Как говорится христос воскрес воистину. Во истину Воскресе или Воистину: что это значит и как писать правильно. Свидетельство кумира красных атеистов

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать - «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус - сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для . К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», - «Бог благословит». Этот вариант не нашел распространения у народа, поэтому используется редко.

Пасхальные приветствия сегодня

Сегодня пасхальные приветствия приобрели немного иное значение, более молодое поколения начало интересоваться религией. С каждым днем набирает все больше последователей. В Пасхальное воскресенье тот человек, который идет из , должен первым сказать «Христос воскресе!», а тот, кто возвращается, должен ответить «Воистину воскресе!». Эти приветствия всегда должны говориться с радостью, ведь спаситель всего живого, сын того, кто подарил жизнь и возможность существования.

Но стоит помнить, что Христос никогда не просил праздновать его воскресение. Произошедшее чудо было лишь подтверждением того, что он действительно сын Бога и носит в себе его божественную сущность. Библия говорит, что празднование Пасхи лишь следствие чуда, и не призывает отмечать ее, но люди рады и любят своего учителя, поэтому воздают ему почести спустя вот уже 2 тысячелетия.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но несмотря на это, каждый истинно верующий по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания




Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике правильно говорить «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе!». Многие слова, которыми владеют христиане, постоянно посещающих храм, непонятны обычным людям. Однако такая форма среди них – норма и в этой среде правильно говорить: «Христос Воскресе!», как священник во время церковной службы. Это устная форма высказывания.

Светская форма




Однако не стоит думать, что говорить «Христос Воскрес» и отвечать «Воистину воскрес» неправильно. Просто она сложилась намного позже и считается не церковной, а светской. Обычно это выражение использовалось в литературе или при написании писем и открыток. На современный взгляд, это более понятная и доступная форма, которая имеет право на существование, и делать замечания тем, кто так говорит, не стоит. Просто Воистину Воскрес говорят в не церковной среде, на светских мероприятиях и раутах. Так приветствуют тех, кто далёк от храма, но отмечает Пасху вместе со всеми и тоже хочет принять участие в празднике.

Воистину воскрес удобно писать и в письменной речи, например, при составлении стихов. Это даже воспринимается не просто, как приветствие христианина, а признания факта и описание самого события. В литературе используются различные формы написания о Христе и библейских событиях и там форма Христос Воскрес вполне уместна. Поэтому тем, кто поздравляет не церковных людей с праздником, пишет стихи или прозаические произведения о библейских событиях, можно использовать такую форму. Это не считается неправильным, как в театре слова «шо» и использования фрикативной формы «Г» в деревенском диалекте.

Как правильно приветствовать друг друга на Пасху




В церкви обычно говорят «Христос Воскресе» и все повторяют за батюшкой эти слова в общении. Затем отвечают «Воистину Воскресе» и три раза целуются в щёку, после чего дарят подарки. Обычно детям принято дарить небольшие или . Если вы хотите поздравить друзей, достаточно собрать пасхальную корзину с куличом и яйцами и прихватить с собой бутылку хорошего красного вина.

Парень может подарить девушке небольшую корзинку с куличом или яичком и маленький подарок. Это может быть украшение, блеск для губ или хорошая тушь для ресниц. Такой подарок понравиться всем желающим. Парню можно сделать аналогичный подарок, только косметику заменить красивым шампунем или парфюмерией. Можно использовать и другие подарки.

Пожилой женщине можно подарить вышитую икону или просто красивую картину. Например, из бисера или специальной алмазной вышивки. Сюжет не обязательно может быть библейским. Главное, чтобы в нём не было мрачных элементов и агрессивности. Тогда ваш подарок понравится.

Каждую Пасху мы слышим фразы «Христос воскрес!» и «Воистину воскрес!», но не всегда знаем, что они означают, а это очень важно.

За многие века приветствия претерпели изменения, поменяли свой смысл, католическая и православная церковь празднуют Пасху в разные дни. Но, несмотря на это, каждый истинно верующий, по-настоящему радуется этому светлому празднику, который напоминает, что в мире есть частичка чего-то божественного и светлого, что когда-то Христос воскрес и показал всем, что Бог есть.

Слово «воскресение» означает «поднятие из мертвых». Это - перевод греческого слова «анастасис» , что в Новом Завете означает «вставание» или «восстание» («встать еще раз»).

Воскресение Иисуса - исторически неоспоримый факт. Смерть и воскресение Иисуса Христа занимают главное место в Божьих замыслах относительно человечества. На нем построена вся христианская вера, да и само христианство обязано своему существованию воскресению Христа из мертвых. Именно воскресение было той движущей силой, побуждавшей на подвиг Его последователей в I веке н.э.

Смерть Иисуса Христа, будучи жертвоприношением, не имела бы никакой силы, если бы Он не был воскрешен. Иисус, Который «родился от жены, подчинился закону» (Гал.4:4), подвергся смертельному приговору, унаследованному всеми нами от Адама. Но Сам Иисус был безгрешен, а потому смерть не могла удержать Его, «смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9) .

В Библии ясно сказано, что Иисус Христос был первым из тех, кто воскрес из мертвых и обрел бессмертие. Павел писал: «...Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие» (2Тим.1:10) .

Жизнь и бессмертие, которые явил миру Иисус - это надежда на воскресение из мертвых и на воскресение на земле. Иисус бы первенцем, воскресшим от смерти к жизни вечной. Прочитаем еще раз: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20).

Слова апостола Павла не требуют особых комментариев.



При устном выражении обычно подобных вопросов даже не возникает. Люди просто привыкли произносить эти слова близким и сразу переходить к вручению подарков. Но сейчас, в век высоких технологий, гораздо проще отправить короткое смс.

Как правильно писать

При составлении письменного поздравления могут появиться сложности, приводящие к легкой растерянности. Ведь при наступлении такого дня, хочется поздравить не просто красиво, искренне, но и грамотно. Поэтому люди обращаются за помощью к Интернету, чтобы узнать, как правильно должна быть написана фраза «Воистину Воскресе».

Первое слово необходимо писать с большой буквы и что немаловажно слитно. Потому что истина – это сущность, в которую невозможно войти.




Кроме этого, есть еще вопрос, который не дает покоя верующим, а именно как правильно произносить и писать «Воистину воскресе» или «Воистину Воскрес». Священники всегда выбирают первую фразу, а простым мирянам по душе вторая.

Получается, оба варианта правильные, и каждый сам решает, как ее произносить. Например, дети обычно говорят, так же как и их родители. Потому одна из форм является в семьях уже привычной.




Что это значит

Для многих произнесение фраз «Христос воскрес» и «Воистину воскрес» в Великий праздник стало чем-то вроде традиции. Часто люди, произнося их вместо приветствия, даже не задумываются о том, какой смысл они могут в себе таить.

Так, слово «Здравствуйте» символизирует пожелание встречному человеку здоровья. Потому «Христос воскрес» и «Воистину воскрес» уж тем более имеют определенное значение. Человек, произнесший первую фразу, утверждает, что Иисус Христос умер на распятие, после чего воскрес. А встречный человек, произнеся, «Воистину воскрес», охотно соглашается с ним.




Эти слова слишком серьезны, чтобы произносить их просто так, без всякого смысла. Ведь в Библии описанные события, связанные с казнью и воскресением Христа, в которых, заложена суть христианской веры. Если бы их не было, то христианство характеризовалось лишь перечнем нравственных обычаев.

Христос воскрес, и сбылось то, что сказано было Им: подобает Сыну Человеческому быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16, 21 и др.).

Христос воскрес — значит, истинно всё то, что Он говорил. А Он говорил, что Он - Сын Божий, что Он от Отца пришел спасти людей. Значит, мы действительно спасены Кровью Его; значит, и мы воскреснем и будем там, где Он (Ин. 12, 26). Ведь всё это Он воз­вестил. Как это отрадно для душ верующих, пребывающих в союзе со Христом! Как отрадно для всех праведно живущих; отрадно и для грешников кающихся! И всё это потому радостно и отрадно, что Христос воскрес. Если бы Христос не воскрес, то суетна была бы вера наша (1 Кор. 15, 17), напрасны были бы ожидания наши: мы были бы несчастнейшими из всех людей, ибо, отрекшись от зем­ных удовольствий, мы не получили бы и будущих, ныне ожидаемых утешений.

Светлое Христово Воскресение. Икона из ризницы

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Но воистину ли воскрес Христос? Да, воистину Христос воскресе! Как же иудеи говорят, что Христос не воскрес, и язычники отрицают воскресение Христово, и современные безбожники и разного рода отрицатели и лжеучители не верят воскресению Христа? Всем им ничего столько не хочется, как отвергнуть истину этого воскресения. Почему? Потому, что на этой истине непоколебимо стоит всё здание Христовой Церкви. Благодаря этой истине вера христианская стала быстро распространяться сперва среди иудеев, а потом среди всех народов. За эту истину святые апостолы почти все претерпели муче­ния и смерть; эта истина воздвигла сонмы мучеников из всех народов. На истине воскресения главным образом утверждалось христианское подвижничество. Вся Церковь Христова, во все века гонимая, волнуе­мая и обуреваемая ересями и разного рода заблуждениями, стоит непоколебимо, утверждаясь на истине учения Христа Воскресшего. Поэтому не напрасно Промыслу Божию угодно было обставить эту истину самыми неопровержимыми доказательствами.

Прежде всего нужно было засвидетельствовать истину смерти Христовой - и вот сердце Христово пронзается копьем, и из него исте­кает кровь и вода (Ин. 19, 34): значит, Христос умер не мнимой смертью, а умер действительно, был погребен и лежал во гробе столько времени, сколько заранее Он Сам предрек и пророки предвозвестили. Гроб Христа был запечатан и охраняем стражей, поставленной врагами Его (Мф. 27, 66). Но эти стражи гроба стали в то же время и достовер­ными свидетелями Христова воскресения. Хотя они, подкупленные, и говорили, что тело Христа украдено учениками Его в то время, когда они спали (Мф. 28,12-15), но ложь эта была очевидна и не могла затмить истины воскресения Христова. Ибо если бы воины дейст­вительно спали, то как они могли узнать, что именно ученики прихо­дили ко гробу, отвалили камень, сняли с Умершего одежды (почему же не с одеждой унесли?), вынесли из пещеры и унесли куда-то? И стражи ничего этого якобы не слыхали. Можно ли этому поверить? Конечно нет. А если воины не спали и видели, как уносили ученики тело Христа, то почему они не удержали похитителей? Если допустить и невозмож­ное, что воины действительно спали тогда, когда ученики уносили тело Христа, то можно спросить, для чего оно было нужно им? Для того ли, чтобы проповедовать о воскресении Его? Но они сами-то не вполне верили в возможность воскресения (Лк. 24, 20-21; Ин. 20, 9). Хотя Господь Христос при жизни Своей говорил им, что Ему подобает быть убиту, и в третий день воскреснуть, апостолы оказались настолько боязливыми, что когда враги пришли взять Господа, то все они разбе­жались (Мф. 26, 56; Мк. 14, 50) и потом, страха ради иудейского, сидели в доме, заперев двери его (Ин. 20,19). Могли ли эти люди решиться идти ко гробу, чтобы взять Умершего, охраняемого стражей? Дело неве­роятное. Могли ли они решиться взять Умершего, чтобы проповедовать о воскресении, когда они не поверили истине Воскресения даже и тогда, когда возвестили им о воскресении Его жены-мироносицы (Мк. 16,10-13)?

Как же узнали о воскресении и кто сперва узнал? Опять не уче­ники узнали, а женщины, пришедшие помазать ароматами тело умер­шего Христа. Им сперва возвестил Ангел, что Христос воскрес, и послал их возвестить о том апостолам (Мф. 28,1-7 и др.). А потом и Сам Воскресший стал являться многократно, в разных местах. Этими явлениями возбуждена и закреплена в апостолах вера в воскресение настолько, что они потом пронесли проповедь о воскресении по всему миру, не боясь никого и ничего, и за истину эту они полагали души свои.

Христос не только воскрес, но и восшел на небеса и воссел одес­ную Отца. Свидетелем этого явился Дух Святой, ниспосланный на апостолов в день Пятидесятницы, по обетованию Воскресшего (Деян. 2,1-4). По сошествии Святого Духа на апостолов полились, как реки, чудеса - сперва в Иерусалиме, потом по всей Иудее, наконец повсюду, куда являлись проповедники Воскресшего Христа. В день сошествия Святого Духа речь апостола Петра привлекла к вере в Воскресшего Христа три тысячи народа (Деян. 2, 41). Исцеление апостолами Петром и Иоанном хромого при храме Иерусалимском сопровождается крещением пяти тысяч человек (Деян. 4, 4). Апос­толы открыто свидетельствуют пред старейшинами народа, что рас­пятый ими Христос воскрес и силой Его совершаются видимые ими чудеса, и начальники иудейские не смеют отрицать этого и даже намека не делают якобы на похищение тела Иисусова, после того как они мздой убедили воинов распустить молву, что ученики украли тело Его.

Христианство чем более было гонимо, тем далее и далее рас­пространялось. Всё вооружилось против Христа: и власть, и богат­ство, и ученость, и невежество,- и всё это в конце концов склонилось к подножию Креста. И теперь опять та же борьба - борьба сил ада со Христом, и борьба ожесточеннейшая. Сатана изобрел новые оружия для разрушения Церкви Христовой: он выслал против неё так называе­мую науку,- впрочем, не истинную науку, а лженауку. Он вооружил против нее литературу и всякого рода книжничество; он воздвиг про­тив Церкви современный материализм, враждебный Евангелию социа­лизм, разного рода секты, ереси и политические партии: одни из них хвалятся разрушить дело Христово, так что от Церкви останутся якобы только клочки, другие как бы говорят о Христе и Церкви: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их (Пс. 2,3). Но веруем, что со всеми ними случится то, что сказано в пророчественном псалме: Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им, и Христос - Царь Сиона-упасет народы жезлом железным и противников Своих сокру­шит, как сосуды горшечника (Пс. 2: 4, 9).

Итак, воистину Христос воскрес. Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии! Победитель ада и смерти победит и всех врагов, восстающих на Церковь Его, яко всесилен.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его (Пс. 67, 2)!