Смысл названия повести Ивана Тургенева «Ася. Характеристика аси из повести тургенева Характеристика произведения ася

Написал в 1857 году. Эта повесть нам рассказывает о несчастной любви молодой несовершеннолетней девушки, которая полюбила двадцатипятилетнего мужчину. Повесть построена на воспоминании некоего Н.Н, который является одним из главных героев повести Тургенева «Ася». Кроме Н.Н, в повести имеется и главная героиня Ася, чью характеристику нам и нужно описать.

Образ Аси в повести Тургенева

Образ Аси в повести Тургенева хорошо прорисовывается в произведении. И это миловидная девушка, с кругловатым лицом. У нее небольшой носик, круглые щеки. Темные волосы, светлые глаза с длинными ресницами. Ася грациозная, «стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе». Девушка свободно говорила на двух языках. Именно такой портрет девушки вырисовывается, когда читаешь краткое содержание повести Тургенева «Ася».

Ася – незаконнорожденная дочь помещика и крестьянки. Девушка знала об этом и очень стыдилась, «она хотела целый мир заставить забыть ее происхождение». После смерти матери она жила в доме отца, а после его смерти была на попечении брата. И хоть Ася и училась в лучшем пансионе, так и не смогла стать настоящей барышней. Она «привыкла болтать все, что в голову входит».

Ася была от природы робкой, но в то же время вела себя развязно. Это девушка, о которой можно сказать «порох» и «огонь», «девушка-хамелеон». Она своенравная, добрая, искренняя, чуткая. Ася может быть как ребенок, а может быть капризной, может быть шаловливой и дерзкой. Ее образ навсегда остается в памяти читателя.
Однажды она встретила свою любовь в образе господина Н.Н. И полностью отдалась этому чувству, которое испытала впервые. Для нее Н.Н. был настоящим героем. Она влюбилась настолько, что готова на все, однако девушка ошиблась в выборе. Н.Н был нерешительным и несмотря на то, что его чувства были взаимны, несмотря на то, что девушка сказала ему «ваша» и призналась в любви, он ее отверг и Ася уходит навсегда. Н.Н. потом много раз пожалел о своем решении, но было поздно.

Первая любовь девушки оказалась разбитой и несчастной.

В сочинении по повести Тургенева «Ася», хотелось бы выделить основную идею повести Тургенева «Ася». Автор нам показывает, насколько важно делать все вовремя и не боятся своих чувств. Нужно бороться за свою мечту, чтобы потом не сожалеть. И как раз Ася не боялась, Ася действовала, и, хоть нам неизвестна дальнейшая жизнь девушки, очень бы хотелось, чтобы будущее у нее было счастливым.

Повесть «Ася» И.С. Тургенева не такая длинная, но краткое содержание все равно требуется школьникам по ряду причин.

Трогательная повесть в сокращении поведает о любви, а так же поможет школьникам в создании читательского дневника по данному классическому произведению.

Краткий пересказ каждой главы поможет выстроить правильную структуру всего текста у читателя и даст полное представление о повести.

О повести «Ася»

Сюжет повести может показаться немного наивным, немного простым, но бесконечно лиричным. История совсем юной девушки берет читателя за душу своей чистотой и невинностью девичьих мечтаний.

Главные герои повести «Ася»

Господин Н.Н. – автор, он же главный герой повести. Это молодой человек знатного происхождения. Веселый и горячий.

Неограниченный в средствах, он путешествует по Европе в духе того времени. После несложившегося романа с одной миленькой вдовой, главный герой решать уединиться в маленьком городке З. на берегу Рейна в Германии, чтобы полностью отдаться своей меланхолии.

Ася – юная девушка семнадцати лет, совсем ребенок. Невысокого роста, стройная, с темными волосами и смуглой кожей. Она ловкая, иногда с повадками озорного мальчишки. Хоть ее отец и был знатным дворянином, но дочь родилась вне брака, от горничной умершей жены отца Татьяны.

Девочка попала на воспитание к отцу в знатный дом только после смерти своей матери. Достойного воспитания и образования получить не успела. Отец тоже вскоре скончался и совсем молодая девушка осталась на попечение сводного брата Гагина. Он же вскоре увез сестру в Петербург и поместил в благородный пансион, где она пробыла 4 года.

Гагин, имени его автор не упоминает – красивый молодой человек с мягкими чертами лица и приятный в общении. Мать его умерла рано, и он воспитывался отцом до 12 лет в деревне, после чего уехал учиться и служить в Петербург к дяде. Отец их на смертном одре поведал сыну, что Ася его сводная сестра и завещал 20-тилетнему сыну заботиться о ней.

Сестре тогда было 13 лет. Гагин был в полном замешательстве, как ему жить дальше с внезапно появившейся сестрой на руках. Когда молодая девушка больше не могла оставаться в пансионе, Гагин решил уйти со службы и уехать за границу на год или два вместе с сестрой.

Другие персонажи повести И.С. Тургенева «Ася»

Главные герои живут почти в полном уединении, поэтому второстепенных персонажей в повести немного.

Фрау Луизе – старая жена покойного бургомистра, проживающая в городе Л., где разворачивается основное действие повести. Главная героиня навещала ее и даже была с ней в доверительных отношениях. Что связывало юную девушку со старой немкой, автор не поясняет.

Лодочник, мальчик с записками от Аси, горничная в доме Гагиных, девушка Ганхен из пивной – совсем эпизодичные персонажи, характеры которых автор не раскрывает.

«Ася» — краткое содержание по главам

Глава 1

Автор начинает повесть с рассказа о себе, как он оказался в маленьком немецком городке З. Путешествуя без цели и наслаждаясь «пряниками» молодости, автор больше всего любит наблюдать за людьми.

Так он оказывается в городе З., где ищет уединения с разбитым вдовой сердцем. Автор признается, что любовные страдания его были скорее надуманные, а временное уединение лишь часть путешествия.

Так, однажды сидя на берегу Рейна, Н. слышит звуки музыки – играют вальс. Он узнает у прохожего, что студенты приехали в город Л. на коммерш – встреча студентов одного братства. Н. решает отправиться в город Л. посмотреть на этот коммерш.

Глава 2

Студенты в традиционных костюмах собираются и пируют до утра. Так в городе Л. они собрались в городском саду и заказали оркестр. Жители города столпились поглазеть на заезжую молодежь. Н. было интересно быть в толпе и наблюдать за новыми лицами.

Вдруг он услышал русскую речь прямо рядом с собой. Так он познакомился с Гагиным и Асей – они так же пришли на коммерш. Н. они сразу понравились, хоть он и не поверил, что они брат и сестра – уж очень непохожи.

Когда Гагин пошел провожать Н. к реке, сестра вдруг обогнала их и договорилась с перевозчиком о переправе. Они условились встретиться на другой день и автор уехал домой счастливый.

Глава 3

На следующее утро Гагин явился к Н. рано. За кофе Н. поведал ему историю своей несчастной любви к вдове, а Гагин рассказал, что увлекается живописью и предложил посмотреть его этюды.

Н. Согласился, и они отправились через реку. Сестры молодого человека не было дома. Горничная сказала, что она ушла на развалины. Гагин показал свои рисунки – живые и размашистые, но все незаконченные. Он сам признался Н., что лень мешает ему. Они решили пойти найти Асю.

Глава 4

Гагин и Н. сразу нашли девушку на развалинах старой крепости. Она, словно желая удивить их, прыгала по каменистым склонам над пропастью.

Н. любовался ее ловкостью, но при этом ему было досадно за такое ребячество.

Гагин случайно оговорился о даме сердца Н., и Ася задумалась. Вернувшись домой, она искусно разыграла за обедом новую роль – приличной и благовоспитанной барышни. После обеда озорница отпросилась у брата к фрау Луизе.

Н. понял, что привязался к Гагину, и в этот день они сошлись окончательно. Гагин пошел провожать Н. и они зашли к фрау Луизе за Асей. Та кинула им из окна дома ветку гераниума, пошутив что она дама сердца Н.

Вернувшись домой, Н. долго думал с досадой об этой баловнице, весь в сомнениях, сестра ли она Гагину.

Глава 5

На следующий день с утра Н. снова отправился к Гагиным, в тайне желая посмотреть, будет ли чудить Ася и на этот раз. Но та, скромно одетая, сидела за шитьем. Гагин собирался идти рисовать этюды с натуры и Н. пошел с ним.

Проведя весь день на природе в увлеченной беседе, Гагин и Н. вернулись домой. Ася была в таком же расположении и рано ушла к себе. Н. в этот раз не заметил ни тени кокетства в ней.

Н. поехал домой и заснул, думая о девушке и ее переменчивом нраве. Н. никак не мог поверить, что Ася – сестра Гагина.

Глава 6

В течение следующих двух недель Н. бывал у Гагиных каждый день. Ася больше не позволяла себе шалостей и была прилежной. Н. отмечал разницу в воспитании брата и сестры. Н. заметил, что Гагин обращался с девушкой не по-братски, слишком ласково.

Как-то Н., придя к свои новым друзьям, случайно подслушал их разговор в саду, где Ася с жаром убеждала Гагина, что она никого больше не хочет любить, только его. Н. бегом пустился домой, не желая себя выдать.

Его догадки подтвердились, но Н. не понимал, зачем они морочили его историей про брата и сестру.

Глава 7

На следующее утро Н. отправился в поход в горы. Он не желал видеться с Гагиными. Так Н. бродил по окрестностям три дня, наслаждаясь спокойствием. Н. даже попытался воскресить в душе образ вдовы, но ничего не получилось – чувства прошли окончательно.

Больше он о ней не вспоминал. По возвращении домой, Н. нашел записку от Гагина, тот удивлялся, почему Н. ушел и не взял его с собой и просил сразу прийти к ним.

Глава 8

На следующее утро Н. отправился в город Л. Гагин был рад его видеть, но Н. был напряжен и разговор не клеился. Ася была дома и вела себя неестественно – то смеялась без повода, то убегала. Н. это напрягло еще больше и он, сославшись на дела, объявил, что ему надо домой.

Гагин поехал через Рейн с Н. провожать его. Тут Гагин рассказал историю Аси – о ее происхождении, об их отце, о том, почему сестра не получила достойного воспитания, о жизни девочки в пансионе после смерти отца и о своем решении отправиться с ней вместе в путешествие по Европе.

Гагин просил не судить сестру строго и поведал, что она очень дорожит мнением Н., хоть и не показывает этого. Н. поинтересовался, были ли у Аси увлечения мужчинами, но Гагин заверил, что ей никто раньше не нравился. Н. стало легко на душе и они вместе опять вернулись в Л., в дом Гагиных.

Глава 9

Главная героиня встретила их молчаливо. Н. посмотрел на нее другими глазами.

Пока Гагин разбирал этюды, Н. предложил Асе прогуляться в саду. И она радостно согласилась.

Они болтали о походе Н. в горы, о том, почему Н. был расстроен в прошлый визит, и почему девушка смеется без повода.

Ася спросила о даме сердца Н., но он сказал, что никакой дамы нет и никто ему не нравился.

Молодая девушка перестала дичиться и предложила идти танцевать вальс, а Гагин чтобы им играл. Они вальсировали и Н. заметил, как женское начало проступает в ней через девичью строгость.

Глава 10

Весь день прошел просто и весело. Н. ушел поздно и захотел прокатиться на лодке вниз по Рейну. Рассматривая звездное небо и черную глубину реки, в Н. зародилось новое чувство – жажда счастья, счастья до пресыщения.

Глава 11

На следующий день Н. шел к Гагиным счастливый. Радовался сближению с Асей. Но придя к ним, Н. застал девушку нарядной, но печальной. А Гагин был в творческом расположении духа и размашисто писал картину.

Н. не стал мешать ему и завел беседу с Асей. Ее беспокоило свое образование, он жаловалась, что плохо спала и все думала, что недостаточно хороша. Девушка спросила у Н., не будет ли ему скучно с ней такой. Н. ответил, что не будет, и Ася горячо стиснула его руку. Потом вышла из комнаты.

Глава 12

Вернувшись к Н. и брату через час, Ася призналась Н., что ее мучают мысли, что она скоро умрет. Весь день она была озабоченной и печальной, а на прощанье пообещала Н. говорить ему всегда только правду.

Гагин предложил сыграть им вальс, как вчера, но Ася наотрез отказалась. Н. отправился домой с мыслями, что Ася влюбилась в него.

Глава 13

На следующий день Н. проснулся с вопросом «неужели она меня любит?». Образ «девушки с натянутым смехом» въелся ему в душу. Н. отправился в Л., но Асю за весь день видел только мельком. Ей не здоровилось и она лежала у себя. Домой Н. вернулся поздно.

На другой день Н. бродил по городу, когда к нему подошел мальчишка и передал записку от Аси. Она звала его прийти к каменной часовне в четыре часа. Н. передал посыльному, что будет.

Глава 14

Взволнованный Н. вернулся домой и тут к нему пришел Гагин. Он был взволнован и рассказал Н., что Ася влюблена в него. Гагин сообщил, что у Аси был жар ночью и в лихорадке она призналась, что любит Н. и просила увезти ее как можно скорее, если он хочет, чтобы она осталась в живых.

Гагин рассказал о страхах девушки, что Н. презирает ее и боится, что Н. знает ее историю неблагородного происхождения. Ася спрашивала у брата, не рассказал ли он всё о ней Н. Гагин не признался и пообещал увезти ее завтра же, и только тогда она заснула. Но сначала решил прийти к Н. и узнать, нравится ли ему Ася. Н. сказал что нравится, но о женитьбе говорить еще невозможно.

Н. признался, что получил от девушки записку и показал ее. Они договорились, что Н. пойдет на свидание, а Гагин будет сидеть дома, как будто ничего не знает, а вечером встретится. Н. просил дать ему срок до вечера, чтобы принять решение женится он на его сестре или нет.

Глава 15

В назначенное время Н. прибыл в Л. и там его опять встретил мальчишка с запиской. Ася назначила встречу через полтора часа у фрау Луизе. Н. пошел выпить пива и думал о свидании. Он думал, что совсем недавно мечтал о счастье, а сейчас готов оттолкнуть его.

Н. решил, что не может жениться на Асе и не будет говорить, что тоже любит ее. С такими мыслями Н. отправился к фрау Луизе. Старуха встретила его внизу и провела на третий этаж, где уже ждала его Ася.

Глава 16

Ася сидела в полумраке и боялась даже взглянуть на Н. Говорить она не могла. Н. взял ее холодную руку и увидел ее глаза – «взгляд женщины, которая полюбила».

Н. не сдержался и приник губами к ее рукам, а когда поднял голову, увидел, что лицо Аси изменилось.

Страх исчез, она преобразилась. Он привлек ее к себе, ее шаль упала на пол и Ася прошептала одно слово «Ваша».

Вдруг Н. вспомнил Гагина и рассказал девушке, что ее брат все знает, что он приходил к Н. и видел записку.

Ася сказала, что позвала его, чтобы проститься перед отъездом. Н. в лихорадке говорил, что чувство только зародилось, а она уезжает, и они должны расстаться.

Н. обвинял Асю в поспешности и неосторожности. Та зарыдала, а потом исчезла из комнаты.

Н. не успел сказать самого главного и стоял пораженный. Потом тоже вышел из комнаты.

Глава 17

Н. шел как в бреду по полю и думал, что натворил, как обидел Асю своими упреками. Слова «Ваша» жгли его и он называл себя безумцем. Н. направился к дому Гагиных.

Глава 18

Гагин встретил Н. на пороге и сказал, что Ася не появлялась. Н. сказал, что он объяснился с ней, как было условлено, и она ушла. Молодые люди отправились искать Асю, решив разделиться. Уже стемнело.

Глава 19

Н. бегал по городу в поисках Аси. Побежал к Рейну, искал ее на берегу и почувствовал любовь к Асе. Он кричал и громко звал ее. Кричал, что любит ее и они никогда не расстанутся. Н. страшно было думать, что Ася могла сделать с собой, но решил идти к дому узнать, не нашел ли ее Гагин.

Глава 20

Подходя к дому, Н. увидел свет в комнате девушки. Её брат выглянул из дома и сказал, что она вернулась и все в порядке. Н. Хотел с ним переговорить, рассказать о своих чувствах и просить руки его сестры.

Но Гагин сказал, что лучше встретиться завтра, и они простились. Н. вернулся домой окрыленный. Он предвкушал счастье.

Глава 21

На следующее утро Н., подходя к дому Гагиных, заметил неладное – все окна и двери были открыты. Служанка сказала, что они уехали рано утром, и передала Н. письмо от Гагина.

Он писал, что уважает его предрассудки и понимает, что Н. не может жениться на его сестре. Брат девушки просил не искать их.

Н. был в бешенстве и решил немедленно разыскать их. Н. узнал, что они поплыли по Рейну в Кёльн. По дороге домой за вещами, Н. проходил мимо дома фрау Луизе. Та окликнула его и передала записку от Аси. В ней девушка прощалась навсегда с Н. и говорила, что при вчерашней встрече хотела услышать от него одно только слово, но не услышала.

Н. корил себя, за то, что не сказал ей это слово, но потом расточал его на ветер, когда искал ее на берегу. Н. понял, что Ася не могла вынести такого удара и поэтому уехала, в этом не было кокетства.

В тот же день Н. отплыл в Кёльн.

Глава 22

В Кёльне Н. узнал, что Гагины отправились в Лондон. Отправился за ними, но в Лондоне их след пропал.

Н. недолго грустил по Асе и утешал себя мыслью, что не был бы счастлив с такой женой. Н. думал, что придет любовь еще сильнее, но ошибся.

Чувство, возбужденное девушкой, было самым нежным и больше не повторилось. Н. так и не обзавелся семьей и все, что у него осталось от Аси – это засохший цветок гераниума и записочка.

Заключение

Повесть Тургенева показывает хрупкий мир девичьих мечтаний, который создает неповторимый образ — образ «Тургеневской барышни». И по сей день этот образ рисует нам кротость, невинность и чистоту юности.

Романтическая повесть «Ася» была написана в 1857 году и через год опубликована в «Современнике». Позднее Тургенев сам перевел произведение на французский язык, так как другие переводы его не удовлетворяли.

Главные герои повести «Ася»:

Н.Н. — двадцатипятилетний мужчина. Любил путешествовать, обладал хорошим здоровьем, молодостью, деньгами. Его интересовали и восхищали новые лица, характеры. Немецком городке он повстречал молодых людей, таких, как он сам. Они ему понравились. Ася, такая необычная и такая разная, девушка-хамелеон произвела на него глубокое впечатление. Но он не осознал до конца, что полюбил ее. Не осознав, он не сказал ей тех слов, которые она так ждала. Ася с братом уехали, но Н.Н. пытался догнать их, и потом долго вспоминал эту необычную девушку.

Ася – смуглолицая миловидная девушка с черными глазами и грациозной фигуркой. Ася была на редкость подвижной девушкой. Она поминутно вскакивала, убегала в дом, возвращалась снова. Часто смеялась своим мыслям. На людей смотрела прямо и смело. Она была немного странной и непонятной. Она могла быть живой и смеющейся, сосредоточенной и скромной, спокойной и кроткой. Каждый раз разная. Ася была дочерью дворянина и крестьянки. Поэтому она мало походила на девушку дворянского рода. Она 4 года провела в пансионе, и там, правда ей привили некоторые манеры. Она училась хорошо, но была девушкой своенравной. Ася полюбила Н.Н., но не сразу призналась самой себе в этом.

Мать Аси считали женщиной неприступной. Она сошлась со своим барином только после смерти жены. Отец Гагина хотел жениться на ней, но она отказала, считала, что не может быть барыней. Не захотела она, чтобы Ася жила в барском доме.

Гагин – некрасивый молодой человек. У него «было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что, даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается». Мечтал посвятить свою жизнь живописи. Но он был вялым человеком, неспособным на нелегкий труд. Он был благородным молодым человеком, взял на себя заботу о своей сводной сестре.

Отец Гагина и Аси большую часть своей жизни провел в деревне. Жена умерла рано, и, переживая смерть любимой женщины, он замкнулся в себе и в четырех стенах. Сына отправил к брату в Петербург, где юный Гагин получил блестящее военное образование.

Повесть заканчивается разлукой. Вот так люди зачастую не могут сказать друг другу самого важного, а непонимание лишает их счастья. Н. испугался чувства Аси, и где-то подсознательно чувствовал, что не может жениться на Асе. Он не сделал того шага, которого от него ждали Ася и ее брат. Гагин увез Асю, чтобы Н.Н. не заставлял ее страдать.

Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Конечно же, «Ася» — это повесть. Рассказ никогда не делится на главы, да и объем у него гораздо меньше. Отрезок из жизни героев, изображенный в книге, меньше, чем в романе, но длиннее, чем в самой малой форме прозы. Тургенев тоже придерживался такого мнения насчет жанровой природы своего творения.

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

Главным действующим лицом является молодой человек, от лица которого и ведется повествование. Это воспоминания уже зрелого мужчины о событиях юности. В «Асе» немолодой светский человек Н.Н. вспоминает историю, которая приключилась с ним, когда ему было лет 25. Начало его рассказа, где он знакомится с братом и сестрой Гагиными, — экспозиция повести. Место и время действия – «немецкий небольшой городок З. неподалеку от Рейна (река)». Писатель имеет в виду город Зинциг в провинции Германии. Сам Тургенев путешествовал там в 1857 году, тогда же закончил книгу. Рассказчик пишет в прошедшем времени, оговаривая, что изложенные события произошли 20 лет назад. Соответственно, они произошли в июне 1837 года (о месяце сообщает сам Н.Н. в первой главе).

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина - та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю - нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово - я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

  1. Ася (Анна Гагина) - типичная «тургеневская барышня»: она диковатая, но тонко чувствующая девушка, которая способна на настоящую любовь, но не приемлет трусости и слабости характера. Так ее описал брат: «Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею». Выросла она на природе в поместье, обучалась в пансионе. Сначала ее воспитывала мать — горничная в доме отца. После ее смерти девочку забрал к себе барин. Потом воспитание продолжил его законный сын, брат главной героини. Анна — скромная, наивная, неплохо образованная особа. Она еще не повзрослела, поэтому дурачится и шалит, не воспринимая жизнь всерьез. Однако ее характер изменился, когда она полюбила Н.Н.: он стал непостоянен и странен, девушка была то чересчур оживленной, то грустной. Меняя образы, она неосознанно стремилась привлечь к себе внимание кавалера, однако ее намерения были абсолютно искренни. Она даже слегла в лихорадке от переполнившего сердце чувства. Из ее дальнейших действий и слов можно сделать вывод, что она – сильная и волевая женщина, способная на жертву ради чести. Ее описание изложил сам Тургенев: «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита». Несколько идеализированный образ Аси повторился в лицах других известных героинь писателя.
  2. Н.Н. – рассказчик, который спустя 20 лет после изложенного события берется за перо, чтобы облегчить душу. Он никак не может забыть о своей потерянной любви. Он предстает перед нами эгоистичным и праздным богатым юношей, который от нечего делать путешествует. Он одинок и боится своего одиночества, ведь, по собственному признанию, любит находиться в толпе и смотреть на людей. При этом он не хочет знакомиться с русскими, видимо, опасается нарушить свой покой. Он иронично замечает, что «почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству». Это желание рисоваться даже перед собой открывает в нем слабые стороны натуры: он неискренен, фальшив, поверхностен, ищет оправдание своему безделью в вымышленных и надуманных страданиях. Нельзя не отметить его впечатлительность: думы о родине его рассердили, встреча с Анной заставила его почувствовать себя счастливым. Главный герой образован и знатен, живет «как хочется», и ему присуще непостоянство. Разбирается в искусстве, любит природу, но не может найти применения своим знаниям и чувствам. Он любит анализировать людей умом, но не чувствует их сердцем, поэтому он так долго не мог понять поведения Аси. Любовь к ней раскрыла в нем не самые лучшие качества: трусость, нерешительность, себялюбие.
  3. Гагин – старший брат Анны, который о ней заботится. Вот так о нем пишет автор: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает». Герой очень добр и отзывчив. Почитал и уважал семью, ведь последнюю волю отца он выполнил честно, а сестру полюбил, как родную. Ему очень дорога Анна, поэтому он жертвует дружбой ради ее спокойствия и уезжает от Н.Н., увозя героиню. Он вообще охотно жертвует своими интересами ради других, ведь для того, чтобы воспитать сестру, он уходит в отставку и покидает родину. Другие действующие лица в его описании выглядят всегда положительно, всем им он находит оправдание: и скрытному отцу, и уступчивой горничной, своевольной Асе.
  4. Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

    Тема

    1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство - это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
    2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
    3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
    4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

    Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

История главной героини – трагедия наивных первых чувств, когда юный мечтательный человек впервые сталкивается с жестокими реалиями жизни. Выводы от этого столкновения — главная мысль повести «Ася». Девушка прошла через испытание любовью, но в нем разбились многие ее иллюзии. В нерешительности Н.Н. она прочла приговор себе, который еще раньше в разговоре с другом упомянул ее брат: в таком положении она не может рассчитывать на хорошую партию. Немногие согласятся на брак с ней, какой бы она не была красивой или веселой. Она и раньше видела, что люди презирают ее за неравное им происхождение, а теперь любимый ею человек медлит и не решается связать себя словом. Анна истолковала это, как трусость, и ее мечты рассыпались в прах. Она научилась быть разборчивее в ухажерах и не доверять им своих сердечных тайн.

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Еще один вывод, который делает Иван Сергеевич Тургенев в «Асе», — это утверждение, что не нужно бояться своих чувств. Героиня отдалась им полностью, обожглась первой любовью, зато многое узнала о жизни и о том человеке, которому хотела ее посвятить. Теперь она уже будет более внимательна к людям, научится разбираться в них. Без этого жестокого опыта она бы не раскрылась, как личность, не поняла бы себя и своих желаний. После разрыва с Н.Н. она осознала, каким должен быть мужчина ее мечты. Так что не стоит страшиться искренних порывов души, нужно дать им волю, и будь, что будет.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Сам писатель очень тепло отзывается о своем творении: «Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…».

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, - то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику - буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Повесть явно понравилась не всем. После ее опубликования в адрес литератора посыпались упреки. Например, рецензент В. П. Боткин поведал Фету: «„Ася“ далеко не всем нравится. Мне кажется, что лицо Аси не удалось - и вообще вещь имеет прозаически придуманный вид. О прочих лицах нечего и говорить. Как лирик, Тургенев хорошо может выражать только пережитое им…». Известный поэт, адресат письма, был солидарен с другом и признал образ главной героини надуманным и безжизненным.

Но сильнее всех критиков негодовал Толстой, который оценивал произведение так: «„Ася“ Тургенева, по моему мнению, самая слабая вещь из всего, что он написал» — эта ремарка содержалась в письме Некрасову. Лев Николаевич связывал книгу с личной жизнью приятеля. Он был недоволен, что тот устроил незаконнорожденную дочь Полину во Франции, навсегда разлучив ее с родной матерью. Такая «лицемерная позиция» резко осуждалась графом, он открыто обвинял коллегу в жестокости и неправильном воспитании дочери, еще и описанном в повести. Этот конфликт привел к тому, что авторы не общались 17 лет.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

…Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, - про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В повести И. С. Тургенева “Ася” рассказывается история главного героя, которого автор условно называет Н. Н. Повествование ведется от лица Н. Н. и читателю ясно, что речь идет о событиях прошлого. Герой теперешний, повзрослевший и многое переживший, критически относится

К себе тогдашнему, двадцатипятилетнему.

Тогда он был молод, весел, здоров, богат и беззаботен. Окончив учиться, он приехал за границу повидать мир. О себе он говорит так: “Я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом”. Тогда он совершенно не задумывался, что “человек не растение и процветать ему долго нельзя”, беззаботное существование казалось чем-то само собой разумеющимся. Герой был влюблен в молодую вдову, которая предпочла ему другого, – и страдал от уязвленного самолюбия.

С Асей они познакомились случайно, во время праздника в маленьком немецком городке. Ася и ее брат были рады встретить

Соотечественника в таком захолустье. Молодые люди общаются, любуются природой, и вечером, расставаясь, Н. Н. чувствует непонятное ему самому и беспричинное счастье. Он даже ни разу не вспомнил о своей жестокой красавице вдове.

Ася произвела на героя неотразимое впечатление. Она необычна – то озорна и шаловлива, то скромна и застенчива. Она не похожа на барышень того времени. Она что-то скрывает, и герой даже думает, что Гагин ей вовсе не брат. Наконец Гагин рассказал ему, что Ася – его сводная сестра, незаконнорожденная. Отсюда странности ее поведения, желание “заставить целый мир забыть ее происхождение”, гордость и пренебрежение к условностям буржуазной морали. Она первая назначает герою свидание – недопустимый для девушки того времени поступок! Герой решает с ней честно объясниться, но “жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!”. Он не готов взять на себя ответственность за Асю, хотя в нем борются чувства: любовь, обязательство, данное ее брату, страх перед будущим. Он не злоупотребляет доверчивостью Аси, но обвиняет ее в том, что она все рассказала брату, и теперь им надо расстаться. А расставшись, понимает, как он ошибался, как был несправедлив к девушке. Чувство вины, тревоги, когда они с Гагиным искали Асю в ночном городе, заставило Н. Н. переоценить свое отношение к девушке. Теперь он готов на ней жениться; теперь он предвкушает, как будет счастлив завтра. Он поздно понял, что “у счастья нет завтрашнего дня”, “у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье”. Гагины уехали, герой больше не сумел найти Асю. Он опоздал – нельзя догнать ушедшее счастье.

Ася осталась самым лучшим воспоминанием его жизни, которое он сохранил в душе. “Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы… ” – говорит он о себе, обвиняя себя в неумении понимать чужую душу, в нечуткости и эгоизме. Герой наказан за это до конца своей жизни.

Сочинения по темам:

  1. Творчество Шолохова тесно связано с эпохой, в которую он жил. Его произведения – это особый взгляд на жизнь. Это взгляд...
  2. Главный герой лермонтовской поэмы “Мцыри” живет в абсолютно чуждом ему мире – мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не...