«Семь чудес России» (познавательно-развлекательная программа для школьников). Сценарий познавательной программы для младших школьников «Путешествие по Букваринску Гуляет по заливам

Познавательная программа для учащихся среднего звена
«Живые компасы»

Цели мероприятия.
Обучающие. Углублять и закреплять знания учащихся о способах ориентирования в природе, делая акцент на живых ориентирах растительного и животного происхождения.
Научить ребят быстрому и надёжному определению сторон света при помощи различных живых объектов.
Развивающие. Расширять кругозор, путём использования дополнительного материала, не включённого в обязательные программы обучения. Развивать познавательный интерес путём использования нестандартных методов подачи материала и эмоциональных переживаний ребят.
Воспитательные. Прививать любовь к живой природе. Развивать ощущение единства со всем живым и чувство ответственности по отношению к растениям и животным. Воспитывать чувство прекрасного путём демонстрации растений и животных.
Оборудование и материалы. Костюмы ели, сосны, девясила, дикий салата – латука компасного, эвкалипта, шиповника, земляники, подсолнуха, дятла, утки, магнитофон, колонки, диски с записями звуков природы и музыкой к номеру художественной самодеятельности.

Ход мероприятия

1 ведущий. Раньше бывало, да и сейчас нередко случается, что пойдут люди в лес по ягоды, по грибы или ещё по какой надобности, потеряют дорогу и блуждают между деревьев. Намучаются, изголодаются, наберутся страха, пока выйдут на дорогу или натолкнутся на какое-то поселение. Иногда и жертвы бывают.
2 ведущий. Таких приключений, а временами и трагедий, было бы значительно меньше, если бы люди знали, где именно находится их дом – на севере или на юге – и в какую сторону от него они направились.
1 ведущий. Осуждать человека за то, что он не может сориентироваться на местности или невнимателен и потому заблудился, наверное, не следует. Сбиться с дороги в особенности при облачной и туманной погоде, да ещё ночью, когда не видно таких ориентиров, как солнце, луна, звёзды, может кто угодно. А в незнакомой местности и днём можно заблудиться.
2 ведущий. Дело в том, что вследствие ряда анатомических и физиологических особенностей человеческого тела и неравномерности мышечной нагрузки на правую и левую сторону, человек при ходьбе всегда немного отклоняется вправо. Если человек
идёт по дороге, тропинке, или видит какой-либо ориентир, он идёт прямо.
Если все ориентиры исчезают, то человек начинает отклоняться вправо. Отсюда и большие многокилометровые круги, которые случается проходить путникам и охотникам в глухом лесу. Тут и понадобиться умение определять направление по линии север-юг.
1 ведущий. Конечно, легче всего было бы определить это направление при помощи компаса, но не у каждого он есть. А если его и берут в лес, то нет гарантии, что он не поломается. Что делать, если прибором нельзя воспользоваться? В лесу есть полным полно живых компасов: деревья, пни, травы, лишайники, ягоды, птицы.
2 ведущий. Сегодня своими знаниями с вами подселяться зелёные братья растения. Но для этого вы должны угадать имя каждого из сегодняшних гостей. Первое растение пришло к нам с севера. Используется для изготовления скрипок и лечит от тяжёлой болезни под названием цинга. Догадались, как это растение называется?
Дети. Нет.
1 ведущий. Подсказываю. Весной и летом одним цветом. Праздничное дерево.
Дети. Елка?
2 ведущий. Да. Предоставим слово ели.
Ель. Когда я расту не в лесу, среди подруг, а одна, то с южной стороны всегда бываю более ветвистой, пушистой (показывает рисунок).
1 ведущий. Второй гость ещё одно хвойное растение. Хвоинки у него всегда собраны в пары. Очень любит свет и совершенно не выносит затенения. Именно поэтому нижние ветки опадают, и ствол остается голым. Есть предположения?
Дети. Сосна?
1 ведущий. Молодцы! Какие сообразительные ребята учатся в нашей школе! Что интересного нам подскажет сосна?
Сосна. Ребята, вы всегда можете узнать, где север по вертикальной полоске, которая тянется по моему стволу, от земли к самой вершине. Эта полоса может быть только на северной стороне! А появляется она из-за того, что с этой стороны ствол высыхает медленно, на нём поселяются микроорганизмы, меняющие цвет древесины на более тёмный (показывает рисунок) Кроме того, я и моя подруга ель всегда можем подсказать, где юг потёками смолы – живицы. Этих потёков больше всего на южной стороне (показывает рисунок)
1 ведущий. Спасибо вам хвойные растения, я думаю, ребята узнали много нового и интересного. Теперь они навряд ли заблудятся в лесу. Ведь в крымских лесах много сосен и елей.

Сосна и ель уходят.

2 ведущий. Лиственные деревья сегодня к нам не пришли, но я расскажу вам их секреты.
С южной стороны кора деревьев более светлая, а с северной тёмная. С южной стороны ветви длинные и листьев много, а с северной наоборот.
1 ведущий. Но и это ещё не всё. На коре любых деревьев поселяются лишайники. С северной влажной стороны их больше. А с юной сухой их почти нет, потому что лишайники не могут жить без влаги. Всё что я сказал, на 100% можно определить по одиноко стоящим деревьям. Деревья, растущие в лесу, затенены почти равномерно, поэтому лишайники могут встречаться в равной мере на южной и северной сторонах стволов.
2 ведущий. Чем это запахло в воздухе?
1 ведущий. Похоже на ароматы цветущих растений.
2 ведущий. Кто же ещё пришёл к нам в гости?

(на сцене появляются девясил, дикий салат – латук компасный, эвкалипт, шиповник, земляника)

2 ведущий (обращаясь к пришедшим) Что ж. Дадим слово каждому из вас. Вот трава, которая помогает избавиться от многих болезней и придает силы. Девясил. Это значит девять сил. По преданию Илья Муромец лежал на печи тридцать лет и три года, потому что был болен. У него были проблемы с позвоночником. Но пришли знахари, стали отпаивать его отваром девясила и Илья встал. Да что там встал, стал одним из главных защитников Русской земли.
Девясил (кланяясь). Спасибо на добром слове. Я хочу подсказать ребятам, как, глядя на мои листья, листья дикого салата и эвкалипта (показывает на стоящих рядом) определять стороны света. Листья всегда обращены ребром к зениту, чтобы жгучее солнце не перегревало. Зенит – самая высокая точка расположения солнца над горизонтом. Поэтому рёбра направлены на юг и север. А широкая сторона на запад и восток. (показывает на искусственном листике).
1 ведущий. Следующий наш гость – южанин по происхождению. Его спиртовая настойка лечит грипп. Особенно много таких растений на Австралийском континенте, а листья растения – излюбленная пища сумчатых медведей коала. Кто может назвать нашего гостя по имени.
Дети. Эвкалипт.
Эвкалипт. Мои листья, как и у девясила, расположены вертикально. Именно поэтому в эвкалиптовых лесах нет настоящей тени.
2 ведущий. Следующий гость решил представиться сам.
Латук компасный. Моё имя говорит само за себя. Посмотрите на мои листья и вам не нужен компас.
1 ведущий. А вот уроженец Северной Америки. Европейцы сначала использовали его ярко-жёлтые соцветия в качестве украшений одежды и причёсок. Позже поняли, что гораздо целесообразнее использовать семена. Из семян теперь изготавливают самое распространённое растительное масло. Кто это?
Дети. Подсолнух.
Подсолнух. Я тоже компасное растение. Моя корзинка всегда обращена к солнцу. Даже в пасмурные дни, когда светило спряталось за тучами. Корзинка направлена то на восток, то
на юг, то на запад, но никогда на север. Для того, чтобы вы точнее могли определить направление при помощи моего соцветия корзинки, нужно учитывать, что на востоке солнце бывает приблизительно в 7-м часу утра, на юге, в первом часу дня, а на западе – в 7-м часу вечера.
2 ведущий. А теперь перед вами необычный гость. Это пра-пра-пра-предок самых красивых цветов в мире – роз. Его так и называют собачья роза. Плоды этого растения содержат много витаминов, особенно витамина С, повышающего сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Можете ли его назвать?
Дети. Шиповник.
Шиповник. Дорогие друзья! Я, как и мой сосед, настоящий солнцепоклонник. Утром цветки смотрят на восток, днём на юг, вечером на запад. Но реагируют так только цветы, которые растут на солнечной стороне.
1 ведущий. Настало время представить нашу последнюю гостью. Эта дама всеми любима и желанна. Её ягоды изумительно пахнут и сладкие на вкус. Ещё с 18 столетия садоводы вывели её садовую форму, более крупноплодную, чем дикая прародительница. Чтобы отведать её ягод, нужно не один раз низко наклониться и заглянуть под листики. Узнали, ребята?
Дети. Нет
1 ведущий. Ну вот ещё подсказка. Эта ягода со сливками – лучший из десертов.
Дети. Клубника.
1 ведущий. Наша публика – истинные гурманы. Молодцы! Угадали.
Земляника. Собирая на лесных полянах мои ягоды, присмотритесь к ним. Они тоже кое-что могут рассказать вам о сторонах света. Спелая ягода всегда краснее с южной стороны. и зеленее с северной. А если мои кустики растут вокруг пня или дерева, то скорее созревают на южной стороне.
(раздаётся барабанная дробь)
2 ведущий. Ребята, кто это?

Дети. Дятел.
(вылетает дятел)

Дятел. Здравствуйте ребята! Узнал от сосны, что вы интересуетесь вопросом, как определять стороны света без компаса. Раскрою маленький секрет. Мы, дятлы всегда выдалбливаем дупло в дереве так, чтобы отверстие смотрело на юг. В городе вы тоже можете ориентироваться по птичьим домам. Скворцы выбирают домики со входами смотрящими на юг и юго-восток. Воробьи стараются забиться под крышу с южной или юго-западной стороны (улетает).
(кря-кря-кря)
1 ведущий. Похоже это утка кряква.

(вылетает утка)

Кряква. Мы утки, как и все перелётные птицы хорошо знаем, где юг. И уж если мы летим стаей по осени, то строго на юг. Так что если вдруг вы не знаете куда идти, а над вами пролетает стая перелётных птиц, знайте, их клювы показывают на юг, а хвосты на север
(улетает).
2 ведущий. Думаю, что ребята узнали много интересного о растениях и животных «компасах» и теперь никогда не заблудятся в лесу. Правда, ребята?
Дети. Да.
1 ведущий. Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили урок, который преподали наши гости. От каждого класса пусть выйдет команда из трёх ребят. Мы будем задавать вопросы, а участники команд должны будут давать ответы. За каждый правильный ответ команда получает карточку.
2 ведущий. При этом следует соблюдать следующие правила:
Не выкрикивать, а поднимать руку
Не поднимать руку раньше, чем задан вопрос
Ответ засчитывается только в том случае, если он полный
1 ведущий. Итак, наши команды готовы. Приступаем к викторине.
Первый вопрос: в какую сторону (правую или левую) человек отклоняется при ходьбе?
Ответ. Правую.
2 ведущий. С какой стороны света у любого дерева больше ветвей и листьев?
Ответ. С южной.
1 ведущий. У какого дерева на северной стороне ствола проходит тёмная полоса?
Ответ. У сосны.
2 ведущий. С какой стороны света, у сосны больше потёков смолы живицы?
Ответ. С южной.
1 ведущий. На какой стороне стволов деревьев больше мха?
Ответ. На северной.
2 ведущий. С какой стороны ствола дятлы предпочитают делать дупла?
Ответ. С южной.
1 ведущий. Скворцы предпочитают селиться в домиках с входом, с какой стороны света?
Ответ. С юга или юго-востока.
2 ведущий. Воробьи предпочитают слиться под стрехой с входом, смотрящим на какую сторону света?
Ответ. На юг или юго-запад.
1 ведущий. Как по летящей осенью стае птиц определить сторону света?
Ответ. Птицы летят строго на юг. Значит, север будет в противоположной стороне. Восток левее, а запад правее.
1 ведущий. В каких лесах практически нет тени и почему?
Ответ. В эвкалиптовых. Потому что листья этих растений расположены не горизонтально, а вертикально.

2 ведущий. Какие растения кроме эвкалипта держат листья ребрами обращёнными на юг и север, а пластинками на запад и восток?
Ответ. Девясил, дикий салат, или латук компасный.
1ведущий. На какой стороне куста шиповника растут цветки, которые всегда поворачиваются вслед за солнцем?
Ответ. На южной.
2 ведущий. С какой стороны дерева кустиков земляники больше?
Ответ. С южной.
1 ведущий. С какой стороны ягода земляники поспевает быстрее?
Ответ. С южной.
2 ведущий. Наступило время подвести итоги викторины.
1 ведущий. Каждая команда отдаёт собранные карточки нашим помощникам. А пока девочки определяют команду победительницу, звучит песня в исполнении. (с подтанцовкой).
2 ведущий. Итак, наступил волнующий момент. Победила команда
1 ведущий. Второе место заработала., а третье.
2 ведущий. Всем командам торжественно вручаются грамоты и книжечки памятки с информацией о живых компасах.
1 ведущий. А теперь просим участников команд сфотографироваться на память с нашими гостями – живыми компасами.
2 ведущий. А вас дорогие ребята, уважаемые учителя и родители, благодарим за внимание!
1 ведущий. Приходите снова на наши познавательно-развлекательные программы о природе.
Вместе. До свидания.

(звучит музыка, все расходятся)

Классы:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Цель программы: развитие познавательной активности, утверждение ценности знаний в современной жизни.

Действующие лица:
– Азбука
– Точка
– Буквоежка

Оборудование и реквизит:
Умная книга
Самокат
Голубые ширмы — 2
Указатель с названиями улиц
Указатель с названием города
Мяч
Магнитные доски – 2
Комплект букв (10 гл + 10 согл) – 2
Карточки – слоги – 16 шт.
Мел
Кубы со словами – 10 шт.
Кубы – 2
Подиумы – 2
Жетоны

Сценарий

Под музыку в зал входят АЗБУКА и ТОЧКА, держа в руках большую «Умную» книгу, ставят ее на подставку и делают несколько шагов вперед.

Азбука: Здравствуйте!
Точка : Здравствуйте!
Азбука : Будем друзьями!
Точка : Из Букваринска к вам в гости пришли.
Азбука : Вы нас, ребята, наверное, ждали – АЗБУКА!
Точка : Точка!
Обе: Будем знакомы!
Азбука : Умную книгу мы вам принесли.
В это время на заднем плане появился Буквоежка, и, улыбаясь, посылая поклоны, приветы, пританцовывая, берет тихонько книгу и уходит.

Также очень интересный сценарий для младших школьников:

Точка : (собирается взять книгу, и увидев, что она исчезла, растерянно озирается) Где она?
Азбука : Кто?
Точка : Что!
Азбука : Кто что?
Точка : Не Кто, а Что! Книга! Исчезла книга с буквами!
Азбука : Этого не может быть! Посмотри хорошенько
Точка : Смотрю и не вижу, может быть, вы ее видите?
Азбука (трет глаза) Это какая-то мистика. Я тоже не вижу книгу. Катастрофа! Главное достояние Букваринска исчезло без следа!
Точка : Куда она могла пропасть?
Азбука : Может быть, ее кто-то похитил? (Смотрят друг на друга).
Вместе : Буквоежка!
Азбука : Это он!
Точка : Ребята, вы не видели такого нахального, смешного человечка в красной кепочке на голове?… Видели? (Дети отвечают)
Азбука : Точно, это он! Нужно срочно отправляться на поиски Буквоежки, иначе может случиться непоправимое!
Точка : Все буквы исчезнут. Навсегда! Из них уже никто не составит ни одного словечка!

Хватается за голову, бегает по площадке.

Азбука : Предлагаю разделиться. Ты отправляешься в эту сторону, а я – в противоположную.
Точка : Согласна. В путь?
Азбука : На поиски!

Под музыку исполняется небольшой танец- клоунада, затем они убегают. Появляется Буквоежка.
Буквоежка : Хи, хи, хи! Вперед! На поиски! Хи, хи. Ловко я Азбуку и Точку обвел вокруг пальца.
Вытаскивает из Книги буквы, перебирает их, любуется, нюхает.
Буквоежка: Вот так повезло, вот так удача! Какие чудесные буковки: разноцветные, красивые, вкусненькие. Вот жадина эта Азбука. Что ей, букв, что ли жалко? У нее их видимо-невидимо. Целых…
А действительно, сколько букв в алфавите?(Обращается к детям. Дети отвечают).
Буквоежка: Тридцать три? А теперь у нее ни одной! Вот они миленькие, вот они, сладенькие. Надо их перепрятать до поры, до времени, пока всё не успокоится. Где же мне их спрятать? Отправлюсь-ка я в Букваринск, там я знаю все улочки — переулочки. И найду укромные местечки, где можно такие богатства спрятать.

Буквоежка уходит. Появляются с разных сторон Азбука и Точка, обе разговаривают по сотовому телефону, приближаясь, друг к другу.

Азбука: Точка, ты нашла Буквоежку?
Точка : Его нигде нет, а как ваши успехи?
Азбука : У меня нет успехов, одни лишь потери. И мои поиски ни к чему не привели.
Точка : Все пропало, мы пропали и точка!
Азбука :
На страницах букваря
Нету букв от А до Я.
А – упало, Б – пропало
В – исчезло, больше нет!
Точка :Буквы бедные попали к Буквоежке на обед!

Сели они, пригорюнившись, затем Азбука вскакивает, кричит.

Азбука: У меня есть идея: необходимо провести следствие.
Точка : Согласна.
Азбука : Надо выявить свидетелей, может быть, кто-нибудь видел Буквоежку?
Точка : Согласна.
Азбука : Давай спросим у ребят.
Точка : Согласна.
Азбука : Помогите нам, ребята, скажите, куда убежал Буквоежка? (Дети отвечают).

Азбука :В Букваринск? Я так и знала! Срочно отправляемся в Букваринск!
Точка: Чтобы найти вредного Буквоежку, нам нужны помощники, одним нам не справиться, и точка.
Азбука : У нас уже есть помощники, вот они, ученики 1- го класса ____________ школы. С ними мы точно найдем наши буквы и вернем их в Книгу. Ребята, вы согласны? (Дети отвечают).
Азбука: Тогда в путь!

Дети выстраиваются паровозиком и под музыку двигаются по кругу, встают перед указателем «Букваринск».

Азбука: Стоп, чтобы попасть в наш город, необходимо пройти через невидимые ворота, ответив на 3 загадки главному стражу

Голос: Не куст, а с листочками, не рубаха. А сшита. Не человек, а рассказывает. Что это?
Дети: Книга!
Голос : Ответ правильный. Загадка номер 2:
Черные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Дети: Буквы!
Голос : Ответ правильный. Последняя загадка:
Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он
Дети: Алфавит!
Голос : Ворота открыты, добро пожаловать в Букваринск!

Дети делают еще круг и рассаживаются на свои места. На площадке стоит указатель с названиями улиц, переулков и.т.д. Азбука поворачивает указатель так, чтобы все прочитали: « Площадь Отличников»

Точка : Отличная площадь, на ней часто прогуливается Буквоежка. (По площадке крадётся Буквоежка).
Азбука : А вот и он, смотри! Держи его, держи!(Азбука и Точка хватают Буквоежку).
Буквоежка: А ну-ка отпустите меня, я ничего не сделал!
Азбука: Все видели, что это ты украл Книгу с буквами, немедленно верни!
Если ты не подчинишься, мы вызовем наиглавнейший грамматический совет и тебе не поздоровится!
Точка : Ты будешь изгнан из Букваринска, и вообще отовсюду, где живут буквы и слова. А они живут ВЕЗДЕ!
Буквоежка : Хорошо, хорошо, я верну вам буквы, только не все сразу, они у меня спрятаны в разных уголках города. А дети, которые прибыли к нам, пусть посоревнуются, подумают, решат веселые задачки. За каждое правильно выполненное задание я буду возвращать по несколько букв, а уж задачки придумывать я большой мастер!
Азбука : Точка, надо спросить у ребят, готовы ли они принять участие в таких соревнованиях?
Точка: Ребята, вы согласны? (Дети отвечают).
Буквоежка: Конечно, согласны, куда они денутся из Букваринска! Задание первое!
Аукцион! Каждый, кому я брошу мяч и назову букву — должен придумать слово на эту букву и вернуть мяч мне обратно. Делать это нужно правильно и быстро.
Пример:
Я говорю: «А», вы должны сказать: «арбуз», «Б» — «барабан». Задание понятно? Тогда приготовились!

Проводит игру «Аукцион».

Азбука: Итак, Буквоежка, ты обещал вернуть буквы после того, как ребята выполнят задание.
Буквоежка: Разве я обещал? Что-то я не помню.
Точка: Сказал – значит, сделал, и точка!
Буквоежка: Ладно, ладно, я пошутил. Вот ваши буковки, целых 6 штук. Так с ними расставаться жалко!

Достает буквы из тайничка, куда они были заранее спрятаны.

Азбука : Молодцы, ребята, продолжаем путешествие по Букваринску и идем на проспект « Головоломок».
Точка: На проспекте головоломок могут гулять все желающие, только нужно разделиться на две команды, так удобнее выполнять задание.
Буквоежка: А задание очень простое. Я называю слово, а вам предстоит найти на стенде буквы, из которых состоит данное слово. Какая команда первой справится с заданием, та и получит от меня следующие буквы.

Проводится конкурс «Головоломка»и Буквоежка отдает детям еще 5 букв.

Азбука: Первоклассники, наверное, уже знают, что все буквы делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ. Знаете, ребята? Отлично, в таком случае мы направляемся на улицу «Гласных-согласных».
Точка: На этой улице придется немного побегать. Давайте выстроимся в две команды по 10 человек.
Буквоежка: Посмотрите, в конце улицы размещены буквы: 10 гласных и 10 согласных вперемешку. Одна команда по очереди берет только гласные буквы, другая только согласные.

Проводится эстафета «Гласные и согласные» и Буквоежка возвращает детям еще 5 букв.

Точка : Я что-то устала, больше никуда не пойду, и точка.
Азбука : Я как раз хотела предложить ребятам немного отдохнуть на Танцевальном бульваре. Под музыку ребята будут танцевать и одновременно выполнять нетрудное задание – изображать заданную букву.
Буквоежка: И после танцев я тоже должен проститься со своими буковками?
Точка: Точно!
Буквоежка : Ох, я несчастный, голодный Буквоежечка! Ну что ж, пойдемте на Танцевальный бульвар.

Проводится танцевальный конкурс «Буквы».

Буквоежка: Нелегко расставаться со своим сокровищем. Нужно придумать задания посложнее, чтобы дети не смогли справиться, и тогда буквы останутся у меня. Приглашаю вас в переулок, где живут Слоги. Они очень будут рады вашему появлению.

Конкурс «Составь слово».Детям раздаются слоги, из которых они составляют слова.

Азбука: Поздравляю вас, ребята, вы отвоевали у Буквоежки еще несколько букв!
Буквоежка пытается сбежать, но Точка преграждает ему дорогу.
Точка : Я сказала, и Точка!

Буквоеджка достаёт очередную партию букв.

Азбука: У Буквоежки осталось всего 6 букв, и мы должны справиться с еще одним сложным заданием. Мы прошли весь город Букваринск и добрались до бульвара Предложений. За стеной бульвара выход из города.
Точка : А мы справимся, и точка!
Буквоежка: Конечно, справитесь, я уже не сомневаюсь, и не надеюсь пообедать сегодня.
Азбука: Чтобы не оставаться голодным, можно попробовать на вкус ошибки или помарки. Ученики с удовольствием с ними расстанутся
Буквоежка : Я обязательно попробую. А сейчас мы подошли к стене, на которой написаны слова, а вы должны выстроить их в предложения.

Проводится конкурс «Составляем предложение» и Буквоежка отдает последние буквы.

Азбука: Все буквы на месте?
Точка : Надо проверить!

Буквоежка обиженно надувает губы, Точка топает ногой.

Точка : И точка!

Проводится игра «Алфавит». Детям раздаются буквы, которые они расставляют в алфавитном порядке.

Точка: УРРРА! Все буквы на месте!
Азбука: Детей надо наградить конфетами и отправить из Букваринска домой.
Точка: Все за мной!

Ребята выстраиваются паровозиком и под музыку шагают по кругу, затем возвращаются на свои места.

Азбука:
Вы эти буквы заучите,
Их три десятка с лишком.
И для вас они – ключи
Ко всем хорошим книжкам!
Герои под музыку уходят.

Название: Сценарий познавательной программы для младших школьников «Путешествие по Букваринску»
Номинация: Детский сад, Начальная школа, Сценарии праздников


Должность: педагог-организатор
Место работы: МБОУ ДОД Детско-юношеский центр «АРС»
Месторасположение: Костромская область, г. Кострома

Персонажи – Капелька (мультяшный персонаж со слайдов), царь Берендей, Почемучка.
Оформление – В морском стиле – имитация волн из голубой ткани, бутафорские капельки по бокам сцены, на заднике – Экран.

Звучит музыка на сбор гостей – Детские песни из мультфильма «Капитошка»
Выключается свет.

Перед прочтение сценарий рекомендую посетить сайт, предлагающий популярную сегодня услугу клоуны на детский праздник . Сделайте праздник детей ярче!

*На экране – Слайд – Презентация «Круговорот воды в природе» — 2 мин.
За сценой, параллельно с идущим слайдом, в микрофон начинает программу ведущая – рассказчица.
Ведущая – (Текст за сценой) На голубой планете Земля родилась однажды маленькая Капелька воды. Осмотрелась Капелька по сторонам и увидела вокруг высокое синее небо, сочную зеленую траву, белоствольные березы и чистый прозрачный ручеек, в котором она и плескалась, блестя на солнце. Наша Капелька была жизнерадостной и любознательной. Ей непременно захотелось узнать все о мире, который ее окружает. И Капелька пустилась в путешествие.
*На экране мультфильм «Капитошка» — без слов, с наложенной современной песней «Про Капитошку» — 3-4 минуты
*На экране – Слайд – фото «Капельки»

Ведущая – (Текст за сценой) – Звонкий ручеек с капелькой стремительно бежал вдаль.
*Слайд «Бегущий ручей»

Его путь протекал через холм, за ним показалась полянка, где по бережкам ручейка росла низкая трава.
*Слайд «Трава и роса»
-Днем солнышко светило очень ярко и было жарко. В траве кто-то находился и разговаривал! И капелька решила остановиться и послушать!

Свет включается
Звучит детская подвижная песня – Солнышко лучистое
Выходит под музыку Почемучка.

Почемучка – Здравствуйте ребята! (Ответы детей)
Меня зовут – Почемучка! Думаете, почему меня так назвали? (Ответы детей)
Да! Потому что, у меня любимое слово – «Почему!»
А вы знаете, что меня пригласили на праздник. Сейчас вспомню, как он называется….А, все, вспомнила! Праздник воды! А 22 марта – у нас международный день воды! Интересно, почему устраивают такие праздники? Праздник именно — воды? Почему – не шоколада, мороженного или праздник мыльных пузырей?
На этом празднике я в первый раз! А вы? (Ответы детей) Ведь без воды нам не прожить! Даже чаю не попить! Значит, будем праздник праздновать!

Концертный номер – песня «Кап – кап» (Вокальная студия «Консонанс»)
Почемучка – Вы, не поверите, ребятки – меня пригласил на праздник сам царь Берендей. Не знаю, почему? Почему, именно меня? Но, я заблудилась и, как попасть к нему – тоже не знаю! У меня правда книга — путеводитель есть, но я ее еще не смотрела! Сейчас, посмотрю! Это же настоящее путешествие! (Открывает карту, перелистывает книгу, что – то пытается понять)
В это время выключается свет
Ведущая – (Текст за сценой) – Капелька услышала, что ее новая знакомая – Почемучка, тоже идет путешествовать, да еще и узнала, что есть такой праздник – Воды, и решила ей помочь!

Звучит песня из мультфильма «Капелька»
Почемучка – Ой, кто это? (Смотрит на экран) Эй! Прохожая! Давай знакомиться!
Капелька – (Текст совместно со слайдами) Здравствуй почемучка! Здравствуйте, детишки — девчонки и мальчишки! Я — Капелька и очень рада познакомиться с вами!
Почемучка – Капелька? Самая настоящая водяная капелька?
Капелька – Да! Самая настоящая!
Почемучка – А почему ты такая маленькая? Почему ты такая скользящая прозрачная и голубая?
Капелька – Ну, я же маленькая капелька воды! А вода – такого цвета! Все ль с водою вы дружны? Доказать вы мне должны. Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
1.Загадки про воду
1.Бежит, бежит, не выбежит,
Течёт, течёт, не вытечет.
(Вода)
2.Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….
(Воды)
3.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу
(Вода)
Я не простая, а волшебная капелька, могу превратиться в снежинки, льдинки, туман.
Почемучка – Ой, как интересно! Я – бы с удовольствием, с тобой Капелька поиграла, но мне надо попасть в царство царя Берендея. У меня есть книга – путеводитель, но мне одной дорогу не найти! Ты не поможешь мне?
Капелька – С удовольствием! Отправимся со мной на моем волшебном ручейке! Беги за мной!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» — Без слов
Ведущая – (Текст за сценой) – И отправились вместе Капелька и Почемучка к царю – Берендею! И тут начались настоящие приключения маленькой капельки.
Ночью луна тускло освещала все вокруг. Становилось прохладно. Наша Капелька была очень отважная и смело стремилась вперед! Она заметила, что к ее родному большому ручейку присоединился другой — маленький ручеек. И они побежали дальше вместе.

*Слайды «Ручейки»
Звучит подвижная детская музыка — фоном
Почемучка – Сделаем остановочку около ручейков, может где – то рядом царство Берендея? Послушаем, как ручеек шумит!

Фонограмма – шум ручейка
Почемучка – Интересно, водичка в ручейке пахнет чем — нибудь? (Ответы детей)
(Нет, не пахнет) — А на вкус она какая? (Безвкусная) — А если добавить сахар, то вода станет какая? (Сладкая) — А соль? (Солёная) — А лимон? (Кислая, лимонная)
Надо мне прислушаться к окружающему миру, тут могут быть такие необычные звуки, давайте вместе послушаем.

Фонограмма «Звуки воды»
2.Игровой момент «Угадай, что звучит».
(Дети слушают, различают и угадывают звуки воды из различных источников).
Почемучка – Пора дальше отправляться, а то Берендей уже давно ждет. Надо посмотреть книгу – путеводитель, может она что — подскажет! (Перелистывает книгу)

Звучат звуки ручейка — фоном
Ведущая – (Текст за сценой) – Вскоре наших путешественниц стали догонять и другие маленькие ручейки, образуя один большой звонкий ручей, который становился все шире и глубже и, наконец, превратился в маленькую речку, которая продолжала свой путь.

*Слайды «Вода в реках»
-Речка прожурчала вдоль деревни, жители которой видимо очень любили свою речушку, потому что очень бережно к ней относились: все берега реки были чистыми, а вода прозрачная и незамутненная.
Почемучка – Да, все правильно! У меня в путеводителе так и нарисовано, что я должна пройти большую реку……а потом…….

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом КапелькиБ
Почемучка – Капелька, ты где? Мы уже дошли до речки, давай узнаем у нее, далеко ли до царства берендея?
Капелька – Я тут! Мы сейчас с тобой отправимся по моей тетушке – Реке, и она нас обязательно должна привести к царству Берендея. Там тоже не могут жить без воды!
Почемучка – А почему ручеек был узким и маленьким, а река широкая и большая?
Капелька – Скажу тебе по секрету, здесь в речке собралось много моих подружек – капелек! Мы, часто вместе водим хороводы и шалим. Ветерок – наш друг, набегает на поверхность воды и получаются волны. Вот это — Здорово! Мы с подружками капельками кружимся, подпрыгиваем и визжим.
Почемучка – И правда – весело!

*Слайды «Животные в воде» (Жираф, тигр, белый медведь, бурый медведь, волк, слон, дельфины, лебеди, лягушата)
Почемучка – Сколько же животных любят купаться и играть! Давайте и мы с вами отдохнем, да настроение поднимем!
Кто мои загадки отгадает, тот от меня капельку получает.
(Почемучка детям загадывает загадки, кто — отвечает, выходит на сцену для участия в игре)
3.Загадки
1.Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке?
(Снежинки)
2.Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнце свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга)
3.Бел, да не сахар
Не колючий, светло-синий (Иней)
Ног нет, а идёт
По кустам развешан …(Cнег)
4.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно …(Лёд)
5.Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз. (Сосульки)
6.Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий – в море. (Река)
(Вызываем на сцену 6 человек. Проходит игра – победившим выдаются капельки)

Звучит детская песенка про капельку
4.Игра «Перенеси водичку»
(Дети делятся на 2 команды, становятся колоннами в одну сторону. Каждой команде выдаются: разноцветные миски с водой и ложку. Напротив них команд, на расстоянии стоят графинчики пустые. Задача игроков — Перенести воду ложкой из миски в графин пока звучит музыка. Команде – победителю, Почемучка выдает яркие капельки)
Ведущая – (Текст за сценой) – С высоты небес за ними наблюдало Солнышко, оно ласково улыбалось, жмурилось, иногда выглядывало из-за тучки: не расшалился ли ветер, не выбросил ли маленьких водяных принцесс на сухой и раскаленный от зноя берег.
*Слайд «Солнце»

А наша капелька поднялась на край волны и почувствовала, что ее тянет вверх к яркому солнцу.
Почемучка – Вот и солнышко выглянуло, пора отправляться дальше! (Открывает книгу – путеводитель и перелистывает страницы)
Тут нарисовано солнышко, растения, значит, где-то должны быть деревья! А Берендей у нас живет в лесу! Капелька ты где? Мы с тобой уже близко!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом Капельки)

Капелька — Я уже высоко на небе!
Почемучка – Почему, на небе? Ты – же в речке купалась?
Капелька — Солнышко светило ярко, припекало! Я и капельки – подружки, поднялись в воздух. Мы летели всё выше и выше далеко друг от друга. Высоко от земли воздух становился всё холоднее. И мы с подружками снова собрались вместе. Не успела я опомниться, как оказалась в тучке, где увидела много таких же капелек, своих сестричек. И я вижу с высоты царство Берендея! Тебе надо осушить лужицу, через которую надо пройти, пройти через овраг и будешь на месте!
*Слайд «Тучки»
Почемучка – Спасибо тебе капелька! Тогда будем лужицу сушить! Кто отгадает загадки мои, тот и сушить лужицу будет мне помогать, да капельки получать!

5.Загадки
1.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
2.Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
3.В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(Прорубь)
4.Дождь прошёл, а я остался
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
(Кто отгадал загадки, выходят на сцену для участия в игре – 4 человека)

Звучит музыка на игру – детская песня из мультфильма «Про Капитошку»
6.Игра «Осуши лужицу»
(Дети делятся на 2 команды, по 2 человека. Каждой команде выдаются: По одной разноцветной миске с водой, по одной пустой миске и губку. Задача игроков – осушить при помощи губки миску с водой. Почемучка выдает яркие капельки)
*Слайды «Лес» (Овраги, деревьями без листьев)
Почемучка – Все вы, молодцы, друзья! Посмотрю книгу – путеводитель! (Смотрит, перелистывает страницы)
Фонограмма «Шумы леса»
Ведущая – (Текст за сценой) – Путь проходил через рощу, где росли высокие деревья. Это и было – Царство Берендея! Было тихо в лесу, не слышалось, ни пение птиц, ни шума листвы, ни шелеста травы, ни игривых криков животных. А, самое главное — ни журчали ручьи, ни били родники и даже росинки все попрятались!
Почемучка – И правда, мы уже рядом с царством берендея? Я так волнуюсь! Почему он меня позвал в гости? Почему, меня никто не встречает? Что – же здесь произошло?

Звучит музыка на выход Царя – Берендея
Царь Берендей — О, мой лес, мой дивный лес, полный сказок и чудес! В заботах и трудах проходит жизнь моя,
Надеюсь, что узнали вы меня! Защитник леса, друг зверей, я царь из сказки …
Дети – Берендей!
Почемучка – Здравствуй царь Берендей! Вот я и в гостях у тебя! В твоих владениях!
Царь Берендей – Рад видеть тебя, Почемучка!
Почемучка – Почему ты меня пригласил в гости? И почему я не слышу звуки праздника в твоем лесу?
Царь Берендей – Почемучка, я пригласил тебя на праздник – Всемирный день воды! И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. Мой лес без воды не будет цвести!
Очень любим мы купаться, в теплой речке кувыркаться, не боимся глубины, будем мы смелы, сильны.
Знают взрослые и дети: Без воды нельзя на свете! Я тебе хотел рассказать, как у нас в лесу хорошо, весело, познакомить тебя с лесными жителями, с моими речушками, да родничками! Все было готово к этому удивительному празднику! И тут, неожиданно, произошло горе!
Почемучка – Какое горе?
Царь Берендей – Очень ярко светило солнышко, стояла огненная жара! Видно, кто-то разгневал наше Ярило, и оно все реки мои осушило! Праздник не состоялся!
Почемучка – Почему осушило?
Царь Берендей – Когда светит ярко солнышко, вода постоянно испаряется с поверхности суши, рек, морей, океанов. Невидимый пар расходится в воздухе. Вся вода улетела в тучку. Подул сильный ветер и тучку унесло далеко, далеко от леса! И в моем лесу наступила – засуха! Настоящее – горе!
Почемучка – Да, горе! Как же быть? Кто нам может помочь? (Ответы детей) Правда! Правда! Нам поможет моя новая знакомая – Капелька! Она, как раз сейчас веселиться со своими подружками капельками на тучке!

*Слайд «Фрагмент из мультфильма «Капелька» (С наложенным текстом Капельки)

Почемучка – Капелька ты где? Помоги нам, пожалуйста! В царстве Берендея – засуха!
Капелька – Я все слышала! Сейчас позовем ветерок, и наша тучка будет плыть над лесом!

*Слайд «Тучки»

Ведущая – (Текст за сценой) – Сильный ветерок поднял тучку, и сестричкам капелькам стало холодно. Они задрожали, заплакали, и полились на землю дождем.
*Слайд «Дождь»

А дождь-это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекают в водоёмы. Вот так наполняются запасы воды на земле. Этот процесс называется круговоротом воды в природе, от слова «круг» т. е. вода движется по кругу.
*Слайд «Круговорот воды в природе»
Царь Берендей – Молодцы, мои друзья! Всех приглашаю в гости я. В лесу моем приятно отдыхать, здесь можно веселиться и играть, дары природы собирать, лишь жителей лесных не смейте обижать!

Сколько вас много пришло на этот праздник. Спасибо вам, всем моим слугам верным, всем,кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие,чтобы жили в них птицы и звери, да букашки малые,чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон! (Кланяется) Порадовали старика. Вот теперь праздник состоится!
Чтобы пруд остался чистым,
Полноводным и лучистым,
Нужно правила всем знать
И всегда их соблюдать.
7.Словесная игра «Разрешается и запрещается»
Хором мне ответьте, что на водоемах разрешается, а что запрещается:

Вырубка леса:
Мойка машин:
Стиральный порошок выливать:
Закрывать воду в кране:
Консервные банки оставлять:
Разбитые бутылки в водоемы бросать:
Катание на лодке:
Ловля рыбы:
Купание:
Ловля лягушек:
Кто заступает в мои владения, тот обязан произнести Берендеевскую клятву! Что ж, вы готовы принять такую клятву?
8.Клятва Берендей: Зачитывает Клятву. “Мы, гости Лесного Царства, в присутствии царя Берендея, клянёмся вести себя в лесу так, как ведут себя вежливые гости. — Клянёмся! Зелёных деревьев не ломать, цветов без надобности не рвать. — Клянёмся! Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда! — Клянёмся! Громко музыку не включать и не кричать, чтобы птицам рядом с нами захотелось петь. — Клянёмся! Не сорить, не мусорить в лесу. И поддерживать лесную красоту! — Клянёмся! Костры жечь только на кострищах и не портить травянистые жилища — Клянёмся! При отъезде всё за собой убрать, чтоб захотелось придти сюда опять. — Клянёмся!” Царь Берендей – Ну что ж, я буду пристально следить за соблюдением клятвы. А чтобы вы убедились, что добрых, вежливых людей мы всегда рады видеть у себя в гостях, приглашаю вас на праздник! Капельку и почемучку я тоже приглашаю! Спасибо вам, выручили!
Приглашаю вас за столы дубовые,
За скатерти самобраные.
Устроим честной пир на весь мир!
Почемучка – А мы тебе, Берендей подарим капельки водички, которые в пути насобирали. На запас!

(Вызывает детей, кто в процессе программы получал капельки. Они отдают капельки царю Берендею, а Почемучка им дарит призы)
Я тебя познакомлю поближе с капелькой, может она у тебя в царстве жить останется?

Просмотр мультфильма «Капитошка»

Царь Берендей –
Без воды вам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды вам не прожить!
Вот и настала пора нам проститься. Вижу, что любите вы природу. Пойдёмте, друзья, нам надо побывать еще на других праздниках и найти новых друзей природы!

Почемучка – Рада знакомству с вами друзья! Я тоже прощаюсь с вами! Наступили часы расставания!
До свиданья, друзья! До свиданья!

Запас игр
1.Игра – Я сейчас я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (сосулька, облако, иней, туча, лужа, снег, снежинки), то вы должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба, лягушка, морж, пингвин), вы должны поднять руки. Если я назову предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень, тень), все хлопают в ладоши.

2.Игра (На листе ватмана два водоема: один из бумаги голубого цвета, другой – из бумаги серого или коричневого цветов. Заранее вырезанных простейших рыбок, водоросли надо приклеить на голубой фон, а все обрезки бумаги, кусочки смятых салфеток – на «грязный» фон.)

3.-Ребята, какой же мы сделаем вывод? (Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.) -А вся ли вода пригодна для жизни? (Для жизни пригодна только пресная вода) -Где встречается пресная вода? (Все реки и озера — источники пресной воды.) — Ледники, айсберги, вершины гор покрыты ледником — это тоже пресная вода. Ребята, а почему наши водоемы неиссякаемые? (Благодаря круговороту воды в природе, подземным водам).

Семь чудес России

(познавательно-развлекательная программа для школьников)

О семи чудесах света Древнего мира известно давно. О них говорят как о рекордных достижениях. Это

1. Храм Зевса в Олимпии – величайшее культовое сооружение (строился 15 лет)

2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне , которые напоминали гору в семь этажей с массой деревьев, кустарников, цветов, там были и речки и водопады , плавали утки, квакали лягушки.

3. Мавзолей в Галикарнасе (его высота 49 метров – 16-этажный дом)

4. Статуя Гелиоса в Родосе (Высота 36 метров. Один пальчик ноги Колосса был высотой с человеческий рост)

5. Маяк в Александрии – это первая сигнальная башня в истории мореходства, высота 130 метров, внутри здания построен грузовой лифт

6. Храм Артемиды в Эфесе , украшенный золотом, картинами, скульптурой

7. Древнеегипетские пирамиды в Гизе . Самая высокая пирамида Хеопса 146 метров. 20 лет строили.

До наших дней сохранились лишь пирамиды.

И сейчас человечество создает величайшие произведения искусства, шедевры, которые можно назвать чудесами света.

Статуя Свободы в Нью-Йорке

Статуя Христа в Бразилии

Эйфелева башня

Останскинская башня в Москве

Статуи на острове пасхи

Но есть чудеса света, которые сделаны самой природой и эти 7 чудес находятся в России. Кто-нибудь о них что-то знает?

А как вы думаете, почему чудес на свете семь?

Давайте проведем аукцион пословиц, литературных произведений в названии которых есть цифра «7»

«Аукцион»

Тогда, если вы согласны, мы с вами отправимся в далекое плаванье. Наш корабль будет периодически приставать к берегам самых интересных мест России.

Команде корабля объявляется полная готовность №11 Якорь поднять! Команда готова? Капитан, сдать рапорт (называет фамилию, имя, отдает честь)

Нам предстоит интересное плаванье, где мы будем знакомиться с чудесами света нашей Родины. Вам придется преодолеть испытания, выполнить задания и узнать много нового и занимательного.

Итак, в путь!

И наша первая остановка… Догадайтесь сами

Это озеро чудес, самое древнее из земных озер, самое глубокое из пресноводных бассейнов мира. В его водах проживает более 1.5 тысяч видов растений и животных.

1. ОЗЕРО БАЙКАЛ

Байкал находится в центре Азии, в России, на границе Иркутской области и республики Бурятия .

Озеро протянулось с северо-востока на юго-запад на 620 км. в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 24 до 79 км. Глубина озера 1637 м. В Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река Ангара. Вода в Байкале холодная +8, 9 градусов, зато очень прозрачная. Можно разглядеть отдельные камни на глубине 40 метров.

На Байкале находится 270 островов, самый крупный Ольхон – 71 км в длину и 12 в ширину. В Байкале живет рачок ЭПИШУРА – он выполняет функцию фильтра: пропускает через себя воду, очищая ее.

Озеро Байкал имеет 5 названий:

«Золотое озеро (по-алтайски);

«Северное море» (по-китайски);

«Огненное озеро» (по-бурятски);

«Лама» (по-эвенкийски);

«Богатое озеро» (по-якутски)

Скажите, чем богат Байкал? Конечно, прежде всего рыбой.

Догадайтесь, какие рыбы обитают в Байкале?

Загадки

Нет в Байкале рыб быстрей

Терпеливей и мудрей

На охоте круглый день

Рыба древняя… (Таймень)

Среди байкальских рыб-

Он признанный гигант

Есть у него речной собрат-

В придонной части обитает,

Но в сети он не попадает

Он в списки редких рыб внесен.

От истребления спасен…..(Осётр)

Ходит в озере

Гуляет по заливам

Серебристый,

С нежно-розовым отливом… (Омуль)

А еще в озере обитает живородящая рыба голомянка , тело которой содержит до 30% жира.

Ребята, а кто из вас знает, что такое нерпа? Чудо Байкала, но это не рыба

Викторина

1. Как называется детеныш нерпы?

- хубунок

- малек

2. Чем питается новорожденный малыш?

- рыбой

-молоком

3. Нерпа – кто она?

- рыба

-млекопитающее

4. Чем питается нерпа?

- омуль

- мойва

Ребята, если вам побольше захочется узнать о Байкале, то вы можете почитать книгу «Удивительные путешествия по Байкалу»

Ну вот, друзья, мы с вами познакомились с первым чудом света России. Это озеро Байкал.

А наше путешествие продолжается. Отгадайте как называется горячий источник, который выбрасывает вверх струи воды - Фонтан? Гейзер?

2. Долина гейзеров

И мы с вами уже находимся в долине гейзеров - это единственная крупная долина в Евразии. Она располагается на Камчатке. В долине находится около 20 крупных гейзеров, которые выбрасывают фонтаны кипящей воды или горячего пара.

Долина гейзеров – вулканический каньон.

Гейзеры имеют интересные названия: Сахарный, Сосед, Шило, Малютка, Буратино, Малая печка, Борода, Ванна.

В долине гейзеров проходили съемки фильма «Земля Санникова»

Игра (фонтан, гейзер)

Участники встают вряд, по команде ведущего «фонтан», «гейзер», играющие прыгают, как лягушата вперед, назад. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

А нас ждет третье чудо света вулкан «Эльбрус»

3. Вулкан «Эльбрус»

Вулкан находится на Кавказе в России. Образовался вулкан 200 млн лет назад. Высота вершины 5 642 метра.
Эльбрус называют высочайшей европейской горной вершиной. Эльбрус – это популярнейший курорт России для альпинистов и туристов. Эльбрус переводится как «Высокая гора». Во время Великой отечественной войны в ходе битвы за Кавказ в 1942 году немецким альпийским стрелкам удалось установить на вершине Эльбруса немецкие знамена. А в 1943 году советские бойцы альпинисты водрузили на Эльбрусе свои красные флаги.

Игра «Покорение Эльбруса»

Ведущий раздает участникам по 2 листа картона. Участникам нужно дойти до цели, обогнуть (стул)-вершину горы и вернуться обратно, наступая только на картон. Игрок кладет перед собой лист картона, наступает на него и кладет перед собой второй лист, переступает с первого на второй, а первый лист уже готовит для следующего шага, выигрывает тот, кто придет первым

Четвертое чудо света находится в районе республики Коми

Называется «Столбы выветривания»

Это чудо находится далеко от обитаемых мест. Около 200 млн лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия, дождь, снег, мороз и жара постепенно разрушили горы ветром, водой. Столбы имеют причудливую форму: фигуру огромного человека, огромная бутылка, перевернутая вверх дном, голова лошади, барана. В прошлые времена эти каменные изваяния обожествлялись, им поклонялись. Добраться до столбов могут только подготовленным юристам.

Конкурс художников

А сейчас мы с вами попробуем нарисовать эти столбы, по вашему представлению. Какую форму они имеют, я уже вам говорила. А потом мы сравним ваши рисунки с фотографиями столбов наиболее удачные рисунки выигрывают.

5. Собор Василия Блаженного

В замечательном городе, столице нашей Родины, в Москве, на Красной площади, находится 5 чудо света – Собор Василия Блаженного, собор Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Основатель собора Иван Грозный. Существовала такая легенда: собрал Иван Грозный архитекторов, зодчих, которые строили собор и спрашивает их: «А смогли бы вы построить точно такой же храм или даже лучше7» Зодчие ответили что смогут и, тогда Иван Грозный приказал выколоть им глаза. Что же представляет собой это творение? А вы сейчас сами постараетесь выяснить это.

Задание «Построить чудо света – собор Василия блаженного»

Собрать пазлы из 20 частей собора.

В настоящее время собор является государственным историческим музеем. Это самая известная достопримечательность России. А для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы.

Наше путешествие продолжается в город Санкт-Петербург, где находится одно из чудес света – Петергоф (Петродворец)

6. Петергоф

Петергоф включает в себя несколько дворцово – парковых ансамблей. В годы войны все парки сильно пострадали, реставрации дворца продолжаются до сих пор. Гордостью и украшением Петергофа являются сотни самых разных по виду фонтанов. Их высота более 10 метров.

После смерти Петра первого дворец превратился в музей, посвященный императору.

Игра «Объяснялки»

Постарайтесь объяснить названия фонтанов:

Фонтан «Дубовый» …- в центре находится свинцовый дуб, оттуда и название

Нептун… -

Фонтан квадратных прудов …-

Фонтан «Межеумный»…- в центре бассейна крылатый дракон, вокруг него 4 дельфина. Название отражает историю скульптурного оформления фонтанов

Фонтан «Китовый» в центре сказочная «Рыба-кит. Кто из вас назовет сказку, где есть рыба-кит и кто автор этой сказки?

И последнее чудо света России – это Мамаев курган в городе Волгограде.

7.

В районе Мамаева кургана велись ожесточенные бои. Название кургана переводится так – «бугор, возвышенность». Мамаев курган – это памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы» Главный монумент кургана «Родина-мать зовет!». В кургане захоронено не менее 34 тысяч солдат воинов-защитников Сталинграда.

Скульптура «родина-мать зовет, это-женщина, держащая в руке меч. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. Меч длиной 33 метра, весом 14 тонн сделан из стали. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, но большая часть плиты высотой 16 метров скрыта под землей. От подножия кургана до статуи 200 ступенек по числу дней Сталинградской битвы.

Скульптура «Родина-мать зовет!» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая. Ее высота 52 метра, длина руки 20 метров. Общая высота скульптуры 85 метров вес 8 тысяч тонн.

Наше путешествие подходит к концу и сейчас вам предстоит выполнить последнее задание.

Задание

Перед вами лежат таблицы с перечисленными чудесами света, их везде по семь. Задание: из перечисленных 7 чудес света исключить те, которые не относятся к чудесам России

Чудеса России

1. Александрийский маяк

2. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»

3. Озеро Байкал

4. Статуя Зевса

5. Собор Василия Блаженного

6. Петергоф

7. Долина гейзеров

Чудеса России

1. Колосс Родосский

2. Статуя Свободы в Нью-Йорке

3. Столбы выветривания

4. Эльбрус

5. Озеро Байкал

6. Долина гейзеров

7. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!»

Чудеса России

1. Озеро Байкал

2. Эйфелева башня во Франции

3. Висячие сады Вавилона

4. Долина гейзеров

5. Эльбрус

6. Столбы выветривания

7. Собор Василия Блаженного

Чудеса России

1. Озеро Байкал в Бурятии

2. Столбы выветривания в республике Коми

3. Эльбрус на Кавказе

4. Собор Василия Блаженного в Москве

5. Долина гейзеров на Камчатке

6. Мамаев курган и «Родина-мать зовет!» в Волгограде

7. Петергоф (Петродворец) в Санкт-Петербурге