Совместный спортивный праздник МБДОУ д.с.№77 и МБОУ НОШ №2
«Осень в гости к нам пришла».
Участники:
Дети средней группы МБДОУ г.Одинцово;
Ученики 3 класса МБОУ НОШ №2
Ц ели:
Сплочение школьников и детей детского сада, развитие чувства ответственности за младшего по возрасту .
Создание благоприятных условий для социализации детей.
Содействие становлению здорового образа жизни.
Развивать у детей чувства коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу;
Создать праздничную атмосферу .
Обогащать художественные представления об осени;
Задачи:
Развивать у детей коммуникативные способности в ходе взаимодействия со сверстниками и школьниками.
Повышать самооценку детей;
Формировать ответственность школьников и более серьезное отношение к дошкольникам.
Развивать у детей познавательный интерес, креативность на основе соревновательного мотива.
Этапы реализации:
1.Создание инициативной группы среди родителей и педагогов.
2. Планирование совместных мероприятий, развлечений с детьми с учетом интересов школьников и дошкольников.
3. Подготовка и проведение праздников в течение года.
4. Подведение итогов
Ведущий:
Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,
Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.
Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,
Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!
В праздник осенний гостью мы ждём.
Давайте мы Осень к нам позовём.
(Дети все вместе зовут Осень) :
Все вместе:
Приходи к нам в гости Осень
Очень мы тебя все просим!
(Под музыку входит Осень, разбрасывает листочки и карточки )
Осень:
Здравствуйте, ребята!
Зовут меня все – Осень золотая,
Прошла я по полям и по лесам.
Всех с праздником осенним поздравляю!
Как хорошо, как весело всем нам.
Вам нравится, что Осень к вам приходит
И радует своею красотой?
Лесам и рощам жёлтые наряды
Заботливо я приношу с собой.
Ведущий:
Проходи, проходи, Осень! Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!
1.Ребёнок:
Одарила гостья-Осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов!
Так давайте славить Осень
Песней, пляской и и грой!
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!
Осень: Давайте поиграем. Помогите мне ребята разобрать карточки по корзинкам: грибы, цветы, листочки и цветочки (дети под музыку собирают карточки и раскладывают по корзинкам).
Ведущий:
Вот послушай, Осень, какие стихи приготовили для тебя ребята:
1.Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый.
Утешает осень:" Не жалейте лета!"
Посмотрите – роща - золотом одета.
2. Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные -
Рябине,
Фартук розовый -
Осине,
Зонтик желтый -
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
3.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется
4. Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять
Кап-кап, кап-кап
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Ведущий:
Нам совсем не страшно
Бегать под дождём.
Если дождик сильный
Зонтики возьмём!
Осень:
Хорошо стихи читали, мне понравились. Поиграем и выясним, кто самый ловкий.
Игра 1:
Подвижная игра со стульями. В центре зала стоит зонтик,вокруг него стульчики, количество их должно быть на один меньше, чем участников. Звучит веселая музыка, и дети бегают вокруг стульев. Как только музыка остановится, игроки быстро должны сесть на стулья. кому места не досталось тот выбывает из игры, а один стул убирается.
Игра 2:
Собери каштаны!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются каштаны. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше каштанов.
Ведущий:
Дождь осенний не пускает,
С нами в прятки он играет.
Мы его перехитрим,
Долго капать не дадим.
Не страшен дождь нам никакой,
У нас есть танец озорной!
Дети исполняют танец «Полька».
Осень: Отгадайте – ка, ребятки, интересные загадки:
1.Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
2.Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
3.В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
4.Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
3.Конкурс-марафон «Шарик в ложке»
Участникам необходимо пронести теннисный шарик, который будет лежать в столовой ложке.
Ведущий:
Деревья все осенним днем
Красивые такие!
Давайте песенку споем
Про листья золотые.
Дошкольники исполняют песню «Листики» .
4.Конкурс «Меткий стрелок»
(От стены к стене натянута верёвка, на которой на ленточке висят погремушки. Дети по очереди бросают мяч, стараясь попасть в погремушку.)
5. «Весёлая эстафета».
Школьник в команде привязывает к ногам пластиковые решётки и бежит до стульчика. Возвращается и передаёт эстафету касанием руки дошкольнику, который бежит к стульчику и выбирает фрукт или овощ и бежит назад.
Совместный прощальный хоровод.
Осень :
Да, ребята, разная я бываю - весёлая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождём и мокрым снегом. У вас в гостях сегодня было очень весело и тепло. За ваше гостеприимство я хочу вас угостить (печенье-грибочки).Прощается и уходит.
Ведущий.
Что ж, друзья, пора и нам расходиться по домам.
Грибочки будем жевать и осень вспоминать!
Подведение итогов:
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;
участие в праздниках и развлечениях формирует у детей дисциплинированность, культура поведения;
участие в праздниках расширяет кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию детей;
праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, красочность выступлений - все это важные факторы эстетического воспитания;
участие детей в пении, играх, эстафетах, конкурсах укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений;
Сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Автор: Галицкая Майя Александровна, учитель русского языка ГУО "Недойская базовая школа Буда-Кошелёвского района" Гомельской области Республики БеларусьТема:
сотрудничество общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения
Актуальность проекта:
В современном обществе ребёнок становится полноценным членом общества только тогда, когда усвоит социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Это возможно при условии эффективной адаптации ребёнка в школьном коллективе, с одной стороны, а с другой – способности противостоять тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации, самоутверждению.
Одной из главных помех при адаптации первоклассника в школьной среде является стрессовая ситуация, в которую он попадает, приходя в школу. Смена места пребывания, окружения, ритма деятельности, содержательности его повседневной жизни негативно отражается на психике ребёнка. С этим связан и психологический кризис 6-и лет, который наступает в результате того, что нервная система малыша не справляется с той непомерной нагрузкой и новыми впечатлениями, которые появляются с переходом его на следующую ступень жизненного развития.
Таким образом, для наиболее успешной адаптации выпускника дошкольного учреждения необходимо, чтобы пограничный период смены деятельности и социального статуса ребёнка (дошкольник – младший школьник) проходил как можно спокойнее, учитывая при этом личностные и психологические особенности шестилетних детей.
Цели
:
сглаживание последствий переходного периода детский сад – школа;
создание условий для максимально бесстрессовой адаптации первоклассника в школе.
Предполагаемый результат:
выпускник детского дошкольного учреждения социально адаптирован и социально защищён согласно психовозрастным потребностям, готов к началу обучения в общеобразовательной школе.
Задачи:
воспитывать активность ребёнка во взаимодействии с окружающей средой;
вырабатывать культуру поведения (выработка привычек и правил поведения в обществе);
вырабатывать социальную культуру (правильное отношение к окружающей действительности, к природе);
воспитывать гражданственность (правильное отношение к труду, общественной и частной собственности);
научить ребёнка применять имеющиеся у него знания, умения и навыки общения и взаимодействия с окружающим миром;
дать соответствующие возрасту общеобразовательные знания, представления о себе и окружающих;
формировать национальную культуру (уважение к государственным символам, сохранение культурных традиций страны, воспитание на историческом национальном наследии);
развивать уровень креативности (способности к творчеству) посредством вовлечения в различные виды деятельности;
повысить игровую культуру шестилеток, так как центральное новообразование психики ребёнка этого возраста – сюжетно-ролевая игра.
Работа с детьми:
научить детей вступать в контакт с окружающими, со сверстниками так, чтобы не нарушить имеющихся отношений;
вовлекать ребят для закрепления навыков в многоплановые социальные контакты на основе интереса к определённым видам деятельности;
принципы и методика работы с детьми в процессе взаимодействия должны находиться в строгом соответствии с психологическими закономерностями формирования личности;
создать все условия для выявления и развития потенциальных внутренних резервов личности;
оказать психологическую помощь в приспособлении к меняющимся условиям повседневной жизни;
помочь усвоить национальные и общечеловеческие нравственные ценности;
научить ребят применять имеющиеся у них знания, умения, навыки человеческого общения в повседневной жизни.
Работа с педагогическими кадрами:
создание учебно-воспитательной системы, способствующей обмену опытом и взаимосотрудничеству школы и детского сада;
организация и методическое обеспечение взаимодействия членов педагогического коллектива школы с членами воспитательского состава детсада.
Объект проектной деятельности (база внедрения):
Дошкольники 4 – 6 лет.
Субъекты проектной деятельности:
члены педагогического коллектива школы:
Педагог – организатор;
- школьный психолог;
- педагог-дефектолог (при необходимости);
- социальный педагог;
- руководители кружков;
- учителя начальных классов;
- учитель, принимающий выпускников детсада;
- лидер детского объединения.
- творчески работающие учителя.
Члены ученического коллектива школы:
- актив системы детского самоуправления;
- актив БРПО (Белорусская республиканская пионерская организация);
- ребята, посещающие кружки и занятия по интересам;
- "Октябрята";
- ребята, желающие оказать помощь в сотрудничестве.
Родительская общественность;
Члены воспитательского состава детского сада.
Формы и методы работы:
Вовлечение в совместную игровую деятельность школьников разных возрастов и дошкольников;
Организация совместного проведения мероприятий, КТД различной направленности (игровых, познавательных, развивающих, творческих, интеллектуальных);
Организация экскурсионных программ для дошкольников в рамках «школа – сад»;
Организация и проведение совместной творческой деятельности (выставок, конкурсов, фестивалей);
Работа социально-психологических служб по изучению личностно-психических качеств и свойств каждого ребёнка с последующим внедрением дифференцированных, личностно ориентированных методов и форм работы;
Индивидуальная работа по формированию, развитию и усовершенствованию знаний, умений и навыков в соответствии с возрастными особенностями, требуемых ситуацией.
Сроки и графики внедрения:
5 лет
Этапы планирования:
Подготовительный этап
- 2 года:
Создание творческой группы из составов учителей, воспитателей, школьников и родителей;
Разработка программы сотрудничества и взаимодействия общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Планирование учебно-методических комплексов;
Разработка комплексно-целевой системы педагогической деятельности и взаимодействия;
Создание аналитического материала для диагностики реализации проекта.
Основной этап – 2 года:
Проведение плановых учебно-методических мероприятий для участников проектной деятельности;
Выявление, обобщение и распространение лучшего опыта участников проектной деятельности по сотрудничеству и взаимодействию общеобразовательной школы и детского дошкольного учреждения;
Организация и внедрение учебно-воспитательной программы взаимодействия;
Наблюдение за выполнением проектной деятельности;
Аналитическая деятельность по реализации задач проекта.
Заключительный этап – 1 год:
Мониторинг и оценка результатов проекта;
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов проектной деятельности;
Сопровождение первоклассников в первый год обучения в школе.
Критерии, по которым будет отслеживаться качество проекта:
1. Уровень социализации и адаптации детей на пограничном периоде «сад – школа»:
Уровень мотивации детей на учёбу;
Оценка возможности каждого ребёнка проявить свой творческий потенциал;
Степень реализации ценностных ориентаций первоклассника;
Степень влияния на детей различных факторов социального окружения;
Место школы в формировании личности ребёнка;
Уровень подготовленности детей начать обучение в школе.
2. Степень соответствия воспитательных услуг запросам и ожиданиям родителей:
Сравнительный анализ мнений первоклассников, участников
проектной деятельности, родителей относительно удовлетворённости проводимой работой.
3. Оценка социокультурной ситуации:
Оценка деятельности субъектов проектной работы по развитию общекультурного кругозора учащихся;
Уровень коммуникативных умений первоклассников;
Уровень ценностных ориентаций;
Уровень воспитанности детей, наличие негативных явлений в адаптации первоклассников, их анализ;
Наличие социокультурных мероприятий в проектной деятельности;
Состояние взаимоотношений между первоклассниками и другими членами школьного коллектива.
Нормативное обеспечение:
Кодекс Республики Беларусь «Об образовании»;
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь;
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка».
Методическое обеспечение:
Научно-методические материалы по проблеме проекта;
Методические наработки членов педагогических коллективов школы и детского сада;
Методическая литература.
Лина Ширтанова
План совместной работы школы и ДОУ
Цель : формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе .
Задачи :
Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;
Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования города Чебоксары
Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;
Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе ;
Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения ;
Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;
Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.
Принципы взаимодействия :
Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;
Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;
Развитие коммуникативности как одного из важнейших направлений социального развития.
№ Мероприятие Сроки Ответственный
Методическая работа
1 Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст . воспитатель
уч. нач. классов
2 Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе Концепции Образовательной системы «Школа -2100 » сентябрь воспитатели
3 Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч . нач. классов
5 Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе :
Цель : знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы .
Воспитатели,
уч. нач. классов
6 Педагогическое совещание в дошкольной группе .
Вопросы для обсуждения :
роль дидактических игр в обучении дошкольников ;
творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;
итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе . май воспитатели,
учитель начальных классов
7 Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель
8 Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению » сентябрь воспитатели, учителя нач. классов
Работа с родителями
1 Круглый стол «Педагогика сотрудничества : педагог-ребенок-родители» ноябрь воспитатели, учителя нач. классов
2 Оформление стенда в группах ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» декабрь воспитатели
уч. нач. классов
4 Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» . Январь воспитатели, учителя нач. классов
5 Нетрадиционные формы работы с родителями .
6 Наглядная Информация «Как помочь ребенку подготовиться к школе » ; март Воспитатели, учителя начальных классов
7 Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу - важное событие в жизни детей». апрель воспитатели, учителя нач. классов
8 «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе ». апрель учителя нач. классов
9 Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе . май воспитатели
10 Выставки детских работ в течение года воспитатели
Работа с детьми
1 Экскурсии детей в школу :
знакомство со зданием школы ;
знакомство с кабинетом (классом) ;
знакомство со школьной мастерской ;
знакомство со физкультурным залом;
знакомство со школьной библиотекой . в течение года воспитатели, учителя нач. классов
2 Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста февраль воспитатели
3 Работа «Школы будущего первоклассника» Сентябрь -апрель учителя нач. классов
4 Выпускной балл «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа !» май воспитатели, музыкальный руководитель
В настоящее время с введением новых образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования уже на нормативном уровне закреплено, что реализация образовательных программ строится на основе общественного договора.
Таким образом, на формальном уровне стало обязательным взаимодействие всех заинтересованных участников образовательного процесса: педагогов и родителей, представителей общественности в широком понимании.
Привлекательными чертами взаимодействия детский сад - школа на основе социально-педагогического партнёрства как механизма реализации преемственности являются:
- располагающая большими ресурсами разветвлённая сеть образовательных, культурных, спортивных и других видов учреждений, социально-психологических служб, имеющаяся в конкретном образовательном пространстве;
- реальная возможность интеграции и педагогической целесообразности учебно-воспитательного процесса для ребёнка на всех этапах его возрастного развития и всех ступенях и программах образования;
- организация совместной деятельности заинтересованных организаций.
Именно в таком варианте взаимодействия детского сада и школы наилучшим образом может быть реализована преемственность, как двусторонняя связь между смежными уровнями образования. Вместе с тем, варианты механизмов реализации преемственности дошкольного и начального уровней образования могут быть различными:
- от плана совместной деятельности детского сада и начальной школы до масштабных проектов дошкольное образовательное учреждение-школа как единый образовательный комплекс;
- от согласования позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы до внедрения концептуально единой образовательной системы.
План совместной деятельности детского сада и начальной школы - это координированная система решений, целенаправленная программа действий педагогических коллективов детского сада и школы, в которой с определённой степенью конкретизации прописаны: содержание, временные рамки, ответственные исполнители и адресаты, организационные формы и методы достижения целей преемственности.
При планировании совместной деятельности детского сада и начальной школы, как и в любом плане, учитываются следующие принципы:
- научность, перспективность и ясность целей;
- учёт специфических условий конкретных учебно-воспитательных процессов;
- коллективность в разработке планов, ориентированность на современные достижения в области воспитания и обучения [Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: издательский центр «Март», 2005. - С. 319.].
Примеров планирования совместной деятельности детского сада и школы в методической литературе и педагогической практике имеется большое количество. Необходимыми и достаточными элементами подобных планов являются:
- проблемно-ориентированный анализ по проблеме преемственности, выполненный на разных уровнях (государственный и микросоциальный);
- цели и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения и школы по обеспечению преемственности;
- содержательно наполненные направления совместной деятельности детского сада и начальной школы, обеспечивающие их преемственные связи;
- временные рамки исполнения планов;
- ответственные исполнители от детского сада и школы;
- конкретные дела (мероприятия) с участием детей, учителей и воспитателей, родителей, других заинтересованных субъектов системы образования.
Уточнение и расширение плана совместной работы детского сада и школы в рамках образовательного комплекса позволяет обеспечивать преемственность смежных ступеней образования с учётом конкретных образовательных условий. Построение преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в рамках единого образовательного комплекса сегодня достаточно проработано на практике и хорошо описано в работах С.Н. Дмитриевой, З.В. Дощицыной, Т.А. Матвеевой, М.М. Пашковой и др. Такие формы преемственности в практике образования встречаются нечасто в силу высоких ресурсных затрат. Представим вариант реализации преемственности дошкольное образовательное учреждение-школа в едином учебно-воспитательном комплексе, как это сделано С.Н. Дмитриевой [Дмитриева, С.Н. Реализация принципа преемственности в условиях учебно-воспитательного комплекса детский сад - школа: автореф. … канд. пед. наук. - Якутск, 2006. - С. 7.].
Основные задачи в работе педагогических коллективов дошкольного образовательного учреждения и школы следующие:
Согласование целей и задач воспитания, обучения и развития на всех уровнях образовательного комплекса;
Совершенствование форм, методов организации учебно-воспитательной деятельности в комплексе на основе совместной методической работы педагогов дошкольного и начального уровней образования;
Создание и рациональное использование образовательного пространства комплекса в целях интеллектуального, нравственного, эмоционального, физического и эстетического развития личности ребёнка;
Обеспечение возможности сотрудничества дошкольников и младших школьников в условиях разновозрастного детского коллектива.
Согласование позиций педагогов в рамках близких дидактических систем в процессе методической работы является необходимым компонентом обеспечения преемственности как по целям и содержанию, так и по методам и формам образования на смежных ступенях. Наиболее эффективно это может быть достигнуто путём реализации методической работы в детском саду и школе в едином целевом поле преемственности в образовании.
Сегодня методическая работа рассматривается как системная деятельность, что предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения.
Данная работа, как правило, ведётся педагогами в отношении того уровня образования, на котором они трудятся. В случае построения преемственности между детским садом и школой, педагогам необходимо глубже осваивать содержание, методику, требования и стандарты образования на смежных ступенях: воспитателям - программы и стандарты начальной школы, учителям - программы и стандарты дошкольного образования. Это создаёт определённые трудности: у педагогов, как правило, велика направленность на «свой уровень» - на ту образовательную ступень, где воспитатель, учитель выполняют функциональные обязанности. А направленность на смежные (более низкого или высокого порядка) уровни образования ограничена.
Кроме того, сегодня в стадии разработки находится новая модель подготовки педагога как субъекта профессиональной деятельности, предполагающая повышение профессионального мастерства педагогов не посредством количественного накопления знаний, умений, навыков, а путём углубленного проникновения в новые образовательные технологии. В связи с этим, в методической работе по преемственности возникают следующие затруднения:
- формирование мотивации педагогов на освоение психологии, педагогики и методики смежных уровней образования;
- выбор форм методической работы, адекватных целям построения преемственности дошкольного образовательного учреждения - школы, с учётом общепедагогических подходов и специфики дошкольной педагогики и педагогики начальной школы.
Следует отметить, что методическая работа, направленная на обеспечение преемственности, не является изолированной - она соприкасается с другими направлениями, такими как: повышение квалификации педагогов, работа методического кабинета, работа с педагогическим опытом, взаимодействие с родителями, поэтому важно её рационально проектировать и осуществлять.
Модификация алгоритма по взаимодействию детского сада и школы
- Первый шаг. Создание временного методического объединения воспитателей дошкольного образовательного учреждения и учителей начальной школы посредством договорённостей в рамках Координационного совета образовательных учреждений микрорайона. Объединение создаётся на один календарный год - с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно должно объединять воспитателей, которые на момент образования методического объединения ведут выпускные группы детского сада и учителей, которые на следующий год будут принимать этих детей в 1-й класс.
- Второй шаг. Договорённость всех участников методического объединения о едином понимании целей: уровне готовности к школе, которого необходимо достичь на выходе из детского сада, как предпосылках обучения в первом классе, о соблюдении единых технологий и принципов, заложенных в образовательной программе школы и детского сада. Реализация этого шага предполагает поиск компромисса между опытом и традициями педагогов дошкольного и начального образования: формирование единой совокупности качеств выпускника конкретного детского сада как конечной цели реализации образовательной программы и единых требований, предъявляемых к нему в начальной школе. При этом педагоги анализируют организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные умения, указанные для будущих первоклассников, детализируют и дополняют этот перечень, исходя из ситуации в школе и детском саду. Также данный шаг предполагает уточнение преемственности содержания, отражённого в образовательных программах дошкольного и начального образования. Всё это позволяет начать выстраивать линии преемственности (целевую, методическую и содержательную).
- Третий шаг. Посещение учителями начальной школы занятий и режимных моментов в подготовительной группе детского сада и коллективное обсуждение с позиции соблюдения принципов и технологий личностно ориентированного образования и уровня развития качеств выпускника детского сада. Это позволяет учителям начальной школы заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. Прорабатываются конкретные коррекционные мероприятия, обеспечивающие повышение уровня готовности детей к школе.
- Четвёртый шаг. Разработка и проведение учителями начальной школы и воспитателями детского сада совместных мероприятий с детьми подготовительной группы. Воспитатели и учителя совместно проводят с детьми игры, праздники, досуги, привлекают для этой работы учеников школ, которые готовят спектакли, поделки, костюмы и т.п., помогают проводить игры, активно участвуют в мероприятиях. Одновременно будущие первоклассники знакомятся со своим учителем, включаются во взаимодействие со школьниками, что сделает их переход на новую ступень образования более подготовленным и психологически комфортным.
- Пятый шаг. Диагностика готовности детей к школе на выходе из детского сада и при поступлении в начальную школу. Данная работа проводится с привлечением независимых специалистов - педагогов-психологов, учителей-логопедов, медицинских работников, что позволяет получить объективные данные о развитии детей, наметить персональные коррекционные меры. Проведение диагностики дважды (в конце посещения подготовительной группы и в начале первого класса) позволяет уточнить уровень актуального развития и зону ближайшего развития ребёнка через выявление их динамики. Вместе с тем, подобная работа позволяет сделать вывод о течении адаптации ребёнка без дополнительных диагностических процедур, с последующей оценкой эффективности педагогических мер в отношении группы детей и каждого ребёнка.
- Шестой шаг . Посещение уроков в 1-м классе руководителем методического объединения и воспитателями дошкольного образовательного учреждения. Нужно помогать учителям начальной школы реализовывать на практике совместные договорённости о преемственных технологиях в организации деятельности детей, изучения нового материала, в работе с текстами.
- Седьмой шаг. Регулярные консультации учителей 1-х классов - обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем. Принципиально важны регулярные встречи, на которых педагоги обсуждают, какими видятся дети-первоклассники в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. На этом этапе возможно привлечение специалистов психолого-педагогического консилиума, работающего на основе мультидисциплинарного подхода.
- Восьмой шаг. Определение эффективности работы по преемственности - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Таким образом, работа детского сада и школы по единому плану в целях реализации преемственности в работе - хорошо известный, применяемый с середины ХХ века механизм в отечественной системе образования. Современные механизмы построения преемственности детского сада и школы представляют собой определённую целенаправленную деятельность педагогических коллективов смежных ступеней образования на основе их взаимодействия.
Модернизация системы российского образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является пункт 1.6. в общем положении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2014 года. Стандарт направлен на решение одной из следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
Дошкольное воспитание – первое звено единой системы народного образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.
Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.
Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова.
Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием.
Поэтому целью данной проблемы стала необходимость установить взаимосвязь между смежными звеньями преемственности в системе образования для успешной адаптации детей.
Следовательно, преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает задачи:
1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.
2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.
3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
С целью успешной адаптации детей работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятие как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.
Одним из интегральных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.
При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3–6 месяцев. В этот период и последующие 1–1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности.
2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах.
3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов.
Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.
4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.
5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.
Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги, онлайн-встречи, «создание единого портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения» и другие.
В результате таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.
Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.
Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
Из опыта работы:
В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:
1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.
2. За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними.
3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.
4. Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
5. Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.
Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.
План совместной работы ДОУ и начальной школы
Вид деятельности | Форма проведения | Сроки | Ответственные | Отметка о проведении |
Совместные педагогические мероприятия | Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка» | ктябрь | завуч школы | |
Совместные культурные мероприятия | Концерт учеников школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада) «Академия художеств» (выставка рисунков и поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада) Курирование выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития, о том, как найти «ключик к каждому») | март январь ноябрь-январь | муз. руководитель ДОУ ст. воспитатель ДОУ ст. воспитатель | |
Взаимопосещения | Учителями занятий в подготовительной к школе группе, старшей группе по математике, подготовке к обучению грамоте Воспитателями уроков в 1-х классах Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду» | октябрь, февраль ноябрь, март март | завуч школы, ст. воспитатель ст. воспитатель, завуч школы ст. воспитатель, завуч школы | |
Забота о здоровье | «День здоровья» Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада | март к апрелю | воспитатели ДОУ | |
Работа с детьми | Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами» Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе» Оформить уголки для игр в школу в группах Провести диагностику психологической и социальной готовности к школе. | к апрелю январь ноябрь март-апрель | воспитатели старших групп воспитатели старших групп воспитатели ДОУ ст. воспитатель | |
Работа с родителями | Семинар-практикум «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни» Консультации: «Критерии готовности ребёнка к школьному обучению» - «Портрет будущего первоклассника» Родительское собрание для детей старшей, средней группы «В школу с 6-ти лет. За и против» - «Презентация школы» | январь октябрь ноябрь март апрель | ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель ст. воспитатель, школьный психолог завуч школы |