Исследовательские работы млад школьн по экологии. Проект на тему: "Экологическое образование младших школьников". Загрязнение мирового океана

Исследовательский проект по экологии для школьников. Зелёными тропинками родного края.

Мухина Светлана Николаевна.
Описание работы: предлагаю вашему вниманию проект, направленный на знакомство детей с растительным миром своей местности.
Цель: познакомится с разнообразием растительного мира, особенностями различных видов растений.
Задачи:
1) Формировать умения самостоятельно и совместно с родителями находить материал обобщать и сравнивать его.
2) Развивать рефлексивные умения: осмысливать поставленную задачу; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для достижения поставленной цели?»
3) Расширять кругозор; прививать навыки работы в сотрудничестве: взаимопомощь в группе в решение общих задач.
4) Развивать умения кратко излагать мысли
5) Личное участие в решении проблем растительного мира нашего края, забота об окружающей среде в месте проживания.

Тип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Аннотация: При подготовке использовали чтение художественной литературы. Читали стихи о природе Есенина, Тютчева, Фета, рассказы Пришвина, Паустовского, Сладкова. Рисовали природу вокруг своего дома, вокруг школы. Изготавливали запрещающие и предупреждающие знаки по теме «Охрана растений», «Правила друзей природы».
Готовили сообщения об известных видах деревьев и кустарников, лекарственных и исчезающих растениях.
Адресная группа: дети 8-9 лет.
Гипотеза: знание растительного мира родного края влияет на умение ухаживать за растениями, создаёт благоприятные условия для развития чувства любви к малой родине, любви к природе.
Ожидаемые результаты:
-научится классифицировать растения;

Научиться ухаживать за растениями (знать, что необходимо для жизни растений);
- воспитать бережное отношение к природе.
Формы и методы работы: изобразительная деятельность, изготовление поделок из природного материала, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, изготовление предупреждающих знаков.
Этапы проекта: Подготовительный, основной, практический, контрольный, заключительный.
1 этап – Подготовительный:
- Определить тему проекта.
- Продумать ключевые понятия.
- Составить график этапов.
- Привлечь внимание родителей с целью оказания помощи.
- Подготовить необходимы книги, дидактический материал, занимательный материал.
- Приблизительно представить итоговые работы.

2 этап – Основной этап:
Самостоятельная работа над решением поставленных задач, форма проектной деятельности: выставка рисунков, поделок из природного материала.

3 этап – Практический этап:
Вид презентации проекта: краткие выступления по теме.

4 этап – Контрольный этап:
Выбор лучших работ, вручение удостоверений и приза.

5 этап – Заключительный этап:
разослать благодарность всем, кто помог в проведение проекта. Вернуть книги, дидактический материал.

Подтверждение гипотезы: наша гипотеза подтвердилась: зная, какие растения произрастают в нашем крае, мы научились правильно за ними ухаживать: обильно поливать влаголюбивые, знать в каком месте лучше сажать светолюбивые, а в каком теневыносливые растения. Знакомясь с природой родного края,мы почувствовали причастность к жизни Тамбовщины, ощутили себя частичкой родного края, почувствовали гордость за то, что наш край украшают такие полезные и красивые растения.
Выступление обучающихся:


Мы рисуем природу:



Учимся ухаживать за растениями, теория тоже важна:



Любите и берегите природу!

Учащиеся 4 класса МБОУ "Средней школы №2" город Гагарин

Исследовательская работа группы "Экологи"

Тема исследования: "Как решить экологические проблемы нашего города"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Исследовательская работа группы «Экологи» Тема исследования: «Как решить экологические проблемы нашего города»

Гипотеза: мы предполагаем, что изучив экологические проблемы нашего города, мы будем поступать так, чтобы не нарушать экологическое равновесие.

Цель исследования: формирование экологической воспитанности людей. Задачи: находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; оценивать отрицательное влияние человеческой деятельности на природу; учиться быть заботливыми, добрыми и ответственными гражданами нашего города.

Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Этапы работы 1.Изучить экологические проблемы нашего города. 2. Подумать, что приводит к возникновению этих проблем. 3. Наметить пути решения этих проблем. 4. Предложить, что может сделать каждый из нас, чтобы в нашем городе было экологическое равновесие? 5. Выводы.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Какие экологические проблемы существуют в н ашем городе? 1.Загрязнение воздуха. 2.Загрязнение воды. 3. Мусорные свалки.

Загрязнение воздуха заводы машины курение сигарет вырубка леса Как решить экологическуюпроблему? Контролировать выбросы фабрик. Поставить очистные фильтры. Создавать машины не наносящие вред экологии. Запретить курение сигарет. Контролировать вырубку леса. Сажать деревья.

Загрязнение воды заводы с точные воды мусор нефтепродукты Как решить экологическую проблему? Ставить очистные фильтры. Не выбрасывать мусор вблизи водоемов. Не мыть машины вблизи водоемов. Следить за выбросом сточных вод.

Что приводит к загрязнению воды в нашем городе? 1.Коммунальные службы не вывозят мусор своевременно. 2.Низкая культура жителей нашего города. 3.Нет мусороперерабатывающих комбинатов.

Пути решения проблемы. 1.В городе должен быть построен мусороперерабатывающий комбинат. 2.Должны быть мусорные контейнеры для разного вида мусора. 3.Люди не должны бросать мусор мимо мусорных контейнеров.

Как экологические проблемы влияют на жизнь человека? Экологические проблемы влияют на здоровье людей. В нашем городе очень часто болеют дети. В некоторых водоемах нашего района нельзя купаться. Во многих населенных пунктах нашего района вода не пригодна для питья.

Что может сделать каждый из нас? 1.Ты можешь стать личным примером каждому. 2.Собирать и сдавать использованную бумагу. 3. Собирать и сдавать ненужные металлические изделия. 4. Сажать деревья. 5. Следить за чистотой. 6. Оберегать животных и растения.

Исследуя данную проблему мы сделали следующие выводы: 1.Все экологические проблемы влияют на жизнь и здоровье человека. 2.Чистота нашего города зависит от каждого из нас. 3.Мы должны беречь и охранять природу, чтобы сохранить жизнь на земле.

Ресурсы Фон слайдов. http://goo.gl/guFQI 2. Изображение планеты Земля. http://goo.gl/hlVP6 3. Картинки экологических проблем. http://goo.gl/p0e9E 4.Экологические проблемы города Гагарин Смоленской области http://goo.gl/J9pBZ 5.Экологические проблемы современности. votedeath.ru

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

Задачи:

  1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
  2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
  3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
  4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
  5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

Этапы проекта:

1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

  • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
  • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
  • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

Приложение 1. Проект по экологии.

Приложение 2. Презентация проекта.

Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

Проект на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ »

Выполнила: Чижикова Татьяна Михайловна, учитель биологии 1 квалификационной категории МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

Научный руководитель: Павлова Ирина Равильевна, доцент кафедры методики преподавания естественнонаучных дисциплин, к.п.н.

г. Казань, 2011г.

Оглавление

    Введение. 3

    Актуальность. 6

    Организация исследовательской деятельности учащихся. 7

    Результат. 11

    Литература. 13

    Приложение.

    Введение.

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Она является одной из прогрессивных форм обучения в современной школе, позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.

А что привлекает к исследовательской деятельности самих учащихся? Конечно, прежде всего, любознательность, интерес к поиску новых неизвестных данных. Немаловажное значение имеет престижность- участие в разных конкурсах повышает авторитет школьника в среде товарищей.

Наконец, некоторые вузы учитывают при поступлении на учёбу дипломы и сертификаты абитуриентов, полученные ими на конференциях и конкурсах различного уровня.

Несмотря на то, что в условиях сельской школы, отдалённой от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически ежедневно, ведь задача учителя, говоря словами В.Розова: «разгребать груды камней- а вдруг под ними окажется человек».

Экология как наука, учебный предмет дает большие возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка.

Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии и химии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

Цель:

научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.

Задачи:

Формировать и развивать творческие способности ученика;

Развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

Создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

Заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

Постараться развивать у ученика коммуникативные умения и навыки.

Проблема:

Создать условия для развития познавательного интереса и творческой активности учащихся, комфортных условий для ведения успешной исследовательской деятельности и успешного взаимодействия учителя и ученика в этой деятельности.

    Актуальность.

В настоящее время исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор, учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.

    Организация исследовательской деятельности учащихся.

Приведенный перечень целей и задач не исчерпывает всех целей, достигаемых применением в обучении исследовательского метода, но в качестве ориентира для учителя, решившего работать этим методом, он вполне достаточен.

Учителя и школьники в процессе совместного исследования проблемы учатся следующему:

    сотрудничеству и сотворчеству;

    наблюдению и отбору фактов;

    постановке проблем и видению их решения;

    определению цели исследования;

    постановке задач исследования;

    умению формулировать гипотезы;

    умению планировать эксперименты;

    умению работать с информацией – искать, отбирать, анализировать;

    применять полученные знания для достижения своих целей;

    конструировать новые способы деятельности;

    анализировать полученные результаты.

Кроме этих специальных методологических умений школьники учатся и общеучебным умениям, а именно:

    планировать работу;

    оформлять результаты исследования и саму работу;

    письменно и устно представлять результаты работы;

    защищать свою точку зрения.

Таким образом, исследовательская деятельность, как никакая другая деятельность, формирует у учащегося качества, необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации независимо от выбора будущей профессии.

Исследовательскую работу учащихся, чаще всего мы проводим во внеурочное время, хотя и на уроках можно практиковать решение некоторых проблем и задач при постановке лабораторных опытов и обсуждать полученные результаты. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что исследовательская работа, выполняемая в течение учебного года не должна отнимать у ученика слишком много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, множество других общественно-полезных дел, а длительная работа может просто надоесть ученику.

Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы исследовательской деятельности.

Одной из серьезных проблем исследовательской работы является выбор ее тематики. Дело в том, что исследовательская деятельность многозначна и осуществляется с различными педагогическими целями. В одном случае, она направлена на развитие способностей каждого учащегося класса, независимо от его интереса к конкретному предмету. Например, на уроках биологии все учащиеся занимаются решением проблемных задач или ставят опыты на пришкольном участке. Ученики могут и не интересоваться биологией, но занимаются при этом исследовательской деятельностью, и она приносит определенную пользу. В других случаях, тема работы – это предмет активного интереса ученика, которая выступает как объект изучения, так и собственно исследования. И если в первом случае уровень сложности работ относительно не велик, то во втором случае трудно даже предусмотреть, какие дополнительные шаги придется совершить исследователю для достижения поставленной цели. Все это необходимо предусмотреть, планируя разработку той или иной темы исследования.

Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы исследования, планирование и проведение новых экспериментов – это следующий шаг.

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Все творческие работы имеют общие элементы:

    Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

    В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы.

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

    Практическая методика исследования выбранного явления.

    Собственный экспериментальный материал.

    Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Не так важно, сделает ли ученик какое-то важное исследование, открытие, пусть это будут уже известные результаты, но это его личное достижение, его собственное маленькое открытие. Самостоятельно занимаясь сбором информации, анализируя, обобщая, ученик учиться мыслить, он развивает свои коммуникативные способности. Доказывая, защищая свою гипотезу, он формирует собственные убеждения.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся, как ни какая другая учебная деятельность, помогает учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учёбы, для профессиональной и социальной адаптации, причём, независимо от выбора будущей профессии.

    Результаты.

Результатом организации исследовательской деятельности учащихся МБОУ «Кулаевская средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района РТ являются участие и победы на районных эколого-биологических и химических конференциях:

2008г - химическая конференция посвящённая 175-летию Д.И. Менделеева, грамота за 3 место;

2009г – химическая конференция посвящённая Казанской школе химиков, грамота за 2 место;

2009г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 3 место – исследовательская работа «Экология жилища»,

грамота за 3 место- экологическая выставка;

2010г – химическая конференция «Химия наша жизнь - наше будущее», грамота за 2 место;

2011г – эколого-биологическая конференция «Зелёная планета», грамота за 1 место, исследовательская работа «Исследование снежного покрова в районе с. Кулаево, расположенного вблизи автотрассы М-7 Волга»,

грамота за 1 место, экологический фотоколлаж.

    Выводы.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выгодский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие ученика с действительностью. Попытки «внести» в сознание ребёнка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность,- бесполезны. В результате работы над исследовательскими видами деятельности учащиеся овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество- способность учиться на собственном опыте и опыте других.

    1. Занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью необходимо всегда помнить о главном- нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно.

      Не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ- лучше меньше, да лучше.

      Не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени.

    Литература

    1. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе №5 2006 с35-38

      Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс, 1998.

      Демидов В.А. Биологические конкурсы. Как подготовить к ним ученика?//Биология в школе №4 2005- с.53-56

      Кузьмина И.И. Требования к оформлению исследовательских и творческих работ школьников: Сунтарский республиканский политехнический лицей, 2004.

      Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004,№1.

      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ВЛАДОС, 2001.

      Фамелис С.А. О научных исследованиях учащихся //Биология для школьников №4 2008 с.31

Используемые сайты интернета:

Приложение 1

Тема проекта: Исследование загрязнения снежного покрова на прилегающей территории к автотрассе Москва- Уфа М7 «Волга» в районе с. Кулаево Пестречинского района РТ.

Цель проекта: провести индикацию уровня загрязнения снежного покрова с помощью химического анализа в районе с.Кулаево Пестречинского района РТ.

Объектная область: экология

Объект исследования: водная среда

Задачи исследований:

    Практическое: сбор материала для исследования; подготовка материала к исследованию; проведение исследования (химический анализ снега).

Оборудование: Стеклянная посуда для проб воды, аналитические весы, спиртовка, штатив, чашка для выпаривания, мерный цилиндр, набор необходимых реактивов.

Введение.

Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

Снежный покров- прекрасная возможность исследования загрязнений природной среды. Влияние автотранспорта на загрязнение снега является очень существенным. Снег является индикатором загрязнения атмосферного воздуха, а так же последующего загрязнения вод и почвы. Концентрация загрязняющих веществ в снеге на 2-3 порядка выше, чем в воздухе (Василенко В.Н. и др. Мониторинг загрязнения снежного покрова. Л., Гидромет., 1985). Измерения содержания загрязняющих веществ производятся достаточно простыми методами, при этом не требуется сложного оборудования. Снег является индикатором атмосферного загрязнения веществами: сульфатами, нитратами, аммонием, основаниями, тяжёлыми металлами, карбонатами, хлоридами и другими веществами.

Отбор проб снежного покрова прост, не требует сложного оборудования. Всего лишь одна проба по всей толще снежного покрова даёт представительные данные о загрязнении в период от образования устойчивого снежного покрова до момента отбора пробы. Суммарная проба всех снегопадов усредняет все загрязнения как по направлению сноса, так и по времени. В этом её ценность, т.к. эта проба наиболее близка к среднему уровню загрязнения атмосферы в данном районе за период от начала формирования снежного покрова до времени отбора пробы (Сонин Г.В. Кондуктометрический метод анализа атмосферных осадков и природных вод.- Казань, 1997).

Для определения источников загрязнения необходимы данные наблюдений за погодой в период формирования снежного покрова,о преобладающих ветрах в данной местности, о рельефе местности.

Пестречинский район находится в северо-западной части Республики Татарстан. Через территорию района проходят важнейшие автомобильные трассы Казань- Набережные Челны(М7 «Волга») и Казань- Богатые Сабы. Площадь района 1362км 2 ; протяжённость района с севера на юг 37км, с востока на запад 38км. Поверхность района представляет волнистую равнину, наибольшая высота 204м. Климат умеренно- континентальный. Средне- месячные температуры воздуха от 18-19 0 C . Годовая сумма осадков 165мм. Село Кулаево расположено на автомобильной дороге Казань-Уфа в 8 км к юго-западу от с. Пестрецы и в 33 км от г.Казани. Население составляет 1094 человек. Производство: сельхоз продукция.

Накапливая различные загрязнения, снег является источником загрязнения подземных вод и почвы.

В с. Кулаево Пестречинского р-на подземные воды являются основным источником водоснабжения.

Эта работа является продолжением исследования качества питьевой воды в нашем селе,которая нами проводилась в 2007году.

Методика исследований.

Для проведения исследований были взяты 3 пробы снега. Первая проба- обочина автотрассы М7 «Волга», вторая- 25 м от трассы, третья- 100 м от трассы.

Отбор проб проводили, вырезая керны на всю глубину (до земли). С помощью лопаты делали разрез прямоугольного сечения на всю глубину снега, взятую пробу поместили в полиэтиленовый пакет и ведро. Оставили до полного таяния.(методика Сонина Г.В.)

Когда температура воды сравнялась с комнатной, провели анализ на следующие компоненты: рН, обнаружение катионов свинца, обнаружение сульфат-ионов, обнаружение хлорид-ионов, обнаружение нитрат-ионов, обнаружение ионов железа, обнаружение фенола, общее солесодержание. Также провели анализ физических свойств талой воды.

Для определения прозрачности проб талой воды в колбу наливали определенное количество воды и через неё просматривали печатный текст. В качестве контроля использовали дистиллированную воду.

Для определения цвета использовали фон листа белой бумаги.

Суточным отстаиванием воды определяли наличие осадка.

Для определения рН –среды использовали универсальный индикатор, цвет которого сравнивали со шкалой рН.

Методика химического анализа:

    Для обнаружения катионов свинца использовали реагент-хромат калия K 2 CrO 4 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды, прибавили 1мл раствора хромата калия. Если выпадает жёлтый осадок, то содержание катионов свинца более 100мг\л: Pb 2+ + CrO 4 2- = PbCrO 4 , если наблюдают помутнение раствора, то концентрация катионов свинца более 20мг\л, а при опалесценции-0,1мг\л (рассеивание света частицами коллоидной системы).

    Для обнаружения хлорид-ионов используют раствор нитрата серебра AgNO 3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO 3 . В пробирку приливали 10 мл пробы воды,добавляли 3-4 капли раствора азотной кислоты и приливали 0,5 мл раствора нитрата серебра. Если концентрация хлорид-ионов более100мг\л, то выпадает белый осадок: Cl - + Ag + = AgCl , если концентрация хлорид-ионов более10 мг\л, то наблюдается помутнение. При концентрации более 1 мг\л наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения сульфат-ионов использовали реагент-хлорид бария. К 10 мл пробы воды прибавляли 2-3 капли соляной кислоты и приливали 0,5 мл раствора хлорида бария. При концентрации сульфат-ионов более 10 мг\л выпадает осадок (белый) : SO 4 2- + Ba 2+ = BaSO 4 если концентрация сульфат-ионов более 1мг\л- наблюдается опалесценция.

    Для обнаружения ионов Fe 3+ использовали раствор роданида калия KSCN . К 10мл пробы воды добавляли раствор KSCN . При наличии ионов железа раствор меняет цвет на красный.

    Для обнаружения фенола использовали реактив FeCl 3 . При наличии фенола изменяется окраска раствора из желтой в фиолетовую.

    Для определения содержания растворённых солей проводили выпаривание одинакового количества воды каждой пробы, сравнивали с контролем- дистиллированной водой, которая не содержит солей.

Результаты исследовательской работы.

Исследования проводились в январе 2010 года. Было взято три пробы снега (14.01.2010г.). Анализ физических свойств талой воды.

Таблица №1. Физические показатели исследованных проб снега.

пробы

Прозрачность

Цвет

Наличие осадка

pH

Дистиллированная вода(контроль)

Идеально прозрачная

Бесцветная

Без осадка

проба №1 (обочина дороги)

мутная

серый

Много механических осадков

Проба №2 (25м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Травинки, песок

Проба №3 (100м от дороги)

прозрачная

бесцветная

Песок

Таблица №2. Результаты исследования химического состава проб снега.

пробы

Pb 2+

Fe 3+

Cl -

SO 4 2-

NO 3 -

фенол

контроль (дистиллированная вода)

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

нет

Проба №1 (обочина)

опалесценция

нет

Более 100мг/л (белый осадок)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №2 (25м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

Более 1мг/л (опалесценция)

нет

нет

Проба №3 (100м)

нет

нет

Более 10мг/л (помутнение)

нет

нет

нет

    Ионы Pb 2+ обнаружены в пробе №1 в очень малой концентрации.

    Ионы Fe 3+ не обнаружены ни в одной из проб.

    Ионы Cl - обнаружены довольно в большой концентрации в пробе №1, в пробах №2,№3 в малых концентрациях.

    Ионы SO 4 2- обнаружены в незначительных концентрациях в пробах №1,№2. В пробе №3 не обнаружены.

    Ионы NO 3 - не обнаружены не в одной из проб.

    Фенол не обнаружен не в одной из проб.

    Во всех пробах после выпаривания на стенках чашек остался белый налёт, что свидетельствует о наличии растворённых солей в пробах снега.

Выводы.

    Анализ физических свойств талой воды показал, что наиболее близка к контролю- дистиллированной воде проба №3; во всех пробах присутствует механический осадок, особенно велик в пробе №1.

    Показатель pH ближе к норме (рН= 5,6) в пробе №3.

    Химические исследования состава проб воды показали высокую степень загрязнения ионами Cl - .

Степень загрязненности проб снега можно объяснить разной удаленностью точек взятия проб снега от источника загрязнения (М7 «Волга»).

Список использованной литературы.

    Ахметзянов А.А. География Пестречинского района. ТГГПУ, Казань, 2008г.

    Сторчевус В.К. Экология и автомобилизация.-Киев:1990

    Алексеев С.В., Беккер А.М. «Изучаем экологию-экспериментально» . Школьный практикум по экологии Пасечника В.В.

    ГОСТ 1232-98 Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством.

Приложение 2

8 января 2010 года. Пестречинская СОШ. Экологическая конференция

«Зелёная планета».

Кулаевская СОШ приняла активное участие в работе экологической конференции.

На суд компетентного жюри было представлено веступление агитбригады

«Природа в опасности», экспонаты экологической выставки и исследовательский проект «Экология жилища».

В оформлении экологической выставки приняли участие учащиеся 1-11 кл.

На ней были представлены поделки из природного материала, вышивка, рисунки,фотоальбом, альбомы со стихами и экологическими сказками сочиненными нашими учениками, работы по дереву.

Наша школа заняла 3 место и получила грамоту от Пестречинского РОО.

Привлечь внимание окружающих к проблемам охраны окружающей среды, призыву к бережному отношению к природе, формированию экологической культуры личности было посвящено выступление агитбригады «Природа в опасности».

Во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу планету. Природа -наше богатство; сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и наш долг!

Ученица 9 кл. Шакирова Галина представила исследовательский проект «Экология жилища» и заняла 3 место. В своём исследовании она определила все компоненты современного жилища, которые оказывают негативное воздействие на наше здоровье. Это и стены из бетона, и напольные покрытия, и СМС, и электробытовые приборы и многое другое.

МОУ Кулаевская СОШ Пестречинского муниципального района РТ