Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта " Музыка детских сердец.". Реферат «Значение музыкотерапии, использование ее в работе с детьми с ОВЗ Музыкальная терапия для детей с овз

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это клиническое использование музыки для воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным терапевтом.

Музыкальная терапия - это специальность на стыке музыки, психологии, медицины и педагогики; она входит в список вспомогательных профессий здравоохранения (allied health professions). На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые подготавливают музыкальных терапевтов. Музыкальный терапевт использует музыку в рамках терапевтических отношений для того, чтобы эффективно работать над физическими, эмоциональнами, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями клиентов. Музыкальные терапевты работают в больницах, хосписах, школах, центрах раннего развития, исправительных учреждениях, домах престарелых во многих странах Европы, в США, Австралии, Китае, Японии, а теперь и в России и странах бывшего СНГ.

https://youtu.be/WTK1WIkEomA

Музыка терапевтична по своей природе. Именно поэтому так популярны волонтёрские выступления в холлах больниц и хосписов. Именно поэтому мы включаем музыку для того, чтобы расслабиться или, наоборот, взбодриться. Именно поэтому, выходя с концерта классической музыки, мы чувствуем себя обновлёнными, отдохнувшими, полными новой энергии. Но всё же всё это - ещё не музыкальная терапия.

У музыкальной терапии всегда есть целевая ориентация: музыка, в разных видах, применяется в терапии для того, чтобы эффективно работать над целями, которые ставятся при начале терапии. Цели эти уникальны и зависят от потребностей клиента или группы. При этом эти цели не являются музыкальными (например, "научиться играть прелюдию Баха", "улучшить вокальную интонацию" и т. п.) : именно этим музыкальная терапия отличается от музыкального образования (хотя музыкотерапевтический сеанс может проходить и, например, в форме урока вокала - в случае, когда целью является преодоление социофобии пациента или оптимизация его респираторной функции).

Анализируя музыкальные реакции клиента, музыкальный терапевт оценивает (диагностирует) его психоэмоциональное и физическое состояние, его социальные и коммуникативные навыки, уровень умственного развития. После этого музыкальный терапевт планирует индивидуальные и групповые сеансы терапии, в зависимости от потребностей клиентов. Вот некоторые из техник, которые могут использоваться в терапии:
импровизация
прослушивание специально подобранной музыки
написание песен
обсуждение текстов песен
музыкальные игры
рисование под музыку
медитация под музыку
обучение посредством музыки
структурированные музыкальные упражнения
музыкальное выступление (клиента или пациента)

В научной литературе по музыкальной терапии есть информация о том, какие техники эффективнее всего для работы с той или иной группой населения. Выбор техники также зависит от музыкальных навыков самого терапевта, его подхода к терапии, опыта, терапевтической интуиции и технических возможностей (например, от наличия или отсутствия определённых инструментов).

Параллельно с музыкальным взаимодействием, между терапевтом и клиентом постепенно выстраиваются доверительные терапевтические отношения, которые помогают пациенту полнее раскрыть свой потенциал в терапии, а музыкальному терапевту - эффективнее выстраивать стратегию терапии.

Музыкальный терапевт часто работает в составе многопрофильной команды специалистов и участвует в формировании индивидуальных планов лечебно-оздоровительных мероприятий (или, в специальном образовании, индивидуальных учебных планов). Работая в команде или индивидуально, музыкальный терапевт осуществляет периодическую оценку успешности терапевтического вмешательства; при необходимости, меняет стратегии терапии, добиваясь большей эффективности; а также документирует процесс терапии.

“Как врачи используют различные процедуры и оборудование (операцию, лекарства, психотерапевтическое внимание к проблемам человека), в зависимости от диагноза пациента, так и музыкальные терапевты подбирают музыку под индивидуальные потребности своих клиентов” (Davis, Gfeller, Thaut, 2010).

Кому может помочь музыкальная терапия?

Детям, подросткам и взрослым c:

Нарушениями психического здоровья,
- особенностями развития, трудностями обучения и физической недееспособностью,
- болезнью Альцгеймера и другими возрастными заболеваниями,
- наркотической зависимостью и алкоголизмом,
- черепно-мозговыми травмами,
- острыми и хроническими болями;
- матерям во время родов.

(Американская Музыкально-Терапевтическая Ассоциация, 2009)
(с) МузТерапевт. Ру, 2013-2014
Использование материалов возможно только для некоммерческих целей и только при активной ссылке на {......... } . Перепечатка материалов без письменного разрешения автора запрещена.

Рабочая программа

по музыкальному

коррекционно-развивающему направлению

для детей

с Ограниченными Возможностями Здоровья

(старший дошкольный или младший школьный возраст).

Выполнила:

Батырева Светлана Юрьевна

Музыкальный руководитель

Высшей квалификационной категории

Город Батайск, Ростовская область

МБ ДОУ «Детский сад №13»

2015 г.

Пояснительная записка.

Музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний, и в частности для терапии и профилактики нервно-психических расстройств. В последние десятилетия выделилось целое направление в психотерапии – музыкотерапия.

Музыкотерапия – это средство, которое помогает установить равновесие в деятельности нервной системы (умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей), подкорректировать неправильные и лишние движения.

Музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным коррекционным направлением, имеющим в основе два аспекта воздействия:

Психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

Психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста (в зависимости от маршрута коррекции).

Цель программы:

Гармонизация личности ребенка с ОВЗ, восстановление и коррекция его психоэмоционального состояния и психофизиологических процессов средствами музыкального и театрального искусства.

Задачи:

    Развитие умения передавать свое настроение через музыку, движение, цвет;

    Приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

    Развитие двигательной сферы (мелкой моторики, речевых и мимических движений, макромоторики);

    Формирование оптимистического жизнеутверждающего мироощущения через творческие виды деятельности.

Основной принцип построения программы - тематический. Каждая тема изучается на протяжении одного-двух месяцев. Всего 10-13 тем, которые повторяются на новом материале.

Практика показала, что только в условиях системы музыкальных занятий различных типов дети достигают наиболее эффективных результатов. Проводятся, большей частью, традиционные фронтальные музыкальные занятия с использованием различных методов (наглядный, словесный, практический).

Обязательно используется создание проблемных ситуаций, которые способствуют развитию у детей умения самостоятельно находить решение. Проблемные ситуации побуждают детей к элементарным суждениям, развивают творческое воображение. На занятиях используется индивидуально-дифференцированный подход, задания разной степени сложности. Дополнительно занятия с подгруппой и индивидуальные занятия.

Типы занятий:

Доминантное. В структуре такого типа преобладает какой-либо из видов музыкальной деятельности. Это может быть: слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.

Тематическое занятие . Отличительной чертой структуры тематического занятия является то, что в них музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой. Такой тип даёт возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. Тематика занятий может быть различной.

Комплексные занятия. Это занятия, на которых общая задача реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности.

Следует заметить, что от правильно применяемой структуры занятия зависит степень активности и познавательной деятельности детей, развитие их общих и специальных способностей.

Все эти занятия объединяет то, что они личностно-ориенторованны. Суть личностно-ориентированного занятия состоит не только в гуманном отношении к детям, эмоционально положительном настрое на работу, сколько в постоянном обращении к их опыту.

Сегодня не существует универсальной структуры занятий, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов музыкальных занятий позволит сделать процесс музыкального воспитания и обучения более эффективным.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в зависимости от возраста детей.

Структура групповых музыкально-коррекционных занятий.

Программа рассчитана на 2 занятия в неделю по 25-30 минут в подгруппах по 3-5 человек.

Схема проведения занятий:

    Приветствие;

    «Свободное движение»

    Ритмическая разминка;

    Упражнения для развития мелкой моторики, развития речевых и мимических движений;

    Пение;

    Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

    Танцы, хороводы;

    Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;

    Прощание.

Эффективность программы отслеживается по входной и выходящей диагностике музыкальных способностей детей К.В.Тарасовой. Показатели развития – эмоциональная отзывчивость, звуковысотный слух, чувство ритма, репродуктивный компонент музыкального мышления (способность восприятия и анализа музыки), продуктивный, творческий компонент музыкального мышления (инструментальная импровизация).

Разработана на основе программ:

    «Гармония» К.В.Тарасовой, Т.В.Нестеренко;

    Учебно–методическое пособие по театрализованной деятельности «Кукляндия» М.И.Родиной, А.И.Бурениной. ISBN 5-903207-02-2 (978-5-903207-02-2)

    Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н.Котышева. ISBN 978-5-9268-0875-6

    Программы по музыкотерапии «Музыкальная шкатулка». Для старших дошкольников с задержкой психического развития «Школа 2100» ;

    «Программа воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной – ЦДК проф.Л.Б.Баряевой, Санкт-Петербург; ISBN 978-5-904123-03-1

    Игровая методика развития музыкальных способностей детей «Музыка. Дети. Здоровье.» О.В.Кацер, С.А.Коротаева.

Тематический план для работы с детьми с ОВЗ.

Месяц

Тема

Кол-во занятий

Сентябрь – октябрь

«Осенние контрасты», «Осень в гости просим», «Сенокос», «Мир игрушек», «Жители леса», «Песни осени», «Прогулка в лес», «Путешествие», «Весело - грустно», «Шествие солдатиков», «Полька», «Хоровод» .

Ноябрь - декабрь

«Шутка в музыке», «Скоро Новый Год», Мир танца., Веселый цирк., Эта музыка – волшебница.

Волшебная книга танцев, .Новогодний утренник.

Январь – февраль

«Весёлая зима», «Милосердие», «Какими мы бываем», Празднуем Рождество. Колядки.

Прогулка в зимний лес. Музыка зимы. Раннее утро.

Музыкальные пейзажи. Поможем вернуть музыку.

Путешествие по временам года.

Март – апрель

«Кто с нами рядом живёт», «Приди, весна!»

Мамин портрет, Сюрприз для мамы. Подарокдля мамы., Грустим и радуемся вместе., Дедушка дуб.

Мы весну рисуем.

Весна пришла – праздник светлый принесла.

Праздник «День Земли»

Волшебный колокольчик.

Калейдоскоп чувств.

Май

«Сказка в музыке»

На сказочном балу. (М.Д,)

ИТОГО:

Календарно-тематическое планирование

в группах детей с ОВЗ

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

Дата

проведения

I

«Осенние контрасты»

Радуга осени.

Какого цвета одежда у осени?

Осень бывает разной. (Пение)

II

Мир игрушек.

Магазин игрушек.

Игрушечный магазин. (М.Д.)

Забытые игрушки (Пение)

III

Шутка в музыке

Осенний утренник

Композиторы шутят. (Слушание)

В стране веселых человечков.(М.Д.)

Нам шутить не лень.(Пение)

IV

Скоро Новый Год!

Как нам песня помогла. Слушание)

Путешествие в сказочную страну. (Пение)

Чудеса под Новый Год (М.Д)

Репетиция утренника.

Новогодний утренник.

V

Веселая зима.

Праздник Рождества.

Волшебные дела зимы (М.Д)

Скоро масленицы бойкой зазвенит широкий пир. (Слушание)

Широкая Масленица (Пение)

VI

Милосердие.

Сирота (Слушание)

Как мы спасали зайчат.(М.Д.)

VII

Какими мы бываем.

Два брата (Слушание)

Портреты (Слушание)

Утренник «День защитника Отечества»

Какими мы бываем? (М.Д.)

Фея Музыки (Пение)

VIII

Кто с нами рядом живет?

Кто с нами рядом живет? (Слушание)

Наши маленькие друзья.(М.Д,)

Встречи в весеннем лесу.(Пение)

IX

Приди весна!

Любимый месяц май (Слушание)

Прогулка в весенний лес.(М.Д,)

Как мы весну искали. (Пение)

X

Сказка в музыке.

Путешествие в сказочную страну. (Слушание)

На сказочном балу. (М.Д,)

Сказка по лесу идет. (Пение)

XI

Музыка лета.

Я слышал, что стихами Авиценна

Писал рецепты для больных людей.

Я слышал, что излечивал мгновенно

Больных своею музыкой Орфей.

Р. Гамзатов

Для настоящей музыки нет ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слышать. Лечебное применение музыки имеет тысячелетнюю историю. Музыка состоит из отдельных звуков. И многие музыкальные звуки, например колокольный звон, или созвучия, или последовательности звуков обладают чудесным оздоровительным воздействием. Согласно проведенным исследованиям каждый музыкальный инструмент действует на человеческий организм по-своему: звуки фортепиано и скрипки прекрасно успокаивают нервную систему, флейта обладает ярко выраженным расслабляющим действием, а при звуках кларнета меняется кровообращение. Целебной силой обладают и музыкальные произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, И.С. Баха, А. Вивальди, П.И. Чайковского, активизирующие энергетические процессы организма и направляющие их на его физическое оздоровление при различных заболеваниях. Тональность, темп, ритм, динамика музыкального произведения - ключевые средства, помогающие регулировать, развивать эмоциональную сферу личности.

Детство - наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека как части его общей духовной культуры в будущем. Дети с нарушениями в развитии являются особой категорией, в работе с которыми искусство, музыка оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка.

Музыкотерапия - один из видов арт-терапии (терапии искусством), основанный на эмоциональном восприятии музыки и направленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений ребенка с проблемами в развитии.

Сущность музыкотерапии заключается в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки:

Умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка.

Умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное - положительного эмоционального настроя.

Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому на групповых занятиях музыкотерапией не ставится цель - развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем, связанных со здоровьем.

Музыкотерапия необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей с ограниченными физическими и умственными возможностями в сочетании с другими видами коррекционной работы.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

  1. Приветствие.
  2. Ритмическая разминка.
  3. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
  4. Пение.
  5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
  6. Танцы, хороводы.
  7. Игры.
  8. Прощание.

Использование методик М. Монтессори и К. Орфа оказывают эффективное коррекционно-развивающее воздействие. Суть педагогики М. Монтессори заключается в девизе: «Помоги мне сделать самому», где значение имеет индивидуализация учебно-воспитательной деятельности. А система К. Орфа - система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка «Учимся, делая и творя» и включает в себя следующие элементы:

Речевые упражнения;

Поэтическое музицирование;

Музыкально-двигательные упражнения;

Игры с инструментами К. Орфа;

Элементарный музыкальный театр.

Музыкальный материал подбирается согласно возрастному составу детей, а также в зависимости от тяжести дефекта. Также в работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и видов музыки, воздействующих на различные функции организма. Например, при слабой мелкой моторике пальцев используются клавишные инструменты (фортепиано, аккордеон); для координации движений - металлофон, треугольник, маракасы; для снятия стресса, при эмоциональных проблемах или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.).

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять в дальнейшем. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и исполнять, создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Самой главной для них является потребность в общении друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения.

Мажорная музыка вызывает светлое, радостное настроение у детей, воздействуя на малоподвижного ребенка, лишенного мышечной активности, приводит мышцы в тонус, заставляя его двигаться. Минорная же музыка, наоборот, является прекрасным успокоительным средством для гиперактивных, неспокойных, раздражительных детей, помогает им успокоиться, расслабиться.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия применяется также и индивидуально и является средством, способным помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём.

Из опыта работы.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития . Уже более пяти лет в Центре социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей) проводятся занятия групповой музыкальной терапии, которые посещает большинство детей Отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. В Отделение обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, ребята не организованы: они никогда не посещали специальные (коррекционные) образовательные учреждения, либо ранее были выведены из их состава по причине деструктивного поведения.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности . Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра социальной помощи ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий музыкотерапии в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта, автором была разработана и апробирована Программа групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!». В основу программы были положены идеи, принципы организации и проведения занятий зарубежными и отечественными музыкотерапевтами, успешно работающими с детьми-инвалидами (Ж. Некту, Ж. Македа (Франция), И. Захарова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, (г. Москва), С. Стангрит (г. Петрозаводск), А. Черкасская (г. Санкт-Петербург). Также была использована универсальная концепция элементарного музицирования и включен музыкальный материал с международных музыкально-педагогических конференций, организованных Обществом Карла Орфа (Австрия). Оказалось полезным и знакомство с опытом работы ведущих реабилитационных учреждений России.

В программе были определены цель, задачи, структура и содержание занятий музыкотерапии для различных категорий детей. В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому, на групповых занятиях музыкотерапией мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Программа рассчитана на 2 года, но некоторые дети посещают группы по 3–4 года, т.к. для них музыка оказывается сверхценным интересом и единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром.

За время работы Отделения реабилитации сформировались постоянные музыкотерапевтические группы, в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией. Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходил этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

На данный момент функционируют 4 группы музыкотерапии: 2 группы детей с нарушениями общения (аутизмом и близкими к нему состояниями) в возрасте от 4 до 13 лет («Весёлые нотки»), а также 2 разновозрастные группы: «Развитие» и «Дружные ребята» (для детей с нарушениями функций центральной нервной системы, умственной отсталостью, с нервно-психическими и нервно-мышечными нарушениями, нарушениями скелета, слуха, зрения, функциональными и органическими нарушениями при хронических соматических заболеваниях). Вновь поступившие дети вводятся в группу пробно для выяснения их социальной адаптации, психологической совместимости.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от группы);
- структура проведения занятий различна в группах для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и др.);
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Например, Кирилл К. (9 лет, аутизм) до занятий в Центре был практически изолирован дома, никогда не посещал детских учреждений. Он демонстрировал «полевое» поведение, не ориентировался в пространстве, совершенно отсутствовал контакт с людьми в любом его проявлении. Кирилл – крупный и сильный мальчик, с ним было очень сложно справиться: он метался по коридору, натыкаясь на сотрудников, щипал и царапал их, издавал нечленораздельные звуки. В группу музыкотерапии попал после нескольких месяцев индивидуальных занятий с психологом отделения, которая подготовила его к тому, чтобы он мог находиться рядом с людьми, в коллективе сверстников. Она же сопровождала его на занятиях музыкотерапии. Сначала Кирилл лежал на диване, отвернувшись к стене, а психолог сидела рядом, комментируя всё происходящее в музыкальном зале. Затем он начал поворачиваться, наблюдать за детьми и взрослыми, постепенно стал подниматься и ходить по залу. Аудиозаписи и слова песен, стихов мы переписывали родителям, и они дома, включая музыку, вместе с ребёнком пели и плясали, выполняли все движения. Родители сыграли огромную роль в продвижении своих детей к успеху. Так, Кирилл научился брать маму за руки «лодочкой» и, качаясь из стороны в сторону, кружась, исполнял танец «Кукла с мишкой». К концу года он полностью выполнял все элементы занятий: маршировал, ходил «на носочках» и т.п., водил хороводы, произносил звуки логоритмики «ш-ш-ш», «у-у-у», «мя-а-а-у», «ау»; стал интересоваться детьми, рассматривать их. Жестами просил исполнить любимые игры и танцы. Самой большой наградой за хорошую работу для него стала «игра» на пианино в конце занятия. Когда занятия не проводились, родители отмечали, что Кирилл «скучает». Они очень дорожат занятиями музыкотерапией, подчёркивая её огромную значимость и эффективность в развитии их сына.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. Практика работы Отделения реабилитации подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.

Литература:
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

Елена Николаевна Котышева - музыкальный педагог, учитель – дефектолог высшей категории, психолог, член Арт-терапевтической ассоциации, Педагогического общества Карла Орфа, составитель курса «Логоритмика» (кафедра педагогики и психологии детства НГПУ), автор программы «Мы друг другу рады!», автор и ведущая семинаров. Семинар Е.Н. Котышевой «Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов

Выступление на педсовете

«Педагогический опыт – крупицы творчества»

Тема выступления: Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Опыт работы.

Подготовила:

учитель музыки

РЦДО Белорецк

Нигматуллина Лилия Сергеевна

Согласовала:

заведующая обособленного

структурного подразделения

РЦДО Белорецк

Кроткова Наталья Сергеевна

_________________________

октябрь, 2018г

Музыкальная терапия в современном мире, где большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, стала очень актуальной. Пение, пластические движения, отдельные звуки и звукосочетания применяются с лечебной и восстановительной целью.

У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? Да, если на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические, но и музыкально-терапевтические методы обучения.

Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.

Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология. Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.

Для меня стало интересным знакомство внедрение в образовательный процесс новых методов обучения на уроках музыки. А именно применение арт –терапии в работе с младшими школьниками.

Отмечу, что арт – терапия оказывает значительное психотерапевтическое действие, которое снимает нервно-психологическое напряжение учащихся.

Достоинствами музыкотерапии являются:

Абсолютная безвредность;

Лёгкость и простота применения;

Возможность контроля;

Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.

На уроках музыки с использованием методов арт-терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо установить список правил:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

    Все должны чувствовать себя комфортно.

    Всё сказанное на занятии должно оставаться конфиденциальным.

В зависимости от степени участия учащихся в процессе музыкотерапии различают пассивные и активные методы музыкотерапии.

Активная музыкотерапия -это непосредственное участие в процессе: ребёнок поёт упражнения, играет на доступных музыкальных инструментах. Но перед пением обязательно нужна:

1. Разминка, разогрев вокального аппарата, постановка голоса, куда входят:

    Дыхательная гимнастика

    Артикуляционная гимнастика

    Упражнения на развитие резонаторных ощущений

    Попевки с использование различных слогов

Все это нравится детям, т.к. проходит в игровой форме.

Пассивная форма музыкотерапии - слушание музыки. Слушая музыку народов мира мы с детьми отправляемся в вертуальное путешествие по разным странам, различным эпохам, рассматриваем видеофильмы. Используем музыкальные игры, занимательные упражнения.

И любимая детьми сказкотерапия.

Дети любят сказки, они становятся неким духовным оберегом детства. Программа по музыке включает в себя множество музыкальных шедевров на основе сказок. Это такие композиторы, как М.И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и Э. Григ.

На уроках использую приём «Слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. А так же практикую рисование под музыку и передачу заданного образа движениями. Дети с удовольствием показывают руками и мимикой танцующего медведя, прыгающего зайчика, восход солнца, осенний дождь. Это является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся.

Детям очень нравится играть в муз. игры. Здесь я применяю игротерапию . Игры помогают снятию упрямства, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы, а также способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке.

Немаловажно и роль вокалотерапии.

Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребёнка, но и на его умственное развитие. Дети поют песни о доброте, о друзьях, природе, заряжаются положительными эмоциями. Им очень нравится петь, и я заметила, что они все песни переживают через себя: плачут, смеются, они непосредственны и искренни.

Детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложно раскрепостить и один из эффективных способов - улыбкотерапия.

В улыбающемся учителе дети видят друга. Важна на урок и улыбка самого ребёнка. И поэтому я часто начинаю уроки с того, что прошу улыбнуться – это хороший настрой на позитивный урок.

ЗАВЕРШЕНИЕ:

Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. А в отдельных случаях даже обонятельные ощущения. Очень важны и актуальны сегодня музыкально-коррекционные занятия в сочетании с другими видами работы на уроке. Музыкальные занятия способствуют развитию памяти, воображения, восприятия и речи. В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека. Слушая музыку, исполняя песни, делая упражнения, выполняя задания участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому арт-терапия так эффективна.