Кто такие духи природы?

Добавлено в закладки: 0

Элементы и их обитатели

Наиболее полным и элегантным изложением оккультной пневматологии (ветвь философии, имеющая дело с духовными субстанциями) человечество обязано Филиппу Аурелиусу Парацельсу (Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм), Королю Алхимиков и Герметических Философов, истинному обладателю Королевского Секрета (Философский Камень и Эликсир Жизни). Парацельс верил, что каждый из первичных четырех элементов, известных древним (земля, огонь, воздух и вода), состоит из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции.

Воздух, следовательно, двойственен по природе, это осязаемая атмосфера и неосязаемая летучая субстанция, которая может быть названа духовным воздухом. Огонь является видимым и невидимым, различимым и неразличимым. Это духовное эфирное пламя, проявляющее себя через материальное субстанциональное пламя. Вода понимается как состоящая из плотной жидкости и потенциальной сущности жидкой природы. Земля также имеет две существенные части, низшая из которых неподвижная, земная, а высшая – прореженная, подвижная и виртуальная. Общий термин элементы приложим к низшим, или физическим фазам этих четырех первичных элементов, а термин стихийные сущности (elemental essenses) к их невидимым духовным составляющим. Минералы, растения, животные и люди живут в мире, состоящем из грубой стороны этих четырех элементов, а из различных их комбинаций состоят живые организмы.

 
Генри Драммонд в своей книге «Естественный закон в духовном мире» описывает этот процесс следующим образом: Если мы проанализируем ту, материальную точку, с которой начинается жизнь, мы обнаружим, что она состоит из не имеющей структуры желеобразной субстанции, напоминающей яйцо. Она состоит из углерода, водорода, кислорода и азота. Имя ей – протоплазма. Это структурная единица, с которой начинается не только жизнь живых тел, но и из которых она строится дальше. «Протоплазма, – говорит Хаксли, – простая или с ядром, есть формальный базис всей жизни. Это глина Гончара».
Водный элемент древних философов претерпел метаморфозу и стал водородом в современной науке; воздух стал кислородом; огонь – азотом; земля – углеродом.

Стихиали, элементалы

Как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых существ, так и невидимый, духовный аналог видимой Природы (составленный из разреженных элементов видимого мира), согласно Парацельсу, населен сонмами любопытных существ, которых он назвал стихиями и которые потом были переименованы в природных духов.

Парацельс разделял их на четыре группы, которые названы им гномами, ундинами, сильфами и саламандрами. Он учил, что они являются на самом деле живыми созданиями, во многом напоминающими по форме человеческие существа и населяющими свой собственный мир, неизвестный людям в силу недоразвитости их чувств, неспособных проникнуть за пределы грубых элементов.
Цивилизации Греции, Рима, Египта, Китая и Индии верили в сатиров, духов, фей и гоблинов. Они населили море русалками, реки и источники – нимфами, воздух – феями, огонь – ларами и пенатами и землю – фавнами, дриадами и гамадриадами. Эти духи почитались в высшей степени, что выражалось в соответствующих им подношениях. Иногда, в силу различных атмосферных условий или же своеобразной чувствительности верящих в духов людей, эти духи становились видимыми. Многие писали о них так, как будто они общались с духами, обитателями тонких сфер Природы.

По мнению многих авторитетов, боги античности были на самом деле стихийными духами, потому что многие из этих невидимых имели впечатляющую внешность и восхитительные манеры. Греки называли демонами некоторых из этих стихийных духов, особенно высших порядков, и поклонялись им.

Распространенная долгое время среди людей идея о том, что невидимые элементы, окружающие землю и живущие в ней, являются разумными созданиями, кажется невероятной для прозаических умов сегодняшнего времени. Однако ее считали правдоподобной многие выдающиеся умы. Сильфы Фасия Кардана, миланского философа, саламандры, которых видел Бенвенуто Челлини, пан св. Антония и маленький красный человечек, или гном Наполеона Бонапарта занимают свое место в истории.

Литература проникнута концепцией духов Природы. Озорной Пук в шекспировском «Сне в летнюю ночь», стихийные духи в розенкрейцеровской поэме А. Поупа «Ломание замка», таинственные создания в романе Лорда Литтона «Занони», бессмертный Медник Белл и знаменитые шляпы в горах Катскилл, которые связаны с Рип Ван Винклем, – все это фигуры, хорошо знакомые изучающим литературу. Фольклор и мифология всех народов полны легенд об этих таинственных маленьких существах, населяющих старые замки, сторожащих сокровища, спрятанные в земле, и строящих свои дома под шляпками поганок. Феи являются предметом восхищения детей, и большинство детей неохотно расстается с верой в них. Не так уж давно в них верили и выдающиеся умы, и еще остается под вопросом, в какой степени такие люди, как Платон, Сократ и Ямвлих, были не правы, когда они открыто признавали их реальное существование.

75415414_75066770_DAL2

Из книги Мэнли П.Холл  «Энциклопедическое изложение масонской, герметической,  каббалистической и розенкрейцеровской символистической философии»

 

0

Автор публикации

не в сети 7 часов

Администрация

5

Рады приветствовать Вас на нашем портале! Любви и Добра Вам!

Комментарии: 6Публикации: 302Регистрация: 10-08-2014
Опубликовано в Стихии и их обитатели.

Добавить комментарий

Войти с помощью: