Критериальное оценивание практической работы по химии. Критерии оценки практической работы. Создание примера критериев оценивания

Cколько баллов дается за каждое задание ЕГЭ по химии. Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019: баллы и оценки, таблица перевода, а также структура экзамена, методика проверки и основные изменения в новом году. В 2019 задания для ЕГЭ по химии стали содержать большее количество математических элементов, расчетов физических величин, более глубокой стала проверка и основного теоретического курса химии. В то же время, количество заданий снизилось, теперь вместо 40 вопросов, учащемуся придется решить 35 (по другим данным 34). Соответственно, изменилась шкала оценки, за ЕГЭ по химии 2019 первичный балл стал ниже – на 4 единицы.

Все задания оцениваются по-разному, за сложные задачи можно заработать до 5 баллов. Поэтому для поступления в профильные ВУЗы необходимо максимально глубоко изучать предмет.

Таблица критериев оценки заданий ЕГЭ 2019 по химии с учетом новых требований:


Номер задания

Максимальный балл

35 3

Оценка заданий осуществляется по установленной методологии, при этом за сложные задания, где требуется логика, баллы выставляются посредством специальных аналитических таблиц. Если ответ максимально соответствует требования анализа, за него можно получить до 5 баллов. Если учащийся развил тему только частично, то количество баллов снижается. За невыполненное задание начисляется 0 баллов.

Проверка сложных заданий осуществляется двумя экспертами. Если есть сильное расхождение баллов, то привлекается третий специалист. Это обеспечивает максимально эффективное и объективное оценивание знаний выпускников.

Таблица перевода ЕГЭ-2019 по химии из баллов в оценки:

Количество баллов

Оценка

Структура заданий ЕГЭ по химии в 2019 году включает 29 вопросов с кратким ответом, а также 5 с развернутым.

Продолжительность экзамена составляет 210 минут, по нормативу на простые вопросы должно уходить около 3 минут, на сложные - до 15. Что касается минимального балла для прохождения в специализированные ВУЗы, то каждое высшее учебное заведение устанавливает свои требования. Например, для поступления на химический факультет МГУ, либо престижного Московского медицинского университета необходимо набрать не менее 50 баллов.

Но обычно общий проходной балл в престижные ВУЗы составляет 400-470 (на химический факультет минимум меньше, на медицинский - больше), и только от химии поступление в то же МГУ не зависит, поэтому если баллов не хватает, можно добрать по математике, биологии, русскому и внутренним вступительным экзаменам.

Значительные изменения в ЕГЭ наблюдаются также и по другим предметам.

Для успешной сдачи химии рекомендуется уделять большую часть времени решению задач и уравнение. Во время сдачи можно пользоваться калькулятором, таблицей Менделеева и растворимости солей. Также разрешен электрохимический ряд напряжения металлов.

Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019 описаны достаточно четко в регламенте, но у каждого выпускника есть право на подачу апелляции.

Таблица переводов баллов в оценки ОГЭ-2019 по химии

Для выпускников 9-х классов предусмотрены свои критерии оценивания. Согласно всем КИМ и ГИА, максимально можно набрать 34 балла. А вот, если выпускник хочет пойти в медколледж, профильный класс или на еще какое-то средне-специальное образование, связанное с химией, фармацевтикой и медициной, ему нужно набрать от 23 баллов и выше.ээ

Таблица переводов баллов по химии для ОГЭ-2019


Вопреки кажущейся простоте, набрать 9 баллов для минимального проходной оценке не так просто. Нужно уметь решать задачи, ориентироваться в формулах, хотя бы минимально владеть теорией. Кто сдал на двойку, останется на второй год, если провалит и пересдачу.

Таблица оценки баллов по заданиям:


Номер задания

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если решено частично)

2 (1 – если верно на 2/3)

2 (1 – если верно на 2/3)

Многие школьники, чтобы перестраховаться, начинают решать сразу со сложных заданий. Если решить их все без ошибок, можно набрать сразу 19 баллов, то есть, на «четверку». Однако, это подразумевает полное решение задания, иначе оно будет оценено в 1 балл, а то и вовсе нет.

Критерии оценивания тестирования по химии каждый год меняются, правила становятся жестче, поскольку среди правительства существует идея о недостаточно качественном образовании. Это, конечно, не имеет под собой оснований, ведь школьники учатся хуже не из-за программы, а по большей части из-за перегруженности.

Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку?

Если ЕГЭ по химии не сдан, а по математике и русскому нормальные оценки, школьнику просто выдадут аттестат. И еще дадут сертификат ЕГЭ, где химию просто не впишут. При этом экзамен можно пересдать через год. Минус тут один - может не хватить общего балла для поступления, а если ВУЗ требует химию в обязательном порядке, то вообще не примут документы. Соответственно, школьник теряет время, а юношей могут и вовсе в армию забрать, после которой пересдать будет еще сложнее.

Если за год оценка 4 или 5, а ЕГЭ по химии сдан на 3 или 4 (то есть понижение балла), что пойдет в аттестат? Пойдет годовая отметка. Если ЕГЭ сдан на 5, а за год 3, то тоже на аттестат не влияет. Но каждая конкретная школа , где обязали считать среднее арифметическое.

Почему так происходит? Потому что этот подсчет никто потом не проверяет. Исходя из этого - решать вопрос лучше заранее с учителем химии и классным руководителем, обычно в нормальных школах педагоги стараются идти навстречу выпускникам. Если у ребенка 4-ка, но он поднажал и сдал ЕГЭ на 5, почему бы ему не помочь?

Но! Надо помнить, что оценки в аттестате при поступлении никому не нужны, и, особенно, по химии. Смотрят сегодня в 99% случаев только на сертификат ЕГЭ.

В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.

Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;

Умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);

Понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;

Применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;

Знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.

Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.

Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;

Умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;

Умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

Умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.

Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.

Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:

Умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;

Понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);

Умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;

Умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;

Умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественнонаучной картины мира.

Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация)

Отметка«5» ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«4»:

· Знание всего изученного программного материала.

· Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

· Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

· Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

· Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

· Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«2»:

· Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

· Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

· Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка«1»:

· Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
(Рособрнадзор)
27.02.2019г. № 10-151

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее - Порядок), направляет для использования в работе рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - минимальное количество первичных баллов), рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) в пятибалльную систему оценивания в 2019 году .

В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, в том числе определяют минимальное количество первичных баллов, а также обеспечивают перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания. Приложение: на 14 л.

Заместитель руководителя: А.А. Музаев

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Химия .

2019 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2018 год.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

2017 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2016 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2015 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2014 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-34 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-18 баллов - отметка «3»

    19-28 баллов - отметка «4»

    29-38 баллов - отметка «5»

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

2013 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.

2012 год.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 33 балла.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2011 год.

    0-8 баллов - отметка «2»

    9-17 баллов - отметка «3»

    18-26 баллов - отметка «4»

    27-33 баллов - отметка «5»

Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 6 баллов.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

2010 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-19 баллов - отметка «3»

    20-28 баллов - отметка «4»

    29-34 баллов - отметка «5»

2009 год.

    0-10 баллов - отметка «2»

    11-18 баллов - отметка «3»

    19-27 баллов - отметка «4»

    28-33 баллов - отметка «5»

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценки практической работы»

Критерии оценки практической работы по химии

Составитель: Лаптева Е.В. ,

учитель химии МБОУ «СОШ № 127» г. Барнаула

Все практические работы оцениваются по 5-бальной шкале. Элементы, которые обязательны для всех практических работ (цель работы, оборудование и материалы, вывод) оцениваются по 1 баллу. Оставшиеся 4 балла даются за описание хода работы и результатов. Баллы распределяются по отдельным элементам в зависимости от цели работы, объема работы, заданий, предложенных автором, количества экспериментов и химических уравнений.

Учитель оставляет за собой право снять 1 балл в том случае, если были нарушены правила техники безопасности, эксперимент выполнялся небрежно, неточно.

Компоненты оформленной в тетради практической работы

Критерии

Цель работы и оборудование, реактивы

Сформулирована лаконично, с опорой на название практической работы.

Указан полный перечень оборудования и реактивов, используемый при проведении ПР. Названия химической посуды и веществ записаны без ошибок.

Наблюдения

Правильно описаны все признаки реакции, подмечены особенности ее протекания и т.д.

Уравнения реакций

Уравнения реакций записаны без ошибок, с расстановкой коэффициентов. Если того требует работа, приведены ионные уравнения реакций, метод электронного баланса и т.д.

Объяснения результатов, выполнение заданий

Дан полный комментарий к результатам эксперимента. Даны ответы на все вопросы, если таковые предложены в тексте практической работы.

Вывод

Соотнесен с целью работы. Краткий (1-2 предложения) и не повторяет описание хода практической работы, наблюдения и т.д.

5 баллов отметка «5»

4 балла отметка «4»

3 балла отметка «3»

2 балла отметка «2»

Управление образования администрации Шебекинского района

Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ по химии

с развёрнутым ответом

Подготовила

учитель химии МБОУ «Новотаволжанская СОШ»

Куропата Татьяна Леонидовна

Шебекино - 2016

    Вводная часть

    Основная часть

3. Список литературы 11

1. Вводная часть .

Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по химии основной государственный экзамен (ОГЭ) ориентирована на проверку достижения выпускниками 9-х классов уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами.

Проводится ОГЭ в письменной форме с использованием контрольных измерительных материалов (КИМов) представленных в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант ОГЭ по химии включает в себя две части и является последовательностью выстроенных в определённой логике и сгруппированных по форме представления и уровню сложности заданий. Модель 2017 года без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: с 1 по 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). Ответ к заданиям этой части записывается в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трёх).

Задания части 1 в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: язык науки и основы химической номенклатуры; химические законы и понятия; закономерности изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических веществ; признаки и условия протекания химических реакций; особенности протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; правила обращения с веществами и техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.

Часть 2 включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом . При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения. 2 экзаменационного варианта содержит 3 задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом - 20, 21, 22.

Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений: реакции ионного обмена; окислительно-восстановительные реакции; взаимосвязь веществ различных классов; количество вещества, молярный объём и молярная масса вещества; массовая доля растворённого вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности комплексных умений:

Составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;

Объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом
и строением;

- составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде;

Проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.

При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.

Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчётов: вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет характер мысленного эксперимента. Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнения этих реакций.

Отличительной особенностью заданий с развёрнутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов. Выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход решения задания. выполнение заданий с развёрнутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.

Все перечисленные выше особенности заданий с развёрнутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом (задания 1-15) или 2 баллами (задания 16-19).

Задания 16-17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ - правильно выбран один из двух ответов или даны три ответа, два из которых верные, - выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.

Задания 18-19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трёх. Такой ответ оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Проверка заданий части 2 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трёх заданий части 2 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненные задания 20 и 21 составляет 3 балла, а за задание 22 - 5 баллов.

Поскольку задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведённые в пособии решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего это относится к способам решения расчётных задач.

Баллы, полученные учащимися за выполнение всех заданий, суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.

ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАРИАНТОВ, В ОТМЕТКУ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа -- 120 минут. Примерное время, необходимое для выполнения отдельных заданий, составляет:

для каждого задания базового уровня (часть 1) - - 2-3 минуты;

для каждого задания повышенного уровня (часть 1) - - 5-8 минут;

для каждого задания с развёрнутым ответом (часть 2) - - до 12-15 минут.

При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.

2.Основная часть

Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

20 Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

Р + Н 2 SО 4 + Н 3 РO 4 + SO 2 + Н 2 О.

Определите окислитель и восстановитель.

Баллы

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

5 | S +6 + 2ё → S +4

2 | Р 0 - 5ё → Р +5

2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

2Р + 5Н 2 SО 4 = 2Н 3 РО 4 + 5SО 2 + 2Н 2 О

3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а фосфор в степени окисления 0 - восстановителем

Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

В ответе допущены ошибки в двух элементах

Максимальный балл

Ответ считать верным даже в том случае, если экзаменуемый обозначил окислитель и восстановитель только одной буквой («В» или «О»), поскольку по условию задания не выдвигается требование указания процессов окисления и восстановления.

Наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений (например, знаки «+» и «-» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя) следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания.

Второе задание 21 - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции, по которому в ней осуществляются расчёты, определить массу и количество известного растворенного вещества и ответить на вопрос задачи, найдя массу или объем искомого вещества.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) Составлено уравнение реакции:

2NH 3 + Н 2 SО 4 = (NH 4) 2 SО 4

2) Рассчитаны масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе:

m(Н 2 SО 4) = m (р.ра) ω/100 = 350 0,07 = 24,5 г

n(Н 2 SО 4) = m(Н 2 SО 4) / М(Н 2 SО 4) = 24,5: 98 = 0,25 моль

3) Определён объём аммиака, вступившего в реакцию:

по уравнению реакции n(NH 3) = 2n(Н 2 SО 4) = 0,5 моль

V(NH 3) = n(NH 3) V m = 0,5 22,4 = 11,2 л

Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше

Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й)

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

21 Через 350 г раствора серной кислоты с массовой долей 7 % пропустили аммиак до образования сульфата аммония. Вычислите объём (н. у.) вступившего в реакцию газа

При решении заданий 22 (в рамках модели 1) учащийся на начальном этапе решения должен составить общую схему превращений, включающую две стадии, соответствующие двум реакциям, которые необходимо осуществить для получения заданного условием задания вещества. После этого необходимо составить два уравнения этих реакций, записать признаки их протекания, и для одной из стадий - сокращенное ионное уравнение реакции.

При условии правильности записи предусмотренных условием задания пяти элементов ответа максимальная оценка за выполнение задания составляет 5 баллов.

22 Даны растворы веществ: FeCl 2 , Fe 2 (SO 4) 3 , HNO 3 , NaOH, AgNO 3 , HCl. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(III). Напишите уравнения реакций. Опишите признаки проводимых реакций. Для первой реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Составлены два уравнения реакции:

1) Fe 2 (SO 4) 3 + 6NaОН = 2Fe(ОН) 3 + 3Na 2 SO 4

2) Fe(ОН) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3Н 2 О

Описаны признаки протекания реакций:

3) для первой реакции: выпадение бурого осадка;

4) для второй реакции: растворение бурого осадка.

Составлено сокращённое ионное уравнение первой реакции:

5) Fe 3 + + 3ОН¯ = Fe(ОН) 3 ↓

Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

Правильно записаны четыре элемента из названных выше

Правильно записаны три элемента из названных выше

Правильно записаны два элемента из названных выше

Правильно записан один из названных выше элементов

Все элементы ответа записаны неверно

Максимальный балл

Методический материал

1.Демонстрационный вариант № 1контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ХИМИИ

2.Контрольно- измерительные материалы. Химия. 9 класс. М. « ВАКО»

3.Сборник ОГЭ по химии 30 вариантов. Национальное образование,ФИПИ 2017

4.Медведев Ю.Н. Типовые тестовые задания по химии. ОГЭ 2017

Интернет ресурсы

1. http://ege.yandex.ru/chemistry/

2.http://www.fipi.ru.