежал к духовному сословию и до начала занятий книгопечатанием служил в церкви.

Федоров в Литве. Он перебрался во Львов, в Галицию, и там открыл печатный двор заново. Вскоре, в 1568 году, федоровские мастера уже отпечатали первую книгу на новом месте – Евангели, затем второе издание «Апостола». Там Иван Федоров работал до самой своей смерти.

Экономической основой запад-ноевро-пей-ского средневекового города было ре-месло. Ремесленники одной или нескольких родственных профессий объединялись в цеха. Этому способствовало несколько причин: во-первых, вместе ремесленникам было легче защищаться от своеволия феодалов; во-вторых, цеха имели больше возможностей бороться с конкуренцией пришлых ремесленников. В большинстве городов принадлежность к цеху была обязательным условием. Главная функция цехов — контроль над производством и продажен ремесленных изделий.

Первые цеховые организации возникли в Италии уже в X в., во Франции, Ан-глии и Германии — в XI-XII вв. Сначала цехов было немного. Однако со временем их количество существенно выросло. Цеха были самыми разнообразными. Одни изготовляли продукты питания (пекари, мясники, пивовары), другие производили ткани, одежду, обувь (ткачи, портные, сапожники). Особенно уважаемыми были цеха по обработке железа и древесины (кузнецы, столяры, плотники).

С развитием производства цеха начали дробиться. Например, цех кузнецов раз-делился на цеха: оружейников, жестянщиков, ножовщиков и др. Из цеха оружей-ников выделились ещё более узкие ремёсла для производства шлемов, лат, мечей, копий и т. п. Существовали даже ещё более мелкие цеха, как, скажем, цех производителей кошельков для подачи милостыни нищим в Париже или же цех вышивальщиков гербов в Кёльне. В конце XIII в. в Париже работало свыше 130 цехов, объединяющих около 5 тысяч ремесленников.

В XIV-XV вв. цеха разделяются на богатые («стар-шие», или «большие») и бедные («младшие», или «малые»). Цеха, недавно образованные, были намного беднее цехов, основанных десятилетием или столетием ранее. Ощутимой была и разница в предмете производ-ства и продажи, т. е. гончар не мог иметь таких прибылей, как ювелир, изделия которого покупали богачи. Поэтому иногда старшие цеха подчиняли себе младшие.

Заниматься ремеслом в собственной мастерской мог только человек, имевший звание мастера. За собственные деньги мастер покупал необходимое оборудование, сырьё и изготовлял изделие полностью. У мастера были помощники: подмастерья и ученики.

Важнейшие вопросы жизнеобеспечения цеха решались на общих собраниях мастеров, которые считались главным органом управления. Здесь принимали устав, регулировавший функционирование цеха. За соблюдением норм и по-рядка в цехах следили старшины, избираемые из мастеров.

Кузнецы. Средневековые миниатюры

Согласно уставу, каждому мастеру позволялось иметь строго определенное ко-личество инструментов и станков, подмастерьев и учеников. Запрещалось работать ночью и в праздничные дни. В канун праздников рабочий день сокращался. В уставе указывалось, какое количество сырья закупать и сколько продукции производить. Запрещалось иметь слишком большие запасы сырья, чтобы в случае его избытка экономный мастер не воспользовался непредвиденными прибылями.

Большое внимание уделялось качеству товара. Если ремесленник изготовлял не-качественные изделия, это позорило весь цех, поэтому безответственных мастеров наказывали. Например, в Лондоне пекаря, сэкономившего на муке и продавшего ковригу, не установленного цехом веса, сажали в клетку и возили по городу всем на посмешище. А в Париже некачественные товары выставляли у позорного столба.

XIII в. Из устава парижских производителей оловянной посуды

1. Каждый, кто хочет быть в Париже производителем оловянной посуды, может сво-бодно им быть, чтобы только хорошо и честно работал, и может он иметь столько подмастерьев и учеников, сколько захочет.

2. Никто из производителей оловянной посуды не может работать ночью или в праздничные дни, когда весь город празднует; а кто так учинит, обязан заплатить королю 5 су штрафа, поскольку ночное освещение недостаточно для того, чтобы он мог хорошо и честно заниматься своим ремеслом.

3. Производитель оловянной посуды по праву должен создавать всевозможные из-делия своего ремесла лишь из доброкачественного сплава, как дело этого требует; если же делает иначе, теряет изделие и платит королю 5 су штрафа.

5. Никто не может и не должен продавать старые оловянные изделия как новые; а когда кто так учинит, должен королю 5 су штрафа.

Цеха были тесно связаны с жизнедеятельностью городских ремесленников. Каждый цех имел свое помещение, для проведения собраний, заседаний старши-ны, организации пиров и хранения казны, пополнявшейся за счёт взносов и штра-фов. Цеха могли оказать помощь сиротам или вдовам умерших мастеров. Они также сооружали церковь или часовню в честь святого — покровителя ремесла.

После победы коммунального движения все рычаги правления перешли в руки патрициата. Цеха же, укрепив свои позиции, вступили с ним в борьбу. Они требовали, чтобы их представители допускались в городской со-вет. Начались гак называемые «цеховые» революции за власть в городе. Там, где городское ремесло было разви-то слабее, чем торговля, побеждал патрициат (Гамбург, Любек, Бремен и др.). В городах с высоким уровнем раз-вития ремёсел побеждали цеха (Кёльн, Базель, Флорен-ция). Но и в этом случае доступ к власти имели далеко не все ремесленники, а только самые богатые цеха. Материал с сайта

Каждый ремесленник хранил в тайне секрет соб-ственного мастерства. Именно поэтому родители были вынуждены отдавать детей в «науку» к мастеру. Срок учебы, в зависимости от слож-ности ремесла, длился от 2 до 8, а в отдельных цехах - даже до 12 лет. За обучение платили. Мастер распоряжался учеником по своему усмотрению, сваливая на его плечи ещё и работу по хозяйству. После завершения обучения, усвоив основы ре-месла, ученик становился подмастерьем. Теперь его положение несколько менялось. За свой тяжелый труд, иногда по 16 часов, он получал мизерную зарплату. Чтобы стать мастером, подмастерье должен был заплатить вступительный взнос в казну цеха, а также изготовить и подать на рассмотрение мастеров шедевр — изысканное и дорогое изделие своего ремесла. Если экзамен был сдан, подмастерье за собствен-ные средства угощал всех членов цеха и становился его полноправным членом.

XV в. Из устава любецких золотарей

...Кто хочет занять место самостоятельного мастера в цехе, должен (кроме выпол-нения многих других требований) сделать такие вещи: золотой перстень ажурной работы, английский браслет, браслет, что дарится при обручениях, с гравировкой и чернением, и кольцо для рукоятки кинжала. Эти вещи он должен подать старшинам и старейшим членам цеха.

Понятно, что не все подмастерья имели средства для изготовления шедевра и организации застолья. Кроме того, пытаясь защитить себя от конкуренции, мастера ограничивали доступ подмастерьев в цех. Полноправными членами цеха могли стать разве что сын или зять мастера. Так образовывалась прослойка «вечных под-мастерьев». В XIV-XV вв. происходило постепенное «замыкание цехов». Для за-щиты своих интересов подмастерья создавали особенные союзы — братства .

Цеха на ранней стадии своего существования сыграли чрезвычайно важную роль в развитии ремесла. Однако запрет на нововведения и технические усовершенство-вания со временем привели к торможению процесса производства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Изящество и великолепие весьма присущи ювелирному искусству. Только великие мастера могут придать драгоценным металлам и камням красоту завершенного шедевра. Ведь, например, золото в изначальном виде довольно неприглядно выглядит. Просто кусок желтого металла. А когда оно попадает в руки мастера, то приобретает изящные формы и становится поистине уникальным созданием творения человеческих рук и фантазии.

Одним из выдающихся мастеров ювелирного искусства был Карл Фаберже . Его произведения до сих пор являются главной ценностью для владельцев его шедевров.

Цена ювелирных изделий, которые изготовлены самим Фаберже, достигает огромных высот. А ведь не только золото и драгоценные камни определяют стоимость произведения искусства. Мастерство и техника известного ювелира является примером для профессионалов своего дела в золотом мире искусства.

Жизнь только начинается

Полное имя известного на весь мира ювелира было Петер Карл Густавович Фаберже . Как ни странно, но он родился в России. В семье ювелира появился в 1846 году сын, который впоследствии и стал известным мастером в области создания уникальных ювелирных изделий. Уже тогда отец Карла имел магазин, в котором бойко шла торговля вещицами из драгоценных металлов. Поэтому семья была достаточно обеспеченная.

В 1860 году семья Фаберже переехала в Дрезден . Здесь Карл получил первоначальное образование.

Вообще Карл Фаберже закончил несколько учебных заведений. А азы ювелирного дела ему преподал его отец. Кроме того, Карл стажировался у многих профессиональных ювелиров того времени. Например, в Париже будущий мастер учился у Шлосса, который умел создавать неповторимые ювелирные изделия.

Карл в свои молодые годы был очень увлеченным человеком. Его интересовало коллекционирование живописи, гравюр, медалей.

В 1870 году Карл Фаберже сменил своего отца и встал во главе семейной ювелирной фирмы. Ему пришлось много работать, чтобы, в конце концов, его изделия получили соответствующую оценку. Только в 1882 году он получил золотую медаль за свои произведения ювелирного искусства.

Результат деятельности Фаберже был предопределен. Ведь Карл относился к своему труду не как к простому производству украшений. Весь процесс работы с драгоценными металлами носил творческий характер . Каждое новое изделие становилось новым этапом понимания ювелирного искусства. Ведь даже вещицы из менее дорогих материалов от Фаберже стояли огромных денег.

Творчество Фаберже получило признание

Слава великого мастера ювелирных дел достигла своего расцвета в 1885 году . Он становится придворным поставщиком Высочайшего двора и при этом Фаберже получает право изображать государственный герб на торговой вывеске.

А в 1900 году он стал мэтром среди мастеров ювелирного искусства, что произошло на Всемирной выставке в столице Франции. Орден Почетного легиона, который является высшей наградой во французском государстве, Карл получает в том же году.

Получил признание Фаберже и в России. И здесь его награждали различными орденами за его заслуги в ювелирном искусстве. Карл поставлял свои изделия даже представителям царской фамилии и был популярен у всех живущих в то время богатых аристократов.

Однако довольно часто можно было заметить как витал дух соперничества между ним и такими известными в то время ювелирами как Юлиус Бути, Фридрих Кехли, Эдуард Болин и другие. Но творчество Фаберже носило совсем иной характер, чем работы других мастеров. Поэтому его доля заказов из Императорского Дворца постоянно росла.

Карл получил доступ до золотого фонда царской фамилии. Он мог свободно изучать технику исполнения ювелирных изделий пришедших из давних времен. Такое знакомство весьма положительно сказалось на дальнейшем творчестве великого мастера.

Работы Фаберже стали ценностью в любой богатой семье. Их узнавали, что естественно повышало статус того или иного владельца ювелирного изделия. А ведь подчас произведения Фаберже не носили какого-то практического значения. Это были дорогие безделушки. Можно и так их назвать.

Конечно, его фирма не состояла только из него одного. Карл содержал целую команду одаренных сотрудников, которые помогали ему осуществлять задуманное. Каждая вещь была штучной и делалась по заказу не один месяц.

Празднование 300-летия императорской фамилии Романовых повлекло массу заказов, в результате которых было создано немало прекрасных ювелирных изделий. Все произведения Фаберже содержали эмблему царского дома. Это были и булавки, и броши, и значки, а также известное на весь мир пасхальное яйцо, специально изготовленное для такого случая.

Ювелирные изделия Фаберже покоряют своим разнообразием

Карл Фаберже занимался не только созданием прекрасных и великолепных ювелирных украшений. Его фирма производила портсигары, табакерки, рамки для фотографий, часы, приборы для письма и многое другое. Однако самым популярными изделиями искусного ювелира стали пасхальные яйца . Их оригинальный дизайн поражает взгляд до сих пор.

Первое подобное яйцо было заказано еще в 1885 году Александром III. Успех не заставил себя ждать. И теперь Фаберже стал получать постоянные заказы на изготовление следующего ювелирного шедевра. Всего 54 произведения подобного рода было создано великим мастером специально для императорской фамилии. Некоторые пасхальные яйца были утеряны, многие оказались в руках иностранных собственников.

А вот в 2004 году эти уникальные произведения ювелирного искусства вернулись на родину благодаря усилиям одного российского бизнесмена, который смог выкупить яйца за 100 миллионов долларов .

Ювелирное искусство стало никому не нужно

Пока существовала царская Россия, ювелирное искусство жило и процветало. Последний царь российской империи Николай II пользовался услугами великого Карла Фаберже . Неоднократно в своих поездках по Европе его сопровождали драгоценные шедевры известного ювелира. Много прекрасных вещиц было подарено им представителям знати и особам королевских фамилий, что принесло дополнительную известность прославленному мастеру ювелирных дел.

Однако 1917 год уничтожил в России практически все ювелирное искусство. Государство стало полноправным хозяином всех ювелирных изделий. Развитие творчества ювелиров прекратилось. Многие десятилетия ювелирное мастерство находилось в замороженном состоянии.

Карл Фаберже умер в 1920 году . И вместе с ним практически умерло мастерство создания ювелирных шедевров. И только в 50-х годах ХХ века ювелирное искусство стало возрождаться. Вспомнили о том, что когда-то жил и творил великий мастер Карл Фаберже .

Однако его работами стали восхищаться намного позже. Советские устои не позволяли людям отдать должное творчеству великого мастера. За границей уже давно ювелирные изделия от Карла Фаберже стали великой ценностью всех времен и народов. Сейчас же в России прекрасно стали понимать, что благодаря революционном перевороту русский народ не только лишился ювелирного искусства, но и потерял ценности в идее ювелирных изделий Фаберже .

Родина Карла Фаберже - это Петербург. Именно здесь появилась школа, которая стала возрождать традиции, связанные с творчеством великого мастера. Уже многих успехов добились здешние ученики. Желание вернуть эпоху Фаберже понятно. Ведь для эстетического развития личности Красивое и Прекрасное всегда должны окружать Человека.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!