Чудак из 6б краткое. «Чудак из шестого «Б. Основные персонажи повести

Они были такие незаметные, эти маленькие люди, на большом бетонном поле среди могучих, многотонных самолетов.

И летчики были ничуть не лучше всех остальных. Они только немножко увереннее шли по летному полю, разговаривали и смеялись.

Самолет вырулил на взлетную дорожку, дал полный оборот моторам и взлетел.

Он уже превратился в тоненькую горизонтальную полоса ку, а я все смотрел ему вслед и думал про людей, которые сидят там в удобных креслах, и им совсем не кажется удивительным, что они так высоко над землей.

Я уже летал сотни раз и никак не могу привыкнуть,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.- Страшно, но волшебно. Этакую многотонную штучку подымают в небо.

Прилетел другой самолет. Когда он уже бежал по полю, то на хвосте у него выскочило два маленьких парашюта.

Посадочная скорость очень большая,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.- Парашюты для торможения.

Прошли пассажиры. Они были веселые, разговаривали и смеялись, а летчики шли молча.

«Устали, - подумал я. - Нелегко, вероятно, управлять самолетом».

Как вы думаете, Иннокентий Иннокентьевич, меня возьмут в летчики? - Сам не знаю, как у меня выскочил этот вопрос, и теперь я боялся, что он засмеется или начнет говорить об этом слишком громко и нас услышат чужие люди.

Он посмотрел на меня, и я увидел, как в стеклах его очков играют солнечные лучики, и в солнечных лучиках маленькие, далекие, колючие глаза. Они всегда одинаковые, по таким глазам ни о чем не догадаешься.

Знаешь, важно не бояться и хотеть,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

А я не боюсь и хочу,- ответил я.

Нравилось мне, что он говорил как-то по-своему. А то другой бы обязательно сказал: если ты будешь хорошо учиться и т. д., то возможно…

Все и так уже сейчас знают, что учиться надо, можно об этом лишний раз не напоминать. А многие взрослые об этом напоминают просто от лени. О другом ответе надо думать, а этот сказал и отвязался.

Ты решил стать летчиком? - спросила Нина.- А говорил, поедешь в Сибирь.

Ты что-нибудь слышала о летчиках, которые открывают на своих самолетах залежи полезных ископаемых? Они летают над Сибирью, утюжат сибирскую тайгу. А в самолете у них специальный прибор, он все отмечает. Где руда, где вольфрам, где никель.

Нет,- ответила Нина.- Не слыхала.

И другие, конечно, в вашем классе не слыхали?

Может быть, Костиков знает. Он иногда читает «Юный техник».

Придется тебе им про это растолковать,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

Придется,- ответил я.


* * *

В день маминого рождения я всеми силами старался не вставать, пока мама не уйдет. Плохое у меня было настроение, и неизвестно, что говорить маме. Подарка я ей так и не купил.

Открыл один глаз и осторожно поглядывал, как она собирается на работу. Обычно по утрам она ужасно веселая и энергичная, а сегодня она была печальная.

Конечно, день рождения, а никто не поздравляет. Точно она живет не в семье, а на необитаемом острове.

«У меня плохое настроение - это так,- подумал я.- Но мама не виновата, что я такой легкомысленный тип».

Встал, подошел к маме и сказал:

Поздравляю.

Спасибо,- сказала мама.- А я решила, что ты забыл.

Чмокнул маму в щеку. Он нее пахло молоком.

Когда я маму поздравил, она сразу повеселела. Для нее все было в порядке. Я ее поздравил, папа тоже, конечно, поздравит. Значит, все в порядке. Правда, когда папа бывал дома, то он всегда дарил ей подарки: духи там или новый шарфик. А тут папы нет.

Она-то не знала, что папа все поручил мне. Это ведь было нашей мужской тайной.

Мама побегала еще немного по комнате. Переодела кофточку. У нее такая привычка - утром обязательно два раза переодеваться. А потом ушла.

И тут зазвонил телефон. Длинный, продолжительный звонок междугородного телефона. Ольга Андреевна решила, что это звонит ее сын, и бросилась к аппарату. Но оказалось, что это папа.

Мама уже ушла,- сказал я.

Какая жалость! - ответил папа. - Ну, ты ее поздравил?

Конечно,- сказал я.- Поздравил.

Что ты ей подарил? - опросил папа.

Слышно было, как назло, очень хорошо. Когда где-нибудь в кино или в театре изображают телефонный разговор, то обычно бывает плохо слышно и артисты кричат во все горло и путают слова, и от этого выходит всякая путаница. А тут было слышно превосходно.

Но я все же притворился, что не расслышал вопроса.

Что?-крикнул я.- Не слышу, повтори еще раз.

Рядом стояла Ольга Андреевна, а папа так заорал в трубку, что не только я или Ольга Андреевна, а прохожие на улице могли услышать его голос.

Прижал трубку к уху изо всех сил, несколько раз «чтокнул» и, не слушая папу, повесил трубку.

Телефон зазвонил снова.

Не вешайте трубки, - сказала телефонистка.- Разговор не окончен.

Ничего не слышно,- ответил я.

Нет, слышно,- сказала телефонистка.- А если вы глуховаты, позовите кого-нибудь с нормальным слухом.

Папа,- сказал я,- теперь я тебя слышу хорошо.

Ну, что же ты купил маме?

Ничего? - удивился папа.- Зря я на тебя понадеялся. А почему ты, собственно, ничего не купил?

У меня нет денег.

Как - нет? Ты их потерял?

Не потерял, а нет.

Хотел ему все объяснить, но по телефону это трудно.

Ну, понимаешь…- Надо было какого отделаться, и я сказал: - Проел на мороженое.

Так,- оказал папа.- Силён мужик.- Помолчал.- Обидно, что ты меня подвел.

Папа не попрощался со мной и повесил трубку.

Никогда он не кричал и не ругался на меня и даже никогда не сердился. Такой он был человек. Всегда говорил про меня: «Мал еще, вырастет-поймет». А тут ничего такого не сказал, повесил трубку, и все.

День был скучный. В школе я ни с кем не разговаривал. А если ко мне кто-нибудь приставал, огрызался. Хотелось поругаться.

Вечером некуда было деваться. А мама все время спрашивала, почему я такой грустный.

Тоска заела меня просто смертельная. Оделся и вышел.

У староарбатского метро остановился и купил себе мороженое. Весь рубль проел на мороженое. Последний папин рубль. Меня прямо тошнило от этого мороженого. А я ел и ел, не знаю почему. Вероятно, от одиночества и от жалости к себе хотел все свои внутренности заморозить.

Потом стал приглядываться: искал веселую молодую парочку. Мне когда скучно, я всегда так делаю. Найду такую парочку и иду следом за ними. Интересно на них со стороны смотреть: медленно они идут, останавливаются, где только можно. И все время смеются.

А я иду следом и делаю все то же, что и они.

Они остановятся у витрины. И я остановлюсь. Они начинают смеяться. И я про себя смеюсь. Даже если ничего смешного на ум не приходит, растягиваю губы и корчу рожи. А потом мне действительно делается смешно.

Но сегодня был невезучий день. Молодые парочки не попадались, а всё какие-то солидные. За такими не увяжешься: они или загоняют до пота, или засохнешь от тоски.

Взял и позвонил Нине.

Хотел поздороваться, но не стал. А то еще подумает, что навязываюсь.

А, Борис. Давай заходи в гости.

Прямо сейчас?

Конечно.

Походил минут двадцать для солидности у Нининого подъезда и зашел.

Вся их семья была в полном сборе. Пришлось здороваться со всеми за руку.

Потом Иннокентий Иннокентьевич повел меня в другую комнату и показал свою коллекцию.

Это было неслыханное богатство. В большом ящике, в отдельных гнездах, лежали эмблемы разных автомашин. Олени, быки, львиные головы, антилопы, самолеты, звезды, копья.

Эмблемы были тщательно отникелированы. Они были холодные, блестящие и недоступные. Я гладил, перебирал их, расставлял на столе.

Ну как? - спросил Иннокентий Иннокентьевич. - Как тебе моя коллекция?

В порядке,- ответил я.

Я так был растерян, что просто больше ничего не мог сказать.

Будешь собирать такую же?

Попробую,- ответил я робко.

Тогда для начала возьми себе пять эмблем.

Что вы, Иннокентий Иннокентьевич. Такая ценность!

Бери, тебе говорят. Презираю коллекционеров, которые не поддержат товарища.

Я посмотрел на коллекцию и не знал, на чем остановиться. Мне даже жарко стало. Наконец я собрался с духом и взял три эмблемы.

Я взял три самые старые, облупленные эмблемы, чтобы не обидеть Иннокентия Иннокентьевича. Потом помялся и взял две получше: серебристую, с синим пятнышком эмблему итальянской машины «фиат» и чешскую квадратную пластиночку с видом гор Высокие Татры - эмблему машины «татра».

Сейчас я тебе заверну их,- сказал Иннокентий Иннокентьевич.

Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» - это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.

Владимир Железников

Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным - не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.

Первая книга Железникова - «Разноцветная история» - вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов. По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие. За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.

С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер в 2015-м.

Владимир Железников, «Чудак из 6 "Б"»

Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова - в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну - «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».

Борис Збандуто - главный герой повести

Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой - ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).

Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).

Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.

Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу. Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме. В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.

Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», - это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно. Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является. Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.

Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.

Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.

Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 "Б"» («Тетрадь с фотографиями»)

В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.

Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.

В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.

Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами. Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему. Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.

Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.

В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.

В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.

В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее. Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам. А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.

В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым - его призвание.

«Чудак из 6 "Б"» («Женитьба дяди Шуры»)

Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение - «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.

Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке. Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом. Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.

Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой - преподавательница музыки Надежда Васильевна. Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной. Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.

Главные герои - дети

Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.

Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» - такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.

Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей.

Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Еще один подопечный чудака - первоклассник Толик, добрый мальчик из Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.

Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.

Один из важных героев-детей второй повести - владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был готов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.

Главные герои - взрослые

Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого - тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.

Еще один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.

Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец - хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.

Весёлая история Бориса Збандуто, ученика шестого «Б» класса одной из московских школ.

Уезжая в командировку в Сибирь, отец поручил мне покупку подарка к маминому дню рождения - сам он вернуться к празднику не успевал. Так мне в руки попали десять рублей. Десятку я разменял на следующий день. Мой закадычный друг Сашка Смолин не поверил, что такие большие деньги - мои. Чтобы доказать это, я повёл его в кино. Но началась эта история с возвращения в нашу школу Насти Монаховой. Она уезжала на год - уехала гадким утёнком, а вернулась красавицей. Мы с Сашкой влюбились в неё одновременно. Именно из-за Насти я и согласился стать вожатым первого «А». Когда наша вожатая возложила на меня это ответственное поручение, смеялся весь класс: ну какой из меня вожатый. Только Настя сказала, что воспитать из малышни примерных октябрят - дело серьёзное. Эти слова и заставили меня согласиться.

Моя мама, учитель физкультуры и гимнастка, отнеслась к этому скептически - она считала меня балбесом. Я и сам очень быстро забыл о своей высокой миссии вожатого. Тем временем «наша дружба с Сашкой из-за Насти зашла в тупик». Когда я с ней разговаривал, Сашкина румяная физиономия становилась мертвенно-бледной, мне же лучший друг являлся в ночных кошмарах.

Моя малышня явилась за мной сама. Мне пришлось-таки зайти к ним в класс. Запомнить их всех я не смог, и сгоряча пообещал сводить весь первый «А» в автоматическую фотографию. Втягиваться в возню с октябрятами я начал после того, как глазастая первоклашка Наташа Морозова отвлекла меня от ответственного футбольного матча «шестой Б против шестого А». Девчонка испугалась собаки, и мне пришлось проводить её домой. По дороге я узнал, что мама Наташи умерла, отец работает в Африке врачом, а сама Наташа живёт с бабушкой-пенсионеркой.

Сашка долго презирал меня за то, что я бросил матч, а «первоклассники одолели меня окончательно». Я с головой погрузился в проблемы первого «А», успевая при этом сводить Настю на прогулку и потратить очередной рубль из маминого подарка. За Настей мы с Сашкой решили «ухаживать под покровом полнейшей тайны, пока она не полюбит одного из нас. Побеждённый гордо удалится».

Оказывается, Настя шутила, когда говорила о важности работы вожатого. Мне даже немного обидно стало. Однажды один из моих первоклашек попросил меня застегнуть ему штаны. Это было последней каплей. Я написал заявление о том, что «ухожу в отставку с высокого поста вожатого, поскольку это мешает моей личной жизни». Наша вожатая заявление моё взяла, но тут меня атаковали мои октябрята - начали просить, чтобы не уходил. Чтобы не поддаться жалости, я начал вспоминать, как разнимал драчунов, и зашивал Наташке порванное гвоздём платье. К моему удивлению «все эти воспоминания не вызвали во мне ни протеста, ни негодования». На прощание я всё же решил сводить моих подопечных в автоматическую фотографию. Зайдя в первый класс, я написал об этом на доске, и вдруг начал вспоминать о своих первоклашках, об их наивных и живых мордашках. На следующее утро я не только забрал у вожатой заявление, но и отказался идти с Настей в кино.

В кино Настя пошла с Сашкой, а я с головой погрузился в возню с октябрятами. На автоматическую фотографию и пирожки с повидлом я потратил ещё несколько рублей из «подарочной» десятки.

А через некоторое время разразился скандал, «неожиданный и грандиозный. Меня вдруг решили с треском снять с должности вожатого». Как раз в тот день я должен был вести ребят в цирк. Хотел - в цирк, а попал к директору. Сидя в приёмной, я вспоминал, из-за чего всё это случилось. Началось с того, что Наташка испугалась ящерицы, которую подсунул ей в парту одноклассник. Тогда я решил бороться с трусостью научными методами - собрал первоклашек у себя и устроил в тёмной комнате «аттракцион ужасов». Стрельцова мою «психотерапию» только со второго раза. Дома она всё рассказала маме. Та немедленно отправилась к директору, и вместе с этой историей, поведала ему о двух других.

Одна из них произошла в самом начале моей деятельности, когда я ходил по домам своих подопечных. Отец первоклассника Толика коллекционировал фарфор. Мальчонка и угостил меня чаем из самой редкой коллекционной чашки, которую я, конечно, разбил. Я-то не знал, какая она редкая, поэтому осколки собрал и выкинул. Разразился скандал, о котором вскоре узнала Стрельцова-старшая.

Ещё одна история произошла у Стрельцовых. Тогда старшие члены семьи Стрельцовых относились ко мне без предубеждения и спокойно оставили свою Зину на моё попечение. Зина пригласила Наташку и Толика, и веселье началось. В результате новая жёлтая юбка Зининой мамы оказалась испачкана чернилами. Я предложил её перекрасить. Пятно не исчезло, а мои отношения со Стрельцовой-старшей сильно осложнились.

Как на грех, в тот день, когда директор узнал о моих подвигах, я получил сразу пять двоек - Насте поручили подтягивать отстающих, и я решил во что бы то ни стало занять это место. Увидев эти двойки, директор вдруг вспомнил, что получил на меня письмо из милиции. «Дело в том, что меня вывели со скандалом из бассейна. Я там был на соревнованиях и засвистел в два пальца». Но засвистел-то я не просто так. Я тогда решил сделать из первоклашек спортсменов, вот я и привёл их в бассейн. Сердитый тренер заставил всех нас раздеться, но выбрал только Стрельцову. Я заявил ему, что «дело у них поставлено плохо» - соревнования проигрывают, а молодое и здоровое пополнение брать отказываются. После этого разговора были показательные соревнования, на которых я освистал пловца этого самого тренера.

Моя педагогическая карьера висела на волоске, когда в директорский кабинет вломились мои первоклашки и начали меня защищать и отстаивать. Вот тут директор и заметил у меня в руке тетрадь, куда я вклеил все моментальные фотографии своих малышей. Он полистал тетрадь и оставил меня вожатым.

В этот день я увидел Стрельцову-старшую ещё раз. Мы собирались в цирк, и заметили, что Генка не явился. Отправившись за ним, я обнаружил, что мальчишка помогает матери-уборщице сгребать снег - про цирк он ей не сказаал. Тогда мы все вооружились лопатами и начали помогать, а Стрельцова-старшая, проходя мимо, назвала меня чудаком, словно обругала. Но я на неё не обиделся, а в цирк мы всё равно попали, и я потратил на мороженное остатки заветной десятки.

Подарок я маме так и не купил. Мне пришлось притвориться, что я забыл о дне рождения. «Я окончательно запутался и как сын, и как воспитатель». Дело в том, что учительница моих первоклашек заболела, и мне поручили караулить класс во время контрольной. Я пожалел их и написал шпаргалку, которой воспользовались все, кроме Наташки. Она и получила единственную в классе двойку. Наташка - человек правдолюбивый, списывать она не стала принципиально, а когда я её упрекнул, девчонка перестала со мной разговаривать.

Днём позвонил папа и потребовал отчёта - что купил маме, когда и где. Пришлось признаться, что деньги я потратил. Так же смело я решил признаться нашей новой вожатой, что первоклашки списали из-за меня. Сашка тоже преподнёс мне сюрприз. Настя нашла у себя в парте букетик цветов, и решила, что положил их туда Сашка. Я уж решил, что пришла пора «гордо удалиться», как вдруг Сашка заявил, что он здесь не причём, а цветы Настя сама купила. Тут мне пришлось вмешаться и заявить, что этот несчастный букет принёс я. После этого Сашка долго бегал от меня, «как заяц». После этого я признался вожатой в преступлении, и поздравил маму по телефону.

В универмаге, где я пытался поймать Сашку, мне встретилась наша бывшая вожатая - теперь она работала продавщицей. Я рассказал ей всю историю. Она сказала, что у меня педагогическое призвание, и одолжила два рубля - маме на цветы. Потом я догнал Сашку, мы купили цветы и пошли ко мне на именинный пирог.

Несколько дней было тихо. Все первоклашки приходили ко мне, кроме Наташки, а потом я узнал, что у девчонки воспалился аппендицит, и её увезли в больницу. Бабушке её я сказал, что Наташа задержится в школе, а потом мы всем первым «А» заявились в больницу. Хирург удивился, успокоил меня, а потом подмигнул - он тоже оказался чудаком. Я подмигнул в ответ и вдруг подумал, что именно благодаря первому «А» я «живу жизнью, которая сделала меня счастливой».

29 июня 2016

Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» - это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.

Владимир Железников

Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным - не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.

Первая книга Железникова - «Разноцветная история» - вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов. По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие. За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.

С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер Владимир Железников в 2015-м.

Владимир Железников, «Чудак из 6 "Б"»

Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова - в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну - «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».

Борис Збандуто - главный герой повести

Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой - ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).

Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).

Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.

Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу. Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме. В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.

Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», - это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно. Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является. Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.

Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.

Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.

Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 "Б"» («Тетрадь с фотографиями»)

В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.

Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.

В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.

Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами. Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему. Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.

Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.

В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.

В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.

В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее. Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам. А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.

В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым - его призвание.

«Чудак из 6 "Б"» («Женитьба дяди Шуры»)

Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение - «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.

Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке. Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом. Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.

Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой - преподавательница музыки Надежда Васильевна. Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной. Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.

Главные герои - дети

Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.

Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» - такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.

Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей.

Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Еще один подопечный чудака - первоклассник Толик, добрый мальчик из интеллигентной семьи. Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.

Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.

Один из важных героев-детей второй повести - владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был готов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.

Главные герои - взрослые

Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого - тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.

Еще один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.

Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец - хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.