Общая характеристика онтологической проблематики в буддизме. Карма, дхарма и свободная воля Буддийские представления о бытии, как о взаимодействии элементов

Что мы знаем о тех силах, которые управляют нашей жизнью? Почему происходят одни события и не происходят другие? Почему один ребёнок вырос и стал великим музыкантом, а другой вырос и стал всего лишь дворником?

Ныне слово карма приобрело широкое распространение, но людей, глубоко понимающих смысл этого термина, как и всегда, немного. Некоторые отождествляют это понятие с термином «судьба», «рок», «фатум» или некая неизбежность. Большинство людей вообще забыло, что у них есть свободная воля, право делать выбор, который они и делают каждую минуту своей жизни…но, к сожалению бессознательно.

В этом предисловии скажу сразу, что тема кармы и свободной воли настолько обширна, что писать о ней можно многие тома, и просидеть в медитации, исследуя этот вопрос, многие десятилетия. Я затрону лишь верхушку айсберга, но верю, что и она осветит некоторые тёмные места в понимании Законов Космоса.

Итак, начнём «сверху»:

Я буду рассматривать как само собой разумеющееся 3 вещи:

1. Существует некий Высший Космический принцип, Бог, Единое сознание, Творец - называйте его как хотите.

2. Действия Творца направлены на Эволюцию различных существ, как духовных, так и материальных. Смысл человеческой эволюции в том, чтобы стать сознательным сотрудником Высших Сил, или сотворцами.

3. Творец имеет План, т.е. как всё должно быть. В полной мере план Творца знает лишь Он один.

План Творца распространяется на всех живых существ, но мы сейчас будем говорить только о человеке.

Безусловно, Эволюция каждого человеческого Эго (индивидуальности) не может проходить в течение 70 лет жизни, и тут нам необходимо ввести понятие о перерождении - то есть, индивидуальное духовное существо, рождается многие десятки и сотни раз, приобретая различный опыт, приобретая сознательность и духовные качества характера, цель чего, я повторюсь, стать сознательным, духовным, могучим существом.

У каждого человека есть своя личная индивидуальная роль в этом Космическом Плане. Её еще называют дхармой. Эта роль зависит от:

1. Эволюционного развития индивидуальности, т.е. насколько существо УЖЕ осознало себя частью Божественного, и начала сотрудничать с ним.

2. Личных склонностей индивидуальности.

Итак, повторим - каждому человеку, при рождении даётся некая роль или миссия, которую он должен выполнить настолько безупречно, насколько он может. Однако не всегда человек, понимает свою роль в Божественной Игре, и начинает блуждать, искать…Хочу заметить, что Высшие Силы, сами заинтересованы в том, чтобы человек исполнил свою миссию, и всегда рады направить его к ней, к его предназначению. Человеку необходимо лишь мыслить трезво и уметь видеть Знаки, которые ему посылаются. Обычно к предназначению человека самого тянет, или что называется, сердце ведёт к этому. Но всегда ли человек следует этому голосу сердца? Очень часто он променивает его на деньги, славу, секс и праздную жизнь. Но хочу сделать, одну очень важную оговорку - лишь исполняя, то зачем мы пришли сюда, мы можем БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ.

Примеры: человек всю жизнь мечтал быть писателем, но его друзья и близкие убедили его, что писатель из него никудышный и лучше ему быть менеджером по продажам.

Ребёнок мечтает стать космонавтом, но родители отправляют его учиться на юриста.

В общем, думаю таких примеров можно насобирать тысячу, но суть ясна.

В некоторой степени реализация нашей дхармы (роли) зависит от кармы. Карма - это те условия, с которыми мы приходим сюда. Кармой может быть окружение человека, его друзья, его родители, возможно, некоторые его склонности и мысли.

Пожалуй, очень условно, но карму можно поделить на, ту, которая определяет наши условия при рождении, и ту, которая проявляется в процессе жизни. Скажем автомобильная катастрофа, которую вы пережили 8 лет назад, и которая изменила всю вашу жизнь, вполне могла являться частью вашей кармы.

Но, что же создаёт карму? Что определяет эти условия как первоначальные, с которыми мы рождаемся, так и последующие, которые проявляются в процессе жизни как всё новые и новые факторы, влияющие на нашу жизнь. Всё это создаём мы сами. Наши желания, наши поступки, наши мысли создало нам то, в чём мы живём сейчас. И в первую очередь, поступки и желания прошлых воплощений. Можно даже сказать: «ты представляешь из себя итог всех своих прошлых воплощений». Карма действует по закону подобия, это причинно-следственная связь - «что посеешь, то и пожнёшь». Т.е. хорошее приводит к хорошему, плохое - к плохому.

Но, что же с этим делать? Можно ли как то изменить свою карму? Избавится от удушающих и лишающих сил негативных факторов, не дающих нам нормально жить?

Тут вступает элемент, который называют свободной волей.

Свободная воля - священный закон, попрать который никто не в силах, даже сам Творец.

Человек имеет право проявлять свободную Волю. Но проявляет ли? Это уже другой вопрос, и сейчас, мы не будем об этом говорить.

Человек имеет законное право создавать себе такое окружение, такой характер, такой образ жизни, какой он сочтёт нужным. И это хорошо. И это можно назвать уже сотворчеством с Богом. Человек может и даже должен, идти против унылого течения своей кармы, направляя свою свободную волю на исполнение Дхармы, своего предназначения.

Я повторюсь: у человека есть Сила, и есть Возможность, и есть ПРАВО ВЫБИРАТЬ себя, свою жизнь, и строить весь свой мир. Но тут есть некоторый очень важный нюанс.

Творец дал нам право Изъявлять Волю, так как мы сочтём нужным. Человек может направлять её на воплощение Плана Творца и исполнения своей Дхармы, но может и предать свою Дхарму, Творца, и Высшие Сила Света. СОЗНАТЕЛЬНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ СВОЕЙ ДХАРМЫ называется Предательством, и может привести к чёрной магии. Когда существо достаточно осознало себя, как «не только тело», но и как «нечто могущественное», и, осознав мощь своей Духовной свободной воли, начинает изъявлять её против намерения творца, т.е. противопоставляя себя ему, здесь, я повторюсь, начинается чёрная магия или силы Тьмы.

Давно ли вы смотрели трилогию «Матрицы»? Фильм даёт много намёков на то, что я сейчас рассказал. Однако, в этом фильме, представлено всё с позиции «сил тьмы», то есть Нео, будучи наделён свободной волей, сознательно противопоставил себя Плану Творца (см. конец 2ой части фильма), а сам Творец был представлен как нечто неправильное, злое и НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Пифия, которая, по сути, являлась олицетворением дьявола, была представлена как очень доброе, мудрое и понимающее существо.

Итак, подводим итог: Человек имеет Свободную Волю и должен (может) направить её на реализацию Плана Творца, и своей Роли в нём. Карма, которую он имеет сейчас, может быть разрушена и изменена, а создана новая Карма, основанная на чистоте помыслов и ВОЛИ К ДОБРУ.

Шанти Натхини

Карма и Дхарма

© 2003 M. В. Николаева

Книга 1. Власть кармы. Непрерывное перевоплощение. История теоретических воззрений

Древние индийские теории кармы

Понятие кармы присутствует уже в ранних индийских религиозных текстах, но с самого начала оно охватывало более широкую сферу, чем личные отношения людей и богов, и поэтому послужило впоследствии не только для сохранения многобожия, но и развития религиозной терпимости и возникновения многих сект в рамках индуизма. Поскольку же понятие кармы оставалось не связанным жестко с конкретным религиозным видением мира, оно с легкостью перенималось другими течениями и встраивалось в самые разные системы, объясняющие устройство мироздания в целом.

Понятие кармы допускало не только множество богов, но и множество религий. Признание индийцами термина «индуизм», введенного для простоты европейцами сравнительно недавно, вовсе не доказывает реального существования религии под таким названием. Однако среди положений, которые признаны общими для всех индусских сект, именно вера в карму позволяет примирять внутри индуизма несколько религий. Все существа равны по своей сути, но в реальной жизни они различны из-за последствий воздействия кармы, накопленной в предыдущих рождениях. С неизбежностью эти различия проявляются в степени совершенства их телесных способностей и образа мысли. Если по невежеству люди выбирают сомнительные религиозные пути, то этот выбор тоже считается следствием кармы и соответствует их ограниченному пониманию.

Уже в древности существовали мощные факторы, способствующие развитию духа религиозной терпимости. Раннее признание многообразия религий, возникшее именно как реакция на исключительность ведийской религии, постепенно было закреплено теорией кармы. По мере эволюции доктрины кармы все ереси получили богословское обоснование – как низшие пути для людей с ущербной от рождения кармой и низким интеллектом. Карма – это высший, абсолютный закон, который управляет мирозданием, неподвластен никакому богу и самостоятельно способен творить все сущее. Путем неукоснительного следования пути праведности, накопив в череде перевоплощений достаточный запас благой кармы, душа может освободиться от необходимости вновь рождаться на земле.

Само понятие кармы изначально не было жестко обусловлено системой, в рамках которой оно возникло, и поэтому впоследствии позволяло обосновывать многие другие системы. Все индийские способы объяснения мира пользовались ссылкой на закон кармы, придавая различные вариации механизму его действия. Только школа локаята отказалась принять доктрину кармы и противопоставила поискам путей освобождения от цепи перерождений стремление сделать человека счастливым в этом мире, указав на важность и ценность повседневной жизни. Согласно преданию, боги внушили своим противникам (асурам) идеи локаяты, чтобы сбить их с толку и тем легче одержать над ними победу. Но, оказавшись единственным таким веянием в атмосфере всеиндийского «кармического» настроения, она не нашла значительного числа последователей.

С глубокой древности представления о карме распространялись вместе с буддизмом в Тибет, Китай и Японию. Известное в Древней Греции пифагорейское учение о переселении душ уходит своими корнями в легендарное путешествие Пифагора на Восток. Отголоски знаний о карме видны в римском скептицизме, проповедующем безмятежность духа на основе принятия происходящего при воздержании от суждения о нем, – основатель скептицизма общался с индийскими мудрецами, прибывшими на Запад после походов Александра Македонского. Но значительное распространение во всем мире понятие кармы получило в результате британского владычества в Индии, послужившего к «вывозу» из страны не только материальных, но и духовных ценностей. Начиная с конца XIX века, идея кармы стала оказывать существенное влияние на западную культуру, а позже слово «карма» прочно вошло в словарь английского языка. Для восприятия современных кармических теорий необходимо знать основные вехи, отмечавшие путь понимания кармы древними индийцами. В их мире всегда работал закон кармы, переосмысление которого позволяло видоизменять саму картину мира.

Древнейшими индийскими текстами являются четыре Веды, созданные пришедшими в страну ариями в середине второго тысячелетия до новой эры. Они представляют собой собрания гимнов, сложенных особым ритмическим размером и предназначенных для проведения религиозных ритуалов. Исходным важнейшим из них считается Ригведа, где переданы основные знания об устройстве мира и способах взаимодействия с богами.

Карма. Изначально в гимнах Ригведы словом «карма» обозначалось действие вообще, а также действие ритуальное, сущностью и целью которого было жертвоприношение богам. Четкой грани между людьми и богами не проводилось. Ведические боги, как и люди, пребывали в круговороте перерождений и подвергались воздействию кармы. Жертвы служили им «пищей», от которой в полном смысле зависело их существование в мире людей. Во время всякого ритуала весь постижимый мир и населяющие его боги творились в сознании человека заново, поэтому их призрачность или реальность зависели от силы сознательной «кармической» деятельности человека. В культовой практике проявлялось и неравенство людей. Более обильные жертвоприношения расценивались как свидетельство большего благочестия и обеспечивали милость богов и счастливую карму.

Кармаканда. Сложный кармический ритуал (кармаканда), проводимый пришлыми арийскими священниками (брахманами), был направлен на очищение человека и создание особого пространства для общения с богами. Он разительным образом противоречил культам иноверцев-шаманов, которые тоже осуществляли контакт с божественными силами, но достигали его посредством транса и одержимости духами. Карма в корне отличалась и от распространенной среди местного индийского населения чистой преданности богу (бхакти), где важнейшим звеном, связующим человека с богом служила сама преданность, достижимая одновременно как плод личных усилий и божий дар. Итак, для большинства верующих индусов представление о карме поддерживало постоянную связь с миром богов, но другим оно было совершенно незнакомо и просто ненужно.

Рай и ад. Арийская концепция загробного мира представлена в более поздней «Ведической книге мертвых», которая содержала выдержки из Гаруда Пураны и предназначалась для тех, кому было сложно постичь ведические предания в полном объеме. Понятие кармы присутствует здесь уже в значении воздаяния. Неисчерпанная карма не исчезает даже через сотни миллионов лет, а существо, не испытавшее адских мучений, не обретает вновь человеческого тела. Человек испытывает в отвратительном аду все, что предписано ему судьбой. Богатство исчезнет из дома, а родственники развеются на погребальном костре, но хорошая или плохая карма, которую произвел человек, всегда остается с ним. Когда огонь разрушает его тело, карма все равно сохраняется, и повсюду он страдает от ее последствий. Никто не имеет родственных связей в этом изменчивом океане скорби. Человек рождается, влекомый кармой, и снова уходит после ее истощения. Индивидуальные души подобны искрам огня: их невежество не имеет начала, они изолированы друг от друга и заключены в тела с помощью безначальной кармы. Они опутаны различными видами добра и зла, дарующими соответственно счастье и несчастье; их жизнь ограничена, а судьба определяется кармой.

Карма и рита. Следует отметить, что в начале XX века в индологии существовало представление, согласно которому учение о карме находится в Ведах в зачаточном состоянии в виде понятия риты – «хода вещей», олицетворяющего закон и незыблемость справедливости. Однако в последнее время признается, что риту следует понимать скорее как аналог древнекитайского Дао – «пути», поскольку она послужила основой для формирования одной из четырех общечеловеческих ценностей – праведности (дхармы ). Понятие кармы в своем становлении соотносилось со всеми остальными смыслами ведических гимнов, включая риту, но приобретало оттенки своих значений независимым образом. Тем более что некоторые из более поздних учений о карме были основаны вовсе не на ведических традициях, а на осмыслении тех отношений, которые складывались между творцами и хранителями Вед и представителями других религиозных течений.

Рисовые подношения предкам

Ведическая книга смерти подробно описывает ритуал «кормления» умерших. Представ пред очами устрашающего Бога Смерти, грешник быстро возвращается назад по воздуху. Связанный прошлыми склонностями, желая оказаться в теле, но оттаскиваемый затянутой на шее петлей, страдающий от жажды и холода, он стенает. Он получает рис, который давали ему его потомки, но не получает удовлетворения. Церемония для умершего, подношения и пригоршни воды не спасают грешника от мучений. Хотя он ест рисовые подношения, все же он остается голодным. Но если покинувший тело лишен подношений рисовых шариков, он бродит, мучаясь, в необитаемом лесу до скончания века. Не исчерпанная карма не исчезает даже через сотни миллионов лет. Существо, которое не испытало мучений, не обретает человеческого тела. Поэтому в течение десяти дней сын должен предлагать рисовые шарики. Каждый день они делятся на четыре части. Две порции дают питание пяти элементам тела, третья идет посланникам Бога Смерти, а грешная душа живет четвертой.

Некоторые отождествляют это понятие с термином «судьба», «рок», «фатум» или некая неизбежность. Большинство людей вообще забыло, что у них есть свободная воля, право делать выбор, который они и делают каждую минуту своей жизни…но, к сожалению бессознательно.

В этом предисловии скажу сразу, что тема кармы и свободной воли настолько обширна, что писать о ней можно многие тома, и просидеть в медитации, исследуя этот вопрос, многие десятилетия. Я затрону лишь верхушку айсберга, но верю, что и она осветит некоторые тёмные места в понимании Законов Космоса.

Итак, начнём «сверху»:

Я буду рассматривать как само собой разумеющееся 3 вещи:

1. Существует некий Высший Космический принцип, Бог, Единое сознание, Творец -называйте его как хотите.

2. Действия Творца направлены на Эволюцию различных существ, как духовных, так и материальных. Смысл человеческой эволюции в том, чтобы стать сознательным сотрудником Высших Сил, или сотворцами.

3. Творец имеет План, т.е. как всё должно быть. В полной мере план Творца знает лишь Он один.

План Творца распространяется на всех живых существ, но мы сейчас будем говорить только о человеке.

Безусловно, Эволюция каждого человеческого Эго (индивидуальности) не может проходить в течение 70 лет жизни, и тут нам необходимо ввести понятие о перерождении – то есть, индивидуальное духовное существо, рождается многие десятки и сотни раз, приобретая различный опыт, приобретая сознательность и духовные качества характера , цель чего, я повторюсь, стать сознательным, духовным, могучим существом.

У каждого человека есть своя личная индивидуальная роль в этом Космическом Плане. Её еще называют дхармой. Эта роль зависит от:

1. Эволюционного развития индивидуальности, т.е. насколько существо УЖЕ осознало себя частью Божественного, и начала сотрудничать с ним.

2. Личных склонностей индивидуальности.

Итак, повторим – каждому человеку, при рождении даётся некая роль или миссия, которую он должен выполнить настолько безупречно, насколько он может. Однако не всегда человек, понимает свою роль в Божественной Игре, и начинает блуждать, искать…Хочу заметить, что Высшие Силы, сами заинтересованы в том, чтобы человек исполнил свою миссию, и всегда рады направить его к ней, к его предназначению. Человеку необходимо лишь мыслить трезво и уметь видеть Знаки, которые ему посылаются. Обычно к предназначению человека самого тянет, или что называется, сердце ведёт к этому. Но всегда ли человек следует этому голосу сердца? Очень часто он променивает его на деньги, славу, секс и праздную жизнь . Но хочу сделать, одну очень важную оговорку – лишь исполняя, то зачем мы пришли сюда, мы можем БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ.

Примеры: человек всю жизнь мечтал быть писателем, но его друзья и близкие убедили его, что писатель из него никудышный и лучше ему быть менеджером по продажам.

Ребёнок мечтает стать космонавтом, но родители отправляют его учиться на юриста.

В общем, думаю таких примеров можно насобирать тысячу, но суть ясна.

В некоторой степени реализация нашей дхармы(роли) зависит от кармы. Карма – это те условия, с которыми мы приходим сюда. Кармой может быть окружение человека, его друзья, его родители, возможно, некоторые его склонности и мысли.

Пожалуй, очень условно, но карму можно поделить на, ту, которая определяет наши условия при рождении, и ту, которая проявляется в процессе жизни. Скажем автомобильная катастрофа, которую вы пережили 8 лет назад, и которая изменила всю вашу жизнь, вполне могла являться частью вашей кармы.

Но, что же создаёт карму? Что определяет эти условия как первоначальные, с которыми мы рождаемся, так и последующие, которые проявляются в процессе жизни как всё новые и новые факторы, влияющие на нашу жизнь. Всё это создаём мы сами. Наши желания, наши поступки, наши мысли создало нам то, в чём мы живём сейчас. И в первую очередь, поступки и желания прошлых воплощений. Можно даже сказать: «ты представляешь из себя итог всех своих прошлых воплощений». Карма действует по закону подобия, это причинно-следственная связь – «что посеешь, то и пожнёшь». Т.е. хорошее приводит к хорошему, плохое – к плохому.

Но, что же с этим делать? Можно ли как то изменить свою карму? Избавится от удушающих и лишающих сил негативных факторов, не дающих нам нормально жить?

Тут вступает элемент, который называют свободной волей.

Свободная воля – священный закон, попрать который никто не в силах, даже сам Творец.

Человек имеет право проявлять свободную Волю. Но проявляет ли? Это уже другой вопрос, и сейчас, мы не будем об этом говорить.

Человек имеет законное право создавать себе такое окружение, такой характер , такой образ жизни, какой он сочтёт нужным. И это хорошо. И это можно назвать уже сотворчеством с Богом. Человек может и даже должен, идти против унылого течения своей кармы, направляя свою свободную волю на исполнение Дхармы, своего предназначения.

Я повторюсь: у человека есть Сила, и есть Возможность, и есть ПРАВО ВЫБИРАТЬ себя, свою жизнь, и строить весь свой мир. Но тут есть некоторый очень важный нюанс.

Творец дал нам право Изъявлять Волю, так как мы сочтём нужным. Человек может направлять её на воплощение Плана Творца и исполнения своей Дхармы, но может и предать свою Дхарму, Творца, и Высшие Сила Света. СОЗНАТЕЛЬНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ СВОЕЙ ДХАРМЫ называется Предательством, и может привести к чёрной магии. Когда существо достаточно осознало себя, как «не только тело», но и как «нечто могущественное», и, осознав мощь своей Духовной свободной воли, начинает изъявлять её против намерения творца, т.е. противопоставляя себя ему, здесь, я повторюсь, начинается чёрная магия или силы Тьмы.

Давно ли вы смотрели трилогию «Матрицы»? Фильм даёт много намёков на то, что я сейчас рассказал. Однако, в этом фильме, представлено всё с позиции «сил тьмы», то есть Нео, будучи наделён свободной волей, сознательно противопоставил себя Плану Творца (см. конец 2ой части фильма), а сам Творец был представлен как нечто неправильное, злое и НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Пифия, которая, по сути, являлась олицетворением дьявола, была представлена как очень доброе, мудрое и понимающее существо.

Итак, подводим итог: Человек имеет Свободную Волю и должен(может) направить её на реализацию Плана Творца, и своей Роли в нём. Карма, которую он имеет сейчас, может быть разрушена и изменена, а создана новая Карма, основанная на чистоте помыслов и ВОЛИ К ДОБРУ.

Понятие кармы присутствует уже в ранних индийских религиозных текстах, но с самого начала оно охватывало более широкую сферу, чем личные отношения людей и богов, и поэтому послужило впоследствии не только для сохранения многобожия, но и развития религиозной терпимости и возникновения многих сект в рамках индуизма. Поскольку же понятие кармы оставалось не связанным жестко с конкретным религиозным видением мира, оно с легкостью перенималось другими течениями и встраивалось в самые разные системы, объясняющие устройство мироздания в целом.

Понятие кармы допускало не только множество богов, но и множество религий. Признание индийцами термина «индуизм», введенного для простоты европейцами сравнительно недавно, вовсе не доказывает реального существования религии под таким названием. Однако среди положений, которые признаны общими для всех индусских сект, именно вера в карму позволяет примирять внутри индуизма несколько религий. Все существа равны по своей сути, но в реальной жизни они различны из-за последствий воздействия кармы, накопленной в предыдущих рождениях. С неизбежностью эти различия проявляются в степени совершенства их телесных способностей и образа мысли. Если по невежеству люди выбирают сомнительные религиозные пути, то этот выбор тоже считается следствием кармы и соответствует их ограниченному пониманию.

Уже в древности существовали мощные факторы, способствующие развитию духа религиозной терпимости. Раннее признание многообразия религий, возникшее именно как реакция на исключительность ведийской религии, постепенно было закреплено теорией кармы. По мере эволюции доктрины кармы все ереси получили богословское обоснование – как низшие пути для людей с ущербной от рождения кармой и низким интеллектом. Карма – это высший, абсолютный закон, который управляет мирозданием, неподвластен никакому богу и самостоятельно способен творить все сущее. Путем неукоснительного следования пути праведности, накопив в череде перевоплощений достаточный запас благой кармы, душа может освободиться от необходимости вновь рождаться на земле.

Само понятие кармы изначально не было жестко обусловлено системой, в рамках которой оно возникло, и поэтому впоследствии позволяло обосновывать многие другие системы. Все индийские способы объяснения мира пользовались ссылкой на закон кармы, придавая различные вариации механизму его действия. Только школа локаята отказалась принять доктрину кармы и противопоставила поискам путей освобождения от цепи перерождений стремление сделать человека счастливым в этом мире, указав на важность и ценность повседневной жизни. Согласно преданию, боги внушили своим противникам (асурам) идеи локаяты, чтобы сбить их с толку и тем легче одержать над ними победу. Но, оказавшись единственным таким веянием в атмосфере всеиндийского «кармического» настроения, она не нашла значительного числа последователей.

С глубокой древности представления о карме распространялись вместе с буддизмом в Тибет, Китай и Японию. Известное в Древней Греции пифагорейское учение о переселении душ уходит своими корнями в легендарное путешествие Пифагора на Восток. Отголоски знаний о карме видны в римском скептицизме, проповедующем безмятежность духа на основе принятия происходящего при воздержании от суждения о нем, – основатель скептицизма общался с индийскими мудрецами, прибывшими на Запад после походов Александра Македонского. Но значительное распространение во всем мире понятие кармы получило в результате британского владычества в Индии, послужившего к «вывозу» из страны не только материальных, но и духовных ценностей. Начиная с конца XIX века, идея кармы стала оказывать существенное влияние на западную культуру, а позже слово «карма» прочно вошло в словарь английского языка. Для восприятия современных кармических теорий необходимо знать основные вехи, отмечавшие путь понимания кармы древними индийцами. В их мире всегда работал закон кармы, переосмысление которого позволяло видоизменять саму картину мира.

Древнейшими индийскими текстами являются четыре Веды, созданные пришедшими в страну ариями в середине второго тысячелетия до новой эры. Они представляют собой собрания гимнов, сложенных особым ритмическим размером и предназначенных для проведения религиозных ритуалов. Исходным важнейшим из них считается Ригведа, где переданы основные знания об устройстве мира и способах взаимодействия с богами.

Карма. Изначально в гимнах Ригведы словом «карма» обозначалось действие вообще, а также действие ритуальное, сущностью и целью которого было жертвоприношение богам. Четкой грани между людьми и богами не проводилось. Ведические боги, как и люди, пребывали в круговороте перерождений и подвергались воздействию кармы. Жертвы служили им «пищей», от которой в полном смысле зависело их существование в мире людей. Во время всякого ритуала весь постижимый мир и населяющие его боги творились в сознании человека заново, поэтому их призрачность или реальность зависели от силы сознательной «кармической» деятельности человека. В культовой практике проявлялось и неравенство людей. Более обильные жертвоприношения расценивались как свидетельство большего благочестия и обеспечивали милость богов и счастливую карму.

Кармаканда. Сложный кармический ритуал (кармаканда), проводимый пришлыми арийскими священниками (брахманами), был направлен на очищение человека и создание особого пространства для общения с богами. Он разительным образом противоречил культам иноверцев-шаманов, которые тоже осуществляли контакт с божественными силами, но достигали его посредством транса и одержимости духами. Карма в корне отличалась и от распространенной среди местного индийского населения чистой преданности богу (бхакти), где важнейшим звеном, связующим человека с богом служила сама преданность, достижимая одновременно как плод личных усилий и божий дар. Итак, для большинства верующих индусов представление о карме поддерживало постоянную связь с миром богов, но другим оно было совершенно незнакомо и просто ненужно.

Рай и ад. Арийская концепция загробного мира представлена в более поздней «Ведической книге мертвых», которая содержала выдержки из Гаруда Пураны и предназначалась для тех, кому было сложно постичь ведические предания в полном объеме. Понятие кармы присутствует здесь уже в значении воздаяния. Неисчерпанная карма не исчезает даже через сотни миллионов лет, а существо, не испытавшее адских мучений, не обретает вновь человеческого тела. Человек испытывает в отвратительном аду все, что предписано ему судьбой. Богатство исчезнет из дома, а родственники развеются на погребальном костре, но хорошая или плохая карма, которую произвел человек, всегда остается с ним. Когда огонь разрушает его тело, карма все равно сохраняется, и повсюду он страдает от ее последствий. Никто не имеет родственных связей в этом изменчивом океане скорби. Человек рождается, влекомый кармой, и снова уходит после ее истощения. Индивидуальные души подобны искрам огня: их невежество не имеет начала, они изолированы друг от друга и заключены в тела с помощью безначальной кармы. Они опутаны различными видами добра и зла, дарующими соответственно счастье и несчастье; их жизнь ограничена, а судьба определяется кармой.

Карма и рита. Следует отметить, что в начале XX века в индологии существовало представление, согласно которому учение о карме находится в Ведах в зачаточном состоянии в виде понятия риты – «хода вещей», олицетворяющего закон и незыблемость справедливости. Однако в последнее время признается, что риту следует понимать скорее как аналог древнекитайского Дао – «пути», поскольку она послужила основой для формирования одной из четырех общечеловеческих ценностей – праведности (дхармы ). Понятие кармы в своем становлении соотносилось со всеми остальными смыслами ведических гимнов, включая риту, но приобретало оттенки своих значений независимым образом. Тем более что некоторые из более поздних учений о карме были основаны вовсе не на ведических традициях, а на осмыслении тех отношений, которые складывались между творцами и хранителями Вед и представителями других религиозных течений.

Карма и дхарма

Для более полного и правильного понимания Универсального Космического Закона рассмотрим 2 фундаментальных понятия философии йоги: «карма» и «дхарма» . Для этого возьмём лист бумаги и начертим прямую линию. На одном конце её напишем «Демон», а на другом «Бог».

Синонимы Бога – это Атма (не-Тьма), Свет и Сердце. Качества этого полюса таковы: Эго равно нулю, а сознание Сердца (совесть) максимально.

Синонимы Демона – это Эго, Тьма и Ум. Качества этого противоположного полюса таковы: Эго максимально, а Совести (сознания Сердца) нет вообще.

Все люди на Земле рождаются где-то на этой линии, кто-то правее, а кто-то левее, но глобальная кармическая задача у всех одна – отдалиться от Тьмы (Демона) и приблизиться к Свету (Богу).

Карма-йога учит человека понимать, что, когда ему кажется, будто действует он сам, на самом деле действует не он, а лишь проходящая через него сила. Карма-йога утверждает, что человек – совсем не то, что он о себе думает; она учит человека понимать, что лишь в крайне редких случаях он действует самостоятельно и независимо, а в большинстве случаев – как часть того или иного большого целого. Это оккультная сторона карма-йоги, учение о силах и законах, управляющих человеком.

Если мы ведём праведную жизнь (в Индии говорят – дхармическую), то за этот жизненный отрезок (или инкарнацию, воплощение) мы приближаемся поближе к Свету. Праведник проводит так жизнь за жизнью, инкарнация за инкарнацией, до тех пор, пока не достигнет Бога и станет Святым.

Но если человек совершает злые поступки, то он отдаляется от Света и приближается к Тьме. Именно этот отрезок – назад от Бога – тоже называют «кармой», которую необходимо «отработать». Человеку всё равно придётся (не в этом, так в следующем воплощении) пройти по направлению к Богу тот отрезок жизненного пути, на который его «отбросило» из-за неправедных мыслей, слов и поступков. Другими словами, неправедная жизнь ведёт к увеличению кармы и свидетельствует о том, что духовный уровень человека снизился. Если бы все люди знали, что их сегодняшние страдания являются неизбежным следствием того зла, которое они совершили в прошлых жизнях…

Ну а если мы живём безвредной, но и бессознательной жизнью, не реализуя себя, не стремясь к Свету, не самосовершенствуясь, то мы просто топчемся на одном месте.

Мы духовны по сущности. Мы не тело. Но мы переходим из одного тела в другое, страдая от повторяющихся рождений, болезней, старости и смерти, испытывая последствия своей прошлой деятельности. «Что посеешь, то и пожнёшь». В этой жизни у нас могут быть разные ситуации – у нас может быть крепкое здоровье или слабое, мы можем быть богаты или бедны – в соответствии с нашей кармой. Почему кто-то рождается в одной семье, а кто-то – в другой, не похожей на первую? Это результат совершённых нами ранее действий.

Жизнь, управляемая принципами карма-йоги, значительно отличается от обыденной жизни. В обыденной жизни главная цель человека заключается в том, чтобы, по возможности, избежать неприятностей, трудностей и неудач. В жизни, управляемой принципами карма-йоги, человек не старается избегать неприятностей и неудобств. Напротив, он приветствует их, ибо они предоставляют ему возможность их преодолеть. Поэтому трудности, с которыми человек встречается в жизни, рассматриваются не как нечто неприятное, чего следует избегать, но как полезные условия для целей внутренней работы и внутреннего развития. Когда человек понимает и постоянно чувствует это, сама жизнь становится его Учителем.

Карма – это изначальная причина всего, что с нами происходит и одновременно это наша задача в данном воплощении, это уроки, которые мы ещё не осознали и не выучили.

Карма есть у каждого человека, причём у каждого она своя, персональная. Каждый человек проходит свои уроки в этой жизни, и если для одного человека карма – это испытание бедностью, то для другого – богатством. И каждый должен достойно справиться с этим испытанием.

Преодоление негативной кармы происходит только в том случае, когда человек принимает свою судьбу с достоинством, не проклиная её. Он должен продолжать жить, работать, учиться, самосовершенствоваться, творить, раскрывая заложенные Природой таланты, и обязательно – помогать другим людям ! Для отработки кармы очень важны не материальные, а духовные достижения. В таком случае «кармические узлы» ослабевают, развязываются, и человек становится свободнее. Не окончательно свободным, но свободнее, чем в прошлом году или на прошлой неделе.

Но надо помнить, что с увеличением степеней свободы пропорционально увеличивается личная ответственность.

Для сравнения представьте: в школе ученик не так свободен, как студент в институте, но у студента больше ответственности – зачёты, экзамены, курсовые, дипломная работа. И ко всему этому он должен готовиться самостоятельно, планировать свою учёбу, договариваться с преподавателями, проходить стажировку и т. д. Это значительно сложнее и ответственнее, чем просто сделать домашнее задание и выучить урок на завтра, как в школе. Не взяв на себя личную ответственность, не научишься учиться по-настоящему, не выучишься – не получишь высшее образование, престижную профессию. Впрочем, каждый должен самостоятельно решить, нужно ли лично ему всё это.

Главным правилом отработки кармы является праведная или дхармическая жизнь. Слово «дхарма» буквально означает: «праведное поведение», «предписанное действие», «обязанность», «долг». Дхарма – единственно правильный жизненный путь для пробуждённого человека. Современный индийский святой Сатья Саи Баба говорит: «Дхарма выражает истинный смысл атмы – божественности человека. Дхарма рождается в сердце. То, что исходит из сердца как чистая идея, будучи преобразовано в действие, называется Дхармой. Основные её принципы – это Сатья, Према, Сахана и Ахимса, т. е. Истина, Любовь, Терпимость и Ненасилие. Дхармическая жизнь – это духовная жизнь, наполненная усердием, состраданием, смирением, терпением, честностью и мужеством. Путь дхармы – это путь праведности, внутренней чистоты и гармонии мысли, слова и дела».

Проще говоря: дхарма – это Путь Сердца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Карма – закон причины и следствия. Как переписать свою судьбу автора Меньшикова Ксения Евгеньевна

Карма-ноль (изначальная карма)

Из книги АГХОРА III. Закон кармы автора Свобода Роберт Е.

Из книги Шри Аурбиндо. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита автора Ауробиндо Шри

автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 2) автора Тхакур Бхактивинода

автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

Из книги Джайва-дхарма (том 1) автора Тхакур Бхактивинода

автора Тхакур Бхактивинода

Варнашрама-дхарма Ведическая система деления общества на четыре сословия и четыре этапа духовной жизни (см. также Ашрамы,

Из книги Шри Чайтанья Шикшамрита автора Тхакур Бхактивинода

Дхарма Мирская религиозность; долг, обязанности

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Зрелая (проявленная) карма – это готовая карма, неумолимый, неизбежный рок Проходит время, свобода выбора и возможность ее отработать постепенно уходят в прошлое. А в настоящем времени остается только одна возможность – в полной мере уплатить свой долг.Причем такой долг

Из книги Откровения тибетских отшельников. Руководство по ретриту автора Дордже Лама Сонам

Карма Чагме. Горная Дхарма Комментарий Тенга Ринпоче

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Дхарма Санскритский термин дхарма переводится как «долг», «добродетель», «мораль», «праведность», «религия», но ни одно из английских слов не вмещает полного значения слова дхарма. Ведический мудрец Джаимини определил дхарму как «добро, происходящее от повеления,

автора Ауробиндо Шри

Дхарма Гиты У тех, кто внимательно читал Бхагавадгиту, может возникнуть вопрос, почему, говоря о «Йоге» и о внутреннем состоянии йоги, единения, Шри Кришна тем не менее наделяет это слово совершенно отличным от общепринятого смыслом. Неоднократно в тексте Шри Кришна

Из книги Шри Ауробиндо. Духовное возрождение. Сочинения на Бенгали автора Ауробиндо Шри

VII Дхарма Колесница Джаганнатха Идеальное человеческое общество есть средство передвижения обитающего внутри человеческого социума Божества – колесница Джаганнатха. Четыре колеса этой колесницы – Единство, Свобода, Знание и Сила.Общество, созданное человеческим