Система оценивания предмета химии по фгос ооо. Критерии оценки практической работы Беларусь критерии оценки практических работ по химии

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пяти балльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п.или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно - следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

При оценивании ответа необходимо учитывать владение учащимся материалом текущей темы и использование знаний, умений и навыков ранее изученного материала на основании устного или письменного ответа учащегося.

Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Допускается одна-две несущественные ошибки, которые учащийся самостоятельно исправляет в ходе ответа.

Оценка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»: ответ полный, учащийся владеет материалом текущей темы и пройденного материала, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»: отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Оценка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом правил безопасности жизнедеятельности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-практические умения и навыки (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Отчет о работе оформлен без ошибок, по плану и в соответствии с требованиями к оформлению отчета.

Оценка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Допущены одна-две несущественные ошибки в оформлении письменного отчета о работе.

Оценка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Допущены одна-две существенные ошибки в оформлении письменного отчета о практической работе.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении письменного отчета о работе, в соблюдении правил безопасности жизнедеятельности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения, не оформлен письменный отчет о проведении работы.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Оценка«5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка «1»: задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

При оценивании решения расчетных задач необходимо учитывать владение знаниями теоретического и практического материала, умениями и навыками его использования для составления плана решения задачи и выполнения упражнений.

Оценка «5»: Правильно понято задание, составлен алгоритм решения задачи, в логике рассуждения и решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»: в логике рассуждения и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.

Оценка «3»: Задание понято правильно, в логике рассуждения нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»: имеются существенные ошибки в логике рассуждения и решении.

Оценка «1»: задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка«4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Оценка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

 нет ошибок –оценка «5»;

 одна ошибка –оценка «4»;

 две ошибки –оценка «З»;

 три ошибки –оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

 25-З0 правильных ответов –оценка «5»;

 19-24 правильных ответов –оценка «4»;

 13-18 правильных ответов –оценка «З»;

 меньше 12 правильных ответов –оценка «2».

Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

 соблюдение требований к его оформлению;

 необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

 умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

 способность учащегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

При несогласии учащегося с оценкой, полученной на контрольном мероприятии, он имеет право повысить ее до выставления итоговой оценки за тему. При этом учитель должен обеспечить проверку уровня усвоения тех элементов контроля, по которым учащийся обнаружил недостаточно прочные знания.

Итоговая оценка за тему, семестр, учебный год определяется как среднее арифметическое текущих оценок. Итоговая оценка должна отражать реальный уровень лично освоенных учащимся знаний, умений, навыков.

Учебно-методический комплекс химии как учебной дисциплины включает комплекты документов:

 нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Химия»;

 программно-методическое и дидактическое обеспечение учебного предмета;

 материально-техническое обеспечение преподавания предмета.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ФГОС ООО: Подходы к оценке
метапредметных результатов
обучения
Симонова М. Ж. к.п.н., доцент
кафедры химии, экологии и МОХ,
Почетный работник ВПО,
Заслуженный преподаватель ЧГПУ

ЗАЧЕМ МЫ ОЦЕНИВАЕМ?

Для улучшения успехов тех, кого оцениваем;
Для улучшения механизмов оценивания;
Для улучшения методов, средств и стратегий оценивания;
Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по
завершении ступеней образования.
Для организации отбора;
Для изучения успехов и прогресса;
Для исправления результатов;
Для формирования навыков самооценки;
Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной
стратегии;
Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших
действий.
Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и
оценивании;
Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае
неудовлетворительных результатов.

? ? ?

???
Как мы
оцениваем
?
Каков механизм
оценивания?
По каким
критериям и
шкалам мы
оцениваем?

???

1. Для чего нужна такая работа (диагностика, стимуляция,
коррекция, развитие)?
2. Понимая, что конечной целью оценивания является
ответ на вопрос: « Как дальше улучшить свою
деятельность?», понять – кому он (этот вопрос)
адресован.
3. Попытаться ответить на вопрос: « Зачем мы будем эту
работу оценивать, чего и от кого (каждого ученика, класса
в целом) хотим добиться, какого результата достичь?

ФГОС – это требования к …
РЕЗУЛЬТАТАМ
СТРУКТУРЕ
УСЛОВИЯМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения … ДЕЙСТВИЙ
… составляет основной результат образования»
Личностные
ценностно-смысловые
установки личностной
позиции,
основы российской и
гражданской
идентичности …
Метапредметные
…универсальные
учебные действия
(познавательные,
регулятивные и
коммуникативные) основа умения учиться
Предметные
опыт
получения,
преобразования и
применения
предметных знаний

ФГОС: новые требования к
СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
(проверка заявленных действий, умений, а не просто

Объект оценивания

В
соответствии с ФГОС ООО основным
объектом системы оценки результатов
образования, её содержательной и
критериальной
базой
выступают
требования
Стандарта,
которые
конкретизируются
в
планируемых
результатах освоения обучающимися
основной образовательной программы
основного общего образования.

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение организовывать
свои дела: ставить цель,
планировать, получать и
оценивать результат
Умение добывать,
преобразовывать и
представлять
информацию
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать
свои и чужие
поступки, стремление
к созидательной
деятельности
ДЕЙСТВИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою
позицию, понять других,
договориться, чтобы
сделать что-то сообща
НОВЫЕ СРЕДСТВА - ВСЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,
ВСЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ ШКОЛЫ

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА
Внешняя оценка:
государственные службы
Аккредитация ОУ
Мониторинг системы
образования
Аттестация кадров
ОГЭ,
ГИА
Внутренняя оценка:
учитель,
ученик,
ОУ
Итоговая оценка учащихся строится на основе:
а) результатов внутришкольного мониторинга по предметам и
комплексных работ на межпредметной основе,
б) оценок за итоговые работы по предмету,
в) оценки за подготовку и защиту индивидуального проекта,
г) оценок за работу, выносимую на Государственную итоговую аттестацию

«Достижение метапредметных и предметных результатов,
необходимых для продолжения образования, является
предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной
образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании учитываются сформированность
умений выполнения проектной деятельности и способность к
решению учебно-практических и учебно-познавательных
задач» (ФГОС ОО, 2010г.).
Диагностика - способ получения измеряемых показателей
обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение
условий и результатов учебного процесса.
Педагогическая диагностика включает в себя ряд процедур:
контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных,
их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование
дальнейшего развития.
Цель диагностики - установить соответствие реальных
достижений учащихся запланированным результатам обучения.
Измерителями являются средства и способы выявления по
заранее заданным параметрам качественных и количественных
характеристик достижения учащимися уровня учебной подготовки.

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образоват

Для оценки динамики формирования метапредметных
результатов обязательными составляющими системы
внутришкольного мониторинга образовательных
достижений являются материалы:
стартовой диагностики;
текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
промежуточных и итоговых комплексных работ на
межпредметной основе, направленных на оценку сформированности
познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при
решении учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на работе с текстом;
текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности
учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и
коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем
и воплощению решений в практику; способности и готовности к
использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к
самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
защиты итогового индивидуального проекта.

???:

Подходы к системе оценивания
Методы и приемы оценки метапредметных
результатов

Система оценивания

Под системой оценивания понимается
не
только
та
шкала,
которая
используется при выставлении отметок
и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм
осуществления
контрольнодиагностической
связи
между
учителем, учеником и родителями по
поводу успешности образовательного
процесса, равно как и осуществления
самостоятельного определения таковой
учащимся

Основные цели
оценочной
деятельности

Показатели оценки образовательных
достижений
Оценка достижения
планируемых
результатов
Динамика
образовательных
достижений
Инструменты
Итоговая оценка
Внутришкольный
мониторинг
Портфель достижений

Кто оценивает?

Ученик
– самооценка
Ученик и учитель
в диалоге –
совместное оценивание

Умение ставить цель и
добиваться ее
Умение решать проблему
Умение составлять план
действий в разных
ситуациях
Умение общаться
Умение адаптироваться к
ситуации
Умение ориентироваться
в мире
Самостоятельно
добывать и применять
знания
Умение заботиться о других,
быть достойным человеком
Сохранить здоровье …

Оценивание – метапредметный результат:

Регулятивные УУД
Личностные УУД
Навыки рефлексии
Самоанализ
Самоконтроль
Самооценка
Взаимооценка
Самосознание
Готовность открыто
выражать и отстаивать
свою позицию
Готовность к
самостоятельным
действиям и поступкам,
принятию
ответственности за их
результаты
Эффективные
средства
управления своей
учебной
деятельностью

ПОДХОДЫ:

Уровневый: оценка индивидуальных
образовательных достижений ведется «методом
сложения», при котором фиксируются достижение
опорного уровня и его превышение.
Выстраивание индивидуальной траектории движения с
учетом зоны ближайшего развития
Комплексный: оценка предметных, метапредметных
и личностных результатов

ВИДЫ:

Внешняя оценка – осуществляемая внешними по
отношению к школе службами
Внутренняя оценка – оценка, осуществляемая самой
школой (учеником, педагогами, администрацией)
Внутренняя и внешняя оценка выстраиваются на
одной и той же содержательной и критериальной
основе, причем задает общее понимание внешняя
оценка

Виды оценивания:

Стартовая диагностика
входные проверочные работы
Текущее оценивание
процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе
наблюдений за деятельностью учащихся,
оценка урочной и внеурочной деятельности,
выполнения проверочных, контрольных, диагностических работ на
протяжении всего периода обучения
Итоговое оценивание
внутришкольный мониторинг по предметам и комплексные работы на
межпредметной основе
итоговые работы по предмету
подготовка и защита индивидуального проекта
ОГЭ

ОЦЕНИВАНИЕ
ФОРМИРУЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?
ОБОБЩАЮЩЕЕ
оценивание
КОГДА?

Определение

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено
на определение индивидуальных достижений
каждого учащегося и не предполагает как
сравнения результатов, продемонстрированных
разными учащимися, так и административных
выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется
потому, что оценка ориентирована на конкретного
ученика, призвана выявить пробелы в освоении
учащимся элемента содержания образования с тем,
чтобы восполнить их с максимальной
эффективностью.

Формирующее оценивание

Формирующее оценивание позволяет учителю:

четко сформулировать образовательный результат,
подлежащий формированию и оценке в каждом
конкретном случае, и организовать в соответствии с
этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и
оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся

может помогать учиться на ошибках;
может помогать понять, что важно;
может помогать понять, что у них получается;
может помогать обнаруживать, что они не знают;
может помогать обнаруживать, что они не умеют
делать;

Оценка выступает
одновременно и как цель
и элемент содержания, и
как средство обучения и
учения.
Оценка и контрольнооценочная деятельность в
целом выступает как
самостоятельный элемент
содержания образования,
который необходимо
формировать и развивать.

Требования на выстраивание системы оценивания

включение учащихся в контрольно-оценочную
деятельность с тем, чтобы они приобретали
навыки и привычку к самооценке и самоанализу
(рефлексии);
использование критериальной системы
оценивания;
использование разнообразных видов, методов,
форм и объектов оценивания, в том числе:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при
последовательном нарастании объема внешней оценки на
каждой последующей ступени обучения;
субъективные и объективные методы оценивания;
стандартизованные оценки;
интегральную оценку, в том числе – портфолио, и
дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения
(например, формирование правописных умений и навыков,
речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
самоанализ и самооценку обучающихся;
оценивание как достигаемых образовательных результатов,
так и процесса их формирования, а также оценивание
осознанности каждым обучающимся особенностей развития
своего собственного процесса обучения;
разнообразные формы оценивания, выбор которых
определяется этапом обучения, общими и специальными
целями обучения, текущими учебными задачами; целью
получения информации.

Основной объект итоговой оценки

Основным
объектом,
содержательной
и
критериальной базой итоговой оценки подготовки
выпускников
на
ступени
основного
общего
образования
в
соответствии
со
структурой
планируемых результатов выступают планируемые
результаты, составляющие содержание блоков
«Выпускник научится» всех изучаемых программ.

Система оценки достижения планируемых результатов
Предметные результаты
Объект итоговой оценки
освоения основной
образовательной программы
ООО
Оценка осуществляется в ходе
Мониторинговых исследований
на основе
неперсонифицированных процедур
48
Метапредметные
результаты
Личностные результаты

Оценка
Оценка метапредметных
метапредметных результатов
результатов
Содержание
совокупность способов действий,
которая обеспечивает способность
обучающихся к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса,
т.е. умение учиться.
Объект
сформированность регулятивных,
коммуникативных и познавательных
универсальных учебных действий
а) внутренняя накопленная оценка
б) итоговая оценка
оценки
оценки
Процедуры
оценки

Особенности
Особенности оценивания
оценивания
метапредметных
метапредметных результатов
результатов
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Регулятивные
Коммуникативные
целеполагание речевые средства, в
планирование т.ч. с опорой на ИКТ
способ
действия
контроль
коммуникация при
взаимодействии
коррекция
Оценка в
процессе
выполнения
Оценка по
результатам
выполнения
Чтение
ИКТ
Проектноисследовательская
деятельность
Познавательные
работа с информацией: поиск,
запись, восприятие
в т.ч. средствами
ИКТ
использование
моделей, знаков
и символов,схем
логические операции: анализ,
синтез, сравнение,
сериация, классификация, обобщение, подведение
под понятие, аналогия, суждение
50

Формы оценивания:

Стандартизированные работы (устные,
письменные);
Не стандартизированные работы:
проекты, практические работы,
портфолио, самоанализ, самооценка и
др.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки
может быть оценено достижение таких
коммуникативных и регулятивных действий, которые
трудно или нецелесообразно проверять в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы,
например уровень сформированности навыков
сотрудничества или самоорганизации.
Нестандартизованные – наблюдение, портфолио

Достижение метапредметных результатов

1. может выступать как результат выполнения
Типовые задачи
Учебно-познавательные и
учебно-практические
задачи
Нестандартизованные
виды оценивания
Защита проекта
специально сконструированных
диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности
конкретного вида универсальных
учебных действий
2. может рассматриваться
как
инструментальная основа и как условие
успешности выполнения учебных и
учебно-практических задач средствами
учебных предметов
3. может проявиться в успешности
выполнения комплексных заданий на
межпредметной основе
4. Как
результат выполнения
индивидуального проекта. Выносится на
итоговую оценку

Оценка предметных результатов

Выполнение
внутренняя
накопленная
оценка
итоговая оценка
(внутренняя или
внешняя)
учебных исследований
и проектов
Решение типовых задач
Текущее выполнение учебнопознавательных и учебнопрактических задач т.д.
Внутренние
комплексные работы
на межпредметной основе
внутришкольный
предметам
мониторинг по
итоговые работы по предмету
ОГЭ, ГИА

Планируемые
Планируемые результаты,
результаты,
выносимые
выносимыена
наитоговую
итоговуюоценку
оценку
Задания повышенного
уровня
перспективные:
зона ближайшего развития
опорный
учебный
материал
актуальные:
исполнительская компетентность
Задания базового
уровня

Задания базового уровня сложности проверяют

сформированность знаний, умений и способов
учебных действий по данному предмету, которые
необходимы для успешного продолжения обучения на
следующей ступени.
Это стандартные учебно-познавательные или
учебно-практические задания, в которых очевиден
способ учебных действий.

Задания повышенного уровня сложности проверяют

-
способность выпускника выполнять такие учебнопознавательные или учебно-практические задания, в
которых нет явного указания на способ их
выполнения.
Учащийся сам должен:
выбрать этот способ из набора известных, освоенных
в процессе изучения данного предмета;
сконструировать способ решения, комбинируя
известные ему способы, привлекая знания из других
предметов или опираясь на имеющийся жизненный
опыт.

Уровни оценки предметных результатов (Заграничная Н.А.)
Превышение базового уровня свидетельствует об высокий уровень достижения планируемых
усвоении опорной системы знаний на уровне
результатов, оценка «отлично» (отметка «5»)
осознанного произвольного овладения учебными
действиями, а также о кругозоре, широте (или
избирательности) интересов.
повышенный уровень достижения планируемых
результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»)
Базовый уровень достижений - уровень, который
демонстрирует освоение учебных действий с
опорной системой знаний в рамках диапазона (круга)
оценка «удовлетворительно» (отметка «3»,
выделенных задач. Овладение базовым уровнем
является достаточным для продолжения обучения на отметка «зачтено»)
следующей ступени образования, но не по
профильному направлению.
Пониженный уровень достижений свидетельствует
об отсутствии систематической базовой подготовки, о
том, что обучающимся не освоено даже и половины
планируемых результатов, что имеются значительные пониженный уровень достижений, оценка
«неудовлетворительно» (отметка «2»)
пробелы в знаниях, дальнейшее обучение
затруднено.
Низкий уровень освоения планируемых результатов
свидетельствует о наличии только отдельных
фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее
обучение практически невозможно.
58
низкий уровень достижений, оценка «плохо»
(отметка «1»)

Система средств диагностики метапредметных
результатов обучения
Средство
Способ использования
Комплексные задания
Включение в учебный процесс.
Проведение диагностических работ.
Дневник проектной
деятельности учащегося
Заполнение рабочих листов,
отражающих действия учащегося во
время работы над проектом.
Оценивание достигнутых результатов
по установленным критериям.
Оценочные листы в журнале Оценивание результатов работы по
руководителя проекта или критериям с учётом: степени
исследования.
самостоятельности, участия в работе
группы, соблюдения правил работы,
проведения презентации и ответов
на вопросы, соответствия выбранных
методов цели и т.п.

Диагностика метапредметных результатов в
процессе освоения содержания учебного
предмета:
общеучебные умения информационной деятельности
(работа с текстом, обработка информации);
общеучебные умения коммуникативной деятельности
(письменная коммуникация);
универсальные логические умения;
умения применять научные методы познания;
некоторые умения деятельности по решению проблем
(определять и формулировать проблему; определять
цель, адекватную проблеме; выбирать и планировать
способ решения проблемы; проводить самооценку и
самоанализ по установленным критериям).

Метапредметный модуль «Методы научного познания»
Содержание модуля.
Понятие о методах познания веществ и явлений в химии:
эмпирических и теоретических. Эмпирический уровень научного
познания. Наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование,
вычисления. Теоретический уровень научного познания. Проблема,
гипотеза, теория, закон.
Приёмы познания: универсальные логические умения - сравнение,
сопоставление, обобщение, классификация, анализ, синтез,
установление причинно-следственных связей.
Способы информационной деятельности. Представления об
источниках химической информации.
Особенности коммуникативной деятельности при изучении химии.
Конспект, реферат, тезисы, доклад, презентация.
Научный подход к решению различных проблем. Способы
деятельности по решению проблем: мотивация, целеполагание,
планирование, организация деятельности, самоконтроль и
самооценка, коррекция.

Конкретизация планируемых
метапредметных результатов обучения
Планируемый результат
Проведение:
наблюдения,
эксперимента (мысленного
или реального),
измерения.
Умения учащегося
(критерии оценивания)
-
Проведение
моделирования.
определять цель, задачи, выдвигать гипотезу;
выбирать способ решения, планировать свои
действия, время, ресурсы;
отразить в протоколе выполненные действия,
их результаты, записать выводы;
анализировать результаты и сделать общий
вывод по итогам эксперимента;
соблюдать правила техники безопасности.
- определять компоненты (составляющие части)
объекта или процесса, их свойства,
пространственные, временные, функциональные
отношения;
- представлять строение, структуру, свойства,
функции объектов, протекание процессов в виде
материальных, аналоговых или знаковых моделей

Структура комплексного задания:

Несколько заданий
(8-10), направленных на
применение
общеучебных умений в
решении различных
проблем на основании
использования
приведённой
информации.
Адаптированный текст
научного содержания

Планируемый результат:
Задание базового уровня
Задание базового уровня
Образец правильного ответа:
Критерий достижения планируемого результата:

Создание примера критериев оценивания

Показатели – это термины, определенные в левой колонке. Они
описывают выполнение, поведение и качество.
Индикаторы описывают каждый показатель по нескольким уровням.

Задание.
Сопоставь известные тебе сведения о чистоте атмосферного
воздуха в вашем регионе и данные таблицы
1.Назови предполагаемую главную причину загрязнения воздуха в
своём районе.
2.Укажи
изменения, которые могут произойти в состоянии
здоровья жителей твоего района из-за загрязнения воздуха.
Главная причина загрязнения воздуха в моём районе:
_________________________
Изменения в состоянии здоровья людей:
____________________________________

ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


достижений
1) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку умений и навыков,
способствующих освоению систематических знаний
2) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний как
результата использования знако-символических средств
и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, интерпретации, оценки и т.д.
3) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка разрешения
проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия
решения в ситуации неопределённости
4) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка сотрудничества

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых при оценке достижений

Классы учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предъявляемых при оценке
достижений
5) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка коммуникации,
требующие создания письменного или устного
текста/высказывания с заданными параметрами
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,

самоорганизации и саморегуляции
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка
рефлексии
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование ценностно-смысловых
установок
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку ИКТкомпетентности обучающихся

Оценочный лист
Оценивание результатов сбора и обработки информации
Объект оценки – консультация. Основание оценки –наблюдение руководителя
проекта.
Критерий «Получение информации из различных источников, целесообразность их
использования»

1
Действия учащегося
Баллы
Представил информацию, большая часть которой не относится
0
к теме работы.
2
Зафиксировал информацию по теме в незначительном объёме
1-2
(с помощью закладок, ксерокопирования, заполнения карточек и
т.п.).
3
Зафиксировал достаточно полную информацию по теме из
1-2
разнообразных источников. Свидетельством может являться
библиография, тематический каталог.
4
Систематизировал сведения в соответствии с целями своего
1-2
информационного поиска
5
Обосновал использование того или иного вида источников 1-2
информации (например, использование данных опроса, а не
газетных статей на тему) в соответствии с целью
Увеличение баллов
связано с последовательным
проявлением большей самостоятельности в
информационного
поиска.
действийях учащихся.
О степени самостоятельности
учащегося учитель - руководитель проекта
может судить только
на
основании
своих
записей
в
Дневнике
консультаций, в которых
фиксируется,
Суммарный максимальный балл
8
какая именно помощь была оказана ученику.

Методы оценки: наблюдение

-метод сбора первичной информации путем
непосредственной регистрации учителем наличия
заранее выделенных им показателей какого-либо
аспекта деятельности всего класса или одного
ученика.
Для фиксации результатов наблюдений используются
специальные формы – листы наблюдений:
именные,
аспектные

Лист наблюдений «Наблюдение за участием в групповой работе»

ученики
Число ответов
(размышлений)
ученика в ходе
дискуссии («+/-»
- логичные/нет)
Число вопросов
ученика в ходе
дискуссии («++++»)
++-+-
+++++
Стиль поведения в
обсуждении
(вежливость,
грубость,
внимание/невним
ание к чужому
мнению)
Действия в конфликтной
ситуации столкновения
мнений и интересов
(реакция на критику
чужого мнения,
проявление способности
к компромиссу,
выработке и признанию
общего решения и т.п.)
Лист наблюдений «Наблюдение за участием в
групповой работе»
Петя М.
Лена С.

Листы наблюдений «листы наблюдений за развитием отдельных групп УУД

«Листок достижений»

Цель: отследить динамику продвижения учащихся в
достижении предметных и метапредметных результатов
Учитывается программа и требования к минимуму
содержания образования
Заполняется после проведения контрольных и
самострельных работ
Листы рассчитаны на год, четверть
Уровень обученности обозначается цветом:
Знания и умения сформированы
Знания и умения сформированы не полностью, имеются ошибки
Знания и умения сформированы слабо
Знания и умения сформированы не сформированы

Проектирование

Учебный проект выполняется обучающимся в рамках
одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать
свои
достижения
в
самостоятельном освоении содержания и методов
избранных
областей
знаний
и/или
видов
деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную
деятельность
(учебно-познавательную,
конструкторскую,
социальную,
художественнотворческую, иную)

Результатом (продуктом) проектной деятельности могут быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические
материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых
исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области
литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного произведения, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское
изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту,
которые могут включать как тексты, так и мультимедийные
продукты.
Пример

Этапы проектирования или учебного исследования:
oанализ ситуации;
oвыделение проблемы, выдвижение гипотезы;
oформулирование цели, определение задач;
oпланирование этапов работы, времени, ресурсов,
методов, продукта;
oреальное получение продукта;
oсамоконтроль, самооценка, коррекция;
oоформление
результатов,
выводов,
презентация
продукта;
oоценка по установленным критериям.

Деятельность по решению проблем
Диагностика
метапредметных
результатов
в проектной
деятельности
(Заграничная Н.А.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
Умения целеполагания и планирования
Постановка проблемы
Постановка цели, задач
Планирование деятельности, ресурсов
Планирование использования продукта
Рефлексивно-оценочные умения
Самоконтроль
Самооценивание продукта
Самооценка работы над проектом
Самооценка продвижения в проекте
Достижение цели. Соответствие выбранных способов работы
теме и цели проекта
Практическая деятельность
Проведение наблюдения, эксперимента, исследования,
измерения или моделирования
Оформление результатов, выводов
Информационная деятельность
Получение информации из различных источников,
целесообразность их использования
Критическое осмысление информации
Коммуникативная деятельность
1
2
3
Письменная коммуникация.
Оформления письменной части проекта в оостветствии с
требованиям
Устная коммуникация.
Проведение презентации
Ответы на вопросы
Продуктивная групповая коммуникация
Умение соблюдать / выстраивать процедуру группового
обсуждения
Взаимодействие в групповой коммуникации

Система
Система оценки
оценки ФГОС:
ФГОС: основные
основные особенности
особенности
критерии достижения – планируемые результаты;
комплексный подход: оценка предметных, метапредметных,
личностных результатов;
уровневый подход в инструментарии, в представлении
результатов;
оценка способности решать учебно-практические задачи;
использование
стандартизированных работ (устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио,
самоанализа, самооценки и др. (накопительная система оценивания)
накопительная система оценки индивидуальных достижений,
выявление динамики личностного развития (по результатам
диагностики личностных качеств на различных этапах
образовательного процесса); ;
сочетание внешней и внутренней оценки;
сочетание персонифицированных и неперсонифицированных
процедур

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)
27.02.2019г. № 10-151

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее - Порядок), направляет для использования в работе рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - минимальное количество первичных баллов), рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) в пятибалльную систему оценивания в 2019 году .

В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, в том числе определяют минимальное количество первичных баллов, а также обеспечивают перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания. Приложение: на 14 л.

Заместитель руководителя: А.А. Музаев

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Химия .

2019 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2018 год.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

2017 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2016 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2015 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2014 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2013 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.

2012 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 33 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2011 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 6 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2010 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-19 баллов - отметка «3»

    20-28 баллов - отметка «4»

    29-34 баллов - отметка «5»

2009 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-18 баллов - отметка «3»

    19-27 баллов - отметка «4»

    28-33 баллов - отметка «5»