От марка 4. Евангелие от марка. Притча о посеве

4:2 притчами. Греч.: "параболе" (притча) происходит от выражения "брошенное рядом"; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом "машал" - "загадка".

4:3-8 Разъяснение этой притчи (ее "отгадку") дает Сам Иисус (ст. 14-20).

4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф. 11,15; 13,9.43; Лк. 8,8; 14,35; Откр. 2,7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить ("услышать") скрытый, внутренний смысл.

4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам - "спрашивали о притчах", т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам - "вам тайна Царства Божия дана". Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф. 13,12.

4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние "внешних" (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения - к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной - к ее разумению. См. Лк. 17,21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: "поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи".

4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин. 8,43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение - цель ученичества.

4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет "свечи", кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф. 5,14.16; Л к. 8,16; 11,35; Еф. 5,8.

4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф. 10,26.27; Лк. 12,2.3).

4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

4:25 дано будет. См. Мф. 13,12; ком. к 4,11.

4:26-32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: "Царствие Божие подобно" (ст. 26) и "Чему уподобим Царствие Божие?" (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля - это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях ("внутрь вас есть", Лк. 17,21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк. 17,20). И это - одна из его тайн.

4:37 великая буря. Сильный шторм.

4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин. 4,6; 11,35.38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим. 5,12-21; 8,13; ср. 2 Кор. 5,21).

4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2,10), является господином субботы (2,28), обладает авторитетом в учении (1,22) и властью над нечистыми духами (1,27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх. 4,9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх. 14,16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1,24; 5,4), Иисус приказывает: "Замолчи" (1,25), и стихия унимается (5,15). Связывая "сильного" (3,23-27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает "свободу славы детей Божиих" (Рим. 8,19-21).

И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле у моря. И учил их притчами много.

Хотя, казалось, и отослал Мать Свою, однако, опять повинуется Ей, ибо ради Нее выходит к морю. Садится в лодку для того, чтобы, имея перед глазами всех, говорить в услышание всех и никого не иметь позади Себя.

И в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит! Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче. И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют; да не обратятся, и прощены будут им грехи.

Первую притчу предлагает о семени, дабы сделать слушателей более внимательными. Так как Он намерен сказать, что семя есть слово и что оно, упавши в невнимательных, пропадает, то говорит об этом прежде всего, дабы слушатели постарались быть внимательными и непохожими на ту землю, которая губит семя. Но кто такой Сеятель? Сам Христос, Который по человеколюбию и снисхождению неотлучно исшел из Отчих недр, исшел же не для того, чтобы сожечь проклятую землю и злые сердца, не для того, чтобы иссечь терния, но чтобы сеять семя. Какое семя? Не Моисеево ли? Не семя ли пророков? Нет, Свое, то есть, чтобы проповедовать Свое Евангелие. Он и сеял; но из семян одно пало на душу, подобно дороге, попираемой многими, и птицы небесные, то есть демоны, владеющие в воздухе, пожрали это семя. К таким людям относятся человекоугодники; они то же, что дорога, попираемая многими. Кто все делает только для угождения тому или другому, тот бывает попираем многими. Но заметь, Господь не сказал, что семя брошено при пути, но что оно пало при пути, потому что Сеятель бросает семя на землю, как на добрую, а она сама уже, оказавшись худой, губит семя, то есть слово. Впрочем, некоторые хорошо принимали упавшее при пути в том смысле, что оно пало на неверное сердце. Ибо Путь есть Христос, а находящиеся при пути суть неверные, которые вне пути, то есть Христа. Другое семя пало на душу каменистую, разумею тех, которые легко принимают слово, но потом отвергают. Они каменисты, как уподобившиеся несколько камню, то есть Христу, поскольку приняли слово; но как они принимают слово на время и потом отвергают, то через это теряют и подобие. Иное семя упало на душу, пекущуюся о многом, ибо «терние» суть житейские попечения. Но четвертое семя пало на добрую землю. Итак смотри, как редко добро и как мало спасающихся! Только четвертая часть семени оказалась уцелевшей! Ученикам спросившим Его наедине, говорит: «вам дано знать тайны». Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим, нет? Быть не может; но тем дано, как ищущим: «ищите, - сказано, - и дастся вам», а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем, хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! «Своими глазами смотрят» - это от Бога «и не видят» - это от злобы их; ибо Бог создал их видящими, то есть понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим же говорю притчами, «так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют», чтобы хотя поэтому обратились и исправились.

И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи? Сеятель слово сеет. Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их. Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются. Посеянное в тернии означает слышащих слово, но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода. А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают; и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

Здесь указано три разряда людей, в которых слово пропадает: одни - невнимательны, эти означены словом «при дороге»; другие - малодушны, сии разумеются под словом «на каменистом месте»: третьи - сластолюбивы, означаемые словом «в тернии». Три же разряда и тех, которые приняли и сохранили семя: одни приносят плод во сто - это люди совершенной и высокой жизни; другие - в шестьдесят, это средние; иные - в тридцать, которые хотя немного, но все же приносят по силе своей. Так, одни суть девственники и пустынники, другие живут вместе в общежитии, иные в мире и в браке. Но Господь принимает всех их, как приносящих плод. И благодарение Его человеколюбию!

И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу. Если кто имеет уши слышать, да слышит!

Здесь Господь научает апостолов быть светлыми по жизни и поведению. Как светильник поставляется для того, чтобы светить, так и ваша жизнь, - говорит, - будет видна всем, и все будут смотреть на нее. Поэтому старайтесь вести жизнь добрую; ибо вы поставлены не в углу, но служите светильником, а светильника не скрывают под кровать, но ставят на виду, на подсвечнике. И из нас каждый есть светильник, который должен быть поставлен на подсвечнике, то есть на высоте жизни по Богу, дабы мог светить и другим, а не под спудом чревоугодия и заботы о пище и не под кроватью бездействия. Ибо никто, занятый попечением о пище и преданный лености, не может быть светильником, светящим своей жизнью для всех. «И ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Что бы кто ни делал втайне: доброе или злое - все обнаружится и здесь, а особенно в будущем веке. Что было сокровеннее Бога? Однако и Он явился во плоти.

И сказал им; замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

Господь побуждает учеников к бодрствованию. Замечайте, - говорит, - что слушаете; не опускайте ничего сказанного Мною. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам», то есть, в какой мере вы внимательны, в такой мере получите и пользу. Тому слушателю, который внимателен всегда и притом в высшей степени, воздаст Бог и награду великую, а медлительному человеку соразмерная будет и прибыль вознаграждения. Кто будет иметь ревность и усердие, тому дастся и награда, а кто не имеет ревности и усердия, у того взято будет и то, что он думает иметь. Ибо по причине лености гаснет в нем и та малая искра, которую он прежде имел, подобно как от усердия она возжигается.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Под Царством Божиим разумеет Божие смотрение о нас. «Человек» есть Сам Бог, сделавшийся ради нас человеком. Он бросил «семя в землю», то есть евангельскую проповедь. Бросив его, Он «спит», то есть восшел на небеса; впрочем, Он и «встает ночью и днем». Ибо хотя Бог, по-видимому, и спит, то есть долготерпит, но Он восстает: восстает ночью, когда посредством искушений возбуждает нас к познанию Его; восстает днем, когда наполняет нашу жизнь радостями и утешениями. Семя растет как будто без ведома Его, потому что мы свободны, и от нашей воли зависит расти или не расти этому семени. Не по неволе приносим плод, но добровольно, то есть приносим плод от самих себя. Сначала, когда бываем младенцами, еще не достигшими в меру возраста Христова, мы произращаем «зелень», показываем начаток добра; потом - «колос», когда бываем уже в состоянии противостать и искушениям, ибо колос связывается уже коленцами, стоит прямо и достиг уже большего развития; затем образуется в колосе «полное зерно» - это тогда, когда кто приносит плод совершенства. Когда же настанет «жатва», тогда «серп» собирает плоды. «Серп» этот есть Слово Божие, а «жатва» - время кончины.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

Мало слово веры: потому что следует только уверовать во Христа, и ты спасешься. Видишь, что слово сие столь же мало, как и горчичное зерно. Но посеянная на землю проповедь слова расширилась и разрослась, так что на ней покоятся птицы небесные, то есть все люди с выспренним и горним умом и знанием. В самом деле, сколько мудрых успокоилось на этой проповеди, оставив эллинскую мудрость! Таким образом проповедь сделалась больше всего и пустила великие ветви. Ибо апостолы как ветви разошлись: один - в Рим, другой - в Индию, третий - в Ахаию, прочие же - в другие страны земли. Господь говорит народу многими притчами, предлагая притчи сообразно с состоянием слушателей. Поскольку народ был прост и неучен, то поэтому напоминает ему о горчичном зерне, о траве и семени, дабы известными ему и обыкновенными предметами научить его чему-либо полезному или заставить его подойти и спросить, и по вопросе разуметь непонятное. Так, ученикам объяснял Он все наедине, поскольку они прямо приступали к Нему и спрашивали. Объяснял же все только такое, о чем они спрашивали и чего не знали, а не вообще все, даже и ясное. Ибо когда уразумевали то, о чем спрашивали, то из этого становилось ясно для них и другое, и таким образом разрешалось для них все.

Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?

Матфей повествовал об этом иначе, чем Марк: о чем тот сказал пространнее, то этот сократил, и наоборот, что первый изложил кратко, о том последний сказал пространнее. Господь берет с Собою одних учеников, предоставляя им быть зрителями будущего чуда. Но чтобы они не превозносились тем, что других отослал, а их взял, и вместе, чтобы научить их переносить опасности, попускает им быть в опасности от бури. А спит Он при сем с той целью, чтобы чудо показалось им тем важнее, после того как они перепугались. Иначе, если бы буря случилась при бодрственном состоянии Христа, они не испугались бы или не обратились бы к Нему с прошением о спасении. И вот Он попускает им быть в страхе от опасности, дабы они пришли в сознание силы Его. Поскольку они только на других видели благодеяния Христовы, а сами не испытали ничего подобного, то была опасность, что они сделаются беспечными; поэтому Господь попускает быть буре. Он спит на корме корабля (она была, конечно, деревянная). Пробудившись, Христос запрещает сначала ветру, так как он бывает причиной морского волнения, а потом укрощает и море. Обличает и учеников за то, что они не имели веры. Ибо если бы они имели веру, то верили бы, что Он и спящий может сохранить их невредимыми. Ученики говорили между собою: «кто же Сей», потому что имели еще неопределенное понятие о Нем. Так как Христос укротил море одним повелением, а не жезлом, как Моисей, не молитвенным воззванием, как Елисей Иордан, не ковчегом, как Иисус Навин, то по этой причине Он показался им выше человека; а тем, что спал, Он являлся им опять человеком.

Толкование Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского

ГЛАВА 4
1. И вновь Йешуа стал учить у озера, но вокруг него собралось такое множество людей, что он вошёл в лодку на озере и сел там, в то время как люди оставались на берегу, у воды.
2. Он многому учил их в притчах. И, наставляя их, сказал:
3. "Послушайте! Один земледелец вышел сеять семена.
4. И когда он сеял, некоторые семена упали вдоль дороги; прилетели птицы и поклевали их.
5. Другие упали на каменистые участки, где было мало почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубока;
6. но когда взошло солнце, молодые растения опалились; и так как корни их были неглубоки, засохли.
7. Другие семена упали среди колючек, которые выросли и заглушили их; так что они не дали зерна.
8. Но остальные семена упали на плодородную почву и произвели зерно; оно взошло, выросло и принесло урожай - в тридцать, шестьдесят и даже сто раз больше того, что было посеяно".
Стих 8. И даже в сто раз. В Книге Бытия 26:12 выражение «сто раз» звучит как меа шеарим . Интересна межвременная игра слов, так как Меа-Шеарим (означающее также «сто ворот») - это район в современном Иерусалиме, где преимущественно живут ортодоксальные евреи.

9. И он закончил: "Тот, у кого есть уши слышать, пусть услышит!"
10. Когда Йешуа остался один, люди вокруг и Двенадцать спросили его о притчах.
11. Он ответил им: "Вам открыты тайны Божьего Царства, но для посторонних всё говорится в форме притч,
12. потому что они "смотрят, смотрят, но не видят; слушают, слушают, но не понимают. И не обращаются, чтобы получить спасение! " (Йешайагу - Исайя 6:9-10)
Стих 12. См. ком. к Мат. 13:13.

13. Затем Йешуа сказал им: "Разве вы не поняли эту притчу? Как же вы поймёте любую другую?
14. Сеятель сеет весть.
15. Находящиеся возле дороги, где сеется весть, - люди, которые едва услышат её, как тотчас приходит Противник и забирает посеянную в них весть.
16. Подобно этому, посеянное на каменистых участках - это люди, которые слышат весть и тут же радостно принимают её;
17. но в них нет корня. Поэтому они какое-то время держатся, но как только возникают неприятности или преследования по причине этой вести, они сразу же отпадают.
18. Другие - это посеянные среди колючек. Они слышат весть,
19. но заботы мира, обманчивое очарование богатства, а также все остальные вожделения оттесняют и заглушают весть; так что она не приносит плодов.
20. Но посеянные на плодородной почве слышат весть, принимают её и приносят плоды - в тридцать, шестьдесят или сто раз".
21. Он сказал им: "Разве светильник вносят в дом и накрывают сосудом или ставят под кровать? Не поставите ли вы его на подставку?
22. Действительно, нет ничего тайного, что не стало бы явным; и нет ничего скрытого, что не обнаружилось бы.
23. Те, у кого есть уши слышать, пусть услышат!"
24. Он также сказал им: "Обратите внимание на то, что вы сейчас слышите! Меркой, которой вы отмеряете, будет отмерено и вам - и даже больше!
25. Потому что всякий, имеющий что-то, получит больше; но у того, кто ничего не имеет, отберут даже то, что у него есть".
26. И он сказал: "Божье Царство подобно человеку, который бросает семена в землю.
27. По ночам он спит, днём встаёт; а тем временем семена всходят и вырастают. Как - этого он не знает.
28. Почва сама приносит урожай - сначала стебель, затем колос, и, наконец, зрелые зёрна в колосе.
29. Но, как только созреет урожай, человек приходит с серпом, так как настало время жатвы".
30. Также Йешуа сказал: "С чем можно сравнить Божье Царство? Каким примером можно пояснить его?
31. Оно похоже на горчичное семя, которое, когда сеется, самое маленькое из всех семян на поле;
32. но после того, как его посадят, оно вырастает и становится самым большим из всех растений, и ветви его так велики, что птицы, летающие вокруг, могут свить гнёзда в его тени".
33. И с помощью многих подобных притч он их наставлял, пока они были способны слышать.
34. Всё, что он говорил им, было в форме притч; но, находясь наедине со своими талмидим, он всё им разъяснял.


(Шмот 21:1): И вот законы, которые ты предложишь им.
РаШИ: Святой, багословен Он, сказал Моше: "не вздумай учить их [евреев этим законам], повторяя [одно и то же] два и три раза, пока они не выучат их назубок, не утруждая себя разъяснением их значения и смысла". Поэтому сказано "...которые ты предложишь им", как предлагают блюда, расставленные на накрытом для трапезы столе (Мехильта, разд. Незикин).
"Предложишь им" - букв. "положишь перед ними".

35. Вечером того же дня Йешуа сказал им: "Давайте переправимся на тот берег озера".
36. Тогда, оставив народ, они забрали его, как он был, в лодке; с ним были также другие лодки.
37. Поднялась яростная буря, и волны захлёстывали за борт, так что лодку почти затопило.
38. А он был на корме и спал, подложив под голову подушку. Они будили его и говорили: "Раби, неужели тебе всё равно, что мы вот-вот погибнем?"
39. Он проснулся, запретил ветру и приказал волнам: "Успокойтесь! Перестаньте!" Ветер утих, и наступил мёртвый штиль.
40. Он сказал им: "Почему вы боитесь? Неужели даже теперь у вас нет веры?"
41. Но они пришли в ужас и спрашивали друг друга: "Кто это такой, что даже ветер и волны подчиняются ему?"

4:1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
Дискомфорт не должен отвлекать от главного, от проповеди слова, внимание должно быть сконцентрировано на том, ЧТО говорит наставляющий словом Божиим.
Поэтому, по возможности, во время слушания проповеди имеет смысл устраиваться поудобнее как говорящему, так и слушающему.

4:2-8 Притча о сеятеле, разобрана подробно в Мтф.13:3-9 , остановимся на некоторых моментах
2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
Сеятелю, чтобы сеять - для начала надо иметь семена: слово истины Божьей. Затем - выйти с ними куда-нибудь, где логично хотя бы предвидеть всходы. Например, никто из хороших и добросовестных сеятелей не рассыпает семена по асфальту, лишь бы рассыпать их для галочки, для изображения посева.
Никто не сыплет их и в мусорное ведро, раз уж семена в руку попались и их надобно непременно куда-то деть.
Сеятель внимательно присматривается к местам и ищет, в каком же месте наиболее благоприятной может быть их посадка?

Так и духовным сеятелям следует сеять драгоценные семена - в местах, где уместно проповедническое служение (сердца людей христиане видеть не могут, но уместные места посева - возможно определять).

Где сегодня более всего вероятно посеять и ожидать всходов? На людных площадях - зачастую стесняются мнения окружающих, не настолько свободны от мнения человеческого, как раньше в Афинах, например.
Говорить с прохожими, встречая на улице - можно, но, как правило, люди торопятся, разве что на прогулках, в парках и т.д.
Проповедь по домам до сих пор - самая эффективная, как Иисус изначально советовал для проповеди по городам:
послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…в какой дом войдёте сперва говорите «Мир дому сему!» (Лука10:1,5)

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.
5 Иное упало на каменистое [место], где немного было земли, и скоро взошло, пото9у что земля была неглубока;
6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило [семя], и оно не дало плода.
8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Если место сеяния присмотрено - можно сеять слово, но, какой будет реакция на посев - зависит от восприимчивости сердца слушающего. Даже если и место выбрано - всё равно часть семян может пропасть (не всеми слово Бога будет воспринято), что
показал Иисус - на наглядном примере. .

4:9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Перед тем, как начать говорить, Христос концентрировал внимание слушателей призывом: «Слушайте!», а в конце говорил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Выходит, он и не надеялся на то, что суть сказанного им - вместят одинаково и абсолютно все.
Замысловатые притчи Христа могли быть восприняты на слух только ушами тех, кто был настроен на духовную «волну»: примерно так, как приемник из множества радиоволн - улавливает только ту, на которую настроена его частота.

4:10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.
Потому и вышло так, что из множества слышащих притчу Христа, только несколько человек, плюс 12 апостолов - услышали Христа и остались для того, чтобы спросить значение притчи. Много слушающих, да мало услышавших.

4:11 И сказал им: вам (внутренним, ученикам Христа) дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним (всем остальным) все бывает в притчах;
Означает ли это, что Иисус скрывает смысл притч от внешних – сознательно? Конечно нет.
Здесь речь идет о том, что смысл притчи Иисус открывал только интересующимся, не навязывая суть сказанного никому из тех, кого духовное совсем не интересует.
Для всех, кто не интересовался духовным, притчи продолжали оставаться всего лишь притчами -набором звуков без смысла и без руководства к действию. Послушали, не услышали и прошли мимо Христа.

4:12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.
Вот и выходит, что можно, оказывается, слушать и не слышать, можно смотреть и не видеть, и прав был Исайя, предсказав такую «слепоглухоту» для народа, слушающего проповедь Христа или христиан о Царстве Бога.
На самом деле - мало у кого уши настроены на духовную волну, но эти мало "нищих духом"- блаженны, ибо уловят "волну" слова Божьего, сказанного через Христа, как написано: «знающий Бога слушает нас, кто не от Бога – тот не слушает нас » (1Иоан 4:6

4:13,14 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?
14 Сеятель слово сеет.
Итак, все нищие духом (кого духовное интересует), этот свой интерес могут реализовать благодаря разъяснениям Иисуса Христа.
И если выше мы обратили внимание на то, КУДА выходить и ГДЕ сеять, то сейчас обращаем внимание на то, ЧТО следует сеять тому, кто от Бога сеет, а не сам по себе.
И это - не что иное, как слово Божье. А если сеем свои личные слова или слова какого-либо другого человека - окажемся не Божьими сеятелями, а праздно говорящими лжеучителями века сего.

Где брать слово Божье для сеяния? Ясно, что из Писания. И если есть печатные публикации, в которых доступным языком разъясняются начатки Библейских учений о Боге, о Христе Его и намерениях для человечества - то это хорошее подспорье для сеятеля.
Задача сеятеля лишь сводится к тому, чтобы сразу ИЗНАЧАЛЬНО (с «младых ногтей») дать понять интересующемуся духовным, что публикации, ОСНОВАННЫЕ на Библии - это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что сама Библия.
И разъяснить, что ТОЛЬКО слово Божье - ЖИВО И ДЕЙСТВЕННО, а не слово публикаций. Если не читаешь Писание - НЕчему на тебя и действовать, чтобы оживлять.
Помним, что ни одно печатное издание на земле, кроме Библии, не вдохновлено Богом, следовательно, является словом человеческим. А слово человеческое не оживляет к жизни Божией и к образу Божьему.
Если в разъяснении этого сеятель преуспеет, об остальном - и беспокоиться не о чем: Бог через слово Своё САМ для Себя дитя взрастит.

4:15-17 См. также Мтф.13:3-9
[Посеянное] при дороге означает тех, в которых сеется слово, но [к которым], когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.
16 Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,
17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.
См. также Мтф.13:3-9
О корнях: бывают огромные пирамидальные тополя, а ветер подул - и с корнем такую махину выворотило. Если дерево растёт посреди леса, то оно со всех сторон защищено другими деревьями. Поэтому понятно, что до него ветрам не легко добраться и завалить.
Так и с христианами: если христианин не глубоко корнями своими врос в веру, то одного его «ветры» мира сего свалят легко. А если он в собрании, то и с неглубокими корнями продержаться до нового века сможет, увещевание, окружение и поддержка соверующих не даст ему упасть без подъёма и оставаться во грехах.

Хотя и понятно, что в ситуациях одиночного противостояния «ветрам» проверяется наличие и величина корешков христианина, служившего Богу с собранием
Всякие ситуации в жизни могут быть, ведь с собранием не во всех случаях жизни можно оказаться. Например, меня одного выбросило на чужой остров. Как жить буду? О чем говорить буду? А если без Писания туда попаду, много ли вспомню?
Этой экстремальной ситуации, конечно, может и никогда не случится, но суть в том, что к ней христианин должен быть готов всегда.

4:18,19 Посеянное в тернии означает слышащих слово,
19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.
Заботы века сего, желание разбогатеть и другие желания в принципе - в разной степени, но ведут разрушительную борьбу в каждом из нас, в разное время с переменным успехом: то мы побеждаем их, то они нас, если мы расслабляемся.
Поэтому если тернии, вырастающие внутри христианина из-за соблазнов века сего нечестивого, не вырубать, то так буйно разрастутся, что и не заметим, как хорошая земля терновником покрылась. Так что, каждый день за полезный «урожай» в себе бороться надо, искореняя в себе всё, что превращает христианина в мирского человека.

4:20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.
Не может Бог быть несправедливым и создать сердца с почвами, не воспринимающими слово Его, а потом за это – наказывать.
Такого просто не может быть от Бога справедливости. Это с одной стороны.

А с другой - и слушали все, кто был предуставлен (правильно расположен или предрасположен) к вечной жизни -Деян.13:48.

От чего зависит, расположен ли кто-то слушать и воспринимать слово Божье именно в тот момент, когда ему говорят, или нет? От многих факторов:
от воспитания, условий жизни, интеллекта, собственного характера, даже здоровья и состояния духа на момент слушания: раздражённый человек вряд ли способен УСЛЫШАТЬ что-либо.
Виноваты ли люди, что имеют разное здоровье, воспитание, условия жизни и прочее? Нет, конечно: на всё время и случай и кому как повезёт. В этой системе несправедливости глупо было бы рассчитывать на то, что праведникам перепадёт лучшая участь от жизни, а нечестивым - похуже. Как раз чаще наоборот выходит. Потому и удивляться не стОит, что не очень многие в веке этом на весть Бога с радостью или без неё откликаются.

Иисус не расстраивался сильно от того, что на момент его прихода из всей Иудеи нашлись только несколько восприимчивых сердец – остальным, значит, на тот момент ещё не время и не место было. Только и всего.
Но однажды – для ВСЕХ настанет благоприятное время: всё тысячелетие Христа предназначено для того, чтобы люди, возвращённые к жизни, смогли выбрать для себя - принять им Бога и Божий путь жизни или отвергнуть. Там уже сложнее будет на плохие условия жизни или отсутствие здоровья пенять: совершенные тела иметь будут все воскрешённые.
А вот насчёт восприимчивости ВСЕХ сердец – сомнения берут. Ибо смерть вторая будет шествовать ещё и в тысячелетии Христа (Откр. 20:6)
Значит, не все, к сожалению, из воскрешённых к жизни в Миллениуме - воспримут слово Божье и там. Значит, скверный характер - всё же лучше начинать менять ещё в этой системе вещей.

КТО будет виновен ТАМ? Только САМ человек: станет ли его сущностью миролюбие, справедливость, милосердие, долготерпение, кротость, доброжелательность и т.д. или нет, понравится ли ему жить в Божьих условиях – никто, кроме человека знать не может. А насильно этот путь любви не навяжет никто.

Поэтому не стоит расстраиваться чрезмерно от того, что немногие воспринимают благую весть. Дело «сеятеля» маленькое: сеять семена Божьего хлеба по всем доступным местам. Кто готов на сегодня – услышит сегодня. А у остальных, значит, просто вся подготовка - ещё впереди.

4:21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?
Иисус показывает абсурдность зажигания света в случае, если им не пользоваться для освещения: не имеет смысла зажигать свечу, если её потом спрятать под колпак.
Если Бог даёт кому-то много увидеть и правильно понять, то даёт не для того, чтобы он сам много знал и много понимал. Бог даёт всё это человеку для того, чтобы он мог не только сам пользоваться этим светом, но и другим путь освещать. А если кто светом от Бога светить не хочет, то, значит, и сам - во тьме, ибо то, что тебе дал Бог для блага многих, помыслил себе лично оставить.

4:22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.
Если Иисус кому-то тайно (невидимо для всех остальных) даст свечу духовных знаний - её
свет рано или поздно выйдет наружу в виде духовного просвещения через проповедническое служение.

4:23,24 См. также разбор Мтф.25:29
Если кто имеет уши слышать, да слышит!
24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
Иными словами, если мы настроены слышать земное (всё, что полезно для плоти), то услышим для себя в словах Христа – земное и станем типичным земным обывателем.
Если мы настроены на небесное (всё, что развивает духовность), то услышим в словах Христа – духовное. Это поможет нам стать христианином и развивать свою личность в стремлении к совершенству.

4:25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
Кто имеет духовный настрой – тому он будет расширен ещё и пониманием того, что говорит Христос. У кого его нет, тому и расширять нечего.

4:26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,… Бросил в ямку, бережно укрыл землицей домик для семени и всё. И ждёт терпеливо всходов. Не день и не два. Долго ждёт. И голую землю неутомимо поливает, рыхлит
бережно, чтобы семени там, в глубине земли - уютно жилось.
И ворОн неустанно гоняет, чтобы не выклевали. Ибо сеятель верит, что семя там - живёт себе поживает, и росточек на радость хозяина наживает.
Очень надо хозяину, чтобы семя проклюнулось и к солнцу потянулось. Жизнь хозяина от этого зависит: не вырастит ничего, с голоду и умереть недолго. Потому и бережёт сеятель домик зёрнышка.

Ни одного не встретишь сеятеля, кто посеял бы и откапывал бы каждый день землю, проверяя, а не проклюнулось ли оно, чтобы зря не трудиться с вёдрами для полива. А коли было бы так - дождался бы всходов сеятель?

То же можно сказать и о тех, кто сеет семя Божье в сердца слушающих, но хочет быстро результат получить. Но не верит, что посеянное - САМО либо вырастет, либо нет, ибо Бог за этим процессом роста Сам следит (1Кор.3:6). И потому - «копается» постоянно в сердцах слушающих и душу из них вытряхивает, проверяя с напором, а изменяют ли носители семени Божьего жизнь свою – каждый день?
Одним словом, сеятелю слова Божьего надо пример с сеятеля пшеницы брать: бросили в ямку зёрно, бережно укрыли землицей и всё. И ждём терпеливо всходов. Только «поливать» не забываем. И не откапываем. А Бог САМ взрастит, если Ему угодно будет. И тогда, когда Ему угодно будет. Даже если «в сезон урожая», как нам кажется - мы лично всходов не видим – не время, значит, зерну этому пока прорастать. Главное для нас - верить и ждать.

4:27-29 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Марк - единственный, кто записал эту притчу. Почему Иисус уподобил процесс сеяния и возрастания плода - Царству Божьему?
Похоже, что система вещей Бога (Царство Бога) наступит ПОЭТАПНО. Сначала совсем его не видно, сеятели лишь сеют. Потом рост плодов Царства должен быть заметен: появление принимающих слово Божье христиан. Затем должна наступить жатва: сбор и сортировка всего, что выросло на земле с момента сеяния (от времени Нового Завета). Первый урожай «пшеницы» (будущих соправителей Христа) будет перебран и собран в первом воскресении (Откр. 20:4Э6). Остальной будет созревать ещё тысячу лет Миллениума.
Думаем, что вся история развития человечества – это всего лишь этапы становления на земле системы вещей Бога (Царства Бога, седьмого вечного дня)

4:30-32 См. такжеМтф. 13:31-33. Притча о подобии Царства Бога горчичному зерну
И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. (Женевская)
На момент прихода Христа плод Царства Отца его от посеянного слова - был мал, как крошечное горчичное семечко, всего-то 12 учеников. Но когда деятельность сынов Царства расширится и оно «вырастет» - «горчичное семечко» слова Божьего превратится в огромное дерево миропорядка Бога, где все праведники найдут прибежище и покой. Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда- напоминает Иез. 17:23 и 32:6, где птицы - это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

4:33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
Иногда начинаем кому-то что-то разъяснять и так увлекаемся подробностями, что выдаём информации намного больше, чем человек может понять и осилить на данный момент. А всё почему? Потому что думаем, что если нам понятно, то так же понятно должно быть и другим.
Иисус так не думал: он сообщал ровно столько информации (находил оптимум), сколько могли с интересом выслушать и понять. Сказать меньше оптимума - не поймут, сказать больше - устанут воспринимать и внимание будет рассеиваться,
А потому сеятель слова Божьего должен научиться определять духовный возраст того, кто перед ним и сеять – соответственно возраста:
если грудничка хлебом накормить, то он и умереть от несварения может.
А кому-то и сухари по зубам.

4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Для всех слушающих Иисус говорил иносказаниями, язык слова Божьего переводил на аналогии наглядных примеров.
Выражение «ученикам наедине изъяснял смысл » не означает, что ТОЛЬКО ученикам Иисус раскрывал смысл иносказания, а от остальных это скрывал. Но означает, что все, кто оставался узнать смысл сказанного Христом – воспринимались как желающие научиться от него, как ученики. Если бы для этого оставались все, то Иисус объяснял бы всем, ни от кого бы из желающих знать – ничего не утаил.

4:35-38 См. также Мтф.8:23-26 Случай на море с бурей.
Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.
36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.
37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].
38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?
Вопрос требовательный и возмущённый: «Тебе и нужды нет что ли, что мы тут погибаем?!» А почему, собственно, у Христа должна была быть нужда в том, чтобы непременно оградить
своих учеников от трудностей? Разве он обязан был чем-то ученикам своим?
Все мы иногда считаем, что Бог обязан замечать нашу нужду и избавлять от трудностей, но забываем слова Павла:
«Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать ?» Римл. 11:35
Не должны нам ни Бог, ни Христос Его - ничего, и если по милости Своей - не соблаговолят они что-то нам дать, то и вовек не выколотить ничего из них - бренному человеку.

4:39,40 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.
40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

Почему Христос так сказал, ведь для человека свойственно бояться стихии? Потому, что он был с ними, и в зависимости от того, насколько они верили в сердцах своих в то, что Христос - Сын Божий, от Бога посланный и власть имеющий - насколько и страшно им было. Ведь если, я к примеру, с директором завода заодно и он - мой друг, то никто мне на заводе не страшен, ибо я знаю, что директор всё решит потому, что власть имеет.
Такая же вера должна была бы быть и у учеников в отношении их «директора» - Иисуса Христа

О том, что Иисус Христос с нами - до скончания века, все читали и все верим теоретически. Но стоит случиться серьезным проблемам, то по нашим действиям сразу видно, видим ли мы с собою рядом Иисуса Христа, доверяем ли ему и его принципам? Или - своими человеческими методами действовать предпочитаем в решении возникающих проблем?

4:41 См. также разбор Мтф. 8:27
И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?
Казалось бы - ведь по чудесам очевидно, что перед ними не простой смертный. А удивление возникло.
Пример тому, что как ни подгоняй и не торопи веру взрослеть - она сама по себе, и только постепенно в человеке крепчает: не сразу ученики окрепли в уверенности во Христа Божия, хотя и видели множество оснований для своей веры.
Инертное состояние человеческого мышления, требующее времени на перестройку осмысления увиденного, не позволяет человеку быстро ориентироваться в новых незнакомых ситуациях, приходить к правильным выводам и поступать правильно.

Вот почему нельзя ожидать он христиан мгновенной духовной зрелости, мгновенного правильного понимания Божьих истин и правильных поступков - с первого и даже с десятого услышанного слова.

1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.

2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:

3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;

4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то.

5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.

7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.

8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!

10 Когда же остался без народа, окружающие Его, вместе с двенадцатью, спросили Его о притче.

11 И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах;

12 так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи.

13 И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?

14 Сеятель слово сеет.

15 Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их.

16 Подобным образом и посеянное на каменистом месте означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его,

17 но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.

18 Посеянное в тернии означает слышащих слово,

19 но в которых заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода.

20 А посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают, и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат.

21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике?

22 Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.

23 Если кто имеет уши слышать, да слышит!

24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,

28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

31 Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.

34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

35 Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону.

36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки.

Шторм на Галилейском море. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн 1633 г.

37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою.

38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?


Шторм на Галилейском море. Художник Эжен Делакруа 1854 г.

39 И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина.

40 И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры?

41 И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?

Укрощение бури. Художник Г. Доре