Перечень событий внутренняя политика киевских князей. Внешняя политика первых русских князей. Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII – XV вв

История нашей страны очень богата. Киевская Русь – первый этап развития Российского государства с IX по XIII век. В статье проанализируем основные моменты внутренней политики первых киевских князей, отметим наиболее значимые их достижения, а также успехи и неудачи.

Период правления первых Киевских князей очерчен учеными-историками с IX по конец X века. Именно о князьях, рассматриваемых в этих хронологических рамках, и пойдет речь.

Олег

Первым киевским князем был Олег (862-912 г.г.). Вопрос его происхождения дискуссионный: некоторая часть ученых считает его родственником могучего Рюрика, другая – предводителем дружины. Пока Игорь был маленьким, Олег находился у власти. Но как бы то ни было, именно Олег Вещий в 882 году объединяет крупнейшие города Руси – Новгород и Киев. Эта дата в отечественной истории ознаменовывает начало Древнерусского государства. В отличие от своего предшественника Рюрика, который избрал Новгород основным городом (по большей части за торговые и экономические связи), Олег сделал столицей Киев: отсюда и пошло название «Киевская Русь». Внутренняя политика князя отличалась последовательностью: в основном Олег боролся за присоединение других племен восточных славян к молодому государству, причем добился немалых успехов: в состав Руси вошли крупные племена северян, вятичей, кривичей, радимичей и др. В тот период главным противником Руси были печенеги – опасные степные племена. Олегу удалось усилить границы Руси, отразить натиски печенегов. Однако больше князь прославился своей внешней политикой.

Игорь

Игорь – сын Рюрика (хотя и этот факт довольно часто подвергается сомнению). Правил с 912 по 945 год. Сперва выступал в качестве наместника в Киеве, пока у власти находился Олег Вещий. В период правления этого киевского князя особенно ярких заслуг, как отмечают историки, не было. Внутренняя политика Игоря вполне понятна: он решил удержать племена в составе Руси силой и властью. Но заметив, что Игорь уступает своим предшественникам, племена зачастую отказывалась платить дань. Игорь в своем правлении опирался только на силу и стремился покорить племена. Погубил князя древлянский сепаратизм: особенно амбициозное племя поставило себя выше государства. В ответ на это Игорь решил обложить их данью, что в итоге вылилось в его гибель: древляне просто жестоко перебили князя и его дружину, когда последние возвращались, чтобы взять дань во второй раз.

Ольга

Впервые затронула не только военную сферу Ольга Мудрая (945-960 г.г.), жена князя Игоря. Ей принадлежит первая реформа налоговой системы на Руси. Внутренняя политика Ольги привела к появлению мест для сбора дани (погостов) и фиксированного размера дани (уроков). Это позволило стабилизировать еще только зарождающуюся финансовую систему Руси. Немаловажным направлением внутренней политики княгини была месть племени древлян за смерть своего мужа. Одним из важнейших итогов правления Ольги было окончательное усмирение древлян. Этого Ольга добилась жестокими методами, княгиня просто физически уничтожала древлян: на пиру, в бане и, конечно же, широко известный случай с привлечением птиц, которые сожгли сотни древлян. Ольга самостоятельно возглавила оборону от печенегов, не дав степному племени покорить страну. Кроме того, княгиня приняла христианство, что можно считать предпосылками для массового крещения Руси князем Владимиром.

Святослав

Святослав Игоревич (960-972) – выдающийся киевский князь. Однако сказать о его внутренней политике вряд ли получится много: большую часть времени Святослав проводил в военных походах, где добился огромных успехов. Однако были и заслуги внутри страны: так, он продолжил начатую его предшественниками линию по укреплению обороноспособности Руси, сделав границы более безопасными. Также Святослав, мечтая о могуществе Древнерусского государства, стремился превратить Русь в империю. Киевский князь разгромил Хазарский каганат (который, кстати, перестал существовать после этого) и Волжскую Булгарию. Историки полагают, что если бы у него было больше ресурсов, то эти территории вполне могли контролироваться Русью в дальнейшем. Однако Святослав оставил разгромленные земли и решил напасть на Византию. Эта битва оказалась слишком велика для него, и князь потерпел поражение.
Период правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого относится историками уже к периоду расцвета Киевской Руси, поэтому в статье рассматриваться не будет. В целом же можно констатировать, что внутренняя политика первых древнерусских князей заложила фундамент дальнейшего развития Древнерусского государства, что позволило уничтожить племя печенегов и выдвинуть Русь на международную арену.

Деятельность первых русских князей была подчинена двум основным целям: распространить свою власть на все восточнославянские племена и наладить торговлю.

Первым князем Руси был Олег. Он наладил торговые отношения с Византией, захватил торговый путь «Их варяг в греки». В 907 и 911 годах совершил 2 похода на византийцев, итогом которых стал торговый договор, выгодный для русских купцов.

В 912 году он умирает и править начинает Игорь. Первым делом он подчинил древлян. Позже 941и 944 он совершает 2 похода на Византию, первый был не удачный, а в ходе второго был заключен торговый договор с Византией. В 945 году князя убивают древляне. Игорь дважды пытался собрать с них дань, за что и поплатился. В Киеве остается его жена Ольга и малолетний сын Святослав. С 945 по 957 правит Ольга, взявшая регентство над своим сыном. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. После этого княгиня точно установила размер дани, определила места сбора дани – погосты.Также она изменила порядок сбора дани, теперь ее собирали специально назначенные князем люди. Это была первая на Руси реформа. В 957 Ольга принимает Христианство в Византии, а по возвращению отдает правление своему сыну.

Святослва присоединил к Руси земли вятичей, совершил 2 удачных похода на хазар (965-969), разгромив два их главных города Семендер и Саркел. Позже князь захватил устье реки Кубань и побережье Азовского моря. На Таманском полуострове образовал новое княжество –Тмутараканское.В 968 по просьбе византийского царя выступил против булгар, захватил ряд их городов, в том числе Переславец.Весной 971 воевал с византийцами.Война была тяжелой для обоих сторон и был подписан мирный договор. Святослав возвращается в Киев, отказавшись о тбулгарских земель. Во время возращения домой,в 972 году, Святослав вместе со своей дружиной был убит печенегами.

Походы князей значительно расширили территорию Руси. Так же они помогли наладить торговлю с Византией.

2.Принятие христианства на Руси причины и значение

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

Внутренняя политика. Русь в Х начале XII в. представляла собой феодальное государство, созданное в результате подчинения и завоевания славянских племен, где важную роль играло феодальное землевладение. Собственниками земли были князья, бояре, дружинники, а после принятия христианства и церковь. Формировалось зависимое от них население — холопы (рабы), закупы, изгои, рядовичи, смерды.

Наиболее многочисленной была группа свободных или уже попавших в зависимость — смердов. К свободным смердам относились общинники, имевшие хозяйство и необходимые для его ведения орудия труда. Разорившиеся свободные производители теряли свою самостоятельность. Из их среды формировались другие категории зависимого населения.

Главной формой эксплуатации была натуральная рента.

Х-ХII вв. — это время расцвета русских городов. В них основное население составляли ремесленники и торговцы. Большую роль в жизни города играло вече, которое ведало вопросами войны и мира, созывало ополчение, меняло князей. Бояре, высшие иерархи церкви и князья находились на вершине пирамиды власти. Но власть князя не была самодержавной. Она ограничивалась волеизъявлением свободных общин и вечевым строем городов.

Внешняя политика. Эпоха Х-ХII вв. отличалась как частыми войнами, так и первыми попытками правового регулирования международных отношений. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было направление посольства в Константинополь — столицу Византийской империи. В 907 г. привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско. Результатом похода явилось заключение в 907,911 гг. выгодных для Руси мирных договоров. Их тексты, донесенные летописью начала XII в. — «Повестью временных лет» , — самые древние памятники древнерусской дипломатии и права. Согласно договору 907 г. русские, приезжавшие в Византию с торговыми целями, получали привилегированное положение. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов.

В 941 г. Киевский князь Игорь совершил поход на Константинополь. Поводом, по-видимому, послужило нарушение византийцами договора. Потерпев поражение, объединился с печенегами и предпринял новый поход в 944 г. На этот раз дело не дошло до сражения: был заключен новый мирный договор.

Княгиня Ольга. , вдова Игоря, поддерживала с Византией мирные отношения. В 956 г. она нанесла дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство. Народ дорожил памятью об этой личности. Сохранились предания о ней, как о «мудрой» и «хитрой» правительнице. Она не только победила древлян, но и перехитрила самого царя Греции, который вздумал взять ее в жены.

Святослав. Необычной активностью отличалась внешнеполитическая деятельность сына Игоря и Ольги — . Он оставался язычником, несмотря на уговоры матери принять христианство. В 964-965 гг. Святослав покорил живших на Оке вятичей, вышел на Волгу, разгромил Волжскую Болгарию и обрушился на давнего врага восточных славян — . Войско хазар было разбито, столица государства — Итиль — была разрушена. Святослав покорил северокавказские племена ясов (предки осетин) и касогов (предки адыгейцев) и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье).

В 967 г. Святослав по договору с византийским императором Никифором Фокой выступил против Болгарского царства, одержал победу и закрепился на Дунае, откуда стал угрожать Византии. Но пришлось воевать с печенегами, которые в отсутствие князя угрожали взятием Киева. Однако Святослав не смог покорить Византию. Он был вынужден заключить договор, в результате которого потерял свои позиции на Балканах. В 972 г. войска возвращались в Киев по Днепру. У днепровских порогов подкупленные византийскими дипломатами печенеги устроили засаду, и Святослав был убит.

Владимир Святой. в момент смерти Святослава был князем Новгородским. Устранив старшего брата Ярополка, он завладел киевским престолом в 980 г. и попытался создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном — богом грозы, которому поклонялись княжеские дружинники. Эта акция не привела к желаемому результату. Тогда князь предпринял попытку обратить в христианство всех жителей Киева. Массовое крещение проходило на Руси в 988-990 гг. Распространение новой религии не всегда шло мирно, сопровождалось кровавыми столкновениями. Была учреждена русская митрополия, подчиняющаяся Константинопольской патриархии. В важнейших центрах (Новгород, Полоцк, Чернигов, Ростов) на протяжении X-XI вв. создавались епископства. На Руси появилось православное духовенство (на первых порах греческое). Из Болгарии привозились богослужебные книги на славянском языке, что говорило о культурных связях Руси с соседями.

Ярослав Мудрый. продолжил дело Владимира по христианиза-ции Руси и укреплению феодальных отношений. Особую значимость в период его княжения имело создание свода законов под названием «Русская Правда» — первого письменного источника русского феодального права. Юридическое содержание «Русской Правды» можно охарактеризовать как законодательное закрепление обычаев, существовавших еще в родовом обществе. Так, подтверждался принцип кровной мести за убийство, за причинение телесных повреждений. Правда, мстить за убийство могли только ближайшие родственники, а за другие правонарушения — сам потерпевший. В качестве альтернативы кровной мести за правонарушение против личности предусматривалась выплата штрафов (виры, продажи) в пользу князя и возмещение вреда в пользу потерпевшего (половничество, урок).

Кроме обычаев в «Русской Правде» появились новые нормы, направленные преимущественно на защиту частной собственности. Закон предусматривал штрафы за кражу коня, оружия, одежды; требовал возмещения вреда за повреждение чужого имущества. Должник обязан был вовремя рассчитаться со своим кредитором.

«Русская Правда» в качестве имущества рассматривала челядь, холопов. За их действия нес ответственность собственник.

«Русская Правда» установила важное правило, выразившееся в запрете самовольного разрешения споров и изъятия спорного имущества. Отныне все споры должны были решаться в судебном порядке князем или судом общины. После смерти Ярослава начался .

Владимир Мономах. удалось сохранить единство государства и ограничить стремление к самостоятельности некоторых князей (Ярослава, Глеба). При нем была отражена агрессия со стороны половцев. В 1116-1118 гг. Владимир Мономах организовал масштабное военное и политическое наступление на Византию. Результатом было упрочение влияния Руси на левом берегу Нижнего Дуная. Сын Мономаха Мстислав был последним князем, которому удавалось сохранять единство Руси. После его смерти, в 1132 г., начался процесс распада государства.

В Х-XII вв. Русь укрепляла свои внешние связи. Наряду с традиционными действиями все чаще использовались возможности переговоров. Принятие христианства позволило укреплять связи с другими государствами за счет международных браков. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Дочери Ярослава были замужем: Анастасия — за королем Венгрии Андреем, Елизавета — за королем Норвегии Харальдом, Анна — за королем Франции Генрихом. Всеволод Ярославович был женат на дочери императора Византии. Женой Мстислава Владимировича была дочь короля Швеции Христина. Распространенными были также браки русских князей с дочерьми ближайших соседей — половецких ханов.

Князь Рюрик. С 862 г. Рюрик, согласно "Повести временных лет", утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. (В 1862 г. в Новгородском кремле был сооружен памятник тысячелетию России, скульптор М.О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей дружины неоднократно совершал походы на Западную Европу. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской обл.), другой, Трувор в Изборске (неподалеку от Пскова). Историки считают имена "братьев" искажением древнешведских слов: "синеус" "со своими родами", "трувор" верная дружина. Это обычно служит одним из доводов против достоверности варяжской легенды. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани.

После смерти Рюрика в 879 г., не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание впоследствии в исторической литературе называть династию киевских князей "Рюриковичами", а Киевскую Русь "державой Рюриковичей"), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879-911).

Князь Олег. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

Торговым партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, еще в 860 у Аскольд и Дир предприняли на этот раз удачный поход на Византию. (Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом.



В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, "на двое харатьи", т.е. в двух экземплярах на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления "Русской Правды" складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о "Законе русском", со которому судили жителей Киевской Руси).

Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был единовременной акцией.

Князь Игорь. смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). В его княжение в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. "Князь, говорили дружинники Игоря, воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы".

Собрав дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, "желая больше имения". Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: "Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его". Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

Княгиня Ольга. После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря в качестве мужа своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру (тризне) по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда, в древлянской столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила "уроки" размер дани и "погосты" места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливала княжеская дружина во время сбора дани, появились погосты видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно древлян.

Князь Святослав. Одни историки считают Святослава (964-972) сына Ольги и Игоря талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения.

Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут "сходиться блага из разных стран"; шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и пленные рабы из Руси. Однако борьба с Византией окончилась неудачно, Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. (В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагатот, принадлежали Святославу и его дружинникам.)

Князь Владимир I (Красное Солнышко). Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал "за море", откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято православное христианство.

Князь Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянного" зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Муром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись "об успении (смерти. - Авт.) царя нашего". 32

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного " признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг "купу" часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из числа пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

"Русская Правда". Традиция связывает составление "Русской Правды" с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя "Русская Правда" приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей "Русской Правды" ("Древнейшая Правда" или "Правда Ярослава"),

"Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.

Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) - Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

"Правда Ярославичей" отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платился за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения - людей (мужей) - оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников оценивалась в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов в 5 гривен.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодович Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжались и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отиора появившимся к середине XI в. в южнорусских степях кочевникам половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 половецких вторжений с середины XI до начала ХШ в.

Князь Владимир Мономах. После смерти Святополка в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов шло более решительными темпами.

Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора Константина Мономаха. Его женой стала английская принцесса. Не случайно Иван III, великий князь московский, который любил "ворошить летописцы", часто обращался к княжению Владимира Мономаха. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров. При Владимире Мономахе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет". Он вошел в нашу историю как крупный политический деятель, полководец и писатель.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу I Великому (1125-1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Первые русские князья

Период формирования Древнерусского государства начинается с правления норманнского князя Рюрика. Его потомки стремились присоединить к своим княжествам новые территории, наладить торговые и союзнические отношения с Византией и другими странами.

Донорманнские князья Полюдье не вводилось, а сложилось исторически
Первое упоминание о Руси Упоминания о Руси содержатся в современных ей западноевропейских, византийских и восточных источниках.
Рюрик (862-879) Варяги, вторгшиеся в восточнославянские земли, заняли престолы в городах: Новгороде, Белоозере, Изборске
Олег (879-912) Согласно летописи, в 882 г. произошло объединение двух восточнославянских цент­ров: Новгорода и Киева. Войска князя Олега взяли Константинополь
Игорь (912-945)
  • был заключен мир между князем Игорем и императором Византии
  • произошло убийство князя Игоря
Ольга (945 - 964) Были установлены «уроки» и «погосты» в Киевской Руси:
  • стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)
  • установила размер дани (уроки)
  • указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)
В годы правления княгини Ольги большая часть населения Киевской Руси исповедовала язычество. Регулярный и упорядоченный характер сбор дани с подвластных киевскому правителю племен приобрел в годы правления Ольги.
Святослав (962-972)
Владимир Святославич (980-1015) Последствия крещения: 1) культура Руси превратилась в «осевую» 2) укрепилась государственность Русь вошла в круг христианских стран, ориентируясь не на Азию, а на Европу.
Ярослав Мудрый (1019-1054) Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления Ярослава Мудрого
Триумвират Ярославичей. (1060)
  • Изяслав (1054-1073; 1076-1078)
  • Всеволод (1078-1093)
  • Святослав (1073-1076)
Из «Русской Правды Ярославичей» были исключены статьи о кровной мести.
Владимир Мономах (1113-1125) Съезд древнерусских князей 1097 года, где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в Любече 1093-1096. Общерусский поход на половцев, организованный Владимиром Мономахом.

Внутренняя и внешняя политика древне-киевских Князей

Князья Политика
Олег (882-912)
  • Успешный поход на Византию, заключение договора в сентябре 911г. с византийским императором
  • Львом VI. Ему удалось объединить северные и южные земли в составе единого государства.
Игорь (912-945)
  • Подчинил своей власти племена уличей.
  • В 941г. – большой поход на Византию, закончившийся поражением русского войска. Заключение договора 944г. с византийским императором Романом I Лакапином.
  • Восстание древлян, вследствие чего был убит.
К началу 10 века власть киевского князя распространилась на большую часть восточнославянских земель. Так образовалось Древнерусское государство.
Ольга (945-957)
  • Трижды отомстив за убийство своего мужа, совершила поход против древлян. Их столица – Искоростень был взят и разрушен, а жители убиты или обращены в рабство.
  • Ольга с дружиной объехала землю древлян, «уставляющи уставы и уроки» - размеры дани и других повинностей. Были установлены «становища» - места, куда следовало свозить дань, и выделены «ловища» - охотничьи угодья.
  • Она побывала в Византии с «дружественным визитом» и приняла крещение.
Святослав (957-972)
  • Расширение границ Древнерусского государства на восток привело к войне Святослава с хазарами в середине 60-х гг. X в. Поход на Хазарию в конце 60-х был успешным, хазарское войско было разбито.
  • После побед Святослава власти киевского князя подчинились и жившие в долине Оки вятичи.
  • В 968г. Святослав появился на Дунае – болгары потерпели поражение.
  • Началась война между киевским князем и Византией. В июле 971г. Святослав потерпел поражение под Доростолом. По заключенному миру византийцы выпустили Святослава с его воинами. У днепровских порогов Святослав погиб в бою с печенегами.
Святослав, подолгу находясь вдали от дома, назначил вместо себя наместником в Киеве старшего сына Ярополка, в землю древлян посадил второго сына – Олега, а младшего – Владимира взяли себе новгородцы. Именно Владимиру суждено было победить в кровавой междоусобице, разгоревшейся после смерти Святослава. Ярополк начал войну с Олегом, в которой последний и погиб. Однако пришедший из Новгорода Владимир нанес поражение Ярополку и после его гибели стал княжить в Киеве.
Владимир Красно Солнышко (980-1015)
  • Старается укрепить достаточно рыхлый супер союз племен. В 981 и 982гг. он совершил успешные походы на вятичей, а в 984г. – на радимичей. В 981г. отвоевал у поляков Червенские города в Юго-Западной Руси.
  • Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. На южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа.
  • Крещение Руси.
Ярослав Мудрый (1019-1054)
  • По инициативе Ярослава был создан первый письменный сборник законов – «Русская Правда».
  • Многое сделал для распространения христианства, строя новые церкви, соборы, школы, им были основаны и первые монастыри.
  • В конце своего правления издал «Устав», в котором за нарушение церковных канонов устанавливались значительные денежные штрафы в пользу епископа.
  • Ярослав выступал и как продолжатель усилий отца по организации обороны страны от нападений кочевников.
  • Во время правления Ярослава Русь окончательно заняла почетное место в содружестве государств христианской Европы.
  • Триумвират Ярославичей: Изяслав, Всеволод, Святослав
Владимир Мономах (1113-1125)
  • Была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. Имея поддержку народа, Владимир заставил подчиниться себе почти всех русских князей.
  • В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда».
  • В общем, это был князь, приближенный к идеальному в представлении древнерусского человека. Портрет такого князя он сам и создал в своем знаменитом «Поучении».
  • «Устав о резах» защищал городские низы.

Основные направления внутренней и внешней политики

Первых киевских князей

Политика первых киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972) ,Владимира (970-1015), Ярослава Мудрого (1015-1054)- имела следующие составляющие:

во внутренней политике
-расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей и их объединение;
- сбор дани с этих территорий;

Укрепление власти Великого князя.

во внешней политике

Взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;

Защита границ и торговых путей от кочевников;

«Внутренняя и внешняя политика первых русских князей»

Имя князя Внутренняя политика Внешняя политика
Олег (879-912 гг.) Согласно летописи, в 882г. произошло объединение двух восточнославянских центров: Киева и Новгорода. Главным центром стал Киев. Удалось объединить северные и южные земли в единое государство. Сбор натуральной дани – полюдье, во время которого, князь разбирал жалобы и вершил суд 907г. – поход Олега на Константинополь. Он хотел покорить великую Византию. Получить признание Киевской Руси и обрести богатства. Без боя Олег победил. Испугавшись сильного войска, греки предложили мир и дань. Русский народ прозвал князя Олега «Вещим» за славу и богатства, привезённые им. 911г. Новый договор с Византией. В нём свод правил поведения и наказаний в случае преступлений. Было предусмотрено, что русские и греки могут выкупать своих пленных и рабов за 20 золотых. Русских послов, а было их двенадцать, проводили с честью и подарками.
Игорь (912-945 гг.) Сбор дани При полюдье встречалось злоупотребление, приводившее к столкновению князя с местным населением. Самым крупным конфликтом стало восстание древлян в 945года, во время которого был убит князь Игорь 932г. - неудачный поход на Каспийское море. 941г. – неудачный поход Игоря на Константинополь. Царьград не соблюдал соглашения с Русью. Князь Игорь с 10ю тысячью кораблями вынужден был отступить. Византийцы использовали «греческий огонь» - зажигательная смесь в бочках и горшках. На дружинников – руссов он произвёл неизгладимое впечатление. «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас. Оттого и не одолели их» – рассказывали они. 944г. - новый поход на Константинополь. Греческие послы встретили русских в устье Дуная, испугавшись огромного войска: «Идут руссы – не счесть…их, покрыли всё море корабли». Итог: договор и выплата дани
Ольга (регент при малолетнем Святославе) (945-959) Трижды отмстила за убийство своего мужа, совершая походы в земли древлян. Их столица –Искоростень была разрушена, а жители убиты или обращены в рабство. Но были установлены «уроки» и «погосты» в киевской Руси: -назначала лиц для сбора дани (даньщиков) -установила размер дани (уроки) -Указала места для сбора для сбора княжеской дани (погосты). Способствовала распространению христианства после его принятия самой Язычество оставалось господствующей религией славян 957 г. Мирный договор с Константинополем Крестилась в Константинополе, крёстный – Император Византии Посольство в Германию за поддержкой
Святослав (945-972) Из-за долгих военных походов Святослав вместо себя и племенных князей ставил править своих сыновей в крупнейших землях: наместником в Киеве назначил старшего сына –Олега, в земле древлян младшего –Ярополка,а в Новгород отправил Владимира. Усмирял племена вятичей. Ослабление центральной власти заложило основы кровавой между усобице, победил в ней Владимир и занял княжеский престол в Киеве. В 964 г. пошел на Хазар, пройдя «сквозь вятичей» В 965 г. разбил хазар, взял города Белую Вежу (Саркел), Итиль и Семендер В 966 г. Разгромил Хазарию летом 967 года русское войско (60 000 человек – Карамзин) , взяв у византийцев несколько пудов золота на вооружение, двинулось на Болгарию. Святослав завоевал Болгарию и остался жить в г.Переяславце. 968 г. печенеги осадили Киев Святослав вернулся, прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Вернулся в Болгарию, вновь захватив ее (за его отсутствие болгары снова захватили власть). 969-972 русско-византийская война, поражение и пленение князя. По заключенному миру византийцы выпустили отпустили Святослава с его воинами 972 убит печенегами по возвращении из похода.
Владимир (980-1015) Первоначально осуществлял гонения на христиан. Попытка реформировать язычество в 980г., но безуспешно Стремится к укреплению союзу славянских племен, непокорных усмиряет. Совершает успешные походы в 981 и 982 годах в земли вятичей, а 984 – на родимичей Посадил править своих сыновей. Ввёл христианство на Руси в 988г.(крещение Руси). Строил церкви, школы. Защита государства: удаление варягов из войска. Защищал русские земли от печенегов: построил крепости на юге – 4 линии с сигнальными огнями. Переселял с севера на юг для укрепления границ славянские племена. Походы на Дунай против Болгарии, на запад против Польши, на юго-запад, где взял Перемышль.
Ярослав Мудрый (1019 -1054) Проводил политику преемственности наследования. Ввёл родовой принцип передачи власти (старшему в роду). Ввёл первый свод законов русского государства –Русская Правда. Временно прекратил усобицы, Обосновал божественность княжеской власти. (первый русский митрополит – Иллариона.) Много сделал для распространение христианства: строил церкви, соборы, первые монастыри. Способствовал развитию школ и библиотек для повышения уровня грамотности. Ярослав продолжал усилия отца по организации обороны государства от кочевников. Утвердился на западном берегу Чудского озера. Вёл войны с Византией. Строил крепости на юге. Разбил печенегов. Проводил политику династических браков –с Польшей, Норвегией, Францией, Венгрией и др. с целью укрепления международного авторитета Руси. Ликвидировал внешние угрозы на Востоке(до своей смерти).

Итоги правления:

1. Становление государственности Древней Руси;

2. Расширение территории и укрепление Древней Руси;

3.Принятие христианства;

4. Принятие первого письменного сборника законов - «Русская правда»;

Внутренняя политика первых киевских князей - Олега (879-912), Игоря (912-945), Ольги (945957), Святослава (957-972) - имела две составляющие:
1) расширение территории за счет присоединения славянских племен (древлян, северян, радимичей, кривичей), отторжение от Хазарского каганата земли вятичей;
2) сбор дани с этих территорий.
Правители Древнерусского государства, носившие титул Великого князя, знать и дружина добывали средства к существованию военными походами, торговлей и полюдьем. Под последним понимается достаточно упорядоченный сбор дани, осуществлявшийся в натуральном виде (меха, мед, воск и т.д.). Все это затем сбывалось, главным образом, в Византию.
Княжение Олега, прозванного «Вещим», продолжалось 33 года. После присоединения Киева, который, согласно летописи, он назвал «мати градом русьским» и сделал столицей государства, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
Одна из летописей донесла до нас поэтическую легенду о смерти Олега, пытавшегося обмануть предсказание волхвов и все же погибшего от змеи, спрятавшейся в черепе его боевого коня. Как известно, эта легенда вдохновила А.С. Пушкина на создание «Песни о вещем Олеге».
Наследник Олега Игорь продолжил его политику. Ему снова пришлось воевать с древлянами - «Иде Игорь на древляны, и победив а (их), и возложи на ня дань болши Олговы». В борьбе с древлянами он и погиб. В 945 г., взяв с древлян дань, он с небольшой дружиной (чтобы на долю каждого досталось больше) вернулся за дополнительной данью. По летописному преданию, древляне решили на совете, что если повадится волк, то пока не убьют его, перетаскает всех овец. «Аще не убьем его, то вся ны погубить». Игорь был убит, а древлянский князь Мал отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Разумеется, речь шла о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал тем самым распространял свою власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянскими послами и пошла войной на Древлянскую землю. Ей удалось победить древлян, столица их Искоростень была сожжена, знать истреблена, часть древлян обращена в рабство, на остальных наложена дань.
Сын Игоря и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним делам. Однако и ему удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу - вятичей.
Внешняя политика первых киевских князей была тесно увязана с торговлей. Это определяло и основные направления внешнеполитической деятельности Руси:
взаимоотношения с Византией и Хазарским каганатом;
защита границ и торговых путей от кочевников.
В 907 г. князь Олег совершил удачный поход на Византию. Как повествует летописец, в честь своей победы он приказал прибить щит на вратах Царьграда. Победители не только получили огромную дань, но и заключили международный договор. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняющий ряд положений прежнего. Князь Игорь в 941 и 945 г. предпринимает новые походы на Константинополь. Поводом для них послужил отказ греков платить дань Руси. В результате был подписан договор 944 г.
Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялся порядок выкупа пленных, правила ведения судебного процесса, оговаривались условия поступления русских дружинников на византийскую службу. Послы и купцы обязаны были предъявлять доказательства своего официального статуса: послы - золотые печати, купцы - серебряные. Кроме того, по договору 944 г. всем, посещавшим Константинополь, выдавались особые грамоты от Великого князя киевского. В них указывалось число русских кораблей, прибывших в Византию. Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли.
В княжение Ольги отношения с Византией принимают более спокойный характер. Мирная дипломатия оттесняет вооруженные столкновения. В 955 г. (по другим источникам - в 957 г.) Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство. Возможно, что крещение состоялось и накануне поездки Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией. Русь оказала военную помощь империи в борьбе с арабами.
Политика Ольги по отношению к Византии контрастировала с политикой ее предшественников. Вероятно, поэтому Святослав в 964 г. отстранил от власти мать (А.П. Новосельцев). Политика военных походов становится определяющей в отношениях между двумя державами. Военная деятельность Святослава, при всем ее небывалом размахе, была подчинена «только двум направлениям: волжско-каспийскому (хазарскому) и царьградскому, византийскому». Оба они являлись «основными направлениями торговых экспансий, организуемых Киевской Русью как государством» (Б.А. Рыбаков).
В начале своего правления Святослав освободил вятичей от хазарской дани и включил их в состав своей державы (964-966). Затем, в конце 60-х гг. IX в., разгромил Хазарию и, тем самым, установил контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в арабы». В 967 г. или 968 г. его дружины вторгаются в Болгарию. Попытки закрепиться на Дунае приводят к новым военным столкновениям с Византией. После военных неудач Святослав в 971 г. заключил мирный договор с Византией, по которому вынужден был оставить Болгарию.
Важнейшим направлением в деятельности правителей Древней Руси являлась охрана торговых путей и оборона южных рубежей от кочевников. Особую остроту эта проблема приобрела с появлением в южно-русских степях печенегов, впервые упоминающихся русской летописью в 915 г. Олег с первых лет своего правления в Киеве приступает к сооружению своеобразного защитного пояса. Однако набеги печенегов на Русь продолжались. Именно от их рук погиб в 972 г. князь Святослав, возвращавшийся из Византии. По летописному преданию, печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявлялось уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.
Подводя итоги политики первых киевских князей, В. О. Ключевский определил не только ее суть, но и главные результаты: «Первые русские князья очертили своим мечом довольно широкий круг земель, политическим центром которого был Киев».

Принятие христианства

Причины принятия

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества, но язычество оставалось господствующей религией до середины X века.

Князь Владимир I был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства и личной власти князя. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Руси. Язычество не обеспечи­вало единства всех племен и земель Руси.

Принятие христианства Русью, положившее начало становлению русской государственности и православной цивилизации, было вызвано целым комплексом причин. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.

Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. ,до принятия христианство Русью.

Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Какую веру выбрать?

Важной представляется проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории. Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг - на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Как отнестись к этой версии? Каковы истинные основания выбора веры? Очевидно, что за этой версией скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства.

Это, в первую очередь, прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины, сложившейся задолго до княжения Владимира.

Кроме того, князем, вероятно, учитывалась и международная обстановка, отношения церкви с государством, а также некоторые догматические различия. Например, притязания римского папы на светскую власть, нежелание католической церкви учитывать местные особенности и ее воинственность не могли не оттолкнуть главу молодого государства от этой формы христианства. Православная же церковь подчинялась светской власти. Это соответствовало восточнославянской традиции, в соответствии с которой князь был и главой религиозного культа

Помимо прочего, православие было более терпимым к местным традициям, да и Византия в то время являлась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.

Христианизация

Христианизация Древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить “огнем и мечем”. Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особенно в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна - с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей.

Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

В итоге, происходило взаимопроникновение православия и язычества, приведший к складыванию т.н. “двоеверия”, или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длительное время. Так, было принято давать новорожденному два имени - христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено покровительство христианского Бога и, в то же время, его защитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Так же как Ярослав Мудрый, крещенный Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Роман и Давид и т.д.