Кем были вы, «народы моря»? Загадки истории. Народы моря Смотреть что такое "Народы моря" в других словарях

Контекст

Родиной народов моря ещё в первой половине XX века часть историков считала регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев .

Современные историки, напротив, связывают миграцию «народов моря» с окончанием Троянской войны , оказавшей разрушительное воздействие не только на цивилизацию западного побережья Анатолии , потерпевшую поражение, но и на экономику победивших ахейцев . Этим, по-видимому, объясняется наличие ахейцев и данайцев среди народов моря, большинство которых отождествляется с догреческим населением запада Малой Азии . Данная миграция произошла за одно-два столетия до вторжения дорийцев.

История (по египетским источникам)

Само название «народов моря» египетского происхождения - так египтяне называли в XIV–XII вв. до н. э. ранее неизвестные им северные народы, жившие за Средиземным морем.

Племена народов моря

Племя SKLS (шекелеш) отождествляется с сикулами , которые вместе с элимцами прибыли на Сицилию около XIII в. до н. э. О «троянском» происхождении указанных народов пишут Фукидид и Вергилий.

SRDN (шердены) краткое время формировали личную гвардию египетских фараонов. Они отождествляются с народом, который около XIV-XIII вв. до н. э. прибыл на Сардинию и основал там культуру строителей нурагов . В тот же период возникают аналогичные культуры на Корсике (строители торре) и на Балеарских островах (строители талайотов).

Племя TRS отождествляется либо с тирсенами , либо с троянцами (обе гипотезы не являются взаимоисключающими, в свете предания об Энее). Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога), так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры.

Этническая и языковая принадлежность

Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена, то есть все отождествления носят предположительный характер. В состав народов моря египетские надписи включают:

  • JKWŠ, JQJWŠ, JKWS (условно читается: «экўэш») - обычно отождествляется с хеттским Аххийава, гомеровским Ἀχαιϝοί, позднее - Ἀχαιοί, то есть ахейцами ;
  • DNJN, TNJ, DJN (условно: «денйен») - отождествляются с хеттским Дануна, греческим Δαναοί, то есть данайцами ;
  • DRDNY - обычно ассоциируются с гомеровскими Δαρδάνιοι, то есть дарданцами - одним из троянских племен или соседей Трои;
  • MŠWŠ (условно: «мешўэш») - отождествляется c ассирийским Мушки , греческим Μόσχοι, библейским Мешех; они же, вероятно, - фригийцы ;
  • PLST, PRŠT (условно: «пелесет») - отождествляется с библейским Плиштим, что в греческом языке превратилось в Φυλιστιιμ, а в русском переводе - в филистимляне ; также возможно, что имя тождественно пеласгам греческих источников; проблематично - с Pulastya Махабхараты ;
  • RK, L’KK, RWK - отождествляется с хеттским Лукка и греческим Λύκιοι, то есть с ликийцами ;
  • ŠKLŠ, SQRWS, ŠQRSŠ (условно: «шекелеш ») - отождествляется с греческим Σικελοί, то есть с сикулами ;
  • ŠRDN (условно: «шердана», «шардана») - вероятно, сарды ;
  • ṮJKR (условно: «текер», «зекер», «чьекер») - отождествляется с греческим наименованием Τεύκροι, ставшим одним из синонимов троянцев ;
  • TRŠ, TWRYŠ, TWRWS (условно: «тереш») - отождествляется с греческим Τυρσηνοί, то есть тирренами , впоследствии так называли этрусков ; по другой версии, соотносится с хеттским Таруйса - Троя ; а также (проблематично) с Turvaśa из Ригведы ;
  • WŠŠ (условно: «ўэшеш») - не опознан.

Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский , в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья», высказывают мнение, что «народы моря», в основном, - это выходцы с севера Балканского полуострова, родственные протофракийским племенам.

Немецкий историк и лингвист Х. Рикс выдвинул гипотезу о тирренской группе близкородственных языков. Гипотеза интересна тем, что практически все включённые в неё народы (пеласги, этруски, этеокиприоты) в той или иной мере отождествляются с «народами моря», которые рассматриваются как доиндоевропейское население запада Малой Азии. Жители древней Сардинии (строители нурагов) письменных памятников не оставили, однако на сходство их культуры с этрусской указывал ряд историков, в частности, А. И. Немировский . RK («ликийцы») из состава народов моря могли быть не тождественны более поздним ликийцам , а быть доиндоевропейским населением указанного региона (подобно тому, как этруски представляли собой доиндоевропейских выходцев из Лидии).

Примечания

Литература

  • История древнего Востока. т. 2. М. 1988.

Ссылки

  • Кац Т. П. Нурагическая Сардиния и «морские народы» // АМА. Вып. 6. Саратов, 1986. С. 31-42.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Народы моря" в других словарях:

    - «НАРОДЫ МОРЯ», условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове. * * * «НАРОДЫ МОРЯ», египетское название ряда народов… … Энциклопедический словарь

    Народы моря - «Народы моря» (Sea Peoples), так называли в Вост. Средиземноморье кон. 13 нач. 12 вв. до н.э. завоевателей, пришедших со стороны моря. Возможно, в их числе были греки, сардинцы и этруски, хотя точно не установлено ни их происх., ни подробности их … Всемирная история

    Условное обозначение племен или народов, нападавших в 13 12 вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из М. Азии). До этого обитали, возможно, в М. Азии или на Балканском п ове … Большой Энциклопедический словарь

    Условное обозначение племён или народов, нападавших в 13 12 вв. до н.э. на Египет с моря и суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с… … Исторический словарь

    Народы моря - (англ. Peoples of the Sea, или Sea peoples, нем. Seevölker), группа народов смешанного происхождения, которые вторглись в Египет и поселились там в 13–12 вв. до н.э. Потерпели поражение от фараона Мернептаха в 1219 г. до н.э., а затем изгнаны … Археологический словарь

    - («Народы моря»,) условное обозначение племён или народов, первоначально обитавших, возможно, на Балканском полуострове или в Малой Азии; упоминаются в египетских источниках 13 12 вв. до н. э. в качестве нападавших на границы Египта с моря … Большая советская энциклопедия

    Условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н. э. на Египет с моря и с суши (из Малой Азии). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове … Энциклопедический словарь

    “Народы моря” - условное обозначение племён или народов, нападавших в XIII XII вв. до н.э. на Египет с моря и суши (). До этого обитали, возможно, в Малой Азии или на Балканском полуострове. Полагают, что Троянская война была частично связана с передвижениями… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Народы моря - группа плем. объед., вторгш. ок. 1200 до н.э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на суше в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные изображ. в… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Народы моря - группа плем. объединений, вторгшихся ок. 1200 до н. э. с Балкан в Переднюю Азию через Эгейское м. Именно поэтому египтяне дали им имя Н. м. Войска Рамсеса III разбили Н. м. на cyme в Сирии и на море у входа в дельту Нила (рельефные… … Словарь античности

Книги

  • Народы Росс i и, выпускъ II. живописный альбомъ, четыре хромолитограф i и и 7 гравюръ , . Въ кра?, прилагающемъ къ отлогому берегу Балт i йскаго моря, издревле обитаетъ литовское племя. Съ давнихъ поръ оно принуждено было бороться съ сос?днимъ н?мецкимъ племенемъ, безпощадно его…

Итак, нашествие «народов моря» было массовым переселением народов, чем-то похожим на сегодняшний исход сирийцев и африканцев в Европу. Только сейчас им там немецкие школьники меняют постельное белье (сами они для этого слишком несчастны!), а волонтеры убирают оставленный мусор, а тогда нецивилизованные египтяне встречали их копьями и мечами, а у побежденных еще и копулятивные органы отрезали, да еще и изображали это «мероприятие» на стенах своих храмов. А знаете почему? Чтобы не было подлога! Ведь если отрезать руки, то как разберешь, где свои, а где чужие и кто будет проверять лишнее отсутствие пары рук у своего же… А тут все очевидно: египтяне были обрезаны, а остальные – нет. Так что тут уж все без подлога и завышения «показателей»!

Воины во все времена любили заигрывать с хорошенькими женщинами! Художник Дж. Рава.

Ну, а как выглядели воины «народов моря» мы частично уже рассматривали в тех материалах, где речь шла о собственно Троянской войне. Однако теперь речь пойдет о ее последствиях, тем более, что разброс дат достаточно велик 1250 – 1100 гг. до н.э. Впрочем, это для нас он велик, а люди того времени жили медленно, ведь мобильные телефоны тогда еще не существовали.

Итак, наиболее полную информацию о «морских народах» мы получаем из рельефов и надписей из Мединет Абу. Это заупокойный храм, который был построен Рамзесом III в Фивах, в Верхнем Египте. Убранство храма состоит из серии рельефов и текстов о военных кампаниях против ливийцев и «народов моря». Датируются изображенные события примерно 1191 или 1184 годом до нашей эры. И они же дают ценную информацию о доспехах и амуниции различных групп «морских народов», с которыми схватывались египтяне, и они же могут дать ключи к расшифровке их этнического происхождения. Изображение боев на суше и на море дают огромное количество информации о вооружении «морских народов». В частности, рельефы, изображающие битвы на земле показывают египетские войска, которые сражаются с врагом, который тоже использует колесницы, очень похожие по конструкции колесницы египетские. Другой известный рельеф в Мединет Абу изображает морской бой. Египтяне и «народы моря» используют парусные суда в качестве основного средства морского передвижения. А вот и текст: «Народы, которые прибыли со своих островов среди моря, они вошли в Египет, полагаясь на свое . Но все было подготовлено, чтобы поймать их. Крадучись войдя в гавань, они оказались в ней заперты…» Ну, а дальше египтяне, видимо, победили их за счет своей численности и хорошей военной организации.


Воин народа шардана с рогом синего цвета и явно в металлическом, бронзовом шлеме. Рельеф из храма в Луксоре.

Теперь обратимся к доспехам и начнем со шлемов – «крепости для головы». Рельефы из Мединет Абу, Луксора и Абу-Симбела показывают нам 22 вида рогатых шлемов, принадлежавших воинам народа шардана. Из них один рог показан только лишь на двух шлемах, на всех остальных их два, причем профили их очень похожи. У 13 шлемов между рогами нарисован шарик на палочке. У девяти его нет. 17 шлемов даны только контуром (так дети раньше рисовали немцев в касках с рогами), четыре шлема заполнены внутри горизонтальными полосками, один «кирпичной кладкой» и на одном полосы вертикальные. Это позволяет сделать вывод, что рога и шарик были своего рода символом этого племени, а сами шлемы могли быть и цельнокованными из бронзы (и даже литыми – один такой литой шлем в свое время нашли в Средней Азии), и собранными из «колец» из кожи с набивкой наподобие детской пирамидки.


Филистимлянин из Мединет Абу.

Соответственно филистимляне носили свой характерный «перьевой» шлем-тиару. На барельефах видно, что шарданы сражаются с филистимлянами, то есть египтяне, как люди цивилизованные, уже тогда умели работать чужими руками!


Шарданы фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.

Доспехи шарданов показаны на рельефах очень тщательно. Как правило, это кираса с наплечниками округлой формы, составленная из металлических полос. Английские историки называют такой тип доспеха «хвост лобстера». Понятно, что материал по фреске не определишь. Поэтому можно допустить, что эти доспехи могли быть А – кожаными, Б – из ткани (проклеенного льна), или С – смешанными – из металлических и неметаллических деталей. Греческий историк-реконструктор Катсикис Димитриос, используя изображения Мединет Абу и артефакты Афинского музея археологии, восстановил один такой доспех, причем оказалось, что он вполне функционален.


Воины-шарданы из храма Мединет Абу в характерных одеяниях «с полосками» V-образной формы. Что это? Рисунок на ткани или изображение неких элементов защитного доспеха из металла или кожи?


Кираса Катсикиса Димитриоса.


Поножи и шлем шарданов Катсикиса Димитриоса.

Филистимляне, судя по рельефам из Мединет Абу, тоже носили похожие доспехи, однако наплечники показаны у них не всегда. Общее впечатление от рисунка, они были очень гибкими, во всяком случае, тела в металлических кирасах так бы не гнулись. А значит, что «доспехи» у них были из ткани, либо это просто была одежда с характерным полосатым рисунком.


Филистимляне в бою. Мидинет Абу.

Щиты у шарданов были круглыми, большими, с центральной ручкой. На поверхности у них были металлические умбоны, а сами они, скорее всего, были плетеными из лозы и обтянутыми бычьей шкурой. Фрески из Акротири, которые были приведены в предыдущих материалах, дали основание художнику Джузеппе Рава изобразить воинов с Кипра, которым тоже, видимо, пришлось сражаться с «морскими народами», в точном соответствии с изображением на этих фресках.


Воины с фрески в Акротири возвращаются из похода. «Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали!» Художник Дж. Рава.


Реконструкция внешнего вида воина шардана Катсикиса Димитриоса.

Оружие воинов «народов моря» состояло из копий, длинных мечей, топоров, а также луков и стрел. Мечи были, скорее всего, похожи по форме на вот такие длинные клинки в 90 см. Один из них был найден возле Яффы и датируется 2000 г. до н.э. Интересно, что этот огромный клинок (очень часто встречающийся на изображениях воинов-шарданов) состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Замечательное количество (около 30) подобных мечей (около 1600 года до н. э.) было также найдено в пещере на острове Сардиния. Так вот и в этом случае состав металла был тот же самый, что и вышеупомянутого образца. То есть Сардиния и Яффа были связаны… морским путем, по которому туда-сюда уже в то далекое время плавали корабли с воинами, имевшими такие вот длинные мечи.


Меч из Яффы.


Топор. Археологический музей в Афинах.







Реконструкция меча-рапиры.

Очень интересный бронзовый меч был найден в Угарите в Сирии. А интересен он, прежде всего, тем, что на его клинке возле рукояти выбит картуш с именем фараона Мернептаха и значит, что это работа египтян. А вот кому она предназначалась – собственно египетским солдатам или наемникам-шарданам, привыкшим «работать» такими длинными мечами – это вопрос.

Ну, а в целом Мединет Абу по-прежнему остается наиболее важным источником для нашего знакомства с «народами моря». В этот день, когда этот источник был обнаружен, можно было только спасибо сказать древним египтянам, создавшим этот заупокойный храм, который дает нам столько ценной информации. И хотя его изображения подтверждаются также рельефами в храмах Луксора и Абу-Симбела, именно он остается настоящей визуализированной энциклопедией «народов моря».


Фригийцы с «мечами из Яффы». Мединет Абу.

А вот карта, созданная на основе археологических находок и текстовых сообщений, позволяющая наглядно проследить за путями миграции «морских народов». Как видите, это был настоящий исход, не уступающий по своим масштабам и современным многолюдным перемещениям…


Движение «народов моря». А. Шепс

В заключение стоит отметить, что за рубежом не только выходят многочисленные книги по Троянской войны и вооружению и доспехам бронзового века в Греции и других районов Древнего мира, но и большой популярностью пользуются военные миниатюра из «белого металла». Есть несколько международных масштабов, в которых эти фигурки отливают, а затем ими… «играют».


Фигурки воинов-шарданов Майкла и Алана Перри. Цена 12 фунтов. Высота 28 мм. Продаются неокрашенными.

Самой интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является их происхождение от «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племён можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати) , в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна) .

Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами? Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» .

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем Сергеем Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS — Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» .

«ПЕЛАСГИ (PELASGI — Πελασγoι) — д ревний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгейского моря . Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия. A Dictionary of Greek and Roman Geography» .

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул Сергей Дарда: «Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место.» На греческом языке аист — πελαργoς, пеларгос — pelargós, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно с украинским словом «лелека» — аист, турецким — leylek , албанским — lejlek .

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» .

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса , и, действительно, часть их во главе с Тирреном , сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах , но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами» )» .

Ещё одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς – море (греч.). Пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину под именем филистимлян :

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы » .

На основании исторических данных о пеласгах Сергей Дарда делает следующий вывод: «Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах , что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье Анатолии (греч. ἀνατολή) (современная Турции) и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка — это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос , который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией, и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племён, пеласги были вытеснены из Греции на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» .

Другим догреческим народом Средиземноморья , который часто встречающееся в исторических источниках являются ЛЕЛЕГИ. О лелегах Сергей Дарда сообщает следующее: «В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции , а именно: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам , а, таким образом, возможно и пеласгам , то легенда пересказанная Геродотом о предках этрусков, колонистах из Лидии в Италию, косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам , населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Гомер причисляет Лелегов к народам, союзным троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги (греч. λελεκι — лелеки) были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами » .

У славянских народов аист (греч. λελεκι — лелеки) это священное животное , о котором сложено множество легенд, поверий и историй, убить аиста — смертный грех, считается, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. В одной из славянских легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край Вырий или в Ирей («в Арийскую страну» ), в Рай , где обитают души умерших предков. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в озеро и превращается в человека ; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в аиста, и возвращается домой. Этимология слова Ирей связана с далеким морем: «Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей , бел. вырай , пол. диал. Wyraj «мифологический край, где зимуют перелетные птицы» (праслав. форма *irijь или vyrijь ) восходит к и.-е. *iur «водоём, море», лит. Jura «море». (Ф. Безлай, Славянские Древности , Т2, стр. 423). Подтверждением этому служат многочисленные русские гидронимы: Вырий, Вырья, Выра , топонимы Вырья, Вырец и древнерусские лексемы вырь, вир «водоворот», укр. Вирей, вирій, «круговорот, водоворот, омут», словен. virij «болото», ir «глубина, глубь», а также название словенского села Verjana , стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane — «живущие у вырия» .

Большая часть аистов из славянских земель улетает на зиму в Африку. Среди древнеегипетских артефактов 3-2 тысячелетия до нашей эры, находят изображения аистов, загробный мир или рай у древних египтян назывался Иару.

Можно предположить, что пеласги и лелеги — родственные народы, имевшие один тотем — аиста.

С состав до-греческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, греч. Δαρδανος). Относительно дардан Сергей Дарда пишет: «На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги , то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4. Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы, как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война (1240-1230 гг. до н. э.) по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами (пеласгами) . Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии, вероятно, существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии».

Сергей Дарда не упомянул ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.) — народ Средиземноморья известный по многим историческим легендам, в том числе, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,
Прибывши в Аргос, основал Инаха град
И всем, пеласгов имя кто носил,
Данаев прозвище велел в Элладе взять ».

Тем не менее, данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под собственным именем в числе «народов моря», также как и пеласги.

Ещё один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» — ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются объединением племён дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций, обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего . И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся» , — недоумевает Швеглер, — «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населён когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов ».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, по сообщению Сергея Дарды, Бартольд-Георг Нибур, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нибур у, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когда-то очень давно в прошлом, говорит он, пеласги — самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором ; и они были не кочевниками , как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, — задолго до начала греческой истории в её классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, — так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро. «Древность можно сравнить с огромным городом развалин, при котором нет даже плана, в котором каждый должен сам разобраться и понять целое из частей, а части из тщательного сравнения и изучения отношения последних к первому» — писал Бартольд-Георг Нибур .

Сергей Дарда констатирует: «То, что название «пеласги» когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же — кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде «

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам , то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» .

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря» , их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

-nos \ — na

Общие выводы о «народах моря» напрашиваются следующие:

1. «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2. Дарданы, согласно источникам, происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3. Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4. Происхождение пеласгов неизвестно.

5. Данайцы присвоили арголидским пеласгам своё имя. Из исторических источников известно, что пеласги мигрировали из Египта в Арголиду и приняли имя данайцев по принуждению царя Даная, как сообщает Еврипид, однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

: -ssos \ — ssa; -sos\ -sa.

6. Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7. Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8. Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9. Одним из символов позднейшей форме критского письма (XV-XII веков до н. э.), так называемого «линейного письма В» является символ очень похожий на аиста — ai.

10. Пеласги и лелеги частично переселились на Апеннинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11. Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства, которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12. Пеласги и лелеги говорили на варварском, неизвестном для греков языке.

13. Пеласги завезли письменность в Италию.

На —nthos / -ntha; -ndos / -nda; -nza / -nzos в Восточной Анатолии

14. Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени , хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15. Дарданы и данайцы (от корня слова дан — река, поток ) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д .).

16. Этнонимы дарданы и данайцы имеют один корень «-дан-«.

17. Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине , воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18. Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запелёнутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19. Согласно источникам, пеласги были отличными мореходами.

20. «Народы моря» неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21. Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский, непонятный грекам язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по корню «дан, d-n», на санскрите: (родственные слова в рус. яз.: ДОН, ДНепр, ДОНец, ДНестр, река Дон называлась «Тихий Дон», т. е. «река Тихая».). Данайцы пришли с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в Средиземноморье.

Египтянам, в сущности, было всё равно, откуда родом этот народ, главное, что он пришёл с моря на кораблях , поэтому и назвали его, как один «народ моря»- данайцы, стали собирательным образом «народов моря». Данайцев наделяли всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» , то есть Геллиспонт.

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тысячелетием до н.э. Индоевропейские племена , проживающие в северном Причерноморье, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Это был объединенный индоевропейский этнос, ещё не разделенный на кельтов, германцев, славян . В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена . В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев освоили не только Дунай, но и Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцам и была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племён во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию . На острове Крит была создана первая письменная Минойска цивилизация — линейное письмо В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и умбрами (лат. Umbri) - древний италийский народ, сформировавшийся в Северной Италии в конце бронзового века. После событий Троянской войны и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, то есть в Восточную Европу. Маршруты следования:

  • — Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев ;
  • Паннония – известны под именем скловен;
  • — Центральная Европа – западные славяне (чехи, словаки, поляки);
  • — Восточная Европа – восточные славяне (украинцы, белорусы, русские.).

Народы Средиземноморья

Что знаем мы, например, о лигурах - древнейших обитателях северо-западной Италии и юго-восточной Франции, о которых упоминают писатели классической древности - римские и греческие? «Этот народ до сих пор остался невыясненным, хотя память о нём живёт на всём Западе», - пишет де Морган в книге «Доисторическое человечество». «Учёные видят в лигурах творцов неолитической культуры и строителей дольменов. Будучи искусными мастерами по обработке камня, они в то же время, может быть, под чужестранным влиянием стали металлургами».

Так же мало знаем мы о ликийцах, обитателях юго-западного побережья Малой Азии, о которых египтяне говорили во II тысячелетии до нашей эры как о морских разбойниках. Почти ничего неизвестно о карийцах, по преданиям, владевших островами Эгейского моря до прихода туда греческих племён, вытеснивших карийцев в Малую Азию.

На фреске Кносского дворца изображён юноша в шлеме, к которому в виде украшения прикреплён пучок длинных, пестроокрашенных перьев. Геродот писал, что у ликийцев, одного из древнейших народов, были головные уборы с перьями. Ликийцы же были родственны карийцам, владевшими Критом в древнейшие времена, если верить преданиям. К сожалению, существующие надписи на карийском языке ещё не поддаются толкованию. Но на этом языке говорило коренное население юго-западной Малой Азии и островов Эгейского моря и карийское письмо имело некоторое распространение на северном побережье Африки. Геродот утверждает, что на карийском языке говорили лидийцы (берега Генуэзского залива), мизийцы (северо-западная Малая Азия) и что фригийцы (Малая Азия) принадлежали к расе карийцев.

Фреска «Юноша».

Карийский бог-громовержец изображался с обоюдоострой секирой, как и верховное божество на древнекритских памятниках и бог грома и молнии Шанго у йорубов в западной Африке. Оружием Шанго был двойной топор или секира. Изображение топора то с двумя, то с одним лезвием, так же как изображение быка, приобрело на Востоке, в Северо-Западной Африке и в древней Европе исключительное значение. Часто бык и топор изображались вместе. Из этого заключают, что оба символа соответствовали каким-то близким друг другу представлениям.

Атлантологи же считают, что поклонение быку перешло на Восток и вообще в Старый Свет из Атлантиды. Это основывается на описанном Платоном жертвоприношении быка царями Атлантиды. А двойной топор считается ими характерной чертой атлантской культуры.

Мы знаем, что широкое заселение берегов Малой Азии, Эгейского архипелага, Балканского полуострова относится к началу эпохи неолита - VII–VI тысячелетию до нашей эры. Племена, населявшие побережья, с древнейших времён общались между собой, чему способствовало связывающее их море. Но откуда пришли этруски?

Об их происхождении учёные спорят до сих пор. Известно только, что этрусские города управлялись царями-жрецами, что Этрурия была в Италии первой земледельческой страной и славилась высокой техникой обработки металла. Особенностью их строя было свободное положение женщин - жриц и законодательниц.

О пеласгах мы знаем, что они населяли в глубокой древности южную часть Балканского полуострова, некоторые острова и западную часть Малой Азии. Под натиском греков пеласги во II тысячелетии до нашей эры выселились на остров Крит и далее в Палестину. Греки, переселившиеся на земли пеласгов, восприняли многие черты их культуры, например культ бога-громовержца Зевса. По мнению Диодора Сицилийского и Геродота, пеласги были родственны берберам африканской Ливии.

Современные берберы - смуглый, черноволосый народ, среди которого встречаются и блондины с голубыми глазами - являются потомками древнейшего населения Северной Африки - ливийцев. Берберский язык причисляется к семито-хамитской группе языков. Центром этой группы языков была Сахара или, точнее, северная часть Африки. В V–IV тысячелетии до нашей эры племена, говорившие на языках семито-хамитской группы, расселились в разные страны и народы, ныне говорящие на этих языках, принадлежат к самым разнообразным типам - от европейско-средиземноморского до негров. Переселение людей палеолита (древнего каменного века) из одних областей в другие повторялось из века в век. В поисках дичи группы охотников переходили с места на место, так же как и собиратели плодов. Они уходили всё дальше, и через некоторое время у них возникали уже другие интересы; они постепенно становились чуждыми своему племени. Потом появлялись и различия в языке.

О связях между палеолитическими племенами и об их передвижениях на значительные расстояния говорят многие факты. Одним из доказательств передвижения ориньякских племён служат найденные костяки людей того времени. В Ментоне во Франции найдены в ориньякском слое кости двух различных человеческих палеолитических рас.

Одни принадлежали людям кроманьонского типа с большим черепом и выдающимся вперёд «орлиным» носом. Другие обладали чертами, сближающими их с современными неграми.

И у нас на Верхнем Дону в Костенках было найдено погребение с костяком, обладавшим ярко выраженными негроидными признаками, а костяки в погребениях на стоянке Костенки II характеризуются столь же ясно выраженными чертами людей кроманьонского тина, как и в Западной Европе.

Кроме того, следы древнего негроидного населения имеются в Северной Италии, в Швейцарии и даже Англии в неолите, бронзовом и раннежелезном веке.

При раскопках в Палестине найдены остатки земледельческой культуры так называемых натуфийцев (по находкам в Вади-эн-Натуфе к северо-западу от Иерусалима). Натуфийскую культуру относят к VII–VI тысячелетию до нашей эры; она предшествовала неолиту, а неолит в Палестине развивался одновременно с египетским. По данным английского антрополога Хейтса, натуфийцы были представителями средиземноморской расы с негроидной примесью и поразительно напоминали как людей ориньякского слоя Южной Европы, так и доисторических египтян.

В последних раскопках английских археологов у Мёртвого моря обнаружены в трёх километрах от города Эрихи развалины каменных стен и башен, возраст которых учёные определяют в 8 тысяч лет. Археологи считают, что это остатки одной из самых древних цивилизаций на Земле, о которой мы пока ничего не знаем.

А сколько ещё хранится нераскрытых тайн под землёй? И может быть, со временем будут найдены неизвестные города, в которых окажутся надписи, свидетельствующие об Атлантиде.

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Культура и религия Восточного Средиземноморья Главным культурным достижением жителей этого региона было создание алфавитного письма, к которому восходят все современные алфавиты мира. Во II тыс. до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Страны Восточного Средиземноморья В этом регионе четыре арабские страны – Сирия, Ливан, Иордания, Ирак (проблема Палестины будет рассматриваться особо). Две из них, Сирия и Ирак, – сравнительно крупные, сильные, даже агрессивные государства, если иметь в виду

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

А) Нашествия и разрушение единства Средиземноморья Средиземное море обеспечивало римскому Западу сплоченность и единство. И отнюдь не по стратегическим или морским причинам: постоянные эскадры, базировавшиеся в Мисене и Равенне, исчезли еще при Северах. Дело было в

Из книги История Франции. Том I Происхождение франков автора Стефан Лебек

Хлодвиг и бургунды. Притяжение Средиземноморья Это событие произвело большое впечатление на современников Хлодвига. Уже не одни только епископы южной половины Галлии - Вер Турский, Авит Вьеннский или Квинциан Родезский, а «множество народа отныне горячо желало перейти

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

Глава IV. Рим - первая держава Средиземноморья

Из книги Древний Восток автора

Древнейшая история Восточного Средиземноморья С появлением ханаанеев в Сирии и Палестине происходит резкий прогресс в ремесленном производстве, прежде всего в металлургии; с этого времени начинается так называемый Раннебронзовый период в истории Восточного

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура и религия Восточного Средиземноморья Финикия: письменность и мифология Главным культурным достижением жителей Ближнего Востока по праву благодарными потомками считается создание алфавитного письма, к которому восходят все современные алфавиты мира. Во II

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Возвращение Западного Средиземноморья Двор Юстиниана жил так, словно вернулись счастливейшие дни христианской Римской империи. И действительно, наступило время, чтобы восстановить власть императора в тех западных провинциях, которые фактически были потеряны, но

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Культура Восточного Средиземноморья Ярким достижением этого региона было создание алфавитного письма. Во II тысячелетии до н. э. в городах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски письменности, подходящей для массового, однозначного и быстрого ведения

Из книги Теория бань автора Хошев Юрий Михайлович

2.2. Античные бани Средиземноморья Прежде всего отметим (и будем подчёркивать для ясности постоянно), что русский термин «баня» значительно более узкий, чем общеевропейский (греко-латинский) термин «банеум», означающий очищение водой вообще и даже шире. Терминологические

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Исламский мир Западного Средиземноморья Уже в расцвет эпохи Аббасидов на территориях, далеких от центра халифатского правительства, формировалась особая историческая модель, распространившаяся даже на локальные отношения между мусульманами и зимми. Особенно

4 265

Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.

Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития.

Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях.

К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.

Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт.

Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей.

Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой.

Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины.

Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах.

Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.

В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи.

Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.

Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно.

Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.

Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья.

Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они.

Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения.

Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.