Эпоха меровингов. Культура эпохи меровингов. Галлия и Германия в конце V века

Часть 1. Историческая эпоха и культурно-политический контекст

Европа эпохи Меровингов представляла собой удивительное и уникальное явление. На осколках античного мира и древней языческой культуры закладывался фундамент новой европейской цивилизации, осуществлялся загадочный переход от античности к средневековью. Трудно удержаться от каламбура, используя слово «переход» - при изучении исторических материалов, касающихся той эпохи, складывается впечатление, что и Европа, и Азия находились в невероятном движении. Народы постоянно передвигались с места на место (в том числе, нельзя не упомянуть и Великое Переселение Народов, которое начинается примерно в III веке нашей эры и заканчивается (тоже примерно) к X веку нашей эры), с политической арены сходили могучие державы, нередко уступая место «кочевым империям», а главной движущей силой эпохи становились боевые дружины и их героические предводители. Фантастическое смешение традиций и стилей касалось всех сторон жизни каждого человека. Роскошь Рима, и, впоследствии, Византии казалась древним варварским племенам ослепительной. Когда-то Тюркский каган писал императору Юстиниану: «В Вашей империи есть все, включая, кажется, даже невозможное».

Кризис огромной Римской империи, а вместе с ней - позднеантичной цивилизации назревал давно. К концу II века границы империи достигают максимума, у Рима появляется огромное количество провинций и федератов, клиентов и союзников. Хотя это кажется невероятным, но вчерашние варвары прочно входят в государственную систему Рима. Примерно в III веке начинается Великое Переселение Народов, и, одновременно, государственный кризис самой Римской Империи. В IV веке Рим перестает главенствовать - столица перенесена в Константинополь, принята новая государственная религия - христианство. Реальная власть постепенно переходит с Запада на Восток, от Рима к Византии. К роковому пятому веку в римской армии, которая являлась одним из важнейших столпов империи, не остается ни одного этнического римлянина, в войска вербуются юноши из среды федератов, которые, однако, все еще считают Рим своей родиной. Римская армейская среда представляла собой фантастическое смешение народов и культур - готы, гунны, гепиды, аланы, мавры, персы, франки, руги, вандалы, славяне, лангобарды, армяне. Языком общения для всех этих людей была латынь. Именно в эпоху смешения позднеантичной и варварской культуры закладывается не только основа территориального, политического, культурного и военного устройства ранних варварских королевств, возникших на руинах Великой Римской Империи - держав эпохи Меровингов - но и огромная культурно-политическая база европейской цивилизации. Милитаризированное общество с особой культурой останется таким на века, и заложит основу средневековых рыцарских государств и культурных традиций.

Конец V века ознаменовался катастрофой - крушением Западной Римской Империи 23 августа 476 года. И с VI века главной политической силой Европы, оплотом христианства, хранительницей высоких культурных традиций и законодательницей мод становится Византия.

Традиционно эпоха Меровингов начинается с конца V века и завершается в середине VIII века, в период правления древней королевской династии франков. Эта династия имела ряд особенностей, которыми и запомнилась многим поколениям.

Во-первых, королевская власть передавалась только длинноволосым наследникам. Потеря волос приводила к потере трона. Во-вторых, никто из детей короля не должен был остаться без наследства, что приводило к постоянному дроблению земель. Усугубляло положение многоженство королей. Возможно ли, что первоначально языческая традиция подразумевала некий ритуальный поединок, в котором должен был выжить сильнейший? Так или иначе, но все Меровинги постоянно враждовали между собой, а противостояние двух королев их рода - Фредегонды и Брунгильды - входит в эпос как вражда Брунгильды и Кримхильды. В-третьих, это легендарное происхождение королевского рода и многие легенды, связанные с этими королями. В 451 году происходит знаменитая Битва на Каталаунских полях, символом трофеев которой становится знаменитое сокровище готов, золотое блюдо немыслимой ценности (и весьма возможно, что именно это блюдо попадет в кодекс легенд о Святом Граале как символ Земли). Проспер Тиронский в своей «Хронике» (14 век) сообщает, что в то время «у франков не было королей, они довольствовались вождями». Франки (и, возможно, родоначальник первой королевской династии - Меровей) принимают участие в этой битве. О рождении легендарного Меровея, по имени которого франкские короли стали называться «Меровинги», существует любопытная легенда, записанная в «Хронике Фредегара»: «…В полдень его (т.е. короля, мужа матери Меровея - прим. автора ) супругой овладел зверь Нептуна, похожий на квинотавра. Впоследствии, забеременев то ли от зверя, то ли от человека, она родила сына по имени Меровей, и по нему затем франкские короли стали прозываться «Меровинги»…».

Есть еще одна популярная версия происхождения рода Меровингов. Эта версия гласит, что короли происходят из рода Христа и Магдалины. Обе версии кажутся мне составленными несколько искусственно. «Зверь Нептуна» и его отцовство династии Меровингов напоминают мне другую легенду, гораздо более древнюю - это легенда о царском наследнике Тесее, божественным отцом которого стал Посейдон (Нептун), а земным - Эгей. По поводу второй версии могу сказать, что «Евангелие от Магдалины» не содержит никаких упоминаний об этом браке; напротив, Христос везде обращается к ней «сестра», и произносит фразу «Ничего не оставил я в руках лукавого», которая вряд ли прозвучала бы, если бы в этом мире у него оставались бы жена и дети. Убедительных доказательств происхождения Меровингов от Христа пока не предоставлено, хотя очень интересные версии появились в романе М.Баджента, Р.Лея и Г.Линкольна «Священная кровь, Священный Грааль» и книге Л.Гарденера «Царства Властителей колец». Однако, ссылаясь на древние обычаи матриархата, божественного престолонаследия и других, не менее интересных традиций, нельзя не упомянуть, что древние копты имели мистическое учение о женской троице (Дева-Нимфа и Матерь-Старица), трехликой богине, которая воплотилась как Мария Магдалина - Мария Богородица - Мария Клеопова (иногда, т.к. женское число Богини еще и "5", как пять состояний человека, сюда включают Веронику и Саломею). Магдалина автоматически может быть только Девой, возможно, она - первая Дева Грааля. Да и не вяжется поведение Меровингской династии, в которой родственники ведут распутный образ жизни, нарушая все заповеди и постоянно, с удивительным коварством, убивая друг друга, с заветами кроткого Христа, который проповедовал миру любовь и истину! Многие историки почему-то закрывают глаза на эти факты, попросту изымая их из своего повествования. Как и то, что первые Меровинги считали себя вассалами Римской Империи и заимствовали идеи у византийского двора. Весьма возможно, что короли франков традиционно считались детьми богов и наследниками древнего права короля, потому приверженцы теории о происхождении Меровингов от Христа просто перенесли древние языческие традиции на культурную почву нового религиозного учения. Кроме того, в Европе тогда было очень распространено арианство, отрицающее божественное происхождение Иисуса Христа.

Одним из самых знаменитых Меровингов становится Хильдерик, в могиле которого найден массивный золотой перстень с портретным изображением. Трудно судить о сходстве, но бросаются в глаза две детали - длинные вьющиеся волосы, и вооружение, похожее на античные образцы. Основателем державы франков считается Хлодвиг Меровинг. При Хлодвиге I земли, которые потом войдут во Францию, официально принимают христианство. Известен так же «добрый король» Дагоберт I (629-638 гг), правление которого считается золотым веком франков и который причислен к лику святых. Именно это Меровинг пытался заполучить легендарное Сокровище готов - золотое блюдо. Биография Дагоберта II (род. 651 - ум. 679), от рождения до смерти, похожа на знаменитые средневековые легенды, прекрасные и страшные. Считается, что именно с его смертью приходит конец старшей и главной ветви рода Меровингов, а дальше правят наследники младшего рода, «ленивые короли». Номинально правление Меровингов продолжается до 752 года, времени, когда Хильдерик III свергнут с трона Пипиным Коротким, родоначальником династии Каролингов. Судьба последнего Меровинга печальна - он заключен в тюрьму, ему наголо обривают голову. Через четыре года он умирает.

Не могу удержаться от маленького лирического отступления. Нельзя не упомянуть, что в эту же эпоху живет легендарный Артур, король Британии, в предания о котором попадает и легенда о Святом Граале. Некоторые исследователи связывают Артура с Меровингами. Кстати, после падения Рима, Артур номинально мог претендовать на титул императора, если он, согласно гипотезе Джона Риса, имел должность Comes Britanniae . Однако история Артура начинается позднее даты падения Рима, а последний римский легион был выведен из Британии в 408 году, и доартурианская Британия остается полностью обескровленной и без защиты. И чтобы участвовать в битве при Бадоне в 536 году Артур должен родиться хотя бы в конце V века! Кроме того, я не нашла упоминаний о том, что длина волос имела для Артура какое-то значение, и что династия Меровингов правила в Британии. Однако какие-то мотивы появления «истинного короля» все же прослеживаются в легендах Круглого Стола, особенно в цикле Грааля.

Этот же мотив появляется и у Толкина, в книгах которого можно найти много понятий, которые присутствуют и в древних, и в средневековых хрониках. Это и королевское место Ирландии Ло-Риен, и Мордор, земля древних пиктов, и оживший лес (как часто появляется он в преданиях о династических распрях!), и конфликт королей и майордомов (правда, у Толкина Арагорн (условный «Меровинг») торжествует), и Авалон, и даже ирисная долина, в которой погибает Исилдур (по моей недавней теории - один из «властителей со звездой на челе»), но спасается Хлодвиг Меровинг (которого, исходя из теории авторов «Священной крови…», можно назвать «Король-из-за-Моря», что опять-таки наводит на мысли о Толкине).

Источники:

«Хроники длинноволосых королей», составитель и переводчик - Н.Горелов.

«Эпоха Меровингов - Европа без границ» выставка и буклет ГМИИ им. Пушкина

«Сокровища Ойкумены. Великое переселение», под редакцией А.Журавлева

Собственные умные мысли J

B VI-VII вв. единственными центрами образования были епископские и монастырские школы. B монастырских скрипториях, (мастерских рукописных книг) переписывалась религиозная литература и произведения античных авторов (главным образом «Энеида» Вергилия).

Почти в каждой мастерской имелись местные отличия в письме и в украшении рукописей (цветные заставки, инициалы и np.).

Краткие записи событий (анналы) также велись преимущественно в монастырях. Вместе с тем в VI в.

еще не совсем исчезла античная историографическая традиция. Епископ Григорий Турский составил «Историю франков», где имеется краткая всемирная хроника и история Галлии. Особенно подробно описывает Григорий Турский события 573-591 гг. Это произведение написано не на литературном латинском языке, а на языке, приближавшемся к разговорной (вульгарной) латыни.

B VI в. в среде франков были распространены древние эпические предания и песни в честь вождей на франкском диалекте (их частично использовал Григорий Турский), а также агиография, т. e. жития святых.

Архитектура меровингского периода во многом повторяла приемы античного каменного зодчества. Виллы магнатов и епископов строились по образцу уцелевших римских вилл, церкви - по образцу раннехристианских базилик. Церкви украшались мраморными Колоннами из разрушенных античных строений, настенными росписями и мозаикой.

Памятники деревянного зодчества, принесенного германцами, не сохранились.

ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

Франкское государство в конце VII - начале VII вв. представляло собой картину полной раздробленности. Несмотря на победу Пипина Геристаль- ского в битве при Третри, магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. Совершенно отделилась и не признавала власти австразийского герцога Аквитания. Зарейнские племена - алеманны, фризы, саксы и бавары - также отпали. Ha юго- западе обнаружилась серьезная арабская опасность, которая переросла в прямую угрозу завоевания арабами всего Франкского государства.

Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот»), который стал майордомом Франкского государства в 715 г. и правил до 741 г. совершил ряд походов за Рейн, в Тюрингию и Алеманию. Карл Мартелл подчинил обе эти области, которые сделались самостоятельными при «ленивых» королях Me- ровингов. Он заставил саксов и баваров вновь платить ему дань и присоединил к Франкскому государству Фризию, или Фрисландию (страну племени фризов).

B начале VIII в. в Южную Галлию с Пиренейского полуострова проникли арабы. Их целью было отторжение Южной Галлии от Франкского государства. Арабская легкая конница очень быстро продвигалась вперед по старой римской дороге, которая вела с юга на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж. Карл Мартелл поспешно собрал военные отряды для отпора арабам. Арабы уже захватили Южную Галлию, долину Роны и приблизились к Лауре. Под Пуатье их остановило собранное Карлом Мартеллом ополчение из франков и других германских племен. B семидневной битве германские войны выдержали натиск арабской конницы и едва верили победе, когда оказалось, что арабы покинули лагерь и бежали. Хотя у арабов еще осталось несколько укрепленных мест в Галлии, но движение ислама на запад после этой битвы (732 г.) остановилось.

Через пять лет арабы вновь сделалй~попытку) захватить Южную Галлию, но Карл Мартелл^гвто= рично разбил их.

Борьба с арабами вызвала крупные изменения в военном строе франков. Старое войско германцев было главным ооразом пешее. Для отражения арабских нападений необходимо было создать конницу. Карл Мартелл увеличил число своих дружинников и требовал, чтобы они служили на коне или приводили по несколько всадников. Конный воин, хорошо вооруженный, способный совершать на коне далекие походы, Стал основной силой нового франкского войска.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для образования нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы и наиболее зажиточные свободные франки.

Карл Мартелл проводил особую земельную политику. Нуждаясь в хорошо вооруженных и обеспеченных материально воинах, он широко практиковал раздачу земель из государственного фонда (пополнившегося в результате завоеваний и конфискаций земель мятежной знати) в военные бенифиции. He ограничиваясь государственными землями, Карл Мартелл частично использовал для этой цели церковные земли. Он конфисковал поместья тех епископов и настоятелей монастырей, которые принимали участие в восстаниях против него. Таких было немало в Нейстрии и Аквитании. Конфискованные у духовенства земли были превращены в бенифиции. B истории Западной Европы это была первая крупная секуляризация, т. e. передача в светские руки церковного имущества.

Карл Мартелл свергал всех неугодных ему епископов. Освободившиеся епископские места он подолгу не замещал, присваивал доходы, раздавал имущество. Епископский сан часто получали люди, не имевшие церковных степеней, не умевшие даже читать и проводившие жизнь в охоте и пиршествах. При этом они должны были своевременно являться к королю с военной свитой. Открытой враждой ответило на эту политику духовенство. Распространилось сказание, будто святые люди видели Карла Мартелла на том свете в тяжких мучениях, а когда разрыли его могилу, то вместо тело нашли змея.

Пипин Короткий, который положил начало новой династии Каролингов на престоле франкских королей, был сыном Карла Мартелла. Свое прозвище он получил за маленький рост. Пипин Короткий вначале также носил титул майордома. Короли Меровинги продолжали обычным порядком следовать один за другим, не прйнимая никакого участия в управлении государством. Пипин счел возможным свергнуть потерявшую власть династию.

При Пипине арабы были окончательно изгнаны из Галлии.

Пипин искал опору в церкви. Он проводил христианизацию германских племен в зарейнских областях, где силен был культ Водана - бога войны и победы. Как божественный идеал предводителя дружины, Водан воплощал в себе воинскую доблесТь, ум, умение колдовать, красноречие и щедрость. B его небесные чертоги (Валгалу) попадал лишь тот, кто пал в битве. Умерший естественной смертью не мог претендовать на пребывание в Валгале, участвовать там в роскошных пиршествах и постоянных битвах; его уделом

было терпеть нужду B подземном царстве (Гэль),

B отдельных местах встречались еще человеческие жертвоприношения. Многие принявшие христианство германцы хотя и признавали первенство Бога няд другими своими богами, однако втайне продолжали им молиться и приносили жертвы. Иные священники сами совершали жертвоприношения, ели жертвенное мясо животных, а потом совершали христианские обряды. Другие писали на грамотках тексты из Библии и на шкурке вешали на шею в виде амулета против дурного глаза или болезни. Новые проповедники старались искоренить эти обычаи, улучшить нравы: они хотели укрепить семью, помешать легкому расторжению браков, внушить народу понятие о чистоте жизни, как они ее понимали.

Монастыри собирали людей для работы. Монахи, послушники и крестьяне, находящиеся под их покровительством, вырубали лес под пашни и поднимали нетронутые еще земли. Обители, похожие на большие поместья с обширными службами, амбарами, мельницами, объединяли вокруг себя поселенцев.

Дапа римский назначил архиепископом франков Бонифация. По поручению папы Бонифаций принимал участие в больших франкских синодах, на которые съезжались епископы и светские вельможи. Он проповедовал для духовенства более строгий образ жизни, запрещал клирикам ношение оружия, пиры, охоту и битвы.

B Гессене Бонифаций сам срубил священный дуб бога Водана, чтобы продемонстрировать бессилие языческих богов.

Священники и монастыри должны были подчиниться власти епископов, над епископами устанавливалась власть архиепископов, архиепископы подчинялись папе, который утверждал их в сане, пересылая им паллий - белую с черными крестами шерстяную ленту. Решено было также возвратить церкви имущество, конфискованное при Карле Мартелле. Ho это сделали лишь частично, потому что у военных нельзя было отнять участки, доставшиеся им в награду.

К ФЕОДАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

ФРАНКИ: ОТ ВАРВАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 5.

ЗАВОЕВАНИЕ ГАЛЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. Франки - племенной союз, сложившийся к III в.н.э. из германского населения низовьев Рейна и ближайшего побережья Северного моря. Известное в литературе толкование этнонима франк - "свободный " - возникло позднее, а первоначально он понимался как "стремительный ", “необузданный ". Первое римское упоминание francі относится к 275 г.

С IV в. франки стали постепенно продвигаться в северо-западную Галлию. Освоение ими всей Галлии растянулось на несколько столетий. К середине V в. там расселилось не более 200 тыс. франков (способных носить оружие мужчин - 50-100 тыс.), а галло-римлян тогда насчитывалось более 6 млн. Преобладание германцев отмечено с VII в., а превращение их в ведущий этнос - с IХ в. Но в первое время варвары селились в привычных для себя условиях - во влажных речных долинах, тогда как местное население, давно забывшее о подсечно-огневом земледелии, знавшее регулярный севооборот, жило на сухих и плодородных береговых террасах. Так что, первое время, находясь в меньшинстве, германцы не смешивались с коренным населением, жили своими кровнородственными группами и общинами.

В процессе расселения у франков росла роль военных дружин. Их предводители - конунги - постепенно становились главами новых территориальных образований на завоеванных землях. Складывались уже известные нам варварские королевства.

Еще во время хозяйничания вестготов в Италии воинственный Хлодион (ок. 427-447) объединил салических франков, подчинил всю территорию современной Бельгии, дошел до Соммы, но затем столкнулся с римлянами, был разбит Аэцием и франки стали федератами римлян, закрепившись в северо-западной Галлии Преемником Хлодиона стал Меровей (447-456), давший имя династии. При неясности происхождения Меровинги - один из древних знатных франкских родов, воплощавших единство франков, имевший сакральное могущество. Отсюда внешняя особенность членов этого рода - длинные волосы, в которых заключалась их королевская дееспособность. Сын и преемник Меровея - Хильдерик I (456-481), по легенде, отличался распутством, совращал дочерей свободных франков, за что и был изгнан подданными, отдавшимися под покровительство главы галло-римского государства Эгидия. Хильдерик бежал за Рейн, к тюрингам, соблазнил там королеву Базину, с которой и вернулся в свое королевство, когда его призвали разочаровавшиеся в Эгидии франки. Базина и стала матерью основатель франкской державы Хлодвига. Сам же Хильдерик, столь склонный к авантюрам в личной жизни, в политике честолюбием не страдал: примирился с галло-римлянами, продолжал оставаться римским союзником, даже помог, после смерти Эгидия, придти к власти в Париже Сиагрию.



В 481 г. единым конунгом франков становится пятнадцатилетний Хлодвиг . Спустя 10 лет он разгромил римлян при Суассоне, а в 496 г. завоевал земли соседей, германцев - алеманов. В итоге он подчинил своей власти почти всю Галлию, а резиденцию свою разместил посреди р.Сены на острове Сите (центр совр. Парижа). Так было положено начало самому могущественному государству раннесредневековой Западной Европы.

Среди причин успехов именно франков и Хлодвига следует выделить следующее. Как и все германцы, франки в борьбе с погрязшим в противоречиях, разобщенным римским обществом сохранили внутреннюю сплоченность. Но, в отличие от большинства германских племенных союзов, они оказались на окраине римских земель, в отдалении от европейского Средиземноморья, ставшего в эпоху Великого переселения народов проходным двором. Сказалась и многочисленность франков, сохранивших тесную связь со своими коренными землями на Рейне, то есть по соседству. Это способствовало постоянному притоку свежих сил в Галлию. После первых успехов дальнейшему возвышению Хлодвига помогала и христианская церковь, искавшая в наступившем хаосе сильного покровителя, ибо галло-римляне недостаточно интересовались христианством. Дальновидный Хлодвиг учел выгоды союза с церковью. Будучи язычником,он старался налаживать добрые отношения с католическими епископами. Хрестоматийный пример – история с суассонской чашей. Франки забрали ее после победы у Суассона из Реймского собора. Архиепископ Ремигий ее просил вернуть. Король попробовал исключить чашу из традиционного раздела добычи, попросив у войска отдать ему чашу сверх своей доли. Но нашелся среди воинов принципиальный защитник старых традиций и разрубил чащу, чтобы король не получил ничего сверх положенного. Хлодвигу осталось передать посланнику прелата лишь обломки. Лишь спустя год на смотре, придравшись к плохому состоянию оружия, Хлодвиг разрубил этому воину голову со словами: "Так поступил ты с чащей из Суассона!" И короля стали бояться. Духовенство же оценило добрую волю молодого монарха и Римигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Важнейшим событием дальнейшего правления Хлодвига стало крещение, которому предшествовал его брак с бургундской принцессой Клотильдой - истовой католичкой. Под влиянием жены и после победы над алеманами, о которой он просил Христа, 25 декабря 496 г. Хлодвиг крестился в Реймсе со своей трехысячной дружиной. Именно то, что они крестились в ортодоксальной форме (считавшейся религией императорского Рима) и выделило Хлодвига среди остальных германских конунгов. Церковь признала его единым конунгом франков.

Крещение, однако, не повысило нравственности Хлодвига. И у салических, и у рипуарских франков было по несколько королей из одного старого рода, и все они в начале VI в. им планомерно истреблялись. Он без всяких угрызений совести расправлялся со всеми королями-родичами: на правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта натравил его сына, а когда тот избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили и сына. Присоединив земли Сигеберта, Хлодвиг заявил о своей непричастности к этим смертям. В других случаях он казнил побежденных королей с их детьми. Так, будучи внуком знатного франка Меровея, Хлодвиг основал династию Меровингов , которая просуществовала до 687 г.

БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ ПРИ МЕРОВИНГАХ. Франки были оседлыми земледельцами и животноводами. Жили они как в отдельно расположенных усадьбах-хуторах, так и в деревнях, о чем свидетельствует общее для таких поселений название вилла . Очевидно, что хутора возникали как выселки, создаваемые чаще всего молодыми семьями на свободных землях, при отсутствии таковых в родительских деревнях. Безусловное право расселения на свободных землях имели, очевидно, только местные жители, а для поселения пришельцев из других мест, где, очевидно, не хватало земли, требовалось общее согласие жителей деревни. Дома франков оставались простыми, с земляными полами, обычно заглубленными в землю до 20-30 см и более, площадью около 7-8 кв.м.

Принеся с собой традиции подсечно-переложного лесного земледелия, в Галлии под местным влиянием франки стали постепенно осваивать регулярный севооборот. При пахоте применяли усовершенствованное рало с железным наральником, от римлян восприняли тяжелый плуг, запрягавшийся одной-двумя парами волов. Появились у них сады и виноградники, что свидетельствовало о существенном прогрессе в агрикультуре.

Севооборот был принудительным: после снятия урожая убирались все изгороди между участками и пахотные наделы превращались в общее пастбище. Это называется системой открытых полей . В нашей литературе вслед за этой констатацией обычно следует утверждение: такая система предполагала, что верховная собственность на землю находилась в распоряжении территориальной организации - соседской общины. Но не все так просто.

Да, живущие по соседству земледельцы совместно решали вопросы организации пользования угодьями. Каждый франк имел право использовать неподеленные, общие луга, пастбища, водоемы, леса, участвовал в распределении свободных земель (для принятия переселенца со стороны - мигранта - требовалось единогласие всех жителей общины). Но основные земледельческие угодья уже находились в постоянном, переходящем по наследству пользовании отдельной семьи. По франкскому судебнику "Салической Правде " (записана в начале VI в.) пахотный надел безусловно закреплялся за большой семьей и назывался аллодом . Соседи на него не могли претендовать и лишь коллективно решали проблемы проезда к индивидуальным наделам, разбросанным в разных местах общинных земель в соответствии хозяйственными и наследственными потребностями. Такие участки огораживались и за нарушение ограды, за вхождение внутрь ее без разрешения хозяина полагалось наказание. Более того, судебник допускал и отказ от родства, то есть право выхода отдельной семьи из общины (путем отказа от взаимопомощи с другими родственниками). Так аллод превращался в отчуждаемую, передаваемую по наследству собственность. В дополнениях к "Салической Правде" конца VI в. аллод уже закреплялся в наследственное владение малой семьи. Вспомним, что индивидуальные хозяйства с земельными наделами в германской общине начали формироваться еще в первые века новой эры. Во франкском судебнике видно уже юридическое закрепление традиции индивидуальной хозяйственной деятельности с правами собственности на землю. Право аллодистов на выход из общины и декрет конца VI в. о наследственных правах малой семьи завершают у франков формирование частной крестьянской земельной собственности - аллода (он не мог лишь продаваться из-за отсутствия самого явления - купли-продажи земли в то время). Так что верховенство общины было не в правах собственности на землю, а в праве регулировать крестьянские права на нее . То есть община здесь выступает как юридическое учреждение при слабости, неразвитости раннегосударственных структур. Позднее, с развитием государственных органов, такие общины превратились в их низовые административные единицы.

Так сложился один из основополагающих признаков западноевропейского феодализма - частное землевладение. А сама франкская община превратилась в территориальную организацию, объединяющую землепользователей-соседей. Такая община, соединявшая вполне самостоятельных землевладельцев-аллодистов получила название - марка . При этом безусловной, частной собственности в современном понимании не было. В собственности общинника были только те участки, в которые был вложен труд (усадьба с постройками, садом и огородом, пахотная земля). В других случаях собственностью был не участок, в лишь то, что находилось на нем (напр., скошенное сено). Но права на помеченные деревья в общем лесу сохранялись только на 1 год.

Изложенное свидетельствует об изменении отношения варваров к земле. Раньше, в период германских завоеваний, право на землю определялось родовым обычаем, принадлежностью к конкретному племени, владевшему или захватившему определенную территорию. Отсюда, кстати, и право вождя управлять всей племенной территорией. Теперь же повышается роль труда, земледелия. Раньше основу своего существования варвары видели в захватах, использовании внешних ресурсов. Теперь, в условиях роста цивилизованности, в том числе под влиянием увиденного в римских землях, повышается роль собственной трудовой деятельности. Основой существования становится труд на земле - земледелие.

В условиях, когда семьи становились хозяйственно самодостаточными, то есть могли существовать за счет собственного труда, без помощи родственников и соседей (кроме экстремальных ситуаций), повышалась заинтересованность в обособлении - формируются дворы-усадьбы с аллодами и даже, как отмечалось, с правом отказа от родства. Это - переворот в варварском миропонимании. Земля остается основной ценностью, но именно та земля, в которую вложен свой труд. Она теперь воспринимается как своя, как собственность, на которую уже не может претендовать родич или сосед. От старых же, варварских, родовых традиций сохранились общинные права на остальные угодья, в которые труд не вложен.

По добавлению к "Салической Правде", сделанному в конце VI в., аллод наследовался только детьми владельца, то есть оставался за малой семьей. Причем, хотя женщина не могла наследовать землю, дочь аллодиста считалась законной наследницей любого его имущества и при отсутствии сыновей могла стать и владелицей земли.

В итоге деревня-вилла состояла из обособленных домохозяйств с ослабленными родственными связями, с усилением частных прав на землю, с чужаками - переселенцами. Обособление хозяйственной деятельности и наследственных прав порождало возникновение имущественного неравенства среди соседей. Об этом свидетельствует и разрешаемый в "Салической Правде" отказ от помощи бедным сородичам (процедура отказа от родства) и масса статей в ней с наказаниями за кражи.

Важно также иметь в виду, подчеркивал Ж. Ле Гофф, что у франков, как и у других германцев, приверженность к аллоду была даже сильней, чем у римлян к частной собственности, ибо только наличие аллода было доказательством личной свободы и общественного полноправия. Поэтому в V-VII вв. аллод воспринимался даже не столько как собственность, сколько именно как наследство, неотделимое от семьи. В такой форме, под римским влиянием, аллод возник у франков в Галлии. В общинах, наряду с полноправными франками жили и неполноправные - литыи даже рабы (сервы ). Вероятно, они обслуживали знатных. Вспомним, что знатными у германцев считались семьи, из которых выбирались военные вожди, старейшины и другие должностные лица. С формированием королевской власти общинные верхи превращаются в низший слой немногочисленной в то время королевской администрации. Аллод с правом отказа от родства способствовал выходу этого слоя из общины-марки и, в конечном счете, обособлению знати с ее земельными владениями от рядового населения. К тому же королевская власть как верховная получала право распоряжаться незанятыми, свободными общинными землями (герм. - альменда ). На эти земли короли сажали своих людей тоже на правах аллодистов. Для их поселения уже не требовалось согласие общинников. Это было оговорено и в "Салической Правде".

То есть, по сути, королевская, государственная власть присваивала себе право отчуждать альменду для формировавшегося слоя мелких земельных собственников, людей, служивших королю и не подчинявшихся общинным распорядкам - основы будущего рыцарства. В этом - суть процессов формирования господствующего сословия в эпоху Меровингов (VI-VII вв.). Уже по "Салической Правде" жизнь "сотрапезников короля" защищалась штрафами, в 9 раз превышавшими штраф за убийство рядового франка. С земельными владениями такие люди становились еще более значимыми.

Но, и в этом особенность меровингской эпохи, знать еще прямо не эксплуатировала рядовых общинников. В ее аллодах-поместьях трудились рабы и литы, то есть неполноправные. То же было и во владениях королей, герцогов. Основная же масса франков-общинников оставалась свободной и подчинялась королю лишь как верховному правителю: служила в ополчении, обращалась к королевской справедливости при межобщинных спорах и уголовных преступлениях, платила необременительные и нерегулярные налоги.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. В результате рассмотренных изменений прежнее племенное управление перерастало в государственное. Король (точнее все еще конунг), хотя и был полным хозяином только в своих аллодах, но располагал самой многочисленной дружиной и управлял всей альмендой, то есть незанятыми угодьями франков и завоеванными землями. Ему поступали доходы в виде уцелевших от римской эпохи налогов, так же как штрафы и пошлины. Народные собрания сохранялись лишь на местном уровне (в общинах и их территориальных объединениях - сотнях). В масштабах всей франкской территории они становились нереальными и заменялись ежегодными военными смотрами - мартовскими полями. Управление же сосредотачивалось в королевской резиденции, то есть в его усадьбе - дворе. Сюда, на совет, созывались герцогии другие крупные землевладельцы. На места - в округа-графстваназначались королевские агенты - графы , превратившиеся в течение VI-VII вв. в полновластных местных чиновников, осуществлявших в округах-графствах от имени короля судопроизводство, сбор налогов, набор войска и командованием им. Примечательно, что часто графы, как и епископы (главы церковных округов) назначались из более опытных в управлении и грамотных представителей галло-римской знати. В государственных чиновников стали постепенно превращаться и личные слуги короля - т. наз. министериалы .

В VI в, однако, еще сохранялись местные судебные заседатели - рахинбурги , выбиравшиеся народом. Вмешательство графов в их дела каралось смертью, что свидетельствовало о медленном изживании родовых институтов при Меровингах. Хотя постепенно графы, имея практически полную власть в своих графствах, настолько укрепились и превратились в крупных землевладельцев, что вступили в борьбу с королями за автономное от них существование. Аналогично повели себя позднее герцоги и другие знатные.

Таким образом, процесс социальной дифференциации франкского общества привел к формированию особого аппарата управления, известного под названием государства. При Меровингах оно было слабым, аморфным. Власть в лице короля и знати еще не покушалась на основные права свободных франков, владевших аллодами, участвовавших в ополчении и выборах местных органов управления и существовала, прежде всего, за счет эксплуатации в своих владениях неполноправных - рабов и литов. Поэтому государство и общество в эту эпоху можно называть до- или протофеодальным .

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ . Все вышеописанные процессы начались при Хлодвиге. Свидетельством консолидации франкского общества и формирования государственности стала кодификация обычного права, выразившаяся в появлении "Салической Правды". В дальнейшем все государственные законодательные акты исходили уже от королей.

После смерти Хлодвига в 511 г. государство было поделено между его четырьмя сыновьями. По обычаю наследство было разделено равными долями без преимущества старшему. Не было еще и стольного города, хотя Хлодвиг понимал значение Парижа и был там похоронен. По разделу Париж отошел к среднему сыну. Владения братьев располагались чересполосно. Братья совместно вели завоевания. Но принцип равного раздела неизбежно приводил к распаду общего государства, предотвратить который могло тогда только насилие. После смерти одного из братьев наиболее свирепый из сыновей Хлодвига – младший - Хлотарь лично зарезал двух малолетних племянников, позже захватил еще одного племянника и сжег в хижине с женой и двумя дочерьми. Так он в середине VI в. объединил все франкские земли, но вскоре умер и снова пришлось делить страну, теперь уже между детьми Хлотаря I, затем их женами – в ходе так называемой войны двух королев . Помимо личных амбиций властителей, усобицы вызывались неравномерностями развития различных регионов королевства.

Быстрее в направлении складывания крупного землевладения продвигалась Нейстрия (северо-западная Галлия с центром в Париже). Здесь было значительным галло-римское население, сохранялось крупное светское и церковное землевладение. Молодая франкская знать имела хороший пример для подражания, чем и воспользовалась. Северо-восточная часть Галлии - Австразия примыкала к коренным франкским землям и заселена была преимущественно свободными общинниками-франками и подчиненными им другими германцами. Крупных земельных владений здесь еще не было. Наконец, южнее Австразии располагалась Бургундия , весьма близкая ей по общественному развитию. Каждая область имела своих королей, боровшихся за самостоятельность.

Упомянутая выше война двух королев была наполнена драматизмом и хорошо иллюстрирует тогдашние нравы. Среди наследников внука Хлотаря было распространено многоженство, браки между братьями и сестрами, хватало при их дворах и наложниц. Наконец, австразийский король Сигберт , оценив ситуацию, решил отказаться от своих многочисленных жен из числа родственников и приближенных и жениться на девушке королевской крови. Это бы обеспечило и ему самому, и, главное, его наследнику, более высокое положение в тогдашней правящей элите. Выбор пал на дочь одного из вестготских королей - Брунгильду . Торжественно было справлено бракосочетание, на котором присутствовали сопровождавшие невесту испанские готы, получившие римскую образованность и усвоившие их манеры, изысканные галлы, вежливые и вкрадчивые, суровые франки Нейстрии и одетые в звериные шкуры грубые австразийцы.

Король Нейстрии Хильперик решил не отставать от своего брата и тоже отправил послов в Испанию, к вестготскому королю, которые выпросили у того младшую дочь, сестру Брунгильды, юную Гелесвинту . Но, в отличие Сигберта Хильперик образцовым мужем пробыл недолго. От робкой, шокированной нравами нейстрийского двора, и, возможно оттого - фригидной Гелесвинты, он вскоре вернулся к одной из своих прежних любовниц, пылкой служанке Фредегонде . Та сумела убедить Хильперика в неверности Гелесвинты, которая и была убита. А коварная Фредегонда стала, наконец, королевой.

Брунгильда побудила своего мужа Сигберта отомстить вероломному Хильперику и между братьями, а равно между Австразией и Нейстрией разгорелась война. Фредегонде удалось подослать к Сигберту наемных убийц. Потеряв короля, первоначально успешные австразийцы отступили. Но в овдовевшую в 28 лет Брунгильду влюбился сын Хильперика и обвенчался с нею. По настоянию Фредегонды, заинтересованной в будущем собственного отпрыска, Хильперик был схвачен и убит.

После многочисленных столкновений, убийств, смерти Хильперика Нейстрийского борьба двух королев продолжалась с переменным успехом. Брунгильда от имени сына, затем внука правила Австразией и Бургундией. Королем Нейстрии стал, как и мечтала Фредегонда, ее сын, под именем Хлотаря II (613-629). Вскоре и Фредегонда умерла. Наконец Хлотарь II, поддержанный австразийской знатью, одержал победу над Брунгильдой, которую привязали за волосы к хвосту необъезженного коня и пустили в поле…

В этой, полной драматизма истории есть и социальный смысл. Брунгильда, в борьбе в Нейстрией вынуждена была опираться на австразийских крестьян, которые там составляли большинство. Поддерживали ее и соседние германцы, надеявшиеся на богатую добычу. Вооруженные же силы Нейстрии состояли, прежде всего, из магнатов и служилых людей, участвовавших в войне не из любви к своему королю, а из желания пограбить, что часто и делали. То есть объективно Брунгильда вела дело к сокрушению силы и размеров земельных владений магнатов, к сохранению общины и мелких крестьянских владений-аллодов от посягательств знати. Разумеется, месть за сестру сыграла роль катализатора конфликта, но спустя десятилетия едва ли была ведущей для отличившейся государственным умом Брунгильды. И погибла она в результате измены австразийско-бургундской знати, которая перешла на сторону более близкого ей по политике Хлотаря II.

Кстати, толчком к восстанию австразийской знати против своей королевы стала попытка Брунгильды впервые в Европе передать трон, чтобы воспрепятствовать дроблению королевства, исключительно старшему сыну, а не делить владения между всеми сыновьями по древнему обычаю. Ибо это и приводило обычно к борьбе сыновей умершего короля за обладание всем его наследством. В конце концов, через длительный кровавый опыт порядок престолонаследия, предложенный Брунгильдой, в Европе утвердился, что свидетельствует о государственном уме этой королевы. Но австразийской знати надоела диктаторская политика престарелой королевы.

Хлотарь II же за свою победу над Австразией расплатился серьезными уступками в пользу знати, серьезно ослабившими его собственную власть.

Итак, в войне двух королев к началу VII в. победа досталась Нейстрии, что отразило усиление роли знати у франков вообще и стремление правящего сословия Австразии укрепить свою поземельную власть по примеру нейстрийцев. Усиление знати означало очередное ослабление королевской власти. Начинается период правления слабых, как их тогда называли, "ленивых королей".

Прежние королевские военные слуги, оседая на землю, получая ее на правах аллодов, то есть в собственность, начинали тяготиться службой и превращались в практически независимых местных администраторов. Не имея сил властвовать, последние Меровинги потеряли интерес к активной политике, замкнулись в своих поместьях, предпочитая всему охоту и… вырождались как монархи. По обычаю Меровингов, получая корону в младенчестве, к 14-15 годам они уже становились отцами. Из-за излишеств бурной молодости они доживали обычно лишь до 24-25 лет. Никогда по родовой традиции не подстригавшиеся, они дичали, жили замкнуто в своих поместьях, ездили как крестьяне, в повозках, запряженных волами, и представления не имели о государственных делах. Страной же правили майордомы , которые обычно и способствовали такому губительному образу жизни своих господ-королей. Их тоже было 3 - в Нейстрии, Бургундии и Австразии.

Пользуясь апатией королей, знать начинает присваивать общинные земли и подчинять самих крестьян, заставляя нести себе службу и лишая их прав на землю. Слабым королям крестьянское ополчение было не нужно, и они крестьян не защищали, да и сил на это не имели. Но недовольством рядового населения воспользовался майордом Австразии Пипин Геристальский . Он сумел объединить всех франков и с 687 г. стал единым майордомом королевства. При нем меровингские принцы воспитывались в монастырях и содержались под надежным присмотром, ожидая, пока на них падет выбор майордома. Извлеченные на свет, они отращивали волосы и выполняли церемониальные функции. В качестве королей они жили в скромных поместьях, откуда доставлялись во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрания под эскортом в простой повозке, запряженной парой волов.

Таким образом, в меровингскую эпоху во франкском обществе уже полностью выделилось правящее сословие и государственная, королевская власть. Но основная масса населения оставалась свободной, не подвергавшейся эксплуатации. Главной функцией правящего сословия явилось управление, консолидация населения, защита его и занимаемой территории, а также захваты других земель с целью увеличения богатств и влияния знати. И лишь постепенно правящее сословие, укрепившись в успешных войнах, начинает подчинять и собственных общинников.

Итак, благополучие правящего сословия зависело уже не от даров с королевского стола, а от земельных владений. Получив их, знать практически сравнялась с королями по наличию конкретных материальных благ и начинает тяготиться своим подчиненным положением. Отсюда - стремление к сепаратизму. Но возможности служилого слоя пока еще ограничивались их аллодами и королевскими пожалованиями. Однако вокруг лежали огромные массивы общинных земель, в принципе, никем и ничем не защищавшиеся, кроме старых первобытных традиций. И знать начала их постепенно прибирать к рукам. Это отмечается с середины VII в. Но какое-то время настойчивость знати уравновешивалась огромным численным превосходством крестьян, которые поддержали, в частности, Пипина Геристальского. Поэтому массового подчинения крестьян пока не было. Оно началось в следующем, VIII в., при другой династии.

Так за двухсотлетнюю эпоху Меровингов франки прошли путь от консолидации в рамках единого государства до начала формирования феодальных порядков.

Однако позже историки пришли к выводу, что такого франкского правителя всё-таки не было. Кроме того, средневековые хронисты писали о том, что Фарамонд и последующие короли франков вели свой род от троянцев , которые прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии . Здесь существуют многочисленные расхождения - чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней .

Происхождение имени

По легенде, одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей , правивший приблизительно с по 457 год . Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Факт его существования не очевиден, но Меровинги были убеждены в его реальности и гордились своим происхождением от него. По легенде, Меровей был рождён женой Хлодиона от морского чудовища.

Длинноволосые короли

Краткий исторический обзор

Более подробную историческую справку можно получить из статей о каждом из королей династии Меровингов (см. список королей Франции)

Первым историческим вождём салических франков большинство историков признают Хильдерика (около - около ), сына легендарного Меровея. Именно при нём будущая территория франкского королевства начала расширяться. Он сражался под предводительством римского полководца Эгидия с вестготами и оказал поддержку полководцу Павлу в борьбе с саксами .

Но истинным основателем королевства франков является сын Хильдерика Хлодвиг (около -), внук Меровея. Он вёл активную завоевательную политику и значительно расширил владения франков, став основателем Франкского королевства (лат. Regnum Francorum ). Хлодвиг присоединил к своим землям север Галлии , одержав в 486 году победу над Сиагрием , объявившим себя «царём римлян» на землях между Луарой и Сеной . Затем расширил границы своего королевства вплоть до верховий Рейна , разгромив аламаннов в битве при Толбиаке в 496 году . Около 498 года Хлодвиг принял крещение и благодаря этому получил поддержку галло-римской знати и духовенства. На протяжении всего своего правления Хлодвиг совершал многочисленные набеги на земли вестготов, окончательно разгромив их в 507 году в битве при Вуйе . Кроме того, в период его правления была издана «Салическая правда », а столицей стал Париж . С Хлодвига начинается так называемый «меровингский период» в истории Франции , который продлился с конца V века до конца VII века .

По германской традиции после смерти Хлодвига королевство было поделено между его четырьмя сыновьями: Теодорих стал королём Реймса , Хлодомир - Орлеана , Хильдеберт - Парижа и Хлотарь - королём Суассона . Раздробленность королевства не помешала франкам объединить свои усилия для совместных действий против бургундов , государство которых было покорено после затяжной войны в 520-530 годах. Ко времени сыновей Хлодвига относится и присоединение области будущего Прованса , оказавшееся бескровным. Меровингам удалось добиться передачи этих земель от остготов , втянутых в длительную войну против Византии .

После смерти Хлотаря II ему наследовали два его сына - Дагоберт и Хариберт . Правление Дагоберта ( -) было особенно успешным, так как ему удалось ненадолго укрепить престиж королевской власти и проводить успешную завоевательную политику. Он сумел присоединить к своему королевству земли алеманнов, совершил несколько походов в Италию , Испанию и славянские земли Центральной Европы и даже ненадолго захватил Бретань . Но для поддержки знати и духовенства Дагоберту приходилось раздавать земли, что исчерпало запасы государственного земельного фонда (фиска). Дагоберт умер в 639 году и был похоронен в базилике аббатства Сен-Дени , которая с этого момента стала главной усыпальницей французских королей.

Несмотря на недолгое усиление королевской власти при Дагоберте, все больше власти получали майордомы (лат. major domus - управляющий дворцовым хозяйством) во всех трех королевствах. Они заведовали доходами и расходами королевского двора, командовали стражей, выступали в качестве представителей королей перед знатью. Период бездействия королей и фактического правления майордомов принято называть периодом «ленивых королей» .

Но всё-таки имя и сакральный статус Меровингов позволили наследникам Дагоберта оставаться у власти ещё некоторое время. К примеру, Сигеберт III , сын Дагоберта, почитался франками как святой. Поэтому попытка майордома Гримоальда Старшего отстранить Дагоберта II , сына Сигеберта, от власти закончилась казнью Гримоальда. История Дагоберта II, отстранённого от власти майордомом (его отослали в Ирландию , но он вернулся), стала отправным пунктом исторической фантазии М. Байджента, Р. Лея и Г. Линкольна о спасении Меровингов .

Падение Меровингов затянулось на столетие. После неудачи Гримоальда майордомы стремились использовать сакральный статус королей в политической борьбе: после поражения Австразии в войне против Нейстрии безвластный австразийский король был увезен в Париж, что означало потерю Австразией самостоятельности. Во второй половине VII века франкское государство вновь распалось, но в первой трети VIII века его объединил Карл Мартелл , могущественный победитель в битве при Пуатье . Несмотря на успехи, Карл не решился занять трон. Долгое время майордом, принявший вместо престола титул вице-короля , избирал другую тактику. Престол оставался вакантным, пока сыновья Карла Мартелла не возвели на него Хильдерика III , до того времени заключенного в монастырь.

Государство Меровингов ещё в значительной мере было языческим. Не менее важно и то, что христианизация не имела в нём статуса государственной политики: католическую веру распространяли добровольцы-миссионеры, зачастую прибывшие из соседних регионов. Такие проповедники в -VII веках обращали язычников, живших во внутренних районах государства франков - в окрестностях Парижа, Орлеана и т. д. Влияние папы в государстве франков было практически незаметно. Показательно то, что для низвержения Меровингов (с учётом прошлых неудачных попыток) потребовалась также санкция папы.

Хронология и территории

Период Суассон Париж Орлеан Мец
- Хлодвиг I
- Хлотарь I Хильдеберт I Хлодомир Теодорих I
-
- Теодеберт I
- Теодебальд
-
-
Период Нейстрия Париж Бургундия Австразия
- Хильперик I Хариберт I Гунтрамн Сигиберт I
-
- Хильдеберт II
- Хлотарь II
-
- Теодорих II Теодеберт II
- Сигиберт II
-
Период Нейстрия + Бургундия + Австразия Аквитания
- Дагоберт I Хариберт II
-
Период Нейстрия + Бургундия Австразия
- Хлодвиг II Сигиберт III
-
- Хлотарь III Хильдерик II
-
- Теодорих III Хлодвиг III
- Дагоберт II
- (Майордом Пипин Геристальский)
- Хлодвиг IV
- Хильдеберт III
- Дагоберт III
- Хильперик II
- Хлотарь IV (Майордом Карл Мартелл)
-
- Теодорих IV (Майордом Карл Мартелл)
- Карл Мартелл
Период Нейстрия + Бургундия + Прованс Австразия + Аламания + Тюрингия
- Майордом Пипин Короткий Майордом Карломан
- Хильдерик III
-
- Пипин Короткий стал королём. Конец династии Меровингов.

Меровинги в современной культуре

  • В книге «Код да Винчи » Д. Брауна Меровинги фигурируют как потомки Иисуса Христа, что позаимствовано Брауном (вместе со всей псевдо-исторической частью «Кода») из книги Байджента, Лея и Линкольна «Священная загадка ».
  • В фильме «Матрица » одного из героев зовут Меровингеном .
  • В книгах А. Мартьянова «Фафнир» и «Мировой кризис» потомки Меровингов образуют секретное общество, которое стремится к возвращению власти. В цикле «Вестники времен» Меровинги выступают как потомки Иисуса и родоначальники династии графов Тулузских, что и является причиной их вражды с французскими королями.

См. также

Примечания

Библиография

Источники

  • Большие хроники Франции = Grandes Chroniques de France.
  • Григорий Турский. История франков = Historia Francorum. - М. : Наука, 1987.
  • Из грамоты короля Дагоберта относительно рынка в районе Парижа (629 г.).
  • Из грамоты короля Дагоберта ресбахскому монастырю (635 г.).
  • Маркульф. Формуляры актов.
  • Продолжатели Фредегара. Хроника = Chronica.
  • Салическая правда = Lex Salica. - М. : Образц. тип. им. Жданова, 1950.
  • Сборник капитуляриев. (Капитулярии, формулы, декреты, постановления, акты и другие законодательные памятники Меровингов, примыкающие к Салической правде)
  • Фредегар.

В конце VI - начале VII в. в Меровингском королевстве, после кратковременного объединения государства Хлотарем I в 558-561 гг., начался долгий период войн между его наследниками. Победителем, однако, стала франкская знать. В октябре 614 г. знать, кроме аквнтанской, собралась в Париже на всегосударственное собрание и пригласила на него Хлотаря 11.18 октября 614 г. король издал эдикт, в котором пошел на значительные уступки светской и духовной аристократии.

Утверждались все земельные пожалования, сделанные прежними королями. Уничтожались все «неправедные», с точки зрения знати, налоги. Наоборот, утверждались действующие пошлины. Объявлялась свобода епископских выборов и подсудность клириков их судам, а также патронат церкви над вольноотпущенниками. Графы назначались только из числа местных собственников. Имущество умерших без завещания наследуют родственники, а не казна; завещания в пользу церкви становятся правомочными.

Римское наследие было освоено и внутренне трансформировано. На руинах позднеантичного и раннемеровингского обществ зарождался ранний феодализм. Его ярким внешним, политическим проявлением стала борьба за должность майордома. В ходе долгих междоусобиц формируются региональные сообщества знати во главе со своими наиболее сильными магнатами-майордомами.

Так, в Австразии советниками юного регионального короля Дагоберта стали майордом Пипин и Мецкий епископ Арнульф. Их дети Анзегизель и Бегга, вступив в брак, дали начало династии Арнульфингов/Пипинидов (будущих Каролингов). Меровинги оказались после 639 г. под контролем своих майордомов, получив от более поздних современников прозвище «ленивых королей».

Отныне не короли, а майордомы ведут между собой ожесточенные войны за власть. Вторая половина VII - начало VIII в. прошли под знаком нескончаемых войн, интриг, переворотов, казней майордомов и магнатов, свержений «ленивых королей».

В 687 г. Пипину II Геристальскому из Австразии удалось разбить нейстрийские войска и стать единым майордомом всего королевства (687-714). При нем майордомат окончательно становится наследственным.

Незадолго до его смерти в королевстве вновь разразился кризис власти, который в конце концов завершился тем, что единым майордомом стал сын Пипина Карл Мартелл (Молот) (ок. 688 - 741). Карл умиротворил зарейнскую часть Австразии, уничтожил около 716 г. герцогство среднерейнских франков Франконию (Тюрингия потеряла герцогский статус еще в 700 г.), раздробив его на более мелкие графства, и даже сумел покорить отпавшую Аквитанию. В 743 г. на престол был возведен последний король Меровингской династии - Хильперик III, который правил до смены династий в конце 751 г.